Развлечения  ->  Развлекательные журналы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Полеты наяву и во сне

В августе 2006 года мы с мамой летали отдыхать в Адлер. Однажды вечером, после купания на Черном море и прогулки по вечерней набережной, мы смотрели старый черно-белый фильм «Дом, в котором я живу». Как раз показывали момент, где героиня фильма читала монолог « почему я не птица. Вот так бы взяла, раскинула руки в стороны и полетела». И тут я вспомнил, что в Адлер мы прилетели на самолете, а значит человек может летать. А на чем еще может летать человек? А может ли он летать не на самолете или других летательных аппаратах? А может ли

У меня в голове возникло сразу множество разного рода вопросов, и я подумал, что тема интересна: над ней можно поразмыслить, изучить, обобщить изученный материал и сделать выводы.

Для реализации своей идеи я провел социологический опрос среди своих одноклассников и использовал данные исследования в работе.

И вот что у меня получилось!

«Летающие» в сказках

Всем нам в раннем детстве, когда мы были малышами, рассказывали сказки. Мы не засыпали, если перед сном не послушали сказку, пусть мы слышали ее тысячу раз, всем самую известную или даже ту, которую мама или папа сами придумывали, сразу, на ходу. Таким образом, малыши начинали познавать окружающий мир. Этот мир был загадочен, в нем было много небылиц и вещей, которые казались волшебными, потому что были загадочными. В этих сказках герои могли совершать самые немыслимые вещи, в том числе летать на разных аппаратах и предметах, превращаться в других людей, зверей и разные предметы и оказываться в короткий срок, а порой и в сей момент, в разных уголках света.

Сказочные герои, так или иначе, можно поделить на две категории: те которые летали на разных механизмах или предметах и те, которые летали сами. Так, в первую категорию можно отнести: Бабу Ягу, летающую на метле или ступе, Мюнхаузена, летающего на пушечном ядре, доктора Айболита – на орле, Старика Хоттабыча, Алладина и других – на ковре-самолете, Карлосона на пропеллере, Незнайку и его друзей - на ракете, разных других персонажей, летающих на птицах, драконах и других разных летающих предметах, а во вторую я отнес : Человека-паука, Супермена, Змея Горыныча, Питер Пена, Черномора, летающих ведьм и колдунов, фей и других. Это все сказки, а что в настоящей жизни?!

В настоящее время комфортно и быстро переместиться из одного уголка мира в другой не проблема. Купил билет на самолет и за считанные часы оказался в нужном месте. А кто знает - как и когда были созданы первые летательные аппараты и, вообще, как люди «научились летать»?

Полеты наяву

Мечты о крыльях

Среди древних раскопок археологи часто обнаруживают маленькие фигурки божков и демонов с крыльями. Крылатые люди изображены на стенах пещер, в которых обитали древние племена. Ученые полагают, что этим свидетельствам мечты о крыльях тысячи, а то и десятки тысяч лет.

Из глубины веков дошли до нас сотни легенд, рассказов, сказок о попытках летать. А поскольку эта мечта зачастую казалась вообще несбыточной, то нет ничего удивительного, что человеческая фантазия наделяла крыльями богов, ангелов и прочих небожителей, созданных человеческим воображением. И даже знаменитая Баба-Яга в русских народных сказках умела летать на метле.

А недавно археологи производили раскопки в Нильской долине, в Египте. Они наткнулись на очень древнее захоронение. Древние египтяне верили в загробную жизнь, поэтому при погребении клали в могилу множество самых различных вещей, которые якобы могли пригодиться для жизни «на том свете». Ученые нисколько не удивились, что рядом с мумией умершего человека лежали кувшины, посуда, бусы и другие предметы. Это обычное дело. И вдруг их внимание привлек предмет, как две капли воды напоминающий современный. планер. Откуда эта летающая игрушка могла взяться в могиле, которой 4 тысячи лет?!

Ученые даже засомневались: может, это вовсе не летающая игрушка, а что-то другое? Тогда что? Ничего подобного в быту древних египтян еще не обнаруживали. А между тем крылья, фюзеляж, хвостовое оперение находки – все говорило о том, что эта древняя модель летала. Но как это проверить? Ведь если неосторожно взять игрушку в руки, от нее останется одна труха – так она истлела за 4000 лет.

