Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Повышение мотивации к чтению, как неотъемлемой части информационной культуры

Книга- это не способ присвоить чужой ум, наоборот, это машина для производства собственных мыслей.

Умберто Эко

«Информатизация» - все используют это слово! Но знают ли ученики, что оно обозначает? Почему многие люди ставят равно между словами «информатизация» и «компьютеризация»? Почему дети считают Интернет основным источником для получения информации? Формируют ли родители литературный вкус своих детей и могут ли научить искусству чтения и перечитывания? Читать или не читать? Эти вопросы заставили меня задуматься и выбрать для глубокого рассмотрения следующую тему: «Повышение мотивации к чтению как к неотъемлемой части информационной культуры».

В нашей стране, к моему глубокому сожалению, возрастает дефицит знаний и конструктивных идей. Я считаю, что это происходит во многом из-за снижения интереса к чтению у населения. «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

Это может привести к большому социальному кризису, так как чтение «представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны» .

Определенное снижение интереса к чтению — это всероссийская тенденция. К счастью, наше правительство заметило данную проблему и начало уделять ей огромное внимание. Об этом свидетельствует именование 2007 года – годом русского языка и создание национальной программы поддержки и развития чтения. Главной задачей национального проекта является создание необходимых условий для поднятия читательского уровня, «повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний» .

«В Национальной программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия как переходное общество сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, развития информационного общества».

Если правительство сможет реализовать этот национальный проект, то, я надеюсь, чтение станет главным средством для получения нужной информации и средством для достижения высокого уровня знаний.

Таким образом, цель своей работы я определила как исследование проблемы чтения учащихся 9-х и 10-х классов МОУ «Гимназии №6» за 2006-2007 учебный год.

Понятие «информатизация» и «компьютеризация»

Информатизация школы – это

• изменение содержания, методов и организационных форм образовательной деятельности;

• изменение форм и методов управления образовательным учреждением;

• использование принципиально новых инструментов и ресурсов.

В настоящее время уже никто не оспаривает тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения.

Считается, что основной целью информатизации является повышение качества образования через повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса и активное использование ИТ. Но не надо забывать и о чтении. Ведь огромное количество информации можно взять из книг, которые во многом лучше чем компьютеры.

Работа по информатизации процесса обучения и воспитания может осуществляется по следующим направлениям:

• Совершенствование материально-технической и ресурсной базы учебно-воспитательного процесса;

• Внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление учебно-методическим процессом в школе;

• Повышение педагогического мастерства;

• Освоение инновационных технологий;

• Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

• Повышение интереса к чтению.

Процесс информатизации общества.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

"Информатизация общества - реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса.

Виды информатизации.

• чтение;

• компьютеризация.

При внешней похожести понятий "компьютеризация общества" и "информатизация общества" они имеют существенное различие.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

«Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам, и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена) недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем» .

Характеристика респондентов, участвовавших в социологическом опросе

В ходе проведенного социологического мониторинга были опрошены:

✓ 35 учащихся 9-х классов МОУ «Гимназия №6»;

✓ 49 учащихся 10-х классов МОУ «Гимназия №6».

Общее количество учащихся 9-х и 10-х классов в МОУ «Гимназии №6» составляет 130 человек. Из них было опрошено 84 учащихся. Среди опрошенных 49 учащихся 10-х классов и 35 учащихся 9-х классов. Среди старшеклассников, участвовавших в анкетировании, 49% составляли юноши и 51% девушки.

Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщества, управленческого звена) недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем.

Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в многонациональную и многослойную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт; образа жизни; основных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, характеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Определенное снижение интереса к чтению — это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны.

Опыт этих стран свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабевающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской (и писательской) культуры.

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности.

В Национальной программе поддержки и развития чтения феномен чтения рассматривается комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия как переходное общество сталкивается в контексте проводимых политических и экономических реформ, глобализации, развития информационного общества.

Реализация Программы поможет существенным образом изменить и в обществе, и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре и стать стартовой площадкой для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной национальной политики в области поддержки и развития чтения силами государственных структур, общественных объединений и бизнеса.

Реализация такой политики приведет к повышению интеллектуального потенциала нации, станет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет способствовать решению жизненно важных проблем, достижению стратегических целей развития страны.

