Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Великое русское слово - образ медика в новеллистическом творчестве А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов, чей 150-летний юбилей отмечается в 2010 году, известен миру как талантливейший писатель и драматург.

Сюжеты его произведений неожиданны и разнообразны. В раннем творчестве это в основном юмористические зарисовки, фельетоны и анекдоты, но постепенно они становятся глубже и серьезнее.

Первые литературные опыты Чехова относятся к гимназическим годам в Таганроге, некоторые из них он посылает в московские юмористические журналы. В 1879 году, окончив гимназию, Антон Павлович уезжает в столицу, где поступает в Московский университет на медицинский факультет. Однако он не оставляет литературной деятельности, и вскоре она становится его основным источником дохода. Занятие литературным трудом сопровождало Чехова и при его докторской практике. В одном из своих писем он писал, имея в виду литературу и медицину: «Обе, конечно, мешают друг другу, но не настолько, чтобы исключить друг друга». Безусловно, столь тесное сотрудничество двух полярных областей науки не могло не оставить своего следа в творчестве писателя. В произведениях Чехова неоднократно встречается образ врача или студента-медика: сначала в юмористических зарисовках и рассказах, далее и в серьезных произведениях. Эта любопытная сторона его творчества не может остаться незамеченной. После моего ознакомления с некоторыми биографическими и исследовательскими работами, посвященными жизни и творчеству А. П. Чехова, меня серьезно заинтересовал этот вопрос. Почему?

Во-первых, я хочу посвятить свою жизнь естественным наукам, возможно и медицине, поэтому мне интересна медицина с точки зрения психологии, а тем более с точки зрения такого талантливого и умного человека, как А. П. Чехов.

Во-вторых, меня интересует творчество Чехова с художественной точки зрения.

В-третьих, в 17 января 2010 года отмечается 150 лет со дня рождения писателя, что, безусловно, будет широко освещено в СМИ. И пусть эта исследовательская работа будет посвящена юбилею писателя.

Целями моего исследования является:

1. Описать произведения А. П. Чехова со специфической тематикой.

2. Систематизировать их по возможным критериям.

3. Составить образ персонажа-медика по существующему алгоритму.

Для выполнения данных задач мною было прочитано около 600 рассказов А. П. Чехова.

Кроме того, для работы по теме я познакомилась со следующими литературными произведениями о Чехове:

1. В. В. Хижняков. «Антон Павлович Чехов как врач». 1947.

2. Б. М. Шубин. «Доктор А. П. Чехов». 1977

3. Б. К. Зайцев. «Чехов. Биография». 1954.

Наиболее значимыми для данной исследовательской работы я считаю такие общие положения:

• На Чехова в его своеобразии как художника оказало влияние полученное им медицинское образование.

• Постепенно Чехов отходил от медицины, все больше становясь профессиональным писателем.

• Во все периоды жизни Чехова: и тогда, когда был врачом по преимуществу, и тогда, когда перестал заниматься медициной – он живо чувствовал свою профессиональную принадлежность к врачебному миру.

Исследовательская работа будет построена соответственно намеченным целям. Примерный план основной части работы:

1. Описание наиболее ярких прочитанных художественных текстов.

2. Их возможная систематизация.

3. Попытка создать описание образа типичного врача и студента-медика в творчестве Чехова с 1884 года по следующему алгоритму: имя; портрет, одежда; интерьер, пейзаж; речь; биография; авторская характеристика; сюжетная линия.

Описание некоторых художественных текстов А. П. Чехова со специфической тематикой

Для разработки темы мною было прочитано около 600 художественных текстов А. П. Чехова, из них выделены те, где главным действующим лицом, персонажем или героем был врач или студент-медик. Всего на данную тематику было найдено около 100 произведений.

В ходе работы, руководствуясь личными взглядами, я определила наиболее яркие произведения на эту тему, которые и были мной использованы для описания собирательного образа медика.

