Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Истоки «чудаковатости» героев В. М. Шукшина (на примере рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик»)

В своей работе мы попытаемся выяснить, каковы же истоки «чудаковатости» героев В. М. Шукшина. Полагаясь на рассказы «Мастер» и «Крепкий мужик», попытаемся определить типы «героев с чудинкой», «чудиков». Кроме того мы в своей работе рассмотрим некоторые особенности художественного мира писателя. Мы считаем, что тема нашего исследования очень интересна и актуальна. Во-первых, в 2009 году отмечается 80-летие со дня рождения В. М. Шукшина. Во-вторых, В. М. Шукшин поднимает и пытается решить очень важные нравственные и эстетические вопросы: извечный вопрос добра и зла, любви и измены, справедливости и сострадания к ближнему, веры и безверия, уважения и ненависти, лжи и правды.

Деревенская проза занимает одно из ведущих мест русской литературы. Основные темы, которые затрагиваются в произведениях такого жанра, можно назвать вечными! Это вопросы нравственности любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время.

Особое место в этом ряду занимает творчество мастера народного слова, искреннего певца родной земли Василия Макаревича Шукшина. Писатель родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь.

В. М. Шукшин прожил всего 45 лет, причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т. д. ), что 10-12 лет и из этого небольшого числа, прожитого им на земле,- только и всего!- можем мы отнести к годам собственного творческим, но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев, пьес, поставить пять фильмов по собственным сценариям. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он накануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по-настоящему, по большому счету.

Шукшина как художника задевали любые жизненные проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал ,что все, что есть в жизни человеческой, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и кадров фильмов. Он никогда не искал материалов для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что мы видели и слышали. Но там где, мы равнодушно скользили глазами – ничего интересного, пожимали плечами - ничего особенного, слушали в пол-уха- банально скучали- как долго тянется время, убивали часы на ожидание и праздное времяпровождение,- там, именно там Василий Макарович видел и слышал и интересное , и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное. Самая что ни на есть текучка жизни, которая так нас задает и угнетает, она-то и давала ему и «сюжеты» и «характеры».

Может быть, потому иные критики «подталкивают» сейчас Шукшина к Иакову, что и ему, как Антону Павловичу Чехову было дано за самым, казалось, заурядным, невыразительным и даже плоским жизненным фактом или событиями увидеть, услышать и передать, поставить с великой силой самые волнующие, противоречивые социальные и нравственные вопросы, «вопиющие» вопросы человеческого бытия.

У Шукшина важен весь рассказ, все его герои и характеры « не в общих вытверженных героях, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: «да это, кажется, знакомый герой».

Правда времени живет у Шукшина не только в сценариях «выступлениях» героев, нередко и даже вовсе не в них, а в каком-то «воздухе», психологической роли рассказа - хорошо очищаемом при внимательном чтении, но трудно поддающемся логически. Как ни определяешь, как ни анализируешь, а все чувствуешь собственную недосказанность, невольное огрубление смысла произведения и образа героя.

Шукшина часто ругали за некрасивах героев, за их пугающую грубость, ругали категорично, резко, с искренностью и злобой. Полярность мнений, резкость оценок возникали, как ни странно, именно потому, что герой не выдуман. Но ведь « когда герой не выдуман, он не может быть только безнравственным или только нравственным. А когда он выдуман в угоду кому-то, чему-то, тут он, герой,- явление что ни на есть безнравственное. Здесь надумали кого-то обмануть, обокрасть чью-то душу»

Поначалу рассказы писателя читали и пожимали плечами: реализм ли это? Притчи какие-то, анекдоты А Шукшин продолжал говорить об односельчанах, потому что « в деревне весь век человек на виду». В его героях поражало соединение абсолютно противоположных сил, черт характера. Совместимость несовместимого, непредсказуемость поступков, импульсивность. И критика заговорила о «чудиках», «странных людях» Шукшина как главной теме его творчества Слово «чудик», «чудаковатый», с «чудинкой», произведённое, вне всякого сомнения, от слова “чудак”, не однозначно ему по смыслу, а имеет вполне самостоятельную окраску, и даже не одну. “Чудики” очень разнообразны. Но что же их объединяет? Прежде всего - неординарность этих личностей. Живёт в деревне (и не только в деревне) человек вроде бы такой, как все. Но нет. Есть в человеке эта самая “чудинка”, которая выделяет его из среды односельчан и делает, действительно, предметом насмешек, пересудов и пренебрежения или умиления, удивления и восхищения. 3

