Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблемы нравственности в произведениях Михаила Николаевича Гоголева

Этого творца можно назвать и прозаиком, и сказочником, и поэтом, и даже философом. А пишет он о том, что интересно ему и его читателям, всем окружающим, что наболело, что актуально. В основном это проблемы нравственности.

Анализ проблем нравственности, наверное, присущ каждому вдумчивому писателю, независимо от времени. Только, каждый автор стремится раскрыть те проблемы, которые волнуют именно его общество. А что волнует нас, наших современников, какие проблемы? Это мы и попытаемся выяснить, обратившись к творчеству нашего современника, замечательного прозаика и верлибриста – М. Гоголева.

Михаил Николаевич Гоголев родился 27 мая 1956 года в селе Ижевка Елабужского района республики Татарстан. С детских лет был очень живым, любознательным и радостным человечком. В основном воспитывала его бабушка, потому что родители целый день проводили на работе. В садик он ходил недолго, всего полгода, «ибо мир вокруг был гораздо интереснее, чем времяпровождение в помещении», но зато не мог дождаться того дня, когда пойдет в школу.

Родители Михаила Николаевича очень трудолюбивые люди и, что естественно, они рано приучили сына к труду. « Вот поэтому спокойно засыпаю только тогда, когда хорошо поработал – совесть спокойна, да и понимаешь, что день прошел не зря, чем-то обогатил». Мать его, Нина Михайловна, всю жизнь проработала в местной больнице, а по ночам еще успевала вышивать, плести кружева на коклюшках, да и шить на заказ. Отец его, Николай Михайлович, всю жизнь проработал шофером-механиком. «Отец не любил, когда кто-нибудь пробовал его торопить, что-то заставлял делать против воли. В таких случаях отец мог любого грубо оборвать». Этот человек, который мог делать практически любую работу: и столяра, и кузнеца, и плотника, т. е. отец Михаила – мастер на все руки. Михаил Николаевич в семье второй ребенок. Его старшая сестра Тамара окончила школу с золотой медалью, после института закончила аспирантуру. Сейчас живет и работает в Москве. Младшая сестра Марина пошла по стопам матери. Она работает врачом на курорте «Ижминводы», что находится в селе Ижевка.

Вот наступил тот долгожданный день, 1 сентября 1963 года, тот день, когда Миша пошел в школу. Учился хорошо. Он вообще считался учителями и взрослыми весьма «положительным» мальчиком, и ему нравилось быть таким. В школе занимался спортом – «особенно по конькам был прыток, занимал всегда первые места». Участвовал во всех школьных концертах, читал стихи про партию, про Ленина, про Родину. Но все же характер его был беспокойный и решительный, поэтому он любил совершать беспокойные и рискованные поступки. По-другому жить он не мог и, если рискованных дел не было, начинал скучать.

Большую часть жизни Михаил Николаевич прожил в селе Ижевка, «в таком замечательном месте, в слиянии трех рек, среди лесов, лугов и полей».

Закончив восьмилетку в селе, поехал в город Менделеевск учиться дальше, так что с четырнадцати лет пришлось жить на квартире и приезжать к себе домой только раз в неделю. Затем поступил в химико-технологический институт и уехал в город Казань. Там он учился нехотя, потому что бегал по музеям, театрам, галереям – «что, называется, дорвался паренек из деревни до настоящей культуры». Уже тогда он начинает писать стихи и «мазюкать акварелью», но все без энтузиазма. Опять же занимался в народном театре, спортом. Был комсомольским секретарем, но все равно чувствовал, «что чего-то не хватает, начинается какая-то жизненная пробуксовка, сил-то много, а применить их и так, чтобы сказать с уверенностью: «Это мое!», не получалось».

В 1976 году его жизнь, как будто оборвалась. Он получил травму в стройотряде, но не на работе, а на отдыхе – среди ночи прыжок с обрыва в реку в неизведанном месте. Вот тут-то жизнь и востребовала с него все его способности – здоровье, силу характера, ум, знание.

После этого случая Михаил Николаевич остался инвалидом на всю жизнь, ему отказали ноги. Но он не упал духом.

