Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Одежда старой вятки

Народная одежда

Во 2 классе мы ездили на экскурсию в старинный северный город Великий Устюг, богатый своими традициями и ремёслами, передающимися из поколения в поколение. В местном краеведческом музее нам показали самобытную народную одежду устюжан и кроме того нам посчастливилось самим принять непосредственное участие в изготовлении одежды из льна.

С тех пор мне стало интересно, а как же одевались наши предки на старой Вятке? Что носили женщины на голове? Во что наряжались наши прабабушки в будни и праздники? Почему платку на Вятке приписывались особые свойства? А почему учёным и сейчас интересно изучение одежды наших предков?

Основная часть.

Чтобы ответить на эти вопросы я изучила нужную информацию в книга, журналах, выписала по каталогу всё, что касается данного промысла в нашем крае, посетила железнодорожный музей станции Лянгасово, поговорила со старожилами нашего посёлка, съездила с моей учительницей к специалистам краеведческого музея города Кирова.

В результате исследования я выяснила, что испокон веков свою одежду вятская крестьянка делала сама. Покачивая зыбку с младенцем, долгими зимними вечерами пряла она пряжу. И шили одежду сами: за стыд считалось для хорошего семейства отдавать шить на сторону. Делали одежды простыми, просторными. Потому и ладно смотрелся на внучке старый бабушкин девичий наряд.

На Вятке костюмы в 19-20 веке были многослойными, состояли из нескольких элементов: рубаха с длинными рукавами, сарафан, фартук, пояс головные уборы, обувь.

Учёным неизвестно до сих пор, в какую пору на Руси появился сарафан, название которого обозначает “одетый с головы до ног”. А пришло это название из Персии. Время бежало, менялись вкусы и привычки, а сарафан был любим и старым, и молодым. Хранили и берегли эту красоту старушки, как памяти о молодости, а внучки их подросшие – как лучший наряд на праздник. Сарафаны и девушек и молодых женщин “молодушек” были более украшены, чем у маленьких девочек и старушек. Оказывается, у сарафанов были разные названия: “достальник”, “полугумажник”, “московец”, “синюха”, “кумашник”. Название сарафана определяет вид ткани, из которой он был сшит.

Обязательным было ношение пояса (без пояса грех). Пояс снимали только тогда когда гадали. Концы красивых поясов украшались кистями, бомбошками. Иногда вместо пояса использовался шнурок, он назывался “гасник”.

Мужская одежда была менее разнообразная, чем женская. Костюм у мужчин состоял и рубахи и штанов (портов).

Зимняя одежда на Вятке – шубы, тулупы, полушубки, шали, платки, вязаные чулки и рукавицы.

Когда я работала над своим исследованием, мне помогала моя бабушка Нина Алексеевна. Она мне сказала о том, что платок на Вятке был самым желанным подарком. Когда парень ухаживал за девушкой или приезжал на побывку из дальних краёв, справлялась свадьба или крестины – любовь выражалась подарком головного платка. Мне показалось очень интересным, что платкам, особенно свадебным или родительским, приписывались особые свойства. В “материн плат” заворачивали плачущего младенца, чтобы он успокоился. Опростоволоситься – считалось опозориться.

Когда я познакомилась с головными уборами старой Вятки, я позавидовала тем красавицам, которые их носили. Одни названия чего стоят: “коруна”, “кокошник”, “самшура”, “моршни”, “чехлушка”, “кика” или “кичка” и другие. Я очень хотела разобраться обо всём этом многообразии, и решила воспользоваться помощью компьютера. К сожалению, получила информацию только о “кокошнике” и “коруне”. Поэтому мы с моей учительницей Тамарой Николаевной Симаковой отправились в краеведческий музей г. Кирова. Там мы увидели фотографии и экспонаты. Сотрудник музея Гасимова Э. Г. рассказала нам о том, что на Вятке можно было легко отличить девушку от замужней женщины. Девушки украшали голову аккуратно заплетённой косой, светлым нарядным платком. Во время свадьбы девице расплетали косу и заплетали в две, которые укладывали на голове кругом венцом.

Старинным головным убором у женщин считалась “самшура”. Это такой чепец с твёрдой каркасной теменной частью и шёлковым очельем. “Моршни” своё название получили из-за многих складочек надо лбом.

“Чехлушка”, чехол – полусферическая шапочка, закрывающая косы на голове. Она шилась из разных тканей: холщёвых, шёлковых, бархатных. Их украшали вышивкой бисером.

В конце 19 века в Вятской губернии распространялись покупные шали. Шерстяные, шёлковые, ситцевые с кистями и без них они считались престижнее, чем платки.

На протяжении многих веков вятские люди отличались бережливым отношением к одежде. После гуляния и хождения в церковь одежду всегда развешивали, сушили и убирали в чулан. Костюмы передавались от бабушки к внучке. Наряды перешивались, по-новому украшались и вновь служили крестьянам.

Таким образом, одежда на Вятке была очень разнообразной. Изучение её оказалось очень интересным и полезным. Я поняла, почему учёные до сих пор с трепетом относятся к вятскому народному костюму. Меняются люди, неизменным остаётся народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает прошлое нашего народа с настоящим и будущим.

С собранным материалом я выступила на школьной научно-практической конференции, на занятиях кружков 3 и 4 класса. Ребята задавали мне много вопросов. Мне захотелось узнать, а как одевались девочки моего возраста, в праздники, какие у них были украшения. Я планирую исследовать эти вопросы в следующем году.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)