Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема дороги в романе Т. Готье <<Капитан Фракасс>>

Заявленная тема кажется нам очень интересной для исследования, поскольку именно роль дороги мы считаем определяющей в судьбах героев романа <<Капитан Фракасс>>. Актуальность нашей работы видится нам в недостаточной изученности темы дороги в творчестве Теофиля Готье. Задачей нашего исследования было выяснение места и функций дороги в названном произведении.

Анализируя указанное произведение, попытаемся рассмотреть основные особенности французской литературы периода создания романа.

Роман <<Капитан Фракасс>> вообще занимает особое место в творчестве Теофиля Готье. Начав писать это произведение в 1836 году, автор, совершенно изменив первоначальную концовку, опубликовал его только в 1863 году. Таким образом, время создания романа совпадает с периодом становления и расцвета основных литературных направлений XIX века.

Авантюрный роман данного периода времени, а мы рассматриваем <<Капитана Фракасса>> именно как авантюрный роман, воплотил в себе черты как романтизма: обращение к прошлому Франции и человечества вообще, выбор исключительных героев, действующих часто в исключительных обстоятельствах; так и реализма, что сказалось в реалистически точном подходе к изображению действительности, в способах раскрытия характеров героев, в социальной мотивации поступков героев, которыми движет зачастую не неприятие мира, не жажда подвига или только мечта завоевать сердце возлюбленной, но мечта о карьере, стремление к богатству, к славе и почестям, политические цели. Отнюдь не случаен тот факт, что, как правило, героем оказывается молодой, еще не искушенный жизнью человек, чья тоска по подлинности столь сильна, что он готов устремиться по любому пути, который, кажется, способен привести к искомой цели.

Что касается романа <<Капитан Фракасс>> Теофиля Готье, то в нем прослеживаются те же особенности французского авантюрного романа второй половины XIX века - это обращение к прошлому Франции, романтические черты главного героя: дворянское благородство, доблесть, преклонение перед дамой, гордость: <<Хотя барон был один, легкая краска проступила на его впалых щеках. Прежде он считал свою бедность достойной сожаления, теперь же она казалась ему смешной, и он впервые устыдился ее>> . Но, с другой стороны мы можем отметить желание разбогатеть, четкое понимание сословных различий: <<. и, хотя труппа фигляров представлялась ему неподобающей свитой для владельца замка Сигоньяк, такой способ попытать счастья он все же предпочитал той мрачной апатии, в которую, особенно последние два-три года, погружался молодой барон>> .

Помимо перечисленных особенностей французского авантюрного романа второй половины XIX века следует отметить также интерес их авторов к мотиву движения и теме дороги. Как это можно проследить, дорога во многих произведениях этого периода рассматривается как исходная точка развития событий. Дорога символизирует саму авантюрную жизнь, резко отличающуюся от жизни биографической, происходящей внутри дома. То большое внимание, которое автор уделяет теме дороги, вероятно, может быть объяснено тем, что именно дорога позволяет испытать основные качества персонажа, такие как отвага, доблесть, верность. Поэтому не случайно тема дороги занимает важное место в авантюрном романе XIX века.

Практически все основные события авантюрного романа происходят в пути. М. М. Бахтин замечает: <<Значение хронотопа дороги в литературе огромно: редкое произведение обходится без каких-либо вариаций мотива дороги, а многие произведения прямо построены на хронотопе дороги и дорожных встреч и приключений>> . Тема дороги так или иначе представлена практически во всех произведениях второй половины XIX века. Она позволяет выделить некоторые черты героев, которые не проявляются в привычной им обстановке. Дорога может быть не просто дорогой в прямом смысле слова, но и частью жизненного пути. Выбор дороги может быть выбором жизненного пути; перекресток - поворотным пунктом жизни человека; выход из родного дома на дорогу - возрастным этап; дорожные приметы - приметы судьбы и прочее. Поэтому романный хронотоп дороги так ограничен, конкретен, так глубоко проникнут фольклорными мотивами. Перемещение человека в пространстве утратило в романе второй половины XIX в. абстрактно - технический характер сочетания пространственно - временных определений, как указывает М. М. Бахтин. Пространство становится конкретным и насыщается более существенным временем. Пространство наполняется реальным жизненным смыслом и получает существенное отношение к герою и его судьбе .

