Своеобразие жанров: сказки о животных и литературная басня
Для начала выясним, что собой представляют сказка о животных как вид сказок и басня.
Сказки о животных или животный эпос выделяются по тому основному признаку, что их главные герои - животные. В них широко отражается человеческая жизнь, запечатлены крестьянский быт, богатая гамма людских качеств, человеческие идеалы. В этих сказках образно обобщен трудовой и жизненный опыт людей. Они передавали знания от взрослых к детям. Сказки соединяют в образах животных человеческое и звериное с помощью юмора и веселья.
Произведения этого жанра имеют небольшую и отчетливую композицию, универсальным приемом которой является встреча персонажей и драматизированно разыгрываемый диалог.
Сказки о животных невелики по объему. Народная фантазия наделяет героев этих сказок чертами человеческого характера, разумом , речью. Часто такие сказки в иносказательной форме выражают социальные отношения людей.
Сказка в словаре В. И. Даля: «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». А в словаре Сергея Ивановича Ожегова написано: «Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».
А теперь о басне. Герои басни тоже ведут себя как люди и наделяются человеческими качествами. Но в поступках, качествах и взаимоотношениях персонажей басен мы узнаем свойства характера и особенности поведения человека, к которым нельзя относиться одобрительно. Автор высмеивает и осуждает их. Повествование в басне, то есть рассказ о событиях, таит в себе иной, скрытый смысл. Главное, что объединяет все басни - иносказание, то есть тайный смысл. По-другому называют аллегорией.
В баснях описываются эпизоды из жизни лисы и волка, муравья и льва, осла и обезьяны. Рассказ всегда прямолинеен, опирается на главное , избегает излишних подробностей и деталей, прост, ясен и доступен каждому. Автор не выражает ярких чувств, тем самым давая возможность читателю самостоятельно в них определиться: плакать или смеяться, задуматься или пропустить мимо ушей.
О басне, как о жанре, С. И. Ожегов пишет так: «Басня - короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл. Персонажами басни часто выступают животные, растения и предметы. В баснях активно используются олицетворения, аллегории и образный параллелизм. Относится к малым повествовательным (эпическим) жанрам».
По этим определениям нельзя делать какие-либо выводы. Поэтому нам предстоит раскрыть общее и различное в этих жанрах. Марина Ивановна Мещерякова¹, чьей книгой мы руководствовались, в своем пособии выделяет несколько уровней изучения художественного произведения, а именно:
1) Концептуальный уровень;
2) Уровень организации произведения как художественного целого;
3) Уровень «внутренней» формы;
4) Уровень «внешней» формы.
Так как изучение специфики наших жанров с этих точек зрения было бы слишком глобальной работой, мы решили ограничиться выявлением основных, характерных признаков жанров концептуального, структурного и лексико-стилистического плана.
Итак, рассмотрим сначала концептуальный уровень. Любой художественный образ не представляет собой механического копирования, в него вносится активное авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному.
А в сказках и баснях это проявляется с особой конкретностью.
В любых других объемных произведениях характеры бывают неоднозначны, содержат в себе противоположные тенденции. Но героев сказок и басен можно делить на отрицательных и положительных. И часто эти персонажи – носители идейного замысла автора. Иногда в баснях автор доверяет герою сформулировать идею произведения. (Друзья мои, как вы ни садитесь, а в музыканты не годитесь - «Квартет»), а часто идея звучит в моралях басен.
В сказках же идея – результат обобщения, абстрагирования. Счастливая концовка, где добродетель – вознагражден, злодей – наказан. В сказках только им свойственным являются скрытая поучительность и развлекательная функция. А в баснях поучительность явная, функция - нравоучительная.
Басни еще отличаются сатирическим пафосом.
Общее в обоих жанрах обнаружилось в социально-политической и нравственно-этической проблематике. А также они затрагивают « вечные» темы, общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков (нравственность, любовь и ненависть, война и мир и др. )
На уровне организации произведения как художественного целого обратим внимание на сюжет. Сюжет в изучаемых нами жанрах незатейливый, в них не всегда можно вычленить его элементы.
