Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Восточные мотивы в поэзии А. С. Пушкина

Среди огромного наследия А. С. Пушкина особое место занимают сочинения, в которых поэт обращается к восточным темам и образам. Свидетельством неподдельного интереса великого русского поэта к культуре исламского Востока стали два знаменитых произведения, созданных им во время и после пребывания на юге, в ссылке – поэма «Бахчисарайский фонтан» и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца».

Эти произведения выделяются среди других сочинений прежде всего тем, что являются своего рода творческим итогом пребывания А. С. Пушкина в южной ссылке, когда поэт всерьез заинтересовался Востоком, восточной поэзией; рассматриваемые поэма и стихотворение – яркий пример пушкинской интерпретации восточных мотивов. Поэт отбирает самые яркие, наиболее характерные для восточной поэзии образы – фонтан, розы, соловьи, обращается к излюбленной теме поэтов Востока – теме безответной, трагической любви.

В качестве эпиграфа к поэме «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкин использует известное изречение поэта Саади Ширазского: «Многие, так же как и я, посещали сей фонтан; но иных уж нет, другие странствуют далече». Автор обращается к словам персидского поэта не только для того, чтобы придать своему произведению «восточный» колорит, скорее, его привлек образ фонтана. Фонтан был для Пушкина своеобразным символом восточной культуры, характерной деталью восточного интерьера.

Упоминание автором в поэме слова «фонтан» имеет свою логику, целесообразность, оно не хаотично, не спонтанно. В каждом эпизоде, где описывается фонтан, содержится оценка автора, с ним связаны важные моменты повествования, характеристики образов.

В сущности, в поэме представлены два фонтана: первый - как важная составляющая жизни восточного человека, второй – как пример столкновения двух культур, противоположных по мировосприятию, мироощущению.

Позднее А. С. Пушкин написал стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца», в котором он также использовал восточные мотивы и обратился к знакомым образам, среди которых центральное место занимает известный «фонтан слез».

Эти два произведения – поэма и стихотворение – имеют не только внешнюю, но и внутреннюю взаимосвязь, и в то же время являются самостоятельными, независимыми друг от друга сочинениями.

В стихотворении «Фонтану Бахчисарайского дворца» есть два ключевых слова – «фонтан» и «роза». Роза – один из самых популярных образов в восточной поэзии, в частности, в поэзии Саади.

В стихотворении можно найти не только ориентализмы, но и старославянизмы. Автор хотел таким образом показать контраст двух цивилизаций (западной и восточной). Рисуя женские образы – Марии и Заремы – и используя разные средства выразительности для создания образов восточной (мусульманской) и западной (христианской) женщин, поэт затрагивает деликатную тему взаимоотношений представителей разных культур. Этим он подчеркивает единство и своеобразие двух миров – восточного и западного, исламского и христианского.

Поэма «Бахчисарайский фонтан» и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца» являются примером нового, более глубокого понимания поэтом восточного мира. Они стали важным поворотом на пути познания Пушкиным Востока.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)