Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Интерпретация рассказа Набокова «Рождество»

Сначала было Слово. Это было слово Александра Солженицына о творчестве

Владимира Набокова, последнего классика русской прозы, порождённой серебряным веком: «Это писатель ослепительного дарования, именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших психологических наблюдениях, в изощрённой игре языка (двух выдающихся языков мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с одного абзаца - признак истинной яркости, неповторимости таланта».

Эти слова заставили отыскать на книжной полке книгу Набокова, попался «Круг», полистала, глянула в «Оглавление», выбрала «Рождество»

Начала читать, стало грустно, тоскливо, но остановиться было невозможно С тех пор прочитано много произведений Набокова, да и о его творчестве немало, но время от времени перечитываю «Рождество». Может быть, потому, что произведения В. Набокова рассчитаны на творческие возможности читателя. Автор писал, что он пишет «для художников». Отсюда и поэтические особенности его рассказов:

• - открытость финалов;

• - внимание к деталям;

• - основанность рассказов на оттенках того или иного настроения;

• - внутренняя наполненность души человеческой.

Все эти особенности прослеживаются и в «Рождестве».

. Творчество Набокова созвучно нашему времени; поскольку предельно индивидуалистично, а по степени воздействия на стилевые процессы в русской, да и мировой литературе последней трети XX века. В. Набоков - один из самых эстетических влиятельных художников.

Некоторые критики называли ранние рассказы Набокова «лабораторными», считали, что в них все талантливо, но бессодержательно, красочно, но бесцельно.

В одном из своих последних интервью Набоков заявил: «Я верю, что когда-нибудь появится переоценщик, который объявит, что я не был легкомысленной жар-птицей, а наоборот, строгим моралистом»

Особое удовольствие доставляет мне наблюдение за стилем писателя, основными чертами которого являются:

• - лексическое богатство;

• - смысловая плотность текста;

• - языковая игра, в которую вовлекается читатель;

• - наделённость писателя цветовым слухом, «цветовым ощущением».

Поскольку главные свойства создаваемого Набоковым художественного мира - многослойность и многоцветность, его произведения непросто интерпретировать.

Ключом к интерпретации произведения может служить его заглавие. В силу своей выделенности из основного текста заглавие занимает самую сильную позицию любого произведения и служит его смысловой, эмоциональной и композиционной доминантой. Заглавие анализируемого рассказа «Рождество» характеризуется особой семантической сложностью. События в рассказе Набокова развиваются накануне Рождества, одного из главных христианских праздников в честь рождения Иисуса Христа, который празднуется в основном 25 декабря. Заимствован христианством из дохристианских культов умирающих и воскресающих богов, «рождение» которых праздновалось в период зимнего солнцестояния. К празднику готовится Иван, слуга Слепцова, устанавливая во флигеле ёлку. Ни в коем случае не хочется проводить параллели между рассказом Набокова и легендой об Иисусе Христе (некоторые произведения Набокова прочитываются как пародии на те или иные факты культуры). Да, через несколько часов во флигеле зародится новая жизнь – на свет появится удивительная бабочка, индийский шелкопряд. Но хочется верить, что к жизни возродится и душа Слепцова, ведь так загадочно об этом сказано в финале рассказа: «И тогда простёртые крылья, загнутые на концах, тёмно - бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Сюжет рассказа «Рождество» прост. У Слепцова, главного героя повествования, несчастье: он хоронит сына, привезя «тяжелый, словно всею жизнью наполненный гроб, в деревню» из Петербурга. Проведя ночь в «мелких снах», утром он идет к мостику, вспоминает, каким счастливым был сын летом, когда «легким взмахом сачка срывал бабочку, севшую на перила».

