Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Тайна жизни» (по рассказу Л. Улицкой «Бронька»)

• вдумчивое прочтение рассказа современного автора Л. Улицкой;

• выявление основной проблемы произведения через анализ текста;

• прояснение авторской позиции.

Несколько слов о писателе Людмиле Улицкой

Родилась Людмила Евгеньевна Улицкая 21 февраля 1943 года (то есть в 2011 году ей будет 68 лет). В военное время. Родом она из Давлеканово, Башкирия, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ, на котором прониклась интересом к дарвинизму. Идеология дарвинизма, усвоенная со студенческих лет, оказала значительное влияние на все последующее творчество автора.

Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда ее уволили в 1970 году за перепечатку самиздата. Она работала завлитом камерного европейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы. Инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце 80-х годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер В. Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Улицкой - сборник «Бедные родственники» (1993) на французском языке.

«Тайна жизни»

Рассказ «Бронька», который заинтересовал меня, входит в сборник «Бедные родственники». Сначала я обратила внимание на название – какое-то не то мужское, не то собачье имя. По мере чтения содержание рассказа все более интриговало меня, потихоньку открываясь. Не сразу, но поняла, что люди живут в предвоенное время, тяжелое по бытоустройству, сложное в отношениях людей. Каждому из персонажей есть что скрывать от постороннего глаза, тем не менее условия жизни соединяют разных людей в одной квартире с местами общего пользования: кухней, туалетом, ванной, коридором. Уединиться можно только в крохотных комнатах. Героиня рассказа Бронька появляется в данных обстоятельствах вместе с матерью Симкой и водворяется на жительство, такое долгое, что здесь проходит не только жизнь матери, но и ее собственная.

Рассказ очень интересный по композиции. Сначала автором представлена внешняя жизнь героини.

Появление Броньки в доме, где все будет происходить, было загадочным, таинственным: их с матерью «прибило в московский двор волной какого-то переселения». Затем вопросом: «А где тут живут интеллигентные люди?» Симка внедрилась в коммунальную квартиру московского дома, быстро вписалась в общественную жизнь. Как пишет автор, «двор принял ее, оценив острый язык и совершенно непривычный вид скандальности – с оттенком добродушия и готовности посреди самого крутого соседского междоусобия заливисто рассмеяться, обхватив руками грудную клетку, в которой самым выдающимся местом был мощный и когтистый, как у старой курицы, киль, и тряся рогатым узлом завязанного надо лбом платка». Картина удивительно зримая. Жили не хуже и не лучше. Отличительная черта Бронькиной матери была в том, что она была непомерно тщеславна, расхваливала все вокруг себя, и даже половую тряпку (свой рабочий материал), перину, своего покойного мужа, и даже «полное отсутствие зубов в собственном рту она рассматривала как интереснейший факт».

Но главным пунктом восхищения была Бронька, «которая незаметно росла, лежа животом на подоконнике приподвального окна и разглядывая круглогодично меняющийся куст сирени»

Бронька была какая-то особенная. Балетная летучая походка, натянутый как тетива позвоночник, запрокинутая голова. Взгляд ее был всегда вверх или мимо. В портрете ее автор отмечает рыжеватые волосы, «изысканной фигурной скобкой очерченный лоб», немного приподнятая верхняя губа, но особенно – большие светло-желтые глаза, такие большие, что, «казалось, они сдавливали переносицу и простирались до висков». Ко всему этому – «обаятельно-сонливое выражение, как будто она только что проснулась и пытается вспомнить ускользнувший сон». Словом, «нездешняя» девочка.

В школе вела себя хорошо, но отстраненно. Даже на групповой школьной фотографии она не смотрит в объектив, а в сторону. Была молчалива, малообщительна, но по-своему независима.

Одета просто, как все дети довоенного времени, в перелицованное, перешитое. Хотя, нет, две подружки, Бронька и Ирочка, отличаются по одежде от остальных детей. Они заметно ухожены и одеты. И вот такая тихая и скромная девочка в седьмом классе «была с позором изъята из школы чуть ли не на последнем месяце беременности». Это вопиющая история была сопровождаема визгом и воем Симки, звоном стеклянной и грохотом металлической посуды, треском кое-какой мебели и шлепками оплеух.

