Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Восприятие и оценка стихотворений о войне поэтессы Н. Релиной

«Жизнь - она марафон и преград полоса»

(биографический очерк Нины Релиной).

Мне помогает жажда жить.

Н. Релина

В читательской судьбе стихотворений всегда важна человеческая судьба автора. Это должно быть именно пережитое.

Мы должны знать как можно больше о жизни и творчестве поэта, потому что такое знание приблизит нас к его душе, покажет мир с точки зрения поэта, жившего в определённое время, в определённом месте, в определённой среде и атмосфере. Это знание языка автора, законов, им установленных, по которым, как считал А. С. Пушкин, мы и можем «судить творца».

Баратынский писал: «Поэзия есть поручение, которое следует выполнить как можно лучше». Вот его и выполняет Нина Релина. И в этом смысле действительно является, очевидно, профессиональным поэтом, просвещенным патриотом, чувствующим свою ответственность за судьбы родной земли и мира.

Нина Релина родилась 18 апреля 1922 года на Урале в старинном городке Реж, недалеко от Свердловска. Но на родине Нина Релина прожила только годы детства и учёбы. В 1939 году отлично окончила школу и без экзаменов поступила в Свердловский горный институт. А в 1941 году, в июле, с третьего курса, ушла в армию. Короткие курсы радистов в Свердловске – и в начале декабря сорок первого года она уже работала на радиостанции под Москвой, обеспечивая связь с войсками, оборонявшими столицу. Радист первого класса, помощник командира взвода 87-го отдельного полка связи, Нина Релина прошла с полком связи от Москвы через Смоленск, Минск до Литвы. Демобилизовалась в августе 1945 года. Наград на праздничном костюме Релиной не сосчитать.

Война многое заставила пересмотреть. Изменила Нина и мысли о будущей профессии геолога – разведчика нефти. В институт она не вернулась. Сразу после демобилизации пошла работать в многотиражку Свердловского завода имени Калинина. Потом в родном Реже работала ответственным секретарем в редакции газеты «Большевик». Окончила партийную школу, газетное отделение и по направлению ЦК КПСС поехала в Туву. Там проработала в газете «Тувинская правда» 10 лет. Была делегатом 1-го Всесоюзного съезда журналистов, была на приёме в Кремле.

Из Тувы с мужем и дочерью Верой она уехала в Минусинск, а затем на Дальний Восток: в Уссурийск, Спасск, Благовещенск. Муж – актёр – работал в театре, она – в редакциях. В Благовещенск она приехала в 1969 году. Год проработала в редакции «Амурской правды», а потом её пригласили в облисполком. Там работала инструктором орготдела, а затем – помощником заместителя председателя облисполкома. Оттуда и ушла на пенсию. Но ещё 3 года проработала в редакции благовещенской районной газеты. А после – вот уже более 20 лет занимается ветеранской работой. 4 года была заместителем председателя областного совета ветеранов, 7 лет – ответственным секретарём областного комитета ветеранов войны. Уже много лет – член городского совета ветеранов, в секции военно-патриотического воспитания, секретарь клуба «Фронтовые подруги». Много выступает в школах, вузах, воинских частях. Вот как Нина Релина посетовала, после того как её пригласили на урок к одиннадцатиклассникам:

- Они практически ничего не знают о нашей войне. Даже ни одного имени амурчанина - героя Советского Союза. О каком воспитании патриотизма может идти речь?

В 1997 году её удостоили высокой чести – звания Почётного гражданина города Благовещенск. А в 2005 году её имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

«Стихи никогда не доказывали ничего другого, кроме большого или меньшего таланта их сочинителя»

(творчество Нины Релиной).

С чего начать? Всё интересно,

Всё как бы насвежо

В. Приходько

На вопрос о том, как началось поэтическое творчество, Нина Релина отвечала: «Как только научилась писать. Самовыражение началось с дневников. Вела их не так, как обычно это делают дети, - был в школе, поел дома, встретил друга. Старалась заносить в дневник какие-то открытия. Катаясь на лыжах, увидела красивую сосну, в поле увидела необыкновенный цветок. Мне нравилось выписывать в специальную тетрадь стихи и прозу любимого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, а потом заучивать наизусть».