«И я быстренько нашел, что интереснее, чем разгадывать тайны человеческих душ, вселенной, общества, для меня ничего нет». Этим я и занялся – с великим наслаждением стал писать стихи, рассказы и многое другое. Потом закончил заочно филологический факультет Елабужского педагогического института, переехал жить в город Набережные Челны, «где жили мои друзья – молодые литераторы». Стал работать в городском доме пионеров, руководить литературной студией, выпускал детскую газету, даже начал было выпускать журнал. «Но когда появилась возможность стать свободным человеком и ни от кого не зависеть, кроме своих желаний, а об этом мечтает любой творческий человек, то ушел в бизнес и там по сию пору нахожусь».

М. Гоголев выработал свой почерк, который вряд ли спутаешь. Он пишет просто и целомудренно. Кажется, нельзя придумать фразу, которая была бы проще той, что создает он: и правдивая, и остроумная. В роли рассказчика, как правило, выступает сам автор и не скрывает этого. Такая роль при внешней легкости чрезвычайно трудна, можно соскользнуть в фальшивый тон.

У Михаила Николаевича этого не бывает никогда, спасает тонкий, вечно подтрунивающий над собой юмор. Человек с таким изощренным юмором повсюду проходит без пропуска, он всегда желанный гость. Он не прячет себя от нас – читателей. В своих рассказах автор интересен не только как уморительный и блестящий мастер художественного слова, но и как человек. Все время чего-то ждешь от него. И дожидаешься, и понимаешь, что ждал не напрасно. И разницы нет, о чем он пишет: о саде, о деревне или о машинах. Гоголев везде свой, его нельзя не понять. Таково стремление автора к реальности создаваемых картин в произведениях. Его герои – смешные, глупые, неожиданно проницательные, жадные, хитрые, ранимые и легко узнаваемые, мы их встречаем вокруг и любим в согласии с творческой волей автора. Все это так хорошо узнается, все это наше, наша бестолковщина, в которой так или иначе проходит наша единственная жизнь. Отсюда его пронзительность, тихий лиризм.

Несмотря на некоторую простоту строки, в своих произведениях писатель раскрывает сложнейшие нравственно-этические проблемы нашего молодого, как я считаю, российского общества.

Проза Михаила Гоголева нацелена в основном на современную молодежь, которая с трудом сможет ответить на вопрос: «Что такое честь и совесть?» Не думаю, что на этот вопрос ответит молодой милиционер, воспользовавшийся трудным положением девушки Марии, которую якобы поймали на краже продуктов универмага (на самом деле они были куплены в другом магазине). Предложив уладить это дело: «Только надо быть ласковее, проще» ( «Ожог»). Или медсестра Алевтина, которая переступает через свою девичью честь, торгуя своим телом, пытаясь этим заполучить себе квартиру. ( «Опытная медсестра»).

По сути понятия честь и совесть существенно различаются. Честь – понятие коллективное, совесть – понятие личное. В наше время о таких нравственных понятиях обычные граждане, а в целом почти вся молодежь, особо не задумывается. Но, прочитав хотя бы несколько произведений Михаила Гоголева, невольно задумываешься об этом. Он говорит о равнодушии, презрении, духовном обнищании, упрямстве, честолюбии, жадности, процветавшим в нашем обществе,что вызывает у меня боль в сердце. А что же дальше? «Кащеевская скупость», готовность идти по «головам» для достижения своей цели, эгоизм за «железобетонным сердцем»? Хочется сказать: «Остановитесь, куда же вы»? Именно это и делает М. Гоголев в своих рассказах и в сборниках рассказов: «Ожидание сына» (1994) и «Как разбогатеть?» (1996). Сейчас такие ситуации (обман, шантаж, мошенничество, эгоизм, равнодушие, непонимание, жестокость, ярость ) стали частью нашей жизни, и самое обидное для меня, конечно, это то, что нередко все это исходит от молодого поколения.

Подробнее остановимся на стихотворениях М. Гоголева. Они не такие, какие мы привыкли видеть у А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова или у любого другого классика. Он пишет стихи-верлибры. Верлибр – это так называемый свободный стих, стих без рифмы.

«В раннем детстве я начал писать стихи, как и все, естественно, в рифму. Мне казалось, что других стихов и быть не может. Прошло немало времени, прежде чем я понял, что поэзия отнюдь не всегда одевает на себя одежду рифмы и ритма. Понял и то, что есть поэзия, а есть просто поэтичность, которая большинством за поэзию и принимается».

