Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пусть учится петь и плакать

Имя астраханской поэтессы Мордовиной Нинель Александровны Россия должна знать. Оно занимает достойное место в ряду таких имен наших великих земляков, как Тредиаковский и Хлебников, Хемницер, Чернышевский.

Нинель Александровна долгое время работала журналистом в газете "Волга", возглавляла литературный клуб "Моряна". Её произведения печатались в Астрахани и Москве. Своим творчеством поэтесса несла людям надежду, любовь, веру в лучшее. Её поэзия воспитывает высокие патриотические чувства, вызывает интерес к нашему краю. В своих произведениях она талантливо выписывает образы ярких представителей астраханцев. Поэтому всё написанное ею является актуальным, и значимость её творчества с годами будет увеличиваться.

Нинель Александровна воспитала пятерых детей. Долгое время возглавляла Астраханский областной комитет защиты мира. Девизом всей её жизни можно считать слова "Быть добру". Быть добру в доме, в России, в мире, но главное  в душах людей. Экология души  вот забота замечательного поэта и человека Нинель Александровны Мордовиной.

За каждый век ответ несут стихи,

Уча добру

Читайте их почаще.

Многие из её стихов прозвучали по России песнями. Музыку писали такие композиторы, как Григорий Пономаренко, Владимир Моргунов, Владимир Никитин. Недавно выпущен диск с песнями Александры Костиной на стихи Нинель Мордовиной. При детском саде №38 действовал игровой клуб "Сказки бабушки Нелли". Под её руководством малыши сочиняли стихи, создавали сказки. Она умела раскрыть талант в каждом ребенке.

Да, на прилавках магазинов её стихи не задерживаются. А это значит, они востребованы людьми и временем. Но, в то же время, еще не все ее произведения нашли своего читателя. И то, что мы сегодня знаем о Нинель Александровне, – это всего лишь малые крупицы ее замечательного творчества.

Цель моей статьи: раскрыть новую грань творческого мира Н. А. Мордовиной в прозе, которая по своей значимости не уступает ее поэзии.

Общая характеристика рассказа

Н. А. Мордовиной "Тишина"

Проза Мордовиной мало изучена. Почти не печаталась, но, тем не менее, представляет немалый интерес для всех любителей творчества поэтессы.

Давно Нинель Александровна начала писать прозаические произведения. Но всякий раз опять переходила на стихи. А ведь те немногие рассказы, что она нам оставила  просто бесценное сокровище. В своей работе я хочу рассказать об одном. Рассказ "Тишина", напечатанный в журнале "Зелёный луч", перечитал не один раз. Думаю, он во многом автобиографичен. Написан был уже в то время, когда дети Нинель Александровны выросли и разъехались, она осталась одна. Наедине с воспоминаниями о дорогих людях, о единственной своей большой любви

Пережила своё землетрясенье,

Хватило духу не сойти с ума

Меня хватило даже на прощенье.

Темой рассказа стала тема любви и одиночества, но героиня не замыкается в себе, в собственных переживаниях, ведь жизнь продолжается.

Рассказ "Тишина" считается полностью завершенным. Объём небольшой, всего 1 лист. Повествование идет от третьего лица, что придаёт некоторую таинственность при прочтении.

Рассказ начинается сразу, эпиграфа или каких-либо заметок перед началом текста нет. Действие происходит в одном временном пространстве, но в общих рассуждениях встречаются эпизоды, имеющие описания в прошедшем времени. Их, скорее всего, можно отнести к разряду воспоминаний. Основные действия рассказа происходят в комнате. Описания комнаты подробного и чёткого Нинель Александровна не даёт, однако её легко представить. Жила героиня, скорее всего, в частном доме "Резко хлопнули распахнутые створки", "Женщина выбежала во двор"  эти две цитаты из текста тому подтверждение. Я представляю себе её комнату так: она не очень большая, так как "маленький Сверчок одним неуловимым движением отталкивается от стены, а его летящая тень пересекает комнату". Итак, одним прыжком он пересекает комнату, значит она не очень большая по размерам. В комнате есть старая мебель: "Женщина доставала из старенького шкафчика два конверта". Из текста мы узнаем также, что в комнате имеется диван, на котором так часто любит отдыхать женщина. У дивана  коврик, вот как об этом узнаёт читатель:

"Тишина успокаивается, устраиваясь поудобнее на пушистом маленьком коврике у дивана". Главными героями рассказа являются Женщина и Тишина, а также сюда можно отнести Человека, которого она так долго ждала. Героями второго плана можно считать Кошку, Птицу, Сверчка, который "учится петь".

Образ Женщины

Нинель Мордовина не даёт нам описания внешности Женщины, думаю потому что любая женщина прекрасна и главное в ней  это её душа, её глаза, её голос.

Голос Женщины  это деталь, которую можно выделить особо в тексте. "Как ворковала она", "голос был негромкий, грудной". Это голос доброго мягкого человека.

