Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

В. А. Гиляровский в Вологде: быть или не быть?

(проект памятника писателю)

Жаркое лето 2010 г. в Вологде. На 7-м канале журналисты местного телевидения проводят интерактивный опрос среди горожан: как вы относитесь к установке в Вологде памятников Ивану Грозному, Петру I , Сталину? Тем, кто постарше , жалко денег, поколение «Макдоналдсов» в голосовании вряд ли участвовало : им это неинтересно. Ревнители истории и культуры, слава Богу, не перевелись, но остались в меньшинстве. Но пробный шар уже пущен. Общественный совет – новый консультативный орган управления, созданный горожанами при поддержке главы Вологды Евгения Шулепова, - начал свою работу с поиска ответа на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы наполнить содержанием фразу «Вологда – культурная столица Русского Севера»?

Ясно всем: нужно работать над культурой горожан, обликом города. Нужны новые способы привлечения туристов.

«До сих пор Вологодчина во всей России ассоциируется с тремя понятиями: вологодское масло, вологодское кружево и вологодский конвой. В то время, как даже малые города, в которых и архитектуры-то особой нет, находят свою неповторимую черточку. В Переяславле – это музей утюга, музей частника. В Ярославской деревне Кукобой, несмотря на все споры, открыли музей Бабы Яги – и теперь глухую деревушку знают все. А ведь такие музеи не только повысят узнаваемость города, но и принесут доходы в бюджеты».

Газета «Наша Вологда» (22-28 июля 2010 г. ) пригласила жителей города принять участие в открытой дискуссии в прессе. И отклики последовали. Уже в августе читатели газеты узнали, что «очередной изюминкой Вологды вполне может стать, например, памятник «Где» в форме вопросительного знака ( по ассоциации с хрестоматийной песней ансамбля «Песняры»).

Сеть интерактивных мини-музеев «Вологодские промыслы» - это идея известного коллекционера Михаила Сурова. А чем плоха мысль установить точную копию первого российского линейного парусника «Гото Предестинация» или реализовать проект «Вологодский край – медово-пряничный рай»?

Большое влияние на туристическую привлекательность оказывают малые архитектурные формы: скульптуры, мини-памятники. «Должно быть как можно больше таких памятников, причем в разных районах города. Это гуманизирует городскую среду. Кстати, подобная уличная скульптура самой неожиданной тематики в изобилии встречается в самых красивых и развитых городах Европы».

Вот тут-то и забрезжила идея о создании своего памятника. Вологодчина дала родине талантливых художников и писателей, изобретателей и ученых. Вологодская литература – одна из лучших региональных литератур в России, а отдельные ее представители известны не только в масштабах всей страны, но и приобрели мировую известность. Памятников в Вологде (самых разных!) не так уж и мало, а вот литературных всего 4. Пожалуй, самым знаменитым можно считать памятник К. Батюшкову на Кремлевской площади (1987). Двумя годами ранее появился памятник А. С. Пушкину на улице Пушкинской. Рядом с филиалом ВГПУ установлен памятник В. В. Маяковскому, а на Советском проспекте – на берегу реки Вологды в сквере у Петровского домика – памятник Н. Рубцову. Заметим, что все четверо – поэты, причем двое из них в Вологде никогда не бывали.

Сначала промелькнула озорная мысль: а не установить ли памятник всей вологодской литературе, подобный «1000-летию России» в Новгороде, с обилием фигур, лиц?

В. Красов и П. Засодимский, П. Вяземский и К. Батюшков, Г. Успенский и В. Короленко, А. Куприн и В. Гаршин, В. Гиляровский и С. Есенин, А. Яшин и С. Орлов, Н. Рубцов и С. Викулов, В. Астафьев и В. Белов Родились, жили, приезжали, отбывали ссылку, писали о Вологодском краеА сколько еще не названо? Да, грандиозный получился бы проект!

Однако учитывая современную тенденцию к созданию малых форм (дешевле!), решили остановиться на проекте памятника одному человеку.

Предстояло выбрать имя – задача нелегкая, но интересная. Но тут подоспело 1 сентября, с ним новые дела и проблемы, и об идее пришлось на время забыть.

Как-то наш учитель литературы невзначай поинтересовалась, что мы знаем о Гиляровском. Многие не знали ничего, кроме имени. Кто-то проявил большую осведомленность, вспомнив, что Гиляровский – писатель и наш земляк.

– Как, вы ничего не знаете о Гиляровском?! – поменяла модуляции голоса Лариса Витальевна, – это же такая интересная личность! Его биография – уже роман, не уступающий жизнеописаниям М. Горького и Джека Лондона!

Мы переглянулись: эврика! Вот что нам нужно – памятник Гиляровскому в Вологде!

И, как это часто бывает, одна идея повлекла за собой другую: не привлечь ли к разработке проекта одноклассников? Преподаватель поддержал нас, и было решено провести урок внеклассного чтения в начале декабря, приурочив его к очередной годовщине со дня рождения писателя.

На разработку проекта оставалось 2 месяца. Что предстояло сделать?

Определили основные задачи и способы их решения.

1) Узнать как можно больше о Гиляровском, познакомиться с его произведениями.

2) Выяснить, как увековечена память о Гиляровском, существуют ли памятники писателю и где они установлены. Что сделано в Вологде? Кто занимался этой темой?

3) Какой должна быть основная идея памятника?

