Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Важную роль у Шолохова Донской степи

Недавно я посетила станицу Вешенская, где прожил всю свою жизнь великий донской писатель Михаил Александрович Шолохов. Она предстала передо мной вся как кукольная: домики побелены, изгороди выкрашены яркими, весёлыми красками. Мошка роем - Дон ведь рядом. Станичники веточками обмахиваются, как лошади хвостами. Все это словно сказка.

Конечно, и до этой поездки у меня были представления о донских степях и хуторах из рассказов Михаила Шолохова, очерков по Донской истории, казачьих песен и народных сказаний. Но для меня это были лишь далекие, часто непонятные образы. Я не знала, что такое «прыщи сурчиных нор», как «неосторожно свистит сурок», что трава может быть приземистой. Может быть, потому что я никогда раньше не была в таких прекрасных краях, а может быть, потому что я не понимала, в чем есть смысл слова Родина. «Степь кругом залегла неприветная, сумрачная», - это моя Родина. «Курган завиднелся невдалеке от дороги, а в нем шалаш с космами разметанного бурьяна», - и это моя Родина. И я поняла, что любить родину, это не значит восхищаться ее ярко-синим небом, ее блестящим солнцем. Нужно научиться видеть красоту в ее мрачности, необузданности и даже невзрачности. «Небо закрылось сизым пологом, во дворе пенились лужи, по улице бежали наперегонки ручьи», «ветер так и нижет», «снежок перепадывал, и синевою хмурилась ночь» - как кратко, но емко автор описывает такие привычные для каждого из нас картины природы. Слышишь эти словосочетания и тут же слышишь ветра свист и журчание ручьев, видишь над собой это темно-синее небо и нечего добавить. Все сказано. Именно в Вешенской я по-другому поняла Михаила Шолохова, именно там я по-другому взглянула на природу своего родного края. Только так: прочитать, увидеть, слиться в одно. И я сама уже не знаю, эти слова подсказывает мне моё воображение или шолоховские образы рисуют эти картины: жёлто-красная, выгоревшая на солнце степь дрожит мелкой рябью на ветру; белый ковыль, как белая вода, зеленые бугры и тополя, как свечки вдоль дорог.

Дон больше, чем река. Дон – это степи, маленькие хутора, одиноко растущие деревья. Дон – это красные, желтые, белые пятна и еще много причудливых красок. Дон – вольный, разгульный, свирепый, страстный, непокорный и безумно красивый. «Стремительно идет полая вода, омывая белые стволы тополей, раскачивая верхушки камыша на залитых озерах», - так описывает разливы Дона Шолохов в рассказе «Коловерть». Никому еще не удавалось представить реку Дон во всех её противоречивых проявлениях. Дон – тихий, но страстный и стремительный; Дон - Батюшка, но суровый и свирепый. Шолохов олицетворяет эту реку, приписывает ей человеческие чувства, страсти, неоднократные смены настроения.

Батюшка славный и сильный,

Кормилец Великий Дон,

До полного самозабвенья

Писатель в тебя влюблен.

В этом безбрежном мире Шолохова живет и дышит земля с ее травами, деревьями, птицами, зверями. С солнцем и облаками, туманами и снегом, с дождями и грозами, со всеми ее цветами и запахами, - ослепительно прекрасный, независимый от людей необъятный мир.

Михаил Александрович Шолохов в своих произведениях очень ощутимо и понятно описывает природу Донского края. Каждый отрывок с описанием природы несет в себе определенный смысл. Часто в таких отрывках находятся мельчайшие элементы пейзажа, помогающие нам полностью погрузиться в это художественное пространство, ощутить всю глубину природы!

В любом произведении всегда есть детали, которые впоследствии помогают нам раскрыть образ или характер какого-либо героя, увидеть описание той или иной местности. Картина изображенного мира складывается из отдельных художественных деталей.

Художественная деталь – мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа или портрета, психологическое движение, отдельная вещь или поступок и т. п. Будучи элементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически всегда составляет часть более крупного образа.

Художественные детали можно подразделить на несколько групп. В первую очередь выделяются детали внешние и психологические. Внешние детали рисуют нам внешнее, предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали, в свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные. Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и пр.

В своей работе я решила проанализировать роль пейзажа и пейзажной детали в «Донских рассказах» М. А. Шолохова.

