Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Определение жанра трилогии Николая Носова о Незнайке

В 1954 году вышла повесть «Приключения Незнайки и его друзей». С тех пор Незнайка – это всеми любимый (и детьми, и взрослыми) персонаж. Тубельская Галина Наумовна связывает начало писательской биографии Николая Носова с подрастающим сыном: для него и его товарищей сочинял Носов небольшие рассказы. Но Незнайка сделал Николая Николаевича Носова знаменитым и любимым писателем детворы. Интерес к этому герою возрос после выхода второй книги «Незнайка в Солнечном городе», но есть и третья книга, в которой рассказывается о приключениях Незнайки на Луне. Можно сказать, что Незнайка – популярная фигура на планете Земля, т. к. книги Николая Носова переведены на болгарский, венгерский, вьетнамский, датский, испанский, китайский, немецкий, польский, хинди, чешский, японский и другие языки, указывает Ф. Е. Эбин. Незнайка осваивает космическое пространство – он отправляется на Луну.

Задача статьи – определить жанр произведений, входящих в трилогию о Незнайке. Писатель Николай Носов называет свои книги роман-сказка. В литературоведенье существует несколько мнений на определение жанра каждого из 3 произведений, входящих в трилогию. Мы в своей статье попытаемся доказать, что «Приключения Незнайки и его друзей» - это роман-сказка, «Незнайка в Солнечном городе» - это утопия, а «Незнайка на Луне» - фантастическое произведение с элементами сатиры, направленной против капитализма. Возможно, в этом произведении нашла отражение холодная война СССР и США, борьба за космическое пространство этих двух стран.

Вышеназванная Тубельская Г. Н. называет произведение «Приключения Незнайки и его друзей» сказочной повестью. В журнале «Школьная библиотека» (№7, 2003 год) все произведения о Незнайке определяются как сказки-романы. Мы согласны, что «Приключения Незнайки и его друзей» - сказка. Доказательства содержатся в таблице №1.

Признаки литературной сказки. Носов Н. Н. «Приключения Незнайки и его друзей».

Наличие чуда, фантастики, вымысла. Коротышки, которые проживают в Цветочном городе.

Образ героя индивидуализирован. Незнайку нельзя назвать положительным героем, но автор назначает его главным. В Незнайке много разных черт: и плохих, и хороших.

Автор симпатизирует этому герою.

Мотив путешествия. Герои отправляются в путешествие на воздушном шаре.

Нравоучительный характер конфликта. «Воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели, осмеяние мелкого тщеславия, зависти, трусости, лживости, хвастовства, грубости и т. д. » - из письма Н. Носова Ю. Пухову.

Многоэпизодность

  • Жители Цветочного города.
  • Незнайка – поэт, художник и т. д.
  • Путешествие на воздушном шаре.
  • История Зеленого города.
  • Знайка в Зеленом городе и т. д.

Двоемирие

Мир коротышек и мир взрослых, девочки и мальчики Зеленого города живут раздельно

Для своей статьи мы использовали определение из книги Марины Мещеряковой «Литература в таблицах и схемах»: сказка литературная (авторская) – тесно связана с народной сказкой, но, в отличие от нее, имеет автора (писателя или поэта). Именно авторское воображение, его представление о добре и зле создает особый мир литературной сказки. взгляд на мир, присущий конкретному писателю, а не всему народу.

«Приключения Незнайки и его друзей» - сказка. Во-первых, как и в народной сказке присутствует два мира: мир малышей и мир малышек, или мир коротышек и мир взрослых, о котором не сказано ни слова, но этот мир подразумевается. У взрослых людей машины работают на бензине, а у коротышек на сиропе. Во-вторых, наличие двух миров вызвано симпатией Николая Носова к детям и уважением к маленьким личностям. Этот взгляд на мир, в котором самостоятельно проживают коротышки, изобретают полезные вещи, которые взрослым давно известны, открывают мир для себя. В-третьих, главный герой – малыш Незнайка. Его нельзя назвать однозначно положительным героем, но автору интересно с ним открывать мир, интересна любознательность Незнайки. Как ребенок вступает в жизнь, пользуясь девизом «Я сам», так и Незнайка пытается освоить окружающий мир самостоятельно.