Тогда археологи с величайшей осторожностью перевезли находку в Париж. Там с нее сделали точную копию и запустили. Нетрудно представить величайшее изумление ученых, когда модель планера такой огромной давности полетела. Кто, каким образом в глубокой древности додумался до секрета скользящего полета? Ведь первый современный планер полетел только в конце девятнадцатого столетия.

Это остается загадкой.

Вообще древние народы оставили нам множество загадок. Взять хотя бы Грецию. Записи в старинных книгах рассказывают, что философ, математик и механик Архит из древнегреческого города Тарента, живший 2400 лет тому назад, сделал деревянного голубя, который был наполнен внутри воздухом и летал с помощью действовавшей в нем особой машинки. Как был устроен этот голубь, что за «особая машинка» – неизвестно.

Между прочим, некоторые историки считают, что Архит был также изобретателем воздушного змея. Но это спорное утверждение, так как есть основание полагать, что воздушные змеи были знакомы народам Древнего Китая и Индии значительно раньше.

Древним грекам принадлежит и знаменитый миф о Дедале и Икаре.

Дедал был выдающимся скульптором, архитектором и механиком знаменитого греческого города Афин. Из белого мрамора он высекал статуи, казавшиеся людям живыми, строил прекрасные храмы и дворцы.

Волею судьбы оказался Дедал на прекрасном острове Крите в Средиземном море, под покровительством могущественного царя Миноса. На этом острове Дедал создал множество замечательных произведений искусства и построил знаменитый Лабиринт – дворец с запутанными ходами. Попав в него, люди не могли найти выхода.

Много лет прожил Дедал со своим сыном Икаром на Крите, но все время его неудержимо тянуло на родину. Не раз просил он царя Миноса отпустить его с острова. Но Минос, боясь лишиться такого великого мастера, держал его, как своего пленника, наказывая страже постоянно присматривать за ним.

– Если я не могу бежать от Миноса ни сушей, ни морем, – в отчаянии воскликнул Дедал, – остается один путь – небо! Всем владеет могущественный Минос, только воздух ему не подвластен!

И Дедал принялся за работу. Он набрал птичьих перьев, связал их льняными нитками, скрепил воском, смастерил четыре больших крыла. Привязал Дедал за спину два крыла, продел руки в петли на крыльях, взмахнул ими, и удивленный Икар увидел, как отец, словно большая птица, поднялся в небо.

– Крылья надежные, – сказал Дедал, спустившись на землю. – Икар, – обратился он к сыну, – сейчас мы улетим с Крита на родину. Но будь осторожен в полете, не спускайся слишком низко над морем, чтобы соленые волны не намочили крыльев и они не отяжелели. Но и не поднимайся слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск, скрепляющий перья.

Дедал и Икар надели крылья и направились к родным берегам. Икар позабыл предостережение отца, радость полета переполнила его. Он замахал крыльями что было силы и взмыл высоко-высоко в небо, к самому жаркому солнцу. Сердце его переполнилось счастьем. Но вдруг воск растаял, крылья ослабли. Расклеившиеся перья посыпались во все стороны. Взмахнул Икар судорожно руками – нет больше опоры о воздух.

С огромной высоты упал он в море и погиб в его волнах.

Дедал оглянулся – нет сына. Стал звать его – нет ответа.

Увидел он на волнах остатки перьев и все понял.

Этому мифу не менее трех тысяч лет. До наших дней дошло много изображений его героев: древние художники ваяли их на вазах, на горельефах, – так велика была мечта людей о крыльях. Имя смелого юноши стало нарицательным. До сих пор людей, открывающих новые пути в небо, называют икарами. Море между Критом и Грецией, где якобы упал Икар, издавна называют Икарийским.

Знаменательно и другое: никакая расплата, никакое чувство страха не сдерживало смельчаков в поисках крыльев.

У первых икаров ничего не было – ни технических средств, ни научных знаний, ни опыта. Перед ними был только пример птиц, парящих в вышине. И естественно, что этот пример долгие тысячелетия заставлял первых авиаторов, подражая им, мастерить себе крылья на манер птичьих.

Так, девятьсот лет тому назад английский монах Оливье из Мальмсбери решил повторить опыт и сделал себе крылья на манер тех, что смастерил Дедал. Привязав их за спину и продев руки в петли, он спрыгнул с высокой башни. Доверчивый монах тут же понял, что миф о Дедале и Икаре не больше чем мечта. Крылья не держали. Он упал и поломал себе ноги.

Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы другие изобретатели, наученные горьким опытом английского монаха, поберегли себя. Но не тут-то было. Летописи сообщают, что лет пятьсот тому назад один итальянец, профессор математики Данте из города Перуджи, тоже построил себе крылья. Его соседи и горожане утверждали, что якобы Данте отлично летал на них. Но все-таки и ему не повезло. Однажды у него разрушилось в полете крыло, он упал на крышу церкви и сломал себе бедро.

И чем ближе к нашему времени, тем больше таких попыток «летать, как птица».

Летописи рассказывают, что в XVI веке «смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп», якобы смастерил себе из дерева и кожи крылья и даже с успехом летал на них вокруг Александровской слободы.

Нелегко складывалась судьба русских икаров. И казнили их, и розгами секли.

Со временем все яснее становилось, что полететь, как птица, махая крыльями, нельзя. Оказывается, мускульной силы у человека значительно меньше, чем даже у воробья, если, конечно, соответственно соразмерить силу их мускулов с весом.

Ученые-анатомы провели исследования, и оказалось, что тот же воробей, будь он размером с человека, был бы в 70. 80 раз сильнее самого знаменитого силача. Вот вам и воробей!

Значит, человеку действительно не дано летать, как птица, махая крыльями. Надо искать другой путь. Но какой?

И вот тут нужно рассказать об удивительной личности – итальянском ученом, гениальном художнике и человеке самых разнообразных и широких знаний, которым гордится не только Италия, а весь мир, – о Леонардо да Винчи.

Он родился в 1452 году в небольшом городке Винчи в Италии, в семье состоятельного нотариуса. Чтобы узнать получше, как работают крылья птиц в полете, Леонардо да Винчи исследует их строение. Сохранились его эскизы крыльев, похожие на крылья летучей мыши. Леонардо да Винчи первый понял, что полет с машущими крыльями человеку непосилен. Это видно из того, что в более поздних рисунках он уже набрасывает эскиз неподвижных крыльев, соединенных с остовом летательного аппарата без всяких рычагов.

Он первый предложил использовать для летания по воздуху изобретение древнегреческого ученого Архимеда – так называемый «архимедов винт», напоминающий винтовой вал в мясорубках, с помощью которого в древности подавалась вода в оросительные каналы. Леонардо да Винчи оставил эскизы таких воздушных винтов, которые, вращаясь, тянули бы летательную машину вперед по воздуху.

Сейчас мы настолько привыкли к вертолетам, что не обращаем на них внимания. А ведь Леонардо да Винчи первый, почти 500 лет тому назад, нарисовал прототип вертолета, так называемый геликоптер.

И, наконец, хорошо помня о том, как трагически закончился полет мифического Икара и многих других, уже реальных смельчаков, Леонардо да Винчи задумался над безопасностью летания. Он делает набросок парашюта, наподобие пирамидообразной палатки с веревками по углам, держась за которые, человек мог бы безопасно спускаться с высоты.

Леонардо да Винчи не спешил сообщать о своих научных открытиях. Свои записи он делал непонятными для постороннего взгляда и писал левой рукой, справа налево, так что прочесть их можно было только по отражению в зеркале. Его труды были полностью расшифрованы и изданы только в конце тридцатых годов нашего столетия, когда уже летали и воздушные шары, и дирижабли, и планеры, и самолеты.

Первые парашюты

Многие народы мира имеют легенды, связанные с парашютом. В Китае и России этим легендам около тысячи лет. Магеллан описывает прыжки негров при помощи зонтов из пальмовых листьев. Прыжки с башен, деревьев, гор на различных приспособлениях упоминались у разных народов. Легенды объединены одним: человек может летать опираясь о воздух. Подобные свидетельства разнообразны и интересны. Из достоверной информации известно, что принцип парашюта был впервые сформулирован знаменитым гуманистом 13-го века Роджером Беконом.

Великий Леонардо да Винчи развил эту идею. В одной из его рукописей находится рисунок парашюта. Поверхность такого устройства равна примерно 60 кв. м. Площадь миделя - 30 кв. м. Эти данные близки современному круглому парашюту. В начале 17 века идея и конструкция парашюта изложены в книге ученого - Фауста Веранчио. В 1617 году он совершил первый прыжок с парашютом, который построил сам, спустившись с небольшой башни.

