Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мое прочтение рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо»

Название произведения Л. Улицкой «Капустное чудо» ассоциируется с детством, сказкой, волшебством. Еще не познакомившись с рассказом автора, я ожидала, что в нем будет сказочный сюжет, легкий и непринужденный. Но повествование уносит меня в реальный мир, в послевоенное время.

Сюжет произведения заключается в том, что две маленькие девочки-сестры Дуся и Оля остались после войны сиротами и переехали к родственнице Ипатьевой. Они занимались домашними делами, облегчая жизнь уже немолодой женщине, которой было трудно ходить. Как - то раз Ипатьева отправила их за покупкой капусты, которую должны были привезти в ларек на грузовике. Когда подошла их очередь, денег у Дуси не оказалось, так как в кармане была дырка и десятирублевка потерялась. Для девочек это было настоящим горем, они, переполненные тоской и безнадежностью, брели домой, переживая, что старуха Ипатьева рассердится и выгонит их из дома. Маленькие девочки, но не по годам взрослые, беспокоятся о том, где будут жить. Старшей из сестер только шесть лет, но они уже многое пережили, сумели обжиться на новом месте, привыкнуть к чужому для них человеку. Удача сжалилась над девочками, и с проезжавшей мимо машины, груженной капустой, упади два кочана. Обрадованные, Дуся и Оля подобрали их и побежали домой. А в это время баба Таня плакала у подруги, убиваясь горем от потери девочек: «ведь два раза бегала к ларькуПропали, пропали мои девчоночки». Мы видим, что старуха проявляет сочувствие, внимание к девочкам, а это говорит о ее добром сердце и открытой душе. За год, который у нее живут сестренки, они стали для нее родными. Баба Таня призналась подруге, что не сможет без девочек, а они без нее. Опасения сестер, что их выгонят, оказались ложными, старуха прикипела к ним душой и полюбила их.

Эта, простая, на первый взгляд, история открывает передо мной другой мир, от которого я, живущая в двадцать первом веке, далека. Война не пощадила никого, оставила родителей, кормильцев, детей многие семьи. Страшное время не миновало ни взрослых, ни детей, так и главные героини произведения остались сиротами. К сожалению, жизнь после войны не была безоблачной. Люди жили в бедности, им, как и во время войны, приходилось голодать и тяжелым трудом добывать пропитание и одежду. В рассказе можно увидеть такие приметы времени, как ботики - обувь главных героинь, уже мало согревающей их ножки, «зеленый дощатый ларек» также является атрибутом послевоенных лет. Многие продукты не продавались в магазине, как в настоящее время, а привозились на грузовиках, и хозяйкам приходилось отстаивать очереди, чтобы совершить покупку.

Трудолюбие Дуси и Оли меня поразило, потому что, на мой взгляд, мало кто из моих сверстников выполнял в свои шесть лет какую- то работу по дому, таскал тяжелую капусту и так стойко выдерживал мороз. Сестренки даже не плакали, когда лютый мороз щипал их маленькие ножки, обутые в старую обувь. Даже когда девочки совсем озябли, они не позволяли себе расстраиваться и капризничать. Состояние удрученности пришло к ним только тогда, когда они поняли, что потеряли деньги. Современный ребенок, скорее всего, пришел бы домой и сказал, что потерял десятирублевку, но Дусе даже и в голову не мог прийти ответ: «Потеряла»: она понимала, как им нужна была капуста и как трудно бабе Тане зарабатывать. Девочки до самых сумерек искали пропажу, надеясь, что она найдется.

