Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Литературный Троицк

Судьба городов, как и людей, не имеет определённого постоянства. Зачастую пора бурного взлёта и славных успехов сменяется полосой затишья, забвенья. Вот и наш г. Троицк за все годы своего существования знавал разные повороты судьбы, разные её превратности. Был он и в ореоле славы, и на захолустных задворках азиатской провинции.

В предрассветие лета 1743 г. , на высоком левобережье реки Уй, в переводе на русский язык означающие Дума - река, остановился лагерем экспедиционный отряд драгун под командованием бригадного генерала И. И. Неплюева.

Троицк очень рано утратил своё первоначальное военно-оборонительное предназначение, превратившись в торгово-ярмарочный город, в уездный центр, в центр третьего отдела Оренбургского казачьего войска. Одной из потребностей граждан явилось приобщение троичан к грамоте, потому как без азов грамоты нельзя вести коммерческие дела или исполнять чиновничьи обязанности в различных ведомствах. Поэтому не только в центральной части города, но и в слободах и предместьях, во всех церковных пригородах действовали приходские училища, а затем с 1828 г. и двухлетние церковноприходские школы.

В 1912 г. Троицкое городское училище стало называться высшим начальным училищем.

По высочайшему повелению императора Александра в Троицке в начале 70-ых годов XIX столетия была учреждена мужская гимназия (1876 г. ). И в первую очередь нельзя обойти вниманием тех, кто помогал становлению гимназистов, кто дал им путёвку в жизнь. Среди преподавателей, известных в России, особо отметим крупного русского языковеда, русско-польского лингвиста, профессора Н. В. Крушевского. Его трудовая жизнь начиналась в Троицке, где он преподавал древние языки в мужской гимназии. На протяжении трёх лет, начиная с осени 1875 г. и до весны 1878 г. , Николай Вячеславович наряду с преподавательской деятельностью в свободное время изучал санскрит-древнейший, местные говоры, диалекты, записывал пословицы и поговорки, услышанные от троичан, написал первую научную работу «Заговоры, как вид русской народной поэзии».

Знатные купеческие династии Троицка не только задавали тон в делах коммерческих, но и ощутимо влияли на весь жизненный уклад города. Так их стараниями открывались всё новые и новые учебные заведения, библиотеки. Троицк начала XX в культурном отношении был неизмеримо более значителен Троицка нынешнего. Здесь существовало около десятка частных типографий. Если во 2-й половине и в конце XIX в. троичан вполне удовлетворял выпуск малоформатных печатных газет «Троицкий листок», «Ярмарочный вести», то начало второго десятилетия XX в. и особенно канун Октябрьской революции буквально наводнили Троицк газетами разного калибра и толка: Кадетская «Свободная речь», эсеровский «Молодая Россия», «Голос города», «Свобода народа», кадетская «Троицкая газета».

На фоне этой газетной разноголосицы твёрдо и уверенно зазвучала уездная экономическая и общественно - литературная газета «Степь». Издавалась она усилиями прогрессивно настроенных журналистов и местных социал -демократов С. Жеребцова, И. Кочинского, Т. Дерибаса, Н. Васильева, С. Артецкого, И. Амшурина, А. Браиловского и др.

В 1912 г. по заданию газеты «Правда» в Троицк из Петербурга приезжает революционер - профессионал, поэт — фельетонист Федор Сыромолотов («Федич»). Занимаясь работой по возрождению в Троицке нелегальной организации РСДРП, Ф. Ф. Сыромолотов устраивается на должность секретаря редакции газеты «Степь» и вскоре становится её фактическим редактором. Официально же редактором газеты был Шмуль Сосновский, он же издатель и владелец типографии «Энергия».

Те, кто интересуется историей родного края, хорошо знают, что с нашим городом многое связано в жизни башкирского писателя Мажита Гафури, татарского поэта Габдуллы Тукая, народного поэта Каракалпакии Ажинияза Косыбай - улы, казахского писателя Ибрая Алтансарина, потому как Троицк в былые времена считался порубежным центром нескольких национальных культур.

В своей работе хочется упомянуть и имена людей, кого мы считаем ровесниками своего века. Ведь через несколько лет об их творчестве будут говорить в прошедшем времени, как о людях, живших и творивших свои произведения в другое время, в другую эпоху.

До октября 1917 г. Троицк был не только крупным экономическим центром, но и одним их духовным родников татарской культуры. Он является городом поэта, город поэтов. Здесь часто жил и творил просветитель и поэт - классик татарской, башкирской, казахской литературы М. Акмулла, учился и начал свою творческую жизнь поэт - гражданин Мажит Гафури, лечился кумысом великий Габдулла Тукай, учительствовал и писал стихи поэт Шайх - заде Бабич. В Троицких газетах и журналах печатались тончайший лирик Дардмэнд (золотопромышленник Закир Рамиев) и Акром Галимов. С тех пор прошло 90 лет. Для истории - это миг, для отдельных людей - это жизнь почти двух поколений. Время жестоко. Оно беспощадно заметает следы человека. Одним из таких затерянных следов является след поэта Акрома Галимова. Это талантливый 20 - летний поэт в своё время был общественно - активным литератором, принимал деятельное участие в развитии культуры и просвещения в Троицке. В своём творчестве Акрома Галимов продолжал традиции Акмуллы, Гафури и Тукая. В своих стихах он обличал реакционных мулл, иманов, блюдолизов, раболепствующих перед баями. Поэт пробовал перо и в драматургии. Он написал комедию «Вопрос о масле или глупый мулла». Комедия издана в Троицке и поставлена на сцене. Писал он и статьи, причём на двух языках, на татарском и казахском. Молодой поэт печатался в Оренбургском журнале «Шура» и астраханской газете «Идеал». Сатирические стихи поэта появились под псевдонимами Чалла -татар (что означает полутатарин, отец его был татарином, мать - казашкой) или Кара буры егай - темнокожий справедливый юноша. А Галимов издал в Троицке книгу стихов «Джегитнен жимешлэрэ» («Плоды молодого человека»). Но эту книгу в городе уже не найти. Наша память коротка. Книга была в годы, известные нам, изгнана из библиотек, а стихи поэта были преданы забвению. А. Галимов в Троицк приехал их Казахстана, Кустаная. Год его рождения неизвестен. Поэт работал секретарём казахского журнала «Айкап», издававшегося в Троицке. Низкая зарплата, тяжёлая работа, бедность, временами он был вынужден работать в редакции до 5 часов утра, не только заниматься выпуском журнала, но и делами, вплоть до отправки журнала. Погиб поэт в неполные 20 лет, пал жертвой эксплуатации людей алчных, не понимавших, не оценивавших его дарований. Давно это было.