4) Как он может выглядеть и где его следует установить?

Перечисленные задачи помогли выделить этапы работы, спланировав ее во времени.

Что такое памятник, вроде бы понятно. Однако решили на всякий случай заглянуть в толковый словарь, проверить себя. Как выяснилось, не зря.

Памятник и его виды. Главная идея памятника как сверхзадача

«Памятник – это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Наиболее распространенные виды памятников – скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск и т. д. »

Словарная статья помогла уточнить, каких видов могут быть памятники.

Созданию каждого предшествует какая-то идея. Именно ее авторы пытаются воплотить в металле или камне.

Обратимся к примерам.

28 мая 1987 года – к 200-летию со дня рождения – в Вологде был установлен памятник поэту К. Н. Батюшкову.

Идея создания памятника Батюшкову – другу и литературному учителю А. С. Пушкина – возникла еще в 80-е годы XIX века. Но понадобилось более сотни лет на то, чтобы памятник появился в родном городе поэта, на берегу реки Вологды у Северной горки – некогда любимое место прогулок Константина Батюшкова.

Авторами являются знаменитый московский скульптор Вячеслав Клыков и архитектор В. Снегирев.

На гранитном постаменте – фигура поэта высотой в 3 метра 30 сантиметров. Рядом – конь. Это не случайно.

«Три войны, все на коне», - говорил поэт. Конь, на котором офицер-поэт однажды доскакал до Парижа, напоминает о щемящем чувстве расставаний и встреч с милой родиной. Конь привез Батюшкова на родную землю и склонил голову. Помимо бронзового человека и коня, в скульптурную композицию вошли две небольшие фигурки – Муза в образе вологодской крестьянской девушки со свирелью и богиня войны Афина Паллада. Они представляют две стороны личности поэта: литературное творчество и воинскую службу.

Гармонично вписавшись в «манящий коридор» между Соборной горкой и Храмом Александра Невского, памятник поэту словно замкнул кольцо памятников кремля, образовал своеобразный ансамбль. Он хорошо смотрится с разных сторон и каждый раз по-новому. С площади видны дом и улица Батюшкова.

На постаменте прикреплена плита с надписью: «Батюшкову от благодарных потомков».

Несмотря на то, что не все вологжане сразу приняли памятник в его окончательном виде, фактически он стал одним из символов нашего города.

Иной была идея создания памятника Н. Рубцову, установленного в Вологде 26 июня 1998 года. Перед создателем образа поэта стояла сложная творческая задача. «Немало было раздумий, многочисленных карандашных набросков, различных постановочных моделей. Авторы использовали различные материалы ( гипс, дерево, гранит, бронзу) в поисках того, который наиболее полно соответствовал бы раскрытию образа поэта».

И место для памятника было выбрано не случайно: сквер на берегу реки Вологды, где когда-то был речной вокзал. Поэт жил недалеко отсюда, любил прогуляться по набережной, посидеть в дружеской компании в ресторане-поплавке. Многие стихи Рубцова о Вологде навеяны этим ее уголком. Вот что рассказывал о создании памятника его автор – череповецкий скульптор А. М. Шебунин: «Место и впрямь было интересным, оно и натолкнуло на образ поэта-странника, остановившегося на берегу реки, пришедшего на пристань и готового уплыть в родные тотемские места к своим истокам. Было множество вариантов памятника – около 20, но чемоданчик в руке поэта появился именно благодаря выбранному месту установки памятника, что, на мой взгляд, придало его образу некую проникновенную правдивость и возвышенность. Работа шла долго и тяжело: как запечатлеть в памятнике человека небольшого роста, лысоватого, не блещущего красотой, обыденного, живущего среди нас, современников, встречаемого нами в повседневной жизни? Что же в нем должно привлечь зрителя? Задача казалась просто невыполнимой. Но, как мне кажется, по прошествии лет, эту сверхзадачу я все-таки выполнил».

Вот и мы стали искать свою сверхзадачу. Каким человеком был В. Гиляровский? За что ему можно поставить памятник?

Обратились, как водится в последнее время, к Интернету, но быстро поняли, что без чтения литературы не обойтись. Для удобства разделили класс на 5 групп (по 5-6 человек), каждая из которых занималась поиском «своего» материала.

Прежде всего интересно было читать рассказ самого

В. Гиляровского о своей жизни в автобиографической книге «Мои скитания». Весьма полезным оказался труд В. Гуры (тоже нашего земляка!) «Жизнь и книги дяди Гиляя».

Несколько иронична и в чем-то даже парадоксальна книга А. Митрофанова «Гиляровский», изданная в серии «ЖЗЛ» «Молодой гвардией» в 2008 году. Много помогли воспоминания внучки Гиляровского Е. Киселевой.

И большим подспорьем оказались материалы областных периодических изданий. Это многочисленные публикации в газетах «Красный Север», «Русский Север», «Вологодская неделя», «Вологодские новости».

Многие из наших одноклассников хорошо изучили дорогу в читальный зал и отдел краеведения Вологодской областной универсальной научной библиотеки им. Бабушкина.

Главные аргументы «за» установку памятника В. Гиляровскому в Вологде. Сбор информации. Поиски основной идеи памятника.

Суммируя собранный материал, мы сформулировали 5 основных аргументов «за» установку памятника В. А. Гиляровскому в нашем городе.

