Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Противостояние или примирение

Красный цветок

В русской литературе едва ли найдется писатель с такой же сложной и трагической судьбой, как у Всеволода Гаршина. Жизнь с самого начала как будто намеренно сконцентрировала вокруг него такие обстоятельства, что определяют и поступки, и мысли, да и саму судьбу человека.

Детские годы будущего писателя были тяжелы не только из-за условий жизни, связанных с постоянными переездами, поскольку его отец был военным. Когда мальчику было пять лет, произошел разрыв между его родителями. Уйдя от мужа, мать взяла с собой старших сыновей, младший, Всеволод, остался с отцом. Эта семейная драма произвела гнетущее впечатление на будущего писателя.

Не меньшее впечатление произвела на Гаршина-человека начавшаяся на Балканах война, участником которой он был сначала как рядовой, а позднее как офицер. Нравственную оценку этой войны он дает в рассказе «Четыре дня», где перед читателем встает образ человека, не принимающего насилия ни от кого, не скрывающего ужаса, в котором нет ни побежденных, ни победителей.

Другим потрясением для Гаршина стало его обращение к министру внутренних дел, от решения которого зависела жизнь приговоренного к смерти знакомого. В день вынесения приговора Гаршин написал министру письмо, в котором умолял его простить виновного. «Ваше сиятельство, простите преступника»~так начиналось его письмо. В просьбе о помиловании Всеволод Гаршин предстает как человек, всей душой переживающий, чувствующий боль, приходящий в ужас от одного сознания возможного совершения насилия. Мало того, он добился, чтобы министр принял его лично. На коленях, охрипшим от слез голосом, рыдая, он умолял о пощаде. Но его ходатайство не имело успеха. Потрясенный всем случившимся, Гаршин перенес тяжелый приступ психической болезни.

Впечатлительный, легко ранимый, с надломленной психикой, он пытается найти свою нишу в жизни: Гаршин развивает свой интерес к естествознанию, который передает в тщательном описании цветов, растений и животных. Не удивительно, что среди его друзей были ученые-натуралисты, художники. Он позировал И. Репину при написании картины «Иван Грозный и его сын Иоанн», когда создавался образ убиенного царевича. Художник называл Гаршина «бесплотным ангелом», обращая внимание на его глаза особенной красоты, полные серьезной стыдливости, которые часто заволакивались таинственной слезою. Упоминается потрясение Гаршина при виде лужи крови, изображенной на холсте Репина, и произнесенная им многозначительная фраза: «Кровь, всюду кровь».

Друзья и знакомые всегда отмечали, что Гаршин жил среди какой-то особенной напряженности духа, не мог писать и жить спокойно и не волнуясь. Тон большинства его рассказов держится почти на границе, отделяющей взволнованность от болезненного аффекта. В этом смысле его рассказ «Красный цветок»-удивительный символ, воплощающий трагедию человеческого духа.

Основным методом исследования является контекстуальный и сопоставительный анализ.

Цель работы—прочитать и проанализировать рассказ Всеволода Гаршина «Красный цветок».

Задачи - аналитическое чтение рассказа;

-отбор материала по обозначенной теме;

-провести параллель между душевным состоянием автора, главного героя и поступками.

Основная часть

Мир нуждается в обновлении—такова идея безумного героя рассказа. И высказывает он ее громким, резким, звенящим голосом. Ради великой идеи освобождения человечества и уничтожения тюремных решеток он готов перенести мучения и пытки, даже казнь. « Человеку, который достиг того, что в душе его есть великая мысль, ему все равно, где жить, что чувствовать. Даже жить и не жить. »

Своеобразие главного героя

Герой находится во власти великого ожидания и обновления жизни. «Скоро, скоро распадутся железные решетки, все эти заточенные выйдут отсюда и помчатся во все концы земли, и весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте».