Следующим человеком, о котором доподлинно известно, что он совершил спуск на парашюте, был уроженец города Савойи француз Лавен. В 20-х годах 17 века Лавен за какое-то преступление был заключен в крепость Мольянс. Решив бежать, он тайно изготовил себе парашют из сшитых вместе простыней с прикрепленным к ним китовым усом, не дававшим куполу свернуться. Ночью Лавен поднялся на высокую крепостную стену и прыгнул с нее в воды реки Изер. Спуск прошел совершенно спокойно, но стража заметила беглеца и задержала его.

В 1777 году по улицам Парижа было расклеено необычайное объявление. Оно гласило: "Профессор де Фонтанж изобрел летающий плащ. С этим плащом осужденный к смертной казни за убийство Жан Думье спрыгнет с башни. Если опыт удастся, смертник будет помилован. Все, от мала до велика приходите на площадь смотреть небывалое в истории зрелище". Вот как описывают газеты того времени прыжок Жана Думье: "Думье отправился в сопровождении полицейских к парижскому оружейному складу, где его ожидал профессор де Фонтанж. Для наблюдения за опытом собралось много любопытных. Думье влез на крышу оружейного склада. Профессор надел на него плащ, состоящий из бесчисленного множества мелких покрышек. - "Держите руки горизонтально и старайтесь парить, как птица. Ничего другого от Вас не требуется" - сказал профессор де Фонтанж Жану Думье. Думье прыгнул. Ветер отнес его сначала немного в сторону. Публика с удивлением смотрела на парившего в воздухе человека. Внезапно Думье стремительно полетел вниз. Все вскрикнули. Однако, почти достигнув земли, Думье немного задержался и восстановил потерянное равновесие. Он упал на землю совершенно невредимым. Довольный изобретатель вручил Думье кошелек с золотыми монетами".

Дальнейшее развитие парашютизма связано с развитием воздухоплавания.

Полеты на воздушных шарах были опасны. Создание парашюта для спасения людей стало осознанной целью. В том же году французский физик Себастиан Ленорман изготовил и лично испытал парашют, прыгнув с обсерватории. Ленорман назвал свое изобретение - "парашют". Оно произведено от двух слов: греческого "para" и французского "chute", что обозначает "против падения". В 1785 году, француз. изобретатель Бланшар был первым, кто спасся на парашюте после аварии аэростата. В 1797 году француз Гарнерен первым в мире совершил прыжок с высоты около 700 метров с воздушного шара на мягком привязном парашюте собственной конструкции. Его парашют очень близок к современному круглому парашюту.

Первые воздушные шары

В небольшом французском городе Анноне жили братья Монгольфье, старший Жозеф и младший Этьен, были очень уважаемыми и довольно зажиточными людьми в городе. Они владели бумажной фабрикой. И вдруг по городу пролетел слушок, что преуспевающие фабриканты зачудили: делают из бумаги какие-то огромные кульки, наполняют их дымом, и якобы те кульки даже летают по воздуху.

Братья были наблюдательными, умными и практичными людьми. Они изучали физику и химию, интересовались и другими науками и постоянно применяли полученные знания на практике.

Наблюдая за плавающими в небе облаками, братья изготовили из холста большой шар и начали проводить разные опыты наполняя его наполнять его то водородом, то горячим паром, чтобы он мог взлететь в воздух.

И хотя братья старались держать свои опыты в секрете, об этом вскоре стало известно горожанам. Они попросили Жозефа и Этьена Монгольфье показать им диковинную штуку. Братья назначили первый публичный полет шара на 5 июня 1783 года. К этому дню они готовились основательно и построили огромный шар из материи, проклеенной для плотности бумагой. Шар получился с трехэтажный дом высотой и весил свыше 200 килограммов.

И вот наступил назначенный день. На площади собрались стар и мал, чуть ли не все жители города Аннона. Люди с удивлением смотрели на кучу разрисованной материи и не понимали, что же будет дальше. А рядом готовился костер. Братья объяснили горожанам, что они сейчас наполнят эту оболочку самым обыкновенным горячим дымом и она, расправившись и раздувшись в шар, полетит вверх.

Вскоре над толпой вырос огромный шар, более одиннадцати метров в диаметре. На нем было написано огромными буквами «АД АСТРА», что в переводе с латинского значит «К ЗВЕЗДАМ».

