Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Литературно-историческое творчество Юрия Николаевича Круглова

Задача данной работы - проанализировать разные формы творчества современного писателя и историка Юрия Николаевича Круглова, рассмотреть прессу автора в жанре исторической сказки, показать, какие проблемы он взял из донской истории, для того чтобы создать литературное произведение. Какие герои могут воздействовать на культуру духовного мира современного маленького читателя? Почему важны именно такие персонажи? Какие они несут акценты?

Литературный анализ идет в ключе историко-культурологического значения. Образы оцениваются как факты культуры. С этой же точки зрения будет проанализирован и стиль автора, язык его сказок.

В книге «Многоликий мир казачества» будет перечислен ряд вопросов современной духовной жизни молодых читателей, на которые даются ответы:

* какая традиция подкрепляет современную культуру края

* как эта традиция помогает в современной жизни при оценке важных вопросов наших дней

Тема патриотизма и литературоведения будет проходить линией через разные проблемы анализа работы.

Краткий пересказ поэтического сборника «Исторические мотивы» также представляет:

* какие темы отмечены автором для дальнейшей разработки

* как они выстроены внутри единого поэтического пространства сборника

* каково их воздействие на читателя

* какова актуальность поднимаемых автором проблем

Цель исследования: изучить творчество молодого донского писателя, историка, поэта, работающего во многих сферах и литературных жанрах.

II. Литературно-историческое творчество Ю. Н. Круглова

1. Актуальность выбора автора

Почему именно этот автор вызвал интерес? Причин несколько.

Во-первых, Ю. Н. Круглов является представителем современного культурного процесса. Он совмещает в своем творчестве научную работу - написание учебников и художественных популярных книг по литературе. Он автор книги «Казачьи сказки». В газете «Вечерний Ростов» за июль 2006 года было отмечено журналистом В. Ягозинским, что подобное издание - первое за 50 лет. Предыдущее аналогичное издание «Сказки Тихого Дона» писателя Лебеденко впервые было издано в 1950 году! Потребность в популяризации донской истории, оригинальной краевой культуры общеизвестна. Приобщение детей к патриотическому воспитанию через сказку - одна из самых эффективных форм работы.

Во-вторых, автор сказок разрабатывает редкую в современной донской литературе ниву научно-популярной литературы для детей. Книга «Многоликий мир казачества» написана доступным литературным языком. Ее читателем может быть ученик и 5-го, и 11-го классов. Способствует усвоению материала то, что автор подает содержание с юмором. Как известно, эмоциональная окраска факта помогает закреплению материала, усвоению сути события, запоминанию множества дат, имен исторических персонажей, нюансов сложного времени. Тон повествования также очень эмоциональный. Автор обращается не только к логике учеников, но и к их душевным качествам, что ведет к пробуждению интереса к чтению.

Третья причина. Свой литературный стиль автор шлифовал благодаря тому, что не ограничился прозой. Его сборник «Исторические мотивы» 2006г. также освещает тему истории края: ее драматические яркие моменты, то есть с точки зрения литературы, подход у автора к теме прошлого многогранный, а форма сказки - жанр популярной современной прозы.

Культурный спектр продолжает работа автора в средствах массовой информации. Это четвертая причина. На Новочеркасском телевидении в 1994г. он воплощает авторский проект «Донская энциклопедия». Отснятые девять серий были показаны по кабельным каналам. Кассеты с фильмом учителя использовали в работе в новочеркасских школах.

В Ростове в 2004-2005гг. на радиостанции «Эхо Ростова» прошел цикл из 200 исторических передач. Цикл назывался «Учебник удачи». Круглов был не только автором текста, но и исполнял роль диктора. Программы в доступной форме рассказывали о причинах побед выдающихся деятелей донской, российской и всемирной истории. Многие из нас являлись слушателями таких программ.

Пятой причиной можно назвать то, что автор часто выступает с лекциями в школах города Ростова и Ростовской области. Его выступления служат хорошим подспорьем на занятиях по краеведению. Они проходят в яркой эмоциональной манере, в стремительном остроумном диалоге, где ученики не пассивные слушатели, а участники разговора. Эти лекции, по словам историка, очень помогают ему в творчестве, а диалоги раскрывают интересы ребят.