При описании портрета своей героини автор делает большой акцент на её глазах. Именно в них мы видим все чувства и переживания женщины. Вот какое описание даёт её "живым глазам" Нинель Мордовина: "она видит что-то совсем другое. Глаза грустили, то улыбались, то хмурились, но никогда Тишина не видела их пустыми. Как сейчас. Тщетно Тишина пытается уловить хоть какое-нибудь движение мысли в этих больших, обведенных темными кругами усталости серых глазах". "Глаза её широко открыты, но в них - пустота". "За окном вновь захлопали крылья, и по ночи хлестнул крик, полный ужаса - кричала птица. Женщина вскочила, и в её глазах появилась растерянность, затем, словно очнувшись, они потемнели".

Когда в дом приходили гости, весело вспыхивало лицо Женщины. Гости приносили радость и ощущение того, что, возможно, одиночество больше не вернётся. Словно большая птица, Женщина летала по дому, готовя угощение. Слышно было, как ворковал её голос  негромкий грудной. Когда гости уходили, Женщина устало убирала со стола посуду, а в её глаза возвращалась грусть. И всегда, в самой глубине этих глаз Тишина видела человека.

Женщина любила читать старые письма. "Глаза её жадно пробегали по строчкам писем, и человек становился хорошо видным. А Женщина улыбалась мечтательно и нежно. ". Старые письма  это как старые грампластинки. Уже запись наполовину стерлась, иголка прыгает, но сколько воспоминаний, теплых и очень дорогих сердцу она хранит.

Однажды он пришёл. Красивый, с тёмными изогнутыми к вискам бровями, светлыми волнистыми волосами. Женщина смеялась от счастья. Смеялась так, словно роняла с ладони прозрачные стеклянные шарики, и они раскатывались, звеня по всему дому. Но он - хмурился, глаза его смотрели тревожно. Он говорил, говорил, и женщина больше не смеялась. Потом он встал и ушел. Это был конец. В глазах Женщины стало пусто, он ушел и оттуда.

Образ Птицы

В рассказ введен образ Птицы. Это аллегория. Я думаю, что Птица  это душа женщины. В начале рассказа читаем: "За окном резкое хлопанье крыльев, треск сломанной ветки. Вот крылья хлопают ещё отчаянней". Кажется, что душа её хочет порвать оковы, хочет свободы, хочет к людям, но Женщина не слышит и не видит ничего. Все мысли  о нём.

В конце рассказа Мордовина вновь возвращается к образу Птицы. "Птица била по земле крыльями и кричала". Женщина рванула к окну, и резко хлопнули распахнутые створки. Кошка испуганно отскочила в сторону, выпустив птицу. Чтобы отогнать Кошку, Женщина замахнулась на неё прутиком. В её глазах появилось что-то другое, ушёл гнев. Душа возрождалась к жизни.

Нинель Александровна показала женщину, которая не пала духом, у которой после расставания с любимым не осталось обиды. Женщину мужественную, сильную.

Образ Тишины

А Тишина! Её невозможно потрогать. В Тишину надо вжиться и раствориться в ней. Тогда можно будет ощущать на физическом уровне. Если мы слышим звон хрустальных бокалов или стук каблуков, смех и разговоры, то знаем уже точно, что здесь не найти Тишину. Но вот заходим в такую квартиру, где слышен лишь тихий стук механизма часов или звучание однострунной скрипки Сверчка. Значит, именно здесь поселилась Тишина.

И ещё, думаю, Тишина выступает в рассказе как бы в роли хранительницы домашнего очага. Также, мне кажется, что это образ одиночества или покоя. Ведь не зря они дружили – Женщина и Тишина. Тишина оберегала Женщину, а когда приходили гости, пряталась в дальний угол, чтобы не мешать.

Дневные привычные шумы Тишина пережидала тоже в уголке. Ведь не могут шум и Тишина существовать вместе.

Тишина  это и второе "я" нашей героини. Это спутник одиночества и раздумий. Мордовина использует приём олицетворения в создании образа Тишины:

– Тишина вздрагивает, но тут же успокаивается;

– Тишина насторожилась;

– Тишина устраивается поудобнее на пушистом маленьком коврике у дивана;

– они дружили – Женщина и Тишина;

– Тишина всё видела и слышала;

– Тишина пережидала дневные шумы;

– Тишина приподнялась на цыпочки.

Образ Тишины помогает читателю понять душу героини. Тишина наблюдала час разлуки Женщины с любимым. И именно здесь я вижу кульминационную точку рассказа. "Тишина приподнялась на цыпочки и заглянула ей в глаза – там было пусто! Человек ушёл оттуда. Это было так непонятно и непривычно, что Тишина съёжилась, словно со стола упала и разлетелась на мелкие осколки старая фарфоровая ваза".

В этот момент Тишина задаёт вопрос, который остаётся открытым, пожалуй, для каждого человека: "Почему он ушёл из глаз, где давно привык жить и где его так берегли и любили?"

Предположу, что ответ на этот вопрос кроется в женской душе, ангельски чистой, где нет места тому, кто предал.

