Общество  ->  Политика  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблемы взаимоотношений России и стран Прибалтики. «За что они не любят «Бронзового солдата»?»

10 января 2006 года парламент Эстонии принял закон «О защите воинских захоронений», за который проголосовало 66 депутатов из 80 присутствовавших на заседании. Закон предусматривал возможность переноса захоронений погибших воинов, «если могилы находятся в неподходящих местах или если перезахоронение останков необходимо произвести в общественных интересах». На следующий день закон был подписан президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом. Казалось бы, эти юридические процедуры, касающиеся могил, не могли вызвать той бури возмущения, которая последовала. Но дело в том, что законодательный акт, который вроде бы направлен на «защиту захоронений», должен был послужить юридическим обоснованием для сноса монумента Воину-освободителю, возведенного на могиле 13 советских воинов, погибших осенью 1944 года в ходе боев за освобождение Эстонии от немецко-фашистских захватчиков.

Этот закон и события, последовавшие вслед за ним, стали открытым выражением проблем, которые накопились в отношениях между Россией и странами Балтии за всю историю взаимоотношений. Все претензии народов друг к другу нашли выход в постсоветское время и достигли своего апогея в наши дни.

Российское государство и народы Прибалтики связывает тысячелетняя история, включающая в себя и мирное время, и годы войн. Прибалтийские государства, в силу своего географического местоположения и отстающего от стран-соседей развития, всегда представляли интерес для более крупных и сильных государств, в том числе и для России.

После распада Советского Союза между странами осталось много нерешенных вопросов, выразивших как исторические претензии, так и последствия неудачного раскола. В том числе, проблема русскоязычного населения, в частности проблемы русского языка и гражданства. Болезненным остается вопрос об участии стран Балтии в Северо-Атлантическом договоре и непосредственном приближении НАТО к границам России. Определенные сложности возникли в установлении государственных границ.

Исходя из комплекса выявленных проблем, можно сформулировать цель исследования: анализ причин обострения разногласий в отношениях между Россией и Прибалтикой в конце ХХ – начале ХХI веков и определение путей устранения противоречий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить историю взаимоотношений России и Прибалтики в XX-XXI веках и определить предпосылки возникновения проблем.
  • Рассмотреть существующие точки зрения на причины возникновения конфликтов как отечественных исследователей, так и их оппонентов.
  • Определить круг проблем и выявить возможные пути их решения.

Таким образом, предметом исследования стали отношения России и стран Балтии в XX-XXI веках, объектом – история международных отношений данного периода.

В процессе работы с источниками была выдвинута гипотеза: проблемы в отношениях между Россией и Прибалтикой имеют исторические корни, кроме того связаны с этнопсихологическими причинами, и решение их возможно только в плоскости установления партнерских, добрососедских отношений на основе признания равенства и соблюдения интересов как народов Балтии, так и России.

Методика сбора и обработки информации. Для решения поставленных задач был проведен сбор информации об истории взаимоотношений России и Прибалтики, который включал в себя круг справочной литературы, научных и публицистических работ по изучаемой тематике. Поиск литературы осуществлялся в библиотеках Екатеринбурга и Интернете.

При работе над проектом использовалась информация различных сетевых ресурсов, таких как сайт Совета по внешней и оборонной политике России, в частности материалы проекта «Россия и Прибалтика»; сайты посольств и министерств иностранных дел стран Балтии, в том числе декларация президента Латвии, международные договоры по вопросам двусторонних отношений России и стран Прибалтики.

Для обработки информации использовались теоретические методы, такие как структурно-генетический анализ, который позволил глубже отразить исторический взгляд на причины противоречий во взаимоотношениях России и стран Балтии. Конкретно-исторический подход к изучению предмета позволил установить зависимость между процессами протекавшими в изучаемом регионе в ХХ веке и настоящим положением дел.

Историография взаимоотношений в ХХ в. России и Прибалтики включает достаточно ограниченный круг работа. Большая их часть посвящена проблемам, связанным с началом Второй Мировой войны.

В период вхождения республик в состав СССР не признавалось существование каких-либо межнациональных разногласий, кроме проблем, связанных с националистическими движениями в послевоенный период. В настоящее время проблемы взаимоотношений России и стран Балтии вызывают интерес исследователей, но фундаментальных работ не так уж много. Наиболее значительной, с нашей точки зрения, стала работа российского историка Ю. Емельянова «За что они не любят Бронзового солдата?».

Точка зрения представителей Прибалтики рассмотрена на основании материалов, опубликованных на официальных сайтах посольств и министерств иностранных дел стран Прибалтики, выступлениях государственных чиновников, публицистических материалах.

Тема нашего исследования будет актуальной еще достаточно долго, поскольку регион Балтийского моря навсегда останется в зоне жизненно важных интересов России, предполагающих обеспечение там прочной безопасности на условиях, не ущемляющих безопасности России. От того, как России удастся гармонизировать свои экономические, политические и гуманитарные интересы с процессами, происходящими в регионе, во многом зависит ее будущее.

