Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль государства в рыночной экономике

Актуальность выбранной темы. В своем выступлении, посвящённом восемнадцатилетию Независимости, Президент РК отметил, что Казахстан сейчас это:

Государство, которое изо дня в день обеспечивает и защищает интересы граждан.

Государство, которое успешно укрепляет свою безопасность.

Государство, чья позиция принимается и учитывается мировым сообществом.

Государство, имеющее стратегическое видение, с мощным потенциалом, способное решать сложные задачи современности.

Слагаемых казахстанского успеха несколько, но главное из них то, что в нашем активе была Стратегия развития страны до 2030 года, которая на деле стала стратегией успеха мудрого, трудолюбивого, толерантного и независимого народа Казахстана.

В идеале роль правительства в экономике сводится лишь к защите прав граждан, управлению законодательной системой, в некоторых случаях – к ограничению роста цен и обеспечению доступности основных товаров и услуг для всех граждан. В современном мире экономика стала смешанной, т. е. правительство во все больших масштабах вмешивается в неё, хотя рыночные принципы остаются доминирующими. Вмешательство правительства в смешанную экономику представляет собой комплекс мер самозащиты экономической системы, обеспечение граждан товарами и услугами широкого потребления, помощь нуждающимся и меры по стабилизации экономики. По мере того, как всё больше стран мира движется к рыночной экономике, дебаты о все более значимой роли правительства будут продолжаться.

Цель работы. Изучение принципов государственного регулирования социальной сферы в различных экономических системах, изучение и анализ мероприятий, направленных на улучшение благосостояния граждан казахстанского общества, определённых в программе 2030 и ежегодных Посланиях Президента РК народу Казахстана.

В соответствии с целью работы, были определены следующие задачи:

1) Рассмотреть принципы государственного регулирования в различных экономических системах;

2) Изучить Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана;

3) Изучить функции, выполняемые государством в рыночной и смешанной экономических системах;

4) Изучить статистические данные о современном экономическом развитии Казахстана;

5) Сделать вывод о том, как государственная власть может влиять на развитие общества в целом.

Объект исследования : процесс государственного регулирования социальной сферы в Республике Казахстан.

Предмет исследования : типы экономических систем, экономические функции правительства.

Гипотеза: если государство в условиях рыночной экономики будет ставить перед собой и обществом в целом конкретные задачи экономической, политической и социальной модернизации общества и контролировать их выполнение, то поставленная цель будет достижима.

Экономические функции государства

Вопросы государственного вмешательства в рыночные процессы были в центре внимания экономической науки на разных этапах ее становления и развития. В период становления экономической науки основная экономическая школа – меркантилистов - основывалась на ведущей роли государства в развитии торговли и промышленности. В последующем, когда в экономике стали доминировать рыночные отношения, на смену меркантилизма приходят идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику. Приверженцем этой идеи был А. Смит, считавший , что рыночная система , в основе которой лежит «невидимая рука» , способна к саморегулированию. Поэтому , по его мнению, экономика будет развиваться эффективнее, если исключить ее регулирование государством и предоставить рынку полную свободу.

Однако последующий экономический этап показал , что рыночный механизм , основанный на саморегулировании, может привести к печальным последствиям, подтверждением тому явились «великая депрессия» 1929-1933 годов и современный мировой экономический кризис.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса основоположника теории государственного регулирования экономики. Центральной идеей Кейнса явилась мысль о том , что рынок уже не поддается саморегулированию , поэтому экономика должна регулироваться государством. Государство, по его мнению, регулируя занятость, обеспечивает большую социальную стабильность экономики, заботясь об устойчивости денег, помогает преодолевать инфляцию, уравновешивая совокупный спрос и совокупное предложение , способствует стабилизации экономики. А в целом оно регулирует экономику.

В любой экономической системе важная роль принадлежит государству , призванному наряду с задачами по поддержанию порядка , законности , организации национальной обороны и т. д. , осуществлять определенные функции и в экономической сфере. В частности, государство корректирует те несовершенства, которые присущи рыночной экономике. Как известно, рынок имеет следующие негативные стороны:

- рыночный механизм ориентирован прежде всего на платежеспособный спрос при безразличии к производству социально значимых товаров и услуг коллективного пользования ( дороги, здравоохранения и т. д. )

- рынок подвержен постоянным изменениям рыночной конъюнктуры, с присущими этому процессу спадами производства, инфляцией, безработицей;

- рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, укреплению здоровья людей;

- рынок не гарантирует сохранение таких социально- экономических прав человека , как право на труд, право на доход;

Таким образом , рыночной экономике присущи негативные явления , для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Теперь рассмотрим , как государство добивается устранения или смягчения этих и других негативных сторон рынка.

Государство вынуждено вмешиваться в экономические процессы для решения следующих проблем:

- проблемы развития конкуренции – важнейшего элемента рыночного механизма и фактора эффективного распределения ограниченных ресурсов, которые решаются государством на основе антитрестовского законодательства и анти монопольного регулирования;

- современный этап НТП требует крупных капитальных вложений , осуществить которые без помощи государства не по силам даже крупным предприятиям;

- в условиях цикличного развития рыночной экономики только государство с помощью политических, экономических, законодательных механизмов может создать необходимые условия для стабильного развития экономики;

- решение проблем загрязнения окружающей среды, устранение отдельных последствий для здоровья людей на различных производствах;

- справедливое распределение расходов;

- обеспечение равенства граждан перед законом, их личную и экономическую свободу;

- регулирование платежного баланса страны, валютных курсов и т. д.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро и микро экономических процессов, поэтому государство является необходимым и важным субъектом рыночной экономики.

Государственное регулирование экономики в различных системах.

