Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Субъективация как средство выражения черт русского человека на страницах романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Теория взаимоотношений. Психологический аспект.

«Отношение» трактуется в Толковом словаре, как связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах .

В психологии общение рассматривается, как взаимоотношение «объект -субъект» (одна из сторон - «субъект» - активно воздействует на другую «объект») и «субъект — субъект» (обе стороны здесь активны и равноправны)

Есть несколько классификаций типов собеседников. И. Н. Волоцкова пользуется следующими: «вздорный человек», «позитивный человек», «всезнайка», «болтун», «трусишка», «хладнокровный, непреступный собеседник», «незаинтересованный собеседник», «важная птица», «почемучка». Эрик Берн рассматривает взаимоотношения людей с точки зрения «взрослый - взрослый», «взрослый - ребёнок», «ребёнок -ребёнок», «родитель - ребёнок», «родитель - родитель», «родитель -взрослый» . В своём исследовании мы будем придерживаться классификации Эрика Берна, потому что она, на наш взгляд, точнее отражает взаимоотношения героев «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.

Взаимоотношения могут ещё классифицироваться как формальные (действия, необходимые с точки зрения установленного порядка) -определение дано на основании толкования С. И. Ожегова - так и неформальные. В неформальных отношениях главный признак -человеческий фактор, стоящий выше установленных социальных отношений.

Лингвистический аспект.

Речевыми средствами выражения взаимоотношений может быть прямая, косвенная и несобственно-прямая речь.

Прямая речь передаёт точку зрения того лица, которому оно принадлежит. Являясь дословным воспроизведением чужого высказывания, сопровождается комментирующей репликой говорящего («словами автора») .

Косвенная речь воспроизводится не от лица говорящего, а с точки зрения повествователя (косвенно), в форме сложноподчиненного предложения; об авторе высказывания говорится в 3-м лице. В ней невозможны формы обращения повелительного наклонения, междометия, эмоциональные элементы .

Несобственно-прямая речь - это форма передачи чужой речи, когда чужая речь не оформляется в виде прямой или косвенной речи, а непосредственно включается в авторское повествование. В ней допускаются вопросительные и восклицательные конструкции, свободное выражение экспрессии, оценки, формы повелительного наклонения, междометия, частицы. Она отражает стилевые и прочие особенности речи персонажа. Но как и в косвенной речи 1-е лицо заменяется формой 3-го лица.

Субъективация может выражаться и через моноло .

Социальный аспект взаимоотношений персонажей «Капитанской дочки».

Важным условием для понимания взаимоотношений персонажей является и то, что они являются православными христианами. И крепостной Савельич, и беглый казак Емельян Пугачёв, и дворяне: П. Гринёв и А. Швабрин, М. Миронова, её родители, конечно, знали, что жить христианин должен по заповедям Божьим. Перечислим те, к которым обратимся, анализируя взаимоотношения пушкинских героев: «Почитай отца твоего и мать. », «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» .

На основе изученной литературы мы создали своеобразную модель образа русского человека XVIII-XIX веков. Вот его основные черты: достоинство. Оно выражалось в защите чести; равная честь простолюдина и помещика, ибо и тот, и другой - человек; защита чести девушки, невесты, женщины, матери, сестры; чувство долга; сердечность; умение быть благодарным; любовь и сострадание; гостеприимство; зашита основ семейного счастья; беззлобность; доброта; милосердие; справедливость.

Анализ взаимоотношений Петра Гринёва и Савельича.

Учитывая теорию взаимоотношений, механизмы их выражений, мы проанализировали взаимоотношения Гринёва и Савельича.

По классификации взаимоотношений Эрика Берна , мы можем предположить, что Савельич с Гринёвым общаются, как «взрослый -взрослый», «родитель - взрослый», «взрослый - ребёнок», «родитель -ребёнок» ( Гринёв не может быть в роли «родителя», а Савельич - «ребенка», поскольку Савельич - наставник Гринёва, его «дядька»).