История взаимоотношений

В силу своего географического положения - на стыке Европы и России, на побережье Балтийского моря, на крупных торговых путях, Эстония, Латвия и Литва всегда оказывались в зоне интересов более крупных и сильных государств. Народы, заселявшие территории современных стран Прибалтики, слишком долго проходили период племенной и феодальной раздробленности. Эстония и Латвия не имели самостоятельной государственности до начала XX в. Литва отчаянно боролась за свою независимость, но периодически оказывалась в подчинении рыцарских Орденов, Польши, России и других. То, что формирование этих наций проходило в составе других государств, наложило определенный отпечаток на этническое самосознание и весь дальнейший ход истории.

Народы Прибалтики были непременными участниками драматических событий русской истории. При этом их представители были и на стороне России, и сражались против нее. Без их прямого или косвенного участия не обошлись ни Ледовое побоище, ни Куликовская битва, ни сражения и стычки Смутного времени, ни Гражданская война, ни Великая Отечественная война.

Прибалтийские государства получили суверенитет после крушения Российской Империи и окончания гражданской войны – в 1920 году, от большевистского правительства.

Независимая Эстония

На протяжении столетий эстонский народ стремился к освобождению от иностранного господства. С точки зрения эстонских авторов, в ХХ веке началось возрождение национального самосознания и культурной жизни эстонского народа, что положило начало борьбе за социально-политические права и независимость.

Революция 1917 года и общая нестабильная ситуация в России создали реальную возможность для Эстонии обрести независимость. В 1918 году Временный Национальный Совет утвердил манифест «О независимости Эстонии» и Комитет Спасения публично провозгласил Эстонию независимой и демократической республикой.

После провозглашения независимости Эстония была вынуждена участвовать в войне за свободу, против Советской России и Германии. Во время этой войны Эстония укрепила свои границы и 2 февраля 1920 года заключила Тартуский мирный договор с Советской Россией.

Период с 1923 по 1924 года был экономически трудным для Эстонской Республики. Это послужило основанием для попытки захвата власти в Эстонии местными коммунистами при поддержки Москвы. По мнению эстонских историков, предпосылок для революционной ситуации в Эстонии не было и большинство ее жителей гордилось своей недавно достигнутой независимостью, поэтому попытка не удалась.

Но в Эстонии все-таки был совершен государственный переворот в 1934 году. Тогда была установлена диктатура и распущен парламент, а в 1935 запрещены все политические партии. Сенсационные документы обнаружил эстонский историк Магнус Ильмярв. Они свидетельствуют, что президенты балтийских государств были не просто платными агентами советских спецслужб, но и к единоличной власти пришли во многом при поддержке СССР.

Во второй половине 1930-х годов в Эстонии наблюдался быстрый экономический рост. Наиболее развитые отрасли промышленности были переориентированы на германский рынок.

Независимая Латвия

Латвия, как и Эстония, имеет не очень долгую историю суверенного государства. В 1920 года заключен мирный договор между Латвией и Советской Россией, в результате которого Латвия впервые стала независимым государством. В 1921 году Латвия признана de jure Англией, Францией, Италией, Японией.

По конституции 1922 года Латвия становилась демократической республикой. Законодательная власть находилась в руках сейма, исполнительную осуществляли президент и кабинет министров во главе с министром-президентом.

Нестабильность внутриполитического положения Латвии привела в мае 1934 года к государственному перевороту. Установилась диктатура во главе с президентом Карлисом Ульманисом. Все политические партии были запрещены, сейм распущен, Ульманис стал единоличным правителем.

Независимая Литва

Среди трех стран Прибалтики Литва имеет наиболее продолжительную историю суверенного государства. Первое упоминание о ней встречается в Кведлинбургских анналах под 1009 годом (14 февраля). При первых русских князьях земли, населенные племенами литовцев, были предметом спора между Русью и Польшей.

Литовцы сумели использовать междоусобную борьбу на Руси в своих целях, распространяя влияние на соседние территории.

Первой столицей Литвы, согласно исторической традиции, является Кернаве – резиденция Миндаугаса. Государство, созданное им, было раннефеодальной монархией: князь самостоятельно руководил внутренней и внешней политикой страны, опираясь на свою дружину. Новому государству с самого начала своего возникновения пришлось столкнуться с экспансией крестоносцев – Тевтонского и Ливонского Орденов.

К началу XIV века в Европе появилось сильное государство - Великое княжество Литовское и Русское, претендовавшее на роль одного из центров формирования централизованного государства. С этого времени начинаются периоды обострения отношений с Русью.

На протяжении Средневековья Русь несколько раз вступала в военный конфликт с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой, в состав которой, по Люблинской унии, входили Литва и Польша. Однако в конце XVIII в. произошел раздел земель Речи Посполитой между Российской империей, Австрией и Пруссией, по которому почти вся территория Литвы вошла в состав России.