Ещё до Великого Октября, когда в местной Троицкой газете появился молодой сотрудник, имя которого вскоре стало широко известно на Урале, имя большевистского журналиста, публициста революции - Самуила Цвиллинга.

Цвиллинг работал в качестве секретаря местной газеты «Степь». И именно здесь, в Троицке, в газете «Степь» ярко проявились его литературные способности журналиста - публициста.

Анализ содержания номеров «Степи», вышедших во второй половине 1915 года и в начале 1916 годов, показывает, что почти в каждом номере публиковались те или иные работы Цвиллинга. Заметки, статьи, корреспонденции, стихи, рассказы, рецензии, басни и фельетон - весь это жанровый арсенал журналистики широко и умело использовал молодой сотрудник «Степи» для пропаганды своих партийных взглядов и борьбы за новую жизнь. «Поток людей», «Лучше поздно, чем никогда», «Гримасы азарта», «Продовольственный вопрос», «В городской думе», Барская идеология», «Голый покойник», «Патентованный патриотизм», «Фавориты», «Международные финансисты», «Беженцы в Оренбурге» - таков далеко не полный перечень его произведений, опубликованных в «Степи» за подписью «С. Цвиллинга», а также под псевдонимами «СЦ» «Ц» «С. Ленин», «С. Валерии».

В своих произведениях, несмотря на цензуру, Цвиллинг критически оценивал происходящие события, смело высказывал свои взгляды и мысли. Смелые критические выступления авторов «Степи» находили с одной стороны друзей, а с другой - врагов и недоброжелателей.

«Пройдут годы. Прорезанный сетью железных дорог, усеянный школами и библиотеками край взрастит новое многочисленное поколение читателей, которые в свою очередь создадут не одну и не две газеты в приуральской степи».

Как верно и пророчески писал Цвиллинг!

Самуил Цвиллинг был не только, как теперь говорят, партийным функционером, но и поэтом:

«На Бой! На Бой!» - грохочут эхом пушки.

«Убей! Убей! » - проходит по войне.

«Люби! Люби!» - петь солнышку на опушке.

«А -у!»-кричу затерянный в лесах.

«А -у!» - в ответ душа сродственница.

«Молись! Молись», - глубокий шепчет страх.

Я -звук! Я- слух! Я- глаз. Я- мысль двойная.

Я -жизнь и смерть. Я - тишь. Я гром в горах

Ему судьба опустила всего 35 лет. И в них сотни, нет, пожалуй, тысячи дорог и друзей, что любили его самозабвенно, по нему мерили свои жизни.

Его при жизни именовали создателем нового типа литературы. Хотя большим писателем он, несомненно, стал бы лишь в будущем, в той половине жизни, которая так и не состоялась.

Глава 2. Литературная культура города

2. 1. «Урал – земля золотая» А. Климов

Он был Личностью, Человеком, Первопроходцем, этот жизнелюбивый троицкий парень - Анатолий Матвеевич Климов, которого мы так крепко любим. и помним.

17 октября 2005 года исполнилось 95 лет со дня рождения нашего земляка, писателя, журналиста, общественного деятеля - Анатолия Матвеевича Климова.

В нашем городе пришли его детские школьные годы, здесь он начал свою журналистскую и литературную работу. Осенью 1917 года Климов начал учёбу в одной из Троицких начальных школ (школа № 9). Он был одним из лучших учеников, особенно ему удавались сочинения - они были похожи на меньшие рассказы, очерки, зарисовки.

Весной 1926 года А. М. Климов окончил среднюю школу, стал членом Троицкой комсомольской организации. По заданию комсомола 16-летний комсомолец начал работать в библиотеке, а затем был приглашён в газету «Вперёд». В жизни комсомольца Климова начался новый этап увлекательной, трудной, ответственной работы, требующей больших знаний.

В 1930 году комсомолец Климов был направлен комитетом ВЛКСМ на Крайний Север, на освоение Арктики. Восемь лет он проработал там журналистом. Климов был не просто наблюдательным собирателем фактов, он был прямым и непосредственным участником освоения Арктики советскими людьми. Был активным работником советской печати на Севере, журналистом социалистического строительства в Заполярье.

В поездках по Ямальской тундре по крупицам собирал Климов в преданиях тазовских ненцев, в их песнях - сказках упоминания о смелом Ваули. Повесть так и осталась незаконченной: Климову не удалось найти продолжения рассказов о герое в Восточной Сибири, где затерялись следы каторко. Но маленькая повесть издана, она и поныне живёт. Написанная ярко, сочным языком, она радует поэтикой северного фольклора, образной народной речью и глубокой симпатией автора к бедному кочевому народу.

В Троицке, на родине писателя, в филиале Челябинского областного госархива хранятся рукописание варианты его северных рассказов.

Их этих незабываемых поездок - первые рассказы Климова. Они выходили в 30 - е годы в его книге «Сердце тундры», в альманахе «Год XX», в сборниках «На суше и на море», «Потерянный круг», «Народы Северного Урала», в журналах «Уральский следопыт», «Костёр», «Пионер», «Работница». Помимо газет «Рыбак», «Паутина», «Красный Север», первых газет за Полярным кругом, в выездных редакциях которых мотались они с Володей Смирновым и Гришей Князевым по рыбацким артелям и промыслам, на месте выпуская листки - газеты, помимо областных, краевых газет, его имя появляется в «Правде», «Известиях», «Комсомольской Правде», «Литературной газете».

В 1935 году выходит в свет его книга «Сердце тундры». В этом году Анатолий Матвеевич начал работать над книгой «Мы из Игарки», которая в 1939 году была на выставке в Нью-Йорке, где привлекла всеобщее внимание. Высоко оценил эту работу Ромен Роллан. Книга создавалась по замыслу и плану М. Горького. Во главе всей этой работы в качестве её непосредственного организатора и руководителя был А. М. Климов, он помогал и бережно и тщательно редактировал написанное юными авторами. В 1938 году книга игарских пионеров была издана в Москве.

В том же году Анатолий Матвеевич вернулся на Урал в город Троицк. Здесь он целиком посвятил себя литературной работе, печатается в альманахе и журналах, окунувшись с головой в жизнь социалистического Урала. Он ездит по городам, сёлам, собирает материал для своих литературных произведений.

Климов стал организатором и создателем ещё одной книги, которая принесла ему известность. Книга «Урал - земля золотая» - это воплощение завета М. Горького о создании книг юными авторами. Климов посетил 120 городов и районов Урала, отредактировал сотни рукописей, дал тысячи консультаций. В каждой строке книги запала частица его сердца.