«Государственное регулирование экономики – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма; решения экологических и социальных проблем».

Объекты государственного регулирования – это те условия социально-экономической жизни страны, где возникли не решаемые автоматически проблемы, снятие которых необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования – это:

• Экономический цикл;

• Структура хозяйства;

• Условия накопления капитала;

• Занятость;

• Денежное обращение;

• Цены;

• Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки(НИОКР);

• Условия конкуренции;

• Социальные отношения, включая социальное обеспечение;

• Подготовка и переподготовка кадров;

• Экология;

• Внешнеэкономические связи

Основной целью государственного регулирования в рыночной экономике является экономическая и социальная стабильность и развитие общества.

Существуют различные модели государственного регулирования экономики. Эти модели государственного регулирования отличаются, как правило, масштабами и относительной ролью различных форм государственного вмешательства в экономику. Выбор той или иной модели определяется сложными переплетениями факторов, а порой диктуется внешними обстоятельствами. В рамках одной модели может произойти и перемещение центра тяжести с одного направления политики на другое, смена приоритетов – именно это обеспечивает гибкость и выживание этих моделей.

Перечислены четыре «типовые» модели государственного регулирования – «социалистическая», характеризующая высокой долей государственной собственности и существенными объёмами перераспределения доходов, «скандинавская» модель, иногда называемая государством всеобщего благосостояния, «латиноамериканская» модель, основанная на импортозамещающем росте (развитие производства продукции, которая ранее импортировалась, внутри страны) и «либеральная» модель. Последняя модель к концу ХХ века стала исключительно редкой и в более или менее чистом виде представлена лишь в двух государствах – Гонконге и Сингапуре.

Следует отметить, что большинство стран с рыночной экономикой лишь тяготеют к тому или иному полюсу, но в целом занимают промежуточное положение. Рассмотрим кратко эти 4 типа моделей:

Социалистическая. Экономической основой анализируемой модели является директивное (централизованное) планирование. Все определяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономических планов. В экономике господствует государственная собственность. Абсолютно централизованный экономический план имеет разбивку директив по регионам, отраслям, отдельным производителям. Облеченное форму обязательной директивы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования. Заработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силу декретирования её государством вне зависимости от качества и количества производимой продукции. Результат – отсутствие стимула к производительному труду. В отношениях с мировым хозяйством в социалистической экономике преобладал остаточный принцип, диктовавший обеспечение независимости страны от импорта. Вся внешнеэкономическая деятельность проводилась через государственные организации. Но при всех своих стратегических недостатках социалистическая экономика СССР представляла собой весьма устойчивых механизм. Взаимоотношения между организованным на плановых началах реальным секретом экономики и финансовой системы были доведены до автоматизма. Единая система Госбанка осуществляла кредитование предприятий в рамках нормативов и утверждённых адресных лимитах. Предприятия автоматически платили налоги. Автоматизм подкреплялся ресурсами Сбербанка бывшего частью государственной кредитной системы. Централизованные поступления от внешней торговли подпитывали бюджет. Такая система позволяла государству выполнять свои функции. Масштабы бюджетного перераспределения, включая ценовые субсидии (на жилье, транспорт, общепит и др. ) в 1991 году составили в СССР более 60% ВВП.

Либеральная. Примером предельно либеральной модели государственной экономической политики является Гонконг. За последние 15 лет средние темпы экономического роста в Гонконге составляли 7% в год, и реальный доход на душу населения возрос в 4 раза. Успехи Гонконга во многом определялись экономической политикой. Гонконгская модель, основные элементы которой остались в силе и после объединения с Китаем, основывается на принципе невмешательства в работу рынка. Внешняя торговля полностью освобождена от пошлин и валютного контроля, не существует ограничений на движение капитала. Правительство Гонконга воздерживается от какой-либо промышленной или структурной политики: не бюджетные субсидии, ни льготный режим налогообложения не применяется для поощрения перспективных отраслей хозяйства. Система социальной защиты проста и адресована лишь самым малоимущим и обездоленным. Политика на рынке труда направлена на переобучение, система пособий по безработице практически отсутствует. Бюджетно-налоговая политика не является активной, а расходы полностью покрываются доходами при существовании предельно простой системы налогообложения. Доля ВВП перераспределяемая через бюджет не превышает 20%.

Скандинавская. Полную противоположность Гонконгу представляет собой Швеция, где доля государственных расходов в ВВП выше более чем в три раза и достигает 70%. В модели Скандинавского типа государство сосредотачивается на перераспределительных функциях. Налоговая система в Швеции является одной из самых сложных, ставки налогов – очень высокие, а налоговая служба – высокоэффективная. Шведская экономика- одна из самых открытых в Европе. Государство проводит гибкую политику валютного курса, руководствуясь соображениями конкурентоспособностями экспорта. Большая часть государственных расходов направляется на социальную поддержку широких слоев населения. Существует всеобъемлющая система страхования по безработице и социальных пособий. Структурная политика в Швеции своеобразная. Государство реально поддерживает субсидиями и льготными кредитами небольшой и экономически малозначимый сельскохозяйственный сектор. Политика по защите конкуренции не отличается жесткостью, и многие монопольные объединения пользуются поддержкой государства. Ни одно из предприятий, производящих рыночные блага, не находится в государственной собственности (за исключением железных дорог и пассажирских автоперевозок), Конституция запрещает органам власти любого уровня организовывать производство рыночных благ или субсидировать в частные фирмы. Однако доля общественных благ в ВВП (образование, здравоохранение и т. д. ), производимых в основном государством, - одна из самых высоких в мире и достигает 25%. Ещё 25% ВВП составляют трансферты. Благодаря этому в стране достигнут один из самых низких уровней неравенства среди стран мира.

