Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Р. П. Погодин "Алфред"

Автор Радий Петрович Погодин очень любит свою деревню и хочет передать свою любовь через рассказ. Описывает он деревню с о светлой душой, применяет к словам все самые красивые эпитеты. Не пропускает ни одного места в ней, считает её самой красивой. Деревня эта называется Светлый Бор. Речка Тихоня вся блестит, словно «солнечный луч». Леса гудят, будто орган, и красота такая, не объяснить словами! Звуки органа очень мелодичны, спокойны, приятны для души. Поэтому гудения лесов не пугают, а словно успокаивают. Дороги в этой деревни мягкие, пыль как вода, ноги в ней утопают по щиколотку. Создаётся ощущение тепла, материнской ласки, нежности. Воздух ароматный, густой такой, что «можно пиво из него варить». И ты понимаешь, что воздух опьяняет. А как цветут яблони- такая красота: «Словно тысячи розовых птиц опустились на ветки и колдуют там, шевеля крыльями ». Ощущение сказочности, необычности создаёт автор описанием деревни.

Жил в этой деревне дед. В молодости служил в кавалерии, и с тех пор у него осталась кличка Улан и шрам на виске. Много садов он развел в деревне. Годы его уже перевалили за сотню, и поэтому всех детей в деревне он знал плохо (сколько их выросло на его веку - разв е упомнишь!). Всех ребят он разделял на две группы: одни Васьки, другие Алфреды. А различал он их так : Васьками он звал тех мальчишек, которые суют св ой нос во все деревенские дела имеют черные пятки, косматую голову волосы цвета старой соломы, а Алфредами - ухоженных ребят, у которых глаза смотрят на деревню с презрением и скукой. Не любил их дед, потому что сам вырос в деревне, дышал её воздухом.

В деревне к Алфредам относятся хорошо, а под осень они обвыкают, меняют свою спесивость на любовь к деревне и становятся простыми деревенскими ребятами. Но речь в рассказе пойдет про того, который как приехал Алфредом, так и остался им (ребята будут ненавидеть его).

Деревенские дети летом купаются целыми днями, ходят в лес за малиной, по грибы и, конечно же, на сенокосе помогают. Яблоки крадут во всех сада х, кроме колхозного, и в саду у деда Улана не трогают : уважают они его. Это был неписаный закон для деревенских ребят.

В деревне из ребят живут Лешка, Гурька, Степка и Любка. И у каждого мечты свои : Гурька и Степка мечтают, как бы всю землю фруктами засадить, чтобы каждая кочка цвела! Вся земля стала бы красивая, вроде клумбы. И техника разная была бы в деревне. Красивая мечта у ребят, за которой скрывается широкая, добрая душа деревенских детишек. Наверное, такую любовь ненавязчиво привил им дед Улан. А Любка хочет, чтоб клуб у них построили, дороги асфальтовые были бы, по вечерам электрические вывески, словно северное сияние. И мечтает летчицей быть. Хочется Любке, чтобы её деревня стала больше походить на город, чтобы цивилизация при шла в неё. А мечта у неё особая- высокая.

Мечтали о высоком, добром, а бросали яблоки в столб бессмысленно, беззлобно, от нечего делать. Но дед Улан объяснил им, что семечки из яблонь надо в землю посадить, чтобы новые яблони через много лет выросли. А значит, чтобы и от ребят на этой земле, в этой деревне след остался, чтобы их дети увидели красоту деревни, полюбили её. Стёпка по-взрослому оценил свой поступок и осудил себя за него: « У кого крадём? У себя крадём. С такими людьми по гибель. Всё только и смотрят, чего бы в рот запихать, не думают, чего бы посадить».

Когда в первый раз мальчики увидели Алфреда, сразу его возненавидели: пришел, все знает тут, боксом занимается - важный индюк. Звали его по-настоящему Шуркой. Степка хотел его по бить, но Любка стала между ними. Заступилась за незнакомого мальчишку в голубой рубашке и в трусиках с ремешком. Городской мальчишка понравился Любке, мечтавшей об асфальте, электрических вывесках. А он был оттуда, из города её мечты. Поэтому Любка сразу же стала с ним дружить. Даже в футбол с ним играла!