А конфликт чаще бывает самый простой, то есть это конфликт между отдельными персонажами и группами персонажей. Сложных видов конфликта – внутреннего, психологического в баснях и сказках нет.
В композиционных изобразительно-выразительных средствах сказочное находим, а именно:
1. Ретардация - замедление действия путем многократных повторов.
2. Троекратность действий:
- Лиса три раза обманывает и три раза похищает петуха. А кот три раза спасает его. (Сказка «Кот, лиса и петух»)
- Лиса три раза обманывает волка и в три приема съедает его запас – масло и толокно. (Сказка «Лиса – повитуха»)
3. Сказочные формулы: зачин:
-Радуга-дуга, да котельня дуга, запрягальня дуга («Коза- дереза»);
-Жил-был волчок с лисичкой ( «Лиса и волк»);
-Жила- была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток ( «Волк и семеро козлят»).
Концовка:
-Вот тебе сказка, а мне кринка масла («Лиса , заяц и петух»);
-Медведя убило и сказку всю убило(«Котик-золотой хвостик»);
-Осталась одна жить и теперя живет и нас переживет («Лиса- повитуха»);
-И стали они жить да поживать, ума наживать, а лихо избывать («Волк и коза»).
4. Сказки о животных имеют прозаическую форму.
Исключение составляют литературные сказки о животных. Например, у Пушкина «Сказка о медведихе», «Сказка о золотом петушке» и другие его сказки имеют стихотворную форму.
Басни более отвлеченные. В них иносказание рождается умозрительно. А сказки идут от жизненной конкретности, сохраняя наивное правдоподобие. Обязательным для басен считается наличие морали. Этот жанр имеет и прозаическую и стихотворную форму.
Общих композиционных изобразительно-выразительных средств в обоих жанрах предостаточно:
1. Антитеза. Образы и характеры поставлены по принципу антитезы: добрый -злой, сильный - слабый, бессовестный - справедливый и т. д.
2. Облегченная композиция.
3. Широкое использование диалога.
4. Введение малых форм. В сказках - загадки, пословицы, песенки, прибаутки, элементы обрядовой поэзии, а в баснях - пословицы.
- Кто в лес, кто по дрова (басня «Музыканты»)
- Столько песен не поет, сколько слезы проливает (сказка «Волк и стариковы дочери»);
- Хочу свет показать, уму – разуму наставить ( сказка «Кот, петух и лиса»);
- Дело мастера боится ( Басня «Щука и кот»);
- Бедность не порок (басня «Откупщик и сапожник»)
5. Малоэпизодность, быстродействие.
6. Аллегоричность образов.
7. Специфический состав действующих лиц. Традиционные типы: лиса - хитрая, волк - глупый, коварный.
8. Перенесение присущих человеку свойств на животных.
Перейдем к речевой организации басен и сказок о животных. Манеру повествования и образ повествования в указанных жанрах невозможно сопоставить, так как сказки народные, а басни литературные, принадлежат перу И. А. Крылова. В его баснях будет присутствовать речевая манера, за которой просматривается определенный характер, способ мышления, мировоззрения. И нельзя забывать, что перед нами лиро-эпическое произведение, которое предполагает наличие лирического героя. А в сказках о животных этого нет.
Достойной внимания остается лишь речь пресонажей. Она помогает раскрытию характеров и показывает отношение автора (или рассказчика) к персонажу.
Реплики персонажей, выписанные из текстов сказок и басен, доказывают достоверность этого утверждения.
Рассмотрим это повнимательнее на примере. Возьмем речь самого интересного персонажа сказок и басен – лисы.
Сказки Басни
- Петушок, Петушок, - Голубушка, как хороша!
Золотой гребешок Ну что за шейка, что за глазки!
«Кот, петух и лиса» Спой, светик, не стыдись!
- Кум – куманек, Волченек – голубок «Ворона и лисица»
«Лиса – повитуха» - Ну, что ж!
- Я слепа и убога, больна На взгляд-то он хорош,
«Лисичка-сестричка» Да зелен – ягодки нет зрелой:
- Пусти, дружок, обогреться, хвост обсушить. Тотчас оскомину набьешь.
