Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История возникновения Астраханского казачества

Появление казаков в Астраханском крае

Слово «казак» до революции 1917 г. означало принадлежность к казачьему роду, военному сословию – одному из 5 главных сословий Российской империи. Наряду с дворянством и духовенством казаки относились к так называемым неподатным сословиям.

Первое упоминание о казаках в русской летописи относится к середине XV (15) века в описании ордынского набега на русский город Переяславль – Рязанский. С этого времени начинается развитие двух самостоятельных ветвей казаков, которые позднее сольются в однородное казачье войско.

Одна ветвь представляет собой наемных служилых людей – городовых, сторожевых и реестровых казаков. Они попадают под определение слова «казак», как воин, который служит и находится на поселении, и принадлежит к основному сословию казаков – легкому конному войску.

Другая ветвь – это казачья вольница, объединенная в своеобразные демократические республики. Здесь более подходит определение казаков, как отважный наездник, живущий разбоями и набегами.

Первое знакомство Астраханской земли с казаками произошло почти 500 лет назад. В начале лета 1520 г. правитель Астраханского ханства получил тревожное донесение, что по Волге на судах к столице ханства приближается большой отряд рослых, бородатых ратных людей. Это были рязанские казаки, спустившиеся по Волге из-под Червленого Яра в поисках лучшей доли. Далее они вышли в Каспийское море, дошли до реки Терек, став праотцами будущих терекских казаков.

После завоевания Казани (1552 г. ), Московское войско под командованием воеводы князя Пронского – Шемякина в 1554г. двинулось на Астрахань, т. к. возникла угроза присоединения ее к Крымскому ханству, а Крым был давним противником Русского государства.

Основные силы войска двигались на судах, а по Переволоки (район вблизи современного Волгограда) шли преданные казаки во главе с атаманом Федором Павловым. Царь Иван Грозный повелел: «В третьем полку быть атаману Павлову со товарищами».

Казаками в районе будущего Черного Яра был разбит хан Ямчугей со своим главным отрядом, а начальник взят в плен.

При дальнейшем приближении войска и казаков хан Ямчугей бежал в Крым, а его место занял хан Дервиш-Али признавший власть русского царя.

При возвращении основных сил русского войска в прежние места, в Астрахани оставили воеводу Петра Тургенева и атамана Павлова с казаками.

Однако, вскоре Дервши-Али возобновил политику сближения с Крымским ханством, и оставшимся в Астрахани русским людям пришлось уйти к Переволоке. Новая война была неизбежна.

В 1556г. к Астрахани направились тринадцатитысячное войско воеводы Ивана Черемисина, а по берегу – донские казаки во главе с атаманами Ляпун – Филимоновым и Колупаевым. Они первыми выступили в бой с войсками Дервши-Али. Татары были разбиты, хан побежден, и Астрахань, как и в 1554г. сдалась без боя.

Поле окончательного присоединения Астрахани к России донских казаков оставили для охраны территории и поддержания порядка среди новых подданных.

Вскоре казаки вызвали из Дона 130 семей и начали обживать новые земли. За ними последовали и другие, появилось первое казачье население.

В начальный период на охрану края было оставлено довольно мало казаков, что позволило направить на реку Терек в 1563г. отряд казаков в 500 человек. В 1577г. из Астрахани направили вторую партию казаков, которая основала город Терки и послужило началом Теркского казачьего войска.

Новый край был отделен от Московского государства огромными степными просторами и жил обособленно. Летом сообщение с центром осуществлялось по Волге, где гуляли воровские казаки и грабили проплывающие торговые караваны. Зимой связь поддерживалась по степенным просторам, где хозяйничали крымцы и другие степные народы. Нередко связь с Москвой надолго прерывалась, поэтому охрана и защита территории путей сообщения с Москвой была главнейшей задачей астраханских воевод. Такая роль возлагалась на стрельцов и казаков.

