Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Прорыв в космос

Среди самых великих событий XX века – это прорыв в космос. Оно занимает, пожалуй, почётное первое место. В своей работе я постараюсь показать, какое значение имело покорение космоса в научно-техническом прогрессе человечества, какого было его политическое значение. Я горд тем, что ведущей страной внесшей огромный вклад в освоение космоса является наша страна – Советский Союз.

Слово об ученом-самоучке К. Циолковском

Идея полета в космическом пространстве, как любят говорить в научных кругах, витал в воздухе. Первым человеком, который смог соединить все существующие к тому времени знания в одну строгую теорию, был наш соотечественник, Константин Эдуардович Циолковский. Он был гениальным ученым и мыслителем, основал теоретическую космонавтику, создал стройную научно обоснованную теорию освоения космического пространства. Вот что сказал основоположник практической космонавтики академик Королев о Циолковском: «В настоящее время, видимо, еще невозможно в полной мере оценит все значение полученных идей и технических предложений К. Э. Циолковского, особенно в области проникновения в межпланетное пространство. Вся жизнь К. Э. Циолковского достойна восхищения. Уроженец г. Калуги, терпевший в жизни многие лишения, жил, по сути, на грани нищеты, все средства для своих научных и практических изысканий зарабатывал своим трудом. А ведь ему надо было содержать семью. Из-за болезни Циолковский оглох, с 9 лет не имел возможности быть в курсе о научных открытиях других исследователей. Порой, чтобы составить одну формулу или доказать свои предположения, тратил годы, тогда как эти работы были давно уже напечатаны в научной литературе. Представьте себе, чего стоило без достаточно развитой в те времена научной базы составить такую формулу для полета в космическое пространство.

Деятельность Циолковского, может быть, осталась бы и незамеченной, но у него было много учеников, последователей. В их числе: Ю. В. Кондратюк, И. В. Мещерский, Ф. А. Цандлер, Я. М. Перельман, В. В. Рюмин, Н. А. Рыпин, А. А. Штернфельд, В. П. Глушко, С. П. Королев. Разумеется, нельзя утверждать, что ученые и конструкторы вот сейчас претворяют в жизнь технические идеи Циолковского. Это вульгарно. Всей сложности полета в космос Циолковский представить не мог. Но поражает, как мог он серьезно говорить и думать обо всем этом совершенно на «пустом месте», с поразительной точностью определяя все детали. Ведь вплоть до начала Второй мировой войны все научные изыскания проводились чуть ли не интуитивно, порой без финансовой поддержки государства, на чистом энтузиазме. Материально-техническая база была слабой. Но самым трагичным периодом в жизни энтузиастов космоса стали репрессии 30-х годов. Многие ведущие специалисты были подвергнуты арестам, работали в «Шарашке» (конструкторское бюро в системе лагеря ГУЛАГ). Весь драматизм тех лет трудно представить. Ведь люди, которые являлись гордостью страны, которые совершили технический прорыв, в частности, прорыв в космос, отбывали сроки заключения, которые получили по наветам. Но вернемся к научно-технической стороне.

Нужен новый двигатель

Перед началом Второй мировой войны необходимость изучения и применения реактивного движения стала насущной потребностью. То, что винтовые двигатели внутреннего сгорания для самолетов скоро достигнут своего предела, было очевидно. Нужен был новый вид движения, а именно реактивная тяга для самолетов и для принципиально нового вида оружия – ракет. То, что космические корабли вышли из тех же конструкторских бюро, что и ракеты для вооруженных сил, давно известно. До 50-х годов ни в нашей стране, ни за кордоном специальных учреждений, государственных программ для создания космических ракет не было. По существу, на соревнование за первенство в космосе могли включиться только СССР, США и Германия. Про немецкий след в космической программе американцев поговорим чуть позже.

Отгремели последние залпы войны. Победа. Но итог войны не оставил никаких иллюзии о мирной жизни на Земле. Американцы без всякой видимой на то причины стерли с лица Земли японские города Хиросиму и Нагасаки, явив миру новое оружие – атомную бомбу.

Германия повержена. Западные области СССР лежат в руинах. На месте городов сплошные груды кирпичей, на месте сел, деревень пепелища. Вся инфраструктура полностью разрушена, потери в людях просто катастрофические, в стране карточная система. А американцы вынуждены строить город-банк для хранения своих денег, настолько США разбогатела, продавая оружие англичанам и русским, а немцам – стратегическое сырье. Один этот факт показывает насколько были неравные условия между русскими и американцами пригонке за первенство в космосе. И самое главное, у американцев был главный козырь: в качестве трофеев они вывезли из Нордхаузена (завод для производства ракет ФАУ) более 100 готовых ракет ФАУ-1 и ФАУ-2, комплекты деталей, оборудование, тонны технических документации, свыше 490 германских специалистов во главе самим Вернером фон Брауном.

