Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Намский князь Мымак

Я родился в Намском улусе Республики Саха (Якутия), моя мама, мой дедушка и прадедушка тоже родились здесь. Наша семья гордится историей и настоящим родного Намского улуса. Здесь много интересных исторических мест, например: в селе Хатырык родился и вырос известный государственный деятель Максим Кирович Аммосов, в селе Бетюнцы жил и работал известный якутский поэт Ефрем Степанович Сивцев – Таллан Бурэ. Для меня самым интересным местом является с. 2-Хомустах, там есть место Воин. Про него написано в многих газетах и книгах, как о месте где был построен первый острог русских первопроходцев в Якутии. Об этом написано и в книгах местных исследователей Намского улуса Т. И. Замятина, В. Е. Колмогорова и в работах якутских историков П. Петрова-Хардыы, А. П. Николаева. В то время намским князем (тойоном) был Мымак. Несомненно, что он был представителем своего улуса и народа при обосновании первых русских поселенцев. Про первый острог русских в центральной Якутии написано во многих исследованиях, но там весьма скудно освещено про намского тойоно Мымака.

В настоящее время на месте Ленского острога недалеко от села 2-Хомустах (Хатас), в 7 километрах на участке Воин, находится деревянная часовня. Его построили в 2008 г. в знак воссоединения Республики Саха (Якутия) с Россией, до постройки часовни был заложен памятный знак – камень с надписью. Сюда приезжают жители Намского улуса и гости нашего улуса. Село 2-Хомустах расположено на левом берегу реки Лена, чтобы до него добраться в летнее время надо переправится через реку на лодке или на пароме, а зимой когда открывается переправа по реке можно доехать на машине. Там очень красивое место, живописная природа. В с. 2-Хомустах проживают 787 человек, есть детский сад, общеобразовательная средняя школа, участковая больница, культурный центр, спортзал, почта, Администрация наслега. Основное занятие населения сельское хозяйство. Животноводством и овощеводством занимаются сельскохозяйственный кооператив «Юнэр», крестьянские и фермерские хозяйства, частные подворья.

Целью данной работы является исследование жизни и деятельности Мымака Намова. Для этого поставлены следующие задачи: изучить родословную и исторические факты про него, также следует определить роль личности Мымака в историческом развитии Намского улуса и Якутии.

Это моя первая исследовательская работа по изучению истории родного улуса и жизни выдающегося представителя Намского улуса князья (тойона) Мымака. Хотелось бы вызвать интерес к личности этого легендарного человека. Как говорят «без прошлого, нет будущего».

Исторические данные о князе Мымаке

По древнему преданию на северо-восточной стороне озера Байкал жил богатырь Бара5ай Баатылы и было у него много детей. Владел он множеством лошадей и рогатого скота. Пастбища его живности и стойбища его детей простирались до верховья реки Лены. На этих просторах мирно уживались племена ураанхай и саха. Старшим сыном Бара5ай Баатылы был Омо5ой баай, а у него единственная дочь Нурулдьун-Куо. В подружки единственной дочери он взял и воспитал дочку своей сестры Энсиэли – Сыспай СыЬыах. Когда подросли девочки, Омо5ой стал присматривать зятя. В то время у него жил и работал бедняк татарского рода Элляй. Был он ловок, трудолюбив, доброго нрава и удачливым охотником. Омо5ой предложил ему выбрать одну из девушек себе невестой. Он предпочел работящую, быструю в хозяйстве Сыспай СыЬыах. Хотя Нурулдьун-Куо была и красавицей, но была она избалованной и капризной девушкой. Не понравилось Омо5ой, что Элляй не взял его родную дочь в жены. Выделил он молодым одну кобылицу и одну корову в приданое. Зажили они отдельно и родили они восемь сыновей, четыре дочери. Дети и внуки Энсиэли и её дочери стали предками ураанхай саха. В начале XV века стали они расселяться по среднему течению реки Лены. Одну из долин выбрал себе Дэпси Дархан и назвал он эту местность в честь прабабушки Энсиэли. Старшим сыном Дэпси Дархан был Ланха Силик, а от него родился Нам Тойон. Восемь сыновей Нам Тойоно стали родоначальниками намских родов. Старик Нам хоть и был предводителем сильных, могущественных, богатых намских родов, но славился своим миролюбием и спокойствием. Соседние племена были наслышаны о силе и бесстрашие намских богатырей, не решались они силой завладеть землей и скотом намских родов. Старшим сыном Нам Тойона был Мымак, после смерти отца стал он во главе всех намских родов. Точную дату его рождения историки не определили, примерно предполагают 1590-й.