Книга «Незнайка в Солнечном городе» названа Никой Кудрявцевой «социальной сатирой», также автор говорит о том, что книга переполнена карикатурами, коротышки «живут при полном коммунизме». Галина Наумовна Тубельская пишет, что «читатели не только знакомятся с умными машинами, но и учатся жизни в обществе, узнают о традициях и законах, с которыми приходится считаться». Жизнь в Солнечном городе построена не на законах коммунистического общества, а на законах идеального мира. Мы можем назвать вторую книгу трилогии Николая Носова утопией. Утопия – вымышленная, сконструированная картина идеального жизнеустройства (общественного, государственного) будущего. В основе утопии – теоретические представления автора, а не тенденции и направленность развития жизни. Практически не имеет ничего общего с реальностью (Марина Мещерякова, стр. 205).

Наше предположение - произведение Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» связано с утопией Кампанеллы «Город Солнца». Общее обнаруживается уже в названии произведений: «Город Солнца» и «Незнайка в Солнечном городе». Солнце – источник жизни, тепла и света. В главе «Устройство храма на вершине» Кампанелла рассказывает о глобусе «с изображением всего неба и другой – с изображением земли. Затем на своде главного нанесены все звезды неба от первой до шестой величины. имеются там и полюсы. над меньшим куполом возвышается своего рода флюгер, указывающий направление ветров, которых они насчитывают до 36». Мореход продолжает рассказ о городе Солнца: «По повелению Мудрости во всем городе стены, внутренние и внешние, нижние и верхние, расписаны превосходнейшею живописью, отображающей все науки. На внутренней стороне стены первого круга изображены все математические фигуры. На внутренней стороне стены третьего круга нарисованы все виды деревьев и трав. Н а внутренней стороне стены пятого круга находятся высшие земные животные. На внутренней стороне стены шестого круга изображены все ремесла с их орудиями». С помощью этих стен дети города Солнца получают знания, а лекторы наблюдают и выбирают для дальнейшего обучения детей, проявляющих склонности к тому или иному роду занятий.

В Солнечном городе устроено все разумно: солнечные батареи на крышах домов, краска, отдающая солнечный свет ночью, мебель из пластмассы, автомобиль, работающий на биомассе и т. д. Коротышки самостоятельны. Они шьют одежду, изготавливают мебель, обрабатывают землю и выращивают урожай. Помогают малышам умные машины, но изобрели их маленькие человечки. Законы в Солнечном городе справедливые и мягкие: милиционер переживает, что арестовал ветрогона и запер в «холодной». Каждый малыш занимается любимым делом. Есть доля насмешки, когда автор изображает отдельных граждан Солнечного города: доклад в Архитектурном комитете Вертибутылкина, дискуссия Букашкина и Таракашкина в газете, появление и распространение движения ветрогонов.

В книге Томаса Мора мы находим государство, где люди равны во всех отношениях, нет собственности, граждане поочередно занимаются земледельческим трудом и ремесленным производством. От физического труда освобождены только государственные люди и мыслители.

В Солнечном городе работают согласно своим талантам: Калачик следит за работой машин Циркулина и Планетарка, Кубик занят строительством, Клепка – изобретатель. В основном жители играют: Веселый город – центр развлечений на любой вкус. Можно в шахматы, можно кататься на лодках или на чертовом колесе, можно посмотреть концерт или послушать чтение книги.

Книгу «Незнайка в Солнечном городе» мы определили как утопия. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь дает следующее определение утопии: утопия (с греческого буквально – место, которого нет, по другой версии – благословенная страна) – «изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования; жанр научной фантастики; обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Томаса Мора».

Признаки утопического произведения в книге «Незнайка в Солнечном городе» представлены выше. Но мы хотели обратить внимание на слова волшебника: «. оно хорошее, наше солнышко, доброе. Оно всем одинаково светит. От солнышка нам и светло, и тепло, и на душе радостно. Солнышко нас и накормит, и напоит, и обогреет, и высушит. От него и вся жизнь на земле». Солнце в «Утопии» Томаса Мора – это символ мудрости. В книге Николая Носова солнце – это не только символ разума, но и добра, символ разумной жизни, где коротышки – травинки, которые тянутся к солнцу, свету и теплу.