На дороге могут столкнуться любые контрасты, переплестись любые судьбы. Как пишет М. М. Бахтин: <<Здесь своеобразно сочетаются пространственные и временные ряды человеческих судеб и жизней, осложняясь и конкретизируясь социальными дистанциями, которые здесь преодолеваются. Это точка завязывания и место совершения событий. Здесь время как бы вливается в пространство и течет по нему (образуя дороги)>>

Отсюда понятна важная сюжетная линия дороги в истории романа вообще и романе второй половины XIX века в частности. Часто все события происходят либо на самой дороге, либо сконцентрированы вокруг нее, при этом реальный путь героя переходит в метафору дороги, жизненный путь.

Возвращаясь к <<Капитану Фракассу>>, важно заметить, что действие романа начинается в родовом замке Сигоньяка. Автор посвящает целую главу его описанию: <<Издалека увидев замок, поднимавший в небо над зарослями дрока и вереска свои островерхие кровли, путник счел бы его вполне пристойным жилищем для дворянина средней руки, но, приблизясь, изменил бы свое мнение. Мох и сорные травы завладели аллеей, ведущей от большой дороги к дому, оставив лишь узкую серую полоску, подобную потускневшему галуну на потертом плаще. Почерневшие, изъеденные широкими желтыми подтеками черепицы расползались в разные стороны, а стропила местами совсем прогнили; заржавленные флюгера перестали вращаться, все показывали разное направление ветра; слуховые окошки были закрыты покоробленными и растрескавшимися ставнями, амбразуры башен засорены щебнем; из двенадцати фасадных окон восемь были заколочены досками, а вспученные стекла остальных дребезжали в своих свинцовых переплетах при малейшем натиске ветра>> . Примечательно также название этой главы <<Обитель горести>>.

Все эти детали позволяют понять, что замок является на данном этапе жизненного пути героя местом, где невозможно найти приключения или совершить рыцарские подвиги, которые необходимы молодому барону, страдающему в его стенах от невыносимой скуки: <<Теперь же скука так одолевала молодого барона, то он только порадовался бы, если бы отец вновь поучил его на свой лад, потому что отцовские колотушки, которые сын вспоминал, умиляясь до слез, - это тоже вид общения с себе подобным, а четыре года после того, как старый барон успокоился по каменной плитой в фамильном склепе Сигоньяков, молодой человек жил в полном одиночестве>> При описании жизни, которую ведет герой в своем родовом поместье, автор нередко прибегает к таким эпитетам, как <<чахлый огонь>>, <<слабый отблеск>>, что позволяет сделать вывод, что в данный момент она также бесцветна и невыразительна, как и все, что окружает героя. Кроме того, Готье неоднократно подчеркивает, как одинок в замке молодой барон, как тяготит его пребывание в этом месте без малейшего проблеска надежды на счастливое будущее: <<Это кот, сидевший в одиночестве на кухне, казалось варил похлебку. Для кого был поставлен этот скромный прибор в этом замке без обитателей?>> .

Однако основные черты характера барона Сигоньяка показаны нам уже на первоначальном этапе его пути - в его родовом замке. Это благородство, добросердечие, учтивость, скромность, желание разделить последнее с людьми, оказавшимися в беде. Мы можем видеть это, когда в замок к молодому барону попадают комедианты: <<- Хотя жилище у меня порядком запущено и я мало чем могу вас ублаготворить, все же здесь вам будет несколько лучше, чем под открытым небом и проливным дождем>> . Следует отметить, что эта встреча происходит вследствие случая на дороге, когда повозка, принадлежащая актерам, увязает в грязи: << - Пристанище для меня и для моих собратьев, принцев и принцесс, Леандров и Изабелл, лекарей и капитанов, путешествующих из города в город на колеснице Феспида, колеснице, влекомой волами по античному образцу, ныне же завязшей в грязи близ вашего замка>> Не случайно именно таким образом комедианты попадают в дом к Сигоньяку. Это люди дороги, странствующие в поисках счастья и заработка, поэтому неудача в пути служит причиной их встречи с бароном и началом его путешествия. Именно комедианты убеждают героя отправиться в Париж, найти новый путь в жизни, изменить раз и навсегда свою судьбу, свернуть с той дороги, на которую он, сам того не желая, обрек бы себя, оставшись в замке.