Тема «чудинки человеческой», «чудаковатости» отнюдь не отличается новизной: она « имеет в советской литературе свою прочную традицию, в основании которой - Горький и Шолохов». М. Горький писал, что «чудаки украшают мир», у М. Шолохова же мы читаем: «человек он без чудинки голый и жалкий». И совершенно напрасно читатель неодобрительно относится к «чудаковатому герою», видя в нем пародию, потому что он- излюбленный персонаж многих поколений русской и мировой литературы, чья биография началась Дон-Кихотом, а до того питала целые пласты национального фольклора. В «чудаковатом герое» художественно-гуманистическая мысль традиционно воплощала тему беспримесного и бесхитростного добра, противопоставленного жесткой прагматике жизни. «Чудаки», «блаженные», «юродивые», «нищие», «отверженные» - есть , таким образом определенный и беспрерывно воспроизводимый мировой литературою архетип человеческого поведения. И нельзя не признать, что Шукшин использовал один из парадоксальных приемов художественно- гуманистического мышления, который в русской литературе получил утверждение именно в лице такого ее гиганта, как Достоевский, и в несколько меньших масштабах у Лескова.

Герой Шукшина прост и наивен, словно ребенок. На самом же деле ему уже под тридцать, молодость на исходе, жизнь отлилась в какие-то определенные формы. Радуясь жизни, как солнцу, восторгаясь ее пленительной красотой, он не может справиться с переполняющими его чувствами и начинает чудить тоже просто и наивно.

Для Шукшина «чудак», «дурачок» - явление весьма поучительное В рассказах писателя проверяется не столько соответствие «дурачка» современным нормам и требованиям, сколько способность героя сохранить в себе незамутненно- нравственное, одухотворенное отношение к меняющейся жизни, не поддаться на соблазны ума, эгоизма и равнодушия. «Естественная, природная чистота, совестливость, талантливость- это немало, особенно в век иных умников, забывших об этих качествах»,- полагает В. Горн.

В своих героях, которые поступают не «как все», Шукшин пытается разглядеть грани человеческой непосредственности и талантливости. Талантливость в рассказах писателя- это тоже своеобразная особенность « чудаковатого героя». Потому что «творчество,- говорит писатель,- есть один из способов раскрытия правды своего времени; показать правду, как и красоту, может только талантливый человек»

Шукшин никогда не бросает ненужных слов, не пускает в глаза внешнюю красоту фраз - пустотцветов, но говорит точно, метко. Мы еще не прочитали и абзаца, но перед нами уже предстает совершенно неординарная личность. Многие рассказы писателя состоят из «мелких, но досадных историй», нелепых эпизодов, смешных и в то же время грустных. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен.

Но у него всегда разумная дума. Они остро и порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком.

Сергей Безменов отрубил себе 2 пальца, когда узнал об измене жены (рассказ «Беспалый»). Оскорбил очкарика в магазине хам-продовец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель. Герои Шукшина могут даже покончить с собой («Сураз», «Жена мужа в Париж провожала»), потому, что они (герои) не выдерживают оскорблений, унижений, обиды. Чаще всего поступки Шукшинских героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости. В. М. Шукшин пытается «раскрыть», понять своих странных, с «чудинкой» героев. Сюжеты произведений Шукшина построены на воспроизведениях кульминационных, “самых жгучих”, долгожданных моментов, когда герою предоставляется возможность в полной мере проявить свою “особенность”. Новаторство В. М. Шукшина связано с обращением к особому типу – “чудакам”, вызывающим неприятие окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