Началась Великая Отечественная война. Климов - коммунист рвётся на фронт, но мешает этому состояние здоровья. Тогда писатель борется с врагом оружием художественного слова. Он ведёт большую работу в тылу на предприятиях, совхозах, колхозах. В эти годы с новой силой проявляется талант писателя - журналиста.

Для сбора материала для новой книги он побывал на передовой линии фронта, в партизанских отрядах, в прифронтовых городах и сёлах. Получилась волнующая книга о героизме юных советских патриотов, об их подвигах, о той помощи, которую они оказывали взрослым в годы войны.

В 1943 году Климов приступает к работе над книгой об Урале -«Каменное сердце». Эта книга о коренных уральцах, знаменитых горняках, но творческие замыслы не были завершены. 27 июня 1945 года его жизнь оборвалась.

В нашем городе именем писателя названа одна из самых центральных улиц, открыт музей - квартира, где собраны его личные вещи, книги, фотографии, документы. Но самым замечательным памятником являются его книги.

2. 2. Ручьёв Борис Александрович

(Кривощеков)

(1913-1973)

Мы жили в палатке

С зеленым оконцем,

Промытой дождями,

Просушенной солнцем,

Да жгли у дверей

Злотые костры

На рыжих каменьях

Магнитной горы.

Эти слова из слова из известного стихотворения Бориса Александровича Ручьёва высечены на гранитном постаменте памятника, который стоит у подножия Магнитогорской горы, - брезентовой палатки. Памятник был установлен ещё при жизни поэта, и он любил приходить сюда. Возможно, здесь он размышлял о своей судьбе. Тяжёлая выпала ему доля. Несправедливо осуждённый, 20 лет провёл на каторге и в ссылке.

Испытав мороз и голод молча,

Грудью встретив камни и ножи,

Горд я тем, что не завыл по — волчьи,

В волчьих стаях молодость прожив,

Даже крик свой, рвущийся наружу,

В горле сжав, чтоб не рванутся в бой

Шёл я житъ в предутреннюю стужу

Как на волю - в каменный забой!

Черный труд свой не прокляв ни разу,

В жизни - никого не сбивший с ног,

Горд я тем, что душу от заразы —

Для друзей и родины сберёг.

Лишённый права защищать Отчизну с оружием в руках, в 1942 году Борис Ручьёв создаёт глубоко патриотическую поэму «Невидимка», посвященную Великой Отечественной войне.

Поэт выстоял, сберёг свою душу, не обозлился и тогда, когда ставший родным Магнитогорск отказывался после возвращения принимать «врага народа». Он прославил и свой город, и наш своими удивительными стихами, которые известны далеко за пределами нашей страны.

Родился Борис Александрович Ручьёв (Кривощеков) 15 июня 1913 года в Троицке.

Отец Ручьёва - Александр Иванович Кривощеков - был учителем, одним из образованнейших людей дореволюционного Урала и Зауралья, изучал фольклор и этнографию, занимался литературным творчеством. Мать поэта, Евгения Лаврентьевна Еремина, до замужества тоже учительствовала, прекрасно знала русскую литературу, любовь к которой стремилась привить детям: Борису, Галине и Нине.

Раннее детство будущего поэта прошло в Троицке. Позже он рассказывал: «Город моего детства - Троицк. маленький заштатный городок. Но по впечатлениям детства- это целая страна, непонятная, неразъяснённая. Революция: красные алые ленты через весь город. Горы бумаги. Выстрелы ночами. ».

Здесь в 1922 году Ручьёв поступил учиться сразу в третий класс высшего начального городского училища.

Борис очень любил своего деда, Ивана Егоровича, в доме которого поселилась семья Кривощековых. Дед был охотником и рыбаком, часто брал с собой внука в Леси на озёра с ночёвкой. Впечатления от задушевных бесед с дедом запомнились Ручьёву на всю жизнь. В 1928 - 29 годах он учится в Кургане, в школе – девятилетке. Становится постоянным участником «Литературных четвергов», организованных при городской газете. Сам начинает писать. После учёбы возвращается в село Звериноголовское, увлекается творчеством.

Осенью 1930 года со своим другом, поэтом Михаилом Люгариным, едет в Москву, надеясь опубликовать свои стихи в столичной печати. Похвалили, но сказали, что надо еще « поучиться у больших мастеров».

Здесь, в Москве, набрели друзья на «Вербовочный пункт», где записывали на Магнитострой, о котором тогда были наслышаны по всей стране.

Борис Ручьёв, которому не было ещё и восемнадцати, прибавил себе два года, чтобы его взяли.

Так в октябре 1930 года будущий знаменитый поэт оказался в Магнитогорске. Позже он вспоминал: «. Весь берег Урала до самого подножия Магнитной был усеян походными палатками из белого, трепещущего на ветру брезента. Мы поверили в то, что построим здесь самый огромный и самый совершенный мировой завод. Построим небывалой красоты город и превратим долину в цветущий сад. Эта единая и неистребимая вера и суровая работа во имя исполнения будущих желаний сделали меня стихотворцем».

Борис Ручьёв стал членом литературной группы «Буксир», которая даже издавала свой журнал. Стихи молодого поэта быстро стали пользоваться популярностью.

Большая трудовая закалка, которую прошёл Ручьёв, дала ему право сказать о себе:

Я знаю завод с котлована, с палатки,

С чуть видимой дымки над каждой трубой,

Здесь каждый участок рабочей площадки.

Сроднился с моей невеликой судьбой.

Это и определило тематику его ранней лирики. Первая книга стихов «Вторая родина» вышла в Свердловске в 1933 году и была переиздана в Москве.

В 1934 году Борис Ручьёв стал делегатом первого Съезда писателей СССР и вернулся в Магнитогорск с членским билетом, подписанным А. М. Горьким.

Весной 1957 года после долгого отсутствия Ручьев возвращается на Урал. Решением областной писательской организации он назначается руководителем Магнитогорского городского литературного объединения. Работает увлечённо. Одна за другой выходят в свет его книги: «Лирика» (1958), «Красное солнышко» (1960), «Проводы Валентины» (1960), «Прощание с юностью» 1961). На страницах журнала «Урал» печатаются в течение 1961 - 1962 годов главы из «Интернациональной истории», а в журнале «Москва» публикуют его поэму «Любава».

В 1963 году Бориса Ручьёва награждают орденом Трудового Красного Знамени, а в 1967 - м присуждают Государственную премию РСФСР имени А. М. Горького.

