Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Писателями рождаются, Писателями не становятся

Творчество любого писателя невозможно рассматривать отдельно от его биографии, потому что без жизненных трудностей, без опыта, без встреч и расставаний, без чувств, без радостей и печалей, мне думается, не взрастает ни один художник. Та среда, в которой родился и жил человек, несомненно, накладывает отпечаток на его характер, мировоззрение, а у творческой личности – и на его произведения. Пожалуй, Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей русской литературы, чья писательская деятельность постоянно соприкасалась с его жизненным путем, с его судьбой.

Сам Астафьев в одной из своих работ писал: «ни себе, ни читателям не могу толком ответить на такой простецкий, почти обыденный вопрос: «Как вы стали писателем?» Все-таки склоняюсь к мысли, что писателями рождаются».

Анастасия В. Астафьева

Не можем не согласиться. Изучив биографию автора и его произведения, мы увидели, что Виктор Астафьев писал обо всем, что сам испытал и пережил. Наверное, поэтому его рассказы и повести такие проницательные, западающие в душу и всем близкие. Читать произведения писателя одно удовольствие, а особая народная речь писателя придает им «простецкий» характер. В каждом произведении поднимаются острые проблемы сегодняшнего дня и прошедших военных дней.

Творчество писателя. Рассказы.

На всём протяжении творческого пути писатель постоянно пишет рассказы для ребят и о ребятах. Многие из них написаны от первого лица и основаны на авторских воспоминаниях собственного детства, повествуют о быте деревни с конца 20-х годов и по нынешнее время, изобилуют прекрасными описаниями сибирской природы. Они всегда сюжетно занимательны, а характеры ребят всегда обрисованы с глубоким знанием ребячьей психологии. Насколько серьёзно один из интереснейших современных писателей-прозаиков В. Астафьев относится к своему творчеству для юных читателей, свидетельствуют его слова: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости».

Рассказы оставались любимым литературным жанром у Астафьева на протяжении всей жизни. Так, маленький рассказ на очень важную для Астафьева военную тему «Старая лошадь» долгое время не мог «пробиться» к читателям, ибо советская цензура посчитала его крамольным.

Но если быть совсем уж точным, то самым первым его «произведением» было школьное сочинение под названием «Жив!» о том, как однажды он заблудился в тайге, но все-таки вышел к людям, выжил. Много лет спустя, уже будучи серьезным писателем, Виктор Астафьев припомнил детскую историю и написал рассказ для детей «Васюткино озеро».

«Старая лошадь».

Рассказ довольно маленький. В нем говорится о старой лошади, которая уже третий день стоит на нейтральной полосе. Она была ранена. И теперь слабела. Но все еще не хотела поддаваться. Дежуривший возле стереотрубы Ванягин следил за конем все эти три дня. Наконец, подошел конец его смены. Ввалившийся в ячейку сменщик Яшка Голоухин спросил, сколько точек засек Ванягин. Тот ответил, что одну. Посмотрев в стереотрубу, Яшка Голоухин засмеялся:

«-Вот это я понимаю – советский конь! Стоит на виду у фашистов и показывает непоколебимость. Если, мол, умру, так стоя!. »

Ванягина эта выходка очень разозлила, и он чуть не набросился на своего товарища. Потом он, схватив карабин, вышел, начал ползти, но потом даже поднялся, пошел неторопливо. К коню. Ванягин дошел до него, приложился и выстрелил коняге в голову

Я (Сельвина) люблю коней. И мне, как человеку, любящему всем сердцем лошадей, было очень грустно после рассказа. Зачем надо было убивать коня? Неужели его ранили так сильно? И зачем, вообще, его бросили умирать там на поле? Но что-то подсказывает, что эта смерть стала для коняги облегчением, освобождением. Это можно увидеть в одном небольшом предложении: «Судорога пробежала от шеи до задних ног ее, и она вытянулась, протяжно, с облегчением вздохнула в последний раз».

Наконец-то, для бедной коняги настал покой Хотя, будь у меня возможность, я из кожи вон лезла, но поставила бы на ноги этого коня.