«Чудики» Шукшина часто не удовлетворены своей жизнью, они чувствуют наступление всеобщей стандартизации, скучной обывательской усредненности и пытаются выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Вообще у Шукшина свое особое отношение к человеку, не такому, как все: к дурачку, юродивому, кликуше. Он (Шукшин) знал и видел, что в «дурачке» правда времени вопиет так же неистово, как в гении, так же нетерпеливо, как в талантливом, так же потаенно и неистребимо, как в мыслящем и умном”. Иван – дурак у Шукшина – прямой родственник его Чудика. Их сближает доброта и совестливость, природная одаренность, открытость, а значит, и незащищенность перед злой силой. «Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие недостатки, - пишет Д. И. Лихачев. – В старое время в Древней Руси, доброго не назовут глупым. Дурак в русских сказках добрый. А, следовательно, поступает по - умному и свое получит. Шукшин показывает своих «чудаковатых» героев как хранителей той тайны русской души, которую можно определить как тягу русского человека к красоте и свободе, оправдывающие их лень ,«дурашность» и не всегда положительные поступки.

Получат ли «свое» «чудики» Шукшина? Будет ли оплачено им добром за добро? Возможно ли торжествование правды, справедливости на этой земле или нужно уповать только на Бога и Его праведный суд? Неистребимо зло в мире и в душе человека – в этом причина драм и трагедий многих «чудаковатых» героев.

В России ХХ века роль “уходящего сословия” досталась крестьянству. Но именно “уходящее сословие” на грани своего ухода может с наибольшей глубиной выразить и свою собственную природу, и сущность целого народа.

Шукшин не только ввел в русскую литературу своего героя, но и обновил строй русской прозы, соединив динамический сюжет с философскими рассуждениями, лирические интонации с сатирическими.

Его герои это не “чудаки”, далекие от реальности, живущие в идеальном мире, а именно “чудики”, живущие в реальности, но стремящиеся к идеальному и не знающие, где его искать, куда девать накопившуюся силу.

Одни “чудики” свою жизненную неудовлетворенность превращают в злость, которая превращается в странное последствие, другие “чудики” обладают способностью замечать красоту жизни в самых, казалось бы, обычных и незначительных ее проявлениях. Поэтому и отношение автора к своим героям меняется – от любования до сопереживания, сомнения, философского рассуждения.

Большинство рассказов писателя - рассказы о его земляках, бесхитростных и безыскусственных. Шукшин чутко уловил социальные перемены в современной действительности, духовные настроения своего времени. Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила написать Шукшина многие рассказы. Это главным образом, рассказы о простодушных, порой смешных в своей наивности «чудиках», так их называл сам писатель. Это и рассказы об озорных, безрассудных в своих поступках натура, которые томятся однообразием и серостью окружающей жизни, душа которых тоскует, жаждет «праздника», стремится к чему-то иному, чего они сами не вполне понимают. Василий Макарович очень надеялся на душевную чуткость своего читателя, на читательский художественный дар. Он был убежден, что незачем навязывать людям свои нравственные оценки происходящего, если эти оценки следуют из художественного смысла рассказа, повести, романа. Во многих своих произведениях Шукшин задает один из своих главных вопросов: в чем Истина? В русском языке рядом с этим словом стоит слово правда. Она включает в себя истину и справедливость. И уж никто иной, как герои самого Шукшина пытаются ответить на этот главный вопрос его жизни.

Так, например, в рассказе «Степка» - о молодом парне, которому осталось сидеть в тюрьме три месяца, сбегает и ,не скрываясь, приходит в родную деревню. Он знал, что его поймают, но « уж соскучился сильно по дому». Милиционер не спорит - « в деревне весной хорошо». Но какое отношение это имеет к побегу. Милиционер думает про Степку: «А по лицу не скажешь, что дурак». Шукшин оставил за пределами, какие страдания принес Степка матери и отцу своим побегом, новым тюремным сроком. То есть оставил это воображению читателя. А в рассказе вся деревня радостно празднует возвращение Степки. И первой почувствует беду немая девушка-сестра Степки. В рассказе нет прямого вопроса: правильно или неправильно поступил герой? И нет вопроса: дурак или не дурак? Рассказ «Степка» стучится в сердце читателя: ты-то помни, что живут на свете такие «чудики», способные на необъяснимые , на первый взгляд странные поступки.

