Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мое родное село в вихре гражданской войны

История установления советской власти в с. Тюнгюлю

Меня зовут Жирков Ваня. Я учусь в 6 классе Тюнгюлюнской средней школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия). Мне интересно знать историю родного села. В этом году я начал изучать события гражданской войны, происходившие в нашем селе в далекие 20-е годы. Своей работой я решил принять участие в фестивале исследовательских работ «Портфолио».

В работе отражены наиболее значимые исторические события времен гражданской войны в Якутии, в том числе в моем родном селе Тюнгюлю.

В 1921 – 1922 годах пожар Гражданской войны разгорелся и в Якутии.

Восставшие против Советской власти белобандитские отряды, поддерживаемые и науськиваемые местными богачами, начали злобно преследовать большевиков, активистов, поддерживающих их идеи, наказывать и убивать. Началась кровавая борьба.

Тогда Тюнгюлю был центром Мегинского улуса. Штаб белобандитов обосновался в доме улусной управы. Сюда приводили арестованных наслежных ревкомовцев, чекистов, попавших в засады, которых после жестоких допросов зверски убивали. Сейчас в селе в их память поставлен обелиск. В числе многих были убиты члены пленума улусного ревкома – коммунисты Исаев Василий Степанович, Ефимов Иван Петрович (Аверинский), предревкома Арагасского наслега Дьяконов Петр Васильевич и их товарищи, имена их занесены золотыми буквами как историческая память.

В апреле 1922 г. Советская власть окончательно утвердилась в Якутии. Остатки белых банд бежали в Охотск. В помощь к ним двинулся в поход в красную Якутию авантюрист генерал Пепеляев и как вспомогательная сила отряд генерала Ракитина.

Ракитин решил попутно занять центр Мегинского улуса – село Тюнгюлю. По его расчету, захват Тюнгюлю окончательно запирал осажденные в селе Амга красные отряды, привлекал население ближайших наслегов к белым, открывал путь Пепеляеву в Якутск.

Попытаюсь осветить, как 21 февраля 1923 г. в Тюнгюлюнском бою позорно был разбит авантюрный план Ракитина.

Отряд Ракитина, пробираясь из Татты через Чурапчу, остановился на северной окраине Мегинского улуса в местности «Уһун күөл», в зимовье Алагарского богача Шеломова Михаила Степановича.

Белые при помощи Шеломова завербовали новых бойцов. Отряд Ракитина насчитывал 250 человек, в их числе было около 50 русских офицеров и солдат, метких эвенкийских стрелков и бывших белобандитов.

Кто такой Шеломов? Отец его был ссыльный – некто Степанка Шеломов. Михаил Степанович стал богатым скотоводом, избирался князьком в своем наслеге, был секретарем, в одно время – головой Боотурусского улуса.

Был высокий, светлоглазый, русского обличия, нрав был мягкий. Он набрал молодых людей своего наслега в отряд Ракитина, сам тоже был с ними.

В те дни в Тюнгюлю не было военного отряда, способного оборонять центр улуса. В Тюнгюлю, кроме 3-4 жилых домов, были школа, пансион, якутская юрта, дом управы и летняя часовня. Председателем Мегинского исполкома был Фадеев Лука Николаевич. Связь ревкомовцев с населением была хорошей, поэтому каждое движение, планы врагов были известны ревкому. Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях Игнатьева Фекла Романовна. Учительница Фекла Романовна обучила, воспитала многих школьников. Она пишет: «В ту зиму отец мой, Баишев Роман Васильевич, жил в Сыланге. Однажды у церкви появилось множество вооруженных людей. Оказалось, что это отряд Ракитина. Отряд, отдохнув у Шеломова, шел захватить Тюнгюлю. На следующий день отец сообщил об этом в село Норагана члену ревкома Борисову Герасиму Ивановичу. Рассказ отца слушал и брат Герасима Давид. Давид сразу помчался с доносом Шеломову, а Герасим сообщил ревкому Тюнгюлю.

Назавтра Михаил Шеломов с солдатами арестовали отца, но после допросов в селе Татта отпустили. Герасима белые не нашли. »

Предупрежденные красные начали делать из балбахов окопы, усилили караулы. Приехавшие на помощь бойцы взвода Петроградского полка обосновались в якутской юрте и пансионе. Из местных были Фадеев Лука, Эверстов Павел (Биллигир), Шахурдин Иннокентий (Халдьаа).

Вечером, накануне боя, прибыл отряд, устанавливающий связь Якутска с Чурапчой, 30 бойцов при ручном пулемете. Они остановились в неработающей, мерзлой школе, где всю ночь сидели, греясь у печки. Число красных бойцов стало 67.