Наименование Программы Национальная программа поддержки и развития чтения

Заказчики Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз

Основные разработчики Программы Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества 000 «Стратегика»

Для реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:

* существуют институциональные структуры, предназначенные для хранения и распространения печатной продукции и письменных документов (библиотеки, учебные и научные учреждения, здательства, книжная торговля, архивы);

* имеется в наличии огромный объем социально значимой информации, который в упорядоченном виде хранится в рамках этих структур;

* в стране активно работают профессиональные литераторы — журналисты,писатели,переводчики, литературные критики, литературоведы — и их общественные объединения;

* государственные и частные издательства регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;

* специализированные магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности в приобретении нужной им печатной продукции;

* регулярно проводятся книжные ярмарки и выставки;

* в стране есть читательская группа, ориентированная на чтение серьезной литературы — профессиональной и художественной; есть также общественные объединения книголюбов и самодеятельных литера торов;

* в стране есть необходимый потенциал средств массовой информации, который может быть использован для пропаганды чтения;

* в стране есть развитая сеть образовательных учреждений и библиотек;

* в обществе не до конца утрачены богатые литературные традиции и желание передать их подрастающему поколению.

Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека — это единственный социальный институт, где отслеживается национальный репертуар печати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предоставлять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институциональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение доступности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библиотек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза выше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми.

В РФ в настоящее время действуют более 130 тысяч библиотек различных типов и видов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессионального сообщества. В целом, несмотря на все сложности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образования и науки, которая в значительной степени сохранила свой кадровый и организационный потенциал.

Федеральные и региональные универсальные научные, публичные и вузовские библиотеки (всего около 1000 единиц) в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного центра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных технологий корпоративного формирования базы метаданных. В стране трудятся несколько сотен тысяч библиотечных работников, большинство из которых имеют высшее библиотечное или педагогическое образование. Значительный объем накопленных фондов, в первую очередь фондов крупнейших библиотек, составляет важнейшую неотъемлемую часть национального культурного достояния и информационных ресурсов страны.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части — важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественных науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей, работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование.

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.

В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.

СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ

Задачами популяризации чтения, которые должны реализовывать все эти институты, следует считать: о Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности людям полезной для жизни и социально необходимой литературы;

О Продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;

О Формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;

О Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;

О Вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих людей.

В России не до конца утрачены традиции популяризации чтения, которые были заложены еще в дореволюционной России, сохранены и развиты в советское время. Это и популяризаторская роль библиотеки, и школы, и общества книголюбов, и книжные ярмарки и фестивали, и литературные музеи. Многое делается в современной России и на уровне отдельных проектов.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Основная функция книжной индустрии — обеспечивать разнообразие и высокое качество издаваемой литературы и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включающая крупные книжные издательства, полиграфическую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки кадров и многое другое. И хотя переход отрасли к рыночным отношениям в конце 80-х — начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее развитии (о чем подробно сказано ниже), прогресс в развитии отрасли за прошедшее время заметен.

По числу и разнообразию наименований издаваемых книг (свыше 90 тыс. ) Россия превзошла уровень СССР. Объем рынка превысил в 2005 году уровень двух миллиардов долларов США. Привычный книжный дефицит советских времен, когда пользующихся читательским спросом книг в книготорговле не хватало, уступил место широкому разнообразию книжной продукции, особенно в крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколько тысяч, крупнейшие из которых одновременно являются крупнейшими издательствами Восточной Европы. В России появились не только успешные книжные магазины, но и сетевые компании, представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Books in print».

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Эффективное функционирование сложной инфраструктуры поддержки и развития чтения требует мощной научно-методической базы. Особенно это актуально для России, традиционно опирающейся на собственные научные и образовательные ресурсы.

В сегодняшней России есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, библиотек, системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская академия образования, и ведущие «отраслевые» вузы — университеты культуры, печати, Литературный институт, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом обладают не только национальные библиотеки — РГБ и РНБ, но и многие федеральные и региональные библиотеки.

За годы реформ в отечественной исследовательской практике, в том числе связанной с чтением, произошли многочисленные негативные изменения (подробнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть значимость тех научных и образовательных учреждений, которые не только сохранили, но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой области. Кроме того, энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей деятельности, создают научные и образовательные разработки, не уступающие лучшим образцам из развитых стран.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструктуры чтения. Действует разветвленная сеть педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов, институтов культуры (готовят в том числе библиотекарей), Университет печати, Литературный институт и др.

