Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Рецептивный цикл о 4-х временах года в поэзии Абая

В сложившейся научной традиции стихотворения Абая рассматриваются как цикл (Г. М. Камбарбаева, М. Султанбеков, А. Байменова), но, к сожалению, не учитывается тот факт, что это цикл, воспроизведенный читателем, а не созданный автором. Доктор филологических наук С. Д. Абишева, исследуя жанровую типологию природных циклов, говорит о том, «что до того, как цикл осознанно стал представлять собой особое жанровое образование, структурной основой которого являлась авторская заданность, в поэзии уже существовали неосознанные (рецептивные) циклы.

В поэзии XX века лирические циклы – повсеместное явление поэтической действительности.

Ученые отмечают, что в русской лирике сознательная циклизация распространяется с середины 19 века (А. Григорьев, А. Фет) и особенно широко практикуется в начале ХХ века (стихотворные циклы В. Брюсова, А. Блока, М. Цветаевой). Многие современные исследователи склоняются к тому, что расценивают лирический цикл как произведение с жанровыми чертами, или, как считает М. Н. Дарвин, - это метажанр, и называет основные его черты: «К общепринятым признакам, определяющим жанровую природу ЛЦ (единое заглавие, авторская заданность композиции, лирический принцип изображения, лирический сюжет, центростремительный характер развития сюжета) считаем необходимым добавить семантический компонент, проявляющийся в возвратно-поступательном типе организации пространственно-временных отношений». Это определение касается циклов, созданных творческой волею самих авторов.

Нас же интересуют циклы, которые «возникают только во время контакта литературного произведения с читателем. Такого рода циклы называются «рецептивными», читательскими.

В казахской поэзии циклизация как принцип организации поэтического текста впервые появляется в ХХ веке. С. Д. Абишева в монографии «Поэтическая система «мир природы»: структура и семантика» утверждает, что «у истоков казахского лирического цикла стоит Абай, но как заданная авторская форма цикл появляется только в поэзии Жумабаева и Джансугурова».

Проблема циклизации

Цикл – это два (минимум) или несколько стихотворений, которые, объединяясь, представляют собой структурную и эстетическую целостность, или, как говорила А. Ахматова, «единодушие». Важным элементом в них является тематический «скреп».

До момента возникновения сознательной циклизации в поэзии уже существовали предпосылки к условной циклизации (например: пять стихотворений А. Пушкина 1825, 1827, 1828, 1831 и 1836 гг. , посвященных дню основания Лицея, имеющих в названии одну и ту же дату «19 октября»).

М. Н. Дарвин предлагает следующую классификацию лирических циклов:

Лирические циклы, создающиеся поэтами с самого начала как художественные единства, в литературоведении называются первичными. И наоборот, циклы, возникающие на основе объединения различных произведений, написанных поэтом чаще всего в разное время и по разному поводу, будем называть вторичными.

Каждый из выделенных типов лирических циклов обладает художественными возможностями и принципами. Авторские циклы обладают степенью связанности, которая определяет их с крупными поэтическими жанрами, читательский цикл бывает не прояснен - он менее системен. Однако читательские циклы нельзя считать плодом вымысла и, следовательно, свободными от всяких внутренних связей отдельных произведений друг с другом.

Рецептивный цикл представляет собой жанр в развитии, это прообраз авторского цикла. Чтобы понять феномен циклообразования, важно представить, как работает рецептивный цикл, в котором каждое стихотворение самостоятельно и одновременно является составляющим целого единства.

Обратившись к поэзии Абая, находящейся на стыке веков и сочетающей в себе казахскую поэтическую традицию с лучшими традициями русской и мировой литературы, попытаемся рассмотреть механизм действия рецептивного цикла.

Наличие лирического цикла (имеется в виду цикл, обозначенный самим автором) осознается благодаря частям целого: а) общая идея и тема; б) название и их семантика; в) сюжетно-композиционное единство; г) единство лирического героя; д) единый хронотоп.

Правомерно ли говорить о неосознанном присутствии у Абая циклической структуры?

Рецептивный цикл о 4-х временах года в поэзии Абая

Для поэзии Абая не характерно вынесение в заголовок названия обобщающего характера. Исследуемые же нами стихотворения имеют такие названия: «Жаз» («Лето»), «Күз» («Осень»), «Қыс» («Зима»), «Жазғытұры» («Весна»). Содержание стихотворений позволяет объединить их общим названием «Времена года».

Лирические произведения Абая о четырех временах года – явление уникальное не только в истории казахской и русской литературы, но и мировой. М. Султанбеков в статье «Стихи Абая о 4–х временах года», проанализировав сборник «Лирика Востока», состоящий из шедевров арабской, персидской и индийской поэзии за 16 веков, делает выводы, что на протяжении многих столетий только один индийский поэт обратил свое вдохновенное перо на цикл стихотворений «Времена года». В русской поэзии 19 века Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин, Лермонтов, Майков, Плещеев, Тютчев создавали стихи только об отдельных, любимых временах года.