Прежде всего В. А. Гиляровский – наш земляк, уроженец вологодского края. Ни в одной из его автобиографий нет указания на населенный пункт, в котором он появился на свет. Это либо «лесной хутор за Кубенским озером», либо «глухие сямские леса». Возможность приоткрыть завесу таинственности дают лишь архивные документы, позволяющие с очень высокой долей вероятности заключить, что местом рождения Владимира Алексеевича является сельцо Горка Вологодского уезда. Эта версия, высказанная писателем Владимиром Арининым в его публикациях в «Красном Севере», ныне подтверждена документально.

Сельцо Горка находится на высоком берегу речушки Крутец, в 66 верстах от Вологды и в 38 верстах от села Кубенского. Вплотную к нему примыкал Покровский Сямский погост с каменной церковью Покрова Богородицы. Возводить ее начали в 1813 году, вскоре после Отечественной войны с французами. В 1817 году одноэтажная церковь с колокольней была достроена и с тех пор служила украшением округи, ибо по утверждению документов, «благолепие» этот храм «имел приличное. В нем на третий день жизни, 29 ноября 1855 года, приходский священник Евграф Подстаницкий погрузил новорожденного младенца, нареченного Владимиром, и передал затем воспреемнику (крестному отцу) – деду по матери, калязинскому мещанину Петру Ивановичу Мусатову.

Памятник должен иметь историческую привязку. Так почему бы не установить его на Родине писателя?

Во-вторых, Владимир Гиляровский – человек интереснейшей биографии. Жизнь этого писателя не была бы такой яркой, если бы он был заурядной личностью. Что же было в нем особенного? Почему его помнят не только как писателя? Отчего его друзьями были и жители Хитровки, и великие современники? Какова была душа этого человека? Попробуем ответить на эти вопросы, рассмотрев определенные этапы его жизни.

«Прежде всего в Гиляровском поражали удивительная цельность и своеобразие его натуры. Если бы у нас существовало выражение «живописный характер», то его целиком можно было бы отнести к Гиляровскому. Он был живописен во всем – в своей биографии, внешности, манере говорить, ребячливости, в своей разносторонней и бурной талантливости», - писал о нем К. Паустовский.

Полученное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности. Каким же было детство Гиляровского? Он происходил из исконно русской семьи, отличавшейся строгими правилами и узаконенным из поколения в поколение неторопливым бытом. Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные.

«Гиляровский был неистощим на всяческие мальчишеские выходки. Однажды он придумал послать со своим обратным адресом письмо в Австралию к вымышленному, несуществующему человеку, чтобы, когда это письмо вернется в Москву, судить по множеству почтовых штемпелей об удивительном и почти сказочном пути, совершенном этим письмом. ».

Учился Гиляровский плохо. «Из подпольной и запрещённой литературы, которую Владимир, как и многие его товарищи по гимназии, читал с особым рвением, на него особо сильное впечатление произвёл роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Литература этого рода ещё более усилила стремление молодого человека к индивидуальной свободе и независимости от всех государственных и общественных институтов, к странствиям и приключениям. К этому следует добавить, что в свои вологодские гимназические годы Гиляровский общался с политическими ссыльными народнической ориентации, которые тогда в значительном числе жили в Вологде, и, конечно, усваивал бунтарские и оппозиционные настроения».

В 1871 г. , так и не окончив гимназии, юноша совершил побег из родительского дома, чтобы в полной мере окунуться в манящую стихию настоящей народной жизни. «Он пешком прошел из Вологды до Ярославля, поступил в бурлацкую артель на Волге, потом работал крючником (портовым грузчиком) на волжских пристанях, служил на белильном заводе, пас конские табуны в казахских степях, был бойцом пожарного расчета, циркачом, актером провинциальных театров. И в любую работу он вносил настоящую русскую смекалку, живость ума, даже некоторую удаль. Не было должно быть, ни одного явления, которое не казалось бы ему смертельно любопытным и заслуживающим пристального внимания.

Похожая на приключенческий роман биография сделала дядю Гиляя поистине учителем жизни. «Помочь человеку» - в этом видел Владимир Алексеевич свою главную свою задачу как писателя и журналиста. Это было постоянной его потребностью, непреходящим желанием, и делал он это легко, не обижая, не заставляя просить, не вызывая неловкости.

Владимир Гиляровский участвовал в русско-турецкой войне: служил на Кавказе в161-ом Александропольском полкув 12-ой роте, после перешёл в охотничью команду, был награждён Знаком Отличия Военного ордена святого Георгия IV степени, светлобронзовой медалью «За русско-турецкую войну 1877—1878», медалью «В память 300-летия дома Романовых».

Упорство, терпение, твердый характер – вот что необходимо для развития физической силы. Об этом качестве Гиляровского ходили легенды. Занятия гимнастикой были неотъемлемой частью его жизни. За участие в олимпийских играх Владимир Алексеевич получил большую золотую медаль.

«Настоящей бедой в хозяйстве были чайные ложки. Если Владимиру Алексеевичу приходилось засидеться за обедом или чаем, он сворачивал их винтом. Жена Мария Ивановна сердилась, останавливала, он соглашался, что делает не то, и все же опять повторял, даря своим гостям подобные памятки

Сохранились в доме Гиляровского и волнообразная кочерга – она не раз завязывалась хозяином и им же развязывалась по просьбе некоторых знакомых, непременно хотевших наглядно убедиться в его силе. »

К. Г. Паустовский говорил о Гиляровском: «Человек неукротимой энергии и неукротимой доброты». Мы должны любить и почитать его не только за вклад в русскую культуру, но и за те его черты, что составляли цельность и неповторимость его натуры.

