Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мое открытие рассказа

Два года назад я впервые стала участницей литературно-исторической практики «Вешки» на родине Михаила Александровича Шолохова. Незабываемая природа, добрые и отзывчивые люди – все заставило поверить нас в то, что Вешенская – это поистине то, чем мы можем, а, главное, должны гордиться. И мы поверили!

Михаил Александрович Шолохов – человек разносторонний, и поэтому говорить, писать о его жизни, исследовать творчество можно бесконечно.

Моя первая работа была посвящена дому-музею М. А. Шолохова, который поразил меня своей естественностью и простотой. В нем нет ничего выдуманного и показного, впрочем, как и в самом писателе.

Жизнь писателя неразрывно связана с донским краем, его произведения передают нам всю силу и прелесть донской земли. Шолохов – писатель, который по-настоящему понимает и чувствует природу. Ее поля, еле-еле обдуваемые летним ветерком, леса с их неповторимыми растениями, великая река Дон, с ее таким же, как и время, быстрым течением. Даже солнце здесь светит не так обыденно и повседневно. Оно будто наполнено счастьем и радостью.

Восхищаясь этим величием, я захотела перечитать какое-нибудь произведение Михаила Александровича. Свой выбор я остановила на рассказе «Нахаленок». Почему? На этот вопрос, как ни странно, трудно ответить. Скорее всего, потому, что после первого своего знакомства с этим рассказом, осталось какое-то недопонимание, возможно, не удалось прочувствовать все произведение.

Перечитывая этот рассказ, я старалась прежде всего узнать поближе и понять главного героя – семилетнего мальчугана, который совершает подвиг.

Моя работа посвящена исследованию образа главного героя – Михаила Фомича Коршунова. Я проанализировала портретное описание героя: внешность, характер, поступки и т. д. некоторые сюжетные особенности рассказа; то, как обращаются к Мишке другие герои; как он сам обращается к своим родным.

Сюжет рассказа «Нахаленок»

Рассказ «Нахаленок» печатался в газете «Молодой ленинец» с 30 мая по 12 июня 1952 года.

О рассказе Михаил Александрович Шолохов говорил, что это «отчасти автобиографический рассказ». В раннем детстве писатель и сам пережил ощущение «незаконности» своего положения. За строчками биографии автора «Нахаленка» стоит трудное детство, сложность, а порой и жестокость первых детских впечатлений.

Рассказ начинается со сна главного героя:

Снится Мишке, будто дед срезал здоровую вишневую хворостину, идет к нему, хворостиной машет, а сам строго говорит:

- А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохану по тем местам, откель ноги растут!!

- За что, дедуня? – спрашивает Мишка.

- А за то, что ты в курятнике из гнезда чубатой курицы все яйца покрал и на каруселю отнес, прокатал!.

Уже по первому предложению мы можем довольно четко представить себе героя: раз дед срезал огромную хворостину, значит, Мишка что-то натворил, значит, его ждет наказание. Далее мы видим, что дед вовсе не шутит, так как обращается к внуку очень серьезно: Михайло Фомич. И только потом мы узнаем, что же Мишка натворил: украл из курятника все яйца.

Вскрикнув, герой просыпается. Этот сон говорит о том, что герой, на самом деле, никогда не сидит на месте: он может таскать яйца, может объезжать свинью во дворе, за это ему часто попадает от деда, но дед для не враг.

Мишка очень любит его, именно поэтому неоднократно на страницах рассказа он называет его дедуней. Но и дед не может злиться на внука. Обращение Михайло Фомич – хоть и официальное, но наполненное любовью. В семье Мишку все любят, но часто злятся на него из-за его проказ. Одним из самых запоминающихся эпизодов в рассказе является эпизод, где Мишка пытается выручить свинью, застрявшую в калитке.

Как нагрех, в калитке свинья застряла. Голова с той стороны, а сама с этой, ногами в землю упирается, хвостом крутит и пронзительно визжит. Мишка – выручать: попробовал калитку открыть – свинья хрипеть начинает. Сел на нее верхом, свинья поднатужилась, вывернула калитку, ухнула и по двору к гумну вскачь.

Сюжет рассказа прост и знаком многим с детства: отец на войне, его ждет семья: дед, жена и сынишка, который мечтает попасть в Красную Армию; к сожалению, в конце рассказа отец погибает.