Её способности педагоги использовали ещё в школе в «Живой газете». Нина сочиняла про нерадивых ровесников: кто-то плохо учился, кто-то был грязнулей. Все ученики выстраивались в цепочку и читали её вирши. Потом ребята исправляли свои недостатки.

Юную поэтессу в школе уважали, ценили. Может быть, потому, что она была очень энергичной заводилой, вечно что-то придумывала, активно занималась спортом. Вероятно, вот эта сильная жажда жить позволяет ей и сегодня держаться на плаву.

И на войне у неё была возможность заниматься творчеством. Сочиняла стишки в «Боевой листок», который выпускали по случаю праздника или очередной победы. Зная, что Нина дружит с рифмой, знакомые просили её написать поздравления

Вот уже несколько лет Нину Релину регулярно публикует столичный журнал «Ветеран войны». Читатели со всех концов страны пишут Нине, зовут к себе с просьбой провести авторский концерт. На её тексты написано 52 песни. Её песни поют у неё на Родине, в Вологде, Пензе, Свердловске, Якутии, конечно, в Благовещенске и области. Выпущен сборник с нотами «И вечно музыка звучит». И еще три книги: «Признание в любви», «Двенадцать месяцев» и «Преодоление».

У Нины Релиной состоялись три творческих вечера: в 75, 80 и 85 лет. Последний состоялся в апреле 2007 года в Доме офицеров (прошлые тоже были там). Только участников концерта было около 200 человек. Да зрителей более 400. Море цветов, подарки и поздравления были предназначены поэтессе и от областных, и от городских властей, и от общественных организаций, воинов и других.

В 2006 году к 150-летию Благовещенска был объявлен конкурс на написание гимна города. В нём участвовало около 80 авторов. Победу одержал текст Нины Релиной. Музыка была написана Гертрудом Васильевичем Пиджуковым. Гимн исполнялся впервые в 2006 году на празднике города, на площади Ленина. Там Нине и вручили диплом.

Так вот в 2007 году, в день её 85-летия, концерт завершился этим гимном города.

Стихи и песни Нины Релиной опубликованы и в Реже, где живёт композитор, с которым она сотрудничает. Сейчас у неё ещё много стихотворений и песен ждут публикации. А ещё поэтесса хочет написать автобиографическую повесть. Там она расскажет и об отце, и о матери, и обо всех родных.

«Признание в любви»

(отклики на стихотворения сборника).

Я любовь не скрываю. И об этом пишу.

По Уралу скучаю. Но Амуром дышу.

Н. Релина

Кому признаётся в любви автор стихов?

В этом сборнике - священная память о войне. Она навсегда в сердце. В нём - любовь к малой родине, где Н. Релина появилась на свет.

Это любовь к близким людям, к родным городам Реж и Благовещенск, любовь к Родине, это неповторимая любовь к единственному мужчине.

В «Признании в любви» красной нитью проходит тема войны. Война – главная тема Нины Релиной. Автор обращается к событиям Великой Отечественной войны, так как сама воевала, а ещё встречаются стихи об Афганистане, Чечне, о героях, воевавших там.

Так стихотворение « Его вершины», поэтесса посвятила выпускнику Благовещенского политехнического техникума, воздушному десантнику Андрею Мельникову. В Афганистане в бою с душманами 3 июля 1985 года он закрыл собой командира. Посмертно награждён орденом Красной Звезды.

Название стихотворения образно: о каких вершинах в нём говорится? Образ вершины (высоты, величия) открывает произведение и на протяжении всего лирического повествования автор несколько раз обращает наше внимание на вершину:

Он так любил величье кедров, сосен

В стихотворении раскрывается тема геройства: герои живут среди нас в современном мире.

Простой парнишка «тем, хлебнувшим пороха, - на смену по зову долга решил пойти» в «тот трагический Афган ».

Автор снова описывает войну, но уже другую и всё с той же болью, которая ей присуща. Короткие фразы, назывные предложения, вопросительные, бессоюзные предложения с тире – такой синтаксический строй этой современной баллады. А прямая речь передаёт нам состояние героя, помогает представить его живой характер.

Материнское восклицание «Пожалуйста, сынок, живой вернись!» сжимает сердце: в нём слились страх и боль всех матерей Земли.

Вершину за вершиной покоряет Андрей, становясь настоящим мужчиной. Но цена последней его вершины – ЖИЗНЬ, которую он отдаёт без оглядки, беззаветно служа общему делу, Родине.

