Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мария Стюарт одна из самых интригующих и неоднозначных женщин в истории Шотландии

Рождение Марии

В ноябре 1542 года отец Марии, Джеймс V лежал при смерти в своем любимом Фолклендском Дворце, построенном всего 5 лет назад. Он был разгромлен британцами при Солвей Мосс и видел мало надежды на будущее. В Фолкленде ему сообщили, что Мария де Гиз, его жена-француженка, за которой когда-то ухаживал Генри VIII, родила дочь во Дворце Линлитгоу 8 декабря. В этот день был устроен праздник в честь Девы Марии и многие увидели в этом хорошее предзнаменование для маленькой принцессы; однако для ее отца, все было иначе. Получив новости о ее рождении, он заявил: “О, горе мне! Моя династия началась с девушки и закончится с ней же”. Стюарты получили Шотландский престол через Марию (дочь Роберта I, Брюса). Джеймс действительно верил, что Мария обозначила конец правления Стюартов в Шотландии. А между тем, сын Марии, стал началом их правления и в Королевстве Шотландии и в Королевстве Англии (Мария приняла французское написание Stuart во время ее пребывания во Франции, и она и все ее последователи использовали его). Отец Марии, Джеймс V, думал, что династия закончилась с рождением дочери; однако, его сын стал королем Шотландии и ее старого врага – Англии. Он умер через неделю после рождения Марии и она, не достигнув года, была коронована Королевой шотландцев.

Франция, 1548-1561

Когда ей было всего 5 лет, Марию отправили во Францию, на Родину ее матери. Ей был оказан королевский прием во Франции Королем Генрихом II. Королю очень понравился ребенок, и он сказал: “Маленькая Королева шотландцев – самый замечательный ребенок, которого я когда-либо видел”. В то время во Франции, бабушка Марии, Антуанетта де Гиз, написала своей дочери в Шотландию, что Мария “очень симпатична, изящна и самоуверенна”. Мария была исключительно мила (даже в то время, когда большинство благородных дам назывались “прекрасными или красивыми”), интеллектуальна и полна жизненной энергии. Один французский наблюдатель написал: “Невозможно надеяться на нечто большее для принцессы на этой земле”.

Живую, милую и умную Марию ждало многообещающее детство. По свадебному договору ее послали во Францию в 1548 году в возрасте пяти лет, и она росла следующие десять лет при Французском Дворе (Ее сопровождали ее личный двор, состоящий из двух лордов, двух сводных братьев и “четырех Марий” – четырех ее ровесниц-дочерей аристократов Шотландии: из семей Битон, Ситон, Флеминг и Ливингстон).

При Французском дворе она была фавориткой. Она получила лучшее доступное образование, и по окончанию своего обучения в совершенстве владела французским, латинским, греческим, испанским и итальянским языками вдобавок к своему родному шотландскому. Она также научилась играть на двух музыкальных инструментах, изучала прозу, искусство верховой езды, охоту с ястребом, и рукоделие.

В апреле, 24 числа 1558г. она обвенчалась с дофином Франциском в Соборе Парижской Богоматери, и после смерти Генриха II 10 июля 1559г. , стала Супругой Короля Франции; ее муж стал Франциском II, королем Франции. По закону престолонаследия Мария также являлась следующей в очереди на английский престол после своей кузины Королевы Елизаветы I, которая была бездетна. Однако, следуя Католической религии, Елизавета не имела права назначить Марию своей законной наследницей. Хотя, антикатолический Закон о Престолонаследии не будет принят еще до 1701г. , Генрих VIII в своем завещании исключил Стюартов из наследования на английский престол. Проблемы Марии еще более усилились после восстания гугенотов во Франции. Вопрос о престолонаследии стоял, тем не менее, очень остро.

Франциск II умер 5 декабря 1560г. , и свекровь Марии, Катерина де Медичи стала регентшей при его брате Шарле IX. По условиям Эдинбургского Договора, подписанного представителем Марии 6 июля 1560г. , после смерти Марии де Гиз, Франция выводила свое войско из Шотландии и признавала право Елизаветы руководить Англией. Но восемнадцатилетняя Мэри, все еще находившаяся во Франции, отказалась ратифицировать договор.

Возвращение в Шотландию, 1561-1568

Молодая вдова возвратилась в Шотландию вскоре после смерти супруга, и прибыла в Лейт 19 августа 1561. Но после последних лет потери и печали, она вознамерилась иметь великое будущее. Шотландцы приняли свою новую королеву с большой радостью и празднованием. Она нравилась простым людям, но не аристократам; она играла в крокет, гольф, ходила на охоту, занималась стрельбой из лука, пела, танцевала, и вообще, имела потрясающую жажду жизни.