Ручьёва выбирают делегатом V Всесоюзного съезда писателей, вернувшись с которого, поэт написал: «Что касается меня, вся моя жизнь связана с Уралом, с Магнитогорском. Родной город давал и даёт живительную силу моим стихотворениям, без него я не мыслю себе творчества».

2. 3. Математик и поэт П. П. Баранов.

В моей жизни была встреча с интересным человеком, поэтом города Троицка. Удивительна жизнь этого человека.

Гражданская война. Погибает отец. Вместе с матерью мальчишка покидает родное село, измученное нищетой и голодом. И сколько же пришлось пережить и всё же выжить! Может быть, здесь, в лютых, нещадных ударах жизни появились в его душе искорки добра и света: не жестокость, а свет и добро наперекор мятущемуся, никого не щадящему лихолетью.

Павел Петрович в раздумье о той далёкой поре. Он сухонький, ссутулившийся, в очках, сидит за столиком. Детство - оно такое муторное, такое вымученное.

- Учился, где попало и как попало, - Павел Петрович говорит медленно, будто идя на ощупь от слова к слову. - Решил стать учителем. Это не казалось самое главное, то, что надо людям, чтобы оторваться от страшных недугов неустроенной жизни.

Задумка Павла Петровича была не из легких. Помощи никакой. И всё же окончил школу, а потом и пединститут.

Образцовая средняя школа № 12. Она была самой лучшей в городе, и послали туда его, молодого учителя математики учить детей.

То были тридцатые годы. Все гуще и удушливее припахивало гарью войны. Репрессии. Взвихривали человеческие судьбы, зачастую ни в чём не повинных людей и разбивались навеки. Всё настораживало перед недобрым. А Павел Петрович учит детей. И не только математике, но и тому, что вокруг, что совсем близко, пока неведомое детскому понятию. А уже намечены судьбы многих из тех, которые ещё сидят за партами, решают задачи, учат стихи, шалят и по - детски радуются доброте молодого учителя. Многие будут в горниле войны, многие не вернутся. Но до этого ещё не дожили.

1939 год. Павел Петрович Баранов - директор этой же школы. Многие его ученики уже в институтах. Об их добрых делах Павел Петрович узнавал из писем. И на душе становилось светло. Жить бы и жить в этом свете, долго -долго, постоянно.

Но жизнь вела по - своему. В то раннее летнее утро дрогнуло всё живое, вся планета. «Первый снаряд разорвался». Снаряд войны. На одиннадцатый день Павел Петрович уже был на пути к фронту.

Длинная - предлинная дорога войны. Павел Петрович прошел её всю от начала до конца. Ранения, потрясения и невзгоды. Старая Русса, Бобруйск, Варшава, другие города и сёла, разрушенные, испепелённые войной вместе с человеческими душами, - всё это навсегда осталось в его душе, никуда его не денешь, нигде не оставишь.

Орденами и медалями отметила Родина его боевые заслуги.

Родной город он увидел в 1945 году. И опять молодое поколение встретило его: повзрослевшее за годы войны, уцелевшее за это же время. Опять Павел Петрович на острие воспитания молодёжи, воспитания тех, которые через скорое время сами должны, как и он, учить и воспитывать. Он - директор педучилища. Математик и директор. Дел много. И всё же, как ни трудно, ему всегда казалось, чего-то не хватает. Можно сделать больше. И он взялся за перо.

В печати на стезе поэзии появился новый автор. Его стихи о людях родного города, о тех, кто не вернулся из великой битвы, о родном Урале. Одна за другой появляются хлёсткие строки басен, сатирических стихов. Они в газетах. Автор читает свои произведения в рабочих коллективах, в молодёжных аудиториях. Павел Петрович становится одним из активных членов литературного объединения «Степь»

Кому ж понравится такое?

Услышал заяц вдруг - веселье!

И ночь не спит. Я как узнать?

Лиса справляет новоселье.

Поют ли, воют не понять.

Орут, нещадно барабанят.

А заяц не смывает глаз:

Видать не с кваса так горланят, -

Подумал он

-Но ведь Указ!.

Строптиво заяц возмутился:

- Пройдусь, взгляну из за куста.

И тут он вскоре убедился:

Гулянка не совсем проста.

В кругу там волки и шакалы,

Лиса поёт, откинув хвост.

Спиртным наполнены бокалы,

Который раз за тостом тост!.

Таким указа, видно, мало,

-Решил так заяц.

- Наглецы!»

Не только зайца волновало

Не спят, встревожены птенцы.

Крму ж понравится такое?

Не спит медведь и всё твердит:

Ох безобразие какое

Куда же только лев глядит?!

Анаграмма

Как только с буквы «о» начнёте

В большую яму попадёте

Без «о» - не лучше впереди:

Вам недруг встанет на пути.

Уже немолодой, он сам настойчиво и постоянно учится литературному мастерству и помогает другим.

Математик и поэт. Кажется, несовместимо. Но это не так. Высокая духовность, если она есть в человеке, все совместит во имя людей, во имя всех, которые рядом. Это помогало во фронтовых делах, это помогало и здесь. Его желание: пусть люди, которые рядом, будут лучше и в добре, и в светлых постоянных делах своих.

К сожалению, Павел Петрович Баранов ушёл из жизни 29 сентября 2005 года.

2. 4. « Мой стих, как светлый серп, остёр и тяжек».

Б. Рафиков.

Когда - то в нашем городе жили, боролись, сочиняли свои бессмертные строки поэты М. Акмулла, М. Гафури, Г. Тукай. Имя Б. Рафикова можно поставить рядом, т. к. в его творчестве продолжают жить прогрессивные традиции великих гуманистов:

Учусь чеканить слово с давних пор

У мастеров, что славятся недаром,

Чтоб был мой стих, как светлый серп остер и тяжек,

Слово молот для удара.

Топтал стерню я в детстве босоногом,

А в юности досталось и плечом.

И пусть печаль моя жила во многом –

Я улыбался солнечным лучом.

Хоть, всё мешав, мне жизнь преподносила:

И ложь и правду, грязь и чистоту.

Любви росток она не подкосила,

Души моей не сбила высоту.

Законы жизни непреложны,

Хоть и бывают исключенья.

В любое время невозможно

Жить без любви, без откровенья,

Без чувств высоких, человечьих,

Тех, что коварство отвергают,

А остроту противоречий

Пустъ в жизни время округляет.

Но больше всем нам в жизни надо

Иметь в себе стальную волю,

Когда отстаиваешь взгляды,

Идя по жизненному полю.