Книгу «Незнайка на Луне» Карим Садыков называет «шедевром детской литературы, неоспоримо принадлежащей авангардной, взрослой, серьезной литературе 20 века. Это антиутопия с хорошим концом». Автор также пишет о том, что «взрослый может оценить произведение как научно-фантастический рассказ-повесть». Тубельская Г. Н. говорит, что «лунные жители страдают от несправедливости властей, полицейские натравливают на людей собак, акционерные общества обманывают бедняков». На Луне – капитализм. Капитализм – тип общества, основанный на частной собственности, рыночной экономике и демократических институтах.

Фантастика и сатира в «Незнайке на Луне» соседствуют. «Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства общественной жизни. Сатира выражает резко отрицательное отношение автора к изображенному, предполагает злое высмеивание обрисованного характера или явления», - Мещерякова М. Сатиру читатель с легкостью может обнаружить в главах «Как Незнайка встретился с Фиглем и Миглем», «На сцене появляется господин Спрутс», «Как Скуперфильд попал в ловушку», «Приключения Пончика». Здесь не насмешка, как в во второй книге Николая Носова, а сатира, которая высмеивает капиталистов, мошенников и экономические принципы планеты Луна. Если сравнить милиционеров Свистулькина и Сапожкина с полицейскими Фиглем и Миглем, то легко обнаружить разницу. Дело не в наименовании «милиционер – полицейский», а в характере. В Солнечном городе не могут справиться с ветрогонами, т. к. нет системы наказаний. Сапожкин нашел в старых книгах сведения о «холодильнике», но что это такое не знает. На Луне все бояться полиции, потому что можно легко оказаться но острове Дураков.

«Фантастическое – несуществующее в действительности, созданное воображением. Основная художественная задача фантастики – предметно представить и выразить скрытое или существующее в тенденциях. Фантастика – определенный тип образности; система изобразительно-выразительных средств, в основе которой – фантастическое допущение, пересоздание действительности в причудливых, неправдоподобных формах; художественный прием изображения несуществующего», - Мещерякова М. , стр. 206. Фантастическое связано с космическим кораблем, созданным Знайкой, полетом на Луну, существование жизни на Луне.

Сирано де Бержерак написал утопию-памфлет «Иной свет, или Комическая история о государствах и империях Луны». Он обнаруживает там земной рай, откуда были изгнаны Адам и Ева, затем попадает в страну четвероногих разумных существ, встречает Демона Сократа. Это пародия на утопические мечтания. На Луне все наоборот. «Лунный мир Сирано де Бержерака – это антиземля, то, чего на Земле никогда не будет. Кризис утопии у Сирано есть результат изолированности от действительной жизни», - пишет Воробьев Л. в предисловии к книге «Утопический роман 14-17 веков».

Автор данного исследования утверждает, что связь между произведением Сирано де Бержерака и книгой Николая Носова есть связь. Это можно обнаружить в названии книг. А также в содержании. Произведение Сирано де Бержерака «пародия на утопические мечтания», а Николая Носова – пародия на капиталистов, мошенников-акционеров. Можно сказать, что это осуждение капиталистического строя. Даже имена Спрутс и Скуперфильд, Дрянинг и Жулио, название городов Сан-Комарик и Давилон - «говорящие». В этих наименованиях читатель чувствует осуждение автором явлений, связанных с капиталистическим строем.

Цель статьи - определение жанра трилогии Николая Носова о Незнайке. Мы обнаружили, что это не просто романы-сказки, а гораздо шире этого определения. Нам удалось обнаружить связь книг «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне» с утопическими романами Кампанеллы, Томаса Мора и Сирано де Бержерака; элементы научной фантастики и волшебной сказки. Авторский замысел раскрывает читателю существование мира коротышек, которые, несмотря на малый рост, совершают научные открытия, полезные для человечества. Эти малыши справедливые, добрые. Законы в этом мире мягкие: нет наказаний, есть меры, которые помогают переосмыслить свои ошибки. Ведь Пегасика и его друзей возвращает к первозданному виду волшебник, а не милиция или Незнайка. Это идеальный мир, который малыши построили самостоятельно, опираясь на понятие добра и справедливости, равенства с точки зрения детей, о котором взрослые только мечтают.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)