Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Притчи как явление в литературе

Литературное произведение живёт во времени – в прошлом, будущем и настоящем; в прошлом его истоки, в будущем – традиции.

Среди многих источников русской литературы – Библия и её главная книга – Евангелие. В переводе с греческого слово БИБЛИЯ означает КНИГИ. Это целое собрание книг, которые писались с 13 века до н. э. до 2 века н. э. Книги, которые вошли в Библию, называются каноническими – признанные церковью правильными.

Из двадцати семи книг Нового Завета четыре называются одинаково – Евангелие. Слово «Евангелие» в переводе с греческого означает «благая, радостная весть».

Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, родившегося в начале нашей эры и распятого, по преданию, около 33г. н. э.

Его жизнь, недолгая деятельность и Его учение описаны в Евангелиях. Существует четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Без знания Библии невозможно понять, почему герой древнерусского жития Сергий Радонежский отправился в местную глушь, в уединение, в пустынь. Отчего пушкинский пророк оказался в пустыне. Зачем в романах Достоевского звучат евангельские притчи.

Цель моего исследования – понять особенности евангельской притчи.

В качестве задач выдвигаются следующие:

1) рассмотреть особенности притчи как литературного жанра;

2) познакомить с понятиями Новый Завет и Евангелие;

3) проследить, как отражены евангельские притчи в русской литературе.

Следовательно, объектом изучения можно назвать Евангелие, как одну из книг Нового Завета, а предметом изучения – жанр притчи в Евангелие.

В своём исследовании я использовала следующие методы:

• метод целостного анализа;

• прослеживание контекстуальных связей;

• сравнительно-типологический.

При анализе я пыталась увидеть контекстуальные взаимосвязи в евангельских притчах и произведениях русской литературы, целостно представить их анализ.

Поставленные задачи определили ход и состав работы. Исследование состоит из введения и основной части.

Завершается работа заключением с предоставлением выводов и библиографией.

Глава I. ПРИТЧА КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ.

Притча – это жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую (нравственную) проблему на простых жизненных примерах.

По своему характеру притча близка к басне (в 18 веке иногда даже не делали различий между притчей и басней). Однако смысл притчи всегда более глубокий: она иллюстрирует идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частному поводу. В притче, как правило, нет характеров; время, часто и место действия неконкретны, нет показа событий в развитии, так как притча не изображает, а сообщает, и в самом сообщении звучит мораль, которую должен усвоить читатель.

Особенность жанра притчи в том, что повествование в ней движется как бы по кривой. Поэтому притчу иногда называют параболой. Автор начинает разговор с предмета, далекого от его действительного замысла, и к нему же возвращается в конце, удаляясь от того, что составляло главную цель его повествования. Благодаря как бы непреднамеренной передаче волнующего факта содержание притчи отличается особой яркостью и напряженностью (экспрессивностью).

В истории русской литературы термин «притча» употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам.

Глава II. ЖАНР ПРИТЧИ В ЕВАНГЕЛИЕ.

Евангельская притча – это изъяснение какой-либо духовно-нравственной истины с помощью сравнения («притча» - от греческого «параволи», что означает сравнение, уподобление).

Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять на путь истинный. Странствуя по селениям, городам, не мудреными речами Он учил людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека

Итак, в Евангелие от Матфея 21 притча, в Евангелие от Марка – 9, в Евангелии от Луки – 27, в Евангелие от Иоанна – 2. Остановимся на некоторых притчах, встречающихся в вышеназванных книгах.

Рассказал Иисус народу притчу о сеятеле: «Вот. Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало на добрую землю и принесло плод; одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матфея 13: 3-9)

Скажет Христос притчу и дальше пойдет, а многие остаются в недоумении: О чём это? Лишь ученикам растолковывал Иисус и разъяснял. Говорил при этом: «Вам дано знать Тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притча» (Мк. 4:11). Оказывается, есть в этих историях какая-то тайна. Которая не всем раскрывается, история – лишь внешняя сторона этой тайны. Но увидеть другой, тайный смысл дано не всем людям, а очень немногим. Даже тем немногим, тем избранным двенадцати не всегда раскрывается, даже им растолковывает Христос иносказательный, аллегорический смысл своих историй.