Начало «холодной» войны

Началась «холодная» война. В печати публикуются откровенные признания генералов Пентагона, что территория СССР находится в пределах досягаемости бомбардировщиков, вооруженных атомными бомбами. Одновременно в США ведутся интенсивные разработки ракет дальнего действия. Браун на полигоне Уайт Сэндс передает свой опыт новым хозяевам. Пентагон заключает контракт с фирмой «Конвэйр» на поставку межконтинентальной баллистической ракеты. На мысе Канаверел начинается строительство ракетно-испытательной базы ВВС США, а позднее – целой сети подчиненных ей станций слежения. Цель атомного шантажа США было установление мирового диктата.

СССР в это время испытывает острейшую необходимость отдать все силы на восстановление народного хозяйства, разрушенного войной. Несмотря на это Советское правительство принимает ряд решений, преследующих общую цель – создание ракетно-ядерного щита.

В истории техники давно подмечено, что успехи в работе не находятся в прямой зависимости от количества предоставленных для этой работы финансовых и материальных благ. Этот факт своим прорывом в космос русские лишний раз блестяще подтвердили.

9 августа 1946 года министр вооружения СССР Д. Ф. Устинов издает приказ, в котором сказано, что С. П. Королев назначается главным конструктором баллистических ракет дальнего действия.

Слово об академике С. П. Королеве

В начале 1947 года Королев приступает к обязанности главного конструктора по ракетной технике. С этого момента начинается главное дело жизни Сергея Павловича. Оно заключалось не только в том, что он предложил некую конструкторскую находку и создал коллектив, нацеленный на решение единой общей задачи, но и в организаций целой сети научно-исследовательских коллективов и производственных предприятий, подчиняющихся разным ведомствам, в координаций их работ, в предвидений сегодня завтрашних потребностей всей этой огромной массы людей, станков, материалов, приборов, сырья, энергетики Вот первая победа! 18 октября 1947 года прошла испытание первая советская баллистическая ракета Р-1.

И так Королев – конструктор боевой ракетной техники. А как же мечты о космическом полете? Ужели остались они лишь данью юношеской романтики? Нет, он понимал: работа предстоит огромная. Точно знал, в 30-е годы нельзя проектировать стратосферный самолет, его не сделать, слабы ещё. Даже если наука «откусит» такой сладкий кусок, промышленность его не «проглотит». В годы войны он понимал, сейчас не время для фундаментальных исследований, надо немца одолеть. Кончилась война: появилась необходимость в создании боевой ракеты. Но он ясно ощущал: вся его работа еще впереди, она связана с его главной мечтой.

Среди многих других талантов Королев был награжден особым талантом, позволяющим использовать любую сложившуюся ситуацию с максимальной для дела пользой. Например, в СССР с 1945 года под руководством профессора Вернова и конструктора Тихонравова велись работы над метеорологической ракетой для изучения верхних слоев атмосферы, но твердотопливная ракета не могла достигнуть требуемой высоты, 190 км, давала сбой. Королев заинтересовался этими работами и настоял, что специальную геофизическую ракету создавать не нужно – это только распылит силы. С осени 1947 года начались научно-исследовательские запуски ракет, оснащенных геофизическими приборами по баллистической траекторий. Регулярные пуски метеорологических ракет в нашей стране начались с 1951 года.

Следующий шаг: ракета Р-2 с отделяющейся головной частью – прообраз последних ступеней для выхода в космос. И тут как раз выяснилось, что физики, использующие ракеты в своих экспериментах по обнаружению первичных космических излучений не могут добиться результатов, так как детекторы, установленные на стабилизаторах ракет, фиксируют газовый хвост самой ракеты. Королев понимает с полуслова: в отделяющуюся часть ракеты Р-2 вместо заряда устанавливаются контейнеры с приборами.

1949год. В КБ Королева создают геофизическую ракету В-1А. На этой ракете 29 июля 1951года на высоту 110 км подняли двух собачек: Дезика и Цыгана, которые благополучно вернулись на Землю. С этого дня начались регулярные «биологические пуски». Ученые- биологи и медики формировали самые различные «экипажи». В полетах участвовали бактерии, фаги, грибы, различные растения, мухи-дрозофилы. Ведь до полетов в космос, что такое вакуум, и как поведут себя живые существа никто не знал. Опыты с живыми существами организмами давали уникальную информацию, которую нельзя было получить в земных условиях. Биологические эксперименты в мае 1957 года были продолжены на новой одноступенчатой геофизической ракете В-2А, созданной в КБ Королева. Эта мощная ракета могла поднять рекордный для того времени груз, равный 2200 кг, на высоту 212 км. Она уже стучалась в двери космоса. Тогда же были опробованы все методики возвращения животных на Землю. Таким образом, ракетные пуски, которые проводились по программам Академии наук, помимо своих целей, преследовали и большую далекую цель: обеспечение полета человека в космическом пространстве.