Аннотации данных произведений взяты мной из книги В. В. Хижнякова «Антон Павлович Чехов как врач», (рассказы расположены в хронологическом порядке их написания):

1. «В аптеке», т. III, стр. 224-227.

Больной в жару долго ждет в аптеке изготовления лекарства, у него не хватает шести копеек, чтобы уплатить за лекарство. Так как аптека отказывается его кредитовать на эту сумму, он уходит домой, но когда приходит, то впадает в беспамятство. Описана аптека и ее служащие («Петербургская газета», № 182, 1885; подпись - «А. Чехонте»).

2. «Анюта», т. IV, стр. 69-72.

Описано бездушное отношение студента-медика к своей сожительнице, кроткой и безропотно работающей на него. «Зубрящий медицину» медик на теле своей робкой сожительницы проверяет указания учебника по анатомии, не обращая внимания на то, что, обнаженная в нетопленной комнате женщина ежится, не смея заявить свой протест и даже не думая о том, что она может и должна протестовать («Осколки», № 8, 1886; подпись - «А. Чехонте»; более пространный текст, чем помещенный в собрании сочинений 1929 г. ).

3. «Беглец», т. VI, стр. 82-87.

Описание врачебного приема больных в земской амбулатории. Стационарные больные земской лечебницы. Ласковое обращение врача с Пашкой, больным ребенком, которое вызывает ответную любовь ребенка к врачу. Бегство Пашки из лечебницы к ласковому врачу на его квартиру («Петербургская газета», 1887, № 226).

4. «Враги», т. V, стр. 204-213.

В рассказе описан случай из области взаимоотношений врача с публикой: у земского врача только что умер его единственный ребенок, он остро переживает свое горе, но вынужден ехать к заболевшей жене помещика, болезнь которой оказалась мнимой. Глубоко оскорбленный врач гневно говорит помещику: «Я врач. Вы считаете врачей и вообще рабочих, от которых не пахнет духами и проституцией, лакеями и моветонами, ну и считайте, но никто не дал вам права делать из человека, который страдает, бутафорскую вещь». («Новое время», 1887, № 3913; подпись - «Ан. Чехов»).

5. «Палата № 6», т. VII, стр. 226-266.

Одно из самых значительных произведений Чехова. В нем описана провинциальная больница с палатой № 6 для душевнобольных. Грязно и безобразно в ней, душевнобольных жестоко бьют. Врач, разочаровавшийся в медицине, перестал работать и посещает больницу не каждый день. В больнице всем заправляет фельдшер, который, вместе с другими служащими, обкрадывает больных. Врач это видит, но не считает нужным и не способен бороться с окружающим его злом. Проводя много времени за чтением философских книг, он воспринимает идеи философов-стоиков и приходит к заключению, что все на свете вздор и чепуха, по существу нет разницы между лучшей венской клиникой и его больницей. Посетив случайно палату № 6, он заинтересовался находившимся там больным Громовым, страдающим манией преследования, активным протестантом. Принципиально отрицая борьбу со злом, врач начинает проводить в спорах с Громовым все свое время, пока его самого не запирают в ту же палату. Сторож избивает его как душевнобольного. Тогда и он начинает протестовать. Избитый,он умирает от кровоизлияния в мозг. В рассказе даны истории болезни нескольких душевнобольных. В «Палате № 6» выведен образ уездного врача Хоботова, назначенного вторым врачом в описываемую больницу; он сближается с фельдшером, обворовывающим больных, и тоже не склонен бороться с безобразиями в больнице. В его квартире есть только одна книжка - «Новейшие рецепты венской клиники 1881 г. », которую он берет с собой, когда едет к больным («Русская мысль», 1892 г. ).

6. «По делам службы», т. IX, стр. 111 - 122.

Описана совместная поездка врача и судебного следователя в деревню для судебно-медицинского вскрытия тела самоубийцы. Оба - пустые люди, равнодушные к чужому горю, забывают за выпивкой о своих обязанностях, не думают о том, что их ждут на морозе сторожащие мертвое тело люди («Книжки недели», 1899, № 1).