Парень у штурвала

Земля его очаровала,

Влюблён в поля он с юных лет.

Встречая зори у штурвала

Комбайн ведёт он, чуть рассвет.

То скроется в волнах пшеницы,

То вновь всплывет издалека,

А ниве словно не границы,

Необозрима, широка

Любуясь парнем у штурвала,

И вдруг припомнились года:

Серпом пшеницу бабка жала,

Такой была её страда.

Уйдут в преданье голод, горе.

В музее ржавый серп давно,

Плывёт комбайн, как судно в море,

И в бункер сыплется зерно.

Поэт Б. Ш. Рафиков по профессии историк, живёт в Троицке. У него выходили поэтические сборники в Казани на татарском языке; в 1986 г. Ю -Уральское книжное издательство совместно с татарским выпустило в свет поэтический сборник Б. Ш. Рафикова «Чёрная берёза» на татарском и русском языках.

Б. Ш. Рафиков - тонкий лирик; мастерски владеющий поэтическим языком. Он активный участник работы литературного объединения «Степь». На его стихи татарские композиторы сочиняют музыку.

Интеллигент, всю свою жизнь отдавший просвещению народа, обладающий негромким, но точным и изящным поэтическим голосом. Его стихи подкупают прежде всего правдивостью и мужеством, поэту веришь, потому что в строках - пережитое им самим. В стихотворении «О Родине» он пишет:

Зерном в твою бы землю лёг,

Чтоб колосом потом подняться.

В другом стихотворении:

Но Родина не слышала от нас

Ни ропота, ни жалобы, ни стона.

Поэт принадлежит к тому поколению, которое вынесло на своих плечах груз самой страшной войны. Юность поэта прошла в Магнитогорске. Он пишет об этом времени:

И радуюсь, что сам я здесь стою

Среди поэтов, зодчих и рабочих.

Гуманизм — свойство истинно просвещенных душ. Чувство сопереживания, человечности, справедливости звучит в строках поэта:

Я счастьем чужим без корысти счастлив

И скорбью на каждую скорбь отвечаю

То жизненных сил ощущаю пролив,

То новую нить середины замечаю.

Поэт живет с открытым сердцем:

И только об одном печалюсь я:

Как обойдутся без меня друзья.

Я счастлив тем, что у меня состоялась встреча с Басыром Шагинуровичем Рафиковым, у которого я взял интервью.

2. 5. Взаимоотношения малого и большого мира

Валеева Р. Ш.

Рустам Валеев - один из тех немногих челябинских прозаиков, творчество которых известно далеко за пределами Урала. Его называют мастером современной прозы.

Родился Рустам Шавлиевич 19 октября 1936 года в Троицке, в учительской семье, где на воспитание мальчика оказали влияние не только родители, но и мудрые бабушка и дедушка. Бабушка говорила: «Чтобы ребёнок не полюбил улицу, он должен полюбить свой дом». Семья воспитывала в Рустаме такую любовь к дому, родительским корням, городу, что это нашло потом яркое отражение во всём творчестве писателя.

Начал писать Рустам ещё в школе. Он учился в старших классах, его рассказы уже печатались в городской газете. После окончания средней школы в 1955 году Рустам Валеев стал литературным сотрудником Троцкой газеты «Вперёд».

Армейские годы прошли у Рустама в ракетных войсках, в том самом пустынном астраханском Капустине Яре, о котором написала И. Грекова свою нашумевшую в конце 60 -х годов повесть «На испытаниях» («Полигон»). Трудная армейская служба не могла не закалить характер будущего писателя.

После армии Валеев работал в газетах Троицка, Магнитогорска, Тюмени. Был собкором Челябинского радио по Троицку и прилегающим к Троицку районам.

В 1960 в Челябинске вышла первая книга Рустама Валеева «Верность». Рустам Шавлиевич закончил Высшие литературные курсы.

Произведения Валеева печатались в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Смена», «Урал» и д. р. Широкую известность принёс Рустаму Шавлиевичу роман «Земля городов», напечатанный в 1979 году в «Новом мире». Им написано 20 книг: романы, повести, рассказы. Издавались книги Р. Валеева в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске. Его проза не раз переводилась на иностранные языки.

Что несёт в себе творчество Рустама Валеева?

Челябинский журналист Михаил Фонотов очень верно пишет, что творчество Р. Валеева - «это некое краеведение, в своём высшем проявлении, художественное. ». А главная тема творчества Рустама Шавлиевича - «это взаимоотношение прошлого и настоящего. Взаимоотношения отцов и детей. Взаимоотношения детских и взрослых лет. Взаимоотношения малого и большого мира. ».

Валеева можно назвать певцом Троицка, который в повестях и рассказах назван «маленьким городом» - «плоский, одноэтажный, спящий», а «всё - таки город, ему двести с лишним лет». Писатель о городе пишет так, что читатель не остается равнодушным к своеобразной истории степного Троицка, основанного на пересечении важных торговых путей, к его особому многонациональному характеру. Не случайно в Троицке православные соборы и храмы соседствуют с мечетями.

Повести и рассказы Валеева - это искреннее, умное и доброе отношение автора к героям своих произведений, людям разных поколений, разных профессий. В его рассказах может не быть яркого сюжета, но судьбы людей, их повседневная жизнь, их внутренний мир не менее интересны и важны. Каждое произведение Валеева заставляет думать.

В книгах Рустама Шавлиевича много автобиографического. В них - высокое чувство родного дома, уважение к семейному укладу, национальной культуре, которая передаётся из поколения в поколение.

Но было бы неправильно говорить, что всё творчество Р. Ш. Валеева связано только с Троицком. В его книгах есть и Челябинск, и Байкал (повесть «Руда Учкулана»).

В 1983 вышел роман Валеева «Заботы света». Произведение посвящено выдающемуся татарскому поэту Габдулле Тукаю, который за очень короткую и трудную жизнь успел сделать много, что стал национальной гордостью своего народа. «Заботы света» - это рассказ не только о судьбе Тукая, но и сложной духовной жизни татарского народа в России на рубеже 19-20 веков. Всё, что написано Рустамом Валеевым, отличается точностью, образностью и яркостью языка. Это настоящая высокая проза.

Рустам Шавлиевич много делает для развития литературного прогресса на Южном Урале. Он создал и возглавил первый в Челябинске литературный журнал «Уральская новь».

Рустам Валеев своё творчество не адресует детям, но многие его произведения можно рекомендовать школьникам 8 – 9-х классов. Сборники Р. Валеева «Новая книга рассказов», «Вино любви», выпущенные в последние годы в Челябинске, есть в библиотеках.

