Вечный интерес к народной сказке
Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души.
Философ И. Ильин
Мне казалось, что я уже вырос из сказок, но вот в семье появился маленький братишка, и опять зазвучали сказки. Егорка любит, когда ему рассказывают сказки, уже пытается по картинкам «читать» сам. Я задумался, а как же возникли сказки, и почему в нашем 21 веке интерес к ним не пропадает. Под напевный мамин голос возник вопрос: « А почему язык сказок такой мелодичный? Что придаёт ему напевность?»
В толковом словаре С. И. Ожегова прочитал:
1. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки.
Конечно, меня интересует первое значение этого слова.
Сначала я узнал, как появились сказки. Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, надеялись на лучшую долю. И в сказках люди думали о том же, выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед, учат быть твёрдыми в бедах, не мириться со злом, бороться с ним.
Традиционно русские народные сказки делятся на три вида:
- волшебные сказки;
- сказки о животных;
- социально-бытовые сказки.
Самые любимые наши сказки - волшебные, потому что полны чудес. Неведомо откуда появляется скатерть – самобранка: в один миг собирает обед! Разматывается клубок и ведёт девицу по незнакомым дорогам к Финисту – Ясну соколу. Иванушка пьёт из лужицы и становится козлёночком. Лягушка сбрасывает кожу и становится царевной.
Один из главных героев сказок – Иван - царевич. Ему помогают чудесные помощники: ковёр- самолёт, полотенце, превращающееся в реку, сапоги- скороходы, живая и мёртвая вода, животные.
Другая героиня волшебных сказок – Василиса Премудрая – умна, прекрасна, добра, трудолюбива, «она готова жертвовать собой ради торжества своей мечты». (М. Горький)
Особый смысл у сказок о животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей! Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понять жизнь, людские нравы.
Герои сказок о животных обычно наделены каким-то одним постоянным качеством:
• Лиса- хитрая;
• Волк – кровожадный;
• Заяц – беззащитный.
Социально-бытовые сказки тесно связаны с действительностью. Часто это настоящая сатира – насмешка над недостатками человека. В социально-бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, смекалка и ум – над глупостью. Герои этих сказок побеждают благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
Презираемый всеми, простодушный дурачок оказывается самым разумным героем. Весёлая шутка перемежается с серьёзными оценками людских дел. Весёлый смех народа выставляет на позор человеческие пороки.
Интересен герой русских сказок Иванушка- дурачок. Он добр, доверчив, всех жалеет, честен, трудолюбив, в результате счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству. Он женится на царевне, становится писаным красавцем.
Положительные герои сказок добрые, внимательные, уважают старших, не отказывают в помощи и сострадании другим, отзывчивые, поэтому волшебные существа им и помогают.
Отрицательные герои сказок: Баба Яга, Леший, Кощей Бессмертный, Ведьма, Домовой – вызывают у нас антипатию.
Эти герои совершают отрицательные поступки, они мешают главным героям добиться цели, но в конце проигрывают им: добро побеждает зло.
Они наделены неприятной внешностью.
Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается.
Сказки имеют особое построение:
1. присказка;
2. зачин;
3. основная часть;
4. концовка.
Присказка – это ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказке:
Это присказка, а вот –
Сказка чередом пойдёт.
« Это будет не сказка, а будет присказка; а будет сказка завтра после обеда, поевши мягкого хлеба, а ещё поедим пирога да потянем бычка за рога».
Присказка может и заканчивать сказку; и в этом случае, как в зачине, она прямо не связана с содержанием сказки.
Структурным элементом сказки является зачин (в народной словесности: традиционное начало). Его назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться в сказке. Зачин кладёт чёткую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия.
Самый распространённый зачин начинается со слов: «Жили – были».
У волшебных сказок развёрнутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был».
Зачин – переносит нас в сказочный мир и рассказывает о месте, времени действия:
Основная часть - ключевые события:
- странствие героя;
- встреча героя с друзьями и врагами;
- бегство, погоня;
- победа героя и т. д.
Традиционный элемент сказки - концовка – заключительная часть произведения, как следует из названия, она подводит итог развитию сказочного действия. Между зачином и концовкой разворачивается сюжет.
Концовка – завершение рассказа о том, как закончилась история, рассказанная сказителем.