Кем же является главный герой—безумцем или спасителем, который стремится уничтожить зло на земле?—ответ в рассказе на первый взгляд очевиден. Герой болен, следовательно, он безумен и помещен в сумасшедший дом. Но герой одержим идеей спасения от зла, и только он один видит путь к спасению. И мы приходим к выводу, что герой рассказа— это своего рода романтик, который стремился найти и разом уничтожить источник зла. Если провести исторические параллели, то такие люди во времена Гаршина гибли сотнями. Но, сочувствуя этим людям, Гаршин видел безысходный трагизм революционных романтиков, мечтателей, одиночек, ведущих борьбу со злом (сам пытался спасти такого). Да и герой Гаршина понимает свою обреченность, но верит, что «умрет как честный боец и как первый боец человечества». Да, он гибнет напрасно, но описание его лица («. лицо его было спокойно и светло, истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. ») говорит о моральном величии его подвига.

Таким образом, борьба со злом—это удел безумцев или выражение беззаветной жертвенности в борьбе со злом?

Рассмотрим авторскую позицию. Он объективно оценивает своего героя, он безумен, победа его иллюзорна, однако автор не осуждает его, а сочувствует и сопереживает ему.

Двуплановость «Красного цветка».

Работая над рассказом, Гаршин в полной мере сознавал ту двуплановость «Красного цветка», которая сделала его столь ярким явлением в литературе. «Выходит нечто фантастическое, хотя на самом - то деле строго реальное», -пишет он другу, сообщая, как работает над рассказом.

Два эти плана - фантастическое и реальное - тесно переплетены.

Особенностью болезни Гаршина было то, что в здоровом состоянии он прекрасно помнил подробности своих маний и поступков, совершенных в болезни.

«По - видимому, все содержание «Красного цветка» - кроме конца, конечно, - носит в высокой степени автобиографический характер и есть художественная исповедь самого Всеволода Михайловича» - цитирует В. Фаусек.

«Он сознавал, что он в сумасшедшем доме, он сознавал даже, что он болен. его состояние было страшной смесью правильных суждений и нелепостей. Он понимал, что вокруг него все больные, но в то же время в каждом из них видел какое-нибудь тайно скрывающееся или скрытое лицо, которое он знал прежде или о котором читал или слыхал. Тут были и живые и мертвые. Тут были знаменитые и сильные мира и солдаты, убитые в последнюю войну и воскресшие».

Эти представления героя «Красного цветка» почти буквально совпадают с представлениями периода болезни самого Гаршина, зафиксированным в разного рода источниках.

По ряду свидетельств, Гаршин, будучи помещен в психиатрическую лечебницу, прекрасно сознавал, что находится в сумасшедшем доме, и временами испытывал минуты просветления.

«Зачем вы делаете зло? - вопрошает врача герой «Красного цветка». —Зачем вы собрали толпу этих несчастных и держите ее здесь?»

Основная идея героя «Красного цветка» - боль, сверлящая его душу и не находящая выхода, - в общем та же, что потрясала ум здорового больного Гаршина, - потрясенность мировым злом.

Мир «Красного цветка»

Мир «Красного цветка» - мир, в котором все предметы экспрессивно переосмыслены, и, пускай существует реальная мотивировка такого переосмысления ( большое сознание), тем не менее сдвинутость, сгущенность, яркая экспрессивность принадлежит автору и производит мощное эмоциональное воздействие.

В воображении больного большая комната с липким каменным полом и темно - красными сводами, где помещаются «две каменные ванны, как две овальные, наполненные водою ямы» и «огромная медная печь с цилиндрическим котлом. и целой системой медных трубок» ассоциируется с застенками инквизиции, местом тайной казни и даже самим адом. Этими болезненными ассоциациями сразу задан избыточный, быть может, но этим и вырывающимся из будничности масштаб происходящего.

Пусть наводит больного на мысль об испытании кипятком и каленым железом всего лишь теплая ванна - самые эти муки он переносит с той же стойкостью, то евангельские апостолы или скорее герой житийной литературы, откуда, кстати, и возникают ассоциации больного, его «молитвы и проклятия», и готовность к нечеловеческому страданию, и восклицание: «Святой великомученик Георгий! В руки твои передаю тело мое. А дух - нет, о нет!», и обращение: «О вы, мучимые раньше меня! Вас молю, избавьте. » и уже не в больном воображении, а в самой напряженной эмоциональной атмосфере рассказа просвечивается второй план. Готовность героя к испытаниям воспринимается уже как свидетельство высоты человеческого духа и напряженности страсти, возвышающей человека.