Но достаточно много у Шукшина героев, в своем безрассудстве доходящее до непонятного озлобления и жестокости, «праздник души» которых выливается в уродливые формы (рассказ «Срезал» и «Крепкий мужик»). Все эти характеры, совершенно непохожи, не оставляют читателя равнодушным. Любит ли всегда своих героев Шукшин – он не дает однозначных ответов, но главное – не спешит их осуждать за неприглядный поступок, а стремится проникнуть в его душу и понять ее. Почему его же герой поступают именно так, а не иначе, что его (героя) побуждает совершить такой поступок.

интересен характер героя рассказа «Крепкий мужик» - Шурыгина, который совершает непонятный, дикий поступок: просто так трактором сваливает церковь. Заглядывая вместе с писателем в душу героя, мы обнаруживаем, что она пуста. В ней (душе) не воспитанно нравственное, духовное чувство, не развито эстетическое начало. Поэтому для него церковь всего лишь сооружение из хорошего кирпича, который можно применить с пользой, например, пустить на свинарник. «Я ее (церковь) свалю. Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода-то брать В воскресенье Шурыгин стал пробовать. Подогнал три могучих трактора На разной высоте обвели церковку тремя толстыми тросами, под тросы- на углах и посреди стены- девять бревен. » Он (герой) оторван от своих корней, от своей культуры и, как следствие этого – расчеловечен.

История нашей страны, которая началась в октябре 1917г и длилась более 70 лет, была явлением неодиозным. После падения советской системы общество раскололось на тех, кто с ожесточением критиковал ее, и на тех, кто оставался ее убежденным сторонникам.

Не берясь давать оценку ушедшей эпохе, отметил, что характерным для нее было отрицательные отношения к религии. Это привело к тому, что не одно поколение современных людей оказалось, отлучено не только от своей веры, но и от определенной части национальной культуры, выросшей на этой духовной основе. Этим во многом объясняется поступок героя рассказа – Шурыгина. «Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом,- крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей – вроде и не слышал их и не видел». В рассказе говорится о том периоде истории нашей страны, когда церкви уже не разрушали. Но было и такое время, когда в борьбе с «религиозным дурманом» сносили не только маленькие сельские церквушки, но и величественные храмы, имеющие большую историческую и художественную ценность. Неоднократно в рассказе встречается слово грех. В христианской религии называется нарушением закона Божия, воли Божьей.

Вот это-то греховное начало присуще Шурыгину, да и не только. Совершенно спокойно реагирует и председатель колхоза на предложение Шурыгина разобрать церковь, чтобы пустить кирпичи на свинарник. И даже предложение «свалить» церковь тракторами фактически не вызывает возражений, более того после разрушения храма, Шурыгин звонит председателю, чтобы отчитаться в проделанной работе. И также не слышит ни слова осуждения. Резким контрастом безразличию Шурыгина и председателя выглядит сопротивление жителей, матери и жены героя. «Колька, идол ты окаянный, грех-то какой взял на душу! И молчал, ходил молчал, дьяволина Хоть бы заикнулся раз- тебя, может, образумили добрые люди. Проклянут ведь тебя, проклянут! И знать не будешь, откуда напасти ждать: то ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет невзначай» Народ начинает сбегаться, а сельский учитель встал под стену церкви, куда она должна была упасть. Все призывают героя к благоразумию, но Шурыгин остервенел, им движет дьявол.

-Николай, да тебе велели али как? – спрашивали. - Не сам ли уж надумал?

- Мешала она тебе?!

Подвыпивший кладовщик, Михайло Беляков, полез под тросами к Шурыгину.

- Колька, ты зачем это?

Шурыгин всерьез затрясся, побелел:

- Вон отсудова, пьяная харя!

Михайло удивился и попятился от бригадира. И вокруг все удивились и примолкли

Подтолкнули из рядов жену Шурыгина, Кланьку Кланька несмело - видела: что-то непонятное творится с мужем- подошла.

- Коль, зачем свалить- то хочешь?

-Вон отсюдова!- велел и ей Шурыгин. – И не лезь.