Несмотря на свою самостоятельность, Дуся и Оля были незащищенными, слабыми, им нужна была семья, которую они потеряли. Образы девочек являются центральными в композиции произведения, и видно, с каким сочувствием относится к ним автор. Улицкая раскрывает их читателю, благодаря скупому описанию: « Две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками». Также обращает на себя внимание тот факт, что сестренки не играли со своими сверстниками. Сами они были из деревни, и им были чужды забавы городских ребят. Они привыкли трудиться, каждую минуту использовать с пользой, поэтому развлечением для них стал стук швейной машинки, девочки с удовольствие подбирали маленькие лоскутки ткани, оставшиеся после шитья. Живя уже год в городе, Дуся и Оля все же не смогли полностью привыкнуть к новой среде. Это показывает и антитеза (они одеты в городские ботики, но на их головах повязаны деревенские платки; также они пошли за покупкой капусты, но боятся переходить дорогу).

Образ героини Ипатьевой также неоднозначный. С одной стороны, она отправляет девочек в мороз за покупкой тяжелой капусты и, следовательно, не слишком жалеет сестер. С другой стороны, немолодая женщина оставляет сирот у себя, кормит и поит их, переживает о том, где они, бегает к ларьку в поисках девчушек. Вначале девочки для нее были обузой, она не знала, оставлять их у себя или нет, не сильно переживала за их будущее. Но, оставив сирот у себя, вскоре к ним привыкла, да и девочки стали называть ее бабой Таней. Героиня окончательно поняла, что девочки для нее не обуза только тогда, когда испугалась, что потеряла их, она поняла, что нужна им, а они - ей. Автор не предоставляет читателям информацию о том, где родственники самой Ипатьевой, но мы видим, что она одинока. Для нее возможность на старости лет растить девочек, быть может, остается отрадой в жизни.

Отдельную роль в композиции произведения занимают детали, которые показывают характер Дуси и Оли. Девочки, переехав к Ипатьевой, первое время молчали, они даже не разговаривали между собой. Это молчание символично, так как показывает напряженность ситуации, в которой находились малышки. Они понимали, что решается их дальнейшая судьба, и только когда они почувствовали, что баба Таня оставляет их у себя, девочки разговорились, словно ожили. Вскоре они стали воспринимать бабу Таню как маму, старались во всем ей подражать: в разговоре, в жестах, поступке: « Большая, а носа вытереть не можешь, - проворчала она (Дуся) точно так, как это делала Ипатьева». Старуха заменила девочкам семью, обогрела их лаской и заботой. Также можно увидеть и заботу девочек друг о друге. Как самые близкие люди, они держатся вместе, и все, что им преподносит судьба, преодолевают сообща. Они не очерствели душой. Это видно из эпизодов о том, как они заботятся друг о друге, бабе Тане и даже о кошке, еще одном члене их семьи. Кошку сестры оставили спать на валенках, не стали ее тревожить, собираясь за капустой, хотя в это время на улице было очень холодно. Эта маленькая деталь показывает добросердечность сестер, не забывающих заботиться и о живом существе.

Композиционные части произведения «Капустное чудо» расположены не в хронологической последовательности, так автору удается сделать акцент на том, как попали девочки к старухе Ипатьевой. Также в рассказе прослеживается сквозной мотив- мотив ожидания. Дуся и Оля ждут машину с капустой, ждут своей очереди, ждут продавца с обеда, ждут бабу Таню, вернувшись домой с капустой, ждут ее благосклонности, человеческого участия в их судьбе, им не хватает материнского тепла и они ждут семейной защищенности. Произведение заканчивается многоточием, и это не случайно. Многоточие говорит о незавершенности повествования рассказа, ведь жизнь девочек только начинается. Многие сложности, радости, неурядицы и моменты счастья в судьбе девочек еще впереди, но читатель может быть спокоен: девочки окончательно остаются у бабы Тани, они нашли семью – и вот это настоящее чудо, которое так ждала детская душа.

Таким образом, несмотря на душевную боль от потери родителей, переживаний и скитаний вследствие войны, девочки не очерствели душой. Их сердца готовы любить, они нуждаются в родительской ласке и заботе, которую нашли в доме старухи Ипатьевой. Они не сразу поняли, как нужны друг другу, но их единение произошло. В тяжелые послевоенные годы их теперь будет греть любовь друг друга.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)