Латиноамериканская. Ярким примером реализации латиноамериканской модели государственного регулирования является Бразилия. Она представляет собой полную противоположность Швеции в отношении трансфертов и социальной сферы, а Гонконгу – с точки зрения «открытости» торгового режима. В рамках бразильской модели государство играет очень существенную роль в инвестиционном процессе. Ключевые современные производства создаются и управляются государством. Главный импульс ускоренного экономического роста исходит именно от государственных предприятий. Одновременно экспансия государственных предприятий стала основным инструментом решения социальных проблем путем ускоренного создания (зачастую экономически неоправданного) новых рабочих мест. Эти предприятия защищаются от конкуренции с помощью высоких пошлин на импорт. В тоже время государство сравнительно слабо вовлечено в производство традиционных общественных благ: доля государственных расходов на социальную сферу (образование и здравоохранение) никогда не превышала 7% ВВП. Не велики и размеры и трансфертов, составляющие немногим более 4% ВВП. Главным ограничивающим фактором государственных расходов стала неэффективность налоговой службы, особенно в отношении сборов подоходного налога. Всевозрастающую роль в финансировании расходов, особенно инвестиционных, играли таможенные пошлины и внешние заимствования.

За последние годы наметилась тенденция к сближению моделей различных типов. Сейчас ещё продолжаются споры о том, какие факторы сыграли в этом ключевую роль. Наиболее заметно воздействие глобализации экономики, интенсификация международных потоков капитала и рост взаимозависимости государств. Это ведет к конвергенции различных моделей: не только страны с сильным государственным сектором становятся более либеральными, но и в странах с традиционно либеральной ориентацией растет роль и влияние государственной экономической политики во многих областях хозяйственной жизни.

Факторы развития социальной сферы

Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере обычно относят образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, иногда пассажирский транспорт и связь.

Государственное регулирование социальной сферы в РК.

Программа « Казахстан- 2030» - долгосрочная программа развития РК

В результате развала СССР, экономического спада доходы и уровень жизни большинства наших граждан ухудшились. ВВП на душу населения в 1997 году составлял менее 1400 долларов США. Ликвидация уравниловки и создание функционирующего рынка труда привели к появлению большого различия между богатыми и бедными. При этом была низка прослойка среднего класса – ведущей опоры государства и основного стабилизирующего фактора общества. Болезненный переход от командной к рыночной экономике породил острые , доселе неизвестные нам в таких масштабах проблемы бедности и безработицы. Они создали питательную почву для преступности, породили общественную депрессию и наращивали потенциал общественной нестабильности. Высокий уровень безработицы в сочетании с несвоевременными выплатами пенсий и зарплат был вызван , главным образом, проблемами экономики, отсутствием финансового капитала и слабыми стратегиями в их решении. Отсутствие эффективных программ реформирования аграрного и социального секторов и сокращение бюджетных ассигнований в критических условиях переходного периода привели к ухудшению состояния этих жизненно важных сфер.

Этими процессами во многом определялась и наша самая слабая сторона - демографическая депопуляция, которая опасна с любой точки зрения. К 1997 году, начиная с 1992 года, впервые за последние 50 послевоенных лет, наше население стало сокращаться.

В этих условиях социально - экономического развития страны Правительством была принята программа « Казахстан – 2030» , направленная на процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.

В Программе были определены основные долгосрочные приоритеты развития Казахстана.

Одним из них было: «Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. » Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду.

• Неуклонное решение социальных проблем, которые возникают в переходный и последующий периоды.

• Предотвращение заболеваний и стимулирование здорового образа жизни.

• Борьба с наркоманией и наркобизнесом.

• Сокращение потребление алкоголя и табака.

• Улучшение здоровья женщин и детей. Охрана здоровья матери и ребенка.

• Внимание к молодежи и молодым семьям.

• Улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии.

• Уменьшение разницы между имущими и неимущими в нашем обществе

• Внимание к проблемам села.

Президент постановил, что «Правительство обязано в самые сжатые сроки расчистить все препятствия для занятий бизнесом. А местная власть будет оцениваться не за экономические показатели, а главным образом – по сокращению количества бедных и безработных, по числу новых рабочих мест, в целом – по уровню жизни народа. Надо развивать общественные работы, прежде всего строительство и озеленение, реабилитацию дорог, используя для этого и средства, выделенные на безработных.

Большую роль в решении проблем занятости и бедности должен сыграть малый и средний бизнес. Необходимо создать соответствующий фонд для предоставления микрокредитов по областям страны. Правительству пока не под силу решить такую задачу. Но мировому сообществу и частному капиталу, работающему в Казахстане, нужен не меньше чем нам политически стабильный Казахстан, а он им будет обязательно, если мы вместе выведем из нищеты тех людей, которые оказались в этой трудной ситуации.

Внутриполитическая стабильность имеет приоритет выше, чем экономический рост, и при этом активная социальная политика должна быть в авангарде, а не в хвосте реформ. Начиная с 1998 года все займы должны идти только на финансирование дефицита бюджета, инфраструктуру и социальные программы и только в соответствии со стратегическими планами».

Среди 8 конкретных задач Правительству на 1998 год. Стояли первоочередные государственные задачи:

1. Обеспечить полную и своевременную выплату пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях.

2. Выдать в течение года микрокредиты в сумме , эквивалентной 400 долларам США, сроком на 3 года. Не менее чем 30 тысячам наименее обеспеченных граждан для создания рабочих мест , в первую очередь на селе.

3. Приступить к реализации широкомасштабной программы компьютеризации школ, прежде всего в сельской местности, выделить на это уже в 1998 году не менее 22 млн. долларов США.