Ощущение тревожности создают слова военной лексики, метафоры в описании последней минуты жизни:

А когда молнии свинцовые сверкнули,

Закрыл собою путь огню

«Он парнем настоящим был» - вот самая высокая оценка подвигу молодого воина, который останется в памяти своих земляков.

Стихотворение «Его вершины» трогает до глубины сердца, его невозможно читать без слёз.

«Любой стихотворец похож на радар, состоящий из принимающего устройства и записывающего», - говорит публицист Л. Жуховицкий в своей книге «Счастливыми не рождаются». Так у Релиной необычайно развито принимающее устройство: тонко, точно и глубоко улавливает она сигналы жизни. Как журналист живо откликается на беды людей, поэтому у неё стихи автобиографичные.

В своих стихах Нина Релина не боится затрагивать острые моменты сегодняшнего дня: «Бандитам – смерть!», «Остановить агрессора!», «Ужас Беслана», «В самолете Благовещенск – Москва».

А вот как отозвалась о стихах поэтессы учитель истории и обществознания Зорина Надежда Николаевна:

«Стихотворение «Доколе» - это крик души поэта-журналиста. Эмоциональное напряжение, боль за Родину, обида за народ звучат в этих строках, чувствуется неуемная энергия бывшего участника войны. Стихи

Н. Релиной хочется выписывать для себя, есть желание почитать детям на уроках истории и обществознания, и я уверена: можно на любую тему выбрать подходящее стихотворение».

Также Надежда Николаевна сообщила мне, что нашей землячкой Бердниковой Людмилой Александровной написано стихотворение «Россия. Русь. Страна родная», очень близкое по звучанию стихотворению Н. Релиной «Доколе».

Два стихотворения – одна тема, одна боль. Даже начало произведений одинаковое – обращение к Родине:

У Н. Релиной - «Россия! Ненаглядная Россия!»

У Л. А. Бердниковой – «Россия. Русь. Страна родная»

Авторы разных поколений живут на разных концах нашей Родины, а голоса слились. Вот что значит истинная любовь к Родине, вот что значит голос народа. Творчество Нины Релиной можно назвать поистине народным.

«Преодолевая преграды»

(отклики на сборник стихов «Преодоление»).

С тобой мы встретимся, преодолев преграды,

Но только лишь по окончании войны.

Н. Релина

Каждый человек переживает свою жизнь как путь, длинную дорогу, иногда хорошую, иногда не очень, со своими преградами, со своей особой логикой, попутчиками, идущими навстречу, падениями и взлётами.

Лирический герой Н. Релиной - идущий по жизни, преодолевающий день за днём год за годом, версту за верстой

Насыщенная биография поэтессы отражена в сборнике стихов «Преодоление», вышедшем в 2004 году в издательстве города Благовещенска. Эта подборка стихов получилась по объему и по тематике значительно богаче. Из сборника мы узнаем жизненный путь Нины Валериановны, то, что волнует ее душу, историю ее семьи. Произведения сгруппированы по трем темам, как и события жизни. Автор рассуждает о Родине, войне и напоследок делает лирическое отступление. Самое раннее произведение этого сборника датируется 1941 годом - письмо другу на фронт. Война - веха в судьбе этой женщины, поэтому, наверное, часть «О вас, солдаты» - самая большая.

«А память о войне туманит взгляд»

(сопоставление стихотворений «Уходит в вечность сорок первый год» и «Разговор с погибшим солдатом»).

Мы выстоим. Врага мы победим.

Н. Релина

Стихотворения Нины Релиной «Уходит в вечность сорок первый год» и «Разговор с погибшим солдатом» написаны в разные годы: в январе 1942 года (т. е. в годы войны) и в 2003 году соответственно.

Оба же эти стихотворения включены в самый большой раздел сборника «Преодоление» «О вас, солдаты». Военная тематика объединяет эти два стихотворения, но во втором описана и дальнейшая судьба России, ветеранов после Победы над фашистами.

В стихотворениях речь идёт о последнем поколении двадцатого века, видевшем войну; о поколении, воспитанном на идее великой страны, привыкшем отказываться от личного в пользу общественного; о поколении, пережившем голод, холод и нужду и вынесшем на своих плечах все тяготы послевоенной жизни, - всё-таки не утратившем ни веры в свою страну, ни надежды на лучшее, ни способности любить и прощать.