«Затем Иисус пояснил ученикам значение этой притчи: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему. Приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово. И оно бывает бесплодным.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен. Так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». (Матфея 13: 18-23)

Семя – это слово. Почва – душа человека. Одни слушают слово, да не слышат его, не принимает его душа. Душа другого человека похожа на каменистую почву: слышит он слово, но скоро забывает, вот и не дает он плода. Другие за делами и прочими словами забывают слово Христа, словно тернием, оно зарастает ими. У немногих остается слово в душе навсегда и плод дает.

И другие притчи рассказывал Иисус.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ.

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший сын, собрав все, «Отче! Дай мне следующую часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все. Настал великий голод в той стране. И он начал нуждаться; и пошёл. Пристал к одному из жителей страны той. А тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и перед тобой и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобой и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться. Старший сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и , призвал одного из слуг, спросил: «Что это такое?» он сказал ему: «Брат твой пришёл. И отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его. Выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот. Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного теленка».

Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все моё твоё, а о том надобно радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». (Луки 15:11-320

Одни слушатели Евангелия увидели в этой притче горестную историю покинутого отца, другие – историю несчастного сына. Третьи просто радовались, что все хорошо закончилось. Одни сочувствовали отцу. Другие – сыну, кое-кто считал. Что прав старший брат. Но все смотрели на эти события со стороны и надеялись. Что с ними этого никогда не случится.

Но Христос рассказал не о какой-то конкретной, далекой от нас семье. А о каждом из нас, обо всех на свете. Как и в любой другой притче.

Отец – это Бог, младший сын – грешник – человек, который ушёл от Бога, сбился с пути, указанного Богом, встал на путь греха, смерти. Это может случиться с каждым из нас и случается ежедневно. Но не погиб то человек. А вовремя опомнился, осознал грех – покаялся и вернулся к Богу. Простил его Бог, принял как родного сына. Как готов принять и простить любого грешника. Если искренним будет его раскаяние в грехе и желание вернуться. Но тут другой, праведник. Осудил отца и брата и тем самым грех совершил. Отошёл от Бога. Так и происходит в жизни – то один. То другой человек. Совершая грех. Отходит от Бога. Но терпелив Бог и милосерден и готов каждого принять и простить. Многие другие притчи рассказывал Иисус.

ПРИТЧА О ФАРИСЕЕ И МЫТАРЕ.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже благодарю Тебя, что я не таков. Как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю».

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил:

«Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (Луки 18:10-14)

Достоинство человека – вот главная тема этой притчи. Мы часто имеем хорошее представление о себе, что мы честны, праведны и совсем без греха. Но Господь учит нас не гордиться. А всегда быть смиренными перед Богом.

Притча о милосердном самарянине помогает найти ответы на вопросы: «Как жить?», «Как спастись?», «Кто мой ближний?», «Как относиться к другому человеку?».

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нём, а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: Позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. » (Луки 10:25-37)

«Иди, и ты поступай так же» - главная заповедь Христа по этой притче.

ПРИТЧА О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ.

«Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына, говоря: «Постыдятся сына моего». Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «Это наследник. Пойдем, убьем его, и завладеем наследством его». И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят ему: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». (Матфея 21:33-46)

Хозяин в притче означает Бога, виноградник – народ, работники – недостойные вожди народа, посланцы – пророки, сын – Иисус Христос, Мессия. Виноградари сначала убивали и побивали пророков – Захарию, Михеяа потом предали смерти и Сына Божия. Притча - предсказание о смерти Иисуса и разрушении Иерусалима.

Глава III. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ПРИТЧА B РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Евангельская притча нашла отражение и в русской литературе.

В произведении XVII века «Повести о Горе – Злочастии» героя постигла судьба, подобная судьбе блудного сына из евангельской притчи. Он не слушался родительских наставлений, ушёл из дома, прокрутил в кабаке родительские деньги. И пошёл по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему Горе-Злочастие, ходит-бродит за молодцем неотступно. «Научате молодца богато жить, убити и ограбить». Казалось, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием.