Анализ образа медика в некоторых произведениях Чехова

Используя алгоритм характеристики персонажа (см. введение), я постаралась проанализировать образ медика в каждом из этих рассказов. При этом я ориентируюсь только на те пункты алгоритма, посредством которых можно выделить наиболее яркие черты персонажа в условиях данного произведения ( в дальнейшем это будет указываться).

1. «В аптеке». (Интерьер)

• Начиная с лоснящихся и устланных коврами ступеней в аптеку, она вызывает чувство робости у посетителя. Домашний учитель Свойкин, поднимаясь по ним, думает: «Словно к богатой содержанке идёшь Ступить страшно!». Внутри аптека также поражает своей чопорностью. «За жёлтой, лоснящейся конторкой, уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой, строгим лицом и с выхоленными бакенами, - по всем видимостям, провизор». Кажется, что все обитатели аптеки также являются неодушевленными предметами. Выхоленность и высокомерность провизора, металлический бестелесный голос из глубины – все это под стать стерильности обстановки. На всем лежит отпечаток ленивой «средневековой» сонливости, все окутано вечным аптечным запахом. Кажется, даже медленное тиканье часов и однообразный стук о мраморную ступку боялись нарушить этот вековой покой. Свойкин трезвым и критическим взглядом обводит все аптечное пространство: «Перед ним замелькали сначала всевозможные «радиксы»: генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum'ы, semen'ы, с названиями одно другого мудрёнее и допотопнее». Увидев то, что «в здоровом состоянии не замечаешь а вот как заболеешьто и ужаснёшься», он произносит фразу, которую можно применит не только к данной ситуации, но ко многим областям нашей жизни: «Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! Сколько рутины».

2. «Анюта». (Имя, интерьер, биография).

• В этом рассказе перед нами появляется образ студента-медика 3-го курса Степана Клочкова. Нам известно его имя, но на протяжении всего рассказа мы его называем более официально: либо по фамилии, либо просто студентом. Это сразу внутренне отдаляет нас от него. Само звучание его фамилии вызывает ассоциации с чем-то неспокойным, находящимся в дисгармонии, «разрывающегося» между чем-то. И действительно, студент-медик это еще не врач, но уже человек, который не может смотреть на мир и человека по-прежнему.

• Интерьер, окружающий персонажа, так же говорит о его внутреннем разладе. Несмотря на позднее время, в комнате царит страшный беспорядок. «Скомканное одеяло, разбросанные подушки, книги, платье, большой грязный таз, наполненный мыльными помоями, в которых плавали окурки, сор на полу — всё, казалось, было свалено в одну кучу, нарочно перемешано, скомкано. ». Здесь следует отметить, что для Чехова понятие воспитанности было одним из важнейших жизненных ориентиров. В одном из своих писем он пишет: «Воспитанные люди. уважают человеческую личность они небезразличны к мелочам не могут уснуть в одежде дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу». Для Чехова было крайне важно, чтобы развитию с точки зрения обучения предшествовало самовоспитание, которого, увы, мы не можем наблюдать на примере данного персонажа.

• В рассказе не упоминается ничего о прошлом Клочкова и о его жизни до описываемого момента, но несколько раз говорится о его будущем. Причем и предположения и Анюты, и самого Клочкова совпадают. «. Скоро и этот кончит курс, выйдет в люди. Несомненно, будущее прекрасно, и из Клочкова, вероятно, выйдет большой человек». «Он будет принимать своих больных в кабинете, пить чай в просторной столовой, в обществе жены, порядочной женщины».