Ей было все еще только восемнадцать и, несмотря на ее таланты, ее воспитание не дало ей достаточно мудрости, чтобы справиться со сложными и опасными политическими ситуациями в Шотландии того времени. Религия разделила людей, и незаконорожденный брат Марии, Джеймс Стюарт, 1-ый Граф Моррейский, был лидером Протестантской группировки. Мария, будучи истинной католичкой, была под подозрением у многих ее подданных и английской королевы Елизаветы I, кузины и монарха соседней протестантской страны. Протестантский реформатор Джон Нокс проповедовал против Марии, обвиняя ее за того, что она прислушивается к мнению масс, танцует. Одевается излишне ярко, и еще много других вещей, реальных и выдуманных.

Будучи королевой, Мария была более чем уверена в том, что она должна выйти замуж и родить наследника престола. В июле 1565, она обвенчалась со своим кузеном Генрихом Стюартом, Лордом Дарнли, слабым, тщеславным, и неуравновешенным молодым человеком. Как и Мария, он тоже был внуком сестры Генриха VIII Маргариты. Почему Мария вышла замуж за Дарнли остается тайной; он был внешне очаровательным и, в отличие от большинства мужчин, выше ростом королевы. Он любил дворцовые развлечения, но он никогда, казалось, не заботился о Марии и искал гораздо больше власти, чем она желала ему дать. Когда она была на шестом месяце беременности в марте 1566, Дарнли собрал группу шотландской знати, которые ворвались в ее покои во Дворце Холируд и вытянули ее французского секретаря, Дэвида Риккио, в другую комнату и закололи его насмерть. Они утверждали, что Риккио имел слишком большое влияние на ее внешнюю политику, но, в действительности, они, вероятно, хотели, чтобы Мария, увидев это ужасное преступление, умерла бы сама. Конечно, Мария верила, что Дарнли, был зол из-за того, что она не дала ему корону, и хотел убить ее и ребенка, и таким образом стать Королем Шотландии.

После смерти Риккио, аристократы заточили Марию во Дворце Холируд. На последнем месяце своей беременности, она отчаянно пыталась вырваться и каким-то образом, уговорила Дарнли бежать. Три месяца спустя родился будущий Джеймс VI, Король Шотландии, со всей Европы посыпались поздравления. Все еще молодая и здоровая после родов, Мария теперь имела наследника. Это время было вершиной ее правления. В декабре 1566 Джеймса крестили в Королевской Часовне, в Замке Стерлинг. Мария, когда-то хрупкая последняя надежда династии Стюартов, в двадцать трехлетнем возрасте совершила одну из величайших обязанностей монарха – родила здорового сына и наследника. Однако это принесло только временный покой.

Последние годы, 1568-1587

После рождения наследника – будущего Джеймса I Английского и Джеймса VI Шотландского в июне 1566, был организован заговор против Дарнли, который уже был болен. В феврале 1567 года в доме произошел пожар и Дарнли нашли мертвым в саду. Это событие, которое должно было быть спасением Марии, только замарало ее репутацию. Джеймс Хепберн, четвертый граф Босуелл, авантюрист, который стал ее третьим мужем, считался виновным в убийстве и предстал перед судом, но был оправдан.

24 апреля Мария навестила сына в Стерлинге в последний раз. По пути назад в Эдинбург ее похитил Босуелл и его люди и привезли в Замок Дунбар. 6 мая они вернулись в Эдинбург, а 15 мая – во Дворец Холируд. Мария и Босуелл обвенчались по протестантскому обряду.

Дворянство обернулось против Марии и Босуелла и направило против них армию. Мария и Босуелл предстали перед лордами у холма Карберри 15 июня, но битва не состоялась, поскольку Мария согласилась следовать за лордами при условии, что они отпустят Босуелла. Но лорды нарушили обещание и привезли ее в Эдинбург, а потом заточили ее в Замок Лох Левен, расположенный на острове в середине Лох Левен (по-шотландски “loch” означает “озеро”). 24 июля ее заставили отречься от престола в пользу своего однолетнего сына Джеймса.

2 мая 1568 года она сбежала из Замка Лох Левен и снова смогла организовать небольшое войско. Три дня спустя после поражения в битве при Лэнгсайде 13 мая, она сбежала в Англию, где ее заточили в тюрьму в Карлайле по приказу Елизаветы 19 мая. Во время заточения она вышила на своем гербе знаменитую фразу “В моей кончине – мое начало”.

