Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема малой родины в творчестве Лидии Хрипко

Крупные экономические и социальные изменения вызвали едва ли не всеохватный общественный подъем, задев не только центр России, но и ее окраины, что называют провинцией. Троицк в этом смысле не стал исключением. Нам интересно его прошлое, настоящее и будущее. Старинный город Челябинской области полон давних традиций в мире искусства и литературы. Новая волна поэтического творчества и по сей день окружает нас. Поэты живут и работают рядом с нами. Они, безусловно, одаренные люди. В связи с этим, нам предстоит дать оценку творчества одной из поэтесс города Троицка, Лидии Хрипко, яркой представительницы провинциальной лирики. Ее творчество послужило материалом для нашего исследования.

Объектом исследования является уральская поэзия, представленная в работе сборниками троицкой поэтессы Лидии Хрипко «Серебряные нити» и « На пике тысячелетий», выпущенным в 2006 году ЧПО «Книга» / издательство «Цицеро» Челябинской типографии.

Троицк – «Колыбель провинциальной культуры»

На вековых перекрёстках истории моей маленькой родины под названием город Троицк, в многообразии евразийских культур постоянно бурлила караванная, торговая, казачья, дворянская, мещанская жизнь не только отчаянных искателей приключений, но и людей свободных, упорных, интеллектуальных и талантливых. Насыщенная яркими событиями, незаурядными характерами, осенённая знаниями, духовностью (верой), история Троицка навсегда переплелась с жизнью видных российских литераторов - более четырёх десятков имён. Это и И. А. Крылов (баснописец), Ф. Н. Плевако, М. Акмулла, М. Гафури, Б. Ручьёв, А. Климов, А. Д. Дементьев, Н. Воронов, Е. Скобелкин, А. Куницын, Р. Валеев.

Все их произведения отличает одно качество – высокая гражданственность, любовь к родному краю.

В марте 1926 года в нашем городе возник кружок начинающих поэтов и прозаиков, руководимый редактором газеты «Вперёд» Иваном Парамоновичем Куликом. За долгие 80 лет кружок перерос в литературное объединение. Им посменно руководили Михаил Власенков, Николай Махновский, Алексей Фисенко. С апреля 2000 года все заботы и радости литературного объединения «Степь» легли на хрупкие плечи троицкой поэтессы, филолога, тонкого лирика русского слова Лидии Сергеевны Хрипко, которая, к сожалению, ушла из жизни. В настоящее время «Степь» возглавляет Павел Дмитриевич Хрипко. Сформировался актив с численным преимуществом почитателей поэзии. К ветеранам Басыру Рафикову (члену Союза писателей), Николаю Махновскому, Анатолию Столярову, Тулегену Наурзбаеву, Любови Дубковой, Любови Ворона, Раисе Федорищевой и др. добавились новые имена: Анатолий Антоненко, Елена Дуденкова, Лира Синеок, Фаина Азметова, Александр Ульяновский, Тамара Брылёва, Елена Лакиза, Валентина Клименко, Валентина Попова.

Как часто мы задаём себе вопрос: что такое поэзия в нашем прагматичном «интернетном» мире? И порой не можем сразу дать однозначного ответа. Наверное, всё дело в том, что поэзия сама по себе неоднозначна и всеобъемлема. Владимир Даль писал, что «поэзия - изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и при том более мерною речью». А поэт, по его мнению, «человек одарённый природною способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное».

А вот, по мнению Ф. Брокгауза, «поэзия - род искусства, орудием и материалом которого является слово, сущность которого мышление в словесных образах».

Можно привести множество формулировок этого ёмкого понятия, но все они будут сводиться к единому целому: к тому, что поэзия это особый жанр литературы и «результат собственного видения жизни автором, его собственные опыт и боль, а также опыт и боль поколения».

В одном я до конца убежден, что поэзия - несомненно, сильный жанр словесного искусства.