Мы можем видеть, что в некоторых случаях Гринёв ведёт себя как ребёнок: «Я твой господин, а ты мой слуга» . Но уже дальше он постепенно начинает осмысливать свои слова и поступки: «Я напрасно оскорбил его (Савельича) упрёком и подозрением. Я просил у него прощения. » Савельич же, на протяжении всего романа, ведёт себя как человек, чувствующий ответственность за «дитя»: «Рано, Пётр Андреевич. рано начинаешь гулять. » .

На взаимоотношения героев влияет и социальный статус: отношения барина и крепостного («Верный холоп Ваш, Архип Савельев») . Но их отношения оказываются намного шире связи слуги и господина («. бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги. ») , когда они регулируются приказом и его выполнением. Дела воспитанника становятся для слуги его собственными, и ради них он готов пререкаться с молодым господином, навлекая на себя его гнев («Прошу не умничать сейчас неси сюда тулуп. »)

Прямаяречь выступает в изобразительной функции, рисует облик Гринёва, в котором «проснулся» барин], а когда в захваченной Белогорской крепости самозванец творит суд и расправу («Повесить его!» , Савельич рискует собой ради жизни воспитанника и спасает его. Слуга обнаруживает себя самоотверженным человеком, а его господин навсегда остаётся для него неопытным ребёнком; «Рано, Пётр Андреевич. рано начинаешь гулять. » .

Отношения П. Гринёва - Е. Пугачёва.

С Пугачёвым Гринёва связывают неформальные отношения. Их встреча была случайной в условиях, когда они друг без друга вряд ли обошлись бы. В буран, в степном бездорожье случайный встречный направил кибитку Гринёва на постоялый двор, воспользовавшись случаем самому быстрее добраться до него.

Услуга была взаимной. К тому же, Гринёв, в качестве дворянина, приказал поднести казаку стакан вина. Взаимные обязательства, с их чисто формальной стороны, на уровне справедливости были исчерпаны. После этого они могли бы и разойтись. Однако ещё в дороге Гринёв обратил внимание на сметку, расторопность, самостоятельность вожатого, то есть отметил его как человека. А при расставании пожелал «отблагодарить человека, выручившего его если не из беды, то, по крайней мере, из очень неприятного положения» («Хорошо. Не хочешь дать ему полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. ») . Гринёв, таким образом, увидел в оказавшемся полезным встречном, с которым они вполне в расчёте, человека, выручившего его. Вот в этом-то и начало неформального общения, способность подняться над непосредственностью ситуации. Между тем, подобное общение всегда требует некоторой избыточности, выражением чего и стал заячий тулупчик, против передачи которого казаку с плутовским лицом безуспешно протестовал Савельич, хотя его служба господину отличалась той же самой избыточностью. Тулупчик не просто был полезен Пугачеву зимой. Он показывал, что барин увидел в нём человека, подошёл к нему неформально. Заячий тулуп до известной степени обладал знаковой ценностью, а не просто утилитарной .

Позднее Пугачёв и Гринёв встретятся в иной обстановке, и за заячий тулуп Пугачёв, уже «Император Пётр Фёдорович», одарит Гринёва жизнью. При всей комической несопоставимости даров, отмеченной Пушкиным, когда Савельич, в обмен на тулуп, вымаливает жизнь господину («. Отпусти его. а для примера и страха ради вели повесить хоть меня, старика!») . Их знаковое значение одинаково: Гринёв отнёсся к Пугачёву, как человек к человеку, теперь Пугачёв отвечает ему тем же. Как мы отметили, неформальные отношения не снимают разницы в общественном положении. Первый дар делает Гринёв, и это дар барина выручившему его человеку. Второй - делает Пугачёв. И несоизмеримость даров указывает на дистанцию, отделяющую его, теперь «Царя», от прежнего дарителя. Неформальная связь, завязавшаяся между ними, оставляет каждого из них на своём пути, и пути эти противоположны: для Гринёва это путь долга («Я природный дворянин. тебе служить не могу. ») ; о пути Пугачёва Гринёв получил представление из заунывной бурлацкой песне и калмыцкой сказки, рассказанной самозванцем. Только широта неформальных отношений, где человек выступает в качестве человека, позволяет принять его целиком, даже в том, в чём примирения между ними быть не может.

