Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Образ лебедя в русской и казахской литературе

Исследование символики образа лебедя в русской и казахской литературе через картины родной природы.

Задачи:

1. Проследить эволюцию образа лебедя от народнопоэтического творчества к литературе XIX-XXI века;

2. рассмотреть особенности интерпретации образа лебедя в русской и казахской литературе;

3. выявить, как и какими средствами создаются поэтические образы лебедей;

4. обобщить и систематизировать символику образа лебедя.

Гипотеза: Лебедь – поэтический образ в творчестве многих авторов, который раскрывается через приёмы параллелизма и олицетворения. Через этот образ авторы проникают в мир природы и раскрывают читателям её назидательную функцию. Образ лебедя – кладезь духовных и нравственных ценностей.

Этапы процедуры исследования:

1. Подготовительный этап, состоит из: a) анализ историко-психологических аспектов образа лебедя; b) анализ творчества русских и казахских поэтов; c) аналитическое прочтение лирических произведений русских и казахских поэтов;

2. Исследовательский этап включает в себя: a) наблюдение за природой в стихотворениях русских и казахских авторов; b) изучение отношения авторов к образу лебедя; c) выявление литературных приёмов, которые использовались авторами для раскрытия образа лебедя;

3. Заключительный этап предполагает: a) обобщение результатов; b) составление схемы «Философское осмысление образа лебедя как ценности человеческой души».

Методы исследования:

1. теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений;

2. практические: методы сплошной выборки и синтеза (были выписаны поэтические строчки, посвященные образам лебедей;

3. методы наблюдения и анализа.

Результаты работы и выводы:

Образ лебедя используется авторами вне зависимости от времени и местонахождения пишущего, как символ благородства и целомудрия, возрождения и верности, чистоты и красоты, т. к. лебедь – символ всесущий и всеобъемлющий.

Любовь, выражаемая образом лебедя, может носить как всеобъемлющий, так и простой, более распространённый в современное время, характер любви мужчины к женщине. Такую любовь представляет собой образ лебедя Андрея Дементьева и Сакена Сейфуллина. В поэме Мукагали Макатаева затронута тема любви матери к сыну, где лебедь символизирует покровительство Девы Марии.

Образ лебедя как символ Родины – символ наиболее трогательного мотива – мотива любви к Отечеству в поэтическом сборнике М. Цветаевой «Лебединый стан».

Множество оттеночных значений образ лебедя приобретает преимущественно в поэтических произведениях (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, А. А. Фет, М. Лохвицкая, Матусовский, С. Сейфуллин, М. Макатаев и др. ). Это объясняется такой особенностью поэзии, как род литературы и как многозначность единого образа. Все добавочные значения и оттенки образа лебедя зависят от индивидуального авторского восприятия мира и идей, выражаемых им.

Область практического использования:

1) уроки литературы, МХК и по курсу «Самопознание»;

2) классные часы и внеурочные мероприятия, посвященные формированию духовно-нравственных ценностей молодого поколения;

3) занятия студентов филологических факультетов вузов по курсу «Культурология», «Этнопедагогика».

Новизна: заключается в выявлении и систематизации символических образов лебедя как источника вдохновения поэтов на пути к философскому осмыслению жизни.

Актуальность: Изучение данной темы способствует лучшему культурологическому, философскому и филологическому восприятию образа лебедя, который создавали русские и казахские поэты, для понимания духовно-нравственных ценностей жизни.

Литература, как неотъемлемая часть культурного наследия, является зеркалом жизни народа. Наша работа рассматривает символику образа лебедя в русской и казахской поэзии. Её результаты способствуют осмыслению систем духовно-нравственных ценностей исторически родственных казахского и русского народов, как в далеком прошлом, так и в настоящем времени. Работа также преследует цели, схожие с целью программы «Самопознание»: формирование гармоничной личности казахстанского общества, воспитание и обучение детей, подростков, молодежи в духе общечеловеческих ценностей, и, как следствие, построение в Казахстане общества максимальных возможностей. В этом заключается актуальность нашего исследования.

Целью данной статьи является исследование символики образа лебедя в русской и казахской литературе через картины родной природы для возрождения духовно-нравственных ценностей молодого поколения.

Поставленная цель подразумевает решение следующих задач:

1. Проследить эволюцию образа лебедя от народнопоэтического творчества к литературе XIX-XXI века;

2. рассмотреть особенности интерпретации образа лебедя в русской и казахской литературе;

3. выявить, как и какими средствами создаются поэтические образы лебедей;

4. обобщить и систематизировать символику образа лебедя.

Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:

4. теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений;

5. практические: методы сплошной выборки и синтеза (были выписаны поэтические строчки, посвященные образам лебедей;

6. методы наблюдения и анализа.

На основании выбранной темы мы выдвинул следующую гипотезу: лебедь – поэтический образ в творчестве многих авторов, который раскрывается через приёмы параллелизма и олицетворения. Через этот образ авторы проникают в мир природы и раскрывают читателям её назидательную функцию. Образ лебедя – кладезь духовных и нравственных ценностей.

Новизна исследования заключается в выявлении и систематизации символических образов лебедя как источника вдохновения поэтов на пути к философскому осмыслению жизни.

Результаты данной работы могут быть использованы на практике в следующих областях образования и воспитания:

4) уроки литературы, МХК и по курсу «Самопознание»;

5) классные часы и внеурочные мероприятия, посвященные формированию духовно-нравственных ценностей молодого поколения;

6) занятия студентов филологических факультетов вузов по курсу «Культурология», «Этнопедагогика».