Толпа заволновалась, видя, как восемь человек едва удерживают это чудовище. И тогда Жозеф скомандовал, чтобы помощники отпустили веревки. Шар вырвался и полетел вертикально в небо. Площадь ахнула!

Такого еще не видел никто. Люди радовались, удивлялись, поздравляли братьев с успехом. День был тихий, и шар поднимался над городком, становясь все меньше и меньше. Он взлетел почти под самые облака, на целую версту. Когда теплый воздух в нем остыл, шар потерял подъемную силу и начал медленно, как парашют, опускаться.

Так 5 июня 1783 года Жозеф и Этьен Монгольфье и их маленький городок навсегда вошли в историю авиации. Так был изобретен первый парашют. А 19 сентября этого же года воздушный шар братьев Монгольфье впервые поднялся в воздух с пассажирами. Это были петух, баран и утка.

Развитие навигации

Научившись летать, люди начали изучать воздушный океан.

Появилась необходимость в воздушной навигации. Воздушные шары стали снабжать географическими картами, различными приборами, в том числе и компасом. Так появились аэростаты.

Впоследствии появилась необходимость в управлении воздушными шарами, чтобы была возможность лететь именно туда куда надо, а куда понесет ветер. В процессе дальнейшего усовершенствования аэропланов появились управляемые сначала вручную, а потом оснащенные моторами воздухоплавательные аппараты, которые стали называть во многих странах просто дирижаблями, потому что французское слово «дирижабль» означает «управляемый». Оболочка дирижабля была не круглой, а вытянутой, веретенообразной. В те времена дирижабли любя называли «летающая колбаса». Эта форма дирижаблей, ставшая впоследствии классической, существует и поныне.

Процесс усовершенствования летательных аппаратов шел с большими темпами. Вслед за дирижаблями был придуман «винтокрыл».

В России над проблемами полета человека долго и упорно работал морской офицер Александр Федорович Можайский. Образованный и пытливый моряк, еще во время дальних плаваний начинает интересоваться летательными аппаратами тяжелее воздуха. Он часами наблюдает за полетами различных морских птиц, сравнивает их, анализирует парящий и машущий полеты, что в последствии им было заложено в основу строения самолетов.

Уйдя в отставку, Можайский все свое время посвящает созданию самолета. Он изучает все, что тогда было написано о воздухоплавании и летательных аппаратах тяжелее воздуха. А написано было очень мало. Авиация только-только зарождалась. До всего надо было доходить своим умом и собственным опытом.

И вот 12 января 1877 года про работы изобретателя в газетах писали так:

«На днях нам довелось быть при опытах над летательным аппаратом, придуманным нашим моряком г. Можайским. Изобретатель весьма верно решил давно стоявший на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат, при помощи своих двигательных снарядов, не только летает, бегает по земле, но может и плавать».

Даже сейчас специалисты удивляются, что в то далекое время самолет Можайского уже обладал всеми основными конструктивными элементами современных самолетов. Он имел фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, винтомоторную группу, шасси. Теперь, через сто лет, даже начинающему курсанту аэроклуба легко судить о недостатках первого самолета. Их, к сожалению, было много. Впоследствии и до сегодняшнего дня много исследователей и конструкторов работают над усовершенствованием и создание новых типов самолетов.

Одним из основоположников мировой авиации Игорем Ивановичем Сикорским был создан вертолет. Первый американский экспериментальный вертолет VS-300 оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу это был модернизированный вариант его первого российского вертолета, созданного еще в июле 1909 года. На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический и Тихий океаны. Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей.

Покорение космических просторов

В старой купеческой Калуге жил и работал Константин Эдуардович Циолковский, который прожил долгую и трудную жизнь. В детстве, переболев скарлатиной, он потерял слух. Глухой мальчик не мог учиться в школе. Но жажда знаний в нем была настолько велика, что он самостоятельно принимается за учебу и становится одним из образованнейших людей своего времени, великим ученым, хотя всю жизнь занимал скромные должности учителя математики и физики в провинциальных учебных заведениях.

Он, который мечтал о покорении космического пространства, о полетах на Луну, Марс и другие планеты. Там он создавал свои гениальные проекты космических ракет, выводил формулы орбит полета к далеким звездам. Константин Эдуардович считал, что наша маленькая планета Земля – это всего лишь «колыбель человечества», и поэтому человечество не будет вечно оставаться только на Земле, а расселится по всему космическому пространству.