«Глубочайшую благодарность и уважение к Гиляровскому от имени всех, кто испытал на себе его великую, бескорыстную доброту, выразил Александр Иванович Куприн, когда написал дяде Гиляю: «Да святится имя твое!»

Нельзя не отметить и тот факт, что Гиляровский был знаком и дружил со многими выдающимися людьми своего времени. Двери его дома всегда были открыты для друзей: писателей, художников, артистов, журналистов и многих других людей. Среди них Чехов, Л. Толстой, М. Горький, Г. Успенский, Мамин - Сибиряк, Куприн, Бунин, Маяковский, Есенин и многие другие.

Отношение Гиляровского с художниками – разговор особый. Он всегда интересовался живописью, дружил со многими живописцами и – то немаловажно ! – постоянно старался поддерживать молодых художников, часто покупая их картины на выставках. Понимая, что художникам нужна не только материальная, но и моральная поддержка, охотно писал о художественных выставках, а перед знакомыми хвастался приобретенными картинами, называя их авторов будущими знаменитостями. И ведь в большинстве случаев не ошибался.

Будущий известный советский живописец А. М. Герасимов вспоминал о периоде, когда учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: «И вот накануне открытия выставки входит незнакомый мне человек, очень полный. В поддевке и шапке. Остановился возле моей картины «Праздник весны» и говорит: « Это откуда-то из Тамбовской губернии, Кирсановского уезда». Ошибся он только уездом. «Неплохая картина! А этюд к ней продашь? Вот, сколько у меня есть денег при себе, столько и дам!» Гиляровский купил этюд за 30 целковых».

Естественно, что и художники не могли обойти вниманием колоритную фигуру Гиляровского. Его писали С. В Малютин, Н. И. Струнников, И. Д. Шадр. И. Репин написал с него образ смеющегося запорожца для картины

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а скульптор Н. А Андреев

– образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н. В. Гоголю. Художник А. М. Герасимов написал и портрет Владимира Алексеевича, и портреты членов его семьи.

В общении с художниками В. А. Гиляровский показал себя не только как их друг, любитель живописи, но и как критик искусства. В периодической печати он неоднократно давал обзоры ученических выставок Училища живописи, писал в стихах и в прозе о выставках передвижников в Москве и о выставках Союза русских художников.

Особенно часто Гиляровский выступал в печати по вопросам изобразительного искусства в 1890-е и в начале 1900-х годов, когда и в литературе и в живописи появились «новые влияния», острие которых было направлено против основ и традиций близкого и дорогого Гиляровскому реалистического искусства.

Многие встречи Гиляровского с художниками остались вне воспоминаний и вообще каких-либо материалов, которые бы дали возможность сейчас, спустя много лет после смерти, восстановить их. Но даже то, по существу немногое, что сохранилось, позволяет сказать, что В. А. Гиляровский как человек большого сердца, доброты и ничем неискоренимой любви к изобразительному искусству, оказал своей личностью немалое влияние на художников. Он заряжал их неисчерпаемой энергией, бодростью, которые, как свидетельствует его переписка с художниками, помогали им в их жизни и труде.

Среди друзей Гиляровского много было поэтов и писателей. Владимир Алексеевич находил время рассказывать Глебу Успенскому о бродяжной жизни, вдохновенно читать Горькому своего «Разина», водить Станиславского и Немировича Данченко по притонам Хитрова рынка, знакомить Чехова с провинциальными актерами, возить его за город к крестьянину Никите, прототипу «Злоумышленника», поддержать начинающего В. Брюсова, увлечь атлетикой Куприна. С Чеховым познакомился, вероятно, в 1883 году. Знакомство и переписка продолжались до конца жизни Чехова, но известны только шесть писем Чехова к Гиляровскому. В Архиве А. П. Чехова имеется тридцать девять писем к нему Гиляровского 1884- 1904 годов.

Чехов любил Гиляровского- человека («это человечина хороший и не без таланта»,- говорил он), но Гиляровскому-писателю, считал он, не хватает мужества, «быть искренним и простым в своих рассказах он не может».

Многочисленные друзья и приятели Гиляровского называли его, шутя, а потом и всерьез, но всегда тепло и любовно – дядя Гиляй (одно время он подписывался «В. Гиля-й»), Чехов так и писал ему: «Милый дядя Гиляй!» В этих чеховских словах выражена сердечная любовь современников к человеку большой русской души, неукротимой энергии, бесшабашной отваги и удали, как бы олицетворявшего собой неисчерпаемую талантливость русского народа, широту и цельность его натуры.

Следующим аргументом в пользу установки памятника служит блестящая репортерская деятельность Владимира Алексеевича.

« Его называли королем репортажа— самого скоропортящегося жанра журналистики, ноэти репортажи судовольствием читают испустя сто лет».

Репортерская деятельность В. А. Гиляровского началась в 1881 году. Сначала печатал всякую мелочь в «Русской газете», а потом перешел на постоянную работу в «Московский листок», где и проходил суровую репортерскую школу. Работа в этой газете требовала большой энергии, выносливости, смелости и находчивости. «Трудный был этот год, год моей первой ученической работы, — рассказывает Гиляровский. — На мне лежала обязанность вести хронику происшествий,— должен знать все, что случилось в городе и окрестностях, и не прозевать ни одного убийства, ни одного большого пожара или крушения поезда.