4. Начать общественную кампанию за здоровый образ жизни.

5. Приступить к реализации программы жилищного строительства, выделив на эти цели не менее 40 млн. долларов США.

6. Обеспечить полную посещаемость детьми школы и их полноценное питание.

7. Обеспечить выдачу кредитов на развитие малого и среднего бизнеса , фермерских хозяйств, создание рабочих мест на сумму не менее чем в 100 млн. долларов США.

В 2008 году в Послании « Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» Н. Назарбаев наметил новые основные задачи Правительству в социальной сфере:

• Создание рабочих мест, вовлечение трудоспособного населения в экономику страны ;

• Повышение уровня жизни социально незащищенных слоев населения;

• Расширить предоставление качественных образовательных услуг;

• Завершить создание эффективной инфраструктуры образования;

• Реализовать программу развития профессионально-технического образования;

• Ускорить реализацию проекта « Триединство языков»;

• Полностью обеспечить население детскими дошкольными учреждениями;

• Восстановление и развитие объектов здравоохранения;

• Усилить акцент на профилактику заболеваний;

• Разработать программу повышения квалификации медицинских работников;

• Внимание лекарственному обеспечению граждан;

• Предоставление госслужащим льготных жилищных займов.

В своем Послании 2009 года « Через кризис к обновлению и развитию» Президент, проанализировав комплексную систему антикризисных мер, отметил новые задачи:

• Обеспечить поддержку жилищного строительства и решение проблем дольщиков. На решение этих проблем было выделено в размере 545 миллионов тенге. Госслужащим, взявшим ипотечные кредиты, были предоставлены льготные условия кредитования.

• Снижена ставка НДС, которая в 2009 году составляла 12%, тогда как в 2006 году она составляла 15 %.

• Повысить в 2010 году зарплату бюджетников и стипендии на 25 % , а в 2011 году – еще на 30 %

• Увеличить средний размер пенсий в 2010 на 25 % , и на 30 % в 2011 году, доведя размер базовых выплат до 50 % от размера прожиточного минимума.

• Провести программу « Дорожная карта» по обеспечению рабочими местами и проведению общественных работ, реконструкции автомобильных дорог, ремонту образовательных и медицинских учреждений.

• Обеспечить переподготовку кадров на региональном уровне и создание новых рабочих мест;

• Реконструировать и модернизировать коммунальные сети;

• Обеспечить реализацию программы « 100 школ. 100 больниц»;

• Организовать молодежную практику на рабочих местах;

• Увеличить максимальной период выплаты пособия по безработице с 4 до 6 месяцев;

• Развитие предприятий агропромышленного комплекса для решения двух задач: обеспечения продовольственной безопасности и диверсификации экспорта в целях сохранения невоспроизводимых ресурсов;

В своем Послании 2010 года « Новое десятилетие- Новый экономический подъем- Новые возможности Казахстана» Президент выделил новые задачи:

«Стратегический план 2020 - казахстанский путь к лидерству».

Нам предстоит:

1. Подготовить экономику к посткризисному развитию;

2. Добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры;

3. Активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала;

4. Обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;

5. Укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения.

• По поручению Президента Правительство разработало Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития и детальную Карту индустриализации страны.

Эти два документа - подробный план действий того, что, где и как мы будем строить в ближайшие пять лет.

• Сегодня речь идет о реализации 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие три года.

• Перспективы роста для села - уже к 2014 году как минимум в два раза повысить производительность в агропромышленном комплексе.

Обеспечить продовольственную безопасность страны.

• К 2014 году более 80% внутреннего рынка продовольственных товаров должны составлять отечественные продукты питания.

• Правительству поручено с 2010 года обеспечить введение единой бюджетной программы по развитию предпринимательства в регионах - «Дорожная карта бизнеса - 2020».

Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего, малого и среднего бизнеса.

Правительству поручено сократить к 2011 году на 30% операционные издержки бизнеса, связанные с регистрацией и ведением бизнеса, а к 2015 году - еще на 30%.

К концу десятилетия доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна быть повышена до 40%.

К 2020 году Казахстан должен войти в число 50-ти стран с самым благоприятным бизнес-климатом.

• К 2020 году все дети, как в городской, так и сельской местности, будут охвачены дошкольным воспитанием и обучением.

• Правительству поручено совместно с акимами разработать и уже в первом полугодии 2010 года приступить к реализации специальной программы «Балапан», направленной на повышение обеспечения детей дошкольным образованием и воспитанием»

• Правительство должно принять все необходимые меры для того, чтобы к 2020 году в среднем образовании успешно функционировала 12-летняя модель обучения.

• Особый приоритет в сфере образования будут иметь проекты, подобные создаваемым в Астане уникальным учебным заведениям - «Новый Международный Университет», «Специальный Фонд» и «Интеллектуальные школы», которые уже успешно работают.

• 50% лекарств производить в нашей стране.

• До 30% казахстанцев должны быть вовлечены в массовый спорт.

• К 2020 году вдвое снизить материнскую и младенческую смертность,

• На 30% уменьшить общую смертность, сократить заболеваемость туберкулезом на 20%.

• Создать все необходимые условия для увеличения численности населения страны к 2020 году на 10%.

• Чтобы к 2020 году уровень безработицы не превышал 5%,

• Чтобы к 2020 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума - не более 8%. »

• К 2015 году размер базовой пенсионной выплаты должен быть повышен до уровня 60% от величины прожиточного минимума, а размеры государственных социальных пособий - увеличены в 1,2 раза по отношению к 2010 году.

• Продолжить работу по обеспечению водопроводной водой в сельской местности. В малых городах 100% населения должны иметь доступ к качественной воде.