Для коняги за всю его жизнь было мало счастливого времени. Сначала ее запрягли, хотя она и протестовала, но в оглоблях трудно протестовать, и она побежала. Она возила все, что клали ей в повозку, тянула все, что ей приказывали Потом она попала на войну. Конечно, для нее это было сплошным грохотом и криком. Здесь она снова возила неподъемные тяжести, неслась во весь опор с поклажей. Автор дает место, где бедная коняга бежит с двумя молодыми конями, полных сил, по кукурузному полю. Молодые кони были по бокам, на скаку хватали побеги кукурузы. А коняга не могла. Она слабела, ее ноги подкашивались. Вдруг упала лошадь справа, а через некоторое время и другая, потянув за собой и конягу. Но коняга уперлась, не упала. Стойкостью коняги можно только восхититься! Недаром жеребцы – самые необузданные, непокорные существа. А коняга был жеребцом, хотя и в прошлом. Автор недаром зовет ее конягой, а не конем, не жеребцом и не клячей. Перед глазами предстает степенная, скажем так, лошадь, уже многое повидавшая и многое таскавшая, от тяжелой работы одряхлевшая, отощавшая от голода, но все еще сохранившая в себе физические силы, и, что главное, внутренние силы, которые и двигали конягу вперед.

Но война зацепляет всех. Вот и конягу зацепило. Ей попало в бок. Вот здесь мы и видим, что у коняги не осталось сил после бешеной скачки. Она истратила все свои силы, даже боль не смогла «помочь» ей сдвинуть повозку А вечером привели другого коня и надели на него хомут, стертый до блеска шеей коняги. А конягу бросили здесь Одну Истекающую кровью и слабеющую Вот в этом месте и нарываются слезы. Да как могли люди бросить его после стольких неимоверных трудов и стараний? Когда они столько вместе с конягой пережили? Хотя одной частью подсознания я понимаю, что это было единственное верное решение и что медлить на войне нельзя и приходится чем-то жертвовать, другая часть подсознания твердит, что это было бесчеловечно и возмущается: «Бывают же такие люди!»

Не только люди проявляют геройство на войне. Кони также показывают свою непокорность и стойкость. И было неправильно со стороны людей бросать коня в таком состоянии посреди двух враждующих сторон. Хотя понятно, почему конягу не добили. Даже сержант Данила высказал эту мысль:

-Хотел сам – рука не поднимается - он опустил голову и после продолжительного молчания произнес: - Крестьяне бить лошадей могут вожжами там либо кнутом, но убивать – нет, потому он, конь – работник.

Ванягин тоже не хотел убивать конягу. Он жалел ее, как и сержант Данила. И сержант Данила понял его. Он мог приказать, но не стал. За это мы благодарны сержанту Даниле, он поступил человечно. Вместо этого он ушел, сказав, что пришлет смену. Ванягин облегченно вздохнул. Видно, что он боялся приказа застрелить коня. Яшка Голоухин совсем по-другому воспринял коня на нейтральной полосе, за что, его Ванягин чуть не ударил. В это время Ванягин принял важное и очень тяжелое решение. Он знал, что не сможет забыть этого коня и что его убийство будет лежать на душе камнем. Но даже мы признали, если конягу застрелит Ванягин, будет как-то по-другому, чем если бы конягу застрелил все тот же Яшка Голоухин. Это трудно объяснить. Наверное, это из-за отношения этих людей к коняге. Ванягин сочувствовал животному, жалел, а Яшка Голоухин лишь засмеялся, не заметив, какие у коня грустные глаза, полные тоски, боли и недоумения, не заметив крови и состояния коня. Он не будет задумываться над тем, какого коня застрелит. А Ванягин будет это помнить. Коняга заслуживает того, чтобы ее не забывали. Чтобы помнил хотя бы один человек. Ведь она тоже спасала людей, участвовала в войне.

Я заметила еще одну маленькую деталь. Коняга стояла на нейтральной полосе, между двумя врагами, а значит, была видна и этой, и той стороне. Но никто не посмел тронуть конягу. Невольно думается, что на дежурстве и на вражеской стороне стоял похожий на Ванягина человек.

Коняга не смогла дойти до конца дороги и увидеть, что обещала ей эта дорога. Но именно это стремление, это желание заставляло ее не падать, не ложиться на землю. Ведь она знала: она больше не сможет встать с нее. Но одной волей не уйдешь далеко, особенно с раной. Вот почему она остановилась. Но Коняга боролась до конца Она боролась.

Васюткино озеро.

-Вот и озеро Васюткино.

