Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль пейзажа в рассказе Александра Иличевского «Известняк»

Александр Иличевский в последнее время приковал к себе внимание как критиков, так и читающей публики. Это внимание распространяется не только на его романы, но и на рассказы, вышедшие в 2008 году отдельной книгой ("Пение известняка"). Обратимся одному из рассказов, напечатанных в журнале "Новый мир", № 11 за 2006 год и позднее вошедшем в эту книгу, – "Пение известняка".

Сразу же бросается в глаза отношение героя (Семена) к лесу, по которому он бродил. Герой считает лес своим домом, или даже центром этого дома («что он его пенаты»). Это не просто отсылка к устойчивой риторической формуле: в определенном смысле, как будет показано ниже, лес (и весь окружающий героя ландшафт в целом) действительно выступает по отношению к нему в качестве хранителя, отчасти и одушевленного. Традиционный топос указывает дальнейший путь истолкования текста. В лесу Семен ощущает себя частью природы, он словно растворяется в ней (паутина со лба, хлещущий по плечам осинник, сыпящаяся за воротник хвоя). Здесь он действительно у себя, на своем месте. Становятся очевидными доброжелательность и открытость героя. Пейзаж помогает понять его настроение. Оно умиротворенное, спокойное. Иличевский дает довольно подробное описание леса: упоминаются «запах перегноя», «запах прелого земляного сумрака», «крошево отмерших веточек», «орешник», «грибы», «покров солнечной многоярусной листвы». По данному описанию можно судить о достаточной близости героя, повествователя и автора: заинтересованное внимание к природе характерно для них.

«Архитектурность» метафор, использованных в описании природы («многоярусный покров солнечной листвы», «колоннада дубов»), замечательна. Природное сравнивается с искусственным, натура с техникой. Так подчеркиваются организованность, упорядоченность мира, присутствие в нем четко различимой структуры. Подтверждаются слова критика Сергея Белякова: «Вселенная Иличевского разумна и действительна, познаваема и вычислима». С помощью же метафорических эпитетов («прохладную чернику», «солнечную землянику», «костянику, брызгающую оскоминой») переданы разнообразие и красота мира природы (здесь представленного ягодами), oценить которые герой вполне способен. Этому же эффекту способствует создаваемая асиндетоном интонация перечня. Асиндетон также передает последовательность действий героя и подчеркивает его знания и умения («разложить костер, заварить зверобою»).

У читателя создается общее представление о лесе, в котором есть место и глубокий родник, и деревьям, и ягодам, травам, грибам. Для героя лес является местом отдыха, душевного спокойствия и негромкой радости.

Обращает на себя внимание и такая приметная деталь ландшафта, как дуб. Герой «лег доспать под дубом». В юности он уходил от внутреннего неудовлетворения (пустоты) в дубовую рощу. Автор использует мифологему священного дерева, которое притягивает к себе героя и создает связь между Богом и человеком.

Иличевский воспринимает природу как необходимое человеку для жизни наглядное пособие. «Обретал ли он тогда в лесу Бога (так потом иногда ему казалось)? – вряд ли: Скорей лишь мысль о Нем, не полоненную словами». За всезнающим повествователем явно слышится голос самого автора, доверяющего природе больше, чем людям. Естественное противопоставляется искусственному, подлинное – неподлинному. Человеку писатель не слишком доверяет. Для Иличевского человеческий язык очевидно не достаточен.

Именно в дубовом лесу происходит переписка между героем и девочкой. Чувство влюбленности, испытываемое в том числе и на расстоянии, подпитывается перепиской через дупло дерева. Отсылка к пушкинскому «Дубровскому» очевидна, но более важным представляется то, что часть ландшафта выступает в качестве помощника героя.

Близость героя к миру природы и даже слитность с ним могут быть прослежены через видение героем ландшафта и описание последнего, а также через воображение героя. И «складки», и «лощины», и «каменистое ложе речки», и «желтые рытвины», и «холмы» создают впечатление о живой, дышащей, сложно организованной местности. Движение поверхности передается с помощью глаголов «ползали», «вздымались» (экскаваторы), «виляли» (дороги), «ползли» («БелАЗы»). Техногенное и собственно природное в этом пейзаже сливаются – динамика объединяет их. Недаром повествователь упоминает «напряжение ландшафта»! Асиндетон, употребленный в тексте, объединяет картины разделенных близкого и дальнего планов видимого героем. Но одновременно употребление одной и той же синтаксической фигуры делает эти планы подобными друг другу, создает общую, цельную картину природы: «поля, перелески, шнурок шоссе» и «чертополох, лопухи, зонты медвежьих дудок». Дополнительно подчеркиваются ширь, разнообразие и неповторимость мира, окружающего героя.