И Гиляровский, обгоняя извозчиков, носился по Москве, с убийства на разбой, с пожара на крушение, лазил по крышам вместе с пожарниками, проникал в притоны, трущобы, сидел в трактирах, бродил по ярмаркам, во все вглядываясь, ко всему прислушиваясь, и всегда был в курсе городских новостей.

Вскоре Гиляровский приобрел огромную популярность, стал, по общему признанию, «королем репортеров».

«Ты— курьерский поезд»,— сказал однажды Антон Павлович Чехов Владимиру Гиляровскому, тонко подметив оперативность, необыкновенно высокий ритм жизни иглавное— вездесущность втовремя уже известного всей Москве репортёра. Даисам Гиляровский ввоспоминаниях подтвердил мысль Чехова: «Итак проходила вэтих непрерывных метаниях вся жизнь— без остановки наодном месте. Все свои, все друзья, хотя янепринадлежал никодной компании, никодной партии».

Краткий обзор источников

Получать нужные для прессы сведения Гиляровскому помогала грамотная работа с источниками информации. Когда надо было получить новости отдругих людей, онзнал, ккому обратиться, как начать разговор. "Капитан, ясейчас получил сведения, что сегодня ночью нашли убитого наЦветном бульваре»,— обращался онкприставу Ларепланду («Ночь наЦветном бульваре»). Пристав тутже, после одной только фразы, рассказывал ему оночных событиях. Секрет столь быстрого ответа Гиляровский объяснял вот чем: «Ясним был хорошо знаком инераз получал отнего сведения для газет. Унего была одна слабость. Бывший кантонист, десятки лет прослужил вмосковской полиции, получил чин коллежского асессора ибыл счастлив, когда его называликапитаном, хотя носил погоны гражданского ведомства».

Немаловажную роль вжурналистской деятельности Гиляровского играло изучение документов. Они нераз помогали ему дополнить собственные наблюдения исоздать полные объективных сведений тексты. Для работы встоличной прессе нужнее были силы моральные, иэтим Гиляровский мог поистине гордиться. «Новот мелькнул красный диск, вдали слышится свисток паровоза исразу переносит отмира ипокоя беззаботной степи вбезалаберную суету столицы, где приходится быть осторожнее, чем здесь, вэтой дикой пустыне, между степными волками ивооруженными жителями. Лишнее слово, иногда лишний стакан вина, неосторожное движение— ипогиб скорее, чем вглухой ногайской степи. »— писалон, однажды возвращаясь сохоты.

Владимир Алексеевич стал свидетелем многих значимых событий своего времени. Это и пожар на фабрике Морозовых, и Кукуевская катастрофа, и катастрофа на Ходынском поле в день коронации Николая Второго. Обо всех этих событиях им написаны потрясающие репортажи.

Еще одной выдающейся чертой характера Гиляровского, помогавшей ему в жизни и в работе, был авантюризм. Именно он заставил его однажды совершить рискованный полёт на воздушном шаре. Это была не обычная корзина аэростата, какие Гиляровский видел на картинках, а низенькая, круглая, аршина полтора в диаметре и аршин вверх, плетушка из досок от бочек и веревок. Сесть не на что, загородка по колено. В другом случае это была попытка (впрочем, тоже успешная) спуститься безо всякой подготовки по такой горной тропе, где ходят только дикие козы.

Владимир Алексеевич Гиляровский успел заявить о себе и в американской прессе, смог завести знакомства с важными людьми, стал почитаем и уважаем зарубежными корреспондентами. , печатались его статьи из Сербии, Болгарии.

Несомненно, В. А. Гиляровский обладал редким репортерским талантом. Хотелось бы отметить его полную самоотдачу профессии, умение просто, грамотно и интересно изложить материал. Его работы по праву можно назвать шедеврами журналистики, за что он и удостоился звания «короля репортеров».

Наконец, Гиляровский проявил себя и как хороший писатель.

«Трущобные люди» - так называлась первая книга В. А. Гиляровского.

Книге, набранной и отпечатанной еще в 1887 году, суждено было увидеть свет лишь в 1957г. Одно название способно было напугать цензуру, а в книге было собрано 15 рассказов и очерков: «Человек и собака», «Обреченные» , «Каторга» , «Последний удар» и т. д. Все они печатались раньше в газетах и журналах, но собранные вместе приобретали обобщающий смысл, составляли цельную и мрачную картину бедствия и нищеты народа, униженного и задушенного эксплуатацией, выброшенного на «дно» жизни, в трущобы.

Раскрывая судьбы своих героев, В. А. Гиляровский показывает трагическую безысходность их нищенского существования, обездоленность народных низов в мире капиталистической наживы. Герои его рассказов – жертвы эксплуатации, произвола, унижения человеческой личности. Положение этих людей поистине беспросветно. Жизнь уродует их, ломает, опустошает, и люди падают и гибнут под ее жестокими ударами. Это уже «бывшие люди», «трущобные люди». Но даже на дне они не утрачивают подлинно человеческих качеств, а потому большой любовью согревает писатель свои рассказы о них.

Самая известная книга Гиляровского «Москва и москвичи» начинает свою публикацию в 1925 году. Много лет занимался он изучением городских трущоб, улиц и переулков, знакомился с жизнью, бытом обитателей города.