Посетив могилу сына, Слепцов идет в его комнату, перебирает вещи сына: тетради, расправилки, коробку с коконом индийского шелкопряда, затем во флигеле читает его дневник, из которого узнает, что волновало сына в прошедшее лето. Понимает, что этого о своем сыне он раньше не знал

Смертельная тоска охватывает героя Он решил уйти из жизни «сегодня же»:»и на мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес»

Но в это время что-то щелкнуло - это из кокона появилась бабочка, медленно развернула крылья, и эти «крылья вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья»

Вот и весь сюжет, но при его пересказе исчезло что-то главное, что доставило при чтении эстетическое наслаждение, вызвало чувство сопереживания Захотелось перечесть текст еще раз, а потом в руках оказался «Словарь символов» Джека Тресиддера. И началось увлекательное разгадывание текста Набокова. Но сначала , наверное, нужно немного сказать о символе вообще.

Слово «символ» пришло в наш язык из греческого и обозначает «условный знак». В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Взятый же в словесном выражении – это троп.

В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями, например, крест как символ христианства, распятого Христа. Происхождение символа очень древнее, хотя в конкретных исторических условиях возникают и новые символы или изменяется смысл старых.

Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу. В процессе обмена идеями между людьми даже культурами символы предшествовали слову. Общепринятая система жизненных символов позволяет людям чувствовать гармонию друг с другом. С другой стороны, символы могут быть воображаемыми, имеющими совершенно произвольную форму.

Можно принять современное толкование слова «бабочка» - это символ суетности, легкомыслия. Возможно, это значение поможет понять характер взаимоотношений отца и сына при жизни: внешние доброжелательные контакты и незнание того, что делается в душе, поэтому так велика для Слепцова горечь утраты, потому жизнь дальше кажется ему невозможной. А в древности бабочка являлась символом бессмертия, ее жизненный цикл стал превосходным примером этого: жизнь (яркая гусеница), смерть (темная куколка), возрождение (свободный полет души). Каким глубоким философским содержанием наполняется рассказ Набокова!

Интересно значение других слов-символов: мост - метафора трудного перехода между миром живых и миром мертвых: а еще символ памяти. Недаром описание внешности сына даётся именно на мосту, вот таким он остался в памяти отца: «Неповторимым смехом играет лицо под загнутым краем потемневшей от солнца соломенной шляпы, рука теребит цепочку и кожаный кошелёк на широком поясе, весело расставлены милые, гладкие, коричневые ноги в коротких саржевых штанах, в промокших сандалиях».

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка - символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова - деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.

Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

В поэтике Набокова, как и в поэтике Гоголя, Булгакова, среди других средств художественной изобразительности большое место занимает цветопись. Набоков не пишет, а рисует. Его пейзажи, детали быта дышат живыми красками действительности.

Перечитаем пейзажную зарисовку из 2 части рассказа, описание утра накануне «Рождества»:

« Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отражения цветных стекол. Дверь поддалась не сразу, затем сладко хряснула, и в лицо ударил блистательный мороз. Песком, будто рыжеет корицей, усыпан был ледок, облепивший ступени крыльца, а с выступа крыши, остриями вниз, свисали толстые сосули, сквозившие зеленоватой синевой. Сугробы подступали к самым окнам флигеля, плотно держали в морозных тисках оглушенное деревянное строеньице. Перед крыльцом чуть вздувались над гладким снегом белые купола клумб, а дальше сиял высокий парк, где каждый черный сучок окаймлен был серебром, и елки поджимали зеленые лапы под пухлым и сверкающим грузом. »

Мы зримо представляем себе парк, в котором оказался Слепцов, мир героя рухнул, но в природе все по-прежнему, она торжественна, величава, вечна. В ней ничего не изменилось после смерти подростка ( Набоков не говорит о возрасте сына Слепцова, и это мои предположения).

Только между строк мы можем прочесть, что тяжёлая для Слепцова ночь – символ смерти – сменяется утром, которое несёт надежду. А снег, укрывший как саваном землю, символ холода, холодного чувства, отчуждения.

Выписав из текста все слова и сочетания, обозначающие цвет, убеждаемся, что среди них преобладают светлые тона над темными (см. таблицу). Чаще других употреблены прилагательные белый и черный (по 7 раз).