В прошлом году на 25% повышены размеры пенсий, стипендий, заработных плат работников бюджетной сферы. Социальные пособия в среднем увеличены на 9%.

В Республиканском бюджете на текущий год также предусмотрено двадцатипятипроцентное повышение пенсий с 1 января, а стипендий и заработной платы бюджетникам - с 1 июля.

Каждому участнику и инвалиду войны выплачена из бюджета единовременная помощь в размере 65 тысяч тенге.

За 2009 год рост экономики составил 1,1%, в промышленности 1,7%. Мы оказались в «группе прорыва» стран с положительными темпами роста.

Валовые международные резервы и активы Национального фонда уже сегодня превысили 50 миллиардов долларов, и возросли за последние десять лет более чем в 25 раз.

Благодаря Фонду мы не только провели антикризисные меры, но и возвратили государству важные активы, которые вынуждены были продать, когда нам было тяжело. Это - Экибастузская ГРЭС-1, разрез «Богатырь», нашу долю в Кашагане, Мангистаумунайгаз и все три НПЗ.

Уровень безработицы составил 6,3%, а это ниже, чем в докризисные времена. Благодаря эффективно реализованной Стратегии занятости, в стране было создано свыше 400 тысяч рабочих мест.

В своем Послании 2011 года «Построим будущее вместе!» Президент отметил успехи прошлого года и поставил новые цели:

Главная цель наших программ - укрепить благосостояние народа.

• До 2014 года планируется реализовать 294 инвестиционных проекта на сумму 8,1 триллиона тенге.

• Будет создано 161 тысяча постоянных рабочих мест и 207 тысяч - на период строительства.

К 2020 году мы должны достигнуть следующих показателей:

• Рост ВВП - не менее 30 %.

• Рост в перерабатывающих отраслях будет превышать или достигнет уровня добывающих отраслей.

• Активы Национального фонда составят не менее 30 % ВВП.

• Отечественные и иностранные инвестиции в несырьевые сектора экономики увеличатся не менее чем на 30 %.

• Доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40 %.

• Численность населения приблизится к 18-ти миллионам человек.

• Доля квалифицированных специалистов составит 40 %

• Уровень безработицы снизится до 5 %.

• Производительность труда в сельском хозяйстве увеличится к 2014 году в 2 раза, к 2020 году - в 4 раза.

• В аграрном секторе будет реализован беспрецедентный проект по развитию мясного животноводства. Уже в 2016 году экспорт мяса составит 60 тысяч тонн, что равноценно экспорту 4-х миллионов тонн зерна. Государство выделит на эти цели 130 миллиардов тенге кредитных ресурсов. Это позволит создать свыше 20-ти тысяч рабочих мест на селе, предоставит источник доходов для более ста тысяч сельчан.

Также президент поручил Правительству вместе с акимами до 1 мая этого года разработать и принять принципиально новые программы:

• новой стратегии занятости;

• модернизации ЖКХ;

• обеспечения населения качественной питьевой водой.

• В области образования Правительству поручено :

• Выработать механизм перехода вузов к инновационной деятельности;

• Внедрить новые финансово-экономические инструменты поддержки образования для повышения качества и расширения доступности образования;

• Для уровней технического и высшего образования разработать накопительную систему по аналогии с той, которую сейчас реализует Жилстройсбербанк в ипотечном строительстве.

• Доля детей, охваченных дошкольным воспитанием и обучением, к 2015 году составит 74 % к 2020 году – 100 %.

• В результате реализации программы «Балапан», только в 2010 году построено 35 детских садов, создано 1534 мини-центра, 137 частных детских садов.

• К 2015 году построить не менее двухсот школ за счёт средств республиканского бюджета и столько же - за счёт местных бюджетов.

• К 2015 году 50 % организаций образования будут использовать электронное обучение, а к 2020 году их численность возрастёт до 90 %.

• К 2020 году доля ВУЗов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 30 %.

• До 5 % увеличится доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность и внедряющих результаты научных исследований в производство.

• Не менее 2-х высших учебных заведений будут отмечены в рейтинге лучших мировых университетов.

• 20 интеллектуальных школ, открывающихся по всей стране, станут основной базой подготовки одарённых детей для лучших вузов.

• Финансирование здравоохранения увеличилось с 1,9 % ВВП в 2002 до 3,2 % - в 2010 году.

• Сегодня впервые по всей стране проводятся операции по самым сложным медицинским направлениям.

• Созданы 150 телемедицинских центров, связанных с ведущими зарубежными клиниками.

• Необходимо довести количество мобильных медицинских комплексов - автоклиник до 50-ти единиц.

• До 2015 года обеспечить создание не менее 16-ти вертолётов для нужд санитарной авиации.

• Поручено также ускоренно проработать вопросы создания трассовых медико-спасательных пунктов. Их надо расположить на аварийно опасных участках дорог республиканского значения. Служба чрезвычайной медицинской помощи должна быть оснащена многопрофильными мобильными и аэромобильными госпиталями. Их производство должно осуществляться в Казахстане.

• Пристальное внимание необходимо уделить снижению уровня заболеваемости и смертности туберкулезом и ВИЧ в уголовно-исполнительной системе.

• В результате проделанной работы рождаемость увеличилась на 25 %, снизилась смертность – на 11 %, естественный прирост населения увеличился в 1,7 раза.

• К 2013 году будет завершено внедрение Единой национальной системы здравоохранения.

• В результате выполнения этих задач к 2015 году ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев увеличится до 70-ти лет, а к 2020 - до 72-х лет и более.

