Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Судьба Родины в лирике невинномысского поэта Виктора Яроша

В последние годы в школах большое внимание уделяется изучению произведений писателей и поэтов Ставрополья. Я думаю, что это правильно и очень полезно для нас, молодого поколения! Мы не только хорошо должны знать общероссийскую литературу, но и знакомиться с художниками слова, которые жили и живут рядом с нами, пишут о том, что нам близко и дорого, о родном Ставрополье. Многие известные теперь на весь мир писатели и поэты двадцатого столетия родились на благодатной земле нашего региона, другие, прославив свое имя на всю Россию, остались летописцами края. Наш земляк А. И. Солженицын является лауреатом нобелевской премии в области литературы. Лучшие книги В. Марьинского, А. Губина, В. Ащеулова, И. Кашпурова посвящены родному краю.

Мне бы хотелось продолжить этот ряд прекрасных литераторов Ставрополья еще одной фамилий В. Ярош. Этого замечательного человека очень хорошо знаем мы, невинномыссцы. А мне посчастливилось познакомиться с поэтом поближе, он вел в нашей школе кружок юных поэтов. Только желание продолжить изучение его творчества, войти в художественный мир его лирических произведений В. Яроша, то я буду опираться при анализе лирики только на свои знания, полученные в процессе ознакомления с русской поэзией. Хочу заметить, что учусь я в классе с углубленным изучением русского языка и литературы. При изучении творчества С. Есенина я обратила внимание, на то, что в поэзии В. Яроша встречаются элементы есенинской поэтики. Он как бы продолжил традиции великого русского поэта. А сам Виктор Андреевич не раз говорил о том, что учился на произведениях Пушкина. Лермонтова. Есенина.

Своим исследованием я хотела бы оказать помощь ребятам, изучающим «Литературу Ставрополья» глубже познать творчество В. Яроша, вызвать интерес через лирику поэта к истории и культуре родной земли, задуматься о смысле жизни.

Личность поэта

Жизненный и творческий путь В. Яроша

Виктор Андреевич Ярош - человек творческий, известный не только в нашем городе, но и за пределами края. С 1963 года он живет и работает в г. Невинномысске. Учитель, журналист в местных и краевых газетах, редактор заводского радиовещания «Азота», газоспасатель, аппаратчик, инженер — вот некоторые из его специальностей.

Но главным всегда была литература. Виктор Андреевич написал и издал такие книги как «Чертов палец», «Любовь моя, любовь », «Ветка алычи», «Наша с тобой биография», «Возвращение к себе», «Избранное», «Жаворонок» и другие. Вся профессиональная и должностная работа выливается у писателя в «сплошную ерунду и бесполезную писанину», в то время как его литературная деятельность не может быть отрегулирована и превращена в профессию. По словам Яроша, профессия писателя требует пребывать в покое, внимательно наблюдать и выжидать благоприятного часа, и после этого работа, даже если она требует усилий в ноте лица и бессонных ночей, доставляет наслаждение и перестает быть «работой».

Ярош Виктор Андреевич родился на Ставрополье в селе Рагули Апанасенковского района в 1936 году. С двух лет жил в селе Спицевка Грачевского района на родине своих предков. Здесь прошло детство, юность. Спицевку считает своей родиной. Первое воспоминание о раннем детстве — село, улица, отец и огромный велосипед. Надолго запечатлелись в памяти писателя события августа 1942 года: отступление измученных, голодных наших войск — начиналась оккупация фашистской Германией. В январе 1943 года начался голод. Семья жила бедно: куска хлеба в доме не было. В сентябре 1944 года пошел в первый класс. Тетрадей, учебников не было ни у кого, кроме учителя. Писали на страницах газет и старых книжек между напечатанных строк. Чернила делали из свеклы, марганца, сажи. Появление тетрадей в линию, клеточку было удивительным. Виктор Ярош очень любил школу, друзей. Хорошо помнит лес, пруд, тутовник, огромный сад. В нем росли яблони, груши, абрикосы, терны. Взрослел. С друзьями ходил по лесу, на пруд, встречал и отгонял в стадо корову. Веселые, всегда на воздухе, совсем не похожие на городские, были сельские игры. С утра до обеда В. А. Ярош был в школе на уроках. В пять часов вечера выходил на улицу гулять. Его всегда звали по фамилии и многие думали, что это имя: его никто не называл Виктор, все звали Ярош. Он всегда проводил замечательно каникулы, но и работал много. Школу закончил с серебряной медалью. Это была первая медаль в селе. После окончания школы работал в колхозе, затем поступил в мединститут, но понял, что это не его профиль и поступил в Ставропольский пединститут на естесственно-биологический факультет. В студенческие годы много путешествовал в Киев, Одессу, Краснодар, Сочи и другие города. Писать начал со школьной скамьи. Уже в десятом классе публиковались его статьи в газетах. В 1982 году был принят в «Союз писателей». На тот момент у него было четыре книги. Пишет свои произведения Виктор Андреевич для души. Сейчас он руководитель литературного объединения «Кубань», а в школе руководитель студии «Литературного творчества».