Данная работа имеет перспективы развития: исследование символики образа лебедя в прозаических произведениях казахской, русской и зарубежной литературе.

Лебедь – аристократ птичьего царства

Писатели и поэты всех времен воспринимали природу через призму человеческих мечтаний, и на все времена такой взгляд сохраняет ценность не только эстетическую, но и практическую. Ведь единство не раздельно: человек-часть природы, природа-часть человека.

Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно мнению выдающегося русского мифолога Александра Николаевича Афанасьева, является образ древа, олицетворяющий собой мировую гармонию, единство всего сущего. Но древо – это и знак человека, слитого с миром. Подобно тому, как в древе-вселенной вершина-солнце, небо; низ – корни, то рождается параллель со стоящим человеком: голова - вершина, уходящая в небо, ноги-корни, ощущающие крепость в земле. Раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг. И между небом и землей - птицы.

С детских сказок живет в нас образ прекрасной Царевны-Лебедь; гадкий утенок, превращаясь в гордого лебедя, позволяет верить в будущее. Образ лебедя требует пристального изучения и внимания.

Лебедь – аристократ птичьего царства. Эти величественные создания в истории человечества занимают особое место. Они воспринимаются не только как птицы, но и как символ чистоты, красоты и верности. Люди всегда старались поселить в прудах и озерах около дворцов, замков и в своих городах этих гордых птиц, которые очень хорошо уживаются с человеком.

Лебеди – моногамные птицы. Живут отдельными парами, которые сохраняются по нескольку лет подряд, что породило легенду о лебединой верности: если случайно погибнет один из пары, другой лебедь, высоко поднявшись в небо, камнем падает вниз и разбивается о землю.

Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта, а белизна птицы — искренность. Знаменитая "лебединая песня" — обозначение последнего значительного творения выдающихся людей, зазвучав в одном исполнении, как будто непременно должна зазвучать и у другого автора. Мысли - птицы перелетают с одной страницы на другую независимо от эпохи, жанра. Душа, совесть, память, вечность-это все у нас и у птиц.

«Ведь что человеку по земле ходить, то и птице по небу летать», - сказал главный герой Василий Тимофеевич Заварзин в романе С. Алексеева «Рой».

Духовная культура древнего человека

Чтобы понять, откуда пришел образ птицы-лебедя, где он берет истоки, необходимо познакомиться с духовной культурой человека, мифологией, русским и казахским фольклором.

В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, «святым птицам». Именно в образе этой птицы, по преданиям, душа странствует по небу. Зверей и птиц теплокровных, подобно человеку, люди в древности почитали как своих первопредков – тотемов. Орел и лебедь, журавль и филин, волк и росомаха, олень и бизон, а также представители многих других видов фауны были тотемами у разных народов. Широко распространены представления о птицах, как о первопредках племени. В качестве тотемов выступают и «хорошие» («божьи») птицы (голубь, орел, лебедь, аист и т. п. ) и птицы, которые, по крайнем мере, во многих традициях квалифицируются как «плохие», несущие угрозу, пророчащие беду (ворон, сова, филин воробей и т. п. ), а также «непромысловые» мелкие птицы (типа синешейки и крапивника). Как «шаманские» птицы известны также гагара, чайка, гусь, ворон, филин, сова.

Первопредком казахов считается Коркут, который прилетел на землю на белой птице. Есть версия, что Коркут был рождён от этой белой птицы. Именно поэтому выступают в качестве тотемов «божьи» птицы (голубь, аист, лебедь). Не последняя роль в рождении образа лебедя сыграл тюркский энтоним «казак(х)». В народной этимологии он разлагается на «каз ак» - белый гусь т. е. лебедь; благодаря такому пониманию народного имени лебедь – стал своеобразным поэтическим тотемом казахов. Народ белых гусей обожествлял.

Убивать их запрещалось, если речь шла не о жертвоприношении: люди верили, что соплеменники после смерти принимают облик этих существ. Животные пугали и восхищали человека, вызывали уважение и желание подражать им. Они быстры и неутомимы в беге, видят в темноте, чуют запах на большом расстоянии; птицы обладают удивительной способностью к полету. Людям хотелось стать похожими на них. Детям, желая наделить их ценными качествами, давали имена в честь животных: Быстроногий Олень, Зоркий Сокол, Мудрая Сова.

В эпосе о Нибелунгах есть такой эпизод: бургунды, едущие к хуннам, делают остановку на берегу Дуная, на границе с хуннами. Герой по имени Хаген отправляется искать переправу и встречает девушек-лебедей, которые предсказывают ему его будущее. В честь этой встречи это место получило название Сванфельд. Исследователь мифологии Серикбол Кондыбай, исследуя этот эпизод, указывает большую вероятность заимствования его из тюркской мифологии. Об этом же дополнительно свидетельствует и место встречи с девушками-лебедями.

Как показывает С. Кондыбай, с лебедем связаны многие казахские этнонимы и топонимы. В западной части тюркского мира широко распространен сюжет о страннике, застигшем девушек-лебедей во время купания. Украв обувь или птичье одеяние одной из девушек, герой вынуждает ее выйти замуж. Лебедь соглашается, но ставит ему ряд условий. В конце концов герой нарушает одно из условий, и девушка, превратившись в лебедя, улетает, оставляя мужу зачатого от него сына. Этот сюжет широко распространен в казахских сказках, генеалогических легендах и т. д.