В ряде учебных заведений страны разработаны инновационные методики подготовки учителей, библиотекарей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юношескому чтению, редакторов-корректоров, маркетологов и т. д.

Хотя в силу целого ряда причин требуется значительное совершенствование системы подготовки кадров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модернизации и реформировании, а не о создании системы с нуля.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ

В дореволюционной России, а затем в СССР была создана достаточно эффективная система управления отдельными институтами, связанными с чтением. Хотя часть этой системы за годы реформ была демонтирована или не смогла выполнять свои функции в изменившихся социально-экономических условиях, существуют предпосылки для сравнительно быстрого восстановления целостного управленческого контура. Это возможно, если государственные органы власти — Минобрнауки, Минкультуры, Роспечать, Роскультура, Рособразование — объединят усилия для формирования и реализации современной государственной политики, систематическим образом связывающей основные составляющие инфраструктуры чтения.

В последние 15 лет и государство, и библиотечное сообщество много сделали для определения ориентиров библиотечной политики. Принятые в 1994 году Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» легли в основу целого свода региональных законов в субъектах Российской Федерации, а также других правовых и нормативных актов. Идет разработка государственных и профессиональных стандартов в области библиотечного дела, в том числе по линии Российской библиотечной ассоциации (РБА). Функционируют основные научно-методические центры на базе 2 национальных, 20 федеральных, а также центральных публичных библиотек во всех субъектах РФ.

В последнее время претерпевает существенные изменения нормативно-правовая база, регулирующая процесс управления системой образования, наделяя все большее количество ее участников значительными полномочиями:

* были приняты поправки к закону «Об образовании», предоставляющие региональным и муниципальным органам управления образованием большую свободу в определении содержания образовательных программ. На институциональном уровне учреждения образования были наделены правом самостоятельно разрабатывать учебный план и выбирать учебные материалы и методики преподавания;

* разрабатываемая концепция развития этнокультурного образования предполагает необходимость адаптации содержания и организации процесса обучения к интересам всех этнических групп, представленных в общеобразовательных учреждениях страны;

* проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» направлен на увеличение роли представителей объединений работодателей в формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах конт роля качества профессионального образования;

•обозначилась тенденция расширения сферы участия родителей в управлении работой образовательных учреждений.

Возникли национальные ассоциации издателей и распространителей печатной продукции, которые активно заявляют о желании совместно решать не только внутриотраслевые, но и такие социально значимые проблемы, как развитие чтения в российском обществе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Из сказанного следует, что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только сохранились, но даже получили определенное развитие. Однако в целом инфраструктура поддержки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более того, Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

Начиная со второй половины XX века объемы информации в каждой стране и в мире в целом стремительно возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования глобального информационного общества развитие России все более зависит от содержания, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей в стране.

В усложняющемся и быстро меняющемся российском обществе, как и в других обществах переходного типа, информационные процессы стали менее упорядоченными как по сравнению с предыдущим (в советское время) состоянием, так и по сравнению с развитыми странами:

* Намного более затруднен информационный обмен между разными регионами России; между разными типами поселений (мегаполис, крупный город, средний город, село), между различными слоями и группами населения, между представителями различных профессий; недостаточен информационный обмен между Россией и другими странами;

* В информационном пространстве страны доминируют источники и каналы получения фрагментарной аудиовизуальной информации, в то время как запросы преобладающей части населения страны на точную и систематизированную письменную (печатную и электронную) информацию не удовлетворяются;

* Необходимое знание своевременно не доходит до массового потребителя в доступных для него формах, а та информация, которой он располагает, оказывается недостаточной, чтобы помочь в решении жизненно важных проблем;

* Обмен жизненно важными сведениями между государством и обществом недостаточен, что мешает широкому участию граждан в решении социально значимых проблем;

* Социально необходимое знание в обществе обновляется медленнее, чем требуется для эффективной социокультурной адаптации его членов.

Эти факторы тормозят развитие России как информационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной экономикой, которое адекватно вписывается в современные глобальные процессы и успешно конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.

В этих условиях обмен письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным образом, книжной продукции (в традиционном и электронном виде), письменным документам (рукописи, дневники, переписка — служебная, частная) происходит накопление социально значимой информации и знаний. Чтение — основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др. ) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего.