Пейзажем в литературе называется изображение в произведении живой и неживой природы. Далеко не в каждом произведении мы встречаемся с пейзажными зарисовками, но когда они появляются, то, как правило, выполняют существенные функции. Первая и простейшая функция пейзажа – обозначить место действия. Есть еще одна функция пейзажа – психологическая. С давних пор было подмечено, что определенные состояния природы так или иначе соотносятся с теми или иными человеческими чувствами и переживаниями: солнце – с радостью, дождь – с грустью.

В любом шолоховском рассказе мы видим просто волшебные, завораживающие описания природы, тихого Дона. Лишь несколькими словами Михаил Александрович может необыкновенно передать истинную красоту природы.

Ночью ахнул мороз. С вечера слышно было, как лопалась на проулке земля, с осени щедро набухшая влагой. По небу, запорошенному хлопьями туч, засуетился в ночном походе кособокий месяц. Из темно-синих круговин зазывно подмаргивали звезды.

«Путь-дороженька»

Посмотрите, какими великолепными словами писатель описывает привычную для нас ночь: хлопья туч, ночной поход кособокого месяца, звезды не просто сияют, а подмигивают, причем не только героям, но и читателям. Природа словно сама рассказывает нам о ночи.

Пейзаж – непременный компонент повествования во многих рассказах Михаила Александровича. Это определяется не только любовью писателя к донской земле и внутренним складом ряда героев, но и укладом жизни русского человека, где думы о земле, хлебе, урожае естественны и неотделимы от хода жизни.

Природа Дона, далекая степь и донские просторы выступают как отдельные герои в рассказах Шолохова. Писатель с любовью описывает родные края, полные свободы, лучезарного солнца, полей, где ощущается полное единение человека с природой. Пейзаж Шолохова создает картину мира, дополняет ощущение реальности происходящего.

В некоторых рассказах описание природы предвосхищает приближающиеся события, подготавливает читателя к восприятию грандиозных последующих перемен. Так, страшным финальным событиям в рассказе «Родинка» предшествует следующее описание природы:

За перелеском кто-то взвыл по-звериному и осекся. Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью отерханный, упали плывущие тени.

Нет солнца, следовательно, нет света, нет тепла. Только холодный ветер и тени, падающие на все живое. И именно в этой тени герой узнает своего сына. Мне кажется, писатель нарочно заставляет героя увидеть своего сына именно тогда, когда нет солнечного света, «в темноте». Но теперь он никогда не сможет его обнять и сказать ему ласковое слово. Он убил его.

Сполна и мастерски Михаил Шолохов характеризует внутренний мир героев через явления природы. Пейзаж как средство выражения авторской позиции передает их настроение, сердечные бури и штили. Михаил Шолохов очеловечивает природу, указывает на мельчайшие изменения ее настроения. В каждом лирическом отступлении чувствуется любовь писателя к просторам, к земле, к каждому стебельку, к каждому листочку. Человек и есть сама природа, и неразрывен с ней.

Описание природы в шолоховских рассказах может контрастировать с описанием жизни героев, тем самым писатель как бы берет природу в помощники для того, чтобы еще ярче показать жизнь того или иного героя. Так, в рассказе «Алешкино сердце» прекрасное утро Шолохов противопоставляет ужасной жизни Алешки:

Ранним утром, когда цветущие сибирьки рассыпают у плетней медвяный и приторный запах, когда пчелы нетрезво качаются на их желтых цветках, а утро, сполоснутое росою, звенит прозрачной тишиной, Алешка, раскачиваясь от ветра, добрел до канавы, стоная, долго передазил через нее и се возле плетня

Алешка голоден, он не видит хлеба пятый месяц, а природа продолжает расцветать и придавать людям силы.

В целом ряде рассказов многообразными художественными средствами передается глубинная причастность персонажей из крестьянской среды природным стихиям. Так, юный Николка из рассказа «Родинка» «от отца унаследовал любовь к лошадям», он ощущает внутреннюю связь с неспокойными ритмами бытия донской природы, «расплескавшегося Обдонья», в них прозревает предвестия катастрофического наступления исторических бурь на частное человеческое существование: «По ночам в бурю волны стучатся под яром чудится Николке, что вода вкрадчиво ползет в щели пола и, прибывая, трясет хату». А в рассказе «Пастух» вчувствование мальчика-пастуха в «неведомую жизнь» степи, сострадающее участие к ней органично встраиваются в широкую панораму авторского природно-космического и одновременно социально-исторического мировидения: «Казалось ему, что степь живая и трудно ей под тяжестью неизмеримых поселков, станиц, городов».