Первые русские люди стали появляться в Якутии еще в начале XVII века. В документах упоминается, что в 1618-1619гг. русские под угрозой применения огнестрельного ружье собирали ясак. Местным племенам это конечно не нравилось и они в меру своей силы защищались от них. Так в 1631 г. воины князей Тыгын и Бойдуон вытеснили атамана Ивана Галкина с долины Туймада.

В 1632 г. енисейский сотник Петр Бекетов со своими казаками сплавился по реке Лена и остановился в Лено-Амгинском междуречье, он выбрал эти места как центр Ленских улусов. Событие поселения и постройки Ленского острога начались мирно и с согласия местного населения. Об этом очень хорошо написано в книге В. Е. Колмогорова «Намский улус в XIX веке»:

«Нам сирэ – нууччалар саамай маннай Саха сиригэр кэлэн туспут сирдэрэ. 1632 сылаахха бэс ыйыгар Лена кыраайын Россия государствотыгар холбуурга ыраахта5ыттан сорудахтаах сотник Петр Бекетов толору казактарынан, сэрии сэбинэн тиэллибит карбастарын уонна оночолорун (кочи) Нам бииЬин сиригэр, билиннинэн Торуой Хомустаах Буойунугар а5алан тиксэрбит. Бу сири кэрэн баран острог туттуохха сэптээх сир эбит диэн Кулун Тутары талбыт. Бу Нам бииЬин баЬылыга Мымаах Тойон ходуЬата этэ. Петр Бекетов эйэлээх кэпсэтиинэн Мымаах тойон ити сирин кэнуллуурун туЬунан эрбэ5ин хааннаан илии баттаан сэбулэспитэ уЬу. Манна ханнык да сэриилэЬии, утарсыы тахсыбатах. Сотник Бекетов сонно тута куорат тутуутун ыыппытынан барбыт уонна ыраахтаа5ыга Якуцкай диэн куорат олохтоммутун суругунан биллэрбит.

Онон 1632 сылаахха Дьокуускай куорат Нам сиригэр тутуллубут уонна ити сылтан Саха сирэ Россия государствотыгар киириитэ са5аламмыт. Бастакынан нуучча государствотыгар холбоспут сахаларынан Нам бииЬин уустара буолаллар. Бу холбоЬуу кэнул эттунэн эйэлээхтик са5аламмыт».

В одном из центральных архивов г. Москвы хранится исторический документ, где сотник П. Бекетов доложил русскому царю, что они выполняют «царский указ» и начал постройку острога с указанием точного места: «против якуцкого князца Мамыкова улуса и меж иными улусами середи всей земли».

Здесь нужно подчеркнуть, что постройка первого Ленского острога не только заслуга русских первопроходцев, но и местного населения под предводительством Мымака Намова. Если бы не было мирного соседства, добровольная уступка своей земли под поселение вряд ли русские люди в короткий срок могли обосноваться здесь. В соседних улусах, например в хангаласком были кровопролитные стычки с «пришлыми». Потомки князя Тыгына не особо задумывались о судьбе своих сородичей. Даже если они и превосходили русских по численности, в части воинской тактики и оружия казаки превосходили их.

Роль личности Мымака в становлении Ленского острога

Период вхождения Ленского края в состав Российского государства (1630-40-е гг. ) является одним из главных моментов, определивших последующий ход исторического развития якутского народа. Роль личности Мымака в событии вхождения в Российское государство, несомненно. Как ранее сказано постройка первого Ленского острога произошло на намской земле. Обосновавшись здесь русские стали требовать от местных жителей платить ясак русскому царю – налог за то, что они являются подданными русского царя. Постоянные и все возрастающие размеры ясака стали тяготить народ. И без того кабальное положение простых людей с приходом русских стало в двойне тяжелее, да и самим местным тойонам не нравилось, что богатство уходило мимо них русскому царю. Недовольных таким положением становилось все больше. В труде известного русского историка С. А. Токарева «Общественный строй якутов (XVII-XVIII вв. )» указано, что в 1634 г. якутские роды собрали своих воинов в количестве 600-700 человек на территории земель намского князя Мымака и напали на русский острог. Они были разбиты в ходе военных действий и разбежались по своим землям. Многие историки называют эти действия « Мымаковым восстанием» и считая Мымака вождем восстания 1634 года, неверно растолковывая архивные документы, где указано, что восставшие перед осадой Ленского острога собрались « у Мымака в улусе». Ни в одном документе Мымак не указывается руководителем восстания, зато о других «князцах» - истинных организаторах восстания упоминания много.