Первое, что бросается в глаза при чтении стихотворений, - это многократное повторение местоимения «мы». Почему не «я»? И не «они»? Видимо, таким образом поэт хочет обозначить свою принадлежность к этому поколению «последних». Этим людям (а Н. Релина родилась в 1922 году) досталась тяжёлая и страшная эпоха в истории России. Поэт разделяет и принимает всё, что пришлось пережить этому поколению, а кроме того, он – поэтический голос, выражающий мысль и переживания «последних», подводящий итог их многострадальной жизни.

Судьба послала им много испытаний; они сделали для своей страны всё, что могли. И теперь они уходят в тень эпохи, скупой на радость и благодарность и щедрой на невзгоды

Стихотворение «Разговор с погибшим солдатом» не только о поколении двадцатого века, но и начала двадцать первого века. Поэт пишет так, как есть на самом деле:

Наш ветеран и победитель просто нищий,

Или без места жительства, как БОМЖ.

Разве участники войны думали о дальнейшей своей судьбе после войны? Конечно, нет. Им бы только победить, только бы отстоять Москву! Да что Москву, весь мир!

Так в стихотворении «Уходит в вечность сорок первый год»

Уходит в вечность сорок первый год, -

Год исторических сражений.

Но слава их века переживёт,

Домчится до грядущих поколений есть надежда на Победу, раз «слава их века переживёт».

В «Разговоре» чувствуется современная лирика. Это, например, такие слова, как Космос, «качать права», буржуи, Чубайс, ваучеры, «дерьмократы» и т. д. также в этом стихотворении по звучанию преобладают призывные предложения, чтобы народ не подчинился бандитам.

Нам нужно всем в строю едином встать

Иначе нас поставят на колени.

Стихотворение «Уходит», написанное в военные годы, звучит как призыв к народу, чтобы тот не падал духом, ведь надо было его как-то поддержать.

Но разве все мы, нынешнее поколение, помним и чтим тех, павших в бою только за то, чтобы победить, и тех, кто живёт героем в настоящее время? Многие даже забыли день 9 мая. День как день. Ничего особенного. И как правильно сказала Н. Релина, что наши ветераны живут в нищете. Разве этого они заслужили? Но, конечно, никакое богатство их не манит. Ведь никакими деньгами не заменить то, что пройдено, то, что заложено в памяти: боль, страх, беда, горе, голод – никогда не вынуть из него. Оно, как осколок снаряда, попавшего прямо в сердце во время войны. Сердце, говорят, у них ноет.

Я думаю, что это поколение, вынесшее на себе Великую Отечественную войну, сделало всё, чтобы мы сейчас жили без горя, без бед. Спасибо ему!

И я задумываюсь: а что может сделать для России нынешнее поколение? Будет ли наша страна вновь сверхдержавой или ей суждено стать государством «третьего мира»? Что напишут о нас через 20, 30, 40 лет? А пока позволю себе перефразировать поэта: «Мы - первые нового века, мы великой надежды полны».

У войны не женское лицо»

(отклик на стихотворение «Анне Иващенко»).

Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, с других – слёзы.

Теккерей Уильям Мейкпис

Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

Говорят, «у войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, лётчиками они были солдатами, как мужчины. И даже копали землянки, водили машину и стреляли.

Не женское это дело – убивать, но тогда, в сорок первом, уходили на фронт совсем ещё молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую.

Огонь для войны во время войны в основном готовили женщины. Снаряды, бомбы, патроны – это почти целиком дело их чутких, милых рук. Но и не только это

Они запрягались вместо лошадей в телеги, сани, тянули за собой плуги. Они были на полях и фермах, чтобы накормить фронт, накормить страну. Женщины военного времени – скромные и красивые своей юностью, непобедимой женственностью, которую не убила, а только ярче высветила война.

Одной из таких женщин, воевавших на войне, была Анна Иващенко. Н. Релина посвятила ей своё стихотворение «Анне Иващенко».

Главная тема этого произведения – тема войны, тема геройства женщины. Вот настоящая русская женщина, героиня!

Умела с завидной выдержкой, по-русски,

Не ныть, не плакать, не стонать.