В «Нахаленке» перед читателем предстает семилетний шустрый мальчуган. Все в его жизни, казалось бы, хорошо. Есть семья: мамка, дед, отец вернулся со службы, и еда на столе есть, вот только соседские ребята не дают покоя герою. Прозвали они Мишку нахаленком за то, что мать его девкой родила под забором, а потом, когда узнали, что отец его – коммунист, стали обзывать коммунячьим сыном.

-Твой отец – коммуняка! Вот так только помрешь ты, и душа твоя прилетит на небо, а бог и скажет: «За то, что твой отец был коммунистом, - отправляйся в ад!. » И начнут тебя там черти на сковороде поджаривать!

Но Мишка не верит дворовым ребятам, поэтому-то и выспрашивает все у деда и отца: про войну, про Ленина, кто с кем воюет и т. п. И вот каждый вечер рассказывает ему отец про коммунистов, про их политику и про Ленина.

У детей, как известно, живое воображение, и для Мишки каждое отцовское слово что-то значит, он вслушивается в каждый звук. После долгих ежедневных историй Ленин становится для Мишки идолом, кумиром. И он настолько весь погружается в этот мир, мир войны, мир, где главный – Ленин, что решает пойти в армию. Но, естественно, его не берут – слишком мал шолоховский герой. В этом поступке Миши проявился весь его патриотизм, вся его любовь к делу коммунистов и конкретно Ленина. Он еще мал! Да! Возрастом, ростом и даже интеллектом, но он уловил самое главное, то, ради чего он и решил пойти в армию – ради справедливости, потому что Ленин сказал: «Все – ваше!. » Эта вера всегда с ним каждую секунду, и даже когда в конце рассказа Мишка теряет сознание перед его глазами стоит все тот же портрет, тот же человек, рука которого указывает на него.

Портретное описание Нахаленка

Нахаленок – мальчишка, которого знают все в округе, с примечательной внешностью и с энергичным, неугомонным характером. С большой любовью и очень подробно Михаил Александрович описывает своего семилетнего героя.

Как правило, герои, участвующие в повествовании, предстают внешне обрисованными. Описание их внешнего облика, в том числе, одежды, манер, поз, жестов, мимики составляет портрет. Портрет может быть в разной степени детализирован; в его создании участвуют разные лица – повествователь, один из героев или само действующее лицо.

Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогий Мишка – глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда.

Таков портрет героя по описанию повествователя-автора. Мы видим, что Шолохов при описании героя использует сравнение.

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснения другого.

В русском языке сравнение сопоставляемого и сопоставляющего, как известно, может оформляться несколькими способами. В рассказе писатель прибегает к употреблению существительного в творительном падеже:

Пиявкой присосался, за подол уцепился, волочится.

Мишка вьюном около нее крутился.

И к употреблению союзов и союзных слов:

волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника;

щеки, точно воробьиное яйцо;

Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда;

Мишка как заяц от гончих, пустился домой.

Если внимательно посмотреть на эти примеры, то можно увидеть, что писатель сравнивает своего героя с миром природы: речной лед, цветущий подсолнух, воробьиное яйцо и пр. , причем только с хорошими ее проявлениями. Этим, на мой взгляд, Михаил Александрович показывает нам, что Мишка доброжелателен и наивен, как недавно пришедшая весна. Несмотря на то, что по описанию автора герой получается несколько смешным и нелепым, читатель все равно ассоциирует его с ясным, солнечным человеком.

Описывая Нахаленка, Шолохов обращает внимание читателей на глаза героя, этим он дает нам понять, что глаза – это то, что выделяет Мишку из общей массы. Несмотря на тяжелое время в стране писатель изображает героя как яркий, пусть и небольшой лучик солнечного света. Вокруг этого лучика происходят беды и неприятности, а он все равно светит.

Мишка непоседлив, он вечно чем-то заинтересован, немного труслив и, конечно же, непосредственен.

Писатель необыкновенно внимателен к пластике. Движение рук, ног, положение тела во сне или в седле схватывается пристальным глазом, независимо от сюжетных надобностей. Так, автор «Нахаленка» дополняет, а нередко заменяет привычное для русской литературы описания душевных движений, оттенков мыслей, чувств, состояний.

