Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Святые заступники Руси

Чем необычны были эти люди? Почему именно к ним с мольбой обращаются верующие? Почему их мощам поклоняются? Потому что они заслужили такое отношение своей подвижнической жизнью, своим праведничеством.

Кого можно назвать праведником? Ответ на этот вопрос есть в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова: «У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов; ни в чём не погрешает против правил нравственности и морали». Для меня образец праведничества – княгиня Романова Елизавета Фёдоровна, жена Великого князя Сергея Александровича.

Елизавета Фёдоровна Романова

Вся жизнь Преподобномученицы Великой княгини Елизаветы была подвижническим служением Богу и людям, нуждавшимся в поддержке. Родившаяся в европейской богатой знатной семье, воспитанная в протестантизме, она волею судеб оказывается в России. И эта страна становится её духовной Родиной. Здесь Елизавета осознанно, добровольно принимает православие. Она проникается духом сострадания и стремится облегчать человеческую боль, спасать людские жизни. Как много сделала княгиня Елизавета на этом поприще! Посещала больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы; помогала фронту во время русско-японской войны формировать санитарные поезда, устраивать склады лекарств и снаряжения, отправлять на передовую походные церкви. Она легко жертвовала свои драгоценности на цели благотворительности; создала в Москве аптеку, в которой лекарства бедным отпускались бесплатно. И при этом, будучи членом царской семьи, ни разу не продемонстрировала людям превосходства, пренебрежения, унизительного снисхождения. Эти поступки Преподобномученицы Елизаветы шли от сердца, от души и были продиктованы таким светлым человеческим качеством, как милосердие, то есть постоянная готовность помочь кому-то или простить кого-то из сострадания.

Кстати, о прощении. Это так трудно! Далеко не каждый способен простить даже небольшую обиду, а Елизавета Фёдоровна поднялась на такую высоту человеческого духа, что смогла простить террориста-убийцу своего горячо любимого мужа. Она даже просила Государя о помиловании этого человека, убеждённая, что он не ведал, что творил.

Ещё в княгине Елизавете Фёдоровне меня восхищает её умение забыть о себе, своей боли, своём горе и заботиться о душевном покое других, даже чужих ей людей. Так после смерти мужа, сменив траурное платье на повседневное, она едет к кучеру в больницу и, с трудом сдерживая слёзы, говорит, что Сергей Александрович жив. Но ещё более яркий пример самоотречения, самозабвения – это последние часы жизни Елизаветы Фёдоровны. Ей и другим людям сторонники новой революционной власти уготовили поистине мученическую смерть, которую Великая княгиня приняла с величайшим достоинством. Сброшенная в шахту на 15-метровую глубину, с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы, она по-прежнему заботилась не о себе, а о том, кто рядом: перевязывала раны человеку, упавшему на выступ шахты вместе с ней. Так даже на пороге смерти Елизавета Фёдоровна откликалась на чужую боль.

Самоотречение во имя других людей, умение и готовность прощать, желание помогать, способность откликаться на чужую боль – это и есть милосердие, которое несла Преподобномученица Елизавета людям. Но прошло уже 90 лет с того трагического дня, как Елизаветы Фёдоровны не стало. Есть ли место милосердию в нашей жизни теперь? Кто дарит его людям? Или милосердие стало ненужным пережитком прошлого, чем-то вроде атавизма? Вопрос сложный и неоднозначный.

С одной стороны, все уверены, что без милосердия не выжить. В этом убеждает нас и художественная литература, приводя как пример для подражания гуманные поступки героев. Вспомним Наташу Ростову, освобождающую повозки от пожитков с целью спасти раненых. Как любуется автор её душевной красотой! А Мария из повести А. Закруткина «Матерь человеческая», скрасившая материнской любовью последние мгновения жизни умирающего молоденького немца. Для неё в эти минуты он был не фашист, не враг, а погибающий ребёнок, нуждающийся в материнской защите и ласке. Или праведница Матрёна А. И. Солженицына, всю жизнь думавшая не о себе, а о других.

С другой стороны, кажется, что милосердия в нашей жизни становится всё меньше. Слово стало модным, но кроме слов должны быть дела и душевная в них потребность. А что мы видим? После больших трагических событий с большим количеством жертв (например, захват заложников в Беслане, война в Северной Осетии, гибель атомной подводной лодки «Курск», авиакатастрофы, землетрясения и т. п. ), в обществе прокатывается не просто волна, а цунами милосердия, но спустя совсем короткое время, как только о случившемся перестают говорить с экранов телевизоров, эта волна вновь утихает и возвращается в свои берега. Просто как в русской пословице: «Пошумит-пошумит и смоет». Но ведь людям милосердие нужно не наплывами, оно, по словам Д. Гранина, необходимо в обыденной, повседневной жизни от человека к человеку.