Существуют и другие варианты подобных генеалогических сюжетов. Например, согласно одному из них, лебедь спасла от смерти раненого воина по имени Калша Кадыр. Лебедь и батыр поженились. От их сына по имени Казак и произошел казахский народ. В эпическом цикле «Сорок крымских батыров» лебеди (точнее, две девушки – дочери царей пери в образе лебедей) приходят на помощь одинокому мальчику-сироте – будущему батыру и спасителю народа, а затем становятся его женами.

Такие эпизоды в казахском фольклоре насчитываются десятками. Опираясь на них, С. Кондыбай реконструирует древнее представление о лебеди – праматери тюркских народов, о народе – потомке лебедей по женской линии. Исследователь также показывает, что имеющиеся в древнегреческой и индоиранской мифологии сюжеты, связанные с лебедями, по существу представляют обрывки развитой пратюркской мифологии лебедя. Он сравнивает это представление с индуистским представлением о сверхкасте лебедя («хамса»), к которой принадлежали божественные цари прошлого. Для нас примечателен следующий момент. Дикий гусь – один из казахских тотемов. В традиционной казахской литературе существует целый ряд примеров, изображающих полет дикого гуся, его крик и т. д.

В жизни казахского народа лебедь всегда занимал гордое и значимое место. Грациозность и красота этой птицы всегда восхищали и не оставляли равнодушными взгляды окружающих. Так в казахском орнаменте изображаются многочисленные узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи и лапок. Например, тускииз – народные ковры, сделанные под мотивом «золотого медальона», где «летящая птица» вкомпанована в ромб, который символизирует 4 стороны света.

В Пазырыкском кургане найдены войлочные полотнища с аппликацией – узуки. О лебеде сложено множество легенд и сказок. Их красоту и верность воспевают в кюях и живописи.

Лебедь - царственная птица, символ возрождения, чистоты, целомудрия, благородства, гордого одиночества.

Превращение птиц в богов, героев, людей

В мифах, сказках, народных песнях, сфере гаданий, примет, суеверий отмечено огромное количество примеров превращения птиц в богов, героев, людей. В виде орла выступают Зевс и Дионис; позднее с головой орла изображался евангелист Иоанн. В греческой мифологии известно также превращение Зевса в лебедя, Плеяд - в голубей, Прокны - в соловья, ее сестры - в ласточку.

Особенно широко представлены подобные превращения в фольклоре. Герой русских былин Вольга, охотясь на лебедей и уток, превращается в сокола. Сказочные девицы после купания обращаются в лебедиц, утиц или голубок (иногда это связано с утратой своей одежды и облачением в птиц). Сказка о царевне лягушке А. С. Пушкина:«Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил ее на большом огне. Приезжает Василиса Премудрая, хватилась — нет лягушечьей кожи, приуныла, запечалиласьОбернулась белой лебедью и улетела в окно».

В птиц (сов, сорок и т. п. ) могут обращаться ведьмы, колдуны и злые духи. Вместе с тем, птицы и боги, герои, шаманы, люди связаны друг с другом не только возможностью метаморфоз, но и как атрибуты, символы, священные животные, с одной стороны, и их обладатели, повелители, хозяева – с другой связь (Юноны – с гусями, Аполлона с лебедем и т. д. )

Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.

В рассказе молодой писательницы Айгуль Кемельбаевой «Дикий гусь», написанный в 90-ые годы, героиня рассказа – печальная девочка, которая очень любит рисовать. При этом она рисует только диких, перелетных гусей. В конце концов у ней вырастают крылья. Она превращается в гуся и улетает.

Этот рассказ - напоминание о девочке, вернувшейся в ангельское состояние и улетевшей на прародину человечества, в ангельский мир, представляет новаторский шаг для письменной литературы Казахстана.

Птица-символ

В древнейшие времена птица лебедь была тесно связана с культом Солнца, но впоследствии в более развитых мифологиях роль ее стала второстепенной. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, а олицетворяя закат дня - Солнцем. Он символизирует также одиночество и убежище и является птицей поэтов. Песня умирающего лебедя - это песня поэта, а его белизна - искренность.

В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение. Древнегреческое поверье, что лебеди поют единственный раз в жизни перед смертью и песня эта неземной красоты, укрепило ассоциацию со смертью.

В иконографии лебедь часто ассоциируется с арфой и потусторонними аспектами духовной жизни.

В качестве эмблемы женской нежности, красоты и изящества лебедь предстал в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро» (1876).

В образ птиц - дев – символ прекрасного - русский человек вложил собственную мечту о доброте, красоте и счастье.

Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в то же время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь-смерть, добро-зло).

Основными цветами у казахов являются чёрный, белый и пёстрый – символы 3-х миров: белый цвет – символ высшего мира, цвет богов, а чёрный цвет символизирует потусторонний, низший мир.

Яркий и всеобъемлющий образ лебедя оказался необходим для осмысления человеческой жизни. Образ этой птицы не раз выручал русских писателей и поэтов, когда заходил разговор о назначении поэта и поэзии:

Необычайным я пареньем

От тленна мира отдалюсь,

С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь в воздух поднимусь.

(Г. Державин «Необычайным я пареньем»)

Лебедь является символом возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии мужества и совершенства.

Тема лебедя в русской литературе

«Человек связан с природой тысячью нитей»

По мнению ученых, сказки о животном мире - наиболее ранний жанр.

Русские сказки сохранили предания о голубиных, утиных и лебединых рубашках или крылышках: надевая их, вещие девы превращаются в голубок, уток и лебедей, а, снимая — опять становятся девами.