Бронька не созналась, кто отец ее ребенка, она была просто счастлива, и сразу же после рождения младенца вышла на прогулку с ним как ни в чем не бывало.

Поведение Броньки как до рождения младенца, так и после, было безукоризненным. Она заботилась о сыне. Кормила, гуляла с ним, любовалась им, а мимо людей по-прежнему пролетала своей балетной походкой, мимо, мимо По своему пути. Неся собой и в себе какую-то тайну. Загадку жизни. Характерно, что окружающие одноклассницы смотрели на Броньку большими округлившимися глазами и не подходили близко к ней. Хотя Ирочка однажды приблизилась к ней, посмотрела на малыша, но дружить «ей с Бронькой было совершенно не о чем».

Но это только начало повести Бронькиной «взрослой» жизни. Вскоре оказалось, что она снова беременна. Симка теперь уже у соседей начала выпытывать, не видели ли кого у Броньки в ее отсутствие. Но нет, никого не было Бронька вела себя так тихо и скромно, что никаких следов. Так или иначе, родился второй мальчик – Бронька была совершенно счастлива, «играла с детьми, как молодая кошка с котятами, кормила младшего грудью, не отказывала и старшему. Автор отмечает, что дети были улыбчивыми, ласковыми, умными. Все соседи баловали их, жалели. Сосед Виктор Петрович Попов, старый фотограф на пенсии, тоже принимал их: «вырезал им из черной бумаги зверей и велосипеды» А Бронька опять стала беременная. И опять Вот он взгляд мимо и чуть вверх. Свой путь. Своя траектория. И счастлива. Даже мать ничего не могла узнать об отце детей. Ничего не могла сделать.

Но вот прошло много лет. Семейство Броньки покинуло московский дворик, переселившись в новую трехкомнатную отдельную квартиру.

Ирина Михайловна, та самая Ирочка, которой дружить «с Бронькой было совершенно не о чем», мать взрослых детей, замужняя, все имеющая, преуспевающая в жизни, встретила Броньку. Наконец только в их сегодняшнем общении открывается такая таинственная, загадочная история Броньки, история рождения бронькиных детей. Тем самым автор начинает раскрывать перед нами внутреннюю жизнь Броньки.

Наступает время разгадки истории беременностей Броньки. А собственно настоящей жизни, любви и счастья героини. Оказывается, отец ее детей – это тот самый сосед Виктор Петрович Попов, старый фотограф. Да, стоит удивиться. Сумела девушка 14-17 лет не пропустить своего счастья, разглядеть единственную радость для себя и детей выносить, родить, воспитать в любви, покое, ласке и счастье.

Сейчас Бронька выглядит «невероятно моложаво», и «одета в зеленый лайковый костюм, которые отнюдь не на каждом углу продаются», живет в «генеральском» доме. Дети выросли: Юрочка в Калифорнии, богатый. Миша тоже там, женат на китаянке. И Саша благополучно живет, и Гришенька рядом с матерью.

Чувствовала Ирина Михайловна что-то необъяснимое, неловкость «за свое полное и заслуженное благополучие», но отчего?

Бронька сейчас обнаруживает перед ней «тайну» своей любви, и перед Ириной Михайловной возникает образ темноволосого студента, впоследствии великолепного фотографа, художника, а попросту соседа по коммуналке В ходе рассказа все больше и больше раскрываются глаза у Ирины Михайловны на жизнь «замухрышки и потаскушки» Броньки – не должно быть у Броньки таких сложных чувств, глубоких переживаний. «Это нарушало представления о жизни, которые были у Ирины Михайловны тверды и плотны» По рассказам Виктора Петровича о прошлой жизни, своей семье, кузинах девочка Бронька «влюбилась». Если б не влюбилась, погибла бы. История старого фотографа спасла ее, подарила ей счастье жизни. Закипели страсти – ему шестьдесят девять лет, ей четырнадцать! Когда умирал Виктор Петрович – трудно ему было – но умирал со словами: «Душа моя, спасибо. Господи, спасибо». Вот и все. Казалось, тайна раскрыта, да и никому она теперь не интересна, эта «тайна Бронькиной любви и деторождения».