Упоение властью наряду со смутным ощущением, что он делает что – то не то, выливается во внешнюю агрессивность. Не случайно жена замечает, что «что-то непонятное происходит с мужем». После разрушения церкви Шурыгин искренне не понимает, что совершил дикий поступок, не понимает, почему так негодуют жители: ведь в церковь они не ходили. Он, улыбаясь, рассказывает продавщице, как «уговорил церкву».

Сомнение правильности своего поступка закрадывается в душу после того, как он услышал злость в ответ продавщицы. Как всякий сомневающийся человек, он хочет оправдать себя, говорит о том, что все равно никто не молится. Но смутное сознание своей неправоты остается. И находит себе оправдание, вспоминает ,как в пору его детства «своротили» с церкви крест, а тот, кто это сделал, стал большим человеком.

Жена и мать Шурыгина – носительницы народного нравственного сознания. Они глубоко чувствуют духовную силу церкви, даже превращенную в склад. Это нравственное народное сознание утеряно самим героем. Его нравственная и эстетичная глухота имеют глубокие корни. В конце рассказа подвыпивший Шурыгин садится за мотоцикл и едет в райцентр. Шукшин замечает, что он любил быструю езду. На наш взгляд эта деталь №3 указывает на то, что герой должен понести наказание за свой греховный поступок. Торжество Шурыгина над окружающими в конце рассказа не абсолютно. Своим отношением к содеянному героем они (жители села) вселили в его душу сомнение, от которого и бежит он, стараясь всеми доступными способами оправдать себя перед собой же. Шурыгин испытывает внутренний страх, страх как предчувствие возмездия. Автор знает ,что за свои добрые и дурные поступки каждому человеку придется расплачиваться.

Мы чувствуем и понимаем, что, по Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить часть своей души. Совершить зло по отношению к другим – это убить большую часть своей души, самого себя.

Что может быть труднее и страшнее жизни с постоянным ощущением своей вины, вечными угрызениями совести? Об этом страшно даже подумать. Так как же быть? Сам автор (Шукшин) не дает однозначного ответа, но как бы, между прочим говорит: «Ведь мы сами расплодили хамов, злодеев, сами Никто нам их так нарочно не забросил». Значит, он оставит решение на совести каждого из нас. А между тем беззаконие, хамство все умножается.

Мы живем среди обозленных агрессивно настроенных, грубых людей. Все это становится нормой поведения и общения. В таком мире зла все труднее жить каждому из нас и всем вместе. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макаревич Шукшин: «Люди, что с нами происходит?»

И чтобы ответить на столь сложный вопрос нужно каждому человеку попытаться сохранить истинные духовные ценности, Заставить критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание.

Вовсе не «Элементарного чуда» хотят шукшинские герои и вовсе не за «будничное «чудо» борются». Не за вежливость продавцов, мелких вахтеров и начальников и не за то, чтобы медицинские сестры умели делать уколы, а телевизионные мастера могли философствовать. Только внешней канвой сюжета совпадают бытовые подробности рассказа. Но понять - то важно как раз то, что каждая подробность у Шукшина - « не деталь быта, а малоуловимые души героя, а если быт, тем не менее, возникает как подробность, то цель его служебная, попутная, вторичная». Вот, к примеру, Семка Рысь – и забулдыга, но непревзойденный столяр (рассказ « Мастер») Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно – проорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь лишнее дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал поддавать. »

Неприглядный портрет. Но, прочитав рассказ, мы все свои симпатии отдаем эдакому «чудику». Чем же взял нас за живое Семка Рысь, какими такими качествами привязал к себе? Может быть, тем, что он действительно прекрасный столяр, умелец, каких поискать, а потому, при всех недостатках, его надо уважать. Разумеется, нет. Хорошо работают, в своем деле и многие другие герои Шукшина, например, Валентина Паратова, портниха («Жена мужа в Париж провожала»), бригадир Шурыгин («Крепкий мужик»), маляр Малафейкин («Генерал Малафейкин») и т. д.