Сейчас, когда на Луне уже побывали люди, когда на Марс и Венеру спускаются для исследования космические аппараты, имя великого ученого знает каждый первоклассник. А тогда, в старой захолустной Калуге, где лошади на улицах утопали по брюхо в грязи, где не проезжал еще ни один автомобиль, а о воздушных шарах писали как о чуде, такие высказывания глухого провинциального учителя воспринимались по меньшей мере как чудачество или бред фантазера.

Острый и цепкий ум Циолковского сразу увидел, что только ракета может разорвать оковы земного притяжения и вывести космический корабль на орбиты далеких планет. Эту идею Циолковский высказывает еще в 1883 году, а к концу девятнадцатого столетия разрабатывает стройную теорию реактивного движения. В 1903 году Циолковский уже разрабатывает проекты «космических орбитальных станций», рассчитывает математические орбиты полета на Луну, Марс и другие планеты, по которым могут последовать его «ракетные поезда» и «ракетные эскадрильи».

Лишь при Советской власти труды Циолковского получили признание, а сам он обрел всенародное уважение, любовь и возможность работать. Но это уже было на склоне лет. Умер Константин Эдуардович 17 сентября 1935 года в возрасте семидесяти восьми лет.

Продолжатели его дела – Кондратюк, Цандер, Королев и другие ученые – тогда только начинали проводить первые и не очень успешные опыты с ракетами, и казалось, что до космических полетов еще очень и очень далеко.

Прошло всего лишь пять лет, и 4 октября 1957 года на околоземную орбиту вышел первый в мире советский искусственный спутник земли. Он оповестил весь мир, что космическая эра человечества, которую предсказывал Константин Эдуардович Циолковский, для которой он жил и работал, началась.

12 апреля 1961 года впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на «Востоке» облетел вокруг Земли.

Идея космического туризма в последнее время приобретает все большую популярность. Так, Роскосмос собирается организовать не имеющие аналогов туристические круизы вокруг Луны стоимостью 100 млн. долларов, а в США началась продажа билетов в первое частное космическое путешествие, минимальная стоимость которого составит 150 тыс. долларов. Канадская компания космического туризма Canadian Arrow планирует создать космическое турбюро Planetspace, которое предложит туристам первые путевки в 2007 году. Частная американская компания Space Adventures выбрала Сингапур для строительства первого в мире космодрома и учебного центра для подготовки и запуска космических туристов на коммерческой основе. Кстати, на счету Space Adventures уже несколько удачных запусков космических туристов. Причем каждый из них за возможность увидеть планету из космоса заплатил по 20 млн. долларов.

Впрочем, если у вас пока нет миллионного состояния, но лавры покорителей иных миров не дают вам покоя, не отчаивайтесь. Сегодня на туристическом рынке есть компании, которые готовы помочь вам хотя бы виртуально побывать в космосе. Например, в агентстве военного туризма «Комбат-Тур» гарантируют: в Звездном городке, в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, вы ощутите все эмоции, которые испытывают космонавты на орбите и во время подготовки к полету. Самым отчаянным будет предоставлена возможность испытать себя на комплексных специализированных тренажерах корабля «Союз», имитирующих невесомость, перегрузки и космический вакуум.

Особо отважные могут даже проверить себя на самой крупной в мире центрифуге с радиусом вращения 18 м, которая находится в Звездном городке. Вращение занимает не больше 10 минут, в течение этого времени отрабатываются простейшие режимы космического полета. Ну а те, кто мечтает увидеть космос, могут посетить космический планетарий – звездное небо здесь точно такое же, каким его видят космонавты сквозь иллюминаторы во время орбитального полета на высоте 400 км. А для создания ощущения настоящего путешествия всех накормят космическим обедом.

Это был краткий и, надеюсь, увлекательный рассказ о том, какой нелегкий путь прошло человечество для воплощения великой мечты – летать, как птица, для покорения воздушного океана.

НЛО

Завершая рассказ про развитие авиации от мечты до современных сверхскоростных авиалайнеров и космических ракет нельзя не упомянуть и еще об одном виде – неопознанных летающих объектах – НЛО. Много разной информации и рассказов про НЛО с публикацией их фотографий, но порой вызывает сомнение – правдоподобные они или все-таки выдумки. В давние времена люди не верили в возможность полета человека. Данная сфера научно исследуется. Учитывая это, отметим возможность существования НЛО, но останавливаться на них мы будем.