2. 6. Рассказы А. И. Дементьева – уроки мудрого человека, жившего в согласии с природой.

С середины 50 - х годов весь наш край знает Анатолия Ивановича Дементьева как автора целой библиотеки книг о природе, животных и птицах Южного Урала. Можно сказать, что никто из челябинских писателей не писал для детей и взрослых так тепло, с каким знанием о природе, о людях, умеющих её ценить и беречь.

И сегодня книги Дементьева не потеряли своей актуальности и значимости.

Анатолий Иванович Дементьев родился 21 мая 1921 года в семье фотографа в Троицке. Вскоре после его рождения семья переехала в Челябинск.

В 1937 году отец Анатолия Ивановича был арестован и трагически погиб в Челябинской тюрьме. В 1939 году Анатолий окончил школу и поступил в Свердловский медицинский институт. Но через несколько месяцев он был призван в армию и отправлен на Дальний Восток, где прослужил семь долгих лет. Был участником войны с Японией, награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Японией» и другими.

Вернувшись на родину, лейтенант Дементьев работал журналистом в Троицкой газете «Вперёд», с 1949 года - в областной молодёжной газете «Комсомолец» (Челябинск). Заочно закончил пединститут. Работая в газете, Анатолий Иванович объехал всю область, познакомился со многими людьми. Вскоре он стал писать не только очерки и статьи, но и книги. Стал членом Союза писателей России. Несколько лет был руководителем секции приключенческой и научно - фантастической литературы при областной писательской организации. С 1958 года жизнь Анатолия Ивановича связана с областным радио. Здесь он проработал старшим редактором четверть века.

Анатолий Иванович написал 12 книг, десять из которых адресованы детям. Он пишет повести, сказки, рассказы.

Дементьева можно назвать мастером рассказа. Первый рассказ «Охотничье сердце» он написал ещё в 1948 году в Троицке, и тема охоты стала главной в его творчестве. Об этом говорят и названия его книг: «Охота пуще неволи», «У охотничьего костра», «Зелёный шум».

Интерес к охоте у Анатолия Ивановича с детства. Ещё в школе он долго экономил деньги, чтобы купить первое ружьё. В 14 - 15 лет ходил с другом на охоту. Он исходил множество лесных троп и степных дорог, научился видеть в природе то, чего не замечали другие. Страстный рыбак и охотник, он часто вместо ружья брал с собой фотоаппарат, записную книжку. Записи, дневники, наблюдения вместе с рассказами бывалых охотников и рыболовов легли в основу его книг.

Рассказы А. Дементьева - это уроки мудрого человека о том, как жить с природой в мире, знать её ценность, уважать её правила, преподающиеся без назойливой морали. Один из лучших рассказов Анатолия Ивановича, «Малыш» («Приключения Малыша»), - о судьбе зайчонка - был высоко оценен советом по детской литературе Союза писателей России.

Дементьев пишет и о чудаках - охотниках, которые на охоте пишут стихи («Случай на охоте») или рисуют картины («Старый дом»). Автора тревожит будущее леса. С болью пишет он о прежде цветущей поляне, превращенной в свалку («Летающие цветы»). В некоторых сборниках Анатолия Ивановича есть раздел «Двенадцать братьев месяцев», который посвящен изменениям в природе в течение года, историям названий месяцев.

Наиболее полный сборник рассказов Дементьева - «Десять тысяч шагов» (1985), посвященный внукам Саше и Кате.

Рассказы Анатолия Ивановича печатались в челябинской и московской периодике.

Есть у Дементьева большая повесть «Подземные робинзоны» (1964). Она о приключениях ребят, заблудившихся в пещере. Приключения в пещере выдуманы автором, но описание пещеры очень верное, детальное. Анатолий Иванович серьёзно изучил все о пещерах, советовался с учёными -спелеологами.

Авторской работой писателя можно назвать и прекрасный фотоальбом «Ильменский заповедник» (1991), который был напечатан в Москве. А. И. Дементьев - автор текста этого альбома, но его имени, к сожалению, в выходных данных альбома нет.

Сегодня книгам А. И. Дементьева трудно спорить с яркими современными изданиями о природе. Не было в те годы полиграфической базы. Но его книги ценны не оформлением. В них - наша южноуральская природа, её красота и богатство, которые так нуждаются в бережном отношении.

Хочется верить, что придёт время для перезадания книг Анатолия Ивановича Дементьева.

2. 7. Рассказы Н. П. Воронова детям.

Николай Павлович Воронов писал: «Душой магнитогорец я. ». Многие произведения посвятил он этому городу и его людям, своему детству и юности в Магнитогорске. Н. П. Воронов родился 20 ноября 1926 года в семье железнодорожного рабочего. Он пишет о себе и о своей семье: «Начало жизни на станции Золотая Сопка близ города Троицка. Мать, Мария Ивановна, из семьи оренбургского казака Коновалова, погибшего в гражданскую войну. Отец, Павел Анисимович Воронов, потомок запорожского казака, переехавшего в столыпинское время на Южный Урал из Полтавской губернии».

В начале 30-х годов родители Воронова работали на Магнитогорском металлургическом комбинате. Но их брак уже распался. Мальчик воспитывался мамой и бабушкой. Николай любил свою мать, много писал о ней в своих книгах.

Будущий писатель учился в ремесленном училище, подростком пошёл работать на комбинат. Окончил школу рабочей молодёжи, поступил в Магнитогорский пединститут, но позже стал учиться в Московском литературном институте им. Горького, который закончил в 1952 году.

Писать Николай Воронов начал рано: ещё в начальной школе сочинял свои первые стихи. Первый его рассказ был напечатан в 1954 году в альманахе «Молодая гвардия», а ещё через два года в Свердловске вышла первая книга рассказов «Весенней порой». В 1958 году Николай Воронов был принят в Союз писателей СССР.

Николай Павлович был разъездным корреспондентом «Огонька», обозревателем «Литературной газеты», возглавлял литературное объединение Магнитогорска.

В 1963 году Воронов уехал из Магнитки, работал в Калуге, потом стал жить и работать в Москве. Избирался секретарём Московской писательской организации.

В нашей стране и за рубежом вышло больше 30 книг Николая Воронова. Это сборники рассказов, повестей, романов, очерки.

Почти всё своё творчество Николай Павлович посвящает рабочей теме, людям труда. Ещё в детстве он был очарован «жаропламенным заводом и огненной работай родителей» на Магнитке. В 1968 году вышел роман Воронова «Юность в Железнодольске» (так во всех своих книгах он называет Магнитогорск). Роман автобиографичен, в нём описано детство, отрочество и юность писателя в предвоенные и военные годы. Роман вызвал тогда большую полемику в прессе, был переработан автором, переведен на разные языки.