Следующий этап обретения Литвой независимости относится уже к ХХ веку.

Литовская Тариба приняла решение о восстановлении Литовского государства и создании союза с Германией. 16 февраля 1918 года Тариба провозгласила независимость Литвы.

Первым государством, признавшим независимость Литвы, была РСФСР, которая 12 июля 1920 заключила договор с Литвой и «на вечные времена» отказалась от суверенных прав над литовским народом и его территорией. В 1918–1940 Литва была страной с аграрной экономикой, ориентированной на внешний рынок. Основными торговыми партнерами Литвы были Англия и Германия.

В составе СССР

Дальнейшая судьба стран Балтии была решена в августе 1939 года, когда был подписан советско-германский пакт о ненападении с секретными протоколами, согласно которым они попадали в сферу интересов Советского Союза. В 1939 году страны Прибалтики были вынуждены заключить с СССР договор о взаимопомощи, в соответствии с которым на их территории были размещены военные базы Советского Союза. В 1940 году советское правительство предъявило ультиматум, за которым в августе того же года последовал ввод советских войск в Прибалтику. Власть перешла в руки коммунистических правительств, и три государства вошли в состав СССР.

Основные усилия советской власти были направлены на быструю советизацию оккупированных республик, начались массовые аресты, расстрелы и мобилизации.

В 1941 году Прибалтика была оккупирована фашистской Германией и включена в «Восточные территории». Сначала часть населения сотрудничала с немецкими властями. В то же время партизанское движение Литвы координировало свои действия с Москвой.

В 1943 году Гитлер приказал создать добровольные воинские части, "численность и род подразделения которого должен быть определен численностью доступных мужчин". Одним из таких подразделений стал Латышский добровольческий легион SS" в составе Waffen SS.

Одновременно действовало антифашистское подполье, включавшее в себя различные политические силы. После прихода советских войск противники советской власти («лесные братья») организовали вооруженное сопротивление, продолжавшееся до конца 40-х.

После Второй Мировой войны, без учета местных традиций и реалий, была проведена принудительная коллективизация сельского хозяйства. В 1953 году началась форсированная индустриализация республик, появились многие новые отрасли промышленности. Из аграрных они превратилась в индустриально-аграрные. Структурные перемены в народном хозяйстве привели к изменению социального и национального состава населения. Русскоязычное население республики практически не владело латышским языком.

Обретение независимости

Массовые движения за независимость начались в Балтии в конце 80-х годов. Были созданы Народные фронты Эстонии, Латвии и Литвы и другие политические организации, которые выдвигали требования отделения от СССР.

В 1991 году страны обрели суверенитет и приступили к строительству государственной и экономической системы, но «забыли» решить проблемы с пограничными и торговыми договорами, русскоязычным населением. Страны вернулись к Конституциям 20х годов и получили назад все территории, которые занимали до аннексии в 1940 году.

В 1998 году отношения с Российской Федерацией обострились из-за избиения полицией русскоязычных пенсионеров, вышедших на демонстрацию протеста против нищеты, а также взрывов в синагоге и российском посольстве в Риге. После угроз введения экономических санкций со стороны России и давления со стороны международного сообщества правительство согласилось изменить Закон о гражданстве, отменив ежегодные квоты для новых граждан-нелатышей и гарантировав автоматическое гражданство для всех детей, родившихся в стране после 1991 года. Эти изменения были приняты парламентом в 1998 году и одобрены на референдуме.

Таким образом, история взаимоотношений России и Прибалтики в ХХ веке содержит достаточно предпосылок для возникновения проблем. Народы Балтии долгое время боролись за создание суверенных национальных государств. Но обретенная в начале ХХ в. независимость показалось слишком недолгой. Ее потеря связана с признанным фактом насильственной инкорпорации в состав СССР. Еще одна предпосылка определена непродуманной национальной политикой советского правительства. Кроме того, после распада СССР прибалтийские страны «приняли на вооружение» закрытый тип этнического поведения. Внутренняя консолидация обеспечивалась за счет культивирования образа внешнего врага. Кандидатом на эту роль определили Россию.

Необходимо отметить, что отношение Латвии и Эстонии к России носят гораздо более непримиримый характер, чем отношение Литвы.

В Литве в меньшей степени стоят проблемы русскоязычного населения, объем торговых связей с Россией вдвое выше, чем у других стран Прибалтики. Литва не заявляла о восстановлении довоенного государства. Правительство Литвы не одобряет проявления экстремизма, имевшие место в российско-прибалтийских отношениях.

Более жесткую позицию правительств Латвии и Эстонии в отношениях с Россией отмечает в том числе и ОБСЕ, которая считает необходимым сохранение в этих странах своих миссий. Нежелание последовательно решать проблемы межэтнических отношений ведет к росту нестабильности, к возможному возникновению конфликта на Балтике.