Полеты в мечтах

Вышеизложенная глава повествует о физических перемещениях человека по воздуху - полетах. Но если посмотреть толковые словари, в них есть толкование переносного смысла слова «улететь», которое определяется как «переноситься, устремляться куда-либо в мыслях, в воображении». И здесь стоит задуматься. А разве у кого-то из нас не было такого состояния, когда задумаешься, замечтаешься так, что как бы переносишься в то место, о котором думаешь. Например, находясь на уроке окружающего мира вспомнил об отдыхе на море, перенесся мыслями в август 2006 года и как будто там и оказался – слышен шум прибоя, видишь морские просторы, чаек, парящих над морем в поисках рыбы И вдруг голос учителя: «Слава, ты где летаешь? Вернись».

Такое бывает с каждым из нас. Мы можем вспоминать приятные отрывки из прошлого или мечтать о чем-то будущем, придумывать разные интересные ситуации (типа поспасть в сказку) и в такие минуты можно как будто на самом деле, по-настоящему, оказаться там.

А это и подтверждает то, что каждый человек способен летать в своих мечтах, мыслях, воспоминаниях, а, вернее всего - туда улетать.

Полеты в снах

Когда я был совсем маленьким, мне часто снились сны, как будто я подпрыгнул, оторвался от земли и полетел. Летал во сне я в самые немыслимые места. Часто бывало и так, что паря как птица в высоте, вдруг, с огромной скоростью я падал камнем вниз и, думая, что сейчас разобьюсь, просыпался в своей кровати в целости и сохранности. Но что странно, иногда от такого падения у меня появлялось ощущение боли. В такие минуты бывало, что во сне я кричал и звал на помощь. Мама меня успокаивала и всегда говорила: «Сыночек, не пугайся, ты просто во сне растешь!». Так что же такое сам сон?

«Небывалая комбинация былых впечатлений» - так назвал когда-то знаменитый русский физиолог Иван Михайлович Сеченов наши сновидения. Этот образ хорошо отражает одну важную особенность сновидений. Нельзя увидеть во сне то, что не было когда-то воспринято нашим мозгом. Во время сна в нашем мозге может ожить, всплыть в сознании в виде яркой картины только то, что когда-то оставило свой, пусть мимолетный, след в нервных клетках мозга. Образно говоря, во время сна сознание может вынуть из кладовой памяти то, что туда когда-либо положено. Взять из этой кладовой то, чего там нет, - невозможно. Хорошо известно, что слепым от рождения не снятся зрительные образы.

Да, во сне можно увидеть только то, что было. Но в каком виде? Человек видит порой совершенно сказочные, невероятные сновидения. Чего только не бывает во сне! Мы видим себя в далеком детстве, путешествуем по различным странам, сражаемся, говорим с животными, как в сказках, летаем по воздуху.

В мозгу спящего, как в кино, за короткое время проходит порой вся человеческая жизнь. И какие бы фантастические картины ни развертывались во сне, они кажутся подлинными, реальными.

Когда-то у наших далеких предков на этот счет существовало твердое убеждение: во время сна душа человека временно покидает его тело, чтобы побродить по свету; нам снится то, что она видит в своих путешествиях.

У многих первобытных племен существовал строгий обычай: нельзя будить уснувшего человека. Он-то проснется, а его душа может не успеть возвратится обратно. У американских индейцев считается смертельно опасным разукрашивать лицо человека, когда он спит. Почему? Возвращаясь, душа может не узнать своего место пребывания, пролетит мимо и человек, не проснувшись, умрет. Наука о сне не может похвастать своим возрастом. По существу, исследованиями работы мозга ученые занялись только последние сто лет.

Исследуя состояния человека во время сна, ученые установили в последнее время много интереснейших фактов. Оказалось, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. У взрослого около четверти всего времени сна падает на быстрый сон, а остальное - на медленный.

Если вы спросите ваших знакомых, какие сны они видят, то найдутся, возможно, такие, которые ответят: “А я никогда не вижу снов”. Однако это не так. Исследователи следили за уснувшим человеком, и как только у него наступал быстрый сон, тут же будили и спрашивали, что он видел во сне. Разбуженный неизменно вспоминал сон и рассказывал о нем. И действительно, когда смотришь на человека в фазе быстрого сна, можно сделать вывод, что спящий что-то переживает: у него учащается дыхание, изменяется сердцебиение, шевелятся руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Исследователи предположили, что именно в такие моменты уснувший человек видит сон. Так и оказалось. А стоило того же человека разбудить во время сна, и он уверял, что никаких снов не видел. Причина была простой - он их уже забыл, пока длился медленный сон.