За годы независимости были приняты Государственные программы :

«Ауыл-2003»

«Дети Казахстана»

«Интеллектуальная нация – 2020»

«Жилье- 2005»

«Болашак» и др.

Были приняты Законы:

«Об охране здоровья граждан»

«О медико-социальной помощи инвалидам»

«Об образовании»

«О правах ребенка в РК»

«О специальном государственном пособии в РК»

«О молодежной политике» и др.

2. Повышение благосостояния граждан - главная цель государственной политики.

В нынешнем году из Государственного центра по выплате пенсий осуществляется 33 вида выплат (против 21 в 1999 году). 28 из них - за счет средств республиканского бюджета и пять - из фонда социального страхования. Это один из фактов, который наглядно отображает социальную направленность политики нашего государства. Значительно увеличились и размеры пенсий. Для сравнения: максимальный размер пенсии с учетом базовой пенсионной выплаты в 2007 году составлял 15285 тенге, минимальный - 10236. В 2009 году эти же показатели соответственно выросли до 32220 и 15362 тенге.

С 1 января 2010 года казахстанцев вновь ждет повышение социальных пособий и пенсий. Вопросам защиты материнства и детства. С 2010 года, согласно проекту закона, многодетным матерям для награждения подвесками “Алтын алћа” и “Кљміс алћа” будет снижено количество детей. В первом случае - с десяти до семи детей, во втором - с восьми до шести. Увеличится и размер специального государственного пособия с 3,9 МРП (в 2009 году) до 6 МРП (8478 тенге) для этих категорий граждан, а также матерей, ранее получивших звание “Мать-героиня”, а также имеющих ордена “Материнская слава” I и II степени.

Очень важно, что проектом закона с 1 января предусматривается введение ежемесячной выплаты в размере минимальной заработной платы родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов.

Заметно возрастет, до 50 МРП (70650 тенге), и сумма единовременного пособия на рождение четвертого и более детей, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до года. Если сравнивать их размер с 2007 годом, то в среднем они повысятся в 2,5 раза.

На первого ребенка они будут составлять 5,5 МРП - 7772 тенге (вместо 3 МРП в 2007 году). На второго - 6,5 МРП, это 9185 тенге (вместо 3,5 МРП). На третьего - 7,5 МРП, 10598 тенге (вместо 4 МРП). На четвертого (и более) ребенка - 8,5 МРП, 12011 тенге (вместо 4,5 МРП).

Для наглядности приведу пример. У Науменко Н. второй ребенок родился 15. 11. 2009 г. Допустим, с заявлением о назначении пособий она обратится в Государственный центр по выплате пенсий в январе 2010 года. В этом случае единовременное государственное пособие в связи с рождением ребенка ей будет назначено в размере 30 МРП (42390 тенге) из расчета, что МРП в 2010 году возрастет до 1413 тенге. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года с 15. 11. 2009 г. по 31. 12. 2009 г. будет составлять 7128 тенге (МРП 2009 года - 1296 тенге), а с 01. 01. 2010 г. - 9185 тенге (МРП 2010 г. - 1413 тенге).

Согласно Закону “О республиканском бюджете на 2010-2012 годы” с 01. 01. 2010 г. минимальная пенсия (для назначаемых в 2010 году) станет 12344 тенге, минимальная заработная плата - 14952 тенге, прожиточный минимум (ПМ) - 14952 тенге.

В связи с этим с 01. 01. 2010 г. будут пересмотрены размеры: базовой пенсионной выплаты (5981 тенге - 40% от ПМ), государственных базовых пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий по спискам №№ 1 и 2, а также размеры специальных государственных пособий и, как уже было сказано, пособий по уходу за ребенком до одного года.

Значительно увеличились выплаты людям, чьи заслуги перед Отечеством неоценимы.

Например, герои Великой Отечественной войны, имеющие ордена Славы трех степеней, будут получать вместо 15 МРП 130 МРП (183690 тенге).

Кроме того, предусматривается увеличение специального государственного пособия: Героям Социалистического Труда, являющимся участниками Великой Отечественной войны, с 15 до 70 МРП (98910 тенге). И введение специального государственного пособия в размере 130 МРП (183690 тенге) удостоенным почетного звания “Летчик-космонавт Казахстана”.

Здесь нужно сказать, что проект закона “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан” пока находится на рассмотрении в Сенате Парламента Республики Казахстан. И прием документов на назначение вышеуказанных пособий будет осуществляться только после обретения им юридической силы.

Согласно Посланию Президента размеры пенсионных выплат с 1 января 2010 года предусматривается повысить на 25% без ограничения у получателей из числа гражданских лиц и силовых структур.

Также с 1 января 2010 года предусматривается внесение изменений в Закон РК “О пенсионном обеспечении в РК” в части повышения ограничения дохода для исчисления пенсионных выплат с 28-кратного до 32-кратного МРП. В связи с этим максимальный доход, учитываемый для исчисления размеров пенсий, назначаемых в 2010 году, будет составлять 45216 тенге, а максимальный размер вновь назначаемых пенсий - 33912 (из расчета 75% от 32 МРП).

За 10 лет минимальныё размер заработной платы вырос более чем в 5 раз, средний размер пенсии повысился в 6 раз.

В целях улучшения демографической ситуации и социальной поддержки семьи с детьми с 2003 года государством выплачивается единовременное пособие в связи с рождением ребёнка, с июля 2006 года – пособие по уходу за ребёнком до достижения им одного года.

С 2008г. Выплата учителям на оздоровление в размере оклада.

В Казахстане был принят пакет стабилизационных мер, из Национального фонда выделено дополнительно 10 миллиардов долларов. Были не только сохранены, но и увеличены социальные обязательства государства, определены перспективные инвестиционные проекты.

