Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Вечный интерес к народной сказке

Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души.

Философ И. Ильин

Мне казалось, что я уже вырос из сказок, но вот в семье появился маленький братишка, и опять зазвучали сказки. Егорка любит, когда ему рассказывают сказки, уже пытается по картинкам «читать» сам. Я задумался, а как же возникли сказки, и почему в нашем 21 веке интерес к ним не пропадает. Под напевный мамин голос возник вопрос: « А почему язык сказок такой мелодичный? Что придаёт ему напевность?»

В толковом словаре С. И. Ожегова прочитал:

1. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки.

Конечно, меня интересует первое значение этого слова.

Сначала я узнал, как появились сказки. Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же, выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед, учат быть твёрдыми в бедах, не мириться со злом, бороться с ним.

Традиционно русские народные сказки делятся на три вида:

- волшебные сказки;

- сказки о животных;

- социально-бытовые сказки.

Самые любимые наши сказки - волшебные, потому что полны чудес. Неведомо откуда появляется скатерть – самобранка: в один миг собирает обед! Разматывается клубок и ведёт девицу по незнакомым дорогам к Финисту – Ясну соколу. Иванушка пьёт из лужицы и становится козлёночком. Лягушка сбрасывает кожу и становится царевной.

Один из главных героев сказок – Иван - царевич. Ему помогают чудесные помощники: ковёр- самолёт, полотенце, превращающееся в реку, сапоги- скороходы, живая и мёртвая вода, животные.

Другая героиня волшебных сказок – Василиса Премудрая – умна, прекрасна, добра, трудолюбива, «она готова жертвовать собой ради торжества своей мечты». (М. Горький)

Особый смысл у сказок о животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей! Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понять жизнь, людские нравы.

Герои сказок о животных обычно наделены каким-то одним постоянным качеством:

• Лиса- хитрая;

• Волк – кровожадный;

• Заяц – беззащитный.

Социально-бытовые сказки тесно связаны с действительностью. Часто это настоящая сатира – насмешка над недостатками человека. В социально-бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум – над глупостью. Герои этих сказок побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости.

Презираемый всеми, простодушный дурачок оказывается самым разумным героем. Весёлая шутка перемежается с серьёзными оценками людских дел. Весёлый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.

Интересен герой русских сказок Иванушка- дурачок. Он добр, доверчив, всех жалеет, честен, трудолюбив, в результате счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству. Он женится на царевне, становится писаным красавцем.

Положительные герои сказок добрые, внимательные, уважают старших, не отказывают в помощи и сострадании другим, отзывчивые, поэтому волшебные существа им и помогают.

Отрицательные герои сказок: Баба Яга, Леший, Кощей Бессмертный, Ведьма, Домовой – вызывают у нас антипатию.

Эти герои совершают отрицательные поступки, они мешают главным героям добиться цели, но в конце проигрывают им: добро побеждает зло.

Они наделены неприятной внешностью.

Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.

Сказки имеют особое построение:

1. присказка;

2. зачин;

3. основная часть;

4. концовка.

Присказка – это ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказке:

Это присказка, а вот –

Сказка чередом пойдёт.

« Это будет не сказка, а будет присказка; а будет сказка завтра после обеда, поевши мягкого хлеба, а ещё поедим пирога да потянем бычка за рога».

Присказка может и заканчивать сказку; и в этом случае, как в зачине, она прямо не связана с содержанием сказки.

Структурным элементом сказки является зачин (в народной словесности: традиционное начало). Его назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться в сказке. Зачин кладёт чёткую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия.

Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили – были».

У волшебных сказок развёрнутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был».

Зачин – переносит нас в сказочный мир и рассказывает о месте, времени действия:

Основная часть - ключевые события:

- странствие героя;

- встреча героя с друзьями и врагами;

- бегство, погоня;

- победа героя и т. д.

Традиционный элемент сказки - концовка – заключительная часть произведения, как следует из названия, она подводит итог развитию сказочного действия. Между зачином и концовкой разворачивается сюжет.

Концовка – завершение рассказа о том, как закончилась история, рассказанная сказителем.