Абай знал многие стихотворения русских поэтов, переводил некоторые из них на казахский язык. Возможно, воздействие традиций русской и мировой культуры стало одной из причин поэтического осмысления Абаем времен года как целостного явления.

«Жаз» («Лето») – 1886 г. , «Күз» («Осень») - 1888 г. , «Қыс» («Зима») – 1888 г. , «Жазғытұры» («Весна») - 1890 г. Последовательность времен года, имеющая место у Абая, предопределена хронологией написания и содержит в себе представления об особенностях быта и уклада жизни казахского народа. Эта заданность национального характера становится одним из факторов, который позволяет расценивать эти 4 стихотворения как единый цикл.

Кочевая жизнь казахов проходила в открытом степном пространстве, где в бытовом плане лето было самым благодатным и комфортным временем года. Исходя из этого, лето – пора природного изобилия, солнца и тепла – знаменует собой в народном сознании точку отсчета годового цикла. Осенний переход к зиме и сама «зима для кочевника всегда была трудным временем. Нередко она сопровождалась морозами, бескормицей и джутом. Это стало поэтическим образом, выражающим суровость и враждебность». Замыкает абаевский циклический круг времен года весна, символизирующая собой возрождение природы и радость людей по поводу облегчения степной жизни.

Все четыре стихотворения рецептивного цикла Абая имеют общий план развертывания лирического сюжета: описание картин природы и жизни людей завершается обобщающей мыслью философского характера («Өткен күннің бәрі ұмыт, Қолдан келер қайрат жоқ» - «Прошедшие дни забываются, Не властны мы их вернуть»), социально-бытового («Ыстан қорыққан қазақтың құрсын заңы» - «Будь проклят закон казахов, на разрешающий разводить огонь в юрте»), дидактического характера («Малшырамын, қор қылма итке малды. Соныға малды жайып, күзетіндер» - «Пастухи, не доверяйте скот собакам. Сами охраняйте его») или обобщающего характера («Адам тікпен көре алмас күннің көзін» - Человек не сможет взглянуть прямо солнцу в глаза»).

В стихотворении «Жаз» («Лето») Абай создает целый и законченный образ лета. Летний день полный звуков и ярких красок, солнца и воды, неги и спокойствия, и разворот панорамы шумного кочевья. Гармоничный мир природы вносит в мир людей умиротворение. Существующий намек на социальную дисгармонию преодолевается торжеством света, красотой природы и добродушия, всеобщего благоденствия. А завершает произведение веселый смех старика.

В осеннем пейзаже у Абая царят уныние и тоска, мрак и холод: Сұр бұлыт түсі суық қаптайды аспан, Күз болып дымқыл тұман жерді басқан. Это стихотворение о неблагополучии жизненного устройства казахов, бедности и нищете. Эта картина усугубляется бесчеловечными обычаями; для того, чтобы юрты не закоптились, нельзя было разжигать огонь в очагах. Возникает ощущение осознания неизбежности происходящего.

В стихотворении Абая о зиме воплощением такой недоброй силы является персонифицированный образ зимы - «белобородый, безжалостный старик, несущий неприятные хлопоты – стужу, холод и голод, навлекающий сон смирения, грозящий смертью» (старый сват). По мысли М. Ауэзова, истоки этого образа у Абая находятся в русской поэзии, в частности, в некрасовском Морозе-воеводе.

Стихотворение «Жазғытұры» («Весна»), представляя собой целостное переплетение жизни природы и жизни человека, убеждает в факте, что быт казахов обусловлен окружающей природной действительностью. Настроение, состояние души человека зависит от времени года.

Важно заметить, что в четырех стихотворениях Абая содержится целый комплекс сквозных фольклорно-мифологических образов, также позволяющих расценивать анализируемые произведения как бессознательный цикл.

Осень, зима – это минус, нечет, левое, ночь, старость, увядание, смерть и т. п. Лето и весна – это плюс, чет, правое, день, молодость, рождение, жизнь. Традиционность этой оппозиции проявляется в организации природного пространства по горизонтали. В первой паре оно стремится от открытого к замкнутому, от широкого к узкому, и, как заметила А. Байменова, пространство словно стремится свернуться до юрты. В противоположной паре радостному, жизнеутверждающему мироощущению соответствует открытость и расширение пространства от земного до небесного.

Оппозиция старость – молодость является тематическим и структурообразующим началом во всех четырех стихотворениях. «Лето» : жаз бозбала - байғус шал (молодой юноша - дряхлый старик); «Осень»: кемпір-шал - бала (старики- старухи - дети); «Зима»: Қондыбай, Қанай - кәрі шал (Кондыбай, Канай - старик), «Весна»: жас - кемпір мен шал (молодые - старухи и старики).