Основные мотивы лирики

Тема отчего дома

Творчество Виктора Андреевича Яроша многогранно. Писал он стихи, повести, рассказы. Но всё же в большей степени, я считаю, «отражение души» поэта проявилось в лирике. Тематика его поэзии разнообразна: тема малой родины, отчего дома, судьба России, тема народной памяти о погибших в годы Великой Отечественной войны, тема поэта и поэзии, любовная, философская лирика. Проанализировав сборник стихов «Возвращение к себе», я увидела, что авторское видение родины проходит путь от отчего дома до судьбы России. Данную иерархичную «лесенку» я выстроила по аналогии с есенинским видением родины. Бытие его лирического героя также иерархично, только «выпадает» город.

Я всю, какая есть, тебя приемлю

В беде и счастье родина моя

Минуй, минуй, мою страну опасность.

Ставрополье

Где б ни был я, родного края

Мне не покинуть никогда.

город Невинномысск

Воспет провинциальными поэтами,

Стоит он чуть в сторонке на Руси.

Мой городок.

село Спицевка

Село моё

Далёкая страна,

Вся в белой пене от густых акаций.

отчий дом

А мне ночами только снится

Что в гору к хате тропочка ведет

Понятие родины не может слагаться из умозрительных или философских понятий, статей и научных трактатов. Родина складывается из конкретных и зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. Родина — это не очертание на карте, лежащее «в железных обручах меридианов». Контуры на карте любить нельзя, но можно любить родник и тропинку, белую акацию и родной дом, окружающих тебя, друзей и родных. Из любви к конкретным вещам складывается любовь к родине.

Тема Родины в поэзии В. Яроша начинается с воспоминаний о детстве, о «маминой хате», о прадедах, о временах отцов, которые поэту «кажутся мудрее и спокойней». Подчиняясь зову родного дома, после долгих скитаний возвращается лирический герой в то самое гнездо, где когда-то начинался его путь и где он

. был отзывчивым мальчишкою и робким.

Дворнягам школьный завтрак отдавал.

Автор вспоминает о поре своей юности, когда вдруг овладело чувство отягощения родительским домом, парня влекла самостоятельная жизнь, неизведанные тропы, утверждение собственного «я». В стихотворении «Надо верить» он говорит:

Как иногда влечет неудержимо

Уйти из дома!

И если настоящий ты мужчина

Шагни за двери.

Но сколько боли и грусти слышится в словах, показывающих предстоящее расставание с родным домом.

Покидаю двор, где жизнь мне дали,

Где под вишней ласковый я рос

Время шло, и постепенно пришло понимание того, что в повседневных заботах мы «знакомые тропинки забываем».

И всё зовут нас важные дела,

И всё сильней мы заняты бываем,

И в той округе, что нам жизнь дала,

Знакомые тропинки забываем.

Мотив прозрения и раскаяния звучит в последних строках стихотворения «Скорость».

И перед полем на колени стать,

И попросить прощенья у нее [земли],

За то, что в спешке вспоминаем мало.

Она, как мать, простит нас и поймет.

И силы даст.

Как прадедам давала.

Образ отчего дома приобретает особый смысл, ибо он включает в себя понятие о корнях, о родной земле, к которой автор возвращается не только наяву, но и в своих снах и грезах.