3. «Беглец». (Авторская характеристика, речь)

• В этом рассказе главным действующим лицом является семилетний мальчик Пашка, пришедший на прием к земскому врачу. Все в рассказе как бы проходит через призму его взглядов на окружающее. Все в больнице ему интересно, многое нравится. Кажется, что все самое страшное, что есть в этих стенах, доступно только доктору. Только он по-настоящему понимает всю опасность положения больных, только он берет на себя тяжесть жалеть их. Но он умело прячет свои чувства, поэтому кажется Пашке «веселым и покладистым малым», так что мальчик сразу же проникается к нему уважением.

• Доктор ругает и сердится на своих твердолобых подопечных, он разговаривает с ними грубо, но в этом чувствуется настоящая горечь и волнение за них. «Бить тебя, баба, да некому Рука-то ведь пропащая! Гляди-кась, дура, ведь это сустав болит!» - говорит он матери Пашки. Но в его обращении с мальчиком виден его настоящий характер: мягкий, может быть чуточку сентиментальный. Он обещает ему показать живую лисицу и поехать вместе на ярмарку. «Мы с тобой, Пашка, вот как управимся, чижей пойдем ловить, я тебе лисицу покажу! В гости вместе поедем! А? Хочешь?». Его тон, полный душевной теплоты и искренней веселости, заставляет Пашку безоговорочно ему верить.

4. «Враги». (Внешность, речь, интерьер, пейзаж).

• Доктору Кирилову «44 года, он уже сед и выглядит стариком» Мы его застаем погруженным в свое горе, которое заставляет его забыть обо всем вокруг, а нас увидеть в нем не только доктора, но и просто несчастного человека. В его доме, в котором царит безысходность и отчаяние, нам дано только описание его одежды, как будто он мысленно находится настолько далеко, что мы не можем заглянуть ему в лицо. «Кирилов, как был, без сюртука, в расстегнутой жилетке, не вытирая мокрого лица и рук, обожженных карболкой, пошел сам отворять дверь». И только в ярко освещенном доме Абогина, когда Кирилову пришлось выйти из своего забытья, мы, наконец, можем рассмотреть черты его лица: «толстые, как у негра, губы, орлиный нос и вялый, равнодушный взгляд. Его нечесаная голова, впалые виски, преждевременные седины на длинной, узкой бороде, сквозь которую просвечивал подбородок, бледно-серый цвет кожи и небрежные, угловатые манеры». Все это сразу создает отталкивающее впечатление, и действительно, спустя каких-то несколько минут, доктор Кирилов превращается из убитого горем отца в мелочного скандалиста.

• На протяжении всей первой половины рассказа Абогин уговаривает доктора поехать вместе с ним. Сначала Кирилов реагирует на все просьбы молчанием или отвечает односложно. Затем назойливость Абогина начинает его удивлять и раздражать, доктор сам начинает просить его уйти и оставить его в покое. Его голос звучит то раздраженно, то испуганно, то умоляюще. Все меняется, когда он узнает об обмане. Несправедливость и неловкость ситуации настолько потрясают его, что он мгновенно выходит из себя, начиная грубо и громко разговаривать с Абогиным, то и дело, переходя на крик. «Кажется, никогда в жизни, даже в бреду, они не сказали столько несправедливого, жестокого и нелепого. В обоих сильно сказался эгоизм несчастных». Но и в глубоком молчании доктора, и в этой ссоре чувствуется что-то общее, возможно, это исступленность, невладение своими эмоциями.

• Как и многое в этом рассказе, интерьер докторского дома противопоставлен интерьеру дома Абогина, но все же они имеют нечто общее. В доме Кирилова царит тишина и покой, можно даже было бы сказать, что в нем уютно, если бы атмосфера смерти не наложила уже свой отпечаток на все. Только комната, где лежит тело мальчика, ярко освещена. «Здесь, в спальне, царил мертвый покой. Всё до последней мелочи красноречиво говорило о недавно пережитой буре, об утомлении, и всё отдыхало». И тело мальчика, и припадающая к нему женщина находятся в такой гармонии с этим покоем и тишиной, что кажется, что они тоже являются частью интерьера. Дом Абогина, наоборот, весь ярко освещен, в нем царит дух довольства и роскоши, нет никаких следов борьбы или бури, но в нем уже присутствует та сонливость и страшная тишина чего-то непоправимого.