Мне кажется, показатель милосердия общества – это отношение к детям, старикам, инвалидам, к своим семьям, к людям, в чём-то не похожим на нас, и к животным.

Я живу в маленьком провинциальном городке с населением 32,5 тысячи жителей. У нас 8 школ и - вдумайтесь! - 2 группы приюта, где живут дети, оставшиеся без попечения родителей. И это в таком крохотном городе, а если говорить в масштабах страны! Недаром статистика утверждает, что в наши дни детей-беспризорников гораздо больше, чем после Великой Отечественной войны. Почему же они с ранних лет никому не нужны? Почему выкинуты на обочину жизни? Ведь у каждого из них были или есть родители! Однако эти вопросы пока остаются без ответа. Но ведь русский народ всегда был милосердным к детям, особенно к сиротам. Вспомним стихотворение в прозе «Два богача» И. С. Тургенева.

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, не на что будет соли добыть, похлёбку посолить.

— А мы её и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

Я считаю, что и нашему обществу в вопросе отношения к детям далеко до этого мужика, способного на деятельное бескорыстное сострадание даже в ущерб своей семье. (Ущерб материальный, но зато какой урок милосердия для собственных детей!)

Непросто в наши дни живётся и старикам. Они также очень нуждаются в заботе, помощи, сердечном к себе отношении, но часто бывают этим обделены, оставшись на старости лет в одиночестве. И никто не замечает их душевной боли, тоски по родным и близким, не находящим для них времени. Мне вспоминаются слова Катерины Ивановны, героини рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»: «Не дай вам Бог дожить до такой одинокой старости, не дай вам Бог!»

Однако есть народы, у которых по определению нет брошенных детей и забытых стариков. Может, пора брать с них пример?

Другая проблема наших дней - отношение к животным. И здесь с милосердием не всё в порядке. То, что дикая природа в опасности, известно уже давно. Но стоит ли ходить так далеко? Открываю дверь своей квартиры, выхожу в подъезд и вижу: у соседской двери сидит, свернувшись клубочком, очередной брошенный котёнок. «Милосердный» хозяин избавился от него, подкинув в подъезд многоквартирного дома. Авось, кто-нибудь да подберёт. Только надежда на авось и на небось, как правило, не оправдывается, и судьба крохотного пушистого подкидыша будет не из завидных. Хорошо, если доживёт до взрослого состояния, а возможны варианты и похуже: голод и болезни, пинки человеческих ног, колёса проезжающих машин Да, таково большинство из нас, «милосердных царей природы».

Причину неоправданной жестокости человека по отношению к животным я вижу в общем упадке морали и нравственности, когда люди поглощены проблемами, погоней за деньгами, задавлены неуверенностью в завтрашнем днем. Понятия «милосердие», «гуманизм», «сострадание», «доброта» уходят на второй план, становясь несовременными. Конечно, такая ситуация отражается прежде всего на самих людях, детях, семьях, но и животным достаётся. Например, картина, которую я часто наблюдаю в своём дворе: мама с утра отругала девятилетнего сынишку. Обозлённый, он вышел из подъезда, ему хочется на ком-то сорвать зло, а тут на дороге кошка. Удар ноги – кошка с диким воплем «взлетает» на верхушку дерева. Но чем же она была виновата? Вот и получается, что животные - без вины виноватые, беззащитные существа. Да, у них есть длинные когти, острые зубы, умение стремительно нападать, но что это по сравнению с изощрённой человеческой хитростью, преступным равнодушием и современными техническими средствами убийства?

Я считаю, что часто животные показывают людям пример доброты и любви. В одной из квартир нашей пятиэтажки жила сиамская кошка, состарилась, надоела хозяевам и оказалась на улице. А тут невесть откуда появляется маленький трёхцветный котёнок, и сиамская кошка стала ему мамой: согревала своим теплом, отдавала доставшуюся еду, терпеливо ожидая, когда приёмыш наестся, и скромно довольствуясь оставшимся. Она его вылизывала, защищала, играла с ним, была его подушкой. Если кто-то пытался подойди к малышу, приёмная мамаша выгибала спину, взъерошивала шерсть, угрожающе шипела и бесстрашно двигалась в сторону потенциального обидчика, готовая отстоять своего приёмыша любой ценой. Чем не пример трогательного сострадания? И не надо говорить только об инстинктах!