Концовки - присказки, не связанные с сюжетом сказки, все они разные. В них появляется сам сочинитель или сочинительница сказки: « и я у него был, мед-пиво пил, по губам текло, а в рот не попало», «по бороде текло, а в рот не попало», «чай пил с медом, только по носу текло, а в рот не попало», «я там была, мед- пиво пила, да рот у меня кривой, да и тот с дырой».

Многие мечты древних сочинителей сказок воплощены в современной жизни: ковёр – самолет- самолёт; волшебный клубочек, указывающий путь – компас, навигатор; блюдечко с голубой каёмочкой – телевизор и т. д.

«Красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли», - считал В. А. Сухомлинский. Я с ним согласен: сказочный язык необыкновенный: плавный, напевный. Что же его делает таким? Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось покопаться в словарях и справочниках. И мне удалось раскрыть секрет сказочного языка.

Постоянные эпитеты - это образные определения предмета или явления, прочно закреплённые за словом, выраженные обычно прилагательным:

- добрый молодец;

- красная девица;

- поле чистое;

- конь добрый;

- волк серый.

Гиперболы – это намеренное преувеличение:

- две пары железных сапог протёр;

- море огня;

- быстрее молнии;

- реки крови;

- серому волку в три дня не обскакать;

- чёрному ворону в день не облететь.

Сравнение - это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого:

-пошёл в рост, как пшеничное тесто на опаре;

- жеребцы встали на месте словно вкопанные;

- люди словно сонные шатаются.

Олицетворение - это перенесение свойств одушевлённого предмета на еодушевлённый:

- О чём ты воешь, ветер буйный?

-Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось

-Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?

-Дерево спрашивает: «Чего тебе надобно, старичок?»

Повторы - это повторение однокоренных или близких по смыслу слов:

- жили- были;

- шли-шли;

- далеко ли, близко ли;

- долго ли, коротко ли;

- в некотором царстве, в некотором государстве;

- ел – пил.

Ритмичные фрагменты – это фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение:

«Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди».

«С тех пор они стали жить – поживать, да добра наживать».

Слова с уменьшительно-ласкательным значением - это слова с суффиксами -оньк, - ушк, - Солнышко, травушка, зоренька, девонька.

Усилительные частицы: - то, вот, что за, - ка, - де:

- Вот повадился – де Змей Горыныч

- Что за красавица-то была Василиса.

- Принеси-ка ты мне, Иванушка-то

Обращения – это слово или сочетания слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. В сказках обращаются не только к героям, но и к неодушевлённым предметам:

«Воля ваша, батюшка»

«Щука, щука, вспомни Ивана»

«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»

Устаревшие слова - это слова, вышедшие из активного употребления, встречаясь в сказках, они создают колорит эпохи:

- ступа с пестом и помелом;

- прялка, кудель, веретено;

- кокошник, кафтан, армяк, повойник;

- коврига, лохань, квашня, ушат, корчага;

- перст, око, чело, уста, десница, выя, ланиты.

Сказки знакомят нас с замечательным «сказочным» народным языком. Сейчас ушли из жизни многие предметы, а в сказках они продолжают жить. Читая сказки, мы узнаём нашу историю.

Изучив художественные особенности сказок, мы узнали много нового и обогатили свой словарный запас.

Язык сказки сближает взрослых и детей, сглаживает противоречия, дарует понимание.

Через сказки мы получаем знания о мире, о непростых взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни. Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, учимся верить в себя, в силу добра, любви и справедливости. Они помогают нам стать успешнее в жизни.

Всё начинается с мечты, с желания и намерения. Каждый наш шаг, что в сказке, что в жизни, - продолжение мысли, идеи. Нет мечты – нет созидания и творчества. А значит, нет и самой жизни, нет радости и счастья. И зачем нам такое существование? Мы идем к радости, к достижению счастья, полноты бытия, к гармонии и целостности.

Изучив материал о сказках, подобрав из текстов примеры художественно-выразительных средств, можно сделать выводы:

• сказки передаются из поколения в поколение;

• в их основе - нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка, трудолюбие;

• сказки важны: оптимизм, который человек получает из них в детстве, он проносит через всю свою жизнь, нельзя жить без веры в добро;

• сказки дают возможность усваивать нравственные ценности национальной культуры;

• сказки воспитывают Человека, формируют личность, лечат его душу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)