После споров о том, следует ли пытать Марию по поводу убийства Дарнли, Елизавета прикала провести допрос, а не суд. Его провели в Йорке между октябрем 1568 и январем 1569 годов. Допрос имел политическое влияние – Елизавета не желала осудить Марию в убийстве, Мария отказалась признавать право какого-либо суда на ее пытку.

Дело было основано на так называемых “письмах Шкатулки” – восемь писем от Марии Босуеллу, зачитанные Джеймсом Дугласом, четвертым Графом Мортонским, найденные в Эдинбурге в серебряной шкатулке с выгравированной на ней буквой F (возможно Франциск II), вместе с некоторыми другими документами, включая свидетельство о браке Марии и Босуелла. Марии было запрещено взглянуть на них или защищать себя на суде. Она отказалась предоставить письменную защиту, если только Елизавета не гарантирует ей оправдательный вердикт, что Елизавета так и не сделала. Хотя “Шкатулочные письма” были признаны подлинными после графологической экспертизы, следствие пришло к выводу, что ничего не было доказано.

Авторство писем было поводом для раздора между историками. Оригиналы были потеряны в 1584 году, а копии, находящиеся в многочисленных коллекциях, не образуют целостного набора. Мария утверждала, что ее почерк было несложно подделать, и часто предполагалось, что письма – абсолютные подделки, или что письма были написаны Босуеллу другим человеком. Сравнения стиля писем часто подтверждали, что они не были работой Марии. В любом случае, сейчас невозможно доказать что-либо. Без них, не было бы никакого судебного дела против Марии. Элизавета считала Марию серьезной угрозой для английского престола, и так последовало восемнадцать лет заточения. Босуелл был заключен в тюрьму в Дании, сошел с ума и умер в 1578 там же в тюрьме. В 1580 году место заключения Марии было перенесено в дом Сэра Ами Поле, и до конца своей жизни она находилась под опекой.

Казнь

Наконец, Мария стала преградой, которую Елизавета не могла больше переносить. Она была вовлечена в несколько заговоров с целью убить Елизавету, поднять восстание католиков на Севере Англии и захватить престол, возможно при помощи Франции или Испании. Некоторые из сторонников Марии верили в то, что эти заговоры были подстроены.

Марию и еще около 40 дворян-католиков обвинили в измене двору после так называемого Бабингтонского Сговора с целью убить Елизавету. Мария была обезглавлена в Замке Фотерингкей 8 февраля 1587г. Она была одета в красное, провозгласив себя католической Мученицей.

Казнь прошла плохо. Говорят, что потребовалось два удара, чтобы снести ей голову. Позднее об экзекуции были сочинены различные невероятные истории. Но одна из них считается достоверной и говорит о том, что когда палач поднял голову, чтобы показать ее присутствующим, оказалось, что Мария носила парик. Палач остался с париком в руке, тогда как голова королевы покатилось по полу.

Мария была первоначально захоронена в Соборе Питерборо, но ее тело было эксгумировано в 1612, когда ее сын, Король Джеймс I Англии, приказал перезахоронить ее тела в Вестминстерском Аббатстве. Оно так там и покоится, всего в тридцати футах (9 метрах) от могилы ее кузины Елизаветы.

Мария Стюарт написала это письмо 8 февраля 1587, всего за шесть часов до своей казни в Замке Фотерингкей. Оно адресовано ее сводному брату, Королю Генриху III Франции. Она писала ему регулярно во время ее заключения в Англии. Это письмо – выдающийся документ. Мария ясно верит, что она умирает как Католическая мученица. Она также выражает искреннюю заботу о тех, кто был заключен в Англии вместе с ней. Нужно заметить, что Генрих III не обеспечивал ее деньгами, в которых Мария так нуждалась. Именно Король Испании Филипп II выполнял ее желания.

Это случилось во время Реформации. Великобритания была протестантской, Франция – католической, а Шотландия разрывалась между ними. Мария Стюарт родилась в время, полное религиозных беспорядков. Она была пешкой в борьбе между протестантами и католиками. С течением времени она боролась за свою независимость и самоопределение. Будучи необычайно красивой и умной, она все же стала жертвой любви и власти.

Ближе к концу жизни она еще раз оказалась во власти родственников и, наконец, была доведена до смерти одним из них. Она – одна из самых интригующих и неоднозначных женщин в истории Шотландии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)