«Человек связан с природой тысячью нитей» - эта тургеневская заповедь оказалась основополагающей. Наш лебедь – одна из тысячи этих нитей. Прежде всего, для нас лебедь - символ благородства, чистоты (целомудрия, а также души), женской грации: Настасья - белая лебедь (былина «Женитьба Добрыни»), Молодой жены да белой лебеди (былина «Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру»), «белая лебедушка» из одноименной сказки. Родом из детства для нас этот образ: грациозного, изящного, невинного и благородного.

Уже в сборнике Кирши Данилова в «Былине о Потоке» М. Азадовский обнаружил источник образа царевны Лебеди:

И увидел он белую лебедушку,

Она через перо была вся золота,

А головушка у ней увивана красным золотом

И скатным жемчугом усажена.

«Дева со звездой во лбу» - любимый образ западноевропейского фольклора, встречается он и в сказках братьев Гримм. Для русского читателя образ Царевны Лебедь связан, прежде всего, со сказками А. C. Пушкина. Рассмотрим, как построено описание царевны в сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:

За морем царевна есть,

Что неможно глаз отвесть

Есть другие, подчеркивающие исключительность красоты сказочной героини: Что ни в сказке сказать, ни пером описать; Зрел бы, смотрел – очей не сводил! Век бы очей не отвел, все бы смотрел да смотрел! Приведенное высказывание из «Сказки о царе Салтане» - «внутренний голос» А. С. Пушкина, причем им избраны не церковно-славянские, а русские формы: не можно глаз отвесть. Это не только стремление поэта

«реформировать» русский язык; именно эти слова создают ощущение подлинно народной сказки.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Красота царевны описана не эпитетами, а глаголами, что подчеркивает действенное, активное начало Лебеди, ее чудодейственное начало. Днем она подобна солнцу, а ночью – Луне:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Месяц и звезда – это Луна и Солнце. Царевна – волшебница, ей подчинены силы природы, стихии; она подобна сказочным мудрым женам – Василисе Премудрой, Елене Прекрасной, которые управляют светилами, творят чудеса. Соответствует этому и облик царевны: месяц и звезда – не только символы чудодейственной силы Лебеди, ее мудрости, но и «показатели» связи с мужским началом ( она обладает силой, способностью сотворять ) и женским ( Луна - символ женственности, пассивного начала ).

А сама - то величава,

Выступает, словно пава.

Эти строки – дань лирической традиции русского фольклора, для которого обычно сравнение стати, поступи девушки с «павой». Сравнение с павой (павлином) восходит к народным представлениям о том, что именно эта птица воплощает идеал красоты, достоинства. Походка девушки (тем более царевны) должна быть именно с достоинством, величавой. Употребление сравнительного союза как (бела как белый снег). Краткое прилагательное величава (форма, характерная для фольклора) имеет значение «осанистая, степенная, внешностью своей, внушающая уважение». В одном этом слове заключена целая характеристика царевны Лебеди, которая соответствует и ее сану царевны, и образу волшебницы, и идеалу женской красоты.

Таким образом, царевна Лебедь – воплощение народных, фантастических и, вместе с тем, личных представлений поэта о женской красоте. Символ лебедя прочно вошел в литературу.

Во все времена у поэтов и писателей чистый светлый женский образ ассоциировался с образом птицы-лебедя:

Над Рейном раздается пение

И сказочною чередой

Дев-лебедей скользят видения

По темной заводи речной

Их крылья чище снегопада

Но нагота еще светлей

Чемпух девичьего наряда

Уроненного меж ветвей.

(Максорно - белая симфония)

Поэт хочет сохранить для потомков мгновение, случай, забытое или полузабытое имя и даже награды, должности и чины, которыми он был пожалован.

«Ничто не должно кануть в Лету:

Не заключит меня гробница,

Средь звёзд не превращусь я в прах», - говорит Г. Р. Державин в стихотворении «Лебедь» (1804). Неслыханно высокие образы он возвращал с неба на землю, словно желая показать равновеликость, равнозначность для жизни мгновенного повода к созданию стиха:

Но, будто некая цевница,

С небес раздамся в голосах.

И се уж кожа, зрю, перната

Вкруг стан обтягивает мой;

Пух на груди, спина крылата,

Лебяжьей лоснюсь белизной.

Лечу, парю – и под собою

Моря, леса, мир вижу весь;

Как холм, он высится главою,

Чтобы услышать богу песнь.

С Курильских островов до Буга,

От Белых до Каспийских вод,

Народы, света с полукруга,

Составившие россов род,

Со временем о мне узнают

Кто знает, быть может, и в самом деле посетила его мысль об орденах, когда писал он эти строки?

Как что-то необходимое для понимания души, особенно русского человека, лебедь «пролетает» через многие поэтические строки. В своём стихотворении «Спящий лебедь», Мирра Лохвицкая сравнивает лебедя со своей душой:

Земная жизнь моя - звенящий,

Невнятный шорох камыша.

Им убаюкан лебедь спящий,

Моя тревожная душа.

Но звук, из трепета рожденный,

Скользнет в шуршанье камыша -

И дрогнет лебедь пробужденный,

Моя бессмертная душа.

(М. Лохвицкая, «Спящий лебедь»1897)

Тема Лебедя, космического Лебедя - прежде всего объект духовного исследования, лишь потом, сюжет художественного творчества. Яркий поэтический пример преданности и постоянства – «Лебединая верность» Андрея Дементьева (1975г. ):

Над землей летели лебеди

Солнечным днем.