На дороге, как об этом писал М. М. Бахтин, пересекаются в одной пространственной и временной точке пространственные и временные пути многих людей, принадлежащих к разным сословиям, национальностям возрастам. На дороге, как мы можем наблюдать это в романе <<Капитан Фракасс>>, могут произойти встречи, которые были бы невозможны в обычных условиях привычной для героев бытовой обстановки. Так, например, барон де Сигоньяк, живя в своем замке, никогда не познакомился бы с разбойником Агостеном и его помощницей Чикитой, с Жакменом Лампурдом, с герцогом де Валломбрезом, со многими другими персонажами романа. Кроме того, дорога заставляет барона де Сигоньяка совершать не свойственные для его титула поступки. Так, например, в VII главе барон, путешествующий с труппой комедиантов, чтобы помочь им в трудную минуту, отказывается от своего имени и называет себя капитаном Фракассом, соглашаясь играть в театре: <<Я сбрасываю этот баронский титул и прячу его в укладку, как ненужное платье. Перестаньте величать меня бароном. Посмотрим, удастся ли несчастью отыскать меня под новым обличьем. Итак, я наследую Матамору и зовусь отныне капитан Фракасс>> .

Большое значение имеет образ повозки, которая олицетворяет собой кочевую жизнь, постоянные странствия. Он неотъемлено связан с дорогой. <<Благодаря неожиданному подкреплению, а главное, умелой помощи Пьера, тяжелую колымагу удалось вскорости вызволить и направить на твердую почву, после чего она, проехав под стрельчатым сводом, достигла замка и была поставлена во дворе>> . Автор неоднократно подчеркивает, что повозка вовсе не представляет собой подходящий способ перемещения для барона. Однако и она оказывает решающее влияние на судьбу героя: Повозка привозтит комедиантов к замку барона, в повозке юный Сигоньяк покидает отчий дом, в повозке попадает в Париж.

Однако дорога изменяет судьбу не только главного героя. Ряд событий, случившихся в пути, оказывает влияние и на актеров, с которыми он путешествует.

Актеры, как это уже отмечалось ранее, люди дороги. Вся их жизнь связана с движением, переездами с места на место. Поэтому именно дорога определяет их судьбу, ставит их перед возможным выбором. Так, первой изменяется судьба Субретки, которая после спектакля в доме маркиза получает возможность оставить кочевой образ жизни и театр и жить на полном содержании Брюйера. Она выбирает спокойную жизнь: <<Дорогие друзья, простите меня за то, что я внезапно покидаю вас. Удача иногда сама идет в руки, да так приманчиво, что было бы чистой глупостью не вцепиться в нее всей пятерней; ибо, если ее раз упустишь, она больше не вернется>> . Этот выбор Субретки заставляет актеров менять свой репертуар, однако, тем самым автор показывает, что каждый из актеров имеет право свернуть с общей дороги и выбрать свой жизненный путь, перестроить свою судьбу по- новому. Но, все же, именно жизнь в дороге оказывается нужна Субретке. Когда она, вернувшись в свою труппу, получает еще раз возможность выбора, она понимает это и выбирает театр и скитания.

Однако дорога может стать и местом трагедии: <<А вьюга свирепела все пуще, кружа в ворохах белых хлопьев и вздымая их тут и там, точно пену волн. Страх темноты понять легко. Во мраке всегда таится жуть, но белый ужас почти непостижим. Трудно вообразить себе положение отчаяннее того, в котором очутились бедные наши комедианты, побледневшие от голода, посиневшие от стужи, ослепленные снегом и затерянные на проезжей дороге посреди головокружительного вихря ледяной крупы, пронизывавшей их насквозь>>

На дороге во время бурана умирает Матамор. Таким образом, автор показывает, что путь, выбранный бродячими актерами и бароном, может не только дать возможность изменить судьбу, добиться чего-то в жизни, найти счастье, но и стать причиной бед и страданий.