Оказывается, даже в прогрессивный ХХ век еще остались неоткрытые географические объекты. Вот и Васютка, герой рассказа, заблудился в тайге, блуждал-блуждал да набрел на одно небольшое озеро, в котором было полно рыбы. А было тогда Васютке всего тринадцать лет.

Но хочется узнать, как же Васютка умудрился заблудиться? Хотя, мы думаем, вряд ли найдется человек, который не читал бы этого рассказа. А дело было так. Бригада рыбаков Григория Афанасьевича Шадрина приуныла. Рыба начала плохо ловиться после сильных осенних дождей. Поэтому рыбаки большей частью своего времени чинили снасти, готовили сети к большому ходу рыбы. Васютке было скучно в избушке, где он был единственным мальчишкой, друзья его остались в деревне. Поэтому он много бродил по окрестности, собирая для рыбаков кедровые орешки. И вот однажды Васютка в очередной раз отправился в лес. Через некоторое время он вдруг встретил глухаря. Мальчик решил, что поймает птицу, и начал охоту. Он как можно ближе подкрался к глухарю, выстрелил. Но смог только ранить. Птица побежала вглубь леса, Васютка – за ним. В конце концов, мальчик поймал глухаря, огляделся. Не увидев знакомых зарубов на деревьях он пошел обратно. Васютка не сразу понял, что заблудился.

«Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришел в себя».

С этого момента для Васютки начались тяжелые дни. Теперь нужно было все, чему его учили дед и отец. Васютка оказался прилежным учеником. Он быстро совладал с собой и со своим страхом. Такая холодная расчетливость у тринадцатилетнего мальчика не может не удивлять. Рассказ может помочь и другим заблудившимся людям. Если, конечно, они внимательно его прочитают.

Васютка не трус. Случай с корнем-выворотнем, который мальчик принял за кого-то, крадущегося к нему в темноте, показал, что Васютка не бежит от опасности, он встречается с ней лицом к лицу, пряча страх глубже. Наверное, многие на его месте с воплем убежали ли бы. Так проходит первая ночь в лесу. На другой день Васютка решает, куда идти. После долгих размышлений решает: если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра. Поселений там мало, но главное – Васютка выйдет из тайги. К вечеру Васютка набрел на озеро, которое сначала на радостях принял за Енисей. Но ничего не поделаешь, он остался ночевать тут на берегу. Васютка был очень удивлен, увидев в озере белую рыбу. И был еще радостнее удивлен, когда на третий день увидел подбитую им накануне утку.

«-Моя! Моя! – в волнении забормотал Васютка, бросая утку в мешок. – Моя уточка! – Его даже лихорадить начало. – Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!»

Васютка начал искать речку, потом побежал по берегу туда, куда текла речка. За это время зарядил дождь, и Васютка должен был спрятаться под пихту.

«Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Васютка шел вперед. Но его силы уже были на исходе. Он почти брел, падая от усталости, когда неожиданно лес расступился перед ним. Васютка выбрался!

«-Енисеюшко! Славный, хороший - шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слезы по лицу».

Но до того, как Васютка смог попасть домой, ему пришлось переночевать на берегу Енисея. Днем на реке появился рыбосборочный катер-бот, который и подобрал его. К счастью, это оказались знакомый старшина бота «Игарец», дядя Коляда. Дядя Коляда велел ехать прямо к Шадрину. Так Васютка оказался дома. И хотя его внезапное исчезновение в лесу принесло его родителям и деду горя, была и хорошая сторона. Позже Васютка показал место расположения озера, в котором водилась белая рыба. Бригада его отца да еще одна колхозная бригада переключились на озерный лов.

Васютка – молодец. Он не только выжил в тайге один, но и смог выйти из нее к людям да еще найти своим родителям отличную работу. Хотя рыбное озеро не стоит того, чтобы Васютка рисковал своей жизнью и заставлял горевать своих родных. Только то, как его завернули в два одеяла, натопили печь, может показать, до какой степени близкие его любят и как они беспокоились.

«Дед Афанасий бросился было к трапу, но тут же круто повернул и засеменил наверх, к избушке:

-Анна! Анна! Нашелся пескаришка-то! Анна! Где ты там? Скорее беги! Отыскался он

В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку, ноги ее подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну».

Виктор Астафьев очень много использует просторечные выражения. Можно привести несколько примеров. Например, слова «рассолодели», «шабаш», «шиш», «скудеть» и др.

Просторечные выражения дарят произведению ту неповторимость, которой нет у других авторов, которая отличает произведения Астафьева от произведений остальных.