Указанные причины привели к появлению на Волге ряда крепостей – сторожей, часть которых получила название разъездных станиц. Первая из них основалась на острове сосновом, где позже образовался город Хвалынск. Затем были созданы станицы на речках Саратовке (примерно 900км. от Астрахани) и Камьшенке (примерно 730 км. от Астрахани). Четвертая создана на острове Сара-Чин (примерно 500км. от Астрахани), превратилась в город Царицын. В 1586г. образовалась Самарская крепость, казаков которой впоследствии перевели в Оренбургское Войско. Все эти разъездные станицы заселили казаки и их семьи.

«Образование Астраханского казачьего войска: от команды до войска»

Астраханское казачье войско относится к сравнительно небольшим войскам и по официально установленному старшинству числилось седьмым. Однако, Астраханское войско имело несравненно большее, чем численность значение и знаменитую историю, а по времени появления и поселения казаков в Астрахани может претендовать на второе место по старшинству. Во всех семи казачьих войсках, расположенных к Востоку от Волги, казаки появились позже, чем в Астрахани, а Хопёрский полк, по которому установлено старшинство Кубанского Войска 1777-1786г. входило в состав Астраханского казачьего войска.

Особая роль нашего войска обусловлена его местоположением. Во-первых, на протяжении тысячи верст Волга – становой хребет России – несла свои воды по местности, защищать и охранять которую выпало в основном на долю астраханских казаков. Во-вторых, территория Астраханской губернии на сотни верст уходила на юг от середины России, не имея на этом участке устоявшихся границ, находясь под постоянной угрозой нападения со стороны турецкого султана, крымского хана и восточных кочевников.

В 1717г. была образована Астраханская губерния. В ее состав входило обширное пространство юга Российского государства с городами Астрахань, Гурьев - Яицк, Самара, Симбирск, Сызрань, Кизляр, Терки, Царицын, Черный Яр, Красный Яр. Астрахань стала центром губернии. Первым губернатором Астраханской губернии был назначен А. П. Волынский.

Большое значение для развития города и края имел визит в Астрахань российского Императора ПетраI, состоявшийся в 1722 – 1723г. Великий император прибыл в Астрахань для подготовки Каспийского похода, но в силу своей огромной энергии и работоспособности не мог остаться в стороне от насущных проблем развития торговли и промышленности в Астраханском крае. Петра интересовали рыбные и соляные промыслы. После его визита астраханские селитренные заводы стали добывать более половины всей селитры, производимой в России, столь необходимой для выработки пороха.

Ведущими отраслями Астраханской области в XVIII веке продолжали оставаться рыбные и соляные промыслы. Появились первые ткацкие мануфактуры, закладывались судостроительные верфи.

Для охраны рыбных и соляных продукций, торговых грузов и путей сообщения нужна была надежная сторожевая служба. Людей на это катастрофически не хватало.

После подавления восстания 1705-1706г. стрельцы были частью казнены, а большинство направлено на войну со шведами. Бунтовавший Зажарский стрелецкий полк был распущен, однако, из-за нужды в служилых людях, оставшиеся немногочисленные стрельцы были переведены в казаки.

В этих условиях власти приходили к пониманию необходимости более активного привлечения казачества в систему государственной службы. Это было гораздо выгоднее, чем конфликтовать с ними.

Казакам стали отводить земли для хозяйства, выделять средства для обзаведения хозяйством, их освободили от налогов. Так казачество стало, наряду с дворянами и духовенством, бесподатным российским сословием. Казаки же обязывались нести военную службу, охранную, сторожевую, на условиях, определяемых государством. Как уже указывалось, в XVIII в. условия жизни казаков весьма жестко регламентированы. Они прикреплялись к военному ведомству вместе со своим имуществом, самоуправление было фактически ликвидировано.

После образования Астраханской губернии в крае стали активно формироваться казачьи подразделения.

Городские казачьи команды имели свои хоругви и привилегии: свои земли, рыбные, сенокосные и лесные угодья. Команды насчитывали от 50 до 200 человек.