Но ведь ни капельки мы этих «героев – чудиков» не уважаем, одни из них вызывают смех, другие – гнев и недоумение. А Семка Рысь? Ну, понравился ему своей архитектурой старый храм, ну, решил он сам по себе отремонтировать его, обратился к властям церковным и «светским» за помощью, ему отказали: архитектурный памятник – дело государственное, а эта церковка, как ему объяснили в облисполкоме, не оригинальна, поздняя копия владимирских храмов. Ну, нашла на человека блажь и прошла.

Ничего он не добился, не сделал. Казалось только посочувствовать Семке можно, посетовать на то, что так печально, в сущности, и бесцельно протекает его жизнь, но за что же его уважать?

«Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями». Эти слова принадлежат Аристотелю. Если так, то ничего неожиданного, непонятного в нашей симпатии к столяру Семке Рысю и ко многим другим «чудикам». Шукшина нет. Однако намерение Семки отремонтировать церковь, хотя его никто не просит, его способность ради большого интереса дела забыть и прочие «удовольствия». Это намерение и способность уже сами по себе очень дороги и обнаруживают в Семке высокие нравственные качества. «Только теперь, обеспокоенный красотой и тайной церкви, оглядевшись, обнаружил Семка, что между стенами и полом не прямой угол, а строгое, правильное закругление желобом внутрь

На другой день Семка, сказавшись больным ,не пошел на работу, а поехал в райгородок, где была действующая церковь, чтобы предложить батюшке свою помощь в реставрации талицкой церквушки»

Но для подлинной любви мало только одного намерения, и Шукшин это хорошо понимает. Прибегнув к так называемой несобственной – прямой речи, он приоткрывает нам сердце героя, показывает сокровенное в его душе, нерастраченное, подлинное, отзывчивое – мягко и ненавязчиво передает нам ту самую “внутреннюю основу побуждений”: Семка сидит на косогоре, смотрит на красавицу церковь и думает: “Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали ее дожди, заносили снега

Но вот – стоит. Кому на радость? Давно уж истлели в земле строители ее, давно распалась в прах та умная голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли.

О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь, там заметят. Этого заботило что-то другое – красота, что ли? Как песню пел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа.

Милый, добрый человек! Не знаешь, что и сказать тебе – туда, в твою черную жуткую тьму небытия – не услышишь. Да и что тут скажешь? Ну, - хорошо, красиво, волнует, радует. Разве в этом дело? Он сам радовался, и волновался, и понимал, что красиво. Что же? Ничего. Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй ”

Где здесь кончаются мысли Семки Рыся и начинается “лирическое отступление” самого Шукшина? Во всем ли совпадают в глубине своей, в думе о красоте и радости, герой и автор? Да так ли это важно! Главное мы почувствовали что-то самое-самое в этом “чудаковатом забулдыге и непревзойденном столяре”, очень человечное, подлинное, “история души его приоткрылась нам”. Такие как Семка Рысь страдают потому, что очень остро и больно ощущают свою зависимость от силы и лжи. Столкновение с силой, ложью, равнодушием для них (героев) оборачивается чаще внутренней «катастрофой»: потерей смысла жизни, интереса к ней.

Мы считаем, что условно героев Василия Макаровича Шукшина можно разделить на две группы: «чудики» с положительными чертами характера и «чудики» с отрицательными чертами характера. Основанием для такого разделения героев можно считать проявление моральных качеств персонажей (отрицательных - жадность, тщеславие, злость либо положительных - правдолюбие, совестливость, честность, скромность. ) в обычных жизненных ситуациях или тяжелых испытаний, выпадающих на их долю. Исходя из данного разделения героев, мы составили таблицу, опираясь на рассказы «Мастер» и «Крепкий мужик». Глядя на данную таблицу ,мы можем проанализировать и выяснить, кого из них можем отнести к первому типу героев Шукшина, то есть «чудаковатые» герои с положительными чертами характера и ко второму типу ,то есть «чудаковатые» герои с отрицательными чертами характера.

«Мастер» (Семка Рысь)- столяр (положительный характер) «Крепкий мужик» (Шурыгин Н. С. ) - бригадир. (отрицательный характер)

Характеристика героя

«Жил-был в селе Чебровка некто Семка Рысь, забулдыга, но Хорший работник, большой мастер своего дела, беспрекословно выполняет непревзойденный столяр». «Семка не не злой человек. Но ему, как он все указы председателя колхоза, проявляет собственную инициативу в говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои лошадиные угоду начальству.