Одинокий парус.

Еще одним из красивейших рассказов Виктора Астафьева является « Одинокий парус ». В рассказе говорится о генерале, о его тяжелой судьбе. Действие начинается с тихого душного вечера. Генерал был печален. Он шел по ущелью. К тому месту, где его ждали. Шел по ущелью все, удаляясь от своего лагеря. « Он может войти в любую палатку, присесть к любому костру – и везде будет желанным гостем, но нигде, нигде его не ждут так, как в этой маленькой палатке с войлочным верхом и всегда для него отстегнутым входом».

В палатке его ждала женщина – солдат. По его реакции можно увидеть как она ему дорога. Далее автор описывает их встречу. Их встреча, их отношения не похожи на обычные. В их разговоре чувствуется какая – то усталость, обреченность, покорность своим жестоким судьбам. У них и, правда, были тяжелые судьбы. Когда генерал был молодым офицером, высадился с горсткой ребят на берег родной земли, он начал небывалый по дерзости поход, создал армию, поднял народ против иноземцев. Мы застали его освободителем, шагающим по отвоеванной земле

Девушка жила в красивом городе Лиме, на берегу огромного океана. Она хотела любви, но не находила ее. Родители хоте6ли отдать ее замуж за хорошего человека, но девушка из Лимы не смогла полюбить его. Она часто ходила на берег океана и с тоской глядела в даль, ожидая, не покажется ли на горизонте ее парус. Она долго так прождала, но наконец, ее одинокий парус явился. Но « не с моря, не под белым парусом, а на худом, запыленном коне, к ногам которого разжиревшие чужеземцы бросали свои надменные знамена. Он ехал по ликующему городу, и конь копытами наступал на позлащенные знамена, а соотечественники плакали и кричали: « Освободитель! Освободитель!». ». Она пошла за ним и стала солдатом Освободителя: «она ела тот же хлеб, который ел он, пила из тех же родников, из которых пил он, дышала тем же воздухом, которым дышал он ». Она стала офицером, но не смогла подавить женщину. В ней жила надежда, которую она искусно прятала от всех. Наверное, поэтому генерал ее сначала не замечал. Во время одного неравного боя генерала ранили, и девушка перевязала ему рану. Вот здесь–то они, наконец, и познакомились.

«Война завершилась победоносно. Чужеземцы были изгнаны из Южной Америки, остались они только на островах, огрызаясь оттуда». Но работа генерала на этом не закончилась, он много ездил по освобожденным странам. « Теперь уже без оружия завоевывал землю и свободу для своих верных солдат. Здоровье его, подорванное в боях и походах, ухудшалось». Он часто лечился в таких домах, куда простой девушке из Лимы не было доступа. Но они не забывали друг друга. И девушка из Лима всегда жила, возле него, и он это знал.

Во время рассказа Автор описал всего три их встречи. Во время первой встречи они рассказывают друг другу свои чувства, делятся своей любовью. Во второй – ели ложками варенье, играли в детей. « Нянечка упорхнула на кухню заваривать кофе, генерал оглядел ее бедное жилище: « Я совсем не заботился о ней. Она не хотела связывать меня с детьми. Она все делала, чтобы я служил людям, весь отдавался борьбе. Ей доставались маленькие крошечки радости. Эта женщина достойна жить во дворце, быть матерью - Коротко вздохнул: - Но она никогда уже не будет матерью». Эту очень трогательную встречу прерывает крик слуги генерала, Санто. Бывшие товарищи, а сейчас изменники, пришли убить генерала. Девушка из Лимы и Санто спасают своего генерала

«Им удалось встретиться еще раз». Во время третьей последней встречи. Они прощаются. Теперь уже навсегда. Уже смертельно больной генерал подал в отставку, перестал быть президентом своей страны и главнокомандующим армии. Но он все еще был опасен. Враги решили отнять у него родину. И сейчас генерал уезжал из своей страны. Но он не брал девушку из Лимы с собой:

«- Я буду меньше страдать, если сердце мое останется на родине. А сердце мое с тобой. К сожалению, я слишком поздно это понял. Я не могу больше заставлять тебя страдать. Ты не знаешь, что такое чужбина. Я знаю. Я скоро умру, и ты останешься одна, в изгнании. Не надо этого! Не надо! – она не давала ему говорить. Она закрывала его губы своими губами. – Не целуй меня, пожалуйста, не целуй. Болезнь моя опасна». Генерал был благодарен девушке за подаренную ему любовь. Но он осознавал, что ничего не дал взамен. Лишь только горе, страдание, изгнание, пустую надежду и слезы

« И он понял: она никогда не вернется в Лиму, к родителям, к жениху, и никому никогда не будет больше принадлежать. Он обхватил ее кудрявую голову исхудалыми руками, прижал к выболевшей, уже западающей груди и расплакался первый раз за всю ту жизнь, которую помнил.