К сложным проблемам детства и отрочества Николай Павлович обращался в своих произведениях не раз. Несколько книг он специально писал для школьников. Отдельно и в сборниках издавалась повесть «Голубиная охота», написанная в 1971 году. В повести очень многое из его детства: барачный посёлок, безотцовщина, увлечение голубями, становление характеров, проверка этих характеров войной.

Не случайно «Голубиная охота» вошла в сборник «Война и дети», где помещены лучшие рассказы и повести о войне и детях: «Судьба человека» Шолохова, «Зося» Богомолова, «Уроки французского» Распутина.

«Голубиная охота», «Мальчик, полюбивший слона» - повести, доступные среднему школьному возрасту. Более старшим ребятам адресованы повесть Воронова «Смятение» и роман «Побег в Индию» - одно из недавних произведений писателя (1999). У Серёжи Анисимова - главного героя романа - очень много общего с Николаем Вороновым и его сверстниками. Время действий - 1937 год. Аресты, безотцовщина, тяга к бродяжничеству, путешествиям. Первая влюблённость. Мальчишки бегут в Индию, но открывают не далёкую страну, а своих близких, свой род, свой край, свою душу. Предисловие к роману Николай Воронов назвал «странствие к себе и негаданным людям» и закончил мыслью о сходстве тех времён и сегодняшних: «Отчего же теперь бегут мальчишки из дома, и у каждого ли есть этот дом?. Думаю, очень пригодится мой роман сегодняшним читателям». Роман написан очень ярким, образным языком. Но иногда писателю изменяет чувство меры, когда он употребляет забытые народные слова, непонятные сегодняшним ребятам.

Роман «Побег в Индию» издан в серии «Путеводная звезда. Школьное чтение» (раньше эта серия называлась «Школьная роман - газета»). По традиции в конце книги для учителей и учеников даны вопросы к диалогу по роману. Нам, южноуральцам, особенно интересно говорить с ребятами о проблемах, поднятых в романе нашим земляком.

Сейчас Николай Павлович Воронов живёт в подмосковном Переделкино, много работает; пишет воспоминания о замечательных писателях нашего времени: В. Катаеве, К. Паустовском, А. Твардовском. Его произведения печатаются в журнале «Свет» («Природа и человек»), в другой периодике.

Писатель встречается с детьми, которым очень интересны его рассказы, увлекается астрономией (у него в доме два телескопа), коллекционированием камней.

Но, конечно, главное богатство Николая Воронова - это его книги.

2. 8. «Не забывай, откуда ты корнями». Р. Федорищева

Не забывай, откуда ты корнями,

Зелёная, цветущая трава!

Не забывай о ДОМЕ и о МАМЕ.

Отдёрнешь корни – опадёт листва.

ФЕДОРИЩЕВА Раиса Пантелеевна - член литературного объединения «Степь». Родилась в Троицке. После окончания энергетического техникума работала на севере, в настоящее время живёт в селе Бобровка Троицкого Района, безработная.

Раиса Пантилеевна всю жизнь пишет стихи, имеет многочисленные публикации. Дважды была лауреатом литературных конкурсов газеты «Труд», публиковалась в сборнике «Знакомство», журнале «Новый век», книге «200 новых стихотворений» (из - во «Фрегат») и др.

«Бабье лето» - первая книга автора. Её стихи отличает тонкий лиризм, они музыкальны, образны по форме, глубоки по содержанию, подчас философичны. Сборник вместил лишь малую толику её поэтического багажа. Пожелаем удачи и порадуемся с её многочисленными читателями, чуткими к живому слову.

ТРОИЦК – РОДИНА

Среди росных трав

Да хрустальных рек

Город высится,

Город строится.

Тот был трижды прав,

Кто его нарёк

На Руси святой

Славным Троицком.

Новизной силён,

Стариной богат

Перевалочный

Пункт купечества.

В глубине веков

Заложён был град

«Заложён был есмь –

Страж отечества!»

Что единый миг

Принесли века:

Столько видано,

Столько пройдено

Так же лес шумит

И бежит река,

И по-прежнему

Троицк – Родина!

2. 9. Лидия Хрипко

Рождена в Новогоднюю ночь 1948 года. По профессии филолог. С 1981 г. троичанка. Её богатство - дорогие сердцу люди, живущие рядом за тысячи вёрст. Отец - фронтовик, автор сборника стихов «Музыка молчания». У него училась писать, у матери - любить, у России - верить. Ступени роста - Златоустовский «Мартен», Троицкое литературно - творческое объединение «Степь».

Курган, Кирово, Караси, Оренбуржье, древний Углич, Златоуст, Троицк -родные места, ещё реки - Волга и Миасс, старые Уральские горы.

Зачем она написала книгу «Серебряные нити»? Вот как на этот вопрос отвечает сама Л. Хрипко: «Хотелось поделится личным, что есть у каждого, научить не терять себя, когда, кажется, висишь на волоске, рассказать о радости творчества, о переполненности жизненными событиями, которые не вмещаются в рамки повседневности, а гораздо её глубже и шире. Это и свой взгляд на уходящий век, родной город, когда чувствуешь себя матерью не только собственным детям, но и «братьям меньшим» и всей планете Земля. »

Входили Ангелы в зенит, играя, и каждый нёс живую нить из Рая

Взметнулись Лебеди углом в зените и перепутали крылом все нити

Чтобы судьбу не обронить, поверьте, живём, распутывая нить до смерти.

И белоснежны с этих пор те птицы.

В повадках – ангельский узор струится.

Любовь и верность Лебедей без края предназначалась для людей из Рая

Не перепутано подчас обличье: иные любят клюнуть в глаз по-птичьи

Входили Ангелы в зенит, игра, несли серебряную нить из Рая – задели Лебеди крылом ту пряжу

Сумеем ли восстановить пропажу?

С болью в сердце я пишу о том, что в сентябре 2006 года перестало биться сердце этой удивительной женщины. У меня сохранятся в сердце встречи и стихи замечательной поэтессы Лидии Сергеевны Хрипко.

2. 10. «Троичанка» - Т. Брылёва

Родилась она осенью 1937 года в деревне Малиновка Пермской области.

В 1957 году окончила педучилище, затем заочно пединститут по специальности учитель начальных классов.

В Бобровке с 1962 года. Работала в школе учителем начальных классов, преподавала пение и музыку, руководила детским школьным хором.