• Пейзаж и природа выполняют в этом рассказе связующую роль между миром доктора Кирилова и Абогина. Вся ее тоскливость, мрачность и безнадежность объединяют их, как бы показывая, что хоть у каждого из них свое горе, оно невольно их сближает. «Куда ни взглянешь, всюду природа представлялась темной, безгранично глубокой и холодной ямой, откуда не выбраться ни Кирилову, ни Абогину, ни красному полумесяцу».

5. «Палата № 6». (Биография, внешность, речь).

• На первый взгляд жизнь доктора Андрея Ефимыча Рагина до того, как он попал в провинцию, складывалась удачно: он кончил курс в гимназии, затем «курс по медицинскому факультету». Но этот жизненный путь он выбрал не сам, а позволил это сделать своему отцу, который был категорически против того, чтобы его сын «пошел в попы». Сам Андрей Ефимыч «в ранней молодости был очень набожен и готовил себя к духовной карьере», он не раз признавался, «что никогда не чувствовал призвания к медицине и вообще к специальным наукам».

• Во внешности доктора Андрея Ефимыча также чувствуется какой-то внутренний потенциал: «наружность у него тяжелая, грубая, мужицкая; своим лицом, бородой, плоскими волосами и крепким, неуклюжим сложением напоминает он трактирщика. При высоком росте и широких плечах у него громадные руки и ноги; кажется, хватит кулаком — дух вон». Но весь образ крепкого и сурового человека разваливается, когда мы узнаем его ближе: «поступь у него тихая и походка осторожная», «он всегда ходит в мягкой полотняной или ситцевой сорочке». После описания его внешности остаются впечатление как от лопнувшего мыльного пузыря - природа наделила его крепким и мощным телосложением, но он как бы стесняется ее, пытаясь всеми силами сгладить свою внешнюю грубость, хотя он и делает это почти бессознательно.

• Речь у доктора также необыкновенно мягкая, как будто он все время боится кого-то обидеть. Трудно себе представить его приказывающим или ругающим что-то. Он любит разговаривать на отвлеченные философские темы. Его разговоры не побуждают к действию, напротив, часто, утомленный своими рассуждениями и мыслями, он засыпает прямо на открытой книге. Многие мысли доктора Рагина перекликаются с афоризмами позднеантичного стоика Марка Аврелия Антонина. Например, мысли об «успокоении в самом себе», о смерти «как нормальном законном конце», о том, что «страдания ведут к совершенству» близки к идеям стоиков. Но в некоторых моментах герой, наоборот, противоречит этим идеям. Это касается неприятия Рагиным заботы об общем благе, его протеста против «суррогата бессмертия». Но вся философия доктора была приемлема только при жизни в городе или, как выразился Иван Дмитрич, «в Греции, где тепло и пахнет померанцем», но она оказалась абсолютно несостоятельной в палате №6.

6. «По делам службы». (Имя, речь).

• В этом рассказе нам известна только фамилия доктора – Старченко. Из этой фамилии так и напрашивается выделить корень «стар», хотя сам доктор «мужчина средних лет». Но как в связи с ассоциацией этой фамилии, так и в связи с некоторыми фразами доктора, создается впечатление, что это человек глубоко закостенелых взглядов. Хотя он сам произносит фразу «Потому-то старики так и не любят этого нашего "нервного века"», ясно давая понять, что он ни в коей мере не относится к этим самым «старикам», он тут же разрушает это впечатление от этого заявления, едва ответив на вопрос следователя и опять переведя разговор на свое рассуждение, а по сути, просто ворчание: «Но, согласитесь, можно было бы застрелиться и не в земской избе».