Историки о причинах разногласий

Точка зрения отечественных исследователей

В научной и публицистической литературе нет единой точки зрения на существующие проблемы. Некоторые отечественные исследователи считают, что у эстонцев есть причины не очень любить русских. В интервью «Радио Свобода» военный историк Гордиевский отмечает, что в 1919 году прибалтийские страны воевали с Советской республикой. «В 1919 году эстонские силы при поддержке латышей наголову разбили Красную Армию, потому что не хотели быть под пятой русской и под пятой советской. Летом 1940 года в силу пакта между Гитлером и Сталиным о дружбе и сотрудничестве, который обернулся так печально против Советского Союза, русским было как бы дано разрешение оккупировать Финляндию и Прибалтику. С Финляндией не получилось, а Прибалтику они оккупировали более или менее спокойно в июле 1940 года. В сороковые годы, в результате репрессий, Эстония потеряла более 90 тысяч человек. Латвия и Литва также потеряли очень много».

Есть и другая точка зрения: народы Прибалтики были непременными участниками драматических событий русской истории. При этом их представители были и на стороне России, и сражались против нее. И все же наиболее типичным для отношений между народами России и Прибалтики было мирное сотрудничество. Что бы ни писали сейчас в Прибалтике о России, длительные периоды пребывания русских, эстонцев, латышей и литовцев в едином государстве были ознаменованы миром и прогрессом в развитии прибалтийских народов. При этом население Прибалтики неизменно получало больше благ, чем большинство населения России, а затем Советского Союза. Крестьян в Прибалтике освободили раньше, чем в остальной части империи. В советское время жители Прибалтики опережали остальных советских людей по уровню заработной платы, вкладам в сбербанки, уровню социального обеспечения и многому другому. [За что они не любят Бронзового солдата?

Кроме того, есть причины для разногласий, появившихся в 90-е годы ХХ века. Препятствием для дальнейшего улучшения отношений прибалтийских государств с Россией остается непроясненность ситуации с возможностью размещения на их территории баз и иных объектов инфраструктуры НАТО, а также ядерного оружия. Тот факт, что прибалтийские государства стали членами в НАТО, является серьезным осложняющим обстоятельством в их отношениях с Россией, выступавшей против расширения Североатлантического альянса. При этом страны Прибалтики по-прежнему не присоединяются к Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), что вызывает законное раздражение Москвы. Также камнем преткновения стала проблема «неграждан», возникшая с первых лет независимости прибалтийских стран от СССР. В момент получения независимости в Латвии русское население составляло 34%, в Литве – примерно 9,4%, в Эстонии - 30,3%. И почти все они в определенной степени угнетаются, испытывают трудности с правовым положением. В Латвии и Эстонии формируется двухчастное общество, в котором одна этническая группа, став правящей, законодательным путем обеспечивает себе привилегированные условия и дискриминирует другую. Также серьезную проблему представляет собой свертывание преподавания на русском языке.

Показательно с этой точки зрения мнение Р. Коноплева, который утверждает, что сегодня законы Эстонии направлены лишь против жителей бывшего СССР, остальным народам горит зеленый свет – «даже африканцу или пакистанцу легче поселиться в Эстонии, чем русскому».

Точка зрения прибалтийских исследователей

Видение проблемы глазами представителей Прибалтики определяется тем, что в 1990году Литва, а затем, в 1991году, Эстония и Латвия декларировали восстановление своей независимости, которую они считали утраченной в связи с советской «аннексией». Таким актом о восстановлении государства давали ясно понять, что они не новые государства, а государства, восстанавливающие свою суверенность после периода незаконной оккупации.

По мнению некоторых европейских юристов, незаконность советской аннексии является очевидным фактом, в силу чего большинство третьих государств не признавало этого присоединения к СССР. С точки зрения Президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, произошло так, что для эстонского народа в 1944 году один преступный режим сменил другой.

Официальное мнение по поводу участия Советского Союза во Второй мировой войне отражают заявления высших чиновников и научных специалистов. Президент Латвии считает: «самый жестокий в истории человечества конфликт мог не произойти, если бы два тоталитарных режима - нацистская Германия и Советский Союз - не договорились тайно разделить между собой территории Восточной Европы. Я имею в виду соглашение, 23 августа 1939 года подписанное министрами иностранных дел Советского Союза и нацистской Германии В. Молотовым и И. Риббентропом. Секретные протоколы к этому позорному пакту привели к тому, что через полторы недели Гитлер вторгся в Польшу, тем самым развязал Вторую мировую войну. В июне 1940 года Советский Союз и оккупировал Латвию, Эстонию и Литву. Гитлер и Сталин заранее договорились об этих нападениях и оккупациях.

Также с чувством глубокой скорби вспомню повторную советскую оккупацию моей страны, огромные человеческие жертвы и страдания, которые она принесла не только Латвии, но и другим порабощенным странам Центральной и Восточной Европы».

Комиссия историков Латвии считает неоспоримым факт, что Советский Союз виновен в начале Второй мировой войны, как и то, что СССР 22 месяца являлся союзником нацистской Германии.