силы» на что угодно - поорать, позубоскалить, нашкодить- милое дело. Шурыгин:

Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом - Церква -то освободилась теперь заскучал и снова стал поддавать». -Ну.

-Чего с ней делать?

-Закрой, да пусть стоит. А что?

-Там кирпич добрый , я бы его на свинарник пустил, чем с завода возить

-Так ее разобрать надо. Там не кладка, а литье. Черт их знает , как они так клали!

-Я ее свалю. Тремя тракторами зацеплю - слетит как милая.

Описание церкви.

«В Талице церковка была закрыта давно. Она была маленькая, находилась«И осталась она пустая ,церковь, вовсе никому ненужная. Она хоть под косогором. небольшая, церковка, а оживляла деревню, собирала ее вокруг себя,

Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно. Ее, далеко выставляла напоказ».

вероятно, спрятали от праздного взора».

Раздумья героев

«Как-то в выходной день Семка пошел опять к талицкой церкви. Сел на Шурыгин даже и не задумывался, что эта церковь - архитектурный косогор, стал внимательно смотреть на нее и стал думать: памятник 17 века, не уважал да и не разбирался в этом.

-И стоит в зелени белая красавица- столько лет стоит!- молчит. Кому на«Прибежал учитель, уважаемый человек в деревне. !

радость? О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя поле себя эту - Немедленно прекратите! Это же 17 век!

светлую каменную сказку ?Бога ли славил или себя хотел показать? Но Шурыгин:

кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе-Не суйтесь не в свое дело!

к большим дорогам Этого заботило что-то другое - красота, что ли?» Шурыгин махнул трактористам. Моторы взревели.

Отношение героев к памятнику архитектуры

Герой пытается сохранить, отреставрировать памятник архитектуры. Несмотря на недовольство и просьбы односельчан, Шурыгин разрушил

«На другой день Семка не пошел на работу, а поехал в райгородок к церковь.

батюшке. «Моторы взревели. Тросы стали натягиваться. Толпа негромко, с ужасом

Семка: вздохнула. Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны ,куда

-Вы знаете талицкую церковь? она должна была упасть ,стал под стеной.

Знаю! -Ответишь за убийство. Идиот Не смей трогать церковь! Не смей.

-Красота –то какая! Отремонтируйте ее -это же чудо! Я сам возьмусь ее Шурыгин:

отремонтировать. За лето сделаю! Мне жалко- такая красота пропадает! -Уйди!- и на шее у него вспухли толстые жилы.

Батюшка: -Давай, какого. !-заорал Шурыгин трактористам.

- Сходи к митрополиту. Я этим не заведую. Земля вздрогнула, как от снаряда, все заволокло пылью. »

Митрополит:

-Какая же это будет борьба с религией, если государство начнет новые приходы открывать? А что говорил с нами, про это не говорите никому.

Чувства и качества героев

Одно намерение Семки отремонтировать церковь, хотя об этом его никто Чувство радости ,выполненного долга перед председателем овладевает не просит, его способность ради большого дела забыть прочие Шурыгимым.

«удовольствия»-это уже само по себе очень дорого «Потный, весь в пыли и известке Шурыгин пошел звонить председателю и обнаруживает в герое высокие нравственные качества. колхоза.

Шурыгин:

-Все, угорела!- весело закричал он в трубку.

Председатель, видно. Не понял.

-Кто угорел?

-Да церква-то! Все, мол, угорела. Ага! Все в порядке. Гробанулась здорово!

Оценка поступка окружающими

«С тех пор он про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к Мать Шурыгина:

ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора -Кто тебя счас-то подталкивал- рушить ее? Кто? Дьявол зудил руки? Идол поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, курил и молчал. Люди ты окаянный, грех-то какой взял на душу! Ведь тебя, проклянут! И

заметили это, и никто не решался заговорить с ним в это время. И зачемзнать не будешь, откуда напасти ждать; то ли дома окочуришься, то ли он ездил в область, куда ходил тоже не спрашивали. Раз молчит, значит где лесиной прижмет невзначай».

