Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние преподавания курса «Психология семейной жизни» на уровень подготовки к семейной жизни

Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

А. Барбюс

В 18 лет молодые люди физиологически готовы для вступления в семейные отношения. А психологических знаний нам не хватает. Построение долговременной перспективы семейной жизни – одна из многих значимых проблем современной жизни. Активные пробы взрослой позиции в семейной и полоролевой сфере начинаются молодыми людьми еще в пору пребывания за школьной партой. Это поведение занимает одно их ведущих мест в развитии личности молодого человека, начинаются романтические и интимные отношения. Мои исследования в этой области показывают, что проблема межличностного взаимодействия со сверстниками противоположного пола занимает основное место молодых людей в возрасте 15-18 лет. В ходе поиска брачного партнера сталкиваются между собой установки, стереотипы и заблуждения представителей противоположного пола. Неточности и искажения восприятия партнера в дальнейшем переходят в проблемы «обманутых ожиданий», «несбывшихся надежд», «утраченных иллюзий», «поруганных чувств», «растоптанной любви».

В последнее время в развитии института семьи наблюдаются негативные моменты: в стране растет число разводов (на один заключенный брак приходится два развода), увеличивается количество одиноких людей. Трудности, с которыми сталкиваются люди при установлении эмоционально значимых межличностных контактов, свидетельствует о том, что для решения этих проблем просто здравого смысла и жизненного опыта не всегда бывает достаточно.

При выборе и покупке современной модели техники, обязательно будет приложена инструкция по использованию, а при выборе и установлении конструктивного контакта с партнером, таких инструкций никто не дает. Вопросов много, да и чаще всего мы ответа не находим или получаем его в результате собственного опыта (не всегда адекватного).

Как поступить? Что и как сделать? Что сказать? Какие эмоции проявить и как ими управлять? Как избежать трудностей, неприятностей? И много, много неясности, неуверенности.

Разобраться в себе, в отношениях с противоположным полом помогают уроки по психологии семейной жизни. Я понимала, что уроки необычные, много ждала, много накопившихся вопросов, на которые, как мне казалось, ответит психолог. Мне стало интересно, а что ждут от этих уроков одногруппники, верят ли в то, что психологические знания помогают разобраться в себе и других окружающихся людях? Я спросила их об этом.

Сергей Р. : «Мне интересно узнать все. Читая, в книгах не все понимаешь, а друзья советуют так, как сами бы поступили»

Вика Т. : «Мне 18 лет, а отношения с мальчиками не складываются, с мамой я на эти темы не разговариваю. По характеру я очень стеснительная и молчаливая, наверно это и мешает. Думаю, что мне помогут эти уроки, жду многого»

Нина П: «Отношения с юношами – это мое личное мнение, и я не позволю в них вмешиваться. А уроки по психологии, думаю, такие же, как и остальные»

Света В. : «Я собираюсь выйти замуж по окончании училища. Очень хочется, чтобы брак был один и на всю жизнь. Это моя основная проблема и вопрос, хочу в этом разобраться»

Я сделала вывод, что каждый их учащихся моей группы ждет что-то свое, ответ на сложный и неразрешимый, как ему кажется, вопрос. Меня очень обрадовало – все желают присутствовать на уроках психологии семейной жизни, понимают, создание семьи, рождение ребенка, это неотъемлемая часть жизни.

Первый урок Начинается с простого, на первый взгляд, вопроса «Кто Я?». Все в замешательстве. Минут пять в кабинете шепот. Дать характеристику самому себе сложно, легче рассказать о друге, товарище. Следующие десять минут была тишина, все склонясь над тетрадками, писали, зачеркивали, грызли ручку, подглядывали у соседа по парте. Но самое сложное ждало нас впереди, педагог предложила зачитать свой список. Не все на это пошли. Мы сделали первый шаг в познании себя, самооценке, самоанализе своего характера.

Далее на уроках были: написание сочинений, работа в тренинговой группе, психологические тесты, ролевые игры, разрешение конфликтных ситуации, споры по волнующим вопросам, анонимное анкетирование, составление и решение кроссвордов и т. д.

Хочу привести с согласия Светланы В. сочинение на тему «Идеал мужчины и женщины. Каков он сегодня?»

«Давно известно, что человек ищет путь к счастливой жизни путем создания идеальных форм. Так и в своем спутнике жизни мы стараемся найти идеал, чтобы прожить свой земной срок наиболее благополучно и счастливо

Мужчина для меня, прежде всего человек, уважающий окружающих людей и, прежде всего, женщину!

Этот принцип должен, прежде всего, преобладать в мужской натуре в любое время и в любом веке.