Чтение — это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации — профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, — составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.

Понимание, оценка и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно быстрых в условиях глобализации, интеграция их в контекст уже существующего социокультурного пространства во многом зависят от степени освоенности письменной культуры, зафиксированной в печатной продукции и сконцентрированной в специальных институциональных структурах — учебных и научных учреждениях, библиотеках, архивах, издательствах, агентствах по распространению печатной продукции. А это возможно только при таком уровне читательской компетентности, который обеспечивает эффективность поиска, отбора, организации и осознанность использования членами общества необходимой и значимой для них информации (текстов).

Чтение обеспечивает:

A)в экономической области —углубленное понимание экономических тенденций и их социальных последствий;

Б) в политической области:

—профессиональных политиков — профессиональными знаниями и навыками выработки и контроля над реализацией социально приемлемых решений;

—членов общества — средствами распознавания и избегания манипуляторских интенций политиков;

B)в правовой области:

* на профессиональном уровне — накопление и организацию правового опыта, порождаемого в обществе;

* на обыденном уровне — массовый доступ к правовой информации;

Г) на уровне мировоззрения — накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих (философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего;

Д) на уровне трансляции социально значимого опыта — получение общеобязательных социально значимых знаний; возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности; получение сведений о текущих событиях.

Однако сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:

* Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году.

* Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня — только в 7%.

* Снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году — только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.

* Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения — выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.

* Ухудшается владение родным языком: в обществе родная речь де-факто становится все более примитив ной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.

* Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.

* Издательская политика смещается в сторону вы пуска литературы сниженной (с точки зрения сложности форм и содержания) информационной ценности.

* Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.

* Снижается востребованность «высокой», наиболее сложной и информативной профессиональной и художественной литературы даже в крупных библиотеках.

•Растущее расхождение между читательским спросом и возможностями предложения библиотек среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности, вызывает неуклонное снижение интереса к ним со стороны общества.

* Утрачиваются ценностные ориентиры в литератур ной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы.

* В обществе нарастают — даже на уровнях управления и «интеллектуальной элиты» — представления и мнения о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом и вообще сойдет на нет при полном развитии его возможностей.

Проблема, соответственно, состоит в том, что при очевидной незаменимости и социальной значимости чтения для:

* развития человеческого потенциала — повышения уровня культуры и образованности населения;

* принятия компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций;

* развития интеллектуальной элиты, которая способствует поддержанию и повышению общего культурного уровня в стране;

* повышения качества жизни и культурной активности граждан;

•повышения статуса страны в мире количество читающей публики уменьшается, а качество чтения снижается.

СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ

На уровне государства и общества не осмыслены роль и значимость чтения как одного из важнейших инструментов развития страны. Соответственно в неудовлетворительном состоянии находится и система популяризации чтения. Отсутствует государственная и общественная политика в этой сфере, нет четко поставленных долгосрочных и краткосрочных целей, не развита соответствующая нормативно-правовая база.

Несмотря на то, что в стране довольно регулярно проводятся отдельные мероприятия, направленные на пропаганду книги и повышение культуры чтения, их количество неизмеримо меньше, чем в развитых и активно развивающихся странах. Книжная реклама остается безадресной, механизм отслеживания ее эффективности отсутствует.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В России сегодня не выстроена целостная система организации научной и методической работы в области чтения и грамотности. Отдельные центры изучения соответствующих проблем и энтузиасты не имеют достаточных ресурсов для их решения.

Не осуществляются перспективное планирование и координация научной деятельности в этой области. Книжный бизнес практически не инвестирует в соответствующие исследования и разработки, а их результаты практически не востребованы.

Существует острый дефицит научных журналов по проблемам чтения, грамотности, развития отдельных институтов инфраструктуры чтения.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Ключевой проблемой всей системы подготовки специалистов в области чтения является низкий уровень их доходов и социального статуса в сегодняшней России по сравнению как с советским временем, так и с развитыми и активно развивающимися странами, а также с другими профессиями в нашей стране. Бедность образовательных учреждений, их профессорско-преподавательского состава не позволяет обеспечить необходимый уровень подготовки кадров для этой области.

Существенные недостатки имеют практически все элементы системы подготовки кадров для институтов инфраструктуры чтения, значительная часть которых формировалась десятилетиями.