Приняты "Дорожная карта" и Стратегия региональной занятости.

Сегодня уже можно подвести первые итоги реализации "Дорожной карты" и всего комплекса антикризисных мер в 2008-2009 годах.

Создано порядка 400 тысяч новых рабочих мест.

Более 200 тысяч человек прошли переподготовку и стали участниками общественных работ. В результате уровень безработицы у нас снизился до 6 процентов, тогда, как во многих странах он вырос в разы.

Проведена масштабная работа по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры.

Отремонтировано почти 1500 объектов здравоохранения, образования и других объектов социальной инфраструктуры.

Построены и реконструированы тысячи километров дорог.

Средства дошли до каждого аула и села, чего не было раньше. Эти беспрецедентные меры встречены населением страны с большой благодарностью.

Государственные расходы на образование и здравоохранение за последние 10 лет увеличились более чем в 8 раз - с 85 млрд. тенге до 710 млрд. тенге - на образование; и с 54 млрд. тенге до 468 млрд. тенге - на здравоохранение.

За десять лет

641 школа, в том числе 85 школ в рамках программы «100 школ и 100 больниц».

Построено

университетов,

больниц и поликлиник

Также активно создаются инновационные образовательные центры, такие как «20

интеллектуальных школ», «Новый университет в Астане», международный университет информационных технологий в Алматы.

124 больницы и поликлиники.

По программе «Болашак» Только в этом году успешно завершили обучение 763 человека

Создан уникальный медицинский холдинг, который предоставляет казахстанцам медицинские услуги в соответствии с лучшими международными стандартами.

Такие сложные операции, как операции на открытом сердце, теперь проводятся и в областных центрах. Этот холдинг спасает тысячи жизней граждан, ждавших годами очереди на операции.

Рождаемость возросла В 1,5 раза

Ммладенческая и материнская смертность Уменьшилась вдвое

Минимальный размер заработной платы Вырос более чем в 5 раз

Средний размер пенсии Повысился в 5,5 раза

Областной бюджет Карагандинской области в 2010-2013 года

Млн. тг. \ год 2010 2011 2012 2013

Образование 13. 374 14. 983 11. 775 12. 411

Здравоохранение 22. 514 25. 061 19. 394 19. 744

Социальная помощь и социальное обеспечение 6. 351 4. 471 4. 344 4. 494

Жилищно-коммунальное хозяйство 8. 638 7. 765 3. 957 4. 196

Культура, спорт, туризм, и информационное пространство 7. 098 5. 547 5. 753 6. 039

С 1993 года мы направляем молодежь на учебу в лучшие зарубежные университеты по программе «Болашак». Только в этом году успешно завершили обучение 763 человека. Мы должны позаботиться об их трудоустройстве. Выпускники «Болашака» уже в самом ближайшем будущем составят костяк высокопрофессиональных кадров страны.

Кардинальные изменения происходят и в системе здравоохранения.

Создан уникальный медицинский холдинг, который сегодня предоставляет казахстанцам медицинские услуги в соответствии с лучшими международными стандартами.

Такие сложные операции, как операции на открытом сердце, теперь проводятся и в областных центрах. Мы спасаем тысячи жизней наших граждан, ждавших годами очереди на операции.

Казахстанские ученые одними из первых в мире разработали отечественные вакцины против птичьего (А/Н5N1) и свиного (А/Н1N1) гриппа. В целом предпринятые государством меры в области здравоохранения позволили приостановить негативные тенденции в состоянии здоровья населения.

Так, в 1,5 раза возросла рождаемость, вдвое сократилась младенческая и материнская смертность, увеличилась средняя продолжительность жизни, что в целом способствовало повышению естественного прироста населения. Этим мы выполняем главную задачу государства – заботиться обо всех наших гражданах и их здоровье.

Расходы социального сектора неизменно составляют почти половину всех расходов государственного бюджета. В 2007 году Всемирный Банк оценивал уже Казахстан как страну со средним уровнем дохода.

В целях улучшения демографической ситуации и социальной поддержки семей с детьми с 2003 года государством выплачивается единовременное пособие в связи с рождением ребенка, с июля 2006 года - пособие по уходу за ребенком до достижения им одного года.

Только в этом году пособие на рождение ребенка получили 297 тыс. человек, а пособие по уходу за ребенком – 145 тыс. человек.

Более чем в 2 раза - с 13,5% до 6,4% - снизился уровень безработицы.

Мы спасли от краха рынок недвижимости, решив проблемы десятков тысяч наших обманутых граждан, и вправе ожидать от строительных компаний в самой ближайшей перспективе исполнения всех своих обязательств перед казахстанцами и государством.

Финансовая система страны, испытав серьезное внешнее давление, продолжает работать в нормальном режиме.

В 2009 мы проводили грандиозную по масштабам работу по восстановлению инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. Казахстанская «Дорожная карта» создавала рабочие места, в то время как в мире эти места сокращались. Эту работу продолжили.

Только в 2009 году объем международных договоренностей по реализации совместных проектов после встреч с лидерами многих государств Европы, Азии, Ближнего Востока оценивается на сумму около 25 млрд. долларов инвестиций.

В 2009 году завершилась реализация около 260 промышленных и инфраструктурных объектов.

Благодаря принятым антикризисным мерам Казахстан заканчивает 2009год- тяжелый для всего мира год с положительными результатами в экономике.

Хорошими темпами развивалась наша столица – главный символ и опора Независимости, сердце нашей Родины. За год в Астане введен ряд новых объектов – комплекс высотных зданий «Қазақстан темір жолы» и «Лукойл», крытый стадион, учебные корпуса Нового международного университета и школ, торгово-развлекательный комплекс «Керуен», жилые комплексы, автодороги и другие объекты.