Белый цвет - символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Белый - позитивная сторона антитезы «черное - белое». Семантика черного цвета неоднозначна. Он обозначает не только беду, несчастье, но и справедливость. Как не вспомнить булгаковского Воланда, одетого в черную мантию, представляющего силу, которая «вечно хочет зла и вечно творит добро».

Слово «7» символизирует космический и духовный порядок и завершение природного цикла. Употреблением антонимов «черный - белый» 7 раз Набоков подчеркивает равновесие добра и зла в мире. Семерка – число, которое используется, чтобы указать на что – то необычное, даже сверхъестественное, на незаурядные способности и качества. Она объединяет явления, которые выходят из рамки обычного восприятия, выглядят непостижимым образом, кажутся таинственными. К сожалению, семерка учит, что все или почти все в жизни человека – несчастье, тлен или суета сует. О значении других чисел, употреблённых в рассказе, будет сказано ниже.

Зеленый цвет связан с жизнью растений, весной, молодостью. (ель).

Коричневый цвет - смирение, отречение, бедность.

Желтый - наиболее противоречивый из всех цветов - от позитивного до негативного.

Теплые тона желтого разделяют солнечную символику золота, счастья, изобилия. Негативный оттенок - цвет умирающих листьев, его связывают со сроком приближения смерти, загробной жизнью.

Синий цвет - цвет неба, символ вечности, истины, веры, чистоты, целомудрия.

Серый - отречения, смирение, меланхолия, безразличие. Как цвет праха, иногда ассоциируется со смертью, трауром и душой.

Употреблены оттенки цветов: синеватый, розоватый, зеленоватый, темно-синий, темно-бархатный и небесно-лазурный в рассказе, что делает описания более колоритными, запоминающимися. В 11 веке у древних славян цвета радуги ограничивались четырьмя цветами:

«В радуге свойства суть червленое, и синее, и зеленое, и багряное. »

Четыре цвета связаны с четырьмя стихиями: зеленый от воды, синий от воздуха, красный от огня, черный или багряный от земли.

Со временем человек создал новые слова для обозначения цветов, и процесс этот еще не закончен.

Строго говоря, языковые средства изображения мира у Набокова мало чем отличаются от тех, которые имелись в распоряжении других писателей, это цветные прилагательные (белый, черный, зеленый, синий и др. ), глаголы (синеет), существительные (синева, голубизна), словосочетания (металлической искрой, седой ёж, оснеженный куст, слюдяные оконца, ледяная луна, серебристый туман). Совершенно по-новому звучат слова в этих словосочетаниях, превратившись в говорящую «живопись». Краски приобретают особую яркость и свежесть. Такие описания невозможно пропустить при чтении:

«Деревья - груды серого инея - отбрасывали черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической искрой».

« над белыми крышами придавленных изб, за легким серебряным туманом деревьев, слепо сиял церковный крест».

Мир красок, цветовая палитра, многозначность толкования цветов – это одна из сторон отражения мироощущения, миропонимания автора, это проявление разных смысловых ассоциаций. Об этом хорошо сказал другой поэт, Расул Рза:

Цвета проносятся сквозь наши души,

Как тёплые, прохладные ветра,

Окрашивая цветовою гаммой

Слова и песни,

Голоса и память

Большое значение в поэтике Набокова имеет и освещение. Цвет и свет в рассказе «Рождество» неотделимы друг от друга: «При тусклом свете лампы шелком отливали под стеклом ровные ряды бабочек».

Чтобы побыть в комнате сына, Слепцов берёт из рук Ивана лампу и входит в дом один. Один-число, символизирующее первичную цельность, Божественную сущность (Создателя), источник жизни. Это выражение первичной сущности, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло всё сущее. В обыденном понимании один – эмблема начала, знак человеческого «я», а также одиночества. Слепцов уединяется в комнате сына, он хочет понять, почему ЭТО произошло именно с ним, сейчас он одинок не только в этой комнате, а во всей Вселенной

Два – это символ разделения целого на части, символ отдельности человека от мира, природы и других людей. Это знак сравнения одного с другим. А еще два – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.