Особенным примером для меня является мой отец. В нем сочетается многое то, что я хотела бы видеть в своем будущем муже. Это – доброжелательность, чуткость, трудолюбие и постоянное стремление к хорошему. Даже в самые негативные обстоятельствах он говорит: «Все, что ни делается – делается к лучшему». Поэтому, я считаю так же, что мужчина должен быть еще и большим оптимистом, так как в нашем нелегком времени, где преобладают деньги, выжить очень нелегко.

К тому же мужчина обязан заботиться о своем здоровье: не курить, в меру пить. Этим он добивается не только хорошего здоровья, но и восхищения любимой женщины – ведь ради нее он старается.

Говоря о психологическом настрое мужчины, нужно добавить – он не имеет права постоянно жаловаться на жизнь, «ныть». Этим он только теряет интерес окружающих к себе как к сильной личности. С таким в разведку не пойдешь. Но, чтобы самоутвердиться, мужчине так же нужно получить образование и стремление к труду.

Я всегда глубоко с уважением относилась к людям, особенно к любознательным. Недопустима в мужчине трусливость и ложь. Ни какие подвиги не заслонят одного поступка или предательства.

Но многое из выше сказанного, особенно положительное в мужчине должна поддерживать и помогать, чего-то добиться – женщина.

А сколько великих свершений произошло из-за женщин. Даже жена Петра 1 была простой кухаркой, а графа Шереметьева – крепостная оперная певица. Прежде всего, эти женщины были мудры и красивы. Два этих качества должны преобладать в женщине. И если есть особенно удачное сочетание ума и красоты, то это очень помогает ей в жизни.

«Умная женщина пугает мужчин», - это говорят те мужчины, которые не могут с ними соревноваться в умственных способностях.

Такой женщиной порядочный мужчина только будет гордиться. Но женщина должна быть хитра и в меру уступчива, должна указывать на положительные достижения супруга, так как она «опора» и та, ради кого все это делается.

Чуткость и доброта, ласка и трудолюбие – это важнейшие составляющие характера идеальной женщины. Она должна быть «огоньком» и «зонтом», доброй матерью и душой своего «большого ребенка» - мужа.

Да, женщине нелегко сейчас, особенно в то время, когда она все более и более завоевывает профессии мужского характера. Появилось много феминисток (равноправных), делающих карьеру и, как правило, имеющие по одному ребенку, но не имеющие постоянного партнера. Я уважаю таких «леди», но в отличии от них я не стану превозносить работу выше любимого человека. Муж должен чувствовать рядом с женой опекуном, а не соперником. Хотя другие предпочитают наоборот.

Итак, подводя итог сказанному, можно сделать вывод: каждый должен иметь свое «Я», уметь уважать, трудиться, любить другого и сделать его счастливым. Это самое главное»

Светлана подняла важную тему - родители. Мне стало интересно, а в какой семье живет каждый из одногруппников?

При анализе социальной ситуации в семье, было выяснено, что в исследуемой группе (27 человек), учащиеся проживают в полной семье – 38%, не полной – 36%, с одним из не родных родителей – 23%, остались без родителей – 3%.

Картина складывается печальная: неудачный опыт семейных отношений родителей не может в полной мере дать положительный пример для их детей.

На занятии по теме «Родители и дети. Их взаимоотношения» предлагалось выполнить упражнение «Закончи предложение». Ответы были разные, я представлю несколько мнений:

- Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, помню(«пригласил домой девушку, а она им не понравилась, был скандал»; «когда родители разводились»; «родители громко ругались»)

- Я чувствую, что моя мама(«любит меня»; «отказалась от меня, потому что я ей не нужна»; «заботится обо мне»; «понимает меня»; «не доверяет мне»; «больше любит брата, чем меня»)

- Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда («не пускают на дискотеку»; «решают с кем мне дружить и общаться»; «заставляют делать то, что я не хочу»; «они меня опекают»; «попрекают или укоряют в чем – либо»)

Анонимное анкетирование «Взаимоотношения в семье» показало, что учащиеся испытывают «эмоциональный дефицит» в общении с родителями, неудовлетворенность эмоциональной поддержкой родных. В семье теплые дружеские взаимоотношения, считают 52% учащихся; 33% считают, что отношения с родителями ровные, без особой эмоциональной близости; 15% - в семье присутствует принцип невмешательства, родители живут своей жизнью, а дети – своей.

78% учащихся доверяют подругам или другу, 20% - могут рассказать о своих трудностях родителям. Объясняют тем, что «родители их не понимают, не разделяют их увлечений, не могут их выслушать, думают, что только молодые совершают ошибки» и т. д.

Точно высказался Э. Фромм о семейном воспитании: «В семье ребенок «научается» любить, и если это не происходит, то наблюдается дефицит эмоциональной сферы, «нечем любить», что оказывает деструктивное влияние на создание собственной семьи молодым человеком».

