Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Особенности художественного образа Овода

Несмотря на то, что долгое время книга Этель Лилиан Войнич «Овод» была незаслуженно забыта, роман о революционерах, поиске себя и истинных идеалах вновь становится популярным среди российской молодежи. Главный герой, Овод, был списан именно с русских революционеров, именно в России, стране свободных, сильных духом, людей, Войнич искала вдохновение. Прошло много лет, но актуальность «Овода» не пропала. Современным людям не менее, если не более, важно в настоящий момент задумываться о смысле своей жизни, о своей стране, о том, что действительно важно в жизни, поэтому я и выбрала эту тему.

Приёмы раскрытия художественного образа Овода

Образ времени в романе

Образ времени в романе меняется, позволяя читателю проследить за тем, как Овод ведёт себя в различных обстоятельствах, благоприятных и неблагоприятных.

Первая часть романа воплощает «идиллическое» время- время в отчем доме, хорошие времена, до наступления самых важных событий в жизни героя.

Вторая часть представляет «авантюрное» время - испытания вне отчего дома, на чужбине, время активных событий, напряжённое и насыщенное.

В третьей части господствует «мистерийное» время - моменты драматических переживаний и судьбоносных решений в жизни Овода.

Портрет Овода

Портрет Овода динамический, детали его внешности «накапливаются» на протяжении произведения. Портрет меняется вместе с трагическими переменами в жизни Овода. Одновременно с его душой, помыслами и верованиями изменился и его внешний вид. Юношеская нежность и небольшая женственность черт пропала, и на смену ей пришли грубость, проворность и небольшая надменность в облике.

Когда юноша был ещё просто Артуром, а не загадочным Оводом, он выглядел следующим образом: «Небольшого роста, хрупкий, слишком уж всё в нём было изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье. » «Свои мечтательные, полные тайны синие глаза он унаследовал от матери, уроженки Корноуэлла».

После ужасных событий, навсегда изменивших Артура он изображается совсем по-другому: «В этом человеке прежде всего бросалась склонность к франтовству и почти нескрываемая надменность. Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом».

Если Артур «напоминает прирученную пантеру - правда, без когтей»,то Овод ассоциируется с дикой кошкой: «Вот так бы говорил ягуар, будь он в хорошем настроении и имей он дар речи,» - думает о нем Джемма.

Характер Овода

Этель Лилиан Войнич многосторонне раскрыла образ Овода и его характер.

В юности Артур проявлял большую любовь к природе, животным, детям.

«Природа производила на Артура огромное впечатление, а первый водопад, встретившейся им на пути, привёл его в восторгКазалось, между юношей и горами существовало тайное родство. Он готов был часами лежать неподвижно среди тёмных, гулко шумевших сосен». Артур может часами играть с забавной собачкой, веселиться с детьми.

Но и став закалённым в боях Феличе Риваресом, он нисколько не меняется в этом плане. Он готов взять в свой дом бедного избитого ребёнка, и, несмотря на то, что он совершенно чужой ему, относиться к нему с нежностью и заботой, как к родному.

«Что с тобой, малыш? - спросил он с такой нежностью в голосе, какой Джемма у него ещё не слышала. - Почему ты не идёшь домой?» Овод стоял, наклонившись над ним, и гладил его по растрёпанным волосам».

У Овода сложная и противоречивая натура. Он не боится физической боли. Но для него страшна боль душевная. «Я боюсь не ада,- говорит он. - Меня страшит темнота внутренняятам нет ни плача, ни скрежета зубовного, а только тишинамёртвая тишина».

Овод остроумен, способен глубоко ранить любого человека меткой и колкой насмешкой.

Но с друзьями и со своими соратниками он совсем иначе использует своё чувство юмора и проницательность. Он поддерживает в товарищах бодрость духа, оптимизм, уверенность в победе.

В политических делах Джемма, Овод и Мартини самые активные, экспрессивные участники. Они не могут понять других людей, способных ограничиться лишь бесплодными размышлениями и планами, которые никогда не претворят в жизнь.