Пришло время делать прикидочные расчеты и эскизные прорисовки Большой Ракеты. В спорах, беседах рождалась компоновка ракеты, решался вопрос: «как располагать ступени ракет?». Решено было на тело ракеты сбоку навешивать еще четыре блока – «боковушки». На старте включались все сразу: работали двигатели и центрального, основного блока. После выработки в них топлива «боковушки» отстреливались в сторону, а центральный блок продолжал подъем.

В 1954 году по инициативе Тихонравова в институте, где он работал, появляется специальная тема: ИСЗ – искусственный спутник Земли. А с мая 1954 года С. П. Королев пишет письмо в Совет Министров СССР. Есть там такие слова: «Проводящаяся в настоящее время разработка новой ракеты с конечной скоростью 7000 м/с позволяет говорить о возможности создания в ближайшие годы искусственного спутника Земли». После слияния группы Тихонравова с КБ Королева, 25 сентября 1956 г. Королев делает доклад о разработке эскизного проекта спутника. Он назывался – ПС, простейший спутник: три аккумуляторные серебряно-цинковые батареи для питания радиопередатчика – пеленгатора с дистанционным переключателем на разные диапазоны частот, вентилятор, антенны – все. Действительно простейший, но и необыкновенный в то же время! Искусственная Луна!

Триумф советской науки и техники

В начале сентября 1957 года группа специалистов – проектировщиков выехала на космодром вместе со спутником. Собственно эти стартовые комплексы ещё не имели права называться космодромом. Вот этот шарик, прижатыми к конусу обтекателя антеннами, должен был дать им это гордое имя – космодром. Этот шаг – начало всех начал. По протоколу начала запуска, отрыв носителя от стартового стола произошел в 22 часа 28 минут по Московскому времени. Над Байконуром стояла глухая ночь. Европа ужинала. Америка просыпалась. Шли первые минуты эры Космоса, в которую вступила планета Земля. Радио телекомпании прерывали свои передачи, чтобы все слышали «бип-бип» «Красной Луны». Это был триумф советских людей, советской науки и техники.

В США еще в декабре 1948 года было объявлено о планах запуска спутника. После 4 октября 1957 года американский журнал «Форчуп» писал: мы не ожидали советского спутника, и поэтому он произвел на Америку Эйзенхауэра впечатление нового технического «Пир Харбора»». Образно говоря, США «села в лужу».

В начале 1959 года Королев, «нарастив» ракету еще одной ступенью, осуществляет старт «Луны-1» - первого в мире искусственного тела, которое, достигнув второй космической скорости, вырвалось из пут Земного тяготения и превратилось в спутник Солнца – крохотную планетку, которая по сей день вращается по околосолнечной орбите.

Потом была «Луна-2», которая, образовала на поверхности Луны первый искусственный кратер в районе Моря Ясности. А «Луна-3», стартовав с Земли 4 октября 1959 года, во вторую годовщину Космической эры, через 61 час очутилась над южным полюсом Луны и 7 октября начала фотографировать обратную, невидимую сторону Луны. После чего вернулась на Землю. Человечество увидело то, что никто никогда не видел, невидимую сторону Луны.

Но вернемся к проблеме полета человека в космос. Для пилотируемого полета в КБ Королева проектировался корабль «Восток». Собственно, корабль «Восток», который является межконтинентальной ракетой Р-7, уже был построен. Но для успешного полета человека в Космос, последующем его приземлением, нужны были дополнительные контрольные запуски, ошибки быть не должно. И поэтому 19 августа 1960 года был запущен второй корабль-спутник с собачками Белкой и Стрелкой на борту, с двумя крысами, 28 мышами и целым выводком мух-дрозофил. Он вышел на орбиту, а на следующий день приземлился с точностью вполне «удовлетворительной». До первого полета человека в космос оставалось не так много времени. За это время было произведено несколько контрольных пусков, которые вобрали в себя титанический труд многих тысяч людей, сотен предприятий.

Тема подготовки первого отряда космонавтов слишком обширна. Поэтому я его в этой работе не стал раскрывать.

И вот 1961 год

В то утро, когда за ним закрыли посадочный люк, он еще не был символом, он был просто старшим лейтенантом ВВС Юрием Гагариным. Оператор нажимает кнопку «Пуск». В дыму и пламени космический корабль «Восток» взмывает ввысь. Через треск электрических разрядов до людей в командном пункте доносится знаменитое на весь мир гагаринское «По-е-ха-ли»! Через несколько минут произошел сброс головного обтекателя, и Гагарин увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него, этого никогда не видел ни один житель Земли.

Первый человек с третьей планеты Солнечной системы, бегущей в данное время к созвездию Геркулеса, летел в космосе!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)