Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина». Мысли и чувства автора

Лермонтов, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от ложного пути находится только в народе.

Н. А. Добролюбов

Самое поразительное происходит всегда случайно. Я перелистывала альбом с репродукциями художников XIX века. Особенно мне понравился «Пейзаж с берёзками». Вспомнились слова: «средь жёлтой нивы», «чета белеющих берёз». И я с удивлением обнаружила, что эти строчки о Родине и картину написал один и тот же человек - М. Ю. Лермонтов, мой любимый поэт.

Во все времена писатели обращались к теме Родины. Одни воспевали победы над врагами, другие - родную природу. В творчестве М. Ю. Лермонтова нашло отражение и то, и другое. Развивая традиции А. Н. Радищева и А. С. Пушкина, он мечтал увидеть Россию свободной, а народ – независимым и сильным.

Особенно больно было размышлять Лермонтову о судьбе Родины, когда он находился в ссылке. Его любовь к отчизне противоречива: самодержавная Россия бесконечна дорога ему и одновременно ненавистна. В стихотворении «Тучи» поэт сначала сопоставляет себя с тучками («Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»), а потом противопоставляет себя им («Чужды вам страсти и чужды страдания»). У тучек нет Родины и быть не может. У поэта она есть. Поэтому ему очень жаль расставаться с «милым севером», с друзьями – со всем, что так дорого его сердцу. В стихотворении же «Прощай, немытая Россия» совершенно другое настроение. Лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить «в стране рабов», быть постоянно под надзором властей. Он ненавидит Россию, покорную, униженную, «страну господ», в которой царит беззаконие и произвол. В данный момент жизни поэт отрицает существующую действительность, его душа мечется, не знает покоя, она в постоянном движении, в отстаивании своих целей.

Итогом многолетних поисков и раздумий является стихотворение «Родина», написанное в последний год жизни поэта. Перед нами спокойный, мудрый, наделённый жизненным опытом лирический герой, который отличается от реального поэта тем, что это художественный образ, выражающий мысли и чувства М. Ю. Лермонтова. Главное для лирического героя не поступки, а состояние его души: переживания и размышления. Он действительно выстрадал эту любовь к Родине, поэтому так эмоциональны слова:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой

До Лермонтова не один поэт не определял так противоречиво свою любовь к Родине, как это сделал он, употребив короткий, вдруг обретающий смысл союз «но». Мы ожидаем, что в дальнейших строчках стихотворения поэт раскроет смысл своей «странной любви», но он не делает этого.

При помощи анафоры (повтор союза «ни») автор настойчиво передаёт чувства героя, показывает, к чему он равнодушен:

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Здесь инверсия, при помощи которой создана эта строфа, подчёркивает значимость слова «мечтанья». Оно стоит в конце строки, и на него падает логическое ударение. Поэт-романтик перестал мечтать? Нет, перед нами уже поэт-реалист. Взгляд его демократичный, точный, искренний. Сыновнее чувство выражено предельно обнажённо:

Но я люблю – за что, не знаю сам-

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Розливы рек её, подобные морям

А степи эти и леса раскинулись на пути от Пензы к Тарханам, но дорога ведёт ещё дальше. Она проходит через Тамбов, Воронеж, затем сворачивает, устремляясь на юг, на Кавказ. Но как бы ни любил край свободы и вольности Лермонтов, как ни рвался туда, его колыбель оставалась здесь. Именно умиротворяющая природа средней России вызывает у поэта щемящее чувство:

Просёлочным путём люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Рефреном через всё стихотворение проходит слово «люблю» (употребляется трижды). Повтор подчёркивает те картины природы, которые близки и дороги лирическому герою. Он любит жизнь такой, какая она есть; счастлив и рад видеть «в степи кочующий обоз», «чету белеющих берёз», «полное гумно», «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». Всё это создаёт неповторимый облик отчизны, неотъемлемой частью которой является народ. «Во всех своих стихах он мрачен и капризен, но стоит ему коснуться народа, тут он светел и ясен», - писал Ф. М. Достоевский, подчёркивая, что Лермонтов создал свой образ Родины.

В стихотворении поэт ни разу не использует слово «Родина». Вкладывая более глубокий и патриотический смысл в это понятие, он употребляет возвышенное – отчизна, потому что его восхищает величие народной России. Автор готов разделить с крестьянами их веселье, глядя с сочувствием и любовью на «пляску с топотом и свистом под говор пьяных мужиков».

Вот, оказывается, какая «странная любовь» М. Ю. Лермонтова к Родине: у поэта выступают слёзы умиления от встречи с «мужичками», но совсем не трогает «слава, купленная кровью». Он осознаёт, что нищая Россия – это и его Родина. Отсюда такое щемящее чувство жалости и отрады к отчизне, которую М. Ю. Лермонтов понимает «истинно, свято, разумно».

Стихотворный язык поэта-реалиста сохраняет присущую его романтическими произведениями выразительность. Любовно выписанный образ крестьянской России в её зримых бытовых приметах лишён развёрнутых метафор. Но М. Ю. Лермонтов не отказывается от широкого использования эпитетов: «заветные преданья», «отрадного мечтанья», «дрожащие огни печальных деревень», которые отражают мятежность чувств. Его шестистопный ямб в начале стихотворения звучит неторопливо и величаво и становится вольным, достигает естественной непринуждённости народно-поэтической речи, когда он признаётся в любви к отчизне.

Для всех людей Родина – очень важное в жизни понятие, но у каждого она своя. У М. Ю. Лермонтова – Тарханы, где он познал и счастье детства, когда над ним, младенцем, звучала песня матери, и одиночество, и тоску. Став взрослым, понял многое: Родина – это не одно имение, а вся Россия. Возвращаясь вновь и вновь к стихотворению «Родина», я убедилась в том, что эстетический идеал поэта связан не с могуществом государства, а с теми ценностями, которые он находил в народе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)