Он плакал. И она не мешала ему. Она слышала, как со слезами вытекают из его сердца остатки жизни. Она чувствовала – это последние слезы Освободителя, омывающие его родную землю.

Она ушла».

И он сделал то единственное, что мог сделать: на последние деньги велел купить розы и отнести к ее крыльцу. Это была маленькая частица его благодарности и любви.

После прочтения рассказа на душе очень грустно и гадко. Как, впрочем, после почти всех произведений Астафьева. Очень жалко этих двоих. Для них в жизни не было награды за их труд, борьбу за свободу. Генерала начали прославлять только после его смерти, а потом вспомнили и о девушке из Лимы. Но было поздно

Их любовь не похожа на обычную. Для генерала всегда было на первом месте свобода его страны, народа, он отдал всего себя этому делу, защищал свою родину. И ничего не брал взамен. Это опустошило его. Он был одиноким, одиноким парусом в океане жизни. И девушка из Лимы понимала это. И не укоряла его, не заставляла делать выбор. Она была счастлива теми минутами, которые провела со своим генералом. Не каждый в жизни бывает так покорен судьбе. Обычно человеческая натура бунтует при таких условиях. Это настоящие чувства, настоящая любовь.

Творчество писателя. Повести.

Еще одним любимым жанром Астафьева были повести. Много создано писателем повестей о войне, о мире, о детстве. Все они отмечены загадкой таланта, звуками Родины – светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческой судьбы. Но его повести сильно отличаются от повестей других писателей и очень разнообразны. Можно выделить повесть в рассказах («Последний поклон»), повествование в рассказах («Царь-рыба»), повесть-пастораль («Пастух и пастушка») и другие. Повесть «Кража» состоит из отдельных глав. Всего их тринадцать. Это произведение написано для детей, но его с увлечением читают и дети, и взрослые. В его повестях рождаются строки философской прозы о прекрасном и грозном мире, о судьбах мироздания, о вечном течении жизни. Живопись, богатство красок, размах, буйство и удаль языка, дар реалистического описания создают высшую достоверность с ее ясным нравственным началом. Повести отличаются высокой культурой социального и нравственного мышления писателя, глубиной постижения духовных ценностей жизни. Это размышление глубокого художника, увлеченного, взволнованного публициста, ученого. Просто человека, умудренного большим трудом и опытом.

(1961-1965).

Повесть « Кража » заставляет задуматься читателя над словами автора о том, что за свои дурные поступки человек обязательно должен ответить, воспитывает чувство ответственности. Я (Регина) прочитала ее взахлеб, смеялась над шутками и в интересных местах, плакала, переживала с героями, а когда дочитала последнюю страницу, ощутила чувство какой-то утраты, пустоты. Я всегда это чувствую после прочтения хорошей книги. Виктор Астафьев писал повесть более четырех лет. В ней идет речь об одинаковых и в то же время о таких непохожих судьбах детдомовских ребят. Автор описывает каждую жизнь детей, об их тяжелой участи, причины из-за чего попали в детдом. Во время чтения у меня сложилось впечатление, что Астафьев тоже был из детдома, оказалось это правдой. Детство – труднее не придумаешь. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Маленький Астафьев побывал в беспризорниках, воспитывался в детдоме. Именно здесь добрые, умные учителя зажгли в нем огонек писательства. И в повести « Кража» он так виртуозно описал характеры, поступки, взгляды детей, что мне остается только восхищаться им. Он истинный писатель, замечательный психолог.

Повесть начинается трагически: в Краесветском детдоме ночью умирает мальчик - Гошка Воробьев. Его смерть обнаруживается не сразу, а после побудки, но и побудка происходит не сразу.