На самом деле намский князь Мымак и борогонский князь Логой были сторонниками мирного сосуществования с русскими и агитировали за мирные переговоры с ленскими казаками. В некоторых исследованиях указывается, что Мымак предупредил сотника Ивана Галкина о предстоящем восстании и осаде острога. Мымак в 1633г. присягнул в верности и подданстве русскому царю и не отступил от своих слов.

Между тем продолжалась дальнейшее освоение якутских земель русскими казаками и промышленниками. Были построены еще два острога тобольскими и казаками Мангазея. Были раздоры и между казаками по сбору ясака и в делении территории. Ясак собирали по душевому принципу. Местному населению трудно было постоянно платить ясак ценным мехом, и они просили заменить ясак деньгами. Их просьбу не удовлетворили. Для того, чтобы узнать истинное количество местных жителей и их богатста, старший острога Петр Головин решил провести перепись населения. Против этого выступили сами же казаки Глебов и Филатов, а также местные князя Логой и сын Мымака – Ника. В 1642 г. в феврале начали перепись населения, русские скрывали цель своего подворного обхода. Но местные быстро узнали цель переписи и передавали друг другу эту новость. Многие стали скрывать свою живность и детей. В некоторых улусах Хангаласком и Борогонском произошли убийства переписчиков. Русские казаки жестоко обошлись с непокорными и чтобы не произошло еще большего кровопролития Мымак выступил переговорщиком между враждующими сторонами. В Ленском остроге в то время было более 400 казаков и острог имел пушки.

В этой сложной ситуации Мымак для спасения жизни и имущества своих соплеменников был вынужден прибегнуть к дипломатии, маневрировать между русскими и ополчением восставших, исходя из своего понимания военно-политической ситуации. После несостоявшейся попытки восстания Мымак активно сотрудничал с русской администрацией для мирного исхода для своего народа и даже получил «государеву печать» при осуществлении мирных переговоров.

Месторасположение земель князя Мымака имело для намского тойона весьма неоднозначное положение. На его землях был построен Ленский острог, его соседом был борогонский князь Логой, который имел враждебные отношения с могущественным хангаласким князем Тыгыном. И только все выше перечисленные качества Мымака помогли ему роду выжить и выстоять в этой непростой ситуации.

В последующем Ленский острог несколько раз затоплялся весенними паводковыми водами. Были даже снесены льдами дома и амбары острога. Изменение берега реки Лены послужили поводом переноса острога на другой берег реки Лена в долину Туймада. Историческая местность первого Ленского острога до сих пор сохранила название «Старый город». В 2008 г. здесь были проведены мероприятия, посвященные 375-летию начала договорных отношений между Якутией и Россией.

Для того, чтобы знать историю России, Якутии нужно знать историю родного улуса. В нашем улусе ежегодно проводятся «Аммосовские чтения», в 2009 г. отмечали юбилей поэта Е. С. Сивцева – Таллан Бурэ. В селе Хатырык есть музей посвященный Максиму Аммосову и якутской государственности. В селе Бетюн имеется школа имени Е. С. Сивцева и при нем музей Таллан Бурэ. Об этих местах и музеях знают все жители улуса, сюда приезжают гости. А о месте первого Якуцкого острога знают не все и приезжают не часто. Я считаю, что это незаслуженно малоизвестный исторический факт, каждый житель республики и улуса должны знать об этом.

Намский князь Мымак, согласившийся на мирное соседство и предоставивший землю русским казакам, показал свое миролюбие и заботу о своих земляках. Без войны и кровопролития он добровольно воссоединился с русским народом, этот исторический факт стал решающим в дальнейшей судьбе народа саха. С этого началась развитие земледелия, торговли, образования и в целом жизненной культуры якутов.

На примере выдающийся личности своего времени можно смело сказать о его роли, как о лидере среди якутской знати. Дальновидность и прозорливость Мымака в отношении русских переселенцев помогли ему сохранить не только свой род, но и весь народ саха. Он понимал, что восстание против вооруженных и развитых в отношении боевых наук русских казаков обречено на провал. Русские казаки были представителями могущественного Русского государства, за ними стоял народ в стократ превышающий якутов и дальнейшее мирное соглашение с ними гарантировало развитие Якутии.

Даже через века мы с благодарностью и с почитанием храним память о Мымаке Намове. Его дети и внуки стали после него предводителями намского населения. В с. Намцы есть улица Мымах. В исследовательских и научных трудах об истории Якутии и Намского улуса можно найти данные о нем и событиях связанных с его именем. Если каждый житель нашего улуса будет знать о нем и рассказывать своим детям, то заслуга Мымака перед поколениями не забудется никогда.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)