Овод судит окружающих не по внешности и первому впечатлению. Он смотрит глубоко в душу. «Артуру показалось, что перед ним предстало грустное видение: Свобода, оплакивающая утраченную Республику. ( Джули увидела бы в ней только не в меру вытянувшуюся девчонку с бледным лицом, некрасивым носом и в старом, слишком коротком платье. )»

Овод однолюб. С детства вон влюблён в Джемму, и после всех мук он не забывает её, пронося светлое чувство через годы и потери. В прощальной, предсмертной записке он написал: «Я любил вас, Джемма, когда вы были ещё нескладной маленькой девочкой и ходили в простеньком платьице с воротничком и заплетали косичку. Я и теперь люблю вас».

Овод любит людей, любит жизнь и тянется к ней. Но, вместе с тем, он не боится потерять всё это. Всего дороже ему Италия, и самое главное для него - отстоять свои идеи, не сдаться, дойти до конца. Перед смертью Овод наслаждается запахом свежевспаханной земли, и эта деталь чётко характеризует его как человека смелого и самоотверженного, готового с улыбкой принять все тяжести. которые ему выпали, даже смерть.

Противопоставление героя с другим действующим лицом

Разуверившись в Боге и перестав быть религиозным человеком, Артур стал идейным противником кардинала Монтанелли.

Овод считал, что человек сам творит свою судьбу и счастье, в трудной борьбе завоёвывая победу. Для него слово «Бог» становится совершенно пустым звуком, а в слове «Италия» воплощается всё жизненное содержание.

«Мы, атеисты, считаем, что человек должен нести своё бремя, как бы тяжко оно ни было! Если же он упадёт, тем хуже для него. Но христианин скулит и взывает в своему Богу, к своим святым, а если они не помогают, то даже к врагам, лишь бы найти спину, на которую можно взвалить свою ношу»,-говорит Овод.

Монтанелли же во всём полагается на Бога, в религии он ищет ответы на все вопросы. Он придумал себе идол и поставил его дороже жизни собственного сына.

И, даже погибнув, Овод всё равно победил. Кардинал осознал свою ошибку и отрёкся от веры. Он понял, что настоящий революционер могущественнее Христа, потому что он борется. Мёртвый Овод продолжает жить в сердцах друзей. Он жив, пока жива Италия.

А Монтанелли сдаётся и сводит счёты с жизнью, этим окончательно перечеркнув свою любовь к Богу, ведь самоубийство - тяжелейший грех для христиан.

«Вот тело, отданное за вас. Смотрите, как оно изранено и сочится кровью, и всё ещё трепещет в нём жизнь, всё ещё бьётся оно в предсмертных муках! Возьмите же его, христиане, и ешьте!» - кричит он.

Символическая деталь

Символической деталью в произведении стал образ цирка и его конкретное воплощение в образе клоуна. Этот образ преследовал Овода, для него он стал символом жестокости и несправедливости мира, символом его собственной потерянной свободы и разрушенных надежд.

Авторская характеристика

Э. Л. Войнич с огромным мастерством придумала своего героя. Писательница планомерно создавала образ Настоящего Человека, истинного революционера, который готов бороться за свои идеи. В каждой строчке читается её огромная любовь к Оводу, его трудолюбии, честности и силе воли. Этот роман был очень важен для неё. С его помощью Войнич сумела донести до миллионов людей понятия о том, к чему надо стремиться и каким человеком нужно быть.

Войнич идеализирует Овода, сочувствует всем его бедам, восхищается его мужеством, и эти чувства передаются читателям.

В предисловии к книге «Сними обувь твою» она назвала Овода «постоянным спутником» своей жизни.

Изображение природы

Изображение природы в романе словно повторяет чувства Овода и воссоздаёт действительность, окружающую его.

В природе он видел схожесть с человеческой душой, она казалась ему живой и одушевлённой: «Артур стал на колени и нагнулся над краем пропастью. Высокие ели острыми ножами поднимались ввысь, шепча чуть слышно: «Упади на нас!». Горный поток бурлил и клокотал во тьме, в неизбывном отчаянии кидаясь на каменные стены своей тюрьмы»

Природа символична. Расстреляли Овода в прекрасный солнечный день. Это символизирует его победу, и смерть с чувством выполненного долга. Овод умер, чувствуя себя свободным и не оставив в сердце гнева, злости и обиды.

С помощью рассмотренных художественных приёмов Э. Л. Войнич удалось создать цельный литературный образ Овода. Он остаётся одним из самых ярких образов героя-революционера, потому что писательница смогла соединить в нём черты великого героя и обычного человека, которому не чуждо ничто человеческое.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)