О Круглове часто пишут местные газеты «Вечерний Ростов», «Наше время», «Аргументы и факты», «Молот». Для нашего исследования это означает, что избранный нами автор интересен еще и как представитель культурной жизни города и края, а не только как узкопрофильный историк.

Свою общественно-просветительскую деятельность он дополняет еще одной формой работы с молодежью: проведением литературно-исторических экспедиций по так называемой «Серебряной подкове Дона» - это музеи-заповедники: Танаис, Старочеркасск; города: Азов, Таганрог, Аксай, Новочеркасск, Ростов-на-Дону. В музеях он раскрывает ребятам «живую связь времен», показывает через яркие личностные детали историю вещей, историю судеб, историю места. Историк и литератор своей работой, не упоминая голословно, действительно формирует у детей активную гражданскую позицию, чувство патриотизма через интерес, уважение, любовь к своей малой родине. Его рассказы - хороший пример ораторского мастерства. Его пример в работе со школой - показатель того, как эффективна форма обучения ребенка красноречию через общение с подготовленным собеседником. Как важно не сформированным, но активно собирающим примеры для подражания ученикам показывать людей, достигших уровня в своей работе, заинтересованных ею, с увлечением о ней рассказывающих.

Он активно использует вещи из своей коллекции. Вещи, наиболее воспринимающиеся молодой аудиторией: скифские мечи, акинаки, бронзовые стрелы, стремена, детали конской упряжки, изготовленные двадцать пять веков назад. Старинные монеты, показывающие значение наших предков, уровень их таланта, культуры, нравственности через ту символику, которую они использовали. Обычно коллекционеры ограничивают доступ к своим коллекциям. Делают поправки на наше сложное время. Для Ю. Круглова предметы из его коллекции - повод пробудить в своих читателях-слушателях лучшие нравственные и патриотические чувства. Это его общественная позиция. По его мнению, историк должен быть просветителем. Его работа должна иметь общественное значение, в первую очередь в молодежной среде. Среди будущих созидателей России. Это его гражданская позиция.

Сама тема человека с множеством интересов, активно действующего в наших условиях, - тема серьезного исследования. Исследование общественной и творческой биографии автора позволяет сделать срез, найти показательный пример для того, чтобы увидеть характерную для нашего времени творческую личность.

Детали личной биографии. Родился в 1967г. Сейчас Круглову 43 лет, закончил Ростовский государственный университет, факультет истории. Сотрудничает с разными учебными заведениями страны:. Институтом повышения квалификации учителей Ростова-на-Дону, Академией по развитию рядовых поместий «Москва».

2. «Исторические сказки». «Казачьи сказки»

Само издание «Исторических сказок» представляет интересные факты, характерно освещающие наше время. В издательстве «Омега принт» книга была издана роскошно. Суперобложка, золотые узоры. Для рамочки взяты специально найденные виньетки 17 века. Дорогая бумага, красочные иллюстрации, в результате себестоимость получилась очень высокой, тираж ограниченным - пятьсот экземпляров. Книга, в которой нуждаются детские библиотеки, кабинеты истории и краеведения в школе, оказалась практически недоступна. Она стала сувениром, который представляет ЮФО для иностранцев. Экземпляры книги ушли почти во все города Ростовской области, а также в Китай, Шотландию, Германию, Болгарию. А донские школьники читают ее только в Публичной библиотеке Ростова-на-Дону.

Автор избрал для исторических сказок ключевые персонажи донской истории: Ермака, его сподвижников, атаманов 16 века, атамана Матвея Платова, героя войны 1812 года.

Текст сказок помогает самым маленьким читателям от 5 до 12 лет узнать в Новочеркасске, в Старочеркасске героев, представленных там уже в исторических памятниках. Цикл сказок о Ермаке отражает через его биографию основные события края. Казаки Дона в своем фольклоре прославляли Ермака как основателя донского казачества.

Историческое казачество появилось раньше: в 13-14 веках происходил период его формирования. 14 век - время жизни Ермака.