Анализ средств субъективации.

Нами составлено 52 карточки, отражающие взаимоотношения героев. Они выражены следующими средствами выразительности: прямая речь , косвенная речь , несобственно-прямая речь . При этом учитывались взаимоотношения Гринёва с другими персонажами.

Более всего выражена субъективация у Гринёва, так как это главный персонаж романа, от имени которого ведутся семейные хроники. Он рассказывает о своих взаимоотношениях с Савельичем, Пугачёвым, Швабриным, Машей Мироновой, отцом и матерью, учителем, Зуриным.

Именно через образ Петра Гринёва А. С. Пушкин решает главный вопрос романа о соотношении исторически-неизбежного и человеческого, в пользу человечности, милосердия, так как исторический процесс неотделим от человечности. Маша Миронова и Пётр Гринёв не погибают, потому что их спасла человечность. Пугачёв дарует жизнь Гринёву и Маше, потому что им руководят не политические соображения («душить да резать» противников) , а человечность. Пугачёв милостив, следовательно, непоследователен, ибо отступает от принципов, которые сам считает справедливыми. Но эта непоследовательность спасительна, ибо человечность предполагает более сложные пути её достижения. Выразить глубину, серьёзность этой проблемы, понять, что Пушкин мечтает о таких формах государственной жизни, которые основаны на подлинно человеческих отношениях, очень сложно.

Найденный им принцип повествования от 1-го лица не ограничивается простым монологом. Поэтому Гринёв, вступая в диалоги с персонажами, имеет 43 реплики прямой речи, которая не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, призванного воспитанием, присягой и собственными интересами стоять на стороне дворянского государства, убеждённого в справедливости его закона, и поняв, что генералы, держащие оборону Оренбурга, не помогут ему, обращается за помощью к «мужицкому царю». Двойственность такого поведения помогает передать косвенная речь и несобственно-прямая речь , когда Гринёву надо обобщить пережитое, кратко изложить то, что произошло в юности, избегая ненужных подробностей, выразить когда-то невысказанные мысли.

И Савельич, и Пугачёв вступают только в диалоги с Гринёвым, никак косвенно не выражая отношения к нему и происходящего с ним. Поэтому их субъективация выражена только прямой речью: Савельич , Пугачёв .

1. Психологический и социальный аспект исследования позволяют сделать вывод, что между героями преобладают неформальные отношения, характеризующие мечту Пушкина о таких формах государственной жизни, которые основаны на подлинно человеческих отношениях.

2. Исследованные языковые проявления субъективации во взаимоотношениях Савельич - Гринёв, Гринёв - Пугачёв свидетельствуют о преобладании среди них прямой речи, которая не только придаёт неподдельную живость повествованию, напряжённый драматизм, заключает в себе ту или иную информацию, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя.

3. Из анализа взаимоотношений героев видно, что концептуальный смысл романа включается в выделении Пушкиным таких черт русского человека, православного христианина, как достоинство, равная честь простолюдина и помещика, защита чести женщины, ярко выраженное чувство долга, сердечность, умение быть благодарным, любовь и сострадание, гостеприимство, защита основ семейного счастья, доброта, милосердие, справедливость.

Именно эти качества героев Пушкина помогают неформальным отношениям преобладать над формальными и торжествовать идее человечности и милосердия.

4. На наш взгляд, взаимоотношения социальных групп современного общества, основанные на человеческих отношениях, помогут созданию

«нравственного поля» (выражение митрополита Смоленского и

Калининградского Кирилла — основного докладчика X Всемирного русского народного Собора на тему: «Вера. Человек. Земля», проходившего 4 апреля

2006 года в Храме Христа Спасителя). Восстановление нравственных норм жизни оздоровит наше общество.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)