А наши предки знали каждый куст,

Любой пригорок и овраг на склоне,

И различали родники на вкус,

И кланялись земле земным поклоном.

Сколько образов запечатлел В. Ярош в своих стихах, чтобы с их помощью показать читателю самое близкое и дорогое, что есть у каждого человека — родительский дом. «Материнское лицо», «у маминой хаты», «к хате тропочка ведет», «двор, где жизнь мне дали», «под ласковой вишней я рос», «все ждет меня акация», «у хаты маминой плетень», «снится у хаты дорожка» - все это живет в памяти поэта.

Тема малой родины

Проникновенные стихи посвящены и родному селу. Отношение к людям, к труду, к окружающей природе, к поэтическому мастерству — все у В. Яроша оттуда, из той самой далекой и близкой Спицевки. Она стала для него всем — началом всех начал, пристанью, от которой он отправился в самостоятельную жизнь и к которой его неудержимо влечет источником вдохновения, святой землей.

Село мое.

Далекая страна-

Вся в белой пене от густых акаций.

Так начинает поэт свой рассказ об отчем доме, о родном селе. В. Ярош родился на Ставрополье в селе Рагули Апанасенковского района. С двух лет жил в селе Спицевка Грачевского района на родине своих предков. Здесь прошло дошкольное детство, школа, юность. Спицевку считает своей родиной.

Поэт начинает повествование, и сразу возникает образ удивительной «страны в белой пене от густых акаций»,той прекрасной, чистой, светлой, но такой далекой стороны, что даже автор никак не может найти дорогу к ней, и лишь во сне он видит ту, до боли знакомую тропинку, которая ведет в мир лунного света, где лишь начало лета, когда цветет акация и мир оживает и согревается под лучами летнего солнца. В стихотворении все образы наделены живыми признаками. Акация для поэта настолько дорога, что он олицетворяет ее с близким, дорогим человеком: «прижимается к ней щекою», «вдыхал горьковатый дух коры», «сердцем прикасался». В. Ярош называет ее «белым факелом», который в юности светил ему, словно маяк. Белый цвет — символ чистоты, красоты. Факел, маяк — путеводная звезда поэта.

Когда он приезжал в село,то становился счастлив и спокоен, как и любой человек, который легко и непринужденно воспринимает и любит каждый уголок своей родной земли.

Я приезжал усталый ввечеру,

И становился счастлив и покоен.

А подойдя к родимому двору,

Вдруг прижимался к дереву щекою.

Поэт сравнивает дерево акацию с женщиной, еще более усиливая значительность этого образа в стихотворении.

И так самозабвенно отдыхал,

Как на плече у женщины любимой.

В словах автора чувствуется грусть, боль, обида, быть может на самого себя, за то, что не может найти время в сегодняшней суете приехать в родной дом. Лирический герой ищет ответ на вопрос акации:

Когда приеду я хоть на два дня?

Пытается ответить, но не находит слов:

А я. А мне ночами только снится,

Что в гору к хате тропочка ведет.

«Село мое»

Образ «родимого села» неразрывно связан в стихотворениях с материнским полем, с округой, «что нам жизнь дала», со знакомыми тропинками, с запахом пашни, а «тонкий запах полыни» напоминает автору детство. Эта тема у В. Яроша заканчивается уверенностью в том, что он при всей своей занятости, будет находить возможность вернуться в родные места, просит «материно поле»: «Только ты меня не позабудь!»

И куда бы судьба-непоседа

Ни забросила, ни занесла,

Возвращаюсь я к старому следу

Все брожу у родного села.

«Где б ни был я. •. »

Куда б не занесла поэта судьба, где б ни был он, в его сердце навсегда останется память о прошлом и любовь к своему родному уголку, где прошли лучшие годы жизни - детство и юность. Само название данного стихотворения дает толкование идеи повествования. «Где б ни был я. » далеко или близко от родного дома, воспоминания никогда не покинут, и желание вновь увидеть знакомые «взгорки», услышать «далёкий звук одноствольного ружья» не оставят лирического героя. Поэт мысленно возвращается назад, в прошлое, представляя, как вновь пройдет «по милым взгоркам», спустится к ручью в знакомый лог. Всё для него дорого и значимо, нежно и чутко воспринимает сердце поэта родные места. Даже «терпкий дух полыни горькой» для него сладок и приятен. Спустя много лет поэт, словно шаг за шагом, прослеживает прожитую беззаботную жизнь в детстве. Он с горсти пьёт воду, говорит «утрусь рубахой», используя разговорную речь деревенского мальчишки.