Правительством приняты первоочередные меры по стабилизации ситуации с ростом цен на ГСМ и продукты питания, решению проблемы дефицита мест в детских садах.

Сегодня по всей стране развернуто строительство детских дошкольных учреждений. Специальные комиссии и рабочие группы осуществили 122 выезда для разбора вопросов на местах. Многие граждане получили работу, направлены на лечение, им оказана материальная помощь.

Это сделали министерства, акиматы всех уровней. Пусть это станет правилом в их работе.

Все это говорит о возможностях казахстанской экономики, о разумности наших стратегических планов и правильности их исполнения, потому что мы всегда концентрировались на возможностях, а не на проблемах.

Реализация программы «Дорожная карта» в 2010 году.

Реализация Государственной программы форсированного индустриально- инновационного развития в Карагандинской области в 2010 году.

Открыты новые предприятия Создано рабочих мест

Новое производство по добыче и переработке угля на месторождении 190

Жалын в Жанааркинском районе.

Проект «Добыча и переработка железной руды». 88

Завод по производству стальных панельных радиаторов в Бухаржырауском 35

районе.

Производство запасных частей и сборка техники «КАЗБЕЛАЗ» на 27

Карагандинском литейно-машиностроительном заводе.

Производство полиэтиленовых труб. 15

Цех абсорбционной рафинации и фасовочной линии. 7

Проект «Реконструкция производственного комплекса птицефабрики». 180

Проект «Строительство второй очереди теплотехнического комплекса с 45

попутным получением металлургического кокса из угля». Итого: 587

Рассмотрев несколько походов к роли государства в современной экономике, с нашей точки зрения наиболее приемлемым является общественный подход, при котором основной функцией государства является решение разнообразных (социально-экономических, политических) проблем в рамках общества. Из предоставленного материала следует вывод, что если государство будет ставить перед правительством и обществом в целом конкретные задачи экономической, политической и социальной модернизации общества и контролировать их выполнение, то поставленная цель будет достижима.

В своей речи Н. Назарбаев отметил, что «Определяя нашу миссию как построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущим ему национальным единством, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения, мы должны иметь в виду, что высокие темпы роста достигаются не пресловутыми директивами , а свободным рынком, жесткой финансовой политикой, невмешательством государства в действие рыночных сил, самоограничениями в потреблении и сильными накоплениями, широким притоком в страну иностранных инвестиций, новых технологий и знаний, а также современной инфраструктурой и образованием. Все другие пути – тупиковые».

Нельзя абсолютизировать роль государства, недооценивая роль рынка. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально- экономические проблемы современного общества. Перекос в ту или иную сторону может привести к деформации рыночных процессов, снижению эффективности производства.

Все социально-экономические программы РК были направлены на экономический рост и повышение благосостояния граждан, Казахстан быстро развивается и это доказывает нашу гипотезу.

Главный аргумент:

В 1994 году ВВП на душу населения в Казахстане составлял чуть более семисот долларов.

К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мировой опыт показывает, что в первые 20 лет независимости ни одна страна не достигала такого результата.

Список литературы:

«Программа 2030»

Послания президента РК 2007-2011 годов

«Основы экономической теории» учебник для 10-11 класса под редакцией С. И. Иванова 2006г.

«Основы экономических знаний» учебник для 8 класса под общей редакцией Сатубалдина

Государственный бюджет, бюджет Карагандинской области и города Караганды за 2006-2009 года.

Экономические функции

Регулирование денежного хозяйства и контроль за деятельностью банков и иных организаций, влияющих на состояние денежного рынка

Охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг

Приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства.

Помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедности социальное бедствие и причину политических конфликтов.

Воздействие на ход экономических процессов в стране с целью устранения преград для быстрейшего роста благосостояния ее граждан и предотвращения экономических кризисов.

Факторы развития социальной сферы

Уровень развития экономики

Величина накопленного национального богатства и духовного потенциала общества

Климатические особенности страны

Плотность населения страны

Уровень жизни населения

Состояние государственных финансов

Национальные традиции коренного населения

✓ Основная часть суммы – 136,8 млрд. тенге – направлена на проведение работ по ремонту, строительству и реконструкции социальных объектов и инфраструктуры

✓ На 1. 12. 2010 г полностью завершены работы на 3379 проектах, или 94% всех принятых к реализации проектов, а освоение составило 97% от общегодовой суммы.

✓ Местными исполнительными органами заключены договоры с 6,5 тыс. предприятиями и организациями по созданию социальных рабочих мест. Освоение составило 2,9 млрд. тенге

✓ На социальные рабочие места трудоустроено почти 36 тыс. человек из целевых групп населения.

✓ В рамках расширения программ молодежной практики заключены договоры с 13,5 тыс. предприятиями и организациями, на которые органами занятости направлены для трудоустройства 38,8 тыс. выпускников.

✓ По данному направлению освоено 2,9 млрд. тенге.

✓ Создано порядка 133. Тыс. рабочих мест, на которых трудоустроено около 129 тыс. человек

✓ При это почти 89 тыс. человек трудоустроены по направлениям органов занятости, в том числе 17 тыс. человек из числа малообеспеченных семей – получателей адресной социальной помощи

✓ Средняя заработная плата работников, занятых на проектах «Дорожной карты» составила 35 тыс. тенге

На реализацию Стратегии региональной занятности и переподготовки кадров в 2010 году выделено порядка 150,6 млрд. тенге.

✓ С целью организации подготовки и переподготовки кадров в регионах на обучение направлены 72 тыс. человек, с учетом набора по государственному образовательному заказу 2009 года в количестве 20 тыс. человек

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)