Троицк – малая родина Лидии Хрипко

Родилась Лидия Сергеевна в голодном послевоенном году, в новогоднюю ночь в деревне Красноселка Увельского района Челябинской области. Мать – фельдшер, отец – фронтовик, агроном. В 1966 году закончила среднюю школу, затем – филфак Курганского пединститута. Работала по специальности в Оренбургской области, учила детей русскому языку и литературе. В 1977 году болезнь оторвала ее от коллектива. По совету врачей семья переехала на Урал. С 1987 года Лидия Хрипко – троичанка.

К поэзии с детства пристрастил отец. Он привез с войны тетрадь своих стихов. Чтение по вечерам вслух было привычным занятием в семье.

В 16 лет Лидия начала уже осознанно пробовать перо. «Исписав тетрадку, отправила ее в областную газету. Неожиданно получила гонорар, а следом и письмо от члена Союза писателей СССР, поэта Алексея Еранцева. «Сразу о недостатках говорить не хочется, хочется сказать, что стихи написаны поэтом »

Троицк стал для поэтессы второй родиной. Именно к этому старинному уездному городку навсегда прикипела душа поэта. Нашему городу посвящены стихотворения: «Здравствуй Троицк», «Троицкие сады», «Троицку 250! 255 », «Прогулка по троицкому календарю», «Троичанка».

В небе клик журавлиный клином гаснет вдали

Троицк – город старинный, грань российской земли

Автора привлекает троицкое раздолье, раскинутое до «степей Казахстана».

Свои искренние чувства и расположение к городу она ярко выразила в строках стихотворения «Троицку 250! 255», сказав следующее:

В пестроте экзотики Востока на Великом Шелковом пути от родных целительных истоков

Троицк рос и будет вновь цвести.

В стихотворении «Первый снег» огромное значение поэт уделяет природе. Без преувеличения можно сказать, что Хрипко не просто любит её, а влюблена в снегопад, весенние ручьи, зимний лес и сугробы – во все то, что называется чудом жизни. Пейзаж всегда у Хрипко очеловечен:

Словно кто-то играет на скрипке все слилось: листопад, снегопад

Воздух пёстрый и липкий, и зыбкий, и светло, и тепло невпопад.

Солнце вдруг ослепительной птицей, удивляясь прорвёт облака, засмеётся, забьётся на лицах, повернётся и спрячет бока.

Поэтесса настолько прониклась любовью к Троицку, что значение её второй родины незримо растворилось для читателя. Троицк для Хрипко стал первостепенной важностью и Музой её художественного поэтического творчества.

Музыкальные страницы поэзии Лидии Хрипко

Удивительно и примечательно то, что на стихи Лидии Хрипко положена музыка провинциальных самодеятельных композиторов, которые не смогли остаться равнодушными к творчеству такого разнопланового поэта.

И стихи зазвучали совершенно по-особенному, они обрели вторую жизнь.

Мощное звучание при этом обрело стихотворение «Троицын день» на музыку Тамары Брылёвой.

Здесь слышится звучание «бессонных колоколов». Рисуется автором ажурная картина - «старинных зданий кружева». Мы находим элемент сравнения:

И реки Уй с Увелъкой - катятся,

Как руки матери - Земли.

И рядом гармонично сосуществует элемент олицетворения:

Всё переменится, уладится, -

Степные шепчут ковыли.

Автор верит в перемены к лучшему.

В стихотворении «Троицкий вальс» мы снова находим элемент олицетворения, описывающий движение, действие, посредством глагола – действия:

Убегают от нас

У и с Увелькой куда-то.

В тексте встречается и метафора:

Упадут на крыльцо

Листопадные звёзды!

Звучит это настолько таинственно, пробуждает сложные эмоции, но предметный план вполне конкретен: это осенние пожухлые листья.