И вот по той крутой дороге

Себя из детства позову.

В этом стихотворении, как и во многих других, возникает образ дороги, крутой дороги. Это говорит о том, что жизненный путь поэта не был легким. В. Ярош видит себя мальчишкой:

Из леса вдруг мальчишка выйдет,

С прадедовским ружьём в руках,

И хлеба черствый ломоть вынет

Из-под худого пиджака.

Чёрствый ломоть хлеба, худой пиджак говорит о нелёгкой, но самой счастливой поре его жизни, детстве. Погружаясь в мир воспоминаний, сердце поэта сжимается от боли:

Как дрожит сердце, замирая.

Бесповоротность событий, невозможность повернуть время вспять заставляют героя понять, что сердцем и душой он навсегда связан с родным краем и никогда его не оставит.

Где б ни был я, родного края

Мне не покинуть никогда.

В 1963 году судьба занесла В. Яроша в г. Невинномысск, который стал для него родным.

Воспет провинциальными поэтами,

Стоит он чуть в сторонке на Руси.

Мой городок. И может быть, поэтому

Отзывчив так, и тих, и неспесив.

В стихотворении «Мой городок» рассказывается о родном городе поэта, а значит и о моём.

Независимо от того, мал или велик, прост или знаменит этот город — это больше, чем просто точка на карте, это уголок души, согретый сердечным теплом и любовью поэта. Наш город Невинномысск не воспет в стихах известных русских поэтов, поэтому В. Ярош говорит, что о нём пишут только провинциальные поэты, т. е. те, которым город дорог и стал родным. «Мой городок» так ласково говорит В. Ярош, благодаря чему создаётся впечатление маленького, провинциального городка. Но городка «доброго», «независтливого», такого, где чтят свою и восхищаются чужой славой. И автору это нравится.

Я не корю его за его простоту.

Вы знаете, мне это даже нравится,

Что здесь чужую славу тоже чтят.

Поэт гордится гостеприимством и простотой своего народа:

Всегда на робкий стук откроют сени

Всем, кто с дороги сбился

И в горницу на свет проводят в двери,

В конце повествования «городок» превращается в город, обладающим великим даром «спокойной простоты».

Поэт называет свой город «младшим братом» большим и знаменитым городам. На основе всех его заслуг и наград он достоин носить такое название.

Читая это стихотворение, я вместе с В. Ярошем испытываю чувство гордости за наш город, восхищаюсь им и верю в его большое будущее.

Я здесь родился

Юг России.

Моя черемуха — акаций белый цвет.

Так начинается стихотворение, рассказывающее о красоте ставропольской природы и об истории нашего края. Это произведение названо милым и дорогим для нас словом «Ставрополье». Поэт, словно наблюдает со стороны и описывает уголок, где он родился, где «пел и жил». В. Ярош берет во внимание три ярких аспекта, выражающих его отношение к родной земле:

- черемуха, как ассоциация с русской деревенской жизнью, «ее запах, словно мед, густой и сильный», то есть «сладкий вкус» к жизни,

- жаворонок — он поет. Поэт сравнивает себя со свободной птицей, говоря «здесь мне петь и жить»,

- военные действия — восемнадцатый год — страшный период в истории России, который коренным образом изменил жизнь народа. Все эти события, светлые и печальные, наложили глубокий отпечаток в душе поэта.

3. 3 Судьба России в лирике В. Яроша

В строках стихотворения «Ставрополье» слышится отчаяние и боль за русскую землю, но все же непоколебимая вера в лучшее, необъятная любовь к Родине одерживает верх:

Как много крови здесь впиталось в землю,

Своей и вражьей.

Но жива земля!