Рассказчик не называет имени героя, неизвестно, где6 он родился, откуда и куда путь держит Оттого, что история эта возможна с каждым и которая повторяется уже тысячелетие. Евангельские притчи для молодца XVII века ещё бытуют живой историей, поэтому молодец, вспомнив путь спасения, ушел в монастырь – вернулся к Богу, а Горе у ворот осталось. Столетие спустя уже иначе живет эта притча в литературе нового времени. В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» картинки с изображением сюжетов притчи развешаны по стене комнаты Самсона Вырина.

« а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный стал на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине такой радости».

Возможно, всю жизнь смотрят эти картинки станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают урока из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты. Жизнь их словно зеркальное, перевернутое отражение этого евангельского сюжета. Отец сам отправляет дочь из родного дома. Правда, происходит это случайно, невольно, он-то не думал, что расстается с ней навсегда. Он и сам не понимал, как мог позволить Дуне уехать с гусаром, как мог напутствовать: «Чего же ты боишься?. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Но не дождался возвращения дочери и спустя некоторое время отправляется в Петербург разыскать и вернуть её в родной дом. Да приехал назад без Дуни. Прошли годы, смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца приехала Дуня домой.

Вопреки евангельской истории, не нищая и голодная, блудная дочь вернулась в родной дом просить прощения у отца, а богатая барыня, и не вернулась, а зашла, проезжая мимо. Не радостной встречей отца с дочерью заканчивается рассказ, а невозможностью встречи и примирения, прощения покаяния. Не в отчем доме завершилась история отца с дочерью, а на кладбище, печальнее которого не видел рассказчик в своей жизни. И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведется рассказ, и о начале новой истории блудного сына.

Повесть А. Пушкина «Станционный смотритель» - это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом светского искусства.

К евангельской притче о блудном сыне обращается и И. А. Бунин

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной

Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав-

И от сладостных слез не успею ответить, к милосердным коленям припав.

А. С. Пушкин обращался и к притче о сеятеле:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя –

Но потерял я только время, благие мысли и труды

Паситесь мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня читает Раскольникову с 1 по 45-й стих из 11-й главы Евангелия от Иоанна, рассказ о чудесном воскрешении Лазаря четверодневного. По замечанию Е. Г. Новиковой, включение Достоевским в художественный контекст «целостного текста» в русской литературе «было поставлено впервые и было новаторским

Воскрешение Евангельского Лазаря символически прообразует грядущее воскресение Раскольникова в финале. Идея необходимости пройти через трагический опыт греха и смерти ради последующего духовного обновления и воскресения с Богом – одна из главных в романе.

Раскольников и Соня Мармеладова, самоопределяясь в трагической ситуации диаметрально противоположно – один на путях гордыни и преступления, другая на путях смирения и христианской жертвы, тем не менее «страстно сходятся у Достоевского за чтением евангельской притчи о «величайш9ем чуде» воскресения, воспринимая его ( пусть и существенно по – разному) как непосредственно относящийся к их личности, их судьбе, потому что они оба равно мучительно переживают (пусть опять субъективно существенно по – разному) последствия своего «шага» как состояние смерти и оба равно жаждут воскресения. Эта констатация, пожалуй, самое глубокое обнаружение принципиальной трагедийности мира романа Достоевского.

Христианские мотивы в творчестве Ф. М. Достоевского – тема, требующая тщательного изучения. В перспективе я планирую этим заняться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, в начале моей работы была поставлена следующая цель – понять особенности евангельской притчи.

Познакомившись с книгами Библии (это Ветхий и Новый Завет), с понятием притча как жанр литературы, я выяснила, что евангельская притча – это маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам, следует или не следует наставлениям.

В притче как бы соединились два плана – видимый и невидимый, как и в жизни Христа. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха. Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог – Отец или Бог – Сын, иногда оба – как в притче о злых виноградарях (Мк. 12:1-12). А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей.

Я выяснила, что много приточных сказаний содержатся в Евангелиях от Матфея и Марка. А у евангелиста Луки есть ряд притч, не имеющихся у других евангелистов. Это, например, притча о безумном богаче, притча о потерянной овце.

Притча получила особое распространение в литературе. Она используется писателями с целью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и общественного поведения. Евангельские притчи – это основа для размышлений о добре и зле, о чести и бесчестии, о праведных поступках и неправедных.

Через частное в притче выражается общее, через малое – большое и значительное.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)