Концовки - присказки, не связанные с сюжетом сказки, все они разные. В них появляется сам сочинитель или сочинительница сказки: « и я у него был, мед-пиво пил, по губам текло, а в рот не попало», «по бороде текло, а в рот не попало», «чай пил с медом, только по носу текло, а в рот не попало», «я там была, мед- пиво пила, да рот у меня кривой, да и тот с дырой».
Многие мечты древних сочинителей сказок воплощены в современной жизни: ковёр – самолет- самолёт; волшебный клубочек, указывающий путь – компас, навигатор; блюдечко с голубой каёмочкой – телевизор и т. д.
«Красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли», - считал В. А. Сухомлинский. Я с ним согласен: сказочный язык необыкновенный: плавный, напевный. Что же его делает таким? Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось покопаться в словарях и справочниках. И мне удалось раскрыть секрет сказочного языка.
Постоянные эпитеты - это образные определения предмета или явления, прочно закреплённые за словом, выраженные обычно прилагательным:
- добрый молодец;
- красная девица;
- поле чистое;
- конь добрый;
- волк серый.
Гиперболы – это намеренное преувеличение:
- две пары железных сапог протёр;
- море огня;
- быстрее молнии;
- реки крови;
- серому волку в три дня не обскакать;
- чёрному ворону в день не облететь.
Сравнение - это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого:
-пошёл в рост, как пшеничное тесто на опаре;
- жеребцы встали на месте словно вкопанные;
- люди словно сонные шатаются.
Олицетворение - это перенесение свойств одушевлённого предмета на еодушевлённый:
- О чём ты воешь, ветер буйный?
-Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось
-Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?
-Дерево спрашивает: «Чего тебе надобно, старичок?»
Повторы - это повторение однокоренных или близких по смыслу слов:
- жили- были;
- шли-шли;
- далеко ли, близко ли;
- долго ли, коротко ли;
- в некотором царстве, в некотором государстве;
- ел – пил.
Ритмичные фрагменты – это фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение:
«Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди».
«С тех пор они стали жить – поживать, да добра наживать».
Слова с уменьшительно-ласкательным значением - это слова с суффиксами -оньк, - ушк, - Солнышко, травушка, зоренька, девонька.
Усилительные частицы: - то, вот, что за, - ка, - де:
- Вот повадился – де Змей Горыныч
- Что за красавица-то была Василиса.
- Принеси-ка ты мне, Иванушка-то
Обращения – это слово или сочетания слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. В сказках обращаются не только к героям, но и к неодушевлённым предметам:
«Воля ваша, батюшка»
«Щука, щука, вспомни Ивана»
«Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»
Устаревшие слова - это слова, вышедшие из активного употребления, встречаясь в сказках, они создают колорит эпохи:
- ступа с пестом и помелом;
- прялка, кудель, веретено;
- кокошник, кафтан, армяк, повойник;
- коврига, лохань, квашня, ушат, корчага;
- перст, око, чело, уста, десница, выя, ланиты.
Сказки знакомят нас с замечательным «сказочным» народным языком. Сейчас ушли из жизни многие предметы, а в сказках они продолжают жить. Читая сказки, мы узнаём нашу историю.
Изучив художественные особенности сказок, мы узнали много нового и обогатили свой словарный запас.
Язык сказки сближает взрослых и детей, сглаживает противоречия, дарует понимание.
Через сказки мы получаем знания о мире, о непростых взаимоотношениях между людьми, о проблемах и препятствиях, возникающих в нашей жизни. Через сказки мы учимся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, учимся верить в себя, в силу добра, любви и справедливости. Они помогают нам стать успешнее в жизни.
Всё начинается с мечты, с желания и намерения. Каждый наш шаг, что в сказке, что в жизни, - продолжение мысли, идеи. Нет мечты – нет созидания и творчества. А значит, нет и самой жизни, нет радости и счастья. И зачем нам такое существование? Мы идем к радости, к достижению счастья, полноты бытия, к гармонии и целостности.
Изучив материал о сказках, подобрав из текстов примеры художественно-выразительных средств, можно сделать выводы:
• сказки передаются из поколения в поколение;
• в их основе - нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка, трудолюбие;
• сказки важны: оптимизм, который человек получает из них в детстве, он проносит через всю свою жизнь, нельзя жить без веры в добро;
• сказки дают возможность усваивать нравственные ценности национальной культуры;
• сказки воспитывают Человека, формируют личность, лечат его душу.
Комментарии