Особая роль в тексте отводится первому описанию известняка (в дальнейшем он будет вновь описываться при описании склонов карьера). Увлечения героя тесно связаны с этой горной породой. Автор обращает внимание на такую деталь ландшафта, как «уступы рельефа, размытые рекой». «Пластины известняка» были испещрены «отпечатками древних растений». Деталь (камень на ладони героя) подчеркивает внимательный, любовный интерес героя не только к геологии, но и к миру в целом.

Герой как бы сам видит, как он идет по дну оврага: видение и воображение сливаются в едином процессе, герой растворяется в природе, ощущает себя ее частью. Метафорический эпитет («стеклянными стрекозами»), сравнение («как ртуть по стеклу»; о разлетавшихся водомерках) вносят в текст экспрессию, создают образы насекомых и сосредотачивают внимание читателя на необычном характере тропов, применяемых автором. Особенно важно описание раковин моллюсков. Перламутровые спирали радужного цвета ассоциируются с цветами природы и жизнью. Характер использованных метафор свидетельствует о связи всего со всем, общей упорядоченности мира. Как говорил в интервью сам писатель, «метафора должна переместиться в узловые звенья, в которых происходит более высокого порядка управление смыслом. » Например, сравнение перламутра с нефтяной пленкой: « движущийся цвет разлитой нефти, многосоставный цвет белого света фантастически соединялся Семеном с доисторическими многослойными зеркалами – створками ископаемых моллюсков, послойно запечатлевших фрагменты древней эпохи». Операция сравнения происходит по двум причинам. Во-первых, они одинаково преломляют свет. Во-вторых, и нефть, и раковины связаны с памятью о прошлой, исчезнувшей жизни (сравнение, о котором говорится выше - не троп, а прием). Попутно вводится мотив многократного отражения, связанный с представлением о взаимодействии составных частей одного большого целого. То, что относится к раковине и нефти, может быть отнесено и ко Вселенной.

Асиндетон и синтаксический параллелизм, употребленные автором, помогают передать единство героя с природой, обретения им спокойствия и ощущения связи с Богом. Эта связь и душевное спокойствие заключены в молчании героя, вызванном «стрекотом кузнечиков», «гудением шмелей в клевере, кипрее, иван-да-марье»; в молчании, возникнувшем от шороха слабого дождя, который запутался в кронах, «не достигнув головы, лица, земли, ладоней»; в молчании, возникнувшем от звуков леса: «хрупа гусениц, скрежета древоточца, скрипа коры, дроби дятла, от шума переломленного героем трухлявого дерева». Подробные перечисления создают ощущение мира и спокойствия, может быть, несколько сонного. Ощущение природы такой, какова она есть, характерно для героя. Отсюда приходят счастье и умиротворение.

Подчеркивая «солнечное одиночество» героя, Иличевский приводит читателя к мысли о том, что именно в природе герой находит душевное равновесие и духовный комфорт. Рождают их не только лес, со своими тайнами и загадками, но и другая важная составная часть окружающего персонажа ландшафта – «заброшенный карьер».

Обращает на себя внимание метафора, с помощью которой автор изображает озеро на дне карьера. Это «осколок бутылочного стекла», который был вправлен в известняковый камень. Вновь природное и рукотворное уподоблены друг другу. Описание карьера, с бездонным озером внизу, у читателя вызывает интерес, а для героя он является чудом.

«Вертикальные склоны» карьера уводили к истории жизни на Земле и представляли из себя «мозаичный портрет древней природы», «отпечатки ископаемых животных». Склоны хранили в себе нечто живое. Героя притягивает к себе необычность заброшенного карьера, его тайна и история, а также жизнь, которую можно увидеть через века.

