Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сказки о Красной Шапочке: Новые проблемы и новые решения

Проанализировать сказки о Красной Шапочке, найти их сходство и различие и выяснить мораль каждой сказки.

- учиться самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы,

- сравнить интересующий исследователя литературный материал,

- работать со справочной и художественной литературой,

- обработать и систематизировать полученную информацию,

Основные методы исследования:

- подумать самостоятельно,

- изучить литературу по данной теме,

- получить информацию из Интернета,

- спросить у других людей, у специалистов.

  • Проблемы, поднимаемые в сказках, созданных столетия назад, очень актуальны и в наше время - нарушение норм морали, несоблюдение приличий, непослушание взрослым, неспособность защитить слабого, нерешительность,
  • Снижение интереса к чтению, неспособность и неумение ребят ориентироваться в мире художественной литературы, незнание сказок.

Три сказки

На один из уроков внеклассного чтения мы получили задание рассказать о любимой сказке своего детства. Я отправился в библиотеку, чтобы взять книгу <<Красная Шапочка>>, ведь это моя самая любимая сказка. Каково же было моё удивление, когда библиотекарь предложила мне на выбор целых три сказки! Вернее, сказка-то была одна и та же <<Красная Шапочка>>, но авторы были совершенно разные. Одна из них - французская народная сказка, автор другой - Шарль Перро, а третью написали братья Гримм. Я попросил разрешения взять все три сказки, ведь мне очень захотелось узнать, чем же они отличаются друг от друга.

Французская народная Братья Гримм Шарль Перро сказка

Таким образом, цель моей исследовательской работы - проанализировать сказки о Красной Шапочке, найти их сходство и различие и выяснить мораль каждой сказки.

Чтобы достигнуть этой цели мне нужно было решить следующие задачи:

  • учиться самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы,
  • сравнить интересующий меня, как исследователя, литературный материал,
  • работать со справочной и художественной литературой,
  • обработать и систематизировать полученную информацию.

Проблема

Передо мной встала проблема: Найти сходство и различие этих сказок и узнать, для чего одну и ту же сказку разные авторы истолковали по-разному.

Гипотеза

Я предположил (выдвинул гипотезу), что может быть в этих сказках: а) разные герои, б. ) различия в сюжете, в. ) разная мораль,

Схожесть сказок

Когда я прочитал все эти сказки, то увидел, что они имеют много общего: это похожий сюжет о девочке, обманутой волком, это одни и те же герои - девочка в шапочке красного цвета, за что её и прозвали Красная шапочка, мама, бабушка, волк и дровосеки во французской сказке и сказке Перро и охотник у братьев Гримм.

Сюжет и мораль народной сказки

Разницу в сюжете я заметил сразу. Если в сказках Шарля Перро и братьев Гримм Красная Шапочка съедена волком, то во французской сказке девочке благодаря своей хитрости и ловкости удаётся освободиться от коварного волка и вернуться домой целой и невредимой. Вот как это было: <<Не поверил волк Красной Шапочке, привязал её бабушкиной ниткой за ногу и держит за конец, чтоб далеко не убежала. А Красная Шапочка вышла, нитку оборвала да на дерево влезла. Волк дёрг за нитку - никого! Побежал за девочкой, а на дерево забраться не может.>> Я думаю, что мораль народной сказки такова: Даже маленькая девочка, если будет находчивой и смелой, сможет победить врага сильнее её.

Сюжет и мораль сказки Шарля Перро

А вот героиня сказки Шарля Перро была очень общительной и разговорилась с незнакомым ей лицом, ведь оказывается: <<Бедная девочка не знала, что с волком опасно останавливаться разговаривать>>. Она в подробностях рассказала, где живёт её бабушка.

Если в народной сказке Красная Шапочка - ловкая, находчивая девочка, которой удалось обхитрить врага, то Красная Шапочка Шарля Перро - доверчивая и бесхитростная, сама попала в сети, расставленные волком. Вместо того, чтобы <<изо всех сил бежать по короткой дороге>>, она <<побрела шажком по самой длинной>>.

Она не задумалась о последствиях и исполнила просьбу волка: <<Положи куда-нибудь пирожок да горшочек масла и иди приляг со мною>>.

Мораль сказки Шарля Перро: Нельзя вступать в очень тесные отношения с незнакомцами, иначе за это можно поплатиться своей жизнью.

Сюжет и мораль сказки братьев Гримм

Может быть поэтому в сказке братьев Гримм так много внимания уделяется наставлениям матери: <<. иди скромно, как полагается, в сторону с дороги не сворачивай. А как войдёшь в комнату, не забудь с ней поздороваться, а не то, чтоб сперва по всем углам туда-сюда заглядывать!>>.