Уроки по психологии семейной жизни проходят настолько интересно и эмоционально, живо и актуально для нашего возраста, что не хватает времени все обсудить и поделиться своим мнением. Поднимались разнообразные темы: Темперамент и характер; Эмоции и чувства; Взаимоотношения юношей и девушек; Проблемы выбора брачного партнера; Проблемы совместимости в браке; Бюджет семьи и его распределение; Совместимы ли с семьей алкоголь и наркотики?; Семейный кодекс РФ и заключение брачного контракта. После яркого и эмоционального обсуждения на уроке по теме «Дружба, влюбленность, любовь» Анна Б. написала сочинение-размышление «Любовь одна, но подделок под нее тысячи». С разрешения Анны я его вам представляю без сокращений, тем самым хочу показать насколько мы, восемнадцатилетние, глубоко и проникновенно думаем, переживаем

«Любовь – это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее.

Тема любви – одна из ведущих тем мировой литературы с древнейших времен до сегодняшнего дня. Многие влюбленные стали олицетворением этого чувства. Сложно придумать, о чем бы писали знаменитые поэты и прозаики, чем вдохновлялись бы великие композиторы и художники, не будь на свете любви. Древние считали любовь даром богов. Это чувство, по их мнению, приближало смертных к небожителям. В средние века сложился культ любви. Рыцари посвящали всю свою жизнь служению прекрасной даме и были счастливы. С тех пор словом «рыцарь» стали называть всякого, кто с почтительностью и восхищением относится к женщине. О том, какое место занимала любовь в жизни наших предков, мы можем судить, в частности, по произведениям русских классиков. А одной из причин самой известной за всю русскую историю дуэли была именно пылкая любовь, столкнувшаяся со жгучей ревностью. У любви множество лиц: это любовь-дружба, любовь-сотрудничество, любовь-страсть, любовь-трагедия и т. д. в любви существует не только счастье, радость, взаимопонимание, удовольствие, но и обман, ревность, страх, боль. Любовь была и есть – и злом, и благом. Она приносит и страдания. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным. Необходимой и отчаянно личной, она осталась и для тех, кто еще только вступает в страну любви, только лишь готовится к встрече с этим прекрасным чувством для юношей и для девушек, которые нетерпеливо ждут любви, жадно ищут ее в окружающих и окружающем, готовы идти на край земли, лишь бы найти любимого или любимую. Можно сказать, что на фоне любви прочие душевные проявления человека выступают более четко, рельефно, выпукло.

«Любовь-это желание жить»

К. Тиль

Любящий запечатлевает в своем сердце образ любимого человека, делает его бессмертным, как бессмертны солнце, земля, ветер.

Любовь не выгодное приобретение, а дар. И как всяким неожиданным и приятным подарком, этим чувством необходимо дорожить. Ведь говорят, что истинная любовь дается человеку один раз в жизни, и это недалеко от правды.

«Тот, кто не любит самого себя, не может любить других». С этим выражением я согласна, так как на какую любовь рассчитывает этот человек, ели у него нет даже любви к самому себе. Как известно, и любовь может быть без брака, и брак может существовать без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, и в течении длительного исторического периода они существовали раздельно. При нынешних высоких нравственных критериях, предполагающих любовь в качестве неотъемленного элемента счастливого брака, это прекрасное чувство выступает необходимым, но недостаточным условием его осуществления.

Скажем более – в большей степени любовь оказывается фактором препятствующим сохранению семейного союза. Причин несколько:

1. В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что одной любовью жив не будешь и жить-то нам не с одним этим прекрасным чувством, а вполне с конкретным человеком , обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «МЫ».

2. Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем тот элементарный факт, что сколько бы супруги не любили друг друга, сколько не была бы велика их взаимная страсть в своей семье, они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары, функции и, уже в медовый месяц неизбежно возникнут вопросы по этому поводу, ибо даже в этот прекрасный период супружества, кто-то все-таки должен убирать, стирать и готовить. И любовь может даже помешать, когда ожидания любви становятся первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми и т. д. , сводится к гибели ожидаемых иллюзий, разрушению волшебства, что ведет к поискам любовного партнера вне брака и супружеской неверности.

А желание любить и быть любимым, заставляет нас нетерпеливо начинать поиск, где мы сплошь и рядом принимаем за любовь нечто, вовсе ей несоответствующее. Стоит подчеркнуть, что влюбленность похожа на спичку, а любовь – на свечу: первая ярко вспыхивает, но быстро сгорает, тогда как вторая горит ясным и чистым пламенем. Влюбленность сама по себе никогда не достигнет уровня подлинной любви, ибо ей не хватает свойственной этому чувству гармоничности в эмоциональной привязанности к другому человеку. Недолговечность влюбленности объясняется тем, что никогда не направлена на личность, как таковую. Можно влюбиться в волосы, глаза, руку, фигуру. Такая привлекательность ведет к частичной любви, которая полна противоречия и продолжается недолго.