Сказка «Ермак и Илья Муромец» связывает в сознании ребенка былинного богатыря с историческим донским героем. Основой сюжета стало фольклорное предание. Идея преемственности, связи с древнерусской культурой показана через сам подбор персонажей. Сказка написана в динамичных эпизодах через диалоги. Характерная деталь: автор сознательно вводит донской говор, передавая своеобразие края, его оригинальность. От читателя, воспитанного на массовой культуре, потребуется внимание, чтобы проникнуться миром родного края. Через эпизоды передаются характерные детали быта того времени, детали речи.

«Здорово древам, Илья Иванович. » - обращается Ермак к Илье Муромцу.

«Слава богу, казак», - отвечает древнерусский богатырь. Это звучит характерное старинное обращение казаков друг к другу в 18-19 веках. Читатель знакомится через сказку с деталью, которую может встретить в современной казачьей станице.

У Круглова Илья Муромец передает Ермаку волшебную шашку. Это оружие - вторая характерная деталь казачьей культуры. Олицетворение воинского быта казаков. Ермак получает волшебное оружие «за правое дело», нужно его использовать. Читателю расставляются нравственные акценты.

В сказке «Как казаки атамана выбирали» закрепляется знакомство маленького читателя с бытом казаков. Здесь показан народный обычай: руководителя казакам не назначали. Они сами выбирали над собой самого талантливого, опытного, уважаемого. Ермака в сказке выбирают атаманом за то, что он предлагает казакам совершить доброе дело. Его противник на выборах - его конкурент - льстит казакам, пытается подкупить их, но казаки выбирают Ермака.

Сам персонаж раскрывается в созидательной деятельности:

* он освобождает русских людей из плена

* устанавливает связи казаков с Россией

* помогает осваивать сибирские просторы

Подчеркивается народная традиция: уважение к старшим. «Ермак и Илья Муромец» - легендарный богатырь предстает усталым пожилым человеком, который нуждается в защите и поддержке. Ермак вознаграждается за свой подвиг.

«Надо тебя, удалец, наградить за доброе дело. Помог ты честь богатырскую сохранить, старость мою уважил. Проси злата-серебра, кафтанов узорчатых да шапок меховых».

«Нет, Илья Иванович. Ни шапок, ни злата не желает моя душа. Хочу я стать, как ты, славным богатырем».

Здесь этот текст звучит искренне, не назидательно. Автор знакомит читателей с миром, где меркантильные эгоистичные интересы действительно не выходили на первый план. У читателей после прочтения цикла сказок о Ермаке выстраивается образ героя-созидателя.

Ермак расширяет пределы России, защищает друзей и родную землю, его уважают за труд и опыт. Банально? Для 70-х годов 20-го века да. А в 21 веке детям необходимы такие герои. Эффект усиливается оттого, что это донской герой. Мы видим проспект имени Ермака в Новочеркасске. Видим его изображение на разных бытовых вещах, в заставке новочеркасского телевидения.

Следующий персонаж - Матвей Иванович Платов. Ему Ермак по логике автора передает богатырскую силу. Сказка, в которой это волшебное действие происходит, так и называется «Платов и Ермак». Певучим образным языком ведется изложение этой сказки:

«Смолоду Матвей ладно держался в седле, и шашка крепко ложилась в руку».

Снова будто звучит народная речь. Характерный казачий говор, в котором слово «ладно» означало - прочно, умело, надежно. Сам ритм языка автора возвращает читателя в исконную русскую культуру, где нет рваного, невротично клипового восприятия мира.

Следующий уровень книги - сказки волшебные. В них действие происходит не просто на донской земле, а на донской земле, воспринимаемой как часть уникального гигантского культурно-исторического пространства, именуемого Шелковый путь. Исторически это был торговый путь, начинавшийся в Китае и пролегавший через наш край до Европы. Так ребенок ощущает сопричастность его земли с множеством культур и событий через яркий сказочный образ, как в сказке «Волшебный кафтан».

Еще один аспект сказок - их герои интернациональны. Егор - русский, Ермак - казак. Есть восточные персонажи, есть татары, жители Кавказа. Они объединяются в казачество. От Урала и Казани до Дона объединяются на шелковом пути. Дружат, помогая друг другу, торгуют. Читатель таких сказок органично усваивает образ «своего», как яркий фрагмент огромной человеческой мозаики. Здесь нет больших и маленьких культур, у всех своя неповторимая особенность. Здесь есть татарский богатырь - Ицламбер, восточный волшебник Мактуб. Герои" сказок прокладывают культурологический мостик в большой мир маленькому читателю. На «вырост» приобщая его к культуре, географии, истории.