Гиляровский отлично знал гордую своей красотой и искусством Москву. Он помнил ее дни, когда столица праздновала дар П. М. Третьякова, когда давала москвичам радость послушать Мамонтовскую оперу Шаляпина. На его глазах родился художественный театр. Но об этой Москве он не писал, хотя и в ней был своим человеком. Ему ближе всегда оставалась Москва не торжественная, не парадная – ежедневная.

В первоначальной версии книги было всего 5 глав, рассказывающих о рынках, трущобах, трактирах и долговой тюрьме-яме. Интерес к этим объектам был вызван тем, что Моссовет приступил к их уничтожению. Затем Гиляровский пишет новые главы и выпускает книгу в 1931 году под названием «Записки москвича». Не останавливается он и на этом, до конца жизни продолжая дорабатывать и пополнять книгу новыми главами. В настоящий момент книга «Москва и москвичи» включает в себя 34 очерка.

В 1926 году Гиляровский принимается за новую работу, книгу «Мои скитания». Начал будущую книгу со слов, обращенных к читателю и к себе тоже: «Нет! Это не автобиография. Нет! Это не мемуары. Это правдивые кусочки моей жизни и окружающих, с которыми связана летопись эпохи, это рассказы о моем времени».

«Здесь только те памятки, которые уцелели от жизни. Прикрас никаких. И без того ярко было».

Экспромты дяди Гиляя- особая часть его поэтического наследия. Писал Гиляровский экспромты часто на ходу, торопясь быстрым беглым почерком, к тому же, как правило, карандашом, который от времени потускнел, стерся. Поэтому прочтение экспромтов, расшифровка отдельных фраз, даже слов заняли порядочно времени. Однако они в подавляющем большинстве, наконец ,собраны и прочтены. Владимир Алексеевич хотел издать их отдельной книгой. Но до сих пор экспромты В. А. Гиляровского не изданы.

Владимир Алексеевич писал и стихи , но выпустил только один сборник стихотворений –«Забытая тетрадь» (1894, 1896, 1901). Свое поэтическое творчество Гиляровский рассматривал как особую, быть может, самую дорогую и драгоценную часть собственной литературной жизни. Он определял стихи свои, как «архив души моей».

Экспромты Владимир Алексеевич писал охотно, с готовностью откликаясь на случай, встречу, факт, явление общественной жизни своими быстрыми, ясными по мысли, энергичными и четкими по форме стихотворными строками. Тематику экспромтов подсказывала жизнь. Многие экспромты дяди Гиляя выходят за рамки частного факта, случая, поднимаясь до широкой, образной картины, до больших обобщений, сохраняя значение на многие времена. Например, экспромт, ставший классическим, сказанный Гиляровским в день премьеры в Художественном театре пьесы Л. Н. Толстого

«Власть тьмы»:

В России две напасти.

Внизу власть тьмы,

А наверху тьма власти.

Экспромты дяди Гиляя можно назвать приветом, напоминанием далекого времени – последней четверти XIX века и первого десятилетия XX века, но напоминанием, которое живет и в наши дни. Теперь, когда читаешь экспромты, видишь панораму событий, отношения, взгляды, оценки, порой ускользающие от потомков штрихи эпохи

В заключение вышеизложенного приведём слова К. Паустовского:

«Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. Это - своего рода бродильные дрожжи, искристый винный ток. Не важно – много ли они, или мало написали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время. Таким был Владимир Александрович Гиляровский - поэт, писатель, знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости нашего народа. Каждому времени нужен свой летописец, не только в области исторических событий, но и летописец быта и уклада. Летопись быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени. Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени.

Поэтому так ценны для нас рассказы таких писателей, как Гиляровский.

Его можно назвать «комментатором своего времени». К сожалению, у нас таких писателей почти не было. Да и сейчас их нет. А они делали и делают огромное культурное дело».

Исходя и этих аргументов, мы считаем, что Вологде необходим памятник В. А. Гиляровскому – легендарному человеку, сделавшему очень много для нашей литературы, для нашей журналистики и для нашей истории.

Проведенная статья позволила сформулировать основную идею памятника писателю. Гиляровский должен быть показан как интересная, многогранная, разносторонне талантливая Личность, истоки которой здесь – в земле Вологодской.

Увековечение памяти писателя (проблемы и достижения)

Было бы неестественно, если бы, работая над проектом, мы не поинтересовались, как увековечена память В. Гиляровского, есть ли и где памятники ему.

Казалось бы именно в Москве, воспетой Гиляровским, должен стоять памятник этому человеку. Но его нет, если не считать надгробный памятник, необычный тем, что сделан он из куска метеорита.

Скульптор С. Меркуров высек на нем барельеф дяди Гиляя и сам установил огромный камень на могиле писателя на Новодевичьем кладбище. Об истории создания памятника мы прочитали в книге Е. Киселевой «Гиляровский и художники».

Зато в Столешниковом переулке есть музей-квартира В. Гиляровского. Сохранились интересные воспоминания о посещении знаменитой московской квартиры молодыми вологодскими писателями Александром Романовым, Сергеем Викуловым и Василием Беловым зимой 1960 года.