Было им светло и радостно

В небе вдвоем.

И земля казалась ласковой

Им в этот миг.

Вдруг по птицам кто-то выстрелил

И вырвался крик:

«Что с тобой моя любимая?

Отзовись скорей.

Без любви твоей

Небо все грустней

Где же ты, моя любимая?

Возвратись скорей.

Красотой своею нежной

Сердце мне согрей»

В небесах искал подругу он,

Звал у гнезда.

Но молчанием ответила

Птице беда.

Улететь в края далекие

Лебедь не мог.

Потеряв подругу верную,

Он стал одинок.

И была непоправимою

Эта беда,

Что с подругою не встретится

Он никогда.

Лебедь вновь поднялся к облаку,

Песню прервал.

И, сложив бесстрашно крылья,

На землю упал.

Гордый лебедь каждою весною

С протянутой шеей летает вокруг

И садится с размаха

На тихие воды.

Странные мысли

Приходят тогда мне на ум:

Что это – жизнь или сон?

Счастлив ли я или только обманут?

Нет ответа

(А. Фет, «Я люблю многое, близкое сердцу» 1842)

Перед нами стихи, в которых говорится о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное «я» автора ведет своеобразный поэтический диалог с Миром, человеком, природой, землей, вселенной

Есть еще одно, главное, что роднит нас. Это чувство Родины, родного дома, родной земли.

Птицы, как люди, любят селиться каждая в своей местности. География расселения птиц замечательна тем, что с удивительным постоянством хранят верность своей малой родине – лесу, болоту, полю. Ученых давно интересует проблема «возвращения птиц домой», изумительная способность их ориентироваться.

Сборник Марины Цветаевой «Лебединый стан» наполнен чувством одиночества и боли за Россию. У неё не было «родного»:

О, скромный мой кров, нищий дым,

Ничто не сроднится с родным.

В новом Союзе она была не своя, и она не чувствовала там Родины. Упущенные возможности встречаться с любимым человеком, оказавшись на стороне белых, стихи рождались душой, душа переполнялась страданиями. А страну раздирали на части. И те, кого она боготворила, те, за которых боролась душой, её «лебеди» разлетелись:

Где лебеди? – А лебеди улетели.

Где вороны? – А вороны остались.

Куда улетели? – Куда и журавли.

Зачем улетели, чтоб крылья не достались.

Поэтесса оплакивает Русь, в которой нет места идеалу. Она создает романтический, идеальный портрет, освещает его словами:

Не лебедей это в небе стая:

Белогвардейская рать святая.

Судьба Марины Цветаевой трагична, но она всегда говорила, что «глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья». И эта «глубина страдания» была за свой дом, своё Отечество.

На XVIII Международном орнитологическом конгрессе его участников -людей, посвящавших себя изучению жизни птиц, - попросили ответить на несколько вопросов. Был среди них и такой: что дали птицы человечеству? Вот некоторые из ответов: - Сопереживание полета. Раз птицы летают, значит, летают и боги, и душа, и мысль, и сам человек мог бы летать. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено. - Радость жизни. – Краски, песни, движение, вдохновение. – Мечту полета, зримое ощущение свободы и, конечно, очень многое для понимания прекрасного. - Широкий кругозор. – Эволюционную теорию Дарвина и многое другое. - Победу над силой тяжести, восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникать. - Символы торжества жизни при всей ее хрупкости. - Главным образом, духовную пищу, не мясо. - Окрылили его. - Красоту, поэзию. - Хлеб и красоту. - Глубокое ощущение свободы и радости. - Мечту, ощущение свободы. - Каким бы скучным местом был бы Мир без Птиц!

Может, впрямь ты когда-нибудь

Белою птицей была,

А явилась на землю

В земном человечьем обличье,

Сохранишь у плеча

Ощущение живого крыла,

Лебединую легкость,

Повадки и слабости птичьи.

(М. Матусовский «Лебединое озеро»)

Поднять руку на живое, к счастью, более трудно, чем на не живое. Древний библейский закон «Не убий» должен отзываться в душе каждого, предотвращать от корыстного и бездушного браконьерства.

Лебеди должны жить! Допустим ли надругательство над светлым образом, кому поставлены величественные монументы народной памяти.

Сквозь летящие сумерки парка

По краю искусственных вод

Красавица, дева, дикарка –

Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,

Животное, полное грез,

Колебля на лоне залива

Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста,

И мантия снега белей,

И дивные два аметиста

Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье

Над белым изгибом спины,

И вся она как изваянье

Приподнятой к небу волны.

(Н. Заболоцкий, «Лебедь в зоопарке» 1948 год)

В каждом из произведений, изученных во время работы, звучит настойчиво мысль: человек - часть природы. И в этом проявляется ближайшее родство с народной философией природы, с тем, что записано в "Поэтических воззрениях славян на природу " А. Н. Афанасьева. Каждая мысль утверждает: человек будет жить, будет петь ту же песнь о своей любви, жизни, родине. И в этом он видит смысл своего бытия - деяние на земле, бессмертие своей поэзии.

Тема лебедя в казахской литературе

«Целый мир со всей природой / Я вместил в себе самом»

Тема «Мир, природа, человек» - вечная тема, которая всегда волновала поэтов и писателей, где каждый по-новому раскрывает своё видение взаимоотношений человека и природы.

Так и в казахской литературе продолжателем традиций и одновременно новатором в изображении человека и природы в философском и психологическом аспекте был С. Сейфулин.