А вот, что автор пишет о верлибристах:

«При всей может быть натянутости сравнения, я бы сравнил верлибриста – того, кто пишет без рифм, с пахарем, который делает борозду и не думает о том, как это смотрится со стороны. Как у пахаря, сразу видно, есть в нем смысл или нет Кто для большинства мастер стихов? Естественно, Пушкин, Лермонтов, Есенин, Блок. Увы, верлибрист далек от них. В его стихах несколько иная образность. »

Есть две породы людей: старатели и те, кто пришел в жизнь как на прогулку.

Последние лениво перелопачивают отмерянный судьбой участок, надеясь, что в «пустой породе» дней мелькнет вдруг золотая песчинка удачи.

Первые же

Знают, где искать.

И каждый день им прибавляет уверенности, что где-то, за многометровым слоем труда и забот, ждет их золотая жила истины.

В этом верлибре М. Гоголева заключается еще одна нравственная проблема: бесцельное прожигание жизни. Для автора это равносильно смерти. Эта проблему он поднимает и в своем автобиографическом романе «Ясень на краю обрыва». После того, как Саша Долгов, крепкий, активный парень, из-за несчастного случая перестал ходить, жизнь его стала однотонной, четыре стены родительского дома, окно жизнь постепенно становилась все мучительнее. Пока Саша не нашел свою любовь и свое призвание. На пути было много трудностей, моменты срыва, когда казалось, что дальше ничего нет: завтра – пустота. Но любовь и вера в человека, и его цель помогли главному герою преодолеть все тяготы. А в результате – достижение цели, к которой он так долго, хоть и маленькими шажками, но шел и дошел. Жизнь, ради достижения цели. Вот, о чем говорит автор: «Ищите цель, идите к ней, достигайте ее, трудитесь, верьте, и все получится». Именно к этому призывает автор своим романом «Ясень на краю обрыва» (1994).

Еще одна из главных нравственных проблем в творчестве М. Гоголева – духовное обнищание человека, деградация. К этому привела так называемая «демократизация» общества, которая неизбежно предполагает и «демократизацию» культуры. Безусловно, есть у нас хорошие писатели но их немного, и все они в один голос говорят о том, что культура гибнет, что у ее творцов нет «среды обитания», ибо общество в целом как будто забыло обо всех вечных ценностях, ограничиваясь лишь заботами о том, как поскорее нажить капитал, а потом жить в свое удовольствие, как Штольц у Гончарова в романе «Обломов». Чему мне так не хочется верить,но И с Юрой, героем рассказа М. Гоголева «Хозяин жизни», происходит то же самое: он настолько увлекся зарабатыванием денег, что семья у него на третьем месте, на втором- все богатые друзья и коллеги, на первом месте- добыча денег,которая стала у него болезнью, и в конце концов он просто сошел с ума. Как можно больше заработать, как можно больше тратить! Увы, так нынче живет или по крайней мере, стремится так жить любым способом подавляющее большинство моих современников. А вот еще один рассказ Михаила Николаевича- «Плагиат». Немолодой школьный военрук пытается соблазнить одинокую учительницу русского языка и литературы, дабы стать ее мужем и поселиться в ее квартире. А соблазняет он стихами малоизвестных зарубежных поэтов, выдавая их за свои собственные. Идея произведения показать, на что способен человек, на какую подлость ради каких-то материальных благ.

М. Гоголева можно назвать борцом за нравственный идеал. Бесцельно проживающая, жестокая и эгоистичная натура – главный враг писателя. Это вот таким он не хочет нас видеть, именно против таких он нас призывает бороться. И своими произведениями, написанными в 90-х годах, писатель предвосхитил духовный крах, все больше нарастающий в XXI веке. Творчество Михаила Николаевича дает нам понять, насколько важно сейчас не просто следить за падением нравственности и духовной деградацией молодого, современного общества, а всеми доступными средствами стараться остановить и повернуть вспять этот процесс.

PS. Изучение жизни и творчества Михаила Николаевича, чтение его произведений, личное знакомство с автором так на меня подействовали, что я и сам начал писать стихотворения, с которыми хочу и вас познакомить в приложении.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)