Тут идет борьба светлых и тёмных красок:

«в грозный час» «спокойным, мирным словом СОН»

«тьма со всех сторон»«дорогой светлою»

«коварный враг»«девчонка юная»

«серую шинель»«тёплую постель»

«добрым словом».

Сколько же пришлось пережить Анне Иващенко! Она «умела ползать по-пластунски, ночами на посту стоять». А ведь была совсем юная.

Какою мерою измерить

Нелегкий твой солдатский труд

Кто испытал, - тот будет верить,

Другие, может быть, поймут.

Конечно, нам не понять того, что пережила Анна Иващенко, да и другие женщины. Ведь мы не испытали на себе этого: не воевали, не стреляли, не ползали по-пластунски, не копали землянки. Да видели войну только по телевизору. А ещё мы не знаем, что такое потерять товарища на войне, а это очень частое явление на войне. А женщины? Многие из них теряют сыновей, мужей, отцов, братьев. Как же им трудно!

Пускай же нынешнее племя

Не знает ужасов войны.

Пускай не знают слова «рана»,

Дорогой светлою идут.

Стихотворение имеет повествовательный характер: автор описывает военную судьбу героини. Стремясь передать атмосферу сражений, применяет короткие назывные, безличные предложения, меткие обстоятельства. Противопоставляет взволнованное состояние пулемётчицы с равнодушными звёздами неба.

Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое – МАТЬ. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь – синонимы. Именно во имя жизни женщина мир спасала, была дочерью, матерью, женой, сестрой и солдатом.

Поклонимся низко ей до самой земли, её великому милосердию

Говорят, в большинстве случаев стихи действуют «как музыка – внутривенно». Хочется читать, слушать, понимать и чувствовать. Стихи, как инъекция, проникают в каждую твою клеточку, передавая чувство от автора к читателю, при этом ты начинаешь понимать и усваивать их.

Как-то Л. Н. Толстой сказал: « Я знаю, что анализировать этого нельзя, но это чувствуется и усваивается».

Люди разных возрастов могут найти себе сокровенные строчки в лирике этого автора, мысли, которые созвучны их настроению, чувствам, судьбе.

Чем стали для меня стихи Н. Релиной?

Всё-таки в душе мы чувствуем настроение автора, лирического героя, переживаем вместе с ними. Вот так, читая стихи Нины Релиной, ты начинаешь понимать, какие вопросы, проблемы волнуют поэтессу. Ты начинаешь чувствовать и усваивать внутренний мир поэтессы, то есть то, что переживает она в этот момент.

Всё, о чём пишет Н. Релина, - о родине, судьбе, дружбе, любви, молодости, о войне, - окрашено оптимизмом, великим жизнелюбием.

Её творчество многогранно. Каждое стихотворение открывает новую страницу её универсального творчества.

Л. Н. Толстой говорил: «Чтобы художник заражал своим душевным переживанием, зажигал нас духовным пламенем, нужны две вещи. Чтобы в душе художника горело это пламя, чтобы его переживание было выше наших переживаний, наконец, чтобы это был великий человек, ибо человек не великий не может быть великим поэтом!»

Интересно, что же заставляет поэтессу заниматься стихами?

Наверное, память о войне, след в душе, оставленный трудными голодными пережитыми годами, любовь к малой Родине и большой (России), восхищение её природой и людьми, способность преданно и глубоко любить.

Нина Релина и есть великий человек с пламенем в душе, переживающей вместе с народом прошлое и настоящее России.

Как её не назвать великим поэтом!

Стихи этой поэтессы – это уроки памяти, уроки живописи, уроки нравственности, уроки выживания в этом жестоком современном мире.

Изучая эти уроки, я начинаю понимать насколько глубоко «въелась» в душу Н. Релиной война. Поэтесса затрагивает вечные темы, даёт ответы на «проклятые вопросы», над которыми не устаёт биться человечество. Её стихи – «энциклопедия жизни», в которой отражается все стороны нашего мира, в которой можно найти ответ на любой вопрос, житейский или философский.

Когда я изучила судьбу и творчество Н. Релиной, поэзия стала мне роднее. И я позволю перефразировать Бориса Пастернака и сказать, что такое поэзия в моём понимании.

Поэзия – это бесценнейший дар Богов,

Поэзия – словно маленький мир облаков.

Поэзия – это первый заливистый школьный звонок,

Поэзия – ярко светящей свечи огонёк.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)