Сакен Сейфулин – многогранный поэт. В его произведениях можно найти и задушевные любовные стихи («Любимой», «Незабвенная», «Там, где простились мы», «Страсть»), и пронзительные патриотические мотивы («Вдали от родины», «В заточении», «Мой крылатый скакун», «Нура»), и философские размышления («Пора мой друг, пора! Покоя сердце просит», «Будь мудр, бескорыстен не ради красоты», «Таинственный ларец»), а также поражает читателя его тонкая пейзажная лирика («В летнюю ночь», «Сумерки. Вечер. Горы весною», «Перекочёвка на жайляу» и др. ). Особый интерес представляет поэма «Разлучённые лебеди», где отражены все эти грани.

Сакен считал своим учителем великого Абая и был продолжателем традиций Магжана Жумабаева. Но он сделал новый шаг в развитии казахской поэзии. С. Сейфуллин выступает как поэт-новатор, отразивший в своём творчестве не только героический дух эпохи, но и проникновенно воспел красоту родного края, тонко выразил в своих стихах неистребимую любовь к родине и неугасимое чувство сыновней благодарности.

Умение выразить заветные мысли и чувства в чисто пейзажной картине отличает поэта. Пейзаж у С. Сейфуллина всегда развёрнут и подробен, насыщен бытовыми деталями. Нередко сама природа, выступающая полноправным героем стихотворения, наделена зримыми, конкретными чертами. Это может быть и первый снег «вечный младенец и ангел беспечный» («Пороша»), и весенний майский лес («Майские дни»), и росистый зелёный холм («На холме»), и осенний день («Прошедший день»), и весенняя степь («Побег из тюрьмы»), и летняя ночь («В летнюю ночь»).

Тонкое восприятие природы, умение запечатлеть малейшие нюансы в смене ли времени года, времени ли суток характерно для С. Сейфуллина. Он всегда в поиске гармонической правды жизни, природы. Поэт относился к природе как к части самого себя, осязательно и чувственно. Он певец степи, рек, гор Казахстана и ещё той неуловимой связи человека с природой: «Целый мир со всей природой я вместил в себе самом». С. Сейфуллин ощущает связь с жизнью, которая у поэтов и воинов всегда рядом со смертью, потому что их видение мира позволяет чувствовать эти святейшие нити, которые тянутся от тебя к озеру, к камышам, к птичьим гнёздам, к весенним лугам, к птицам, поющим в поднебесье. Очень ярко показал это С. Сейфуллин в поэме «Разлучённые лебеди».

Лебедь – поэтический образ в творчестве С. Сейфуллина. Автор использует его преимущественно как символ красоты, в которую он безгранично влюблён («Лебедь», «К лебеди»). Убить такую красивую птицу, как лебедь, - значит, убить красоту, убить в себе частицу человечности.

Во вступительной части поэмы автор раскрывает духовные и нравственные ценности человека. Он любит мир, любит природу; он человек, умеющий видеть прекрасное даже в самых обыкновенных, на первый взгляд, картинах. Автор ценит и уважает благородство в людях. Больше всего на свете С. Сейфуллин любил лебедей и олицетворял их с людьми благородными, чистыми душой и помыслами.

В оригинальном тексте поэмы на казахском языке «Разлучённые лебеди» говорится, что последние слова лебёдушки были: «Прощай, душа моя» - и быстро оборвалась её муха-душа. То есть её лёгкая душа унеслась в небо.

Автор характеризует мир до появления лебедей, используя следующие эпитеты: сказочные уголки, озеро со светлой водой, сети узоров нежных водорослей, «безмолвьем дышат берега», берега в лёгкой туманной пелене».

Невольно замечаем, что лебеди – царские птицы, как называет их поэт: «баловни свободы», «величие красоты», благородства, лебедю неведом страх.

Место обитания лебедей символизирует душу человека, его дела, помыслы. В таком месте человек способен мыслить, задуматься над философскими проблемами и вопросами. Природа помогает раскрыть человеку, который наделён красотой души и который умеет ценить эту красоту, его духовный и душевный потенциал.

Кроме того, на берегу озера обитают и другие птицы. Автор, используя звукопись и сравнение, передаёт своё отношение к ним через лирического героя, используя образы «плохих, непромысловых,шаманских» птиц:

«Пигалица привычно хнычет», «клекочет чайка, червяка хватая цепко, как палач. И слышится. то хохот, то как будто плач». «Гогочет гулко гусь-урод, в какой-то кается вине». «Юрких уток хоровод скользит на мраморной воде».

Лирический герой с пренебрежением относится к другим птицам, он не принимает их мир. Автор использует «царапающие слух» звуки: рыбёшки, плач, хнычет. Тем самым ярко передаётся отношение самого С. Сейфуллина к птицам, символизирующих людей с их пороками, низменными чувствами и рабскою душою.

Но волшебным образом изменяется мир при появлении лебедей:

Но слышится издалека

Та песня, что всегда сильней.

Здесь говорят , что каждый звук,

На землю чуткую упал,

Не только слышным-зримым став.

Любовь принадлежит к особым ценностям человеческой души, в ней проявляется вся целостность человеческой природы и вся её противоречивость, в ней и телесное и психологическое, и духовное начало человека. Она отражает всю полноту отношения личности к миру, а также страсти и борения внутри самого этого мира. Дар любви – это достояние человека.

Говорящей деталью являются глаза лебедя, которые свидетельствуют о многом. Именно в них мы видим предсмертную тоску, любовь, преданность и верность:

Она глядит в глаза ему

С необъяснимою тоской.