не хочет говорить об этом, значит - зачем спрашивать. » Жена Шурыгина:

-Пошел к черту! Он теперь дружок тебе. Харя твоя бесстыжая, необразованная! Просили, всем миром просили- нет! Вылупил шары-то свои»

Продавщица:

-Мешала она тебе, стояла? Руки чесались у дьявола? Вот счас гирькой по кумполу дам, узнаешь, как посередь ночи людей добрых будить.

Наказанием для Семки явилось людское равнодушие, безответственностьНаказание за греховный поступок.

окружающих , боязнь их перед вышестоящим начальством. Теперь душа «. Шурыгин налил сразу полный стакан водки ,выпил, закурил»

его замкнута, жизнь не имеет смысла. «К кирпичам уже ни один дьявол все равно не притронется,- подумал

Шурыгин.

-Ну и хрен с ними! Сгребу бульдозером в кучу, и пусть крапивой зарастает!».

«Мотоцикл, помчался по ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду»

Автор ставит своего героя, человека доброго и совестливого, в условия, требующие всех душевных запасов добра и стойкости, чтобы не сломаться, не разувериться, видя, что ультрасовременная нахрапистая дрянь якобы и есть лицо нашего времени, а совесть и порядочность будто бы безнадежно устарели.

Несмотря на свою «простоту» ,«чудики» размышляют над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни «прав, кто умнее?» И всеми поступками доказывают, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, «чудоковатым», немного странным.

«Чудоковатые» герои Василия Макаровича Шукшина откровенно, независимо, горячо спорят о вечном и сиюминутном, о смысле жизни, о призвании человека. Некоторые из них предпочитают «не говорить во всеуслышанье», а думать, размышлять с самим собой. Многие из таких героев - максималисты, не склонные к компромиссам, покорности или вмешательству. Они готовы исправить всех и вся, предлагая свои собственные идеи, поправки, усовершенствования, а многие из них, любя жизнь, ценя ее радости, в самой реальности открывают нечто новое, незамечаемое другими, как, например, Семка Рысь («Мастер»), священник («Верую»), Саня Неверов («Залетный»).

Все эти «чудоковатые» шукшинские герои живут в реальной обстановке, отнюдь не тяготясь повседневностью.

«Чудики» пытаются всё постичь своим умом, познать на собственном опыте. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека.

А по Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души.

Автор восхищается героями- фантазерами, эдакими «чудиками», воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой, которой так не хватает в суетной жизни. Талантливые люди почти всегда щедры.

И тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Задача человека – освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности, хотя так не всегда бывает(например, Шурыгин, Колька Панкратов). Но как вернуть прекрасное, если оно утрачено? Именно поэтому «чудаковатые» герои готовы постоянно пребывать в поиске истины. В этих противоречиях поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества. Мерилом ценности этих героев писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни – вот основной критерий истинного, главное испытание героя на прочность.

Сам Шукшин постоянно сомневается, мучительно размышляет о нашей жизни, о ее смысле, задает самому себе бесконечные вопросы, дает на них часто неудовлетворительные ответы. И многие его «чудаковатые» герои похожи на своего создателя мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред. Но всегда писатель чтил в человеке искренность, прямоту, доброе начало.

Даже в самом заблудшем «чудике» он хотел видеть что – то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.

Все шукшинские «чудики» - это, в сущности, люди с неудовлетворенной духовной потребностью. Отсюда их чудачества, иногда совсем невинные, иной раз – на грани нарушения закона и даже за этой гранью. Земля и люди сегодня, их бытие, их будущие судьбы – вот что волнует писателя, приковывает его внимание. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности терпения и доброты – через них узнается человек, а через него – время и сущность бытия.

Василий Шукшин знал и прекрасно понимал жизнь. Его знания складывались из личного опыта, наблюдений, проницательного видения, из его искусства понимать, разгадывать сущность явлений, фактов, сравнивать их, сопоставлять.

Василий Макарович сумел задеть читателя, заставить нас задуматься над собственной жизнью, он смог, подобно своим «чудаковатым героям», задать глубокий вечный вопрос: «Что с нами происходит?»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)