Легенда как жанр фольклора
Устное народное творчество появилось тогда, когда человек начал говорить. Тогда же появились легенды.
В словаре Ожегова говориться, что легенда – это поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.
А в учебнике Кутузова дается другое объяснение, что легенда — это фольклорный литературный жанр, в котором представлено мифологизированное повествование об имевшем место в реальности важном историческом событии. О деянии исторической личности; характерной чертой жанра является идеализация событий и героев.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения развития жанра легенды.
Выбор темы обусловлен возрастающим интересом к устному народному творчеству, к прошлому своего народа.
Предметом исследования стали легенды, как один и интересных, по мнению автора жанр фольклора.
Целью работы является показ истории появления развития художественного своеобразия.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
• Изучение теоретического вопроса по теме реферата.
• Анализ художественного своеобразия анализируемых легенд
Методы исследования: Работа со справочной и научно-популярной литературой, анализ текстов.
Большую помощь в написании реферата оказали следующие книги: Толковый словарь Ожегова, учебник по литературе Кутузова, народная проза Азбелева.
Происхождение и развитие жанра
Легенда появилась тогда, когда человек начал говорить.
Легенда, как и предание, - созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность. Но в отличие от предания основным содержанием легенды является нечто необыкновенное. Конечно, и в преданиях встречаются элементы фантастики. Однако здесь она всегда выполняет вспомогательную функцию, не составляет основы содержания. В легенде же фантастика, чудесное лежит в центре повествования, определяет обычно его структуру, систему образов и изобразительных средств.
Легенда – это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме. Если рассматривать понятие легенды шире, то можно сказать, что это – фольклорное произведение с элементами чудесного, но, тем не менее, воспринимаемого как достоверное. Например, как легенда о Троянской войне.
Легендой люди пытались объяснить какие-либо непонятные явления. Например, легенда о ковыле (приложение).
В обиходном значении — что-то невероятное, выдумка.
Легенда не обязательно создается на основе произведения иного типа-рассказа очевидца или предания, - а может рождаться из других легенд путем контаминации или переосмысления мотивов, путем объединения нескольких легенд или вычисления части одной легенды в самостоятельно бытующий текст.
Легенда всегда отображает действительность сквози призму того или иного верования либо той или иной совокупности верований. Важная общественная функция легенды – подкрепить верование, повествуя о чудесном. Чудесное может иметь проявления самые разнообразные, начиная от деяний божественных сил и кончая, например, колдовской неуязвимостью народного заступника и проделками домашних духов. Если в легенде говорилось, допустим, о водяном или о русалке, об ангела или о черте, то исполнитель не сомневался, что эти персонажи реально существуют в окружающем его мире. Если он рассказывает, как Разин, нарисовав на стене лодку, прыгнул в нее и уплыл из тюрьмы, то мыслится, что это возможно и в повседневной жизни для таких чародеев, как Разин. Пока сохраняется незыблемость верования, продолжают жить в репертуаре основанные на нем легенды. С утратой верования легенды перестают бытовать либо изменяют свою функцию и воспринимаются как развлекательные рассказы.
Христианские легенды иногда являют собой вольную переработку в народной среде того или иного евангельского рассказа – описанного апостолами эпизода жизни на Земле Христа. Но чаще источниками устных легенд служили так называемые апокрифы. Это не признавшиеся церковью литературные сочинения религиозного содержания. Хотя они считались ложными и были даже официально запрещены, в дошедших до нас средневековых рукописях много апокрифических сказаний.
Жанр в Саратовской области
Слагались легендарные рассказы о Разине как о великом грешнике, обреченном на вечные мучения за пролитую кровь. Они никогда не смешиваются с преданиями. Проклятье Разина церковью, ненависть имущих классов, темнота и отсталость темнота и отсталость некоторых слоев крестьянства – вот источник таких легенд. Происхождение легенд о Разине – грешнике и разбойнике – в настоящее время так и осознается с самими рассказчиками: «О Степане Разине в то время говорили как о разбойнике; тогда как попы, так и народ говорил. А что он нес народу освобождение – шепотом». Но и в этих легендах волжский атаман изображается сочувственно, скорее как несчастный человек, чем преступник.
В связи с выученным, можно сделать вывод:
Легенда – предание о каком-либо историческом событии.
Ты видел, как плачут и убиваются ласточки - касатушки, когда у них забирают птенцов? Нет? Жаль. Вот так и матери Аши метались по степи, провожая в неведомый полон лад и чад. Подлетали к дороге, чтобы в последний раз припасть к груди своей кровинушки, но звери - нехристи били их камчою, растрепанных, обезумевших от горя и отчаяния.
Тогда они взбегали на курганы, махали оттуда руками, кричали последние напутственные слова, рвали в безысходности свои поседевшие волосы и голосили, голосили. Тяжело, беспросветно, внадрыв.
Потом, когда несчастные дети в дорожной пыли и сумеречном степном мареве, падали живыми снопами на курганную землю, бились в беспамятстве в судорожных рыданиях, рвали волосы, проклиная горькое свое материнство, мачеху-судьбину и призывая на головы врагов-погубителей небесные кары.
Ковыль Это седые волосы матерей тугою взошли на горючих прощальных слезах. Оттого и мягок и волнист он. Не красив, а манит материнской нежностью своею. И на вкус солоноват да горек. Знай: и один зверь, ни одна животница, ни одна птица не осмелится употребить в пищу эту святую траву – ковыль; ни один человек не рвет его в букеты – какая же это радость?
Ведь материнские поседевшие волосы(
Комментарии