«Желание любить» и «желание быть любимым» - эти два стремления должны присутствовать в любви, ибо идеал взаимности и состоит в том, чтобы любить и быть любимым одновременно. Однако подлинное любовное чувство предполагает гармонию между ними, ибо желание быть любимым может в конце концов привести к возникновению эгоистичного стремления обладанию и использованию любящего человека, чудовищному потреблению, как вещи.

Я не боюсь громкого слова «любовь» и не боюсь сказать, что я люблю. В моих глазах этот человек проявляется как эталон выносливости, стабильности и высоких качеств, которые я ценю. Он чуткий, внимательный, терпимый и умеет прощать, честный, трудолюбив, аккуратен, жизнерадостный – этими качествами обладает мой любимый человек. На него я могу положиться, с ним мне не страшен любой «шторм». Любовные отношения представляют собой действия, обращенные на другого человека. Влюбленный испытывает радость и удовлетворение, доставив радость объекту своей любви и уменьшив его страдания.

Чувство любви также вдохновляет человека на новые начинания, свершения, подвиги. И тот, кто пронес это замечательное чувство через всю жизнь, может уверенно сказать: «Я жил не зря».

По окончанию изучения курса я задала всего один вопрос одногруппникам «Чему ты научился на уроках «Психология семейной жизни»? Представляю их мнения:

- Я научилась на уроках психологии семейной жизни правильно реагировать на проблемы и находить выход из них. Я поняла, что любая несдержанность приводит к определенным последствиям, часто к отрицательным.

- На этих занятиях я приобрел хорошие знания: как правильно воспитывать своих будущих детей, как нужно распределять обязанности мужа и жены, и как важно уступать друг другу.

- Я научился взаимодействовать с девушкой, понял, что мое мнение не всегда может быть правильным, и важно прислушиваться к другим.

Антон Б. :

- После таких познающих уроков приходит сознание того, что к созданию семьи необходимо подходить ответственно. Мне очень понравился урок, когда мы учились распределять бюджет семьи. Очень трудно распределить определенную сумму на все требующие затраты. Но теперь я с гордостью могу сказать, что я это умею, и мне это пригодится.

- После каждого урока мне приходила ясность поведения в дальнейшей семейной жизни. Особенно мне нравились те ситуации, которые учитель предлагала разрешить их. Мы как бы «репетировали» семейные трудности и выходы из них.

Валерий:

- Я раньше думал, что семья, это когда регистрируются в ЗАГСе, а оказывается этого мало, надо еще и уметь сохранить эту семью. Как говорила педагог, что «семья – это трудная работа». И теперь я более серьезно подойду к этому вопросу.

Александр:

- Мне очень понравилась тема «Родители и дети». Я понял, что не всегда правильно разговариваю с родителями, узнал больше об этом. Мое поведение стало меняться, даже это заметили мои родители.

- Мне запомнился урок, когда мы определяли тип темперамента. Я знала, что я несдержанна, но не могла понять, почему. Теперь я с этим разобралась и в этом мне помогла преподаватель курса. Я стала более уравновешенная, а после таких «классных» уроков повышается мое настроение.

Виктор:

- Мне все уроки понравились, я даже стал больше интересоваться наукой – психология. У меня были трудности во взаимоотношениях с любимым человеком. Оказывается, нужно научиться понимать, сопереживать и уступать, и тогда, все получится.

Если анализировать историю российской семьи, то оказывается, что наших предков обучали науке – жить крепким домом. Более ста лет назад дети ходили или нет в школу, но исполняли правила жизни и поведения, диктуемые религией. Кроме религиозных законов и уложений, существовали и строго действовали выработанные веками народные обычаи и обряды, которые регулировали поведение в семье.

Сломав старую государственную машину, сломался и старый семейный уклад. Создание новой семьи, становление новых правил, законов, обычаев – дело сложное и не скорое.

Именно в семье формируется характер

И развивается личность человека.

Умение консервативно взаимодействовать в семье – это главная задача супругов. Незнание основ семейной жизни приводит к конфликтам, непониманию, разводам. Зарегистрировать брак – это не значит создать семью. Необходимо постоянно развивать себя, прислушиваться к мнению своего партнера, уметь уступить и высказать свое мнение, не унижая достоинство своего партнера. Чтобы овладеть этими знаниями, нужна тренировка. И именно изучение курса «Психология семейной жизни» позволяет это сделать. Проигрывание сложных семейных ситуаций убережет в дальнейшем от непредвиденности. Благополучие в стране зависит в целом от благополучия в семье.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)