Обходит смерть таких, как ты,

Глядит на них со стороны,

Когда и солнце, и цветы,

И боль и счастье не нужны.

Тоска лебедя спровоцирована чувством приближающейся смерти.

Белый лебедь готов: петь, лететь, любить, ждать, принять счастье и позор. В ожидании любимой он поёт лебединую песнь.

Крыло, как будто бы рука,

Касается любимых плеч

Не уставая плыть и петь

Они вдвоём поют, плывут

Вдыхают нежный аромат.

Они ведь ищут без конца,

Как выразить любовь свою.

Они не могут быть друг без друга.

Таким образом, автор своим умелым словом воздействует на все органы чувств читателя.

Любовь - совмещение несовместимого. Вот почему так часто шагают рядом любовь и смерть. Тут боль и радость, блаженство и глубокая тоска.

Мысль о жизни и смерти всегда беспокоила каждого человека. Смерть – факт, который делит жизнь человека, ограничивая бытиё от небытия. Сила осознания факта смерти в том, что это самый широкий круг его сознания. Размышления о смерти – это, по сути дела, размышления о жизни.

Мысль о жизни часто кончается и часто начинается мыслью о смерти. Смерть – это, своего рода, событие жизни.

Для изображения смерти автор использует метафоры: «жестокий холодок», «огонь цветы перечеркнул», «и выстрел. первобытную красу развеял».

А также с помощью антитезы передаётся образ жизни и смерти в поэме:

Жизнь Смерть

Яркий свет мгла

Светлая вода пелена

Бирюзовые брызги сиреневый туман

Прозрачный утренний простор холодное лезвие ножа

Ценность жизни для лебедя – быть рядом с любимой!

Лебедь просит смерти: летел,бежал,смотрел,

«Убей меня, я смерть приму» просить врага, неуставал

«О я молю тебя постой. »

Лебедь разговаривает с убийцей

Душой глазами кликом

(Любимой шепчет: «Прости!»)

«Не расставаться никогда

Клекочет клятвенный обет»

Лирический герой не сторонний наблюдатель, он оценивает происходящее. Автор рисует убийцу следующими словами: убийца, браконьер, глухой к чужой беде, как шакал, как вор, коварный враг.

В оригинале автор сравнивает убийство лебедя с подвигом батыра:

Паря крыльями белый лебедь,

Исчезая устремился ввысь;

В какой то миг,

Как гром, а может быть и молния,

Он начал опускаться вниз,

И чуть дыша через мгновение

Он оказался у ног сурового стрельца

По словам поэта, смерть во имя горячей любви и верности лучше, чем жалкое прозябание.

Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти? – Человек наделён сознанием, как и лебедь у С. Сейфуллина. Автор приходит к выводу: «Нежнее в мире нет любви,/ чем лебединая любовь!»

В оригинале поэма называется «Разлучение лебедей». Но разлучения не произошло: лебеди умерли, и их души воссоединились на небесах. Этим заглавием автор хотел сказать, что разлучение лебедей невозможно. Убить можно только лишь физически, а духовно – нельзя!

Любовь – это вечная ценнось. Любовь лебедя – самая чистая, верная, преданная.

Продолжателем традиций С. Сейфуллина стал Мукагали Макатаев. Сегодня это имя символизирует казахскую поэзию. Его имя вызывает в душе образы казахской земли: бескрайние степные просторы, величественно-неприступные Хан-Тенгри и Алатау, могучие деревья, в кронах которых кроется прохлада звенящего летнего дня. Оно несет в себе свет и радость понимания бесконечности природы. Этот великий казахский поэт был глашатаем раненой души.

Карасаз — малая родина М. Макатаева, помогавшая ему в самые трудные минуты жизни. Она дала ему крылья. Заповедная красота Карасаза стала источником поэтического дара Мукагали. Вдохновение он черпал из окружающего мира и из книг. Начиная с 1962 года, когда вышла первая книга, до 1976-го — последнего года жизни М. Макатаева, увидели свет восемь стихотворных сборников поэта. Среди них — «Приветствую вас, друзья!», «Когда лебеди спят» и многие другие.

Чистота и ясность, простота в выражении самых глубинных человеческих чувств и переживаний поражают читателя, прикоснувшегося к чуду его поэзии — свидетельству его огромной любви к родной земле, которая его, птенца, вырастила и помогла обрести крылья:

Родная земля, когда смотрю на твои просторы,

У меня, у моей песни вырастают крылья.

В произведениях М. Макатаева возникают новые образы, созданные по народным преданиям, которые передавались из уст в уста, от отца к детям. Примером этому служит поэма поэта «Когда спят лебеди», написанная на основе легенды «Озеро-сирота»:

Чисты и благородны души птиц,

Как стайка стройных молодых девиц,

Расчёсывают перья, выгибают шеи,

Как стайка балерин иль учениц,

Чисты и благородны души птиц!

- поэт, в облике белых лебедей видит «стройных молодых девиц», за их внутреннюю чистоту и невинность, он сравнивает их с душой. Есть и другое сравнение, оно возвышает лебедей среди других птиц за их благородство:

Они не жадничают, не хватают

Как утки, пищу берегов родных.

Такие были лебеди, такие

Красивые и гордые, родные.

Озеро для лебедей – как родной дом, как мать:

И на волнах, как будто на груди,

Качала белых лебедей вода.