Два символизирует несколько ситуаций. В – первых, это символ разделения единого на части. Во – вторых, что очевидно из первого, - это символ объединения частей и связи между частями целого.

Крупный индийский кокон был куплен за три рубля. Три – одно из самых положительных чисел – эмблем не только в символике, но и в религиозной мысли, мифологии, легендах. Христианская доктрина Троицы (Триединого Бога), которая позволила соединить в едином Боге Отца, Сына и Святого Духа, является примером того, как число три может заменять число один при обозначении более многопланового и мощного союза. Три христианские добродетели – Вера, Надежда, Любовь часто появляются втроём. Пифагор считал три числом гармонии, а Аристотель – законченности.

Четыре по праву является символическим и магическим числом. Оно часто фигурирует в религиозных книгах, притчах, мифах и нередко присутствует в фольклоре, пословицах и поговорках. Смысл четырёх вполне определен, накрепко «впечатан» в обыденное сознание и связан главным образом со статичностью и законченностью.

Никаких качественных изменений четыре не обещает, да у нее и задачи другие: она хранит уже созданное.

Четверка – это знак замкнутого пространства и временного цикла, а также основательности, неизменности и защищенности.

Ещё четыре – весьма «человеческое» число. У нас четыре конечности, мы смотрим на мир из неподвижной точки на все четыре стороны, живем в доме с четырьмя стенами. Крест – ориентир в пространстве и символ самого пространства.

Четыре руки богини – значимый символ целостного мира, живущего в установленных законами рамках. Одна рука богини дает, другая – отбирает, третья – наказывает, четвертая – гладит по головке.

Четыре – это закрытый повторяющийся цикл чередований четырех времен года. Это четыре части суток – утро, день, вечер, ночь, и четыре сезона года – весна, лето, осень, зима. «Четырьмя слюдяными оконцами» на крыльях защищает индийский шелкопряд Слепцова, возвращает его к жизни.

И ещё об одном числительном хочется сказать. Шесть – число союза и равновесия, шестиугольник – это фигура, известная как Звезда Давида, символизирует союз двух семитских народов – государства Израиль и Иудеи. Иногда она считается символом человеческой души.

Символ глубоко эмоционален, чтобы его постичь, необходимо «вжиться» в настроение текста.

В рассказе нет описания внешности Слепцова, но по отдельным деталям мы можем понять его психологическое состояние, «прочувствовать» переживаемое им горе, и символические значения слов, прилагательные со значением цвета и света помогают в этом:

Наблюдая над текстом рассказа Набокова, я убедилась, что его язык, стиль - неповторимы и своеобразны. Каждое слово вызывает определенные ассоциации. Рассказ «Рождество» заставил задуматься об истинных ценностях, суетности бытия, вечности мироздания.

Цветопись Световые словосочетания

1. белый (7раз) 1. отражения цветных стекол

2. синел 2. сверкающий груз

3. розовый 3. слепительная глубь

4. седой 4. светлые деревья

5. беленая (лавка) 5. сиял церковный крест

6. рыжий (2раза) 6. коптящая лампа

7. зеленоватый 7. тусклый свет лампы

8. синева 8. отливали ряды бабочек

9. черный (7раз) 9. загоравшиеся сугробы

10. серебро 10. металлической искрой

11. зеленый (2раза) 11. темная пыль

12. коричневый 12. темная пыль

13. белокаменный 13. тетрадь сияла

14. розоватый 14. сквозила светом кисея сачка

15. серебристый 15. блестел угол коробки

16. вороной

17. голубизна

18. серебряный

19. желтый (2раза)

20. серый (2 раза)

21. темно-синий

22. синеватый

23. небесно-лазурные

24. перламутровый

25. синий (2 раза)

26. темно - бархатные

МЕТАФОРЫ

1. Вечереющие снега

2. Седой ёж

3. Блистательный мороз

4. Рыжая корица

5. оснеженный куст

6. Снежные крыши

7. Ледяная луна

8. Слюдяные оконца

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)