За 6-8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменялся быстрым - на 10-20 минут. Таким образом, за ночь у нас бывает четыре - пять “пятнадцати-, двадцатиминуток”, когда мозг позволяет себе «погулять по стране сновидений». Это сколько же раз за ночь мы можем полетать!

Социологический опрос

Для социологического опроса были взяты вопросы, которые охватывают все вышеизложенные направления.

В опросе приняли участие 28 одноклассников. Изучив и обобщив внимательно полученную информацию, пришел к следующим выводам:

1. В нашем классе практически все умеют и любят мечтать (27 чел. ). Только один человек сомневается и на вопрос о мечтах ответил нейтрально - «не знаю». При этом 53% (15 чел. ) мечтают чаще, чем один раз в неделю, а остальные чуть реже.

2. На вопрос: «Было ли так, чтобы Вы «улетали» в своих мечтах?» положительно ответили только 42% (12 чел).

3. Из нашего класса на самолете летали только 36% (10 чел). При этом, кроме самолета 2 человека летали на вертолете и еще 3 – на парашюте. Но самое интересное, что на парашюте летали только девочки.

4. Ответы на следующие два вопроса мне бы хотелось представить для наглядности в следующей таблице:

На чем Вы мечтаете полетать? На чем может летать человек?

(наименование-человек) (наименование-человек)

на самолете- 9 чел. на самолете-20 чел.

на вертолете – 7 чел. на вертолете-17 чел.

на парашюте-4 чел. на парашюте-5 чел.

на аэроплане-1 чел. на аэроплане-3 чел.

на парашюте-1 чел. на воздушном шаре-4 чел.

на ракете-2 чел. на дельтоплане-1 чел.

на международной космической станции-1 чел. на ракете-2 чел.

как птица-1 чел. на космической тарелках-1 чел.

на птице-1 чел. на птицах-1 чел.

на крыльях-1 чел.

на облаках-1 чел.

воздухе-1 чел.

Анализируя изложенные данные, хочется обратить внимание на достаточно большой диапазон по видам предметов и аппаратов, на которых хотелось бы полетать. При этом хочется отметить качество мечтаний, например - полетать на птице, как птица, на крыльях и в облаках. Это действительно интересно!

5. Вот сказочные герои, которые умеют летать, были перечислены практически все. Понятное дело, что из возраста сказок мы начинаем вырастать, сказки читали и читают много и практически все.

6. На самый, по-моему, каверзный вопрос «Вы когда-нибудь летали во сне?» был дан неожиданно интересный результат: 61% (17 чел) ответили положительно, 36% (10 чел)- отрицательно и только 3% (1 чел)- затруднился ответить. Но здесь я предполагаю некоторые слукавили, ответив отрицательно. Хотя, учитывая научную точку зрения, они просто спят очень крепко и поэтому свои сны не помнят.

7. В существование НЛО верят 79% (22 чел) одноклассников, 18% (5 чел) - не верят и только 1 человек в их существовании сомневается.

В ходе исследования вопросов о полетах, я ознакомился с большим объемом информации из разных источников: технических и познавательных журналов, специальных книг, сайтов Интернета, энциклопедий. Организовал социологический опрос среди одноклассников на указанную тему.

Полученная информация была классифицирована, обобщена и изложена в данной работе, где я постарался представить самые интересные и познавательные факты из истории развития авиации, а также факты биологического, литературоведческого и психологического характера.

Неожиданно для меня самого, тема оказалась не такой простой, как можно было предположить на первый взгляд. Материала было собрано достаточно много, он охватывает большой промежуток времени, начиная с истоков развития человека и до настоящего времени. Тема, затронутая мной, в частности, про мечты, про сны и НЛО, активно изучается разными институтами и ученными до сих пор. Она актуальна, вызывает разные споры, вновь и вновь высказываются версии и теории, что само по себе вызывает повышенный интерес. Значит, человек продолжает думать о полете.

Хочется выразить большую благодарность моим одноклассникам за помощь в сборе материалов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)