В то же время дипломатические представители эстонской стороны уверены: эстонско-российские отношения являются стабильными. Эстония открыта для сотрудничества с Россией в рамках своих внешнеполитических приоритетов и желает развивать политический диалог на основе взаимных интересов. Мы хотим видеть Россию демократическим и сильным государством, с которым у Эстонии такие же хорошие отношения, как и с другими соседями. В материалах официального сайта эстонского посольства в Москве подчеркивается, что Эстония в отношениях с Россией продолжает следовать принципу, по которому различные вопросы решаются на основе конструктивного и добрососедского диалога при соблюдении норм международного права.

Однако Президенты Латвии и Литвы прямо утверждают, что рассчитывают получить от России материальную компенсацию за период оккупации.

Таким образом, основная причина противоречий в отношениях России и стран Балтии, с точки зрения последних, - незаконная аннексия их во время Второй мировой войны и последующая «советская оккупация». Поэтому Россия, которая является правопреемницей Советского Союза, должна компенсировать странам Балтии ущерб, нанесенный в этот период.

С нашей точки зрения, есть основание полагать, что претензии со стороны стран Балтии на какую-либо компенсацию от России за оккупацию и репрессии, проводимые большевистским правительством, по меньшей мере, необоснованные.

С точки зрения большинства советских источников, основная причина разногласий – в неудачном «разводе» при распаде СССР. Не была точно разработана договорная база, определяющая статус русскоязычного населения стран Балтии, экономические и политические вопросы.

В силу понятных причин странам Балтии требуется как-то утвердиться в европейском сообществе, и они пытаются это сделать за счет России, выставляя себя пострадавшей стороной на протяжении всей истории. Многие считают, и это официальная точка зрения, что нахождение в составе российского государства приносило им только невзгоды и вред, хотя исследования показывают, что три страны росли и развивались за счет помощи России (СССР). На протяжении истории страны Прибалтики попадают под чужое господство, так было и во время короткой независимости – им просто приходилось подстраиваться под соседние страны, так и сейчас, когда они вынуждены искать поддержки у НАТО или ЕС.

Проблемы и пути их решения

Наиболее острыми, с нашей точки зрения, в настоящее время являются следующие проблемы:

▪ Проблемы русскоязычного населения, в частности проблемы русского языка и гражданства.

▪ Проблемы, связанные со вступление стран Балтии в НАТО.

▪ Территориальные претензии и незавершенная договорная база.

Проблемы русскоязычного населения

Основные проблемы, с которыми сталкиваются наши соотечественники в странах Балтии, сводятся к следующим:

1) Проблема массового безгражданства в Латвии и Эстонии.

Практически в первый момент обретения Литвой независимости там был принят закон о гражданстве, реализующий "нулевой вариант". В соответствии с ним гражданами Литвы смогли стать практически все ее постоянные жители, независимо от национальности. В результате подавляющее большинство русских приняли литовское гражданство. Формально вопрос о положении меньшинств в Литве был решен. Заняв эту позицию в 1991 году, литовское руководство жестко стоит на ней, крайне умело используя ее для решения первоочередных внешнеполитических задач.

Большинство русских и русскоговорящих жителей Латвии и Эстонии, прибывших в эти республики после войны, не попало в категорию лиц, которым гражданство предоставлялось автоматически, и оказалось в неравном положении по сравнению с титульной нацией по целому ряду показателей. В Эстонии в феврале 1992 года восстановление действия закона о гражданстве 1938 года коснулось только около 120 тыс. русских жителей республики.

2) Дискриминация на выборах по политическим мотивам.

Прежде всего, не став гражданами, русские оказались исключенными из политической жизни республик. Фактически на основе довоенного избирательного корпуса в Эстонии и Латвии были проведены выборы в новые парламенты, а также приняты обновленные конституции этих государств. Особенным контрастом эти выборы выглядят по сравнению с 1990 годом, когда Верховные Советы Прибалтийских республик, провозгласившие затем их независимость, выбирало все население республик. В Латвии, кроме того, неграждане были лишены всех избирательных прав и при выборах в местные органы власти, в Эстонии – пассивного избирательного права.

3) Дискриминация неграждан в Латвии и Эстонии в социально-экономической сфере.

Дискриминация в отношении русских была допущена также при принятии законов и постановлений, определяющих правовой статус неграждан и порядок получения гражданства. Так в Эстонии в первоначальном варианте закона об иностранцах, целью которого было урегулирование статуса неграждан, все неграждане, проживающие в республике на основе советской прописки, объявлялись иностранцами и в течение двух лет обязаны были получить вид на жительство и разрешение на работу, подлежащих затем обновлению каждые 5 лет.

Поскольку большинство русских жителей, многие из которых прожили значительную часть жизни в республике, к тому времени не получили ни эстонского гражданства, ни российского или какого-либо другого, согласно закону приравнивались ко вновь прибывшим иностранцам. В окончательной редакции закона эти положения в результате давления международных организаций и России были все же сняты.