«Ведь это не только лишь стряхнуть шапки в подъезде да взбежать вверх на третий этаж, а пройти по тем ступеням, по которым в гости к хлебосольному Гиляровскому заходили Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Успенский, Горький, Маяковский, Есенин, Шаляпин От перечисления великих имен робеет перо. А сколько здесь прошло блистательных художников, актеров и журналистов! Да мало ли всякого другого бывалого народа, в ком кипели сильные страсти и помыслы! Нет, это не только лишь подняться вверх на третий этаж да нажать кнопку звонка, а это значит подняться сердцем и умом в высь той талантливой русской жизни, которая мощно гудела здесь, в самом центре Москвы, и ощутить всем своим существом неразрывную с ней и поныне нашу связь».

Неподалеку от подмосковной станции Тучково, в Картино, существует дом-музей Гиляровского. Здесь писатель жил в течение последних одиннадцати лет своей долгой и бурной жизни. Дом Гиляровского был сожжен фашистами в годы войны, но восстановлен по фотографиям и сохранившемуся проекту.

Конечно, существуют разные способы увековечения памяти выдающегося человека. Проводится литературный конкурс «Москва и москвичи» им. Гиляровского, совсем недавно к 150-летнему юбилею писателя Центробанк отчеканил сувенирные медали. Кстати, в 1993 году была попытка учредить премию имени великого русского репортера и на Вологодчине.

Одна из публикаций в «Красном Севере» привлекла к себе особое внимание. Автор репортажа Л. Паншев делится впечатлениями о посещении первого в Москве мемориального кафе, открытого в Столешниковом переулке группой энтузиастов. «Заброшенный подвал превратился в уютные, с отличным вкусом оформленные залы: «Репортерский», «Москва и москвичи», «Конюшенный». Украшением помещений стали предметы старины: керосиновая лампа, свечи, камин, посуда и предметы быта. Все так, как было при Гиляровском. Даже подаваемые блюда исконно русские.

«Почему бы и в нашем старинном городе не устроить подобное кафе?» - задаётся вопросом автор репортажа. «У нас реставрируется много старых зданий «с резным палисадом» Уверен, такое кафе пришлось бы по душе и вологжанам и многочисленным гостям города. Уверен и в другом: у нас тоже найдутся энтузиасты среди художников, архитекторов, журналистов, которые выразили бы самое горячее желание принять участие в создании такого заведения».

Вопрос, прозвучавший в 1983 году, так и остался без ответа, а жаль! Идея очень интересная.

А как чтят память выдающегося земляка на его родине? О многом могут рассказать уже заголовки газетных публикаций.

«Беспамятство родины дяди Гиляя».

Авторы обеспокоены плачевным состоянием дома Гиляровских на ул. Чернышевского, 26. Сохранить дом, «открыть мемориальную доску, а потом и о музее подумать не грех». Написано это было в 1993 году. Сейчас дома нет – уничтожен пожаром. А, может, восстановить его так, как в Картино? Ведь остались же фотографии

А вот другой заголовок : «Открыть Гиляровского». Владимир Аринин, известный вологодский писатель, краевед, пишет (через 22 года!): «Обратившись к теме Гиляровского, я пережил буквально шок: эта тема в последние годы – «белое пятно» в вологодском краеведении. Работы В. В. Гуры и В. К. Пудожгорского о Гиляровском имеют свою ценность, но это уже прошлое. В последние годы музейная, собирательная и краеведческая работа по Гиляровскому отсутствовала полностью. Нет его фондов ни в музее-заповеднике, ни в областном Госархиве, имеются лишь отдельные разрозненные материалы. В экспозиции музея нет даже портрета дяди Гиляя».

Тема Гиляровского практически отсутствует в экскурсиях по городу. Имя Гиляровского носит улица в Вологде, но находится она там, где не бывал Владимир Алексеевич.

В последние годы наметился перелом. Толчком послужила подготовка к юбилею, который обязывал, - 150лет со дня рождения писателя. Работниками Вологодского Госархива И. В. Игнатьевской и Л. Н. Мясниковой уточнена дата рождения В. А. Гиляровского (8 декабря 1855 года), выявлены неизвестные сведения о родителях Гиляя и всей их семье.

В день 150-летнего юбилея земляка на здании бывшей гимназии (ныне ВоГТУ) была открыта мемориальная доска. Сам университет трудами преподавателей и студентов открыл в своих стенах камерный музей В. А. Гиляровского.

Итог проделанной нами работы – несколько вариантов памятника писателю. Их предложили одноклассники, работавшие в группах.

Вариант 1. Автор – ученица 10-А класса Бакаева Ксения.

Памятник представляет собой постамент из красного гранита с бронзовой скульптурой Гиляровского наверху. Писатель изображен стоя, в полный рост. Обратим внимание на его внешность: литая, крупная (богатырская!) фигура, весь его вид говорит о большой силе. Не случаен и наряд : на нем сдвинутая набекрень папаха, распахнутая шуба, что должно передать удаль, широту души.

Поза Гиляровского непринужденная. Этим мы хотим подчеркнуть дружелюбность, жизнерадостность этого человека.

Правая рука отведена в строну, на ней голубь (символ мира!)

В левой перо и лист бумаги ( символ литературной деятельности).

На лицевой стороне постамента – табличка из белого мрамора с общими сведениями: фамилия, имя, отчество, годы жизни. Под табличкой можно прочесть отрывок из автобиографического стихотворения Гиляровского «Бродяга» о его жизненном пути. Строки выбиты на камне и покрыты позолотой.