По ходатайству астраханского губернатора, правительственный сенат России принял решение о создании Астраханской трехсотой казачьей команды «из казачьих и стрелецких детей, донских верховых казаков и новокрещенных татар и калмыков». Организовать это непростое дело, было поручено бывшему конному стрельцу Слободчикову Андрею Никитичу. Он в 1704г. был направлен на войну со шведами, отличился в войнах, получил чин полковника. В 1737г. команда была набрана, командиром ее стал Слободчиков. Команде вручили 6 малых знамен бывшего Зажарского стрелецкого полка. Команда была слабовооружена: имели ружья, шашки, дротики. Начальники новой части были набраны из Красноярской городовой казачьей команды, а рядовой состав состоял в основном из крещеных калмыков, непривычных к нелегкой казачьей службе. Все это привело к тому, что из команды калмыки стали убегать, прихватывая коней. К 1744г. в команде из 3000 казаков осталось 111 человек, преимущественно русских. В 1742г. атаман Слободчиков доносил сенату: «Ныне за великими по Астраханской губернии пустошами не только от торговли и промыслов дохода нет, но проезды весьма опасны, и каждого людей и товаров погибает». Он просил увеличить число казаков и создать пять новых казачьих поселений.

Были приняты строгие меры по выявлению всех людей казачьего происхождения и их детей для пополнения команды. Начали снова пополнять команду вольной записью в казаки. По-прежнему этим занимался полковник Слободчиков, который добился того, чтобы все казаки жили в одном месте, что позволило повысить организованность и дисциплину в команде. В 1750г. он добился поселения всех казаков на бугре Сунгур в 4-х верстах от города, где образовалась казачья слободка, преобразовавшаяся после в Казачебугоровскую разъездную станицу.

До этого они жили в разных концах города на дому, а кто не имел дома, тот ютился у своих товарищей.

Казаки – калмыки чаще всего жили в кибитках на дворах русских казаков.

«Культура, быт, духовная жизнь, хозяйственное и социальное обустройство астраханских казаков»

Казачество жило, по сравнению с основной массой русского крестьянства, более зажиточно. Астраханское казачество по уровню жизни было одним из самых благополучных. Астраханские казаки питались лучше, их пища была более разнообразной. Они занимались рыболовством, земледелием, отхожими промыслами, торговлей.

По основным родам занятий станицы можно разбить на 4 группы:

1. Рыболовство и скотоводство – станицы Атаманская, Казачебугровская, Красноярская, Дурновская, Лебяжинская, Замьяновская, Сероглазовская.

2. Земледелие и скотоводство – станицы Косикинская, Михайловская, Копановская, Ветлянинская,Грачевская, Черноярская.

3. Земледелие и отчасти скотоводства – станицы Пичужинская, Александровская, Александро-Невская, Николаевская и частично Царицынская.

4. Торговля, ремесла, извоз, отхожий промысел – городская станица Саратовская, часть казаков Александро-Невской станицы, и часть казаков Царицынской станицы.

Казаки владели довольно обширными юртовыми землями, расположенными вблизи станицы и дополнительными землями, удаленными от них порой на 100км. Земля находилась в общем владении станицы и распределялась по паям. У Астраханских казаков делились по паям, в основном, юртовые земли, а дополнительные земли сдавались в аренду, средства от которых шли на общественные станичные нужды.

В целом, хозяйственная жизнь казаков была не легкой, приходилось постоянно трудиться всем членам семьи, включая детей. Много средств уходило на подготовку казака к службе. Нередко казакам из верховых станиц приходилось идти на заработки в низовые казачьи станицы и рыбные промыслы. Более того на такие заработки шли женщины. В небольшом казачьем Астраханском войске на эти заработки уходило до 700 человек.