Позиция поэта перекликается с отношением к Родине русских поэтов Блока и Есенина. Они принимают свою Родину такую, какая она есть.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви!

А. Блок

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая,

С громкой песней весной на лугу.

С. Есенин

В. Ярош заканчивает свое стихотворение словами, выражающими такие же чувства.

Я всю, какая есть, тебя приемлю,

В беде и счастье, Родина моя.

Тема Родины продолжается в стихотворении « Русь». В нем мы видим знакомые нам образы родной земли, которые показаны с помощью эпитетов: березки, святой и скромной чистоты, равнины в тумане голубом, древний монастырь.

Криком журавлиным летит грусть над далекой, седой Русью. Автор образно переносит читателя в прошлое своей страны

Но вдруг встает во мне невольно

России близкое вчера! и рассказывает о том, как «в краю суровых гор Кавказских» появились казачьи плетни, говорит о преемственности поколений. Для создания более впечатляющего образа Родины поэт использует метафоры и метафорические сравнения. «Криком журавлиным летящая над нею грусть», «сень акаций кладет на землю кружева», «заиграют гусли сказкой Давнишней Родины моей».

Как патриот своей страны В. Ярош не мог не затронуть в своем творчестве тему Великой Отечественной войны. Он посвящает ряд своих стихов солдатам, павшим за родную землю.

Им в атаку идти

За Россию, во веки веков,- говорит поэт о мемориале, где

Бьется вечный огонь,

Как дыхание павших солдат.

«Вечный огонь»

В стихотворении «Болит душа» В. Ярош рассказывает о своем страшном сне, в котором он увидел, что

И будто бы в дыму поля России

И вновь над ними тяжкий зной войны.

В конце повествования поэт говорит, что его душа болит, «вдруг снится не напрасно» и произносит слова, похожие на молитву:

Минуй, минуй мою страну опасность!

Дай позабыть хоть прошлую войну.

Художественные особенности изображения природы

«И радостен мне первый луч зари»

Тема природы неотделима от темы малой родины. Поэт любуется в своих стихах и первым снегом, и чувствует аромат белых цветов акации, принимает и засушливое лето, и тоскливый январь. Образ любимого дерева проходит через всю поэзию: «моя черёмуха — акаций белый цвет», «сень акаций кладёт на землю кружева», «в белой пене от густых акаций», «для меня акация цветёт». Дерево, которое росло около отчего дома, осталось в памяти поэта на всю жизнь, а в стихах стало одушевлённым: «с тех пор всё ждёт акация меня», а в стихотворении «Елочки» деревья в образе молодых девушек ждут парней, которые отвезут их на санях в деревню «на радость и потеху».

Рукавицы белые надели,

На плечах пуховые платки -

Из лесу повыбежали ели,

Смотрят на село из-под руки.

Пробуждение природы весной, после зимнего сна, ассоциируется с началом новой жизни.

И весна приходит вновь.

Маленький зелёный стебелёк!

Он растёт упрямый.

«Вновь начало»

Смену времён года поэт показывает в стихотворении «Шали», называя наряд земли шалью. Весной ему кажется, что земля стоит заколдована и ждёт возлюбленного.

Покрывшись шалью голубою

Разлившихся весенних вод

После «голубого» половодья, после таяния снега в природе всё зеленеет.

И вдруг она зелёной шалью

Сменяет голубой наряд.

А на этом зелёном ковре и белые яблони, и алые маки, и горсти ромашек. Как и во многих стихотворениях, земля предстаёт в образе женщины — матери, «всех любя и утешая всех, одаряя и целя. » «Буйный», насыщенный цвет весны и лета переходит в палитру осенних оттенков.

В янтарный цвет закатной шалью

Вдруг покрывается земля.

Цвет осени можно встретить и в других стихотворениях: «сверкало листьев золото», «осень в своей посветлевшей от золота хате», «рощи спят в листве осенней ржавости».

Осень как закат годового цикла. Это время подведения итогов, «подготовки к зимнему «сну».

И все, что намечалось, сделав,

Без сожаленья и тоски

Она, укрывшись шалью белой,

Спокойно спит.