«Лиса, заяц и петух» «Лисица и виноград»
- Шню, шню, бычок, соломенный бочок! - Когда бы ты знал, как я в душе
Сани чужие, хомут не свой, погоняй – не стой! честна!
Оставайтесь, дураки! Да что же делать? Нужда, дети.
«За лапоток – курочку, за курочку – гусочку». «Крестьянин и лисица».
Из этих реплик ясно, что лиса – персонаж цельный, однозначный. Говорит «медовым», «умильным голосом», обращается сладко, льстиво, приукрашивает свою речь. Лиса – хороший психолог. Она говорит именно то, что хочет услышать ее собеседник. Иногда притворяется больной, одинокой мученицей. У нее тон жалобный, и она ропщет на свою несчастную долю.
После, завладев всем, чего ради так старалась, лиса снимает «маску» страдалицы, и только тогда становится ясно, какая она на самом деле.
Обычно под речью персонажа понимают не только собственную его речь, но и манеру речи, ее стилистическую окрашенность, характер лексики, построение интонационно – синтаксических конструкций.
Лексико - стилистическими изобразительно - выразительными средствами в сказках являются:
1. Параллелизмы:
-Долго они ехали ли, коротко ли, далеко ли, близко ли и т. д.
2. Тавтология:
-Диво - дивное, чудо - чудное.
3. Сросшиеся синонимы:
- Грусть - тоска, ели - подъедали («Лиса- повитуха»);
- Путь - дорога («Зимовье зверей»);
- Братцы-товарищи («Зимовье зверей»).
А в басне таким средством служит только ирония.
Общие средства:
1. Символики: невеста - лебедь, лев – царь, царь - птица (басня «Ворона и лисица»)
2. Обилие глаголов.
3. Эпитеты, постоянные эпитеты:
- Серый волк, чисто поле ( сказка «Волк и стариковы дочери»);
- Крутые берега, высокие горы, темные леса (сказка «Кот, петух и лиса»);
- Трава шелковая, вода студеная (сказка «Волк и коза»)
- Красна девица (сказка «Котик-золотой хвостик»);
- Весна красная (сказка «Лиса – повитуха»);
- Жизнь девическа (басня « Разборчивая невеста»);
- Молва крылатая (басня «Синица»).
4. Повторные приставки:
- затужили-загоревали;
- повыжжено - поломано.
5. Уменьшительные и увеличительные суффиксы:
-котик, мушки, таракашки, коровки, головки, глазищи, гусочка, индюшечка.
6. Сравнения:
-А кисти сочные как яхонты горят (басня «Лисица и виноград»);
- Вода бежит как из ушата (басня «Мельник»).
7. Аллегория.
8. Гипербола:
- Прорубил старик потолок, и горошинка проросла до неба, а на самом верху у нее выросли чудные жерновки: как вернешь - так блин, да пирог, да каши горшок («Сказка о жерновках»).
Итак, делаем вывод. Концептуальных, композиционных, лексико-стилистических изобразительно-выразительных средств в сказках – 8, баснях – 6, а общих – 18. Общих средств очень много.
В сказках и баснях часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей, степей - лиса, медведь, волк, дикий кабан, дятел, тетерев, сова. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук; реже - рыбы: щука, окунь, лещ.
Известны два вида сказок о животных:
1. Сказки о плутнях лисы.
2. Кумулятивные (цепные) сказки.
Мы думаем, что в кумулятивных сказках лиса тоже очень важный персонаж. Например, в русской народной сказке «Колобок» колобок встречает в самую последнюю очередь лису. В итоге получается, что постоянным персонажем в сказках о животных является лиса.
Наша гипотеза подтвердилась, но частично. Вызывали путаницу:
1. Обилие общих концептуальных, композиционных, лексико-стилистических изобразительно-выразительных средств.
2. Постоянным персонажем сказок о животных является лиса. Ее образ в обоих жанрах не меняется, характерологические признаки одни и те же.
Основное содержание роднит басню со сказкой о животных, а ее мораль - с пословицей.
Сказки о животных отличаются от басен идейной направленностью жанра.
Названия жанров также похожи: сказка – рассказывать, басня – баять, что означает тоже «рассказывать».
Комментарии