Положение казаков, занимавшихся рыболовством, более благополучно. Казаки имели по 2 или более лодок, на которых, кроме членов семьи, работали, нанимавшиеся на весеннюю путину работники. В лучшие годы каждая лодка проносила доходы от 10 до 50р.

Заготовка сена тоже производилась наемными рабочими, преимущественно казаками.

Состояние хозяйства казаков было предметом постоянных забот наказных атаманов.

В 1901г. была введена агрономическая служба во главе с войсковым агрономом, под руководством которого проводился ряд важных мероприятий.

В станицах был 2 центра Культуры.

Духовный центр – станичный Божий храм – посещало практически все население. Центрами общей культуры до самой революции 1917г. были станичные училища, вокруг которых объединялись представители сельской интеллигенции и наиболее развитая часть станичной молодежи.

С 1903г. для народных чтений началось снабжение станичных училищ.

Своей газеты войско не имело, но выпускало отдельные книги по хозяйственным и другим вопросам, в том числе рассказы о службе астраханских казаков.

В 1910г. прошло важное событие в культурной жизни астраханских казаков: была создана своеобразная летопись истории и жизни астраханских казаков, нижневолжского казачества – вышло трехтомное издание: «История Астраханского казачьего войска». Автор этого труда – Бирюков И. А. , ставший впоследствии атаманом.

Устоявшейся традицией казаков была торжественная, очень праздничная встреча главных памятных событий христианской религии: Рождества Христова, Пасхи, Благовещения, Вознесения Господня, Святой Троицы и др. С особым размахом отмечались престольные праздники станиц, связанные с наименованием станичного храма.

Большими событиями станичной жизни были ежегодно проводимые скачки, которые по накалу страстей, делению на группы болельщиков напоминали современные футбольные матчи. Победители получали хорошие призы, а неудачники стремились покинуть на этот раз поле под язвительные насмешки.

Примечательными событиями были свадьбы, проводимые обычно летом после окончания основных полевых работ, а у рыбаков – после весенней путины. Вдовцы по заведенному обычаю женились зимой.

Духовным стержнем казачества было православие, которое преобладало и в нашем войске. В каждой станице первым делом, после их образования, вставал вопрос о строительстве Божьего храма. Церкви строились на собранные казаками средства, часть денег выделялась полковым, а позже Войсковым правлением. К началу XX века все станицы Войска и даже отдельные хутора имели свои церкви.

С давних времён казачество, как и вся Россия, отличалась большой веротерпимостью, поэтому среди казаков встречались представители других конфессий.

Самобытная культура, глубина и устойчивость традиций, обрядов и обычаев астраханских казаков, их глубокая вера в Бога и одновременно уважение к другим религиям составляли внутреннюю духовную сущность отлаженного, жизнестойкого организма Астраханского казачьего войска.

«Конец Астраханского казачьего войска»

В январе 1918 г. большевики разогнали Учредительное Собрание. Всем стало ясно, что к власти пришла диктатура, которая ни перед чем не остановится, чтобы установить в стране свои принципы организации общества. Несогласная с новым режимом часть граждан России выступила с оружием в руках на защиту Российского государственной власти и своей собственности. Началась Гражданская война.

В 1919г. фронты Гражданской войны приблизились к границам Астраханского края. Началась знаменитая Астраханская оборона, длившаяся до ноября 1919г. В сложившейся обстановке Астрахань приобретала большое значение для Советского правительства. Она являлась единственным связующим звеном центра страны с Кавказом, Закаспием и являлась воротами с бакинской стороны.

Как свидетельствуют большинство исследователей и участников революции Гражданской войны, астраханское казачество в массе не поддержало большевистский переворот, но и не приняло активного участия в белом движении. Примечательно, что в январской схватке 1918г. за власть во главе противоборствующих сил стояли два казачьих офицера: председатель ревкома М. Л. Аристов и войсковой атаман И. А. Бирюков.