Образная система рецептивного цикла Абая составляет символическую двоичную оппозицию жизнь – смерть, которую можно представить схематически:

ЖИЗНЬ СМЕРТЬ

Лето весна осень зима

Тепло свет молодость движение холод мрак старость бессилие

Последовательность описания Абаем времен года создает композиционное и символическое кольцо – жизнь – смерть – смерть – жизнь, в котором чудо жизни, начиная и завершая круговое движение, преодолевает смерть.

Четыре стихотворения Абая о временах года, существуя как отдельные и самостоятельные произведения, в то же время могут рассматриваться как некое целостное единство, как воссозданные циклы, т. к. обнаруживают в себе многие структурные компоненты, свойственные заданному лирическому циклу.

Формальный тезаурус рецептивного цикла Абая о 4-х временах года

I. Общие понятия: қыс - зима, аяз - мороз, ұйқы - сон, күз - осень, керуен - караван, суық - холода, жаз - лето, шілде - июль, қымыз - кумыс, жазғытұры - весна, адамзат - человечество, таң - утро. Всего 12 словоупотреблений.

II. Природа неживая: а) вселенная: аспан - небо, жұлдыз - звезда, ай - луна, күн –солнце; б) атмосфера: қырау - иней, қар - снег, бұлыт - туман, жел - ветер, көзі - солнечный свет; в) жер – земля; г) су – вода; д) от - огонь. Всего 12 словоупотреблений.

III. Природа живая: а) растительность: бәйшешек – подсолнечник 4, шөп - трава, ағаш - дерево, қурай – ветка; б) животный мир: жан-жануар - животные, жылқы - кобыла, қасқыр - волк, ит - собака, тай - жеребец, қаз – гусь 6, тырна - журавль, тышқап - мышь, ат – лошадь, айғыр - жеребец, бие - кобылица, құлын-тай -жеребенок, үйрек - утка, мал – скот 3, құс - птица, құстар - птицы, құлар - лебеди. Всего 26 словоупотреблений.

IV. Человек телесный: а) лицо: қасы – брови; б) возраст: жастар - молодежь, жас- бала - молодежь, кемпір-шал - старик, шал - старик, бала - дитя, балалар - дети. Всего 7 словоупотреблений.

V. Человек духовный: а) ум: білімділер - знатоки, ақсақал – мудрец; б) речь: сөз - слово, өлең – песня; в) чувство: күлкі-ойыр – веселье; г) нравственность: қайрат – мужество 4. Всего 9 словоупотреблений.

VI. Человек общественный: а) поселение: ақ орда - белый дом, күзеу - осенняя стоянка, ауыл - аул, б) иерархия: бай – богач, жылқышылар - пастух лошадей; в) семья: Қондыбай, Қанай, қалыңдық - невеста, қыз-келіншек - невеста. Всего 9 словоупотреблений.

VII. Человек деятельный: кәрі құдаң - старый сват, малшы - пастух, сейілсеруен - отдых, хабар - вести. Всего 4 словоупотребления.

VIII. Вещи: киім - одежда, тон - шуба, сүйек - кость, ет – мясо, кілем - ковер, мылтық - ружье. Всего 6 словоупотреблений.

Составленный формальный тезаурус свидетельствует о несомнемненном преобладании в данном рецептивном цикле слов, относящихся к «общим понятиям» (13 словоупотреблений) , к «природе живой» (26 словоупотреблений) и «неживой» (12 словоупотреблений). Большую группу слов составляют слова, определяющие человека («человек духовный и человек общественный»). Человек у Абая четко обозначен по возрасту (дети, молодежь, старик), соотносим с пространствами природы, существует только в них и зависит от них. Наиболее значимым оказывается оказывается «природа живая». Здесь и реалии времен года, и слова, передающие эмоциональное состояние природы. Цикл Абая – это философское произведение, а потому отсутствуют практически понятия, которые можно было бы отнести к таким группам, как «человек трудящийся» и «человек развлекающийся» и т. д. В поле зрения Абая общие законы жизни, неизменные понятия пространства и времени (оттого, быть может, один из больших разделов в группе «общие понятия»). И используемые в этом цикле лексемы-понятия особо значимы для поэтической модели мира Абая, включены в философскую концепцию поэта. Обращение Абая к изображению мира природы в виде четырех времен года не только выражает особенности его философского мировосприятия, но и представляет собой бесконечную и неизбывную любовь Абая к своей земле и своему народу.

1. В 4-х стихотворениях Абая о временах года обнаруживается система сцеплений: время написания, организация пространства и времени, мифологическая символика, лирический герой и др. Все это позволяет назвать 4-е стихотворения Абая условным, воссозданным читателем циклом.

2. Составленный формальный тезаурус стихотворений Абая о 4-х временах года показал, что используемые в цикле лексемы-понятия особо значимы для Абая, включены в систему его философских взглядов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)