• Доктор Старченко ведет себя очень уверенно, не ознакомившись с делом, берется судить и осуждать человека, совершившего самоубийство. В его словах чувствуется докторский снобизм, уверенность в себе образованного неглупого человека. Он любит пространные рассуждения и разглагольствования, которые не могут принести пользы. Он с одинаковой легкостью рассуждает и о том, что неврастеникам надо запретить вступать в брак, и о том, как «длинные зимы задерживают умственный рост русских людей». Кажется, что нет такой темы, на которую бы ему нечего было сказать, и все же когда он отправляется в обратный путь, на слова сотского: «Думали, ваше благородие, что вы опять в город уехали. Явите божескую милость, благодетели наши. », он не находит нужным что-либо отвечать.

Подробно проанализировав образы в шести вышеуказанных рассказах, и одновременно имея в виду множество других произведений Чехова на данную тему, я попыталась насколько возможно обобщенно вывести собирательный образ медика в зрелом творчестве писателя.

Полученные мной выводы кратко можно оформить в виде таблицы:

«Практик» «Теоретик»

По призванию Только по профессии

1. «Теоретик».

Я назвала этот образ врача так, потому что такой врач постепенно отходит от медицинской практики, углубляясь в философию. Конечно, каждому образованному и широко мыслящему человеку, а тем более доктору, необходимо в некоторой степени владеть глобалистической картиной мира, но часто эти люди переходят грань между рассуждениями, развивающими человека, и рассуждениями, которые «зацикливают» человека на одной идее, не давая сдвинуться в какую-либо сторону. В последнем случае врач настолько уходит в свои внутренние размышления, что это как бы «связывает ему руки», ему начинает казаться бессмысленной помощь одному человеку, в то время как несчастных не становится меньше. Грубо говоря, его начинают больше волновать проблемы всего человечества, а не одного больного. Их рассуждения могут быть порождением собственной высокомерности или, наоборот, занижения своего значения, но, в конце концов, они все приводят к одному – страданиям людей, нуждающихся в их помощи, но не получившим ее.

2. «Практик».

a) по призванию: Истинный врач, который не просто изучил и познал медицину, не просто механически и бездушно изо дня в день выполняет свою работу, а осознает свой долг перед каждым своим пациентом. Видит в них не источник наживы или средство для продвижения в карьере, а прежде всего людей, нуждающихся в помощи. Такие люди обладают мужеством, бесконечной добротой и бескорыстностью. Только к таким врачам можно применить определение, данное самим Чеховым: «Профессия врача – это подвиг Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Образ таких врачей довольно часто встречается в творчестве Чехова, в частности, в рассказах «Беглец», «Попрыгунья» и др. Прочитав эти рассказы, хочется сделать вывод, что врач – это не просто профессионал, это творец.

b) только по профессии: Главное его отличие от врача по призванию – это мотивы, по которым он выполняет свою работу. Это могут быть материальные ценности, признание окружающих или что-то другое. Его действиями может руководить корысть, честолюбие или слепое следование за условностями, но никогда – настоящая забота о человеке. Ради того, чтобы добиться своей цели, он будет выполнять свою работу добросовестно, но для него она навсегда останется всего лишь работой, ремеслом, которое он не пускает в свое сердце.

В ходе исследования темы «Образ медика в новеллистическом творчестве А. П. Чехова» мы пришли к следующему выводу:

Будучи выходцем из демократических слоев населения, Чехов всеми силами старался служить народу. Наиболее прямой и непосредственной формой выражения этого желания была для него врачебная работа. Но в то же время он служил обществу, создавая свои бессмертные произведения, в которых он беспощадно обличал зло и несправедливость своего времени, восхвалял честность и добродетель. Все эти особенности его творчества наиболее заметны на примере выбранной нами темы.

Я считаю, что тема раскрыта мною достаточно полно, и что я достигла тех целей, которые поставила перед собой в начале этой исследовательской работы. Поэтому причин для дальнейшего ее раскрытия и углубления я не вижу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)