Зажиточные астраханские станицы не стали опорой белого движения. А ведь Астраханский край был одним из немногих регионов России, который упорно сопротивлялся установленному в нем режиму большевиков. Достаточно сказать, что население города Астрахани в 1918-1919г. поднималось на вооруженную борьбу против большевистской власти, а по селам губернии прокатилось несколько волн крестьянских мятежей.

Повстанцы просили поддержки у казачьих станиц. Но еще 1 февраля 1918г. казачья делегация заявила о безоговорочном присоединении к Советской власти и потребовала сурового суда над организаторами январского выступления. Почему же астраханские казаки, надежнейший плот старой царской власти, долгое время не воспринимавшие революционную идеологию, не выступили против Советской власти. Было III главных причины:

1. Малочисленность астраханского казачьего войска. Ведь до 1917г. казаки составляли лишь около 2% населения тех губерний, где было расположено Астраханское казачье войско.

2. Часть ушла на борьбу с красными к донским и уральским казакам, защищавшим свою территорию от большевиков. Их число составляло около 20-30% боеспособных казаков, астраханских казаков.

3. Экономический фактор.

Большая часть астраханских казаков не попала непосредственно под пресс большевистских экспроприаций.

Военные части из астраханских казаков формировались только в белых армиях. В ходе Гражданской войны сложились две группы астраханских казаков, белоказачьих формирований-уральская и донская.

Уральская группировка действовала на границе Астраханского края и Уральского казачьего войска.

Ее немногочисленность составляла в разное время от 2 до 4 тысяч человек.

В 1919г. в составе белоказачьей Уральской армии атамана Толстова был сформирован особый Астраханский освободительный отряд полковника Сережникова, куда вошли 1-ый Астраханский казачьий полк, Астраханский и Красноярский казачьи пластунские полки. В августе 1919г. отряд Сережникова был переформирован в Урало-Астраханский корпус и принял участие в боях с красными за город Красный Яр. Однако, в ноябре 1919г. белая часть корпуса была пленена красными частями в казахских степях, а уцелевшие астраханские казаки на английских кораблях были эвакуированы в армию генерала Деникина.

Главной и наиболее значительной силой астраханского казачества в борьбе с большевиками являлась донская группа. Здесь находилось Войсковое правительство и исполняющий обязанности атамана. Большую часть этой группы составляли калмыки.

Осенью 1918г. общая численность астраханских казачьих частей составляло около 3 тысяч пехоты и тысячи конных. Астраханская казачья дивизия принимала участие в боях с красными под Царицыным, но коренных астраханских казаков в ней было не более 4-х сотен.

После ухода германских войск с российской территории власть над всеми силами Юга России перешла к генералу Деникину. Он сместил с должности атамана Тундутова. Исполнение обязанностей атамана было поручено Н. В. Ляхову, председателю Войского круга.

После захвата белыми в 1919г. Царицына, а также некоторых верховых станиц Астраханского казачьего войска, появилась возможность получить пополнение боевых частей из астраханских казаков. Атаман и правительство разместились в Царицыне.

Астраханская казачья дивизия под командованием генерала Савельева была пополнена в глубине Астраханской губернии на Черноярском участке в составе Кавказской армии генерала Врангеля. На левом берегу Волги в частях генерала Мамонтова сражался 3-й Астраханский казачий полк. Калмыки же, сведенные в отдельный отряд, развернули наступление на Енотаевку. В августе 1919г. белоказакам донской и уральской группировок даже удалось встретиться у озера Эльтон.

Но это был временный успех. Военное счастье отвернулось от белой армии. В ноябре красные войска перешли в общее наступление и в январе 1920г. заняли Царицын.

В апреле 1920г. остатки астраханских частей были переведены в Крым, где они влились в отдельную Терско-Астраханскую казачью бригаду. В составе бригады было два астраханских полка. Соответственно астраханских казаков в них насчитывалось не более 100 человек. При переформировании в состав полков были включены, кроме калмыков, также горцы и иногородние.