На правой стороне постамента – барельеф, на котором портрет писателя на фоне Софийского собора Вологды. Это очень важная деталь, потому что Гиляровский – наш земляк.

С левой стороны изображена батальная сцена: Гиляровский на русско-турецкой войне.

На четвертой грани постамента наш герой представлен как литературный деятель. Он стоит на Земном шаре, в его руках развернутая газета – «гражданин двух великих держав мира: России и Прессы».

В своем проекте автор стремился наиболее полно отразить жизнь В. А. Гиляровского – человека, писателя, воина. Памятник предложено поставить напротив Софийского собора, в аллее парка

Вариант 2.

Автор- ученица 10-А класса Золотова Елизавета.

Гиляровский представлен сидящим в кресле с книгой в руке.

Вариант 3.

Автор- ученица 10-А класса Тугова Вероника.

Этот вариант менее официален. Постамент невелик, фигура писателя в человеческий рост должна быть приближена к зрителю, ведь Владимир Алексеевич любил все время находиться среди людей. Надпись на постаменте тоже нетрадиционная:

Шутник и затейник, бродяга, журналист, удаль русская, силушка несметная – таков наш «дядя Гиляй».

Одежда непарадная: шаровары, сапоги, распахнутый жилет, на голове – казацкая шапка. Гиляровский стоит, подбоченясь, в одной руке – раскрытая книга.

Перебирая различные варианты, где можно установить памятник, приняли решение поставить его за главным корпусом Технического университета (бывшая мужская гимназия), со стороны улицы Зосимовской. Правда, на здании университета открыта мемориальная доска «королю репортеров». Но ведь на ней нет изображения Гиляровского, она не может в полной мере передать, чем он занимался и какой личностью был! И даже можно сказать, что мемориальная доска больше прославляет сам университет, чем Гиляровского.

Многие могут поспорить. Как так? Гиляровский учился плохо, оставался на второй год и даже не окончил гимназию. Нельзя отталкиваться только от этого. В Казани напротив государственного университета стоит памятник В. И. Ленину, хотя он его тоже не закончил В такой ситуации нужно смотреть на то, что люди всегда вспоминают свою родину, а особенно место, где они получали свое первое образование. Такой переход от детства к взрослой жизни оставляет огромный след в сердце и его никак не стереть. Этим мы объясняем свой выбор места, где можно установить памятник.

Вариант 4.

Автор- ученица 10-А класса Жигалкина Елизавета.

Памятник должен быть исполнен в человеческий рост. В. А. Гиляровский изображен в качестве экскурсовода по старой Москве. Она символически представлена в виде картины на стене. Мы считаем, что такое камерное изображение вполне бы подошло при входе или в одном из залов мемориального кафе, т. е. внутри помещения.

Вариант 5.

Авторы – ученицы 10-А класса Глебова Мария и Смирнова Дарья.

Памятник представляет собой большое рельефное панно, на котором изображены все наиболее значительные моменты жизни Гиляровского: Софийский собор как символ Вологды; здание бывшей мужской гимназии; фрагмент картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»; образ Гиляровского – актера; Георгиевский крест; развернутая газета «Русские ведомости», которая считалась лучшей газетой в Москве и с которой сотрудничал В. А. Гиляровский; образ трущобных людей; книга «Москва и москвичи»; фрагмент картины И. Репина (смеющийся казак в белой папахе и красной свитке).

Этот проект призван отразить насыщенность жизни В. А. Гиляровского, дать зрителю наиболее полное представление об этом человеке.

Когда работа уже печаталась, появилась еще одна версия: попробовать совместить лучшие идеи всех представленных проектов. За основу взяли вариант №2, но решили его дополнить композиционно. Сидящий в кресле на невысоком постаменте уже немолодой Гиляровский (без книги в руках) и стоящий внизу, чуть поодаль, мальчик-гимназист смотрят друг на друга. Во взгляде писателя, в выражении его лица чуть заметна лукавая усмешка: ведь он сам был таким когда-то. И вот теперь вернулся домой, в Вологду.

На постаменте с четырех сторон барельефы, где изображены детали, призванные подчеркнуть многогранность личности «дяди Гиляя».

Бронзовый памятник установлен на широкой площадке, обнесенной невысокой фигурной оградой. Дополняют композицию старинные фонари.

К сожалению, нарисовать не успели, поэтому окончательный проект представлен в виде графического изображения. Установить памятник можно возле Технического университета со стороны улицы Предтеченской. Сейчас там пустырь, свободное место. Напротив, через дорогу – здание областного драматического театра, что очень кстати: ведь Гиляровский был когда-то и актером.

Проделанная работа помогла нам прежде всего глубже познакомиться с жизнью и творчеством замечательного земляка, писателя Владимира Алексеевича Гиляровского.

Что касается проекта, то мы отдаем себе отчет в том, что представленные на рассмотрение работы выполнены не художниками, а обычными школьниками. Не судите нас строго.

Главное, ради чего была написана эта работа, - привлечь внимание к проблеме, в какой-то мере способствовать осуществлению задуманного. В этом мы видим ее актуальность.

Не будем забывать, что реализация проекта установки памятника поэту К. Батюшкову в Вологде заняла почти 100 лет. Неужели и «дяде Гиляю» придется дожидаться 200-летнего юбилея?

Быть или не быть В. А. Гиляровскому в Вологде – зависит от нас!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)