Дежурные по детдому уже не раз грохали в дверь и кричали: « Подъем!», но ребята, угревшиеся под одеялами, пытались еще минутку-другую побыть в сладкой сонной расслабленности. Наконец белоголовый Попик, дежурный четвертой комнаты в наступающем дне, вскочил и, передернувшись от холода, пронзительно свистнул, вложив два пальца в рот: « Кончай ночевать, шкеты!». И принялся сбрасывать с парнишек одеяла. Всколыхнулась четвертая комната, гвалт, шум, визг, хохот. Попик сдернул одеяло и с Гошки. И тут весь гвалт обрывается. Гошка лежал, затискав в кулаки простыню. Глаза его чуть приоткрыты, рот тоже. Лицо с тонкой и желтой кожей, сморщенное у рта и у глаз, было, как и при жизни, отчужденно. Все было как прежде, только вытянулись ноги, и сделалось особенно заметно, что сиреневое трикотажное белье не по Гошке. В белье этом можно было еще уместить одного мальчишку. В комнате зависла мертвая тишина. «Попик попятился, молча бросил одеяло на старое лицо Гошки и ринулся в дверь. За ним дернули все остальные ребята. Застряв меж косяками, давнули кого-то, заорали и сорвали с крючка вторую створку двери. Толя Мазов тоже успел выскочить в коридор, но ничего со сна не понимал, крутил головою, у него мерзли ноги, он подпрыгивал на крашенном полу, студеном и гладком, как стекло.

Вопль шарахнулся по детдому и разорвался во всех комнатах.

Еще ничего, не зная, но, чувствуя по крику, что произошло страшное, взвизгнули в комнатах девчонки.

Гошка остался в четвертой один». Я нарочно переписала этот отрывок, чтобы и вам передалось то чувство, с которым я несколько раз перечитывала его. Действительно страшно представить какую панику испытывали детдомовские дети.

Валериан Иванович Репнин директор детдома, собрав всех, предложил позавтракать и идти в школу. « Воробьева отвезут в морг и похоронят. А вам бояться нечего». Вдруг раздался пронзительное « Нет!». И тут прорвало, все разом закричали, одна девчонка закатилась в истерике.

« - Гошку резать не дади-и-им!

- Не дади-и-им!

- Не дади-и-им!

- а-а-д-ы-ы!»

« Здесь уже не было Сашек, Борек, Мишек, Толек, Зинок. Было осатанелое лицо маленького человека, пережившего когда-то страшное потрясение, сделавшее его сиротой. Это потрясение осело в глубину, но не умерло и никогда не умрет. На самом дне души сироты, как затонувший корабль, всю жизнь лежит оно. И неважно, кто и почему тронет душу эту, отяжеленную вечной ношей. Только тронь! Только ковырни!».

Гошку при жизни в доме не любили и знали о нем очень мало. Мальчишка был смертельно изувечен. Какое-то время Гошка ходил в школу, играл с ребятами, а потом школьники начали поводить носами, и учителя спрашивали Гошку с места. Бросил школу. Он становился все более замкнутым, злым, то и дело лез в драку, но был уже настолько слабосильным, что даже с девчонками совладать не мог. Меньше силы, больше зла – бил чем попало: молотком – так молотком, поленом – так поленом, нож – так ножом. Ребята не уступали ему. Мне очень жаль этого мальчика, не нашел своего места в этом жестоком мире. Его жизнь сломалась тогда, когда он потерял своих родителей. Будь у него семья, он не воровал бы, и не попался бы на воровстве, не изувечился бы.

Гошку похоронили сами.

В доме нехорошее затишье. « Хоть бы озорничали», - тоскливо думал Валериан Иванович. Девочки взяли патефон, заводили одну и ту же пластинку и потихоньку плакали. Мальчики слонялись из комнаты в комнату, из угла в угол. « Что-то должно произойти в доме, какая то разрядка должна быть». Событие не заставляет себя долго ждать. Наступил четверг. Этот день ребята любили, потому что четверг был банный день. « У бани начиналась свалка. Благодушные от бани и всеобщего дружелюбия, наступающего в четверг, детдомовцы постепенно накалялись и обращали в бегство городских ребят». Так было. Но в этот четверг так быть не должно. В. Иванович заметил негласное единение детдомовских сил. Ребята шушукались, что-то прятали в карманы. Из железных кроватей вынуто много прутьев. « Эти прутья – грозное оружие детдомовцев». Резни не получилось. Мылись ребята на этот раз спокойно, им даже чего-то недоставало.