Такой покой в природе мы наблюдаем и в стихотворении «Бесшумный снег».

А над землёй стоит покой,

Большой, задумчивый и чуткий.

Автор считает, что во время такого состояния природы бывают у человека глубокими «раздумий долгие минуты».

Снежная зима на Ставрополье в последние годы редкость. И бесснежное сегодняшнее зимнее состояние природы как отражение стихотворения «И замечталось мне».

Что за январь тоскливый выдался?!

Сырой, больной, в туманной хилости.

А мне забредилось морозами!

И сочным хрустом снега хрупкого.

И это состояние души поэта нашло воплощение в стихотворении «Рожденье снега».

О, как мы ждали снега первого!

Среди туманов и дождей.

Как своеобразно подобрал поэт эпитеты, говоря о первом снеге, который падает, «кружась над грязью и водой». Снег «был доверчивый, неопытный. Такой невинно молодой!». Он сравнивает его с густым пухом, который летит «из туч, как из подушек вспоротых». В середине стихотворения мы слышим переживания автора о том, что снег растает, а он в этом бессилен помочь, но наступила морозная ночь. «И эта ночь за нас всё сделала»! Утром земля выглядела белой и праздничной, как будто произошло «гения творенье».

Каковы же особенности изображения природы в лирике В. Яроша? Для создания более яркого, впечатляющего образа поэт использует эпитеты: «чистое поле», «свежий ветер в густых ковылях», «среди раскинутых полей», «живительная вода», «шальные ливни», «буйный цвет», «яркий ливень», «тихий дождь». Преобладают, конечно, цветовые эпитеты. Также как и в есенинской лирике много голубых оттенков: «синий воздух», «в тумане голубом», «голубая шаль весенних вод», «синие горы», «синие дали». Но белый цвет — любимый у поэта. Цвет чистоты, невинности присутствует почти в каждом стихотворении:

«в белой пене от густых акаций», «белый факел», «белые молнии», «земля такая белая», «шаль белая», «яблони белые», «белая печаль», « в небе чистом», «чистота пороши утренней», «чистое поле».

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «запылают тюльпаны огнём», «акация струится белым снегом», «отсалютовало громом небо», «ливни полыхнут грозой». С помощью метафор автор создаёт прекрасные незабываемые образы: «настой покоя», «тучи дум», «дождливая печаль», «осенняя ржавость», «туманная хилость», «пить синий воздух», «прикасаться сердцем». Кроме любимой акации мы встречаем в стихах ласковую вишню, черёмуху, «берёзки, святой и чистой красоты», рябину, которая стоит в смятенье, как девчонка, буйный белый цвет яблони. Природа в лирике В. Яроша озвучена, слышны и тихие звуки («листья легким ропотом о чём-то шелестели»), и громкие («вой ветра», «отсалютовало громом небо»). В изображении природы родного края мы слышим и как «трепещет песня жаворонка, грустно «курлычут журавли», «кричит иволга».

А какой запах доносится с родных полей, степей! Этот «запах, словно мёд, густой и сильный». Здесь лирический герой и горьковатый дух коры вдыхал, «когда возвращался» к родному порогу, запах полыни горькой, который напоминал ему детство, с лугов доносится «тонкий запах сена», а ещё здесь пахнет дождём и грибами, а от хат сизым дымом кизячным.

В стихотворениях В. Яроша можно выделить основные черты природного мира, приёмы его художественного воплощения, которые присущи лирике С. Есенина:

- взаимопроникновение земной и небесной сфер:

Тучка жеребёнком тонконогим

Вдруг по полю неба пробежит,

Выйдет месяц острый на изломе

И побелит стены дальних хат.

Солнышка оранжевый осколок

Вместо сердца я в груди ношу!

- движение как основной признак природного бытия:

Уплывает весенний день,

Мчится легкого облака тень.

Ты видишь, как в поле трава желтеет?

Ты присмотрись: ведь осень настаёт!

- чередование различных состояний природного мира:

То хмурясь дождевой печалью,

То солнцем радостным горя.

- «очеловечивание» природы:

Она( акация) стоит, робея, у ворот,

Войти во двор к порогу не решаясь,

Лишь веткой по окошку проведет

И дрогнет вся, браня себя за шалость.