Природа может быть и оберегающей силой ребенка, как бы восполняя отнятое эпохой войн и революций родительское тепло. Восьмилетнему Мишке («Нахаленок») солнце «сушило на щеках слезы и ласково, как маманька, целовало его в рыжую вихрастую маковку». После гибели отца, в момент решающего испытания герой вновь обретает прибежище в живой, душевно освоенной природе: «Мишке страшно одному в степи, обнимает руками теплую Савраскину шею, жмется к ней маленьким зябким комочком».

Мотив кровного родства человека и лошади становится в шолоховской прозе ключевым и возникает в сюжетных перипетиях рассказа «Коловерть», где «шею лошадиную мертвые руки человека обняли неотрывно»; в рассказе «Жеребенок», герой которого ценой своей репутации в эскадроне, а в конечном итоге – и собственной жизни спасает несчастного, не вовремя появившегося на свет жеребенка. Внутреннее преображение персонажа передается лаконичной психологической характеристикой («чудное сделалось с человеком»), а в финальной сцене – экспрессивными портретными штрихами: «на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью».

Важную роль у Шолохова играет земля. В «Лазоревой степи» кульминационным моментом в постижении судьбы лишившегося ног Аникея становится эпизод его сокровенного телесно-душевного соприкосновения с земной материей, когда герой «припал к земле лицом, глыбу, лемешами отвернутую, обнял, к себе жмет, руками гладит, целует». Через притяжение коренного крестьянина к земле, манящей и «зовущей по ночам властным неслышным зовом», в его тяге к возделыванию «холостеющей степи» раскрывается и невысказанная драма старика Гаврилы в экспозиции рассказа «Чужая кровь». Позднее психологическое состояние этого героя, привязавшегося к «новому» сыну, вновь высветится в призме пейзажных ассоциаций: «Образ первого, родного, меркнет, тускнеет, как отблеск заходящего солнца на слюдяном оконце хаты». Пейзаж как способ постижения душевного мира персонажа порой смягчает присущие шолоховским рассказам крайности политизированных оценок и способен высветлить гуманистическую, сострадающую позицию даже в отношении внутренней трагедии врага, как это происходит в «Родинке» с изображением душевной опустошенности оторванного от родного очага белого атамана – будущего невольного сыноубийцы: «Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги степной. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри».

Очень часто автор отходит от общего плана, от видения издали. Его пейзажная деталь приближена к зрителю и к обычному течению жизни. Писатель наделяет природу теми же качествами, что и человека:

Солнце окуналось в сверкающую белизну Дона медлительно, словно хотело поглядеть на то, что не делалось при дневном свете.

«Бахчевник»

Осень пришла в этом году спозаранку, степь оголила, брызнула жгучими заморозками.

«Путь-дороженька»

В рассказах Шолохова встречаются краткие зарисовки картин природы, где все внимание автора сосредоточено на одной или нескольких деталях, прежде всего бросающихся в глаза. Эта деталь обычно очень конкретна. Так, в рассказе «Путь-дороженька» Шолохов в конце рассказа обращает внимание читателя на месяц, хотя и описывает его очень кратко. Но при этом перед нами предстает живописный и яркий образ: багровый от натуги месяц.

Как большой мастер художественного слова Шолохов оперирует всевозможными литературными инструментами для изображения донских пейзажей, для усиления эмоционального воздействия на читателя, например, использует

• олицетворения и метафоры:

Два года подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля.

«Алешкино сердце»

Каждый день, как только над станицей золотисто-рябым пологом растопыривалась ночь

«Бахчевник»

Осень в этом году пришла спозаранку, степь оголила, брызнула жгучими заморозками.

«Путь-дороженька»

Осень пришла, осень оголила, осень брызнула жгучими красками, ночь растопыривалась. Писатель использует метафору для того, чтобы более явно представить действия природных явлений как осмысленные. Таким образом, обычные для нас понятия, как осень, ночь, вечер как будто взрываются в нашем сознании новым смыслом, и каждое из них становится чем-то волшебным и неисследованным нами. В этом еще одно мастерство Шолохова – показать привычное и затертое в совершенно новом свете, да так, что сознание наполняется все новыми и новыми образами.