Перевод специализированных библиотечных вузов в состав институтов культуры, совершенный еще в советское время, существенно затруднил подготовку специалистов, соответствующих современным требованиям к профессии. Однако даже в таком виде система не обеспечивает библиотеки достаточным количеством профессиональных библиотекарей. Например, в РФ действует только три специализированные кафедры подготовки детских библиотекарей, которые ежегодно выпускают не более 10 специалистов. При этом в стране около 5000 детских библиотек.

Недостаточны уровень подготовки и количество педагогов в области развития читательской компетентности, владеющих современными подходами, методиками, технологиями. Это особенно заметно, когда речь идет о работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями (в условиях растущей интеграции таких обучающихся в общеобразовательные учреждения), о работе с детьми иммигрантов, не владеющих/слабо владеющих языком обучения — русским языком (в условиях растущего количества таких лиц в образовательных учреждениях с русским языком обучения).

В первые годы становления постсоветского книгоиздания и книжной индустрии в России игроки рынка активно эксплуатировали потенциал, накопленный еще в советское время. В настоящее время он почти исчерпан, а новый создается медленно. Перед отраслью остро стоит проблема подготовки квалифицированных редакторов, корректоров и других специалистов книгоиздания. Развитие предприятий отрасли и профильных вузов сегодня происходит без надлежащей координации.

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА

Серьезная проблема в социокультурном пространстве чтения связана с информационным обменом. Менеджеры и рядовые сотрудники образовательных учреждений, библиотек, предприятий книжной торговли и др. упускают из виду, что деятельность их организаций происходит в этом общем для них пространстве и что на его качество оказывают прямое влияние все институты инфраструктуры чтения. Необходимость эффективных коммуникаций между библиотеками и образовательными учреждениями, книгоиздателями и библиотеками и др. сегодня недостаточно осознана профессиональными сообществами.

Для построения коммуникаций недостаточно используются возможности Интернета — как по причине ограниченной наполненности его русскоязычного сегмента профессиональным контентом, так и из-за недостаточной квалификации и отсутствия культуры использования ресурсов Интернета у отечественных спе- циалистов. Коммуникативный потенциал даже ограниченного количества межотраслевых и междисциплинарных научных конференций, семинаров, Круглых столов по проблемам чтения оказывается не полностью реализованным из-за их неквалифицированной организации.

Крайне ограничен доступ к лучшей международной практике: лишь незначительное количество отечественных специалистов имеет возможности для стажировок и обучения за рубежом. Опыт развитых стран в России анализируется не так глубоко, системно и своевременно, как это необходимо.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ

В настоящее время в РФ отсутствует четкое распределение задач по развитию инфраструктуры чтения между государством, общественными организациями и бизнесом. В отличие от большинства развитых стран Россия не имеет комплексной долгосрочной национальной программы развития чтения; в стране нет единого органа управления системой поддержки и популяризации чтения. Государство не имеет ключевого инструмента для эффективного управления в этой области; поскольку не создана целостная система мониторинга, невозможно ни выявить проблемные читательские группы и институты чтения, ни устанавливать цели и приоритеты их развития, ни контролировать их достижение.

Лишь в самое последнее время в стране начала признаваться необходимость современных механизмов привлечения частных средств для поддержки некоммерческого сектора инфраструктуры чтения. В этой связи показателен закон о фондах ресурсного капитала (эндаумент-фондах), принятие которого ожидается в 2007 году.

Ряд федеральных и ведомственных целевых программ можно считать смежными к проблеме чтения / грамотности (ФЦП «Развитие образования на 2006— 2010 годы. », ФЦП «Русский язык», ВЦП «Обеспечение деятельности библиотек и пополнение библиотечных фондов» Роскультуры и др. ), однако объем государственной поддержки обучения навыкам чтения в России уступает уровню развитых стран в 20—30 раз. Если в Великобритании в пересчете на рубли ежегодно на эти цели тратится около 35 тыс. рублей на душу населения, в Финляндии — 23 тысячи, то в РФ — всего 1200 рублей.

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод:

Только рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированная Национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной, читательской культуре. Именно она сможет обеспечить возможность для дальнейшего планомерного и логически последовательного осуществления эффективной государственной политики в области поддержки и развития чтения — политики, которую должны активно формировать, рационально и согласованно реализовать государственные структуры, бизнес и общественные объединения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)