Смерть Матамора становится важной точкой пути. Она влечет за собой коренное изменение в жизни барона - появление капитана Фракасса, псевдонима, взятого им, чтобы заменить на сцене умершего актера. Этот жест со стороны борона также показывает трансформацию, которая постепенно происходит в нем. Сигоньяк чувствует признательность по отношению к комедиантам. Он уже не стыдится их общества и даже предлагает помочь им вопреки возможным насмешкам со стороны людей его сословия и неуместной в данной ситуации дворянской гордыне: <<Я сбрасываю свой баронский титул и прячу его в укладку, как ненужное платье. Перестаньте величать меня бароном. Посмотрим, удастся ли несчастью отыскать меня под новым обличьем. Итак, я наследую Матамору и зовусь отныне капитан Фракасс!>> .

Примечательна еще одна встреча на дороге. Когда герои уже отчаиваются найти приют в пути, дорога неожиданно приводит их в дом к собрату по ремеслу, бывшему актеру Белломбру, который ведет тихую жизнь в деревне. На примере Белломбра автор также показывает, что у любого странника есть возможность свернуть с пути, выбрать для себя любую дорогу, даже если она отлична от общего пути: <<Воспользовавшись подвернувшимся кстати наследством, я удалился во всем блеске своей славы, не желая подражать тем упрямцам, которых приходится гнать с подмостков огрызками яблок, апельсиновыми корками и тухлыми яйцами>> . Однако, отказавшись от театральной карьеры, Белломбр сохранил многие черты актера. Кроме того, он приобрел мудрость, способность трезво оценивать окружающих и самого себя, в первую очередь: <<Для времяпрепровождения я разучиваю роли моего амплуа и вижу, что в те времена, когда мне рукоплескали за звучный голос, горделивую осанку да стройные ноги, я был всего лишь пустоголовым фатом. Ничего я тогда не смыслил в нашем искусстве и бездумно шел напролом, как ворона, которая долбит орехи. Глупость публики обеспечивала мне успех>> .

После представлений, данных в деревне Белломбра, комедианты и барон отправляются в Пуатье. Здесь происходит первая встреча героев с герцогом де Валломбрезом. Герцог пытается покорить сердце Изабеллы, верной своей любви к Сигоньяку. Де Валломбрез привык своими путями добиваться желаемого. Он не может смириться с отказом актрисы и решается даже на похищение. Однако изначально неверная дорога, выбранная герцогом в его жизни, приводит его к совершенно неожиданному финалу. Он едва не погибает от руки Сигоньяка, но оказывается способным на раскаяние, на преданную дружбу, благородство. События, происходящие на его жизненном пути, значительно меняют его представления о той дороге, которой ему следует идти.

Очень примечательны образы еще двух персонажей - людей дороги - Агостена и Чикиты. Вся их жизнь связана с бесконечными скитаниями, случайными заработками именно на дороге либо в городах, попадающихся им на пути. Дорога определяет их судьбу.

Чикита - дочь разбойника, выросла в бесконечных странствиях, что обусловило некоторые черты ее характера: <<Ее повадки внушают нам справедливые подозрения, а свирепая алчность, с какой ее дикие глазенки уставились на жемчужное ожерелье Изабеллы, вынуждают нас следить за каждым ее шагом>> Однако она все же понимает, несмотря на свой юный возраст, что иная судьба в подобных условиях невозможна. Поэтому после смерти Агостена, когда Чикита остается совершенно одна, она стремится найти убежище у Изабеллы, которая некогда проявила сочувствие к ней: <<Мой нож пронзил сердце Агостена; у меня больше нет хозяина, а мне надо кому-то служить>> . Таким образом, девочка уходит с пути воровства и мошенничества, меняет свою дорогу.