После поражений Врангеля в ноябре 1920г. астраханские казаки вместе с другими белыми частями были эвакуированы в Константинополь (Стамбул). Началась полная страданий и невзгод жизнь казаков в эмиграции.

Атаман Ляхов и часть Войскового правительства выехали в Турцию отдельно от астраханских полков.

В ходе Гражданской войны Астраханское казачье войско было ликвидировано, а Астраханское казачество лишилось всех сословий и привилегий и было уравнено в правах со всем российским крестьянством. Оставшиеся в живых участники Гражданской войны вернулись в свои станицы в подчинение новым властям. Непокорившиеся ушли в изгнание, либо в степные партизанские отряды.

«Возрождение астраханского казачества»

Движение за возрождение российского казачества, подвергшееся репрессиям в годы Советской власти, приобрело широкий размах в конце 80 – х годов. С этого времени стали появляться казачьи общественные организации на территории всех бывших казачьих войск, а также в местах, куда судьба занесла потомков казаков и где они сумели организоваться.

С принятием 26 апреля 1991 г. Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и указа Президента Российской Федерации от 15 июля 1992 г. №632 «О мерах по реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества общественное движение по его возрождении приобрело наибольшую активность. Прежняя политика государства в отношении казачества была признана преступной. Были определены новые принципы государственного отношения к казачеству.

Новая российская власть пошла дальше. С утверждения в 1995 г. Государственного реестра казачьих обществ началось восстановление государственного статуса казачества. В Государственный реестр до 1 января 2001 г. внесено 10 войсковых и 5 отдельных окружных и отдельных казачьих обществ, достигших численности более 650 тысяч человек, проживающих на территории 49 республик, областей и краев Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. №563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» определил механизм привлечения казаков к различным видам государственной службы с учетом традиций казачества.

В настоящее время казаками комплектуются 15 воинских частей Министерства обороны (в том числе 28 – й отдельный Астраханский танковый казачий батальон в г. Буденовске Ставропольского края), 39 – ая погранзастава Федеральной пограничной службы. К не войсковой охране границ привлечены Уссурийское, Забайкальское и Сибирское войсковые казачьи общества. Министерство внутренних дел совместно с органами местного самоуправления создают казачьи дружины по охране общественного порядка. Казаки работают в природоохранной, экологической и таможенной службах.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 8 июня 1996 г. №667 утвердило Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования.

Потомки астраханских казаков не остались в стороне от тех процессов, которые проходили в казачьей среде России в последние годы.

Так, спустя 73 гоод после роспуска Астраханского казачьего войска 20 октября 1991 г. в Успенском соборе г. Астрахани состоялась первая встреча астраханских казаков и был разработан Устав Астраханского союза казаков.

В 1992 г. состоялся первый Большой Круг астраханских казаков, утвердивший Устав и избравший атаманом Е. А. Переловского, а также атаманское правление Астраханского союза казаков.

В 2000 г. в связи с 110 – летием казачьего хора Астраханского казачьего войска, образованного в 1890 г. начата работа по возрождению мужского казачьего хора.

Но, конечно же, сам по себе статус реестрового казачьего общества не решил на тот момент основных вопросов возрождения государственной службы казаков.

В 2001 г. Управление Президента по вопросам казачества и Правительство Российской Федерации утвердили план финансирования отдельного Астраханского окружного казачьего общества по подготовке казаков к несению государственной службы, по возрождению казачьей культуры. Астраханский губернатор А. П. Гужвин утвердил областную целевую программу государственной поддержки на 2001 – 2004 гг. Была оказана поддержка в издании настоящего учебного пособия по истории астраханского казачества. Одним из его авторов стал Н. П. Горбунов, казачий полковник, потомственный астраханский казак. Практически по всем направлениям работы казаки имеют поддержку администрации области и руководителей муниципальных органов власти.

Какие бы трудности ни встречались астраханским казакам на нелегком пути возрождения, они уверены, что справятся с ними.

«С нами Бог и слава предков!» - говорят казаки.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)