Терпел, терпел Мишка, а потом брови сдвинул по-дедовски, строгость на себя напустил и за отцовы усы ухватился.

По тому, как просыпается Мишка, тоже можно понять, что перед нами герой-непоседа:

Чуточку открыл левый глаз – в хате светло Приподнял Мишка голову, слышит в сенцах голоса Протер Мишка глаза

Скупыми средствами, с помощью вещественных деталей, передаются самые трагические переживания. Вот момент, когда герой видит убитого отца:

Мишка, качаясь, подошел к повозке, заглянул в лицо Мелко подрагивая от ужаса, перевел взгляд и, увидев на груди, на матросской рубахе, синие и белые полосы, залитые кровью, вздрогнул, словно кто-то сзади ударил его по ногам, - широко раскрытыми глазами взглянул еще раз в недвижное черное лицо и прыгнул на повозку:

- Батянюшка, встань! – Упал с повозки, хотел бежать, но ноги подвернулись, на четвереньках прополз до крыльца и ткнулся головой в песок.

Роль обращений в раскрытии образа Нахаленка

Даже по тому, как героя называют члены семьи, можно понять, как они к нему относятся. Например:

Для отца он – Минька, для матери – Минюшка. Для деда – в ласковую минуту – постреленыш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза, - эй, Михайло Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!

Для семьи он разный. Но вот жители деревни относятся к Миньке по-другому. И связано это с отцом, которого в деревне называют «коммунягой». Именно поэтому Мишка – «коммунячий сын». Часто мальчишки в след ему кричали: «Эй, ты, коммуненнок! Коммунячев недоносок, оглянись!»

В своей работе я решила проанализировать, а как же на протяжении всего рассказа герои обращаются в Мишке. Читая рассказ, я увидела, что уже по этим обращениям можно очень точно представить себе главного героя.

В тексте произведения мы встречаем 35 различных обращений к Мишке: мое потомство; большевик; пистолет; сынушка; голубь мой; сукин кот; постреленыш; дуралей; поганец; короста липучая; непоседа; мой любонький; Мишка; сынок; Минька; малыш; полуношник; сорванец; коммуненок; внучек; неугомонный; деточка; малец; шпаненок; окаянный; мой родный; сыночек; коммунячий недоносок; сто чертов твоей матери; лихоманец вредный; Миша; варнак; нахаленок; Минюшка; Михайло Фомич.

Анализируя эти обращения, мы можем увидеть, что все они абсолютно разные, но все пронизаны невероятной чувством теплоты и любви к главному герою, именно поэтому практически все обращения содержат уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Есть только одно обращение с ярко выраженной отрицательной окраской коммунячий недоносок. Именно так обращаются к Мишке соседские мальчишки.

Среди данных обращений пять являются производными от имени героя: Минька, Мишка, Минюшка, Михайло Фомич, Миша. Так называет Нахаленка его семья. И несмотря на то, что часто Мишка проказничает, озорничает, злит деда, не могут они грубо обратиться к нему, так как очень любят, могут только очень официально Михайло Фомич. И Нахаленку этого достаточно, чтобы понять, что дед злится на него.

Однако за проказы члены семьи называют Мишку не только по имени отчеству. На страницах романа мы встречаем множество интересных обращений: пистолет, короста липучая, сто чертов твоей матери, сукин кот.

Три обращения, также пронизанных любовью, указывают на родственные отношения и являются производными от слова сын: сыночек, сынок, сынушка. Все эти слова имеют уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ок-, -ушк-, -очек-. На родственные отношения указывает и обращение внучек.

Три обращения: малец, малыш, деточка - указывают на возраст главного героя.

О характере героя, о том, что с ним постоянно что-то случалось, что он не мог усидеть на одном месте, мы узнаем из обращений нахаленок, шпаненок, неугомонный, непоседа, сорванец, постреленыш.

Несколько обращений построено по одной модели: местоимение МОЙ + прилагательное или существительное: мое потомство, мой любонький, голубь мой.

Таким образом, Нахаленок – маленький мальчишка, которого очень любят родные. Он постоянно попадает в какие-нибудь забавные ситуации, ему интересно все, что происходит вокруг него. Мишку не любят соседские мальчишки из-за того, что он является сыном коммуниста.

Но о герое можно узнать и по его речи, по тому, как он обращается к своей семье. Очень любит Нахаленок свою небольшую семью.