Отряд Ракитина в 4 часа утра остановился в лесу на восточном берегу Сегеляя (озеро Тюнгюлю). Белые, передохнув, пешком, иные на лыжах, по глубокому снегу добрались до горки, где разделились на две части. 70 человек наступало с юга, а 180 через «Хаба-Алаас», прячась за изгородями, стогами сена, приблизились к юрте.

Часовой заметил белых только в последний момент, не успел поднять тревогу, его и других караульных застрелили. Когда стрельба усилилась, проснувшиеся красные открыли ответный огонь.

Некоторые из них выскакивали на двор, но их одного за другим меткими выстрелами валил охотник-эвенк, прячущийся за углом амбара. Лука Фадеев велел сторожу Павлу Эверстову открыть дверь юрты, ползком между убитыми, обогнув амбар, он увидел стрелка-эвенка и застрелил его.

Только тогда бойцы выскочили из юрты, закидали белых гранатами, а из окопа из балбахов пулемет открыл усиленный огонь. Отряд, который был в школе, открыл огонь в тыл наступающим белым. Под огнем пулеметов бандиты в панике бежали через «Хаба-Алаас».

Так после трехчасовой яростной перестрелки, потеряв 16 человек, среди которых был полковник Попов, белые бежали. Один бандит был взят в плен, враги на поле боя оставили 19 винтовок, 25 гранат, много патронов, своих раненых забрали с собой.

Потери красных не ясны, но предполагают, что убитых с двух сторон было около 40.

Во время боя были убиты командир красного отряда Попов и заменивший его Дюпов.

Красные своих убитых и раненых взяли с собой в Якутск.

Убитых бандитов закопали в одном мысу Тюнгюлю, сейчас заметен контур четырехугольной ямы.

После боя в Тюнгюлю прибыл красный отряд Нарушевича из 50 бойцов при двух легких пулеметах.

Скоро прибыла рота Знаменского телеграфно-строительного отряда, больше 70 бойцов при 3 пулеметах. Рота была в селе до марта 1923 г.

Свое позорное поражение в Тюнгюлю Ракитин вынужден был объяснить генералу Пепеляеву так: «Якуты оказались совсем плохими вояками. Приказ стремительно атаковать, закидать гранатами, остальных схватить не выполнили, многие остались лежать в окопах красных. Поэтому вынуждены отступить. В результате поражения настроение населения упало, найти новых людей, лошадей осложнилось, отказываясь вести отряд, солдаты-якуты решили остаться, шпионы размножаются»

По пути из Тюнгюлю в Татту многие якуты, бросая ружья, разбежались.

В чем значение победы в Тюнгюлюнском бою?

1. Местное население окончательно поняло, что белые банды уже не способны победоносно вести войну.

2. Народ убедился, что Красная армия сильна и способна смело отстаивать правое дело. Бедняки поверили в силу Красной Армии, стали поддерживать, помогать ей.

Исполняющий обязанности командующего Вооруженными Силами Якутии Козлов в своем приказе от 23 февраля 1923 г. дал высокую оценку победе в бою в Тюнгюлю:

«Поражение генерала Ракитина в Мегинском улусе является началом краха всей генеральской, офицерской авантюры белых банд. Рабоче-крестьянская Красная Армия в Мегинском бою еще раз доказала победоносность Советской власти».

Так поражение войск Ракитина способствовало окончательному разгрому авантюры Пепеляева в Амге, это исторический факт.

Подытоживая, хочу подчеркнуть, что, выбрав эту тему, я глубоко заинтересовался; сознание руководствовалось мыслью: «Любой человек, ребенок должен стремиться узнать прошлое своего родного края».

Для раскрытия данной темы сделано:

1. Изучил материалы о Тюнгюлюнских событиях. Дало многое всреча с автором книги «Хотун Төҥүлү тула» Иваном Николаевичем Тарабукиным.

2. Побывал на местах похода белых, на местах боев. Сделал карту мест боев.

3. Обследовал и сфотографировал ныне существующие в селе дома, упоминаемые в докладе, как немых свидетелей истории: якутскую избу (обновленную), дом улусной Управы (во время гражданской войны – центр улуса, долго дом занимала АТС), тогдашнюю школу (сейчас почта).

Тюнгюлю имеет богатую историю, воспета многими поэтами. Я горжусь своим краем, мечтаю и дальше изучать его историю.

Познакомился и слушал воспоминания бывшего военкома Амгинского улуса, долгие годы бескорыстно работавшего, воспитавшего молодых призывников духу патриотизма, подполковника в отставке Мохначевского Ивана Иосифовича, уроженца Мегинского улуса.

Он соучастник работ по увековечению подвига красного отряда Ивана Яковлевича Строда, выстоявшего 18 дней осады белых банд генерала Пепеляева и, наконец, разгромившего белые банды.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)