Пейзажи, картины природных явлений – неоднородность образного ряда – все это можно увидеть на примере описания грозы, разворачивающегося в пределах полутора страниц: сначала "первые зерна дождя засевали отягощенную внешней жарой землю", затем "над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон", и, наконец, "дождь царапал ставни". В результате, впечатление динамики процесса достигнуто. При всем при этом метафоры Шолохова весьма оригинальны, некоторые из них сделали бы честь большому поэту.

С перегруженностью метафорами – по контрасту – сочетается прозрачность и простота синтаксиса. Текст написан короткими предложениями, преимущественно простыми. Когда описываются некоторые действия, то каждой фразе соответствует свое предложение. Ярким примером служит следующий отрывок:

Засуха. По левадам, кукушек вспугивая, косы перезванивают. Не косят траву добрые люди- под корень грызут. За Авдюшкиным логом коллективский трактор две косилки тягает. Пыльно. Горячо. Валы сена степь исконопатили.

Короткие предложения не дают читателю оторваться, держат его в постоянном напряжении. Изредка появляются деепричастные обороты: без них текст был бы слишком сух. Неосложненные предложения, возможно, на уровне подсознания еще раз подчеркивают простоту нравов казаков. Это подтверждается и тем, что степень сложности синтаксиса зависит от тематики эпизода. Тесное переплетение истинного таланта писателя, своеобразия народного языка юга России и нравов казачества образовали живой и колоритный мир, который надолго остается в памяти читателя.

• эпитеты

Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескавшихся и белых, с восхода – шестнадцать суток дул горячий ветер.

«Пастух»

В распахнутую дверь холодный ветер щедро сыпал блеклые листья тополей.

«Путь-дороженька»

Несомненно, использование эпитетов придает повествованию красочность, перед читателями разворачиваются поистине живописные пейзажи, которыми можно любоваться, несмотря на то, что листья поблекли, а ветер холодный.

• сравнения

Тишина паутиной расплелась над бахчами.

«Бахчевник»

разноцветные, как слюда, льдинки.

«Родинка»

В левадах на верхушки верб черной тучей спускались грачи.

«Бахчевник»

Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы-гарновки ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти.

«Родинка»

Сравнивая несопоставимое, Шолохов добивается изображения картин природы с точностью до мельчайших деталей. Он использует знакомые читателям в быту сцены и жизнеописания, а когда читатель представит себе знакомый образ (будто у семнадцатилетнего парня), автор предлагает перенести его на пшеничный колос. То же встречается и в отрывке из произведения «Бахчевник». Каждый из нас знает, как заплетается и обволакивает паутина. Заставляя всплыть этот знакомый с детства образ в нашей памяти, Шолохов предлагает применить его к тишине, и тут же мы отчетливо, с помощью автора, представляем себе тишину «расплетающуюся над бахчами».

При описании природы Михаил Александрович очень часто прибегает к синтаксической выразительности русского языка. Прежде всего он использует инверсию:

Осень шла в дождях, в мокрости пасмурной.

Инверсия, как форма нарушения последовательности речи, придает фразе новый выразительный оттенок и наполняет ее особой музыкальностью и колоритом.

Сады обневестились, зацвели цветом молочно-розовым, пьяным.

«Двухмужняя»

Применяя инверсию в данном случае, автор сосредоточен не столько на простом изображении цветения садов, сколько на описании таинства пробуждения жизни, начала начал, желания и стремления всего живого возрождаться вновь и вновь.

Знакомясь с донскими пейзажами, мы встречаем много односоставных предложений.

Засуха; Горячо; Пыльно.

«Двухмужняя».

Эти односоставные предложения, как выстрелы - точно в цель: читаем и ощущаем, что с каждым вздохом наша грудь наполняется раскаленным воздухом с мелкими частичками песка, и это чувство настолько явно, что кажется, еще несколько минут, и ты потеряешь сознание.

Также такое короткое предложение как Ночь.

На первый взгляд обычное предложение, обычное слово, но как много автор хотел сказать нам этим словом, сколько смысла заложено здесь.

Подошла походкой кривою, как будто пьяною, и на могилку осевшую легла вниз лицом. Ночь Идет Дунятка по шляху наезженному, что лег примяком к станции железнодорожной.

Какой контраст вносит сюда слово, нет, предложение НОЧЬ, ведь если бы не было такого контраста, то вся цитата звучала бы совершенно по-другому, не так ярко. Это слово как будто отделяет предыдущее и последующее предложение друг от друга, внося совершенно точную подробность, когда, в какое время суток происходит действие.

