Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Любовный сюжет романа «Мастер и Маргарита»

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великое презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все кругом молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос твой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто подумать мог, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех пережившей, всех забывшей,

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.

А. А. Ахматова

Одной из многочисленных тем романа «Мастер и Маргарита» является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной любви», «великой непостижимой любви». Общим для всех проявлений любви окажется желание добра, радости, удовольствия – для себя или для других. Главным критерием выявления добра или зла в человеке М. А. Булгаков определяет способность (неспособность) любить. В романе выстроена четкая иерархия этой способности: ступень, на которую смог подняться человек, определяет его судьбу после смерти.

Человек, стоящий на самой низкой ступени в этической системе Булгакова, любит только самого себя. Стремясь к собственным выгодам, он никогда не думает, как его поступки отразятся на судьбах окружающих его людей. Такое чувство лишь увеличивает зло в мире, «разливая» в нем корысть, похоть и пошлость. Примеров подобных отношений между людьми в романе множество: от наивно стремящегося к наслаждениям Иуды и фанатичного Каифы до московских граждан – руководства Варьете, членов МАССОЛИТа, Прохора Петровича Кутайсова, Аркадия Аполлоновича Семплеярова и т. д.

Следствием эгоизма является страх за себя. Становится понятным, почему Иешуа говорит о трусости как о «СТАРШНОМ ПОРОКЕ»!

Но в московском мире есть проблески любви, более высокой, чем эгоистическая. Ни жена Никанора Ивановича Босого, ни любовница Прохора Петровича Кутайсова не отказываются от своих избранников, попавших в страшное положение: чувство сострадания, желание помочь руководят их словами и поступками.

Но и еще более высокая способность любить может быть реализована в отношениях мужчины и женщины. Такими людьми изображены Мастер и Маргарита, их встреча была поистине судьбоносной.

«Она шла по Тверской в черном пальто, неся в руках отвратительно желтые цветы, нехороший цвет. Внезапно она оглянулась. По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, она увидела только меня. Я подошел к ней, и внезапно она заговорила:

- Вам нравятся мои цветы?

- Нет, - ответил я. – Я люблю цветы, но только не такие.

- А какие?

- Я розы люблю.

Она бросила букет на мостовую, продела руку в черной перчатке в мою, и мы пошли вместе

Она говорила, что в этот день с этими цветами она вышла специально, чтобы он встретил ее. И если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста».

Цветовым фоном встречи Мастера и Маргариты стали желтые цветы и черное пальто, создающие символический образ любви-убийцы.

История Мастера и Маргариты глубоко взволновала юную, очень талантливую, самобытную художницу Надю Рушеву (она, к сожалению, ушла из жизни, когда ей едва исполнилось 16 лет).

Надя создала не один портрет любимых героев любимого романа. Мастеру она то придает схожесть с обликом Иешуа Га-Ноцри: те же заостренные черты лица, тот же встревоженный взгляд. Эта схожесть обусловлена временными параллелями романа. А то вдруг Мастер предстает в облике А. С. Пушкина, в творчество и судьбу которого Рушева погружалась с особым трепетом.

Интересны два портрета Маргариты, созданные юной художницей. На одном из них у Маргариты Николаевны глаза пусты, черты лица отдают холодом и безразличием. Это одиночество. Встреча с Мастером преображает героиню. Теперь ее теплый, мягкий взгляд излучает свет и любовь, на губах замерла улыбка, от нее самой источается счастье.

Прототипом Маргариты Николаевны в романе является Елена Сергеевна Булгакова, жена Михаила Афанасьевича. Надя не знала, как выглядела любимая писателя, но, рисуя Маргариту, необъяснимым образом придала ей портретное сходство с Еленой Сергеевной, чем вызвала у последней огромный интерес к юной художнице.

Не знала девочка и того, что знаменитая шапочка с буквой «М» на самом деле была сшита Еленой Сергеевной для любимого «Мишеньки». Это позже черная шапочка с «М» войдет в роман, приняв гордое значение «Мастер».

А Елена Сергеевна со своим Мастером будет до его последнего вздоха. Перед смертью писателя она пообещает: «Тебя будут печатать!» Еле слышно Булгаков ответит: « чтобы знали чтобы знали»

Он обрел покой, но не было покоя уже ей. Елена Сергеевна проживет еще тридцать лет. Что обещала – все исполнила, и она будет держать в руках журнал «Москва» с романом своего Мастера – Михаила Афанасьевича Булгакова. И первому читателю романа «Мастер и Маргарита», посетившему с цветами могилу писателя, Елена Сергеевна вручит, как обещала, увесистый пакет с денежным вознаграждением, полученным за публикацию чудо-романа.