Так же встречается и элемент гиперболы, Троицк у Лидии Хрипко - Дар Великой Руси. Это самое дорогое, что может быть подарено народу.

Троицку посвящены и другие произведения, такие как «Пой, любимый город!», «Троицкий осенний вальс».

До глубины души, волнующе звучат и строки стихотворения «Случайные слова». Это и великолепный лирический романс на музыку другого самодеятельного композитора Полины Алексеевны Поповой.

И снова поэтический текст украшен художественными тропами. С яркой эмоциональной окрашенностью рисует поэт-художник внутреннее состояние души:

Как шляпку вбитого гвоздя тебе не вытянуть зубами, так душу выразить нельзя случайно взятыми словами.

Ещё один достаточно сильный элемент олицетворения:

«Кричали мне твои глаза»

И следом снова сравнение:

«Два родника на дне колодца».

Глубокую смысловую нагрузку несёт в себе стихотворение «Лебеди». Здесь ясная художественная образность органично переплетается с лёгкостью, прозрачностью поэтического слога. В тексте наличие вопроса и ответа:

Кто их ронял? - Это, видно, нелюди.

Не могу иначе называть.

Художественностью исполнена «тревога», лежащая «на сердце» у автора стиха. В этом звучит и авторский призыв, чтобы люди были добрее, чтобы их сердца не ожесточились и прекрасные лебеди - символ вечной жизни в любви и согласии, могли без страха жить рядом с человеком, не опасаясь жестокого обращения по отношению ко всем братьям меньшим, ибо человек должен мирно сосуществовать в гармонии с природой, потому как он сам является её неотъемлемой частью. Стихотворение «Лебеди» положено на музыку Еленой Лакиза.

У Лидии Сергеевны есть стихи, посвященные реальным людям. Стихотворение «Троичанка» посвящено врачу Розе Садыковне Буканаевой, а стихотворение «Вернисаж» Галине Левшич – троицкой художнице. «Халат художника» посвящено И. С. Левшичу, «На звонком парусе мечты» – Надежде Скрябиной. Есть стихотворение, посвященное руководителю Троицкого хора «Сударыня» Михаилу Гаврилову. С самого начала стихотворения автор говорит о том, что «музыка уже не умолкает», она будет звучать до тех пор, пока «пишет звёздные скрижали лирической мелодии волна!»

Поэтесса восхищается одарённостью истинного Троицкого музыканта Михаила Гаврилова и с нескрываемым восторгом произносит:

Мелодия струилась, излучала и плавила земные голоса.

Автор убеждает нас, что музыка всегда останется для человека «родником жизни», первоисточником гармонии и духовного очищения.

Лидия Хрипко писала стихи, которые впоследствии положены провинциальными самодеятельными композиторами на музыку. Стихи, тем самым, обрели второе рождение. Поэтесса не является поэтом – песенником, но независимо от обстоятельств, стала таковым.

Заключение

Изучив имеющуюся литературу по данному вопросу, и, познакомившись с литературным творчеством Лидии Хрипко, мы выяснили, что основная тема поэзии уральской поэтессы – тема малой родины, которая является основным ключевым моментом.

Тема малой родины затрагивает различные аспекты жизни поэта в своей современной среде. Это и дорогие сердцу люди, живущие рядом с Лидией Сергеевной, здесь и поэтические зарисовки природы, где пейзаж очеловечен поэтом. Ярко и художественно представлен и сам город, во взаимосвязи с историческим прошлым.

Поэт использует стих-исповедь, где открывает свою душу перед читателем. Она умело рисует живые сценки из детства, лирические этюды, портреты людей с ярко выраженным характером. Ее творчество – лирические дневники, где за каждым стихотворением ее судьба и жизнь рядом живущих людей.

Стихи Лидии Сергеевны Хрипко глубоко музыкальны, внутренне мелодичны, напевны. Песенность стиха сближает поэтессу с местной народной музыкой: народной песней, романсом, лирической балладой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)