Самый яркий персонаж - Дон Иванович, здесь автор учит читателя образному восприятию главной реки края, дающей ему свое название. Сказка «Почему Дон зовут Ивановичем» не случайно открывает книгу. Завершает ее сказка «Светочный гость», в которой опять образ Дона воплощается в волшебный Дон, здесь добрый волшебник, помогающий гостеприимному казаку обрести свое счастье.

3. «Многоликий мир казачества» -историко-культурологический анализ

Эта книга может рассматриваться в двух плоскостях. Для профессиональных историков она оказалась любопытна. Историк проанализировал значение термина «казак» за семь веков - с 12 по 19 век. Этот вывод более объективен, чем тот, что заставлял ставить вопрос: «Сословие казачество или народ?»

Составленные автором таблицы показывали нюансы значения термина, оно для автора — психологический феномен. Эпизод всемирной истории, рассказывающий о процессе саморазвития личности, об обществе, в котором на развитие личности путем «воли» сделали акцент. Ирония и юмор, с каким описывает автор серьезнейшие политические картины, располагают к нему юного читателя и читателя искушенного. На странице 27 с иронией в контексте описывается нерешительность царя Михаила Федоровича:

«И качает головой со вздохом русский царь Михаил Федорович. Проходят враги как вода в решете, а что то решето. »

Для молодежи в этой книге расставляются самые важные акценты для сегодняшней жизни. В ней очень важно следовать традициям. Какие же традиции закладывали казаки по Круглову: саморазвитие личности, умение максимально реализовать свой потенциал, стать человеком универсального умения. Автор подробно описывает, что казак был одновременно и пехотинцем, и моряком, и всадником, и артиллеристом, и кораблестроителем.

Волю казаки понимали в 16-17 веках как «волю для себя и других. » Казак «мог договориться и с протестантом, и с буддистом. Потому и побывал и в Китае, и в Англии и везде был собой. » «Внутри себя он был невероятно просторен. »

Для юного читателя очень важно узнать о традиции религиозной веротерпимости. О том, что казаки, как ни в каком другом современном обществе, уважали право на выбор веры других людей.

Важен был и другой тезис, для которого нашлись факты, поскольку казаки уважали личность: ее права они ставили выше этноса и государства, из которого человек мог прийти на Дон или Днепр. Став казаком, человек продолжал одеваться в национальный костюм, питаться привычной кухней, исповедовать свою религию. От него требовалась только преданность казачеству и умение быть верным товарищем.

Тема религиозной и культурной терпимости особенно актуальна для многонационального Южного федерального региона. А автор уже в оглавлении в расстановке материала подчеркивает, что само казачество было многонационально по составу, цитируем оглавление: «Казаки по-татарски», «Казаки донские», «Азовские казаки», «Казанские, астраханские, крымские казаки». Две ветви - европейскую и азиатскую, с множеством племен и народов сплела в сотрудничестве казачья общность и культура - это один из самых ярко описанных тезисов книги.

Другое важное акцентирование. В наши дни меркантильность, стремление к богатству разъедают уже очень молодые души. «Корыстных людей на Дону не уважали, не случайно главной ценностью для казака было его приобщение к казачьему товариществу, а богатыми считались казаки, славно показавшие себя в походе, а не те, кто сумел скопить некое имущество».

Тема важности в жизни дружбы очень хорошо подсвечена и проиллюстрирована разными примерами. Казачество всегда гордилось своим братством. Казак с Терека был уверен, что его накормят и защитят на Дону, а донцы не раз ходили на врагов вместе с запорожскими и яицкими казаками.

«Нет уз святее братства», - провозгласили они. Приводимые примеры показывают, на каких традициях могут строить свою жизнь сегодняшние юные жители Дона, не становясь казаками. Эти ценности актуальны в наши дни, и хорошо, что у них такие могучие корни.