Но нет, не все. С Ириной Михайловной что-то не так. А что? Присмотримся Все было то же, но Ирина Михайловна «несла в себе какое-то глубокое и горькое изменение и никак не могла понять, что же произошло» А вот, оказывается, что: «ее собственная жизнь, и жизнь родителей, и жизнь дочери показались вдруг обесцененными, обесцвеченными, хотя все было достойно и правильно». И вспомнила она Виктора Петровича, и «нелепая, дикая, ничем не объяснимая зависть к Броньке зашевелилась в ее сердце». «Впрочем, - пишет автор, - всего на одну минуту» Но все же появилась зависть. Значит, было что-то в жизни Броньки недосягаемого для Ирины Михайловны, что породило чувство зависти. Возможно, не случилось в жизни Ирины Михайловны такого «счастья», как у Броньки.

Работа над содержанием рассказа Улицкой позволила мне представить жизнь героини, осмыслить свою собственную и заглянуть вперед.

Бронька прожила свою жизнь достойно, не потеряв ничего своего, настоящего: любви, счастья материнства и женского счастья, покоя. Автор утверждает, на мой взгляд, историей жизни Броньки, незаметной, тихой, скромной, способность человека «угадать» свое счастье, не пропустить «своего» человека. А самое главное то, что Бронька была во все поры жизни рядом с Виктором Петровичем счастлива, и более того, она и памятью о нем счастлива, и детьми его счастлива.

Авторская позиция

Без обращения к личности писателя невозможно глубоко прочитать произведение. Как говорят исследователи, целостность художественного произведения - всегда личностная целостность; художественный мир, созданный писателем, - это своеобразный сколок с окружающего мира, и отражение и выражение внутреннего мира писателя. Потому и волнует рассказ: здесь изображено то, что пережито автором. Личность автора в рассказе «Бронька» чувствуется открыто, писательница где-то рядом, всматривается в своих героев пытливым взглядом, добрым, понимающим взглядом.

Улицкая пишет в одном из интервью, что «жизнь полна сюжетов», но автора «больше увлекает построение характеров». Возможно, потому интересно читать произведения Людмилы Улицкой. А сюжеты, что ж, обрастут подробностями, если есть характеры.

Людмила Улицкая показала читателю, как люди относятся друг другу, как воспринимают жизнь другого человека. Согласимся с автором, поверхностно, только по внешним данным, поступкам, действиям. Люди чаще всего пытаются осудить, обсудить и наказать, дать советы, порой ненужные. А ведь настоящая жизнь протекает внутри человека, и нам очень важно, когда нас понимают, принимают, выслушивают.

Произведения Улицкой переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жесткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни»

Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма». Но книги Людмилы Улицкой помогают обрести ценностные ориентиры, укрепить жизненную позицию, подготовиться к самостоятельному восприятию и осознанию сложностей реального мира. Потому что прочитываешь рассказ именно душой, сердцем. Это небольшое произведение Улицкой дает пищу для размышлений, для глубоких переживаний.

4. Мои размышления о «тайне жизни» в рассказе и не только

Книга Улицкой научила меня вчитываться в текст, эмоционально пережить и осмыслить его. Услышать авторский голос, понять авторский замысел. Прочитывая глубоко и пристально рассказ автора, я обогатила свой духовный и душевный мир, поняла, как нужно относиться к собственной жизни и жизни окружающих людей.

Передо мной в рассказе предстала судьба человека, женщины. Я отозвалась сердцем на ее перипетии. По-моему, писательница должна быть счастлива, раз ее книги трогают за сердце, не оставляют читателей равнодушными. Исследование текста рассказа заставило меня задуматься над вопросами: «В чем «тайна жизни»? В чем секрет притягательности жизни?» Жизнь – это когда радуешься всему живому и окружающему. Ценишь жизнь и ценишь себя. Ставишь перед собой цель и добиваешься ее. А счастье что ж? Когда есть любимый дом, любимая семья. Когда происходит какое-то хорошее событие. Вот и счастье.

Я поняла, почему так обрадовалась Бронька встрече с Ириной Михайловной – для нее же это счастье встречи с горьким, но таким волнующе-счастливым прошлым, где у Броньки состоялось все: любовь, рождение детей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)