Я считаю, если родители хотят видеть своего ребёнка хорошим человеком, то с ранних лет должны воспитывать в нём ответственность за домашних питомцев, любовь к ним. Ведь домашнее животное – это член семьи, и «мы в ответе за тех, кого приручили». А потом, не боятся ли родители, выкидывающие за дверь больное или надоевшее животное, показать дурной пример своим детям? Ведь жизнь идёт по закону бумеранга, и совершённое зло может вернуться уже через поступки воспитанных на дурном примере детей.

И таких случаев множество. Я знаю мальчика, которому в раннем детстве мама в качестве игрушек покупала однодневных цыплят. Мальчик сначала забавлялся с птенчиками, а потом их душил. Теперь он вырос, и его уже интересуют зверушки покрупнее: кошки, собаки. А мама этого «юного натуралиста» теперь задаётся вопросом: «И в кого он у нас такой злой?». А мне кажется, что этой неразумной женщине стоит опасаться дня, когда заложенная с ранних лет жестокость обернётся уже не против четвероногих, а против неё самой.

Этот пример доказывает, что очень многое в воспитании ребёнка в духе милосердия зависит не от генов, не от социального окружения, а от семьи. Поэтому, с моей точки зрения, задача каждой семьи – воспитать своего ребёнка как нравственную личность, а всё остальное приложится. Ярким примером этому служит Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, в формировании взглядов которой семья сыграла решающую роль. Елизавета Фёдоровна была вторым ребенком в семье Гессенских великих герцогов. В быту - простота и скромность. Старшие дочери сами убирали свои комнаты, топили камин. Родители Елисаветы Федоровны раздали большую часть состояния на благотворительные нужды, а дети каждую субботу с букетами цветов ходили в больницы. Любовь к людям, особенно - страдающим, прививалась детям как основа жизни.

У нашего общества большие проблемы с нравственным здоровьем, но тем не менее дело Елизаветы Фёдоровны продолжает жить, и я рад, что знаком с человеком, который бескорыстно служит людям. Это Колесова Любовь Павловна, простая русская женщина, верующая в Бога. Ей уже около шестидесяти лет, пошаливает здоровье, но она всегда очень энергичная, трудолюбивая, неравнодушная к судьбам других людей. Любовь Павловна живёт в 12-квартирном доме, раньше в нём жили 12 больших семей, общей численностью 77 человек! Годы шли, вырастали и разлетались дети, умирали люди, и теперь в этом доме живут 10 одиноких стариков. У всех букеты болезней, множество бытовых и материальных проблем. Заботу обо всех этих немощных людях взяла на себя Любовь Павловна. Она ходит в магазин за продуктами, вызывает сантехников, врачей, бегает по инстанциям, делает уколы, измеряет давление, утешает, проведывает по нескольку раз в день, кормит овощами и фруктами со своего огорода, а если человек был одиноким, то и хоронит, и устраивает поминальные обеды. Причём Любовь Павловна не ждёт благодарности, не ищет и не имеет материальной выгоды, она считает свою помощь нормой человеческого поведения, просто не умеет жить по-другому и говорит: « Надо жить так, как учили нас лучшие люди нашего народа». Я думаю, что к их числу по праву можно причислить и Елизавету Фёдоровну.

Дело Преподобномученицы Елисаветы продолжается не только в поступках отдельных людей. В Саратовской области создано молодёжное движение «Милосердие», участники которого оказывают помощь старикам и инвалидам. Кроме того, в Саратове по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина создан Учебный Центр сестёр милосердия во имя Преподобномученицы великой княгини Елисаветы, цель которого – возродить общественное служение сестёр милосердия. В Центре девушки обучаются согласно канонам и традициям Русской Православной Церкви.

Итак, пожалуй, можно утверждать, что в стране намечается возрождение милосердия. Однако энтузиазмом отдельных людей или общественных организаций положения не исправить. Чтобы милосердие окончательно вернулось в нашу жизнь и прочно закрепилось в ней, каждому человеку нужно найти свою дорогу к Храму. Вовсе не обязательно идти в монахи. Главное, жить по божеским заповедям, с Господом в душе, как жила Преподобномученица Елисавета Фёдоровна. Обретя Веру, мы сможем прийти к тому царству добра и справедливости, о котором проповедовал Иисус. И тогда милосердие победит бездуховность и безразличие!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)