Авторы показывают Красную Шапочку заботливой внучкой. Уж если она и нарушила запрет матери, то не потому, что просто <<забавлялась дорогою>>, <<гонялась за бабочками, рвала цветы>>, а только потому, что решила: <<хорошо бы принести бабушке свежий букет цветов, - это будет ей приятно>>.

А после всех пережитых неприятностей Красная Шапочка обещает: <<Уж с этих пор я никогда в жизни не буду сворачивать одна с большой дороги в лесу без матушкиного позволения.>>

Мораль сказки братьев Гримм: Будь послушным, не нарушай запреты взрослых.

Итак, прочитав эти три сказки, я сделал вывод, что герои одни и те же, таким образом моя первая гипотеза не подтвердилась. Зато я оказался прав, когда предположил разницу в сюжете и различии морали сказок.

Мораль и время создания сказок

Конечно, мне было интересно узнать, что повлияло на то, что, при похожем сюжете мораль сказок каждый раз изменяется.

Мне пришлось обратиться за помощью к учителю. Подумав, мы выдвинули ещё одну гипотезу: А может быть, мораль сказки напрямую зависела от того, в какое время, она была написана?

Учитель истории посоветовала мне обратиться к историческим справочникам.

Используя справочную литературу, энциклопедию и Интернет, я узнал, что

Французская сказка была создана в 15 веке. Из уроков окружающего мира я знаю, что это время называлось Средние века. Это было время рыцарских турниров и рыцарских подвигов. Время, когда высоко ценились храбрость, смелость, а главное - ловкость и хитрость. Поэтому смелая и находчивая героиня сказки должна была обязательно освободиться от коварного волка и вернуться домой целой и невредимой.

Наступил 17 век. Мораль и нравы стали строже, уже не ценились так высоко хитрость и изворотливость. Зато на первое место вышли соблюдение правил приличия. Поэтому французский сказочник Шарль Перро изменил первоначальный вариант сказки. Мораль сказки Шарля Перро такова: Юные девушки должны опасаться незнакомцев.

Мораль сказки братьев Гримм тоже понятна: <<Будьте послушны, и взрослые вас вознаградят.>>

Спаситель Красной Шапочки

Ещё один немаловажный факт вызвал у меня интерес. Почему именно в сказке братьев Гримм так много внимания уделяется спасителю Красной Шапочки и её бабушки?

Если в первых двух сказках это были дровосеки, а описание их подвига занимает 2-3 строчки, то в сказке братьев Гримм это заботливый охотник, который проходил в ту пору мимо и подумал: <<Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может ей надо чем помочь.>>, а описание его действий занимает почти треть сказки.

И стрелять в волка он не стал, а <<подумал, что волк , может быть съел бабушку, а её можно ещё спасти, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку>>.

Ответ на свой вопрос я нашёл, когда читал о жизни братьев Гримм. Оказывается, именно в те годы, когда братья создавали свою сказку, их любимая Родина была порабощена Францией, войсками Наполеона. Нищета, голод, унижение царили в Германии. Народ ждал, что вот-вот появится освободитель и защитит его от страданий.

Может такой обнадёживающий конец сказки связан с мечтами немецкого народа, страдающего от несправедливости? Вот поэтому и появляется в конце сказки добрый и сильный покровитель - охотник, спасший всех от злого и коварного негодяя - волка.

Таким образом, прочитав все три сказки, я сделал вывод:

<< Используя сюжет одной и той же любимой всеми сказки, авторы, жившие в разные эпохи, показали проблемы, стоящие перед обществом в разное время, и нашли способы решения этих проблем.>>

Я считаю, что моя исследовательская работа заинтересует многих моих сверстников, ведь проблемы, поднимаемые в сказках о Красной Шапочке , созданных столетия назад, очень актуальны и в наше время: - нарушение норм морали, несоблюдение приличий, непослушание взрослым, неспособность защитить слабого, нерешительность,

Используя такие методы исследования, как

-подумать самостоятельно,

-изучить литературу по данной теме,

-получить информацию из Интернета,

- спросить у других людей, у специалистов я выполнил свою исследовательскую работу, которую представил вашему вниманию.

Результат труда - информационный материал в виде мультимедийной презентации.

Я знаю, что многие пытались переработать эту сказку в современное время (муз. фильм, мультфильмы. ) И всё-таки, несмотря ни на что, эта весёлая, милая, немного беззаботная девочка и в наше непростой век одерживает победу над недотёпой-волком.

Ведь во всех сказках, независимо от их времени появления на свет, добро всегда побеждает зло!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)