Что касается Агостена, его образ тоже очень любопытен. В отличие от Чикиты, Агостен больше времени провел, странствуя по дорогам. Он взрослый мужчина и сам выбирает свой путь. Он уже привык к такой жизни и не видит другого способа заработать, как только украсть, убить, совершить подлость или попросить милостыню: <<Своей неуместной храбростью вы отняли у меня кусок хлеба, и уж раз мне не удалось вас ограбить, так не откажите мне в подаянии>> . Однако и он достоин сожаления, поскольку не имеет возможности избрать другой жизненный путь, не связанный с грабежами и насилием. Кроме того, поражает трогательная любовь этого разбойника к своей воспитаннице Чиките, желание защитить ее, а также восхищение и почти братская любовь по отношению к своим погибшим товарищам.

Что касается первой встречи барона де Сигоньяка с Агостеном и Чикитой, то следует отметить, также, что, как и в случае с бродячими комедиантами, она была бы невозможна вне дороги, поскольку, как это уже указывалось, между бароном и разбойником с его воспитанницей была слишком большая разница в положении. Несмотря на свою бедность Сигоньяк никогда не позволил бы себе общаться с подобными людьми, не будучи вместе с ними участником одного события, произошедшего на дороге, и не испытав уже на себе влияния кочевой жизни. Эта встреча, обусловленная, как мы это уже отметили, происшествием в дороге, позволяет показать такие черты героя, как доблесть, великодушие.

Выбранный героями романа жизненный путь определяет их дальнейшую судьбу. Так Изабелла, которая смогла сохранить свою чистоту, благородство, целомудрие в том окружении, которое, казалось, не располагало к этому, в конце романа вознаграждена. Она получает дворянский титул, богатство, любящую ее семью, выходит замуж за любимого ею человека. Постоянная жизнь в дороге не изменяет ее в худшую сторону. Она позволяет еще ярче показать черты, характера, свойственные этой девушке.

Путешествие барона де Сигоньяка заканчивается в его родовом замке, куда он возвращается в полном отчаянии после поединка с де Валломбрезом. Обратная дорога в замок не была связана ни с какими значительными событиями в жизни героя: <<Не стоит описывать во всех подробностях его путешествие, которое длилось около трех недель и не было окрашено ни единой занимательной встречей>> . Автор показывает, что испытания героя в пути закончились. Он уже проявил себя достаточно доблестным, благородным, верным своей любви и дружбе, достойным счастья. Однако герой еще не знает об этом, поэтому опечален необходимостью вернуться к своей прежней жизни, покинуть Изабеллу. И все же он рад возвращению в свой родной дом: <<Барона до крайности растрогало знакомое зрелище; конечно, он немало настрадался в своем обветшалом жилище, и все же при виде его испытывал то же волнение, какое вызывает встреча с другом, чьи недостатки забылись в разлуке>> . Однако в конце автор вознаграждает героя за все те качества, которые проявились у него на дороге. Он также находит семейное счастье, богатство, признание. Его замок восстановлен.

Действие романа заканчивается именно в этом замке, где оно и началось. Автор показывает, что дорога, испытания которой с честью выдержал юный барон, привела его к счастью, изменила его судьбу. Сигоньяк смог добиться всего, чего он желал, живя в безвестности и нищете. Его замок восстановлен, возвращены его законные владения: <<Этот поистине королевский кортеж двигался по укатанной дороге мимо зеленеющих полей, ставших плодородными при помощи тщательной обработки, мимо благоустроенных ферм и бережно ухоженных лесов>> .

Анализируя роман можно увидеть, что дорога дает молодому барону не только возможность в корне изменить свою судьбу, попытаться избавится от нищеты и безвестности, но и взаимную любовь, которая во многом определит его жизнь в дальнейшем.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие темы дороги в романе <<Капитан Фракасс>> позволило Т. Готье сделать произведение более ярким, насыщенным событиями и показать читателю такие моменты в характерах и поведении людей, которые в условиях обычного хода жизни не могли бы проявиться, а также дало автору возможность не только проникнуть во внутренний мир персонажей, но и показать характеры героев в их развитии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)