Экспозиция копий работ Нади Рушевой.

Сочинение.

Маргарита – моя любимая героиня в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

Моя драма в том, что я живу не с тем, кого я люблю

Кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

М. Булгаков

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» мне больше других полюбился женский образ – воплощение безоглядной любви, преданности и верности. Я думаю, так случилось потому, что в Маргарите причудливо сочетаются загадочность и приземленность, нежность и дерзость, жестокость и милосердие, высокая нравственность и падение, сила воли и слабость, мужество и женственность. Маргарита сочетает в себе фантастику и реальность, ее образ дает ответы на многие «вечные» вопросы о любви. Именно этим она привлекательна и интересна.

Впервые читатель узнает о ней, когда треть романа уже прочитана. Мы слышим рассказ о героине в психиатрической больнице из уст сумасшедшего писателя. Он повествует о Маргарите товарищу по несчастью. Встреча с ней открыла ему новый мир, а читателю – историю их любви, увлекательную, но трагическую

Более года назад, будучи еще здоровым, он увидел на Арбате женщину, привлекшую его внимание. «Она несла в руках отвратительные, тревожные, желтые цветы! Нехороший цвет!»

Действительно, черное пальто весной, желтые цветы!. В этом есть что-то волнующее, предупреждающее! Кроме того, она посмотрела на встреченного ею писателя «не то что тревожно, а как будто болезненно». «Его поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

Какой портрет! Какая наблюдательность «знатока человеческих душ»! Какая проницательность! Рассказчик навеки запомнил ее голос, когда она первая обратилась к нему, - «низкий довольно-таки, со срывами», и ему показалось, что «эхо ударило в переулке и отразилось от желтой (опять цвет разлуки!) грязной стены». И вдруг герой «совершенно неожиданно понял, что всю жизнь любил эту женщину!»

Фантастично? Романтично? Да, конечно. Еще фантастичнее то, что и женщина с желтыми цветами в руках вышла в тот день, чтобы встретить того единственного мужчину, которого она любила, а желтые цветы были знаком, который бы помог им узнать друг друга « Если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста». Так читатель узнает еще одну существенную подробность, приковывающую внимание к этой героине.

Скоро она (ее звали Маргаритой Николаевной) стала «тайной женой» писателя, приходила к нему каждый день. Жизнь ее наполнилась повседневными заботами о нем и его труде: она готовила пищу на керосинке, топила печь и пекла в ней картофель, вытирала пыль с сотен книг, перечитывала написанные им в ее отсутствие страницы романа, «нараспев и громко повторяя отдельные фразы», которые ей нравились, с нетерпением ждала обещанных последних слов о пятом прокураторе Иудеи В промежутках между этими занятиями она шила ему черную шапочку с желтой буквой «М» (опять траурный цвет и цвет разлуки!) Она понимала, как талантлив ее любовник (именно так называла его она, ни разу не употребив слова «муж»; он же рассказывая о ней, называл ее женой!), ей хотелось, чтобы заслуженная слава была воздана ему публично и торопила мастера (это она присвоила ему такое «звание» как символ его необыкновенного мастерства!).

Кажется, в их жизни ничего необычного не было, но они испытывали радость, находили причину смеяться, потому что общение друг с другом приносило им счастье!

Маргарита чувствовала, что в романе мастера «вся ее жизнь» и была полна радужных надежд на то время, когда настанет час выйти книге в жизнь. Если бы знала она, что это будет началом конца всему!

Роман мастера о Понтии Пилате, о встрече последнего с Иешуа, в спорах с которым автор выразил взгляды на добро и зло, на власть и насилие, на веру и безверие, не мог не вызвать резкого отпора в эпоху тоталитаризма. Потоки клеветы в прессе, исчезновение мастера в тюремных застенках, а потом – сумасшедший дом, показавшийся ему раем после допросов на Лубянке Все круги ада прошел он за то, что забыл (или в простоте душевной не знал?) старинной заповеди тирании: «Не должно сметь свое суждение иметь». Но и в сумасшедшем доме он ни в чем не винил Маргариту за ее роковую роль, когда она, торопя его, невольно подталкивала его к бездне. Он любил ее по-прежнему, когда уже, не надеясь увидеть снова, желая ей только счастья!. Он считал, что она забыла о нем, но, видимо, он все-таки плохо знал эту женщину!

Проведя год в мучительной разлуке с мастером, она страдала глубоко и искренне, то отчаиваясь, то хватаясь за самую фантастическую надежду увидеть его снова, продав душу дьяволу!