Земля возлюбленного ждет,

Укрывшись шалью спокойно спит.

В беседе как-то В. Ярош упомянул, что учился поэзии на произведениях Пушкина, Лермонтова. «Особенно меня потряс Сергей Есенин», - сказал поэт. Вероятно, поэтому в стихах Яроша встречаются образы, напоминающие лирику Есенина, он как бы продолжил традиции поэтики великого певца русской природы.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии традиционная в русской литературе. Она проходит также и через все творчество В. Яроша.

Я проанализировала стихотворения поэта «Ставрополье», «Творчество». «А можно ли зарабатывать стихами», «Жаворонок» и у меня выстроилась концепция о месте поэта в обществе, о творческом процессе, о его цели и смысле, о взаимоотношениях поэта с читателем.

Я здесь родился

Здесь мне петь и жить, - говорит поэт в стихотворении «Ставрополье» о своей неразрывной связи с родным краем, сравнивая себя с жаворонком, поющим над ставропольской степью.

Писательская деятельность - это не основной род занятий В. Яроша. «Это моё призвание», - говорит он. Поэтому пишет после работы вечером, ночью «за день, намаявшись в заботах. К столу присяду, притворю окно». Необычно сравнение образа поэта с кузнецом, который хватает «из горна слова».

И пока в них огонь,

Я спешу, чтоб ничуть не остыли,

Опаляя себя, торопясь,

Начинаю ковать!

«Я вижу среди слов»

Со словами поэт обращается бережно, как с младенцем. Прежде чем слова окажутся на бумаге, они «отбираются по чистому, ясному звуку».

В. Ярош говорит, что пишет стихи для души. Но и в самих стихах часто можно увидеть слово «душа», в котором заключена основная направленность лирики поэта.

Но вечны у людей душа да имя.

И нет дороже в мире ничего!

Поэт раскрывает перед читателем свою душу, выносит на суд историю своей любви, делится удачами и потерями.

Они — стихи. В них точно отраженье

Моей души. Того, что 6лизко мне.

В них чёткий след моей огромной боли

От неудач, провалов и потерь.

Тоска по счастью, И тоска по воле.

«И нет дороже»

Рождение стихов — труд не из лёгких. Как не просто порой найти слова, которые пробудили бы ответное чувство у читателя.

Я вижу: сбиты в кровь мои суставы,

Из-за стола вставая поутру, - образно говорит поэт о бессонной ночи и битве за «моего героя». Он не оценивает свой труд в рублях, цель его творчества —

Чтоб потом вовеки не стихали

Мелодии тобой рождённых слов, - звучит в стихотворении «А можно ль зарабатывать стихами».

Каждый поэт хочет быть услышанным и понятым читателем, считать, что труд его не напрасный, крик и боль души нашли бы отклик в сердцах поклонников его таланта. В. Ярош — один из таких поэтов.

А ещё я хочу,

Опуская усталые руки,

Что слова сохрнят

Заключённый в них жар!

Тема поэта и поэзии заканчивается стихотворением «Жаворонок».

Сравнивая себя с жаворонком, В. Ярош считает, что птицу держит в вышине песня, значит и он, пока будет «петь» свои стихи — будет жить.

Казалось мне: вот- вот не хватит

Ему дыхания и сил.

И понял, что только песня

Его так держит высоко.

В процессе исследования творчества Виктора Яроша я увидела, что его поэзия — чудесный, прекрасный, неповторимый мир. А центральным образом лирики стало Ставрополье — страна его детства, юности, творческого становления. Белые акации, милые взгорки, живительные родники, песни жаворонка, синий воздух, шальные ливни — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле!

Наблюдая за деятельностью В. А. Яроша, приходишь к выводу: писатель с помощью созданных произведений напрямую вмешивается в общественную и духовную жизнь каждого из нас. Он умеет убеждать, разъяснять, давать оценку, формирует мировоззрение человека, помогает увидеть прекрасное рядом, воспитывает в нас бережливое отношение к природе, любовь к родной земле. Главная цель поэта — это стремление своим творчеством помочь людям стать духовно богаче.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)