Это что-то произойдет после бани. Группа детдомовцев во главе с Паралитиком обворуют кассу, возьмут с собой 800 рублей – банная выручка за несколько дней.

Вечером в детдоме обыск. Не добившись никакого результата, начальник милиции уходит.

Детдом вошел в нормальную колею, жильцы его будто забыли даже о Гошке Воробьеве и об его похоронах.

Вскоре мы узнаем, что задержали невинного человека – кассиршу. Посадили ее в кэпэзэ. Остались у нее двое детей. Куда их? В доме никого больше не осталось. Конечно же их отправят в этот же детдом. Еще одни сломанные судьбы

Я хочу немного рассказать о Толе Мазове. Он играет главную роль в повести и к нему у меня есть симпатия. Когда Толя был маленьким, его отца Светозара Мазова увезли куда-то. Толя, конечно же, не знал, за что взяли отца. Мать вскоре умерла, слабая здоровьем оказалась, не пережила беды. Уж очень она Светозара любила. Дед Толи погиб на гражданской войне. Прадеду Якову Мазову уже подкатывало к сотне лет, но все равно от него еще веяло былой силой. А больше мужиков в семье не было – сплошное бабье да ребятишки. В городе семью Мазовых погрузили на пароход и повезли вниз по течению реке в Краевсветский. И города тут никакого не было еще. Среди болот и озерин в вырубленной чащобе работали люди, все строили и строили дома. Мазовых расселили в старом сушильном отделении, на полках.

Зимой пошла по городу чужая, неслыханная болезнь – цинга. Быстро переводилась семья Мазовых. Толя каким-то чудом тоже держался. В прадеда, должно быть, выдался живущим, а может, не умирал, оттого что прадед берег мальчишку пуще глаза. В пургу не пускал, ночами грел, прижимая к своей костистой, но еще теплой груди. Приносил луковицу, приказывал сосать ее, как конфетку. Сам Яков этот редкостный овощ не ел на себя он, видно, рукою махнул. Добралась цинга и до Мазова, скрутила. Прадед умер на глазах маленького Тольки.

Толя был первым беспризорником, приведенным в холостяцкую комнату Ступинского – коменданта города Краесветска. Оттого и назвал Ступинский «крестником» мальчишку. Впрочем, «крестников» у него быстро набралось больше десятка, и они-то и оказались первыми жильцами детдома, «старожилами», как их в шутку и всерьез называл В. Иванович.

Как-то так получилось, что Репнин вынужден был отдавать Толе больше времени и внимания, чем другим ребята, хотя он ничем не хотел выделять его.

Началось все с того, что Толя катаясь на лыжах, упал и сломал ногу. Больное дите, что в семье, что в детдоме балуют и ублажают. Парнишка изнежился малость и начал увиливать с уроков. Если бы не Зина Кондакова, остался бы на второй год. Ребята завидовали такому Толькиному положению, но относились к нему по-доброму. Еще тогда Толя вздумал учиться музыке. Стал мало-мало тренькать на балалайке « Сербиянку» и бросил. Взялся за гитару, потом переметнулся на мандолину, потом на гармошку. Прошел все инструменты, какие были в детдоме, быстро, смело, но ни на одном играть, как следует, не умел.

Привезли бильярд. Толя гонял шары день-деньской, пока не сделался первым игроком в детдоме. Закинул и эту игру. Перешел на чику. Это говорит об его непостоянстве. Непредсказуемый и крайне непутевый, но очень любознательный, даже любопытный, интересующийся. Он чем-то напоминает меня, наверное, поэтому он мне понравился. Чика давалась ему труднее. Среди ребят были невиданные мастера по чике, и они обчистили Толю как липки. Оказался он по уши в долгах. Пришлось ему сойтись с карманниками, никогда не переводившимися в детдоме. «Теорию» он освоил быстро, но делу мешала совесть. «Стоило ему войти в магазин и прислониться к карману, где таились деньги, как он вспыхивал, словно брался за горячую железяку, а потом бледнел, а потом дрожал, а потом попадался». Но долги по чике все-таки погасил. Выработал, таскал бочки с водой за деньги.

Зато книжки читать Толе никогда не надоедало. «Читал он что попало и где попало: в школе, на уроках, ночью, зажигая тайком свет, и даже в уборной, чем приводил в изумление ребятишек и в недоумение учителей». Школьную и детдомовскую библиотеки Толя «проглотил», просился в городскую. Но там сказали, что без табеля никак. Репнин не смог отказать больному мальчику, сходил, записался в библиотеку.