Любознательность и интеллектуальность героя просматриваются в его отношении к этому карьеру, через восприятие его и отношение к явленной ему в камне истории. Ощущение живой истории и сопричастности с ней, ощущение собственного «я», как части чего-то большего передано с помощью описания действий героя: «Всем телом он приникал к теплым, пахнущим школьным мелом глыбами известняка». Тайна и красота завораживают героя, он находится в карьере «среди блесток – мизерных вкраплений кварцевых и аметистовых друз».

Автор подробно описывает карьер, в котором находятся и «усатые танкетки трилобитов», и «окаменелые зонтики существ», напоминающих недоразвитых осьминогов, и моллюски, похожие на «уходящую вдаль улицу».

Находясь в царстве камня, герой видит испещренные «паршой коралловых скоплений» склоны, иглы морских ежей на них и обломки раковин. И всюду – ощущение жизни. Оно наблюдается и в пучке хвоща (деталь), и в спиленном куске дерева, на котором ребристая грань годичных колец, и в пятипалых отпечатках триасов, похожих на человеческие. Особо выделен увиденный героем птицеящер, ради которого он рисковал жизнью. Жизнь в камне соединена с жизнью человека, ради жизни в камне человек рискует собственной.

Ландшафт пленяет героя, герой растворяется в истории, обретая через это ценность собственного существования.

Герой, увлекающийся живописью, заносит минералы и ископаемые моллюски в свой альбом, испытывая при этом возвышенные чувства от общения с историей, ощущая себя ее частью (и испытывая от этого счастье). Копируя останки древних растений и животных, Семен обретает дополнительные связи с природой, а, значит, и с Богом.

Пейзаж (ландшафт) у Иличевского связан с портретом. Чтобы подчеркнуть неразрывную связь героя с природой (ландшафтом), автор обращает внимание на такие детали портрета, как «самодельные налокотники», «наколенники», которые герой при каждом спуске в карьер натягивает на себя. Холстина («повязывал поясницу холстиной») служила не только для целей безопасности, но и для определенного места, куда можно было положить необходимые для рисования предметы: копировальную бумагу, карандаши, «ломоть черного хлеба». Непритязательность и заинтересованность героя показаны с помощью данных деталей портрета. Подробно описывается автором спуск героя в карьер. Портрет динамичен, он передает не только движения героя, но и то, как меняется его настроение, чувства.

Сначала он спускается медленно, со скоростью, напоминающей медлительность солнца. Очевидно, чувствовал страх. Передан затягивающий взгляд героя вниз, от которого «он слеп», испытывая все тот же страх. Взгляд был вынужденным, герой должен был найти выступ, на который можно поставить ногу. Движения героя продуманы, рассчитаны и опасны. Он делает один «шажок» за другим. Ощущение страха передано через описание движение героя. Большую роль выполняют глаголы движения. С помощью их подбора, а также с помощью асиндетона и синтаксического параллелизма показано слияние героя с камнем, слияние с историей и чужой жизнью, от которых зависела его собственная: «Он вжимался, впивался, вливался в камень всем телом, всем существом». Чувство страха охватывало его полностью. Испытываемый внутренний дискомфорт заставляет героя останавливаться. Прилипая к известняку ртом, чтобы не стонать, сглатывая его, герой становится его частью, полностью принадлежит ему. Чувство страха смешивается с чувством восторга, испытываемого от преодоления препятствий героем и от достижения поставленной перед ним цели. В человеке происходят внутренние изменения: становится тверже воля, возникают чувства самоуважения, удовлетворения и радости. Изменение позы героя свидетельствует об опасности, ее преодолении и ощущении счастья: «вжимался», «затаивался», «крался», «сползал».

Метафорическое описание спуска позволяет Илличевскому также передать восторг приобщения к подлинной жизни. Исторические («О, Талласса!» - крик древних греков, наконец-то увидевших море, из исторического труда Ксенофонта "Анабасис"), театральные, метеорологические и зоологические ассоциации позволяют лучше представить происходящие с героем перемены.

В портрете выделена такая деталь, как «пятно». Пятно – это отпечаток человека на стене карьера. Повествователь видит его как карту распластанного силуэта, на которой есть туловище грудь, солнечное сплетение, раскинутые руки, мимика лица, перекошенный от ужаса рот. Взмокнувший от внутреннего напряжения герой прижимается к стене известняка, оставляя свой след на нем. Герой вжимается в стену известняка, но пятно быстро тает на горячем камне. Он сливается с неживым, которое является памятью о живом. Он уподобляется камню, происходит взаимообмен между героем и стеной. Герой подражает известняку.