Девочка стояла в старых разломанных воротах, за которыми росла лохматая, злая собачья крапива. Пропустив мяч, Любка полезла за ним в крап иву. Ребята, увидев это, очень разозлились на Алфреда: спокойно стоит, смотрит на неё - и ничего! Обидно стало ребятам за Любку. Они не позволяли девчонке лазить в крапиву за мячом. И эту ситуацию расценили как издевательство над Любкой. Ещё больше возненавидели они городского мальчишку, когда узнали, что Любу он считает дурочкой. При этом он цинично заявляет: «Конечно, дура Хотя и от неё польза есть: без дураков скучно». Значит Любка нужна ему для развлечений, чтобы поиздеваться от скуки, посмеяться, себя потешить.

Хвастовство – основная черта Алфреда. Он берётся показать Любке, как нужно сечкой орудовать, да по ноге себе попадает. Люба очень боялась крови, но ради гостя из города забыла свой стр ах и стала перевязывать рану. Вместо благодарности – упрёк в том, что сандалию из-за девчонки Алфред испортил. Низкие интересы, неспособность понять и посочувствовать – вот интересы Алфреда. Да и мы постепенно забываем его настоящее имя, а привыкаем называть его чужим, но прилипчивым – Алфред.

Ребята стали работать в колхозе: вывозить навоз со скотного двора к парникам: « В сельском хозяйстве нет работ чистых и грязных». Колхоз отдал ребятам старенький трактор "Беларусь" и старую кузницу. И ребята очень гордились своей взрослостью, тем, что им доверили технику.

А вот Любка изменилась: в туфельках, в носочках, в косах - ленты яркие. Изменилась не только внешне, но и её отношение к прежним друзьям стало иным: стала вдруг обзывать Леху жуком навозным. А в её отношении к труду появились презрительность и высокомерие. Мы слышим слова Алфреда: «От работы кони дохнут. Работа дураков любит». Да и ребята поняли, что она «с чужого голоса поет».

Ребята ненавидели Алфреда, но не по нимали за что. Завидовали они ему, ведь целые дни он проводил с Любой (купался, разъезжал с ней на велосипеде, удил рыбу), а мальчишек Любка избегала. Яблоки в садах зрели, и ненависть ребят к Алфреду тоже зрела.

И однажды случилось то, что и должно было произойти. Кто-то сломал в сад у дуда Улана яблоневый сук. От обиды дед даже расплакался и наградил ребят обидными словами: «Турки вы алфреды. Пустое семя. Полова!»

Мальчики были в не себе, они догадались, что это дело рук Алфреда: «Ух, А лфред, тяжко тебе придется! Держись, пацан!»

Почему именно Алфреда ребята заподозрили в подлости? Да потому, что дети уважали деда и никогда бы не позволили себе такое. Их подозрения оправдались: вместе с Любкой они воровали яблоки из Стёпкиног о сада. Но самое отвратительное было в том, что, спасая себя, Алфред обвинил во всём Любку, поступив не по-мужски. Не стала она прятаться от ответственности, а просто заплакала от обиды на себя, на Алфреда и всё поняла: какие ошибки она совершила и с кем она повелась. Больше таких ошибок она не буде т допускать.

С тех пор не было слова обиднее для ребят, чем «Алфред».

Герои рассказа получили хороший урок: не быть Алфреда ми, уважать других, оставаться всегда человеком.

Рассказ учит нас хорошей жизни: нельзя воровать, нельзя дружить с плохими людьми, надо отвечать за свои поступки. Уметь выбрать настоящего друга – не простое дело. Легко оступиться, надо уметь исправить ошибки.

Изображая в этом рассказе деда Улана, автор пытался донести его суть: он мечтал, чтобы яблоневые сады жили еще многие-многие годы, радовали люд ей. Ведь "нет на свете фрукта радостнее, чем яблоко". Жить для других, думать о будущем, приносить радость другим – вот суть деда Улана. А ещё- желание воспитать достойную смену.

Читая рассказ, мы задумываемся над нравственными вопросами: почему т ак много жестокости, как ослабить равнодушие, восполнить недостаток чуткости.

Такие размышления вызывает рассказ Радия Петровича Погодина "Алфред".

Жить для других, думать о будущем, приносить радость другим, воспитать достойную смену. Читая рассказ, мы задумываемся над нравственными вопросами: почему так много жестокости, как ослабить равнодушие, восполнить недостаток чуткости. Такие размышления вызывает рассказ Радия Петровича Погодина "Алфред". Доброштан М.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)