Также имеет место ущемление в правах русских, проживающих в Прибалтике, как языкового меньшинства, создалась проблемная ситуация вокруг военных пенсионеров в Эстонии и Латвии, продолжаются процессы по обвинению ветеранов правоохранительных органов бывшего СССР в участии в «геноциде».

Проблемы, связанные со вступление стран Балтии в НАТО

Болезненным остается вопрос об участии стран Балтии в Северо- Атлантическом договоре и непосредственном приближении НАТО к границам России. Однако, по мнению эстонской стороны, членство Эстонии в Европейском союзе (ЕС) и НАТО способствует интенсификации двустороннего сотрудничества.

В России действия прибалтийских стран рассматривают прежде всего на предмет соответствия положениям Основополагающего акта Россия-НАТО, документам по адаптированному Договору об ОВСЕ, другим обязательствам, которые брали на себя страны альянса. Сегодня Латвия, Литва и Эстония не являются участниками ДОВСЕ. Теперь ввиду их вступления в НАТО в странах Балтии возникнет своеобразная "серая" зона, неподконтрольная никаким международным соглашениям о сокращении и контроле за обычными вооружениями. Туда можно «закачать» сколько угодно военной техники.

Трактовка политики России как продолжения имперской политики широко распространена в странах Балтии. И здесь нельзя обойтись без упреков нашей дипломатии, вообще нашей внешней политики. Расширение НАТО, с одной стороны, может быть расценено и как то, что это линия западной политики одерживает верх. Но это и провал нашей политики: мы не смогли противостоять, не смогли противиться. А если мы не могли этого делать, то, может быть, и не надо было этого делать.

Территориальные претензии и незавершенная договорная база

Несмотря на наличие предпосылок к потеплению российско-прибалтийских отношений, для достижения «дружбы» необходимо преодолеть дефицит доверия. Россия и Литва долго спорили, что первичнее - ратификация российской стороной договора о границе или достижение окончательной договоренности о порядке транзита в Калининградскую область через литовскую территорию, хотя принципиальное согласие по этому вопросу уже достигнуто между Москвой и Брюсселем. Аналогичным образом «в ожидании первого шага» буксует российско-эстонский диалог.

Основными проблемами установления государственных границ со странами Балтии являются территориальные претензии (Пыталовский район, с Латвией), нежелание эстонской стороны ратифицировать уже подписанный договор от 18. 05. 2005г. без дополнительных условий, которые неприемлемы для России.

Константин Косачев, председатель комитета по иностранным делам Госдумы РФ отмечает: "Россия призывает Европарламент четко обозначить свою позицию о том, что пограничные договора с Эстонией и Латвией не вопрос двусторонних отношений, а вопрос отношений России и Евросоюза. Поэтому соответствующие соглашения должны быть подписаны и ратифицированы как технические документы без политической нагрузки". Итак, налицо разный подход к пониманию и решению проблем, возникших в отношениях между странами Балтии и Россией.

Анализ аргументации и материалов экспертов прибалтийских стран дали основание заключить, что тезис об аннексии Прибалтики Советским Союзом и существование новой военной угрозы уже со стороны России использовался для завоевания симпатии стран Запада и дал определенный результат.

После вступления этих государств в НАТО тезис о внешней угрозе сменился тезисом об «этнической угрозе» со стороны нетитульных национальных групп, в том числе русских. Это объясняет проводимую в странах Балтии дискриминационную политику по отношению к русскоязычному населению. Правда, после вступления этих государств в ЕС, в деле защиты прав российских меньшинств в Прибалтике у России появился мощный союзник – европейские стандарты прав человека, которые должны быть приняты и в новых странах - членах ЕС.

С точки зрения некоторых российских политологов, сложившийся в междунациональных отношениях кризис носит системный характер. Большинство аналитиков склоняются к мнению о том, что основной причиной эскалации противостояния является вступление стран Балтии в НАТО и возникновение определенной угрозы, теперь уже для России(причем угрозы далеко не мифической).

На втором месте стоит политика прибалтов в отношении русскоговорящего населения. Отмечается также возникший «дефицит доверия» и не вполне адекватная сложившимся реалиям политика. Обе стороны отмечают наличие предпосылок к потеплению и необходимость перенести решение проблем взаимоотношений из исключительно политической сферы в более прагматическую (развитие экономического, межправительственного, приграничного и др. сотрудничества). Кроме того, необходим отход правительств стран Балтии от антироссийской направленности периода борьбы за независимость. Необходимо сделать все (и это касается всех участников процесса, а не только России), чтобы российско-балтийская граница не превратилась в линию раскола Европы и источник политического (и, возможно, даже военного) противостояния.