Значительную роль природа играет в рассказе «Пастух». Даже прочитав первые строчки, мы уже замечаем просто завораживающие описания природы:

Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескавшихся и белых, с восхода – шестнадцать суток дул горячий ветер.

В этом рассказе степь «выжженная солнцем, обугленная, травы желтизной покоробились, а хлебный колос, квело поблек, завял, к земле нагнулся, сгорбатившись по-стариковски»

В кратких описаниях природы вырисовывается довольно емкий смысл, пронизывающий данные произведения. У них есть общее: пейзаж связан с настроением героев, с их восприятием окружающего мира и себя.

Писатель видит одну и ту же степь в разных рассказах по-своему, словно олицетворяя в образе степи казака. Жизнь казаков разная. Например, в «Алешкином сердце» пейзаж «пахнет земляной сыростью, крапивным цветом и дурманным запахом собачьей бесилы», подтверждая тяжелую судьбу Алешки.

В «Кривой стежке», несмотря на осеннюю пору, зарождение чувств Васьки к Нюрке описано красками, больше похожими на весенние. Пейзаж полон весны и молодости, как пишет сам автор, «зелен и упруг». Затем постепенно картины природы начинают восприниматься безрадостно:

Туман, низко пригибаясь, вился над скошенной травой, лапал пухлыми седыми щупальцами колючие стебли, по-бабьи кутал паром копны. За тремя тополями, куда зашло на ночь солнце, небо увело шиповником и крутые вздыбленные облака казались увядшими лепестками, увело шиповником и крутые вздыбленные облака казались увядшими лепестками. Несколько строк такой картины предвещает трагический конец Нюрки.

Особенностью своеобразия пейзажа в произведениях Шолохова является самоповтор, которого он совершенно не страшился. Пейзажи у него часто «казакуют», «вороненая рябь стремени Дона» «кочует» из одного произведение в другое, восточный ветер во многих произведениях приносит крутые перемены в судьбах казаков, а степной пейзаж – это всегда главный образ в описании природы.

В этом году я побывала в Вешенской снова, только теперь не летом, когда ты видишь всю красоту станицы уже не через картины, а наяву, а уже зимой, когда тебе приходится искать эту красоту где-то в глубине души, через эту слякоть, голые деревья и замерзший Дон.

Работая над своим исследованием и отыскивая красивые описания Донского края, я совершенно случайно натыкалась на такие цитаты из рассказов:

По степи, приминая низкорослый нерадостный хлеб, плыл с востока горячий суховей. Небо мертвенно чернело, горели травы, по шляхам поземкой текла седая пыль, трескалась выжженная солнцем земляная кора, и трещины, обугленные и глубокие, как на губах умирающего от жажды человека, кровоточили глубинными солеными запахами земли».

«Обида»

Мы можем увидеть, как часто писатель употребляет столь мрачные, тусклые цвета природы, печальные эпитеты. И причем он употребляет их не в середине произведения, не в конце, а в самом начале, для того, чтобы дать нам понять, какие представления, мысли, должны возникать у нас после прочтения этих строчек: мрачные, серые, какие-то смешанные и непонятные.

Родина! Я неотделимая часть этого слова, без меня, без тебя, без всех нас это слово не имеет значения. Мы должны знать, что будущее нашей родины зависит от нас. Не будет нас, не будет этого слова. Это остро чувствовал и понимал великий писатель Михаил Шолохов: «Чувство любви и беспокойства за тех, кто будет жить после нас,- это еще и ответственность перед будущим. Но будущего без прошлого не бывает. У нас и сегодня должна быть ответственность перед прошлым».

Я читала шолоховские слова, иногда запоминала их и думала, что такой природа быть не может. Но, приехав в Вёшенскую, поняла, что только здесь можно увидеть степь без конца и края, древние курганы в голубой дымке, черного орла в небе, мягкий шелест стелющейся под ветром травы. Только здесь можно пройти «по кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным», только здесь среди степной травы «мышастый придорожник кучерявится» и только здесь, такое «густое небо». Стоишь вот так под этим необъятным небом, любуешься степями, лугами, лесами и тебе кажется, что время отодвинулось назад, и ты каждой своей клеточкой вдруг начинаешь ощущать все, что есть в слове Родина!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)