Сродство с камнем передает и такая деталь, как «гроздь кварцевых штырьков». Именно ее кладет в рот герой, прикусывает, чтобы «не захлебнуться» при падении со скалы. Слитность с природой происходит во время ливня. Олицетворения, употребленные автором, помогают представить наступление бури и ее последующее развитие: «солнце задело за почерневший край карьера», «тень наползла на озеро», «налетел ливень», «ударил в шею». Герой, подвергшийся необычайной опасности и высохший после ливня, продолжает оставаться на склоне (из-за «великого труса» – то есть трясения). Примечательно, что после ливня и герой, и «белокаменная равнина» вместе освещены закатным солнцем (и, значит, объединены). Солнце вернулось, чтобы помочь человеку решиться.

Природа принимает человека, словно чувствуя неразделимую связь с ним, спасает его: « в воду вошел благополучно ; сознание не потерял – от удара, едва не оторвало голову. Но всплывал долго». Метафорические эпитеты в сочетании с метафорой (изумрудный столб тесного разлома, пузырьковое бурлящее серебро) создают представление о беспокойном и спасающем озере.

Повтор слов («пить – пить, пить»), параллельно расположенные слова («пить, кусать воду , хлебать, глотать ») передают не только жажду, но и общее нервное состояние героя. Вновь в этот момент показана слитность с природой. Поза героя (просидел до темноты), взгляд («неотрывно глядя») передают уже спокойствие и умиротворение: он смотрел, «как дрожат и елозят на воде листы из его папки, привлекшие белизной стайки мальков и верховок». Внимание героя поглощено озером и его реакцией на следы деятельности пришельца.

Рискуя жизнью в своих наблюдениях за природой, герой становится еще теснее с ней связанным.

Возникающий в тексте мотив звезд передает единство природы, связь всего со всем. Герой отдается этой природе, сливается с ней: «Сидел, и в голове были только эти мальки, верховки, привлеченные листами, , как звезды прорубью звезды в синих лодках качались над головой». Эти синие лодки звезд передают подобие воды (земли) и неба.

Во время возвращения через заводскую зону герой садится в остановленный бульдозер и врезается в стену. Этот бессмысленный акт разрушения придает ему сил. Герой обретает нелюдские черты: «створчатые перепонки взметнули воздух», «мрак выдавил глаза», «прошил тьму пустырей поселковых окраин». В странных метафорах отчетливо переданы приобретенные стремительность и чуждость героя.

Обратимся к финалу рассказа. Герой видит сон. Бульдозер таранит «пустую, позвякивающую породу будущего», известняк. Известняковых пластов множество, от них отслаиваются «отпечатки древних растений», в пустотах появляются новые сочные побеги. Герой видит в живых распустившихся побегах, сплетенных в зародыш, себя. Природа мертвая (камень) превращается в природу живую (ожившие ископаемые растения), а природа живая порождает его самого. Онтогенез следует за филогенезом, развитие индивида повторяет развитие жизни вообще. Во сне герой наблюдает за процессом становления собственной личности (именно это и составляет сюжет рассказа). Теперь, осознав и поняв произошедшие с ним изменения, герой рассказа находит свое подлинное «я». Именно об этом свидетельствует возникновение двойника. Его узнавание означает также и взросление. Перед лицом природы герой проходит процесс становления. Прошлое находит свое продолжение в настоящем. «Жизнь не пропадает бесследно, но каменным ли отпечатком, легким ли дыханием обретает бессмертие в ландшафте» (Сергей Беляков). Добавим – порождая и воспитывая новую жизнь.

Пейзаж у Иличевского связан с названием рассказа и его основной мыслью. Название соотносится с горной породой, которая имеет непосредственное отношение к сюжету рассказа. С помощью пейзажа высказана мысль о неразрывной связи человека с природой, их единении и обретении, благодаря этому, собственного «я» героем.

Пейзаж в рассказе Илличевского многофункционален. Он помогает понять внутреннее состояние героя, отдельные черты его характера и внутреннего мира. Пейзаж помогает определить отдельные черты характера повествователя.

С помощью пейзажа высказана основная мысль текста, пейзаж соотнесен с названием. В тексте созданы разнообразные картины природы, которая помогает человеку найти себя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)