Таким образом, в ходе работы были определены предпосылки проблем во взаимоотношениях России и Прибалтики в ХХ веке. Во-первых, обретенная в начале ХХ в. независимость показалось слишком недолгой. Ее потеря связана с признанным фактом насильственной инкорпорации в состав СССР. Еще одна предпосылка определена непродуманной национальной политикой советского правительства. В-третьих, после распада СССР прибалтийские страны «приняли на вооружение» закрытый тип этнического поведения, т. е. внутренняя консолидация обеспечивалась за счет культивирования образа внешнего врага.

Анализ источников позволил сделать вывод о том, что отношения Латвии и Эстонии к России носят гораздо более непримиримый характер, чем отношения Литвы и России. Это объясняется как историческими причинами, так и политическими.

Налицо разный подход к пониманию и решению проблем, возникших в отношениях между странами Балтии и Россией.

Основной причиной противоречий в отношениях России и стран Балтии, с точки зрения представителей Прибалтики, является незаконная аннексия их во время Второй мировой войны и последующая «советская оккупация». Поэтому Россия, которая является правопреемницей Советского Союза, должна компенсировать странам Балтии ущерб, нанесенный в этот период.

С нашей точки зрения, претензии со стороны стран Балтии на какую-либо компенсацию от России за оккупацию и репрессии, проводимые большевистским правительством, являются, по меньшей мере, необоснованными.

С точки зрения большинства российских источников, основная причина разногласий – в неудачном «разводе» при распаде СССР. Не была точно разработана договорная база, определяющая статус русскоязычного населения стран Балтии, экономические и политические вопросы. Стремясь утвердиться в европейском сообществе, страны Балтии пытаются это сделать за счет России, выставляя себя пострадавшей стороной на протяжении всей истории.

Анализ аргументации и материалов экспертов прибалтийских стран дали основание заключить, что тезис об аннексии Прибалтики Советским Союзом и существование новой военной угрозы уже со стороны России использовался для завоевания симпатии стран Запада и дал определенный результат.

После вступления этих государств в НАТО тезис о внешней угрозе сменился тезисом об «этнической угрозе» со стороны нетитульных национальных групп, в том числе русских. Это объясняет проводимую в странах Балтии дискриминационную политику по отношению к русскоязычному населению.

Обоснованной представляет точка зрения некоторых российских политологов о том, что сложившийся в межнациональных отношениях кризис носит системный характер. Большинство аналитиков склоняются к мнению о том, что основной причиной эскалации противостояния является вступление стран Балтии в НАТО и возникновение определенной угрозы, теперь уже для России (причем, угрозы далеко не мифической).

На втором месте стоит политика прибалтов в отношении русскоговорящего населения. Отмечается также возникший «дефицит доверия» и не вполне адекватная сложившимся реалиям политика.

Обе стороны отмечают наличие предпосылок к потеплению и необходимость перенести решение проблем взаимоотношений из исключительно политической сферы в более прагматическую (развитие экономического, межправительственного, приграничного и др. видов сотрудничества). Кроме того, необходим отход правительств стран Балтии от антироссийской направленности периода борьбы за независимость.

Таким образом, выдвинутая первоначально гипотеза о том, что проблемы в отношениях между Россией и Прибалтикой имеют исторические корни подтвердилась, но не стоит их искать только лишь в истории Второй мировой войны. Значительное место среди причин занимает стремление стран Балтии решить свои проблемы за счет России.

Поставленная цель исследования достигнута, задачи решены.

Основные трудности исследования заключались в том, что достаточно большое количество источников, опубликованных на национальных языках, оказалось недоступным. Мешало конструктивному анализу и излишне эмоциональное освещение проблем, как официальными лицами, так и в печати.

Данная работа может быть использована для организации дискуссий на уроках обществознания, истории и экономической географии.

Уровень смертности на 100 жителей по губерниям России на 1888-1897гг.

РегионПоказательРегионПоказатель
Прибалтика2,07Санкт-Петербургская2,15
Витебская2,22Архангельская2,48
Северный район3,1Новгородская2,93
Московская3,74Белорусский2,84
Западный2,85Малороссийский3,17
Центральный3,93Северо-западный3,72
Северо-уральский4,21Южно-уральский3,63
Волжско-сурский4,33Новороссийский2,81
Донской3,36Прикаспийский2,98

Декларация Президента Латвийской Республики в связи с 9 мая 2005 года

Рига, 12 января 2005 года

9 мая 2005 года Латвия вместе с другими 24 европейскими демократическими странами будет праздновать День Европы. Мы будем отмечать 55-ю годовщину подписания Декларации Шумана, целью которой было установление прочного мира в разрушенной войной Западной Европе, и которая позволила проложить дорогу к формированию нынешнего Европейского Союза.