В глазах героини нет обиды, и это главное! Они стали вновь пустыми! Она не жалеет о своей потере. Женщина сумеет составить композицию из звеньев своей судьбы так, чтобы без одного звена, когда-то кажущегося главным, общая картина стала ещё более красивой.

Значение образа Сверчка

И ещё один маленький герой рассказа – Сверчок, который жил в комнате. Он или сидел в углу, маленький, молчаливый, или перелетал от стенки к стенке. Он ещё не принадлежал семье своих взрослых сородичей – цикад, которые за окном "яростно пилили ночь". Он только робко настраивал свою однострунную скрипку. Тишина не мешала ему – "пусть учиться петь и плакать". Петь, а не пилить. И плакать То есть сочувствовать, сопереживать, уметь заглянуть в глаза другому, понять его и принять всей душой.

Зачем Мордовина ввела этого маленького героя в свой рассказ? Думается, что единение человека с природой никто не станет отрицать. В комнате у женщины живут такие же, как и она, замечательные существа – Сверчок и Тишина. Им хорошо втроём. "Соседство" с этими персонажами помогает лучше понять образ главной героини. Итак, это человек душевно богатый, сильный, добрый, умеющий постоять за других. Ещё мне кажется, что это человек творческий, пишущий, много переживший, значит – очень мудрый. Ведь не зря автор хочет, чтобы Сверчок не только учился петь, но научился бы и плакать. Слезы осветляют душу. Этому рассказу созвучно одно из стихотворений Нинель Мордовиной – "Тишина".

Как ночь тиха – Когда от звезд уже в глазах круги,

Не шелохнётся лист А из-под ног уходит твердь земная?

На чуткой, недоверчивой осине. О, память, подскажи и помоги:

Молчит Сверчок, бродяга и артист, Что было там, где я была иная?

И нет моторов и турбин в помине Так тихо

В каком краю, Сколько до рассвета лет?

Во времени каком Душа о тьму колотится бескрыло

Стою, как в облаках, Сверчок явился!

В тишайшей тьме я? Звук разит, как свет:

И кто мне в этой небыли знаком? Был человек! И счастье тоже было

И как его я разгадать сумею,

6. Художественные средства, используемые автором в рассказе "Тишина"

Хочется сказать ещё о тех художественных средствах, которые делают рассказ ярким и интересным. Много эпитетов – коврик пушистый, голос негромкий, грудной; жалобное причитание; тарелки неопрятные глуховатые; зрачки бездонно-чёрные; голос звучен и светел; пшеничные волосы; старая ваза; "голос птицы сонный, недоумевающий".

Метафоры – "человек начинает таять, истончаться"; "длинное тело кошки зазмеилось вверх серо-белой лентой".

Сравнения – Женщина, словно большая птица; смеялась так, словно роняла с ладони прозрачные шарики; съёжилась, словно со стула упала и разлетелась на мелкие осколки старая фарфоровая ваза; глаза потемнели, словно очнувшись.

Я уже говорил о ярких олицетворениях при создании образа Тишины, об аллегорическом образе Птицы.

Стиль и язык Нинель Александровны Мордовиной не спутаешь ни с кем, недаром её считают преемницей Марины Цветаевой.

"Доказывать, право, не стоит сегодня,

Что в прошлом блуждать удовольствия нет:

Мой старый попутчик, я стала свободней,

И мне обольстительней призрачный свет:

Куда захочу и что загадаю,

И кем окажусь? – Это только моё

Отстань, одиночество! Я не святая.

А жизнь коротка, и близко вороньё"

Этим отрывком из стихотворения "Одиночество" Нинель Александровны Мордовиной хочу начать свою заключительную часть работы.

Раскрывая новую творческую грань Нинель Александровны Мордовиной в прозе, я пытался показать богатство духовного мира автора и ее героини на примере рассказа "Тишина" и понять характер главной героини, какой его показала Нинель Александровна.

И теперь возможно ответить ещё на один вопрос, поставленный мною в задачах данной исследовательской работы: какое влияние оказывает творчество Нинель Александровны Мордовиной на современного человека? Влияние это огромно, но оно может проявиться в том случае, если человек способен глубоко чувствовать, если человек понимает и любит поэзию. А рассказ "Тишина" настолько лиричен, что я бы его назвал стихотворением в прозе.

Изучая материалы библиографических источников о Н. А. Мордовиной, я понял, что ещё очень многое в ее творчестве предстоит нам открыть. Давно уж нет в живых очень дорогого для многих человека и прекрасной поэтессы, но живут и долго будут жить ее произведения, пронизанные светом добра и надежды. Их переполняет любовь к жизни.

Да, без произведений Мордовиной, пронзительно искренних, нельзя представить наш город. И радостно видеть, что подрастает новое поколение последователей творчества Нинель Александровны.

Счастье, что такой человек жил в Астрахани.

Я хочу выразить благодарность за помощь в работе ученице и продолжательнице дела Нинель Александровны Мордовиной писательнице Элеоноре Владимировне Татаринцевой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)