Вторая часть романа Булгакова знакомит нас с жизнью Маргариты Николаевны до встречи с мастером, несколько проясняя ее психологические особенности, замеченные раньше. Авторская характеристика подчеркивает в ней красоту и ум. Мы узнаем, что героине уже тридцать лет, что она бездетна, хотя уже одиннадцать лет замужем за молодым ученым, «сделавшим важнейшее открытие государственного значения». Муж ее «красив, добр, честен, он обожает жену». Живут они вдвоем, занимая верхний этаж прекрасного особняка в саду близ Арбата. Маргарита нисколько не стеснена в средствах, среди знакомых ее мужа – интересные люди. Многие москвички «все, что угодно отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны, но она не булла счастлива ни одного дня после замужества»! Автор заостряет интерес читателя к героине вопросом: «Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме?. » А «ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк и не отдельный сад, и не деньги». Ее любили и холили, но она хотела и сама любить! И в этом нет ничего демонического, за что стоило бы называть ее ведьмой, опережая события!

Да, она станет ею; да, она совершит великий, может быть, самый страшный грех, продав душу дьяволу (воплощению зла) ради любимого человека. Да, она совершит ряд поступков, которые трудно совместить с понятиями морали и нравственности: погром в квартире Латунского, роль королевы на сатанинском балу, исполнение желаний и прихотей Воланда (пила, например, кровь из чаши, изготовленной из человеческого черепа, приветствовала висельников и убийц, позволяла им целовать свое колено и т. д. и т. п. ). Но и в окружении нечистой силы в ней сохранилось нечто человеческое, доброе, чистое, что, мне кажется, было оценено даже Воландом. Я имею в виду ее просьбу отменить духовные пытки Фриде, хотя этим она могла навсегда похоронить надежду добиться возвращения ее счастья: Воланд обещал ей исполнить лишь одну просьбу! Этот выбор заставляет меня склонить голову перед героиней: чужая боль внятна ее сердцу, она готова помочь действительно страдающему человеку!

Нельзя пройти мимо другого эпизода, раскрывающего ее человечность. Так ярка и впечатляюща сцена, когда безжалостная ведьма, только что закончив погром в доме, где жил враг ее мастера, случайно обнаружила одинокого мальчика, испуганного грохотом и криками в соседских квартирах. Он дрожал от страха:

- Мама, я боюсь

- Не бойся, не бойся, маленький, - сказала Маргарита, стараясь смягчить свой осипший на ветру, преступный голос, - это мальчишки стекла били

- А ты где, тетя?

- А меня нету, - ответила Маргарита, - я тебе снюсь Я тебе сказку расскажу, - заговорила Маргарита и положила разгоряченную руку на стриженную голову, - была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая - Маргарита умолкла, сняла руку – мальчик спал.

В этой сцене раскрывается настоящая человеческая трагедия. Женщина не может быть счастлива, если она никого не любит и если у нее нет детей! В этом я вижу неисчерпаемую женственность в натуре героини, ее высокую нравственность, не смотря на ее многоликие и многократные превращения! Судьба Маргариты приводит к печальному выводу: лишение женщины ее извечного предназначения – любить и растить детей – рождает у нее великую тоску, а потом и великую злость, превращает ее в исчадие ада!

Читая роман, я не раз восхищалась гордостью этой женщины. Вот она проходит последнее испытание у Воланда. Бал окончен, и обитатели ада холодно расстаются с ней. «А между тем ей совершенно ясно было, что идти ей отсюда больше некуда. Мимолетная мысль о том, что придется вернуться в особняк, вызвала в ней внутренний взрыв отчаяния». Она чувствовала себя обманутой, черная тоска подкатила к ее сердцу, но она справилась с собой и ни о чем не попросила Воланда: «Нет, ни за что», - сказала она себе. Какое мужество! Какое умение владеть собой! Благо, что Воланд решил ничего не «наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь», сдержал обещание, предоставив любящим встретиться еще раз перед смертью.

Зная о неминуемом близком конце, Маргарита не ропщет и отправляется в мир иной с надеждой и там быть верной помощницей и опорой мастеру. Разве можно не полюбить такую самоотверженную героиню?!

История жизни Маргариты еще раз убеждает, что надо верить в настоящую, верную и вечную любовь! Горе тому, кто решается связать свою судьбу с человеком, которого он не любит, но любящему сердцу извечно определена участь разделять с любимым горе и радость.

В этих нравственных уроках, реализованных М. Булгаковым в образе моей любимой героини, я вижу глубокую гуманность и оптимизм. Вот почему я полюбила образ необычной женщины-ведьмы в романе «Мастер и Маргарита».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)