Деда он слушает, но побаивается. И несмотря на то, что дед его часто наказывает, Нахаленок не говорит ему ни одного грубого слова, не думает про него ничего плохого. Он называет его дедулей, дедушкой, дедунюшкой. «Мишка деду всегда готов услужить».

Мать он тоже любит, но практически не слушает ее, так как знает, что она его слишком любит, чтобы наказывать. Его обращения к матери тоже очень ласковы: мамка, маменька, мама.

Отец для Мишки был идеалом, поэтому Нахаленок хотел быть похожим на своего отца. Когда отец возвращается домой, Мишка смотрит на него с опаской. Он и называл его сначала большим солдатом, чужим человеком. Отец был ему незнаком. Но впоследствии, когда отец начинает рассказывать Мишке про войну, завораживая его тем самым, он ближе узнает его, гордится им, защищает его перед соседскими ребятишками. И эти истории помогают Мишке забыть о неприятной ссоре, случившейся с соседскими ребятами. И уже он мучается не от порезов и ссадин, а от нетерпения. Для него отцовские истории – самое долгожданное событие. И за одну ночь он узнает гораздо больше, чем за все свои семь лет. Он называет его батянькой, батей, миленьким, батянюшкой.

На мой взгляд, самым запоминающимся моментом в рассказе является эпизод, в котором соседские ребята начинают задевать Мишку, обзывают его, царапают. В этот момент действительно можно понять, как относились к Нахаленку окружающие его люди. Сразу становится понятно, как соседи относятся к Мишке и его семье. Но Шолохов не оставляет героя в беде.

Мишке помогает природа, которая начинает его утешать, будто бы любящая мать, которая не хочет видеть слезы своего дитя.

Сверху, пробираясь сквозь листья, солнце старалось заглянуть Мишке в глаза, сушило на щеках слезы и ласково, как маманька, целовало его в рыжую выхрастую маковку.

Шолохов часто описывает природу. Ее состояние отображает чувства героев рассказа. Известно, что кандидатом на пост председателя был отец Нахаленка, но в деревне его уважали не все, и поэтому была опасность того, что его не выберут. Волнение героя Шолохов передает в описании природы:

С утра до вечера шел дождь. Небо закрылось сизым пологом, во дворе пенились лужи, по улице бежали наперегонки ручьи.

Сон как средство раскрытия образа главного героя

Мишка взрослеет на протяжении этого небольшого рассказа. Подтверждением являются сны героя. Мишке снятся два сна. Один – в начале рассказа. Это детский, забавный сон о том, как герой крадет яйца из курятника. В этом сне перед нами озорной мальчуган, любящий похулиганить.

Второй сон – сон повзрослевшего мальчишки. Мишка видит того влиятельного человека, про которого ему рассказывал с восхищением отец. Более того, он с ним знакомится, и Ленин даже предлагает ему вступить в его войско. И несмотря на то, что очень хочется герою вступить в армию, он прежде всего вспоминает про свою семью и от неожиданности начинает оправдываться: «Меня дедуня не пущает». Но с полной уверенностью и сознанием того, что он будет воевать за русский народ, Нааленок соглашается с товарищем Лениным. В этот момент Мишу охватывает счастье и восторг.

Теперь он понимает, что он вроде взрослый, а значит должен защищать родину. Он чувствует гордость и радость.

Мишка почувствовал, как от радости у него захватило дух; нечем дыхнуть, хочет он что-то крикнуть – язык присох

Отец для Миши был примером, и он очень хотел познакомиться с тем человеком, которого знал его отец. Быть знакомым с Лениным – значит, быть ближе к отцу. В своем сне Мишка как раз и сближается с отцом. Он становится сильным, мужественным, а главное, теперь он знает самого Ленина.

Этот непосредственный и нелепый с одной стороны сон, становится очень важным в раскрытии характера главного героя.

Образ Нахаленка, как и другие образы шолоховских героев, заставляет читателя проникнуться к нему огромной любовью. Всеми средствами языка: лексикой, синтаксисом, морфологией, изобразительно-выразительными средствами - писатель создает образ обаятельного мальчугана, не умеющего усидеть на месте, интересующего всем, что происходит вокруг, безгранично любящего свои семью и, конечно же, мечтающего помочь своей стране, своему родному донскому краю.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)