Так с самого начала заявлен двойной масштаб происходящего: в реальном плане площадка действия - сумасшедший дом. Но в ином, идеальном, созданном воображением больного - место действий - «всегда и везде»

Горделивый титанический замысел внезапно обретает конкретные черты. Красный цветок, впитавший в себя всю невинно пролитую кровь , представляется большому мозгу таинственным, странным существом, противоположностью богу - Ариманом, принявшим «скромный и невинный вид».

Ариман в персидской мифологии - олицетворение сил зла, божество тьмы и преисподней, часто отождествляемое в христианстве с сатаной. И если идет сражаться с Ариманом, то не отождествляет ли он себя с Ормуздом, противостоящим ему извечно богом света и добра, торжеством которого и должно закончиться извечное противостояние? Не на этом ли ощущении космического масштаба предстоящей битвы, ещё до начала ее, зиждется представление героя о себе как центре какого - то волшебного, заколдованного круга, вобравшего в себя «всю силу земли»?

И экспрессивная символика красного цвета двупланова. Красное - цвет крови, пламени, пожара, цвет тревоги, в красный цвет окрашены мировые катаклизмы.

Но красное - и цвет солнца, здоровья, красоты и добра, - разве не избрало себе цвет милосердия эмблемой красный цвет на белом фоне?

Когда гаршинскому больному дают толстый белый с красным крестом колпак, он придает этому кресту «особое, таинственное значение». «Он снял себя колпак и посмотрел на крест, потом на цветы мака. Цветы были ярче. «Он побеждает, - сказал больной, - но мы посмотрим».

Ужас перед мировым злом толкает героя на путь борьбы с ним. Да, он терпит поражение. Но значит ли это, что борьба со злом бессмысленна?

Зло для Гаршина - многозначно и не сопряжено лишь с социальной несправедливостью. В силу этого и отрицание зла носит с известной степени абстрактный характер. Гаршину была свойственна нравственно гипертрофированная оценка целей через призму средств. Вот почему с нравственной точки зрения для него был неприемлем любой террор.

Жанр рассказа.

Да и в жанром отношении это произведение своеобразно. С одной стороны, его определяют как рассказ, с другой -как литературную сказку, причем сам писатель понимал под сказкой притчу. В литературоведческом словаре понятие «притча» определяется как «небольшой рассказ, содержащий поучения в иносказательной, аллегорической форме. Притча является одним из средств выражения морально-философских суждений автора и часто используется с целью прямого наставления читателя в вопросах человеческого и общественного поведения». Двойственная жанровая природа подчеркивает желание Гаршина показать социальное зло во всей его наготе, без каких бы то ни было смягчающих обстоятельств, как чудовищный контраст с красотой и радостью.

«Красный цветок» мог написать только Гаршин. Индивидуальность творчества и индивидуальность судьбы так сплелись в «Красном цветке», что их уже трудно расчленить. Красный цветок стал символом в этом рассказе. Обычно красный цвет ассоциируется с радостью, праздником, красотой. Для главного героя рассказа он стал символом мирового зла: «Он не спал всю ночь. Он сорвал этот цветок, потому что видел в таком поступке подвиг, который он обязан сделать. ему показалось, что он с этой минуты постиг, что именно должен совершить на земле. В этот яркий красный цветок собралось все зло мира».

Больной ум героя создает чудовищную фантазию, в которой цветок мака «осуществлял собою все зло; он впитал в себя всю невинно пролитую кровь. все слезы, всю желчь человечества». Почему герой видит маки иначе, чем все остальные? Уже первая реплика героя {«Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!») символична: самый известный памятник Петру «Медный всадник» содержит в себе аллегорию борьбы добра и зла. И фраза эта выявляет мессианское значение прибытия героя в больницу. И с этого момента чудовищная фантазия героя рассказа начинает развиваться. А что же сам Гаршин? Именно в это время происходит знакомство его с Ильей Репиным, который загорелся идеей написать портрет писателя: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо обреченного погибнуть».

Эти портреты, этюд к картине «Иван Грозный» (1883) и портрет Гаршина (1884), написанные Репиным, совершенно несхожи между собой. Если на первом из них писатель изображен в лучшие свои минуты, когда в нем совершалась возвышенная духовная связь, было состояние внутренней гармонии, то на втором портрете он предстает в минуты внутренней боли, страшного напряжения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)