М. Макатаев неоднократно говорит о святости птиц, об их неприкосновенности:

В невыносимо трудные года,

Чтоб лебедей не трогал никогда.

Что делать – лебеди - земные звёзды,

Создатель их для человека создал

Они – единственные в целом свете,

Как буду я стрелять в святыни эти?.

Вот снова тянет мать руки к небесам:

«Сейчас, сынок

Рассвет приходит сам.

Сейчас ты выздоровеешь, сынок,

Вот мясо лебедя. Возьми, Ботам!»

Святыня!. Красота

Как мир жесток!.

Сейчас тебя я вылечу, сынок!

Святые!. Улетели в небеса

О горе!. О несчастная краса

Святые лебеди. Меня простите.

Святые, сына Сына мне верните

Через эти заговоры и заклинания поэт в точности передал всю трагичность положения матери. В эпилоге поэмы поэт с помощью следующих строк разъясняет, почему не вернулись на «Озеро-сироту» лебеди: «Они спят только в абсолютной тишине, Если хоть раз испугаются чего-нибудь, то никогда не возвращаются назад»

Через приёмы олицетворения и параллелизма поэт отразил параллельную тему жизни человека и лебедя. Лебедь – очеловеченный психологический образ, несущий в себе чистоту внутреннего мира.

Природа – это то изначальное, вечное, что окружает человека всю жизньПрирода всегда рядом с человеком, поэтому, наверное, он воспринимает её как само собой разумеющееся, порой даже не замечая её, порой причиняя ей боль. Как матери, доверяет ей все сокровенные тайны, в счастье и в беде она рядом, не оставит в трудную минуту. Человек не властелин её, а, прежде всего, покровитель, хранитель, защитник. Вернее, таким он должен быть. Человек – ничто по сравнению с природой, он песчинка в огромном космическом пространстве. И, понимая это, люди стремятся доказать своё могущество, доказать самим себе, потому что всегда хочется считать себя сильнее и могущественнее, чем это есть на самом деле. Человек является лишь частью природы. Иногда животные оказываются душевнее человека. «Всё связано в природе, всё едино» - писал М. Макатаев в поэме «Когда спят лебеди».

Образ лебедя сохранился и в наше время, он не утерял, со временем, своей символичности. Современные поэты, следуя завещанному достоянию их предшественников, воспевают благородную птицу – лебедь.

«Белая лебедь» - так называется сборник стихотворений Михаила Гвоздева – нашего земляка и современннка. Это «первая ласточка» молодого поэта. В сборник вошли стихи разных лет. На обложке белая лебедь отчаянно бьёт крылами, превращая в брызги и пену поверхность моря. А может быть, эта преданная птица решила вступить в битву за любовь с неукратимой водной стихией? Ответ найдём в стихотворении, открывающем сборник. Именно оно и дало название книге стихов.

Мистический замок, тени людей, белой лебеди – что это? Сказка? Миф? Злые силы убили любимую, но не победили бессмертную, всепобеждающую, многократно воспетую лебединую любовь и верность:

Там белая лебедь живёт, только блики

Видны сквозь таинственный стан.

Раз в год в небе слышны любовные крики,

К ней лебедь летит сквозь туман.

Покружит немного и сядет к любимой,

И просит лететь вместе с ним.

Нет в мире сильнее любви лебединой,

Но вновь улетает один.

Тема любви - одна из центральных в творчестве М. Гвоздева. Для его лирического героя любимая – королева, у неё гордый взгляд, лицо Венеры, она вечности цветок. Но, в сущности, это та же белая лебедь, трепетная и нежная.

Казахстанские писатели не только бережно сохраняют традиции русской классической литературы, но и вносят свой достойный вклад в развитие общечеловеческих идей, сюжетов, тем, образов.

На основании проделанной работы мы получили следующие результаты:

1. образ лебедя, проходящий связующей нитью через литературу разных времен и народов - это символ благородства и целомудрия, возрождения и верности, чистоты и красоты;

2. любовь, выражаемая образом лебедя, может носить как всеобъемлющий, так и простой, более распространённый в современное время, характер любви мужчины к женщине. Такую любовь представляет собой образ лебедя Андрея Дементьева и Сакена Сейфуллина. В поэме Мукагали Макатаева затронута тема любви матери к сыну, где лебедь символизирует покровительство Девы Марии.

3. образ лебедя как символ Родины – символ наиболее трогательного мотива – мотива любви к Отечеству в поэтическом сборнике М. Цветаевой «Лебединый стан».

4. множество оттеночных значений образ лебедя приобретает преимущественно в поэтических произведениях (Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, А. А. Фет, М. Лохвицкая, Матусовский, С. Сейфуллин, М. Макатаев и др. ). Это объясняется такой особенностью поэзии, как род литературы и как многозначность единого образа. Все добавочные значения и оттенки образа лебедя зависят от индивидуального авторского восприятия мира и идей, выражаемых им.

Для лучшего понимания символики образа лебедя мы рекомендуем материалы данной работы использовать в подготовке и проведении занятий учащихся на уроках литературы, МХК и по курсу «Самопознание»; на классных часы и внеурочных мероприятиях, посвященных формированию духовно-нравственных ценностей молодого поколения; на занятиях студентов филологических факультетов вузов по курсу «Культурология» и «Этнопедагогика».

Такое рассмотрение образа лебедя в культурологическом, филологическом и философском аспекте будет способствовать полному пониманию и осознанию исторического, культурного смысла и морали лирического произведения и воспитанию духовно-нравственных идеалов подрастающего поколения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)