Именно в то время и свалилась как снег на голову письмо отца Тольки Светозара. После долгих и мучительных раздумий Валериан Иванович написал ему ответ. Он просил больше никогда не напоминать о себе. « Делаю это ради вашего же сына». Я думаю, что, показав письма Тольке, Репнин поступил бы правильнее. А если посмотреть с другой стороны, у Тольки и так тяжелая судьба, да еще отец уголовник. Большую ношу взял на свое сердце Валериан Иванович. « Так надо. Так будет лучше».

« И вот в детдоме, в жизни его получился какой-то сбой. Начался он со смерти Гошки Воробьева, с кражи, с обыска». Автор рассказывает истории детей. Становится горько и грустно за них. В детдоме происходят разные, непохожие друг на друга случаи. Тут мы видим, что детдомовцы табунный народ, скопом отбивающийся от городской шпаны, толпою бредущей в школу и беглой рысцой из школы, гурьбой вваливающийся в кинотеатр, в столовую, в баню. Единые в шуме и радости, в игре и в драке детдомовцы, но в горе начинают таиться.

Детей кассирши привели в детдом. Тут до Толи доходит вся масштабность совершенного ими поступка. Ведь из-за них страдают невинные люди. А они только гуляют на эти деньги, курят, а однажды напились всей комнатой. Он решает вернуть деньги обратно. Перепрятал их из тайника, осталось только 380 рублей. В школе под лестницей собирает ребят: Женьку Шорникова, Мишку Бельмастого, Малышка, Глобуса и объясняет суть дела.

« - Я перепрятал деньги. Осталось 380 рублей. Надо восемьсот. Покумекайте, где взять остальные. И не трепаться – еще раз говорю.

- Тебя зарежут, Толька, - первым заговорил Женька. – Против Паралитика, да? Против Деменкова, да? Лучше отнеси деньги обратно. Отнеси, ну их

- А ребятишки?!

- Аркашка - то с Наташкой?

- Аркашка с Наташкой».

« И все, не только Глобус, но и Женька, и Малышок, вдруг почувствовали превосходство над собою этого парнишки, Тольки Мазова, вчера еще дуревшего и игравшего вместе с ними, а сегодня ровно бы отделившегося от них силою какой-то или той ответственностью, которую он взвалил, а главное смог взвалить на себя»

Вот так, наверное, и рождается командир. «Все он человек как человек, незаметный, такой же, как все, но приходит минута опасности, минута, требующая, зовущая того, кто готов ответить за других, и он подает свой голос и становится впереди всех, зная, что отныне он ответственный не только за себя, хотя было бы, конечно, удобней, лучше и спокойней, если б вперед вышел кто-то другой и заслонил бы тебя своей спиной». Толя преодолевает все трудности и находит средства, чтобы возвратить долг, тем самым искупив свою, и не только, вину перед женщиной и ее детьми

« Они не дышали, пораженные загадочностью и могуществом того мира, который им предстояло открыть.

А открывши – жить в нем».

Так заканчивается повесть Астафьева «Кража». Детдомовские ребятишки, подняв к небу завороженные лица, смотрят на северное сияние. Мотив завороженности окружающим миром проходит через большинство произведений Астафьева – в том числе и о детстве.

Заключение.

«Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть, куда понесет. Если бы мне дано было повторить жизнь – я не выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утра, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту»

Виктор П. Астафьев.

Виктор Астафьев пишет о том, что он отлично знает. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он пишет об Урале и Сибири, об их природе, о людях, их нелегком труде, их заботах и обычаях. У Астафьева внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце. С болью пишет и говорит он об опустошении, о наших природных богатствах, о красавце Енисее, за которых и заступиться некому. Его произведения еще долго будут стоять в сердцах его читателей, будут учить нас любви, доброте, состраданию, честности, мужеству перед лицом трудной и суровой жизни.

Виктор Петрович Астафьев – писатель из народа и для народа И язык его произведений – это язык его народа.

50-60-е годы в жизни Астафьева связаны с Пермью. Здесь он жил и работал. В Пермском книжном издательстве вышли многие его книги. Мы гордимся тем, что Астафьев – наш земляк. С его смерти прошло всего 8 лет. Очень жаль, что мы его не застали.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)