8 мая Европа также будет отмечать 60-ю годовщину окончания Второй мировой войны. Этот беспрецедентный по своему варварству и жестокости конфликт привел к наибольшему числу жертв в истории человечества. Окончание войны имело один безусловно положительный результат. Оно привело к падению нацистского режима в Германии, которая оккупировала и подчинила себе более десятка европейских стран и несла ответственность за убийства миллионов невинных мирных жителей во всей Европе. В моей родной стране - Латвии - немецкие нацисты и их местные пособники совершили наиболее гнусные и массовые преступления против человечности из всех, которые когда-либо совершались на латвийской земле. Они уничтожили более 90% довоенной еврейской общины Латвии, а также десятки тысяч евреев, которые были привезены в Латвию из других концов Европы. Бесстыдно нарушив Гаагскую конвенцию о правилах ведения военных действий, нацисты призвали десятки тысяч латышей в ряды своей армии в качестве "пушечного мяса".

Латвия вместе с остальными странами Европы приветствует поражение нацистcкой Германии и её фашистского режима. Однако, в отличие от Западной Европы, падение ненавистной империи нацистской Германии не привело к освобождению моей родины. Вместо этого три балтийских государства - Латвия, Эстония и Литва - подверглись жестокой оккупации со стороны другой тоталитарной империи Советского Союза.

В течение пяти долгих десятилетий Латвия, Эстония и Литва были стерты с карты Европы. В период правления советского режима три балтийские страны пережили массовые депортации и убийства, утрату своей свободы и наплыв миллионов русскоговорящих переселенцев.

9 мая европейские лидеры встретятся в Москве. Это тот день, когда в России традиционно отдают дань уважения миллионам русских, погибших во Второй мировой воине, и празднуют давшуюся дорогой ценой победу над нацистской Германией.

Как президент страны, сильно пострадавшей от советской власти, я обязана напомнить миру о том, что самый жестокий в истории человечества конфликт мог бы не произойти, если бы два тоталитарных режима - нацистская Германия и Советский Союз - не договорились бы тайно разделить между собой территории Восточной Европы. Я имею в виду позорное соглашение, 23 августа 1939 года подписанное министрами иностранных дел Советского Союза и нацистской Германии В. Молотовым и И. Риббентропом. Секретные протоколы к этому позорному пакту привели к тому, что через полторы недели Гитлер вторгся в Польшу и развязал Вторую мировую войну. С полного согласия Гитлера Советский Союз затем оккупировала восточную часть Польши; а позднее в том же году напал на Финляндию. В июне 1940 года Советский Союз вторгся и оккупировал Латвию, Эстонию и Литву. Гитлер и Сталин заранее договорились об этих нападениях и оккупациях.

Именно эти два диктатора несут основную вину за огромные человеческие жертвы и страдания, которые принесла последовавшая затем война.

Вспоминая тех, кто погиб во время Второй мировой войны, мы не должны забывать преступления против человечности, совершенные Гитлером и Сталиным. Мы не можем не называть этих двух диктаторов по именам, иначе мир забудет об ответственности, которую они несут за развязывание войны. Для Латвии Вторая мировая война завершилась лишь спустя несколько десятилетий - 4 мая 1990 года. В этот день парламент моей страны принял Декларацию о независимости от Советского Союза. В мае этого года латыши будут праздновать 15-ю годовщину принятия этой исторической декларации. 1 мая Латвия будет отмечать годовщину вступления в Европейский Союз. В действительности именно эта дата означает окончание Второй мировой войны для моей страны. Она означает ликвидацию искусственно навязанных сфер влияния, а также возвращение моей страны в расширенную семью свободных и демократических стран Европы.

Являясь полноправным членом Европейского Союза и НАТО, Латвия гордится тем, что имеет возможность принимать участие в формировании новой и лучшей Европы. Это - привилегия, которой моя страна была лишена в течение десятилетий. По этой причине я как президент своей страны приняла решение участвовать в переговорах лидеров Европы, которые пройдут в Москве 9 мая. Таким образом, я продемонстрирую стремление Латвии принимать участие во всех важных встречах, имеющих отношение как к истории, так и к будущему нашего континента.

Отмечая День Европы, я буду праздновать падение фашизма и восстановление свободы и демократии в Западной Европе. Я буду праздновать рождение организации, известной сейчас как Европейский Союз, и радоваться тому, что Латвия является членом этой значительной международной организации. Я отдам дань памяти тем, кто потерял жизнь во Второй мировой войне. Но я также с чувством глубокой скорби вспомню повторную советскую оккупацию моей страны, огромные человеческие жертвы и страдания, которые она принесла не только Латвии, но и другим порабощенным странам Центральной и Восточной Европы.

Посетив официальные мероприятия в Москве, я протяну России руку дружбы. Латвия призывает Россию продемонстрировать такую же степень примирения с Латвией, Эстонией, Литвой и осудить преступления Второй мировой войны, независимо от того, кто их совершил. Лидерам всех демократических стран следует побудить Россию выразить сожаление по поводу послевоенного порабощения Центральной и Восточной Европы, ставшего прямым следствием заключения пакта Молотова-Риббентропа. Таким образом, Россия последовала бы тем же путем, который избрали ее западные соседи - путем свободы, демократии, власти закона и соблюдения прав человека.

Канцелярия Президента

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)