Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Сравнительно анализ стихотворений Афанасия Фета «Не тем, Господь, могуч, непостижим» и Максимилиана Волошина «Готовность»

Не тем, Господь, могуч, непостижим

Ты пред моим мятущимся сознаньем,

Что в звездный день Твой светлый серафим

Громадный шар зажег над мирозданьем.

И мертвецу с пылающим лицом

Он повелел блюсти Твои законы,

Все пробуждать живительным лучом,

Храня свой пыл столетий миллионы.

Нет, Ты могуч и мне непостижим

Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,

Ношу в груди, как оный серафим,

Огонь сильней и ярче всей вселенной.

Меж тем как я – добыча суеты,

Игралище ее непостоянства,-

Афанасий Фет Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,

Ни времени не знает, ни пространства.

«Готовность»

Я не сам ли выбрал час рожденья,

Век и царство, область и народ,

Чтоб пройти сквозь муки и крещенья

Совести, огня и вод?

Апокалипсическому зверю

Вверженный в зияющую пасть,

Павший глубже, чем возможно пасть,

В скрежете и в смраде – верю!

Верю в правоту верховных сил,

Расковавших древние стихии,

Из недр обугленной России

Говорю: «Ты прав, что так судил!

Надо до алмазного закала

Прокалить всю толщу бытия,

Максимилиан Волошин Если ж дров в плавильной печи мало,

Господи! Вот плоть моя!».

Сравнительно-сопоставительный анализ

Афанасий Фет – поэт XIX века, предшественник символизма:

- Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной

Ты думы вечной догоняешь тень;

Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился беззакатный день.

Максимилиан Волошин – поэт XX века, символист:

-Я голос вопиющего в пустыне

Кишащих множеств, в спазмах городов,

В водоворотах улиц и вокзалов

Два поэта, представляющие разные эпохи. Что же связывает их? Чем похожи стихотворения «Не тем, Господь, могуч, непостижим» А. Фета и «Готовность» («Я не сам ли выбрал час рожденья») М. Волошина? На этот вопрос я попытаюсь ответить в своем анализе.

«Не тем, Господь, могуч, непостижим» Оно было написано в 1879 году. Литераторов того времени волновала тема назначения поэта, которая нашла отражение в этом стихотворении.

Условно стихотворение можно разделить на две части, которые противопоставлены друг другу. Первая часть раскрывает общечеловеческое преставление о религии:

- Не тем, Господь, могуч, непостижим

Ты пред моим мятущимся сознаньем

Возможно, под эпитетом «мятущимся сознаньем» он подразумевает свою душу, которая находится в смятении, не находя покоя.

- Что в звездный день твой светлый серафим

Громадный шар зажег над мирозданьем

Как поэтично выражает лирический герой волю Господа с помощью эпитетов «звездный день», «светлый серафим»! Эти слова означают величие и святость.

«Мертвецу с пылающим лицом» - неожиданный и очень яркий оксюморон. Почему же Господь «повелел блюсти» божественные законы ему? Может быть, мертвец – это солнце Поэтому далее звучат слова «все пробуждать живительным лучом» Но для лирического героя оно является лишь мертвецом, бездушным предметом, «громадным шаром». И солнце, поднимаясь из-за горизонта, начинает новый день, новую жизнь! Так же, как и все люди на земле верят в Бога, в его силу, потому что он дал людям жизнь. Но для лирического героя сила Господа в другом:

- Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,

Ношу в груди, как оный серафим,

Огонь сильней и ярче всей вселенной

О каком огне говорит герой? Вероятно, это его душа или поэтический дар. Он будто признает свою ничтожность в сравнении с Богом: «я сам, бессильный и мгновенный». Используя перифраз, он называет себя «добыча суеты, игралище ее непостоянства». Лирический герой покорно следует своей судьбе, не может противостоять жизненным законам, но в душе у него есть частичка Бога – божественное начало – огонь, который «вечен, вездесущ» как Господь, «ни времени не знает, ни пространства».

Что же хотел сказать нам Фет этим стихотворением? Он не случайно отождествляет себя с «мертвецом с пылающим лицом», храня внутри себя огонь. Возможно, своим поэтическим даром он также способен пробуждать души людей?

«Готовность» («Я не сам ли выбрал час рожденья») - стихотворение Максимилиана Волошина. Оно было написано в двадцатом веке. Изменилось время, страна, но незыблемыми остались такие понятия, как вера и Бог. 1921 год, очень сложное время для России: революция, Гражданская война. О чем это стихотворение? Первая строфа – вопрос, который задает себе лирический герой и на который позднее дает ответ. В словах «Чтоб пройти сквозь муки и крещенья совести, огня и вод» видно скрытое сравнение лирического героя с Иисусом, пожертвовавшим жизнью ради блага людей. Во второй строфе используются очень яркие эпитеты: «апокалипсическому зверю», «зияющая пасть». Лирический герой описывает Россию тех лет: кровавую, «обугленную», разрушенную большевизмом, а вокруг «крик и смрад». И вот он ввержен в эту пропасть, он «пал глубже, чем можно пасть». Казалось бы, все надежды потеряны, это конец. Но «в скрежете и смраде – верю!» Герой не случайно ставит в этом предложении тире. Он выделяет слово «верю», усиливая его, придавая особое значение

- Верю в правоту верховных сил,

Расковавших древние стихии,

Из недр обугленной России

Говорю: «Ты прав, что так судил!»

Лирический герой верит в Бога, в его правоту. Он «прав, что так судил!» России нужна была эта революция и война, чтобы «до алмазного закала прокалить всю толщу бытия». Какая сильная метафора! Необходимо прорвать серость будней, сделать жизнь прочной, прозрачной, драгоценной, как алмаз. К тому же, эти строки говорят о великой роли России. Достаточно вспомнить, что именно она освободила мир от Наполеона. Здесь же и пророчество: в будущем Россия выполнит еще одно великое дело – остановит Гитлера, не даст ему уничтожить мир.

- Если ж дров в плавильной печи мало,

Господи! Вот плоть моя!

Лирический герой готов пожертвовать собой ради России и разжечь огонь. Связав свою судьбу с судьбой Родины, он никогда не отречется от нее. Возможно, в решении самопожертвования герой не одинок, и в России были такие же люди, как он. Главные эмоции стихотворения- страдание, боль за Россию, которые возникают от видения «обугленной России», от малейшего соприкосновения с окружающим миром. Умение видеть в простых вещах нечто поэтическое, возвышенное, значительное и интересное говорит о лирическом даре Волошина:

- Заката алого заржавели лучи

По склонам рыжих гор. и облачной галеры

Погасли паруса. Без края и без меры

Растет ночная тень. Остановись. Молчи.

Социальная тема характерна для Волошина. Довольно часто в своем творчестве он обращался к общественным проблемам. Так и в стихотворении «Я не сам ли выбрал час рожденья» В этом я вижу основное отличие его лирики Фета, который никогда не обращался к социальным проблемам. Но что же общего в этих стихотворениях?

Во-первых, в них присутствует тема Бога. Во-вторых, они были созданы в годы великих потрясений. В-третьих, и Фет, и Волошин говорят о своем назначении в жизни: «Все пробуждать живительным лучом» - «Если ж дров в плавильной печи мало, Господи! Вот плоть моя!»

Стихотворения Фета и Волошина вызывает у читателя очень сильные чувства. А, может быть, и в нас есть божественное начало? Или мы также сможем пожертвовать собой ради блага людей?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)