С седьмого класса на сцене, в художественной самодеятельности. 35 лет на бобровской сцене. С песней вязана вся её жизнь. Она помогла нам её с мужем, Михаилом Ивановичем, вырастить троих детей. Имеем 6 внуков. Все и они живут в родном селе.

Сочинять песни начала 10 лет тому назад. Первая песня - «Бобровка», затем «Полька бобровских октябрят». Разучивала их с детьми с целью привития любви к родному краю.

С 1994 года на пенсии. Появилось много свободного времени для занятий свом любимыми делом. Стала больше общаться с творческими людьми города Троицка и села.

Вечерней порою затихли берёзы.

Поют за рекою влюблённые пары.

И слышны страданья, играет тальянка.

Идёт на свиданье, поёт троичанка.

Играет гитара, ребята страдают:

И где ж моя пара, и кто её знает?

Но слышны страданья, играет тальянка.

Ждёт на свиданье, поёт троичанка.

А под окошком сидят ветераны,

Поют под гармошку, забыв свои раны.

И слышны страданья, играет тальянка.

И вспомнив свиданья, поёт троичанка.

Родная гармошка - душа человека.

Забудь хоть немножко страдания века.

Вот слышны страданья, играет тальянка.

Идёт на свиданье, поёт троичанка.

Троицкий вальс.

Кружит Троицкий вальс

Золотые закаты,

Убегают от нас

Уй с Увелькой куда - то.

Здесь стихии вчера

И лучисты рассветы —

Это Троицк собрал

Наших дум самоцветы.

На Великой Руси

Свежий Троицкий воздух.

Уронил на крыльцо!

Листопадные звёзды.

Снова судьбы у нас

Круглый год от Покрова.

Кружит Троицкий вальс

Над родительским кровом!

На великой Руси

Нет такого другого,

Город в сердце носи,

Как на счастье подкову!

Вы на Южный Урал

Приезжайте на лето:

Все таланты собрал

Город, солнцем прогретый!

Благодатным сливает

Троицк в час звездопада:

Город в сердце живёт,

И другого не надо!

Троиц кв сердце носи

Как подкову на счастье —

Дар Великой Руси,

И минует ненастье!

2. 11. «Моей глухомани святой уголок» - Любовь Ворона

Колокольчик на ветру:

Колоколит: «Не умру»-

С красотою обручён.

Верит в будущее он.

Я любовью жива.

И это бесспорно:

В сердце зрели слова, словно в колосе зерна.

Испечён каравай –

Приходите отведать.

Обещаю я вам- будет тёплой беседа.

«МОЕЙ ГЛУХОМАНИ СВЯТОЙ УГОЛОК» - первая книга Любови Ворона. Её лирика увлекает и завораживает, очаровывает и зовёт. Это зрелая поэзия. Над такими стихами плачешь, восхищаясь красотой души русской женщины - крестьянки, её исконной мудростью, самобытным характером, стойкостью человека, умеющего сострадать Родной земле, понимая её глубинную силу.

Любовь Владимировна и живёт в глубинке - в деревне Епанишниково Троицкого района. Работала телятницей, кавалер ордена Славы, ветеран труда.

Любовь Ворона - давний член ЛИТО «Степь» - лауреат премии им. Самуила Цвиллинга (1982 г. ). В её поэзии сама природа - в редком единстве с лирической героиней: поёт, страдает и дышит с ней в унисон. Здесь «поёт ночь из звёздного ковша медовый свет луны», а «солнце оранжевый мяч в луже лежит, придорожной».

Задушевность, исповедальный тон. делают эту книгу явлением замечательным.

Любовь Ворона печаталась в журнале «Новый Век» (№6, 2003г. ), в поэтическом сборнике «200 новых стихотворений» (Фрегат, 2003 г. , Челябинск), постоянно в литературном положении «Степь» (газета «Вперёд», г. Троицк).

2. 12. «Рукоделья мои стихотворные» - Лира Синеок

Что увидела, что услышала,

Стихотворную вязью вышила.

Что подумала, что где ответила,

Я цепочкой из слов отметила.

Мне по нраву они (интересные)

Кружева мои словесные.

Не надутые, не притворные

Рукоделья мои стихотворные.

Я «горькой» боль не заглушала

(от горя было впору выть), я всё на трезвую встречала и знаю, что такое жить.

А потому с благодареньем ценю и час, и даже миг.

Ценю минуты вдохновенья, когда рождается мой стих.

И, если чувствую и плачу, и знаю, что такое честь, то, значит, я хоть что - то значу.

И я жива: я, значит есть!

«РУКОДЕЛЬЯ МОИ СТИХОТВОРНЫЕ» - первая книга члена ЛИТО «Степь» Лиры СИНЕОК (Марии Васильевны Кузьмич), живущей в селе Бобровка Троицкого района. Здесь стихи разных лет самобытного автора, имеющего свой голос, поэтическую интонацию. Невозможно оставаться равнодушным читателю, открывшему лирический сборник.

Это голос матери, носящей в сердце осколки афганской войны, печаль славянки, трудившейся на Урале. В её стихах - песнь о России, о тех, кому сейчас плохо. Это мудрый взгляд женщины - матери, хозяйки, любящей, но и с особым чувством собственного достоинства, дающей оценку происходящему с людьми, с Россией. Невольно веришь тому, о чём говорит поэт, сопереживаешь, так как автор с определённой искренностью умеет увлечь своей правдой и приподнять читателя на высоту, которую мы зачастую в повседневной суете теряем. Поэзия Лиры Синеок, очищающая и возвышающая, очень честная исповедь женской души - любящей, страдающей и мудрой.

Лира Синеок печаталась в журнале «Новый Век» (№3 2004 г. ), сборнике «Двести новых стихотворений» (издательство «Фрегат» 2003 г. ) и др. , постоянны её публикации и литприложении ЛИТО «Степь» (газета «Вперёд», г. Троицк).

Заключение

Поэты, писатели, публицисты. Творчество каждого из героев этой работы не замыкалось на одном виде литературной деятельности, оно многогранно. Но каждый из них отдавал предпочтение определённому виду деятельности, что и нашло отражение в этой работе.

Эта работа - напоминание о том, что история города складывается по крупицам из биографии людей. Находятся среди них более значимые или менее значимые, но все они - это история, история нашего края. Поэтому, независимо от времени, в котором жили и творили свои произведения наши герои, их имена вошли в «Золотой фонд» города Троицка.

Познакомившись с творчеством поэтов и писателей Троицка, я обнаружил у них одну общую черту - безграничную любовь к родному городу, краю.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)