Книга Ю. Н. Круглова хорошо проиллюстрирована и является полезным подспорьем не только на уроке истории, ее можно использовать и на уроке литературы. Она создает образы из фактов, которые заслуживают внимания именно в наши дни.

4. Поэзия Ю. Н. Круглова. «Исторические мотивы»

Главное в этом сборнике - попытка отразить в хронологическом порядке важнейшие эпизоды истории края и юга России. Показательны названия циклов: «Языческая Русь», «Поле Куликово», «Пушкин на Дону», «Староверы», «Русская загадка». Такие персонажи, как Танаис, а потом князья Святослав, Дмитрий Донской, уже знакомый по прозе атаман Платов, отличаются автором в поэтическом ключе. В «Куликовском цикле» стоит отметить тему силы духа. Стихи о Сергии Радонежском в «Пересвете» эмоциональны и выразительны.

«Пересвет»

Отче не о чреве и пекусь,

Сыт с каплей, крохой сухаря.

Нынче время грозное пришло,

В бой вступает Русская земля.

Божья воля - умереть иль жить.

Я чернец, живу не для сует.

И ушел, шелома не надев,

В рясе и клобуке Пересвет.

Отметил автор и присутствие Пушкина на Дону. Это важный факт донской культуры. Осмыслению образа Пушкина посвящен триптих. Эти стихи хорошо слушаются в музее Аксая на Почтовой станции. Поэтический сборник Круглова продолжает богатую традицию исторической поэзии в донской литературе. Важно то, как искренне и эмоционально он обращает читателей к заинтересовавшим автора фактам. Этот сборник несет и большую культурную нагрузку, развивает фактические знания читателей, расширяя их кругозор.

III. Результаты исследования

В данной работе исследовано творчество современного историка и литератора Ю. Н. Круглова. Он заинтересован актуальностью разрабатываемых тем и широтой подхода, богатством инструментария для воплощения: проза, поэзия, сказки, научно-популярная литература. Его работа анализировалась с точки зрения учителя и литературоведа. Стиль, образы, форма изложения, а самое главное - чем полезен представленный им многообразный материал в контексте культурной жизни вообще и учительской практики в частности.

Отмечено, что жанр исторической сказки, в котором работает автор, очень востребован в школе и для юного читателя. Приобщение маленьких читателей к большой культуре - одна из важнейших задач.

«Многоликий мир казачества» также проанализирован с точки зрения ее воздействия на мир учеников. На формирование у них системы ценностей, актуальной во все времена, и особенно в наши дни с их этническими и межконфессиональными проблемами. Кратко освещено содержание поэтического сборника «Исторические мотивы», отмечено, что автор в этой работе расширяет кругозор читателя. Выстраивает свой взгляд на историю Дона в ярких поэтических образах: Святослава, Дмитрия Донского, Пушкина.

Проанализирована общественная деятельность автора, его работа со школьниками. Участие в историко-литературных экспедициях, работа в средствах массовой информации. В данной работе делается попытка проанализировать разные стороны творчества, показать его как характерного представителя современного культурного процесса. Как человека, творчеством отвечающего на вопросы, поставленные ситуацией в культуре, в краеведении с его нехваткой материалов, поэзии с ее уклоном в личную жизнь, уходом от глубокой культурной традиции.

Из действий автора возникает его гражданская позиция. Из тех ответов, которые он дает своими работами, становятся ясны вопросы, над которыми он работает, а это уже духовный облик современного человека интеллектуальной сферы труда. Его творчество - пример, срез проблем одного из аспектов культурной жизни края в сферах науки, литературы и педагогики. „Этот сборник несет большую культурную нагрузку. Расширяет фактические знания читателей, расширяет их кругозор.

Аннотация

В данной работе делается попытка проанализировать творчество ростовского молодого писателя, журналиста, историка, поэта Юрия Николаевича Круглова.

Именно он является на сегодняшний день представителем современного культурного процесса. Человек, который своим творчеством, своими способностями, талантом отвечает на вопросы времени 21 века: кто ты? каков ты? каковы твои корни?

Из действий автора определяется его гражданская позиция. Это человек интеллектуальной сферы труда, оставляющий глубокий след в сознании юных читателей, в разных сферах культурной жизни родного края.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)