Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История возникновения и исчезновения лесных поселков Ларечиха и Алтайский

История возникновения и исчезновения лесных поселков Ларечиха и Алтайский, занятия населения поселка.

Предмет исследования – подворные книги Новоеловского, Курочкинского, Инского сельских советов, сохранившиеся детали смолокуренного завода и инструменты, применявшиеся при сборе живицы, кладбище у пос. Лукьяново

Цели исследования – восстановить историю существования поселков, выяснить состав населения, процесс выгонки смолы и дегтя, сбора живицы по литературным источникам и воспоминаниям старожилов.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Осуществить поиск бывших жителей поселка.

3. Выявить жителей села, занимавшихся лесными промыслами.

3. Найти остатки смолокуренных заводов, существовавших в лесных поселках.

4. Собрать сохранившийся инвентарь для сбора живицы.

5. Составить планы поселков.

6. Изучить архивные материалы Ларичихинского леспромхоза.

7. Совершить краеведческие походы в поселки.

Изученность темы: в изученной литературе сведений о лесных поселках, расположенных на территории Ларичихинского сельского Совета нет; кустарные лесные промыслы освещены мало, сведений о технологическом процессе почти нет. В работе Щегловой Т. К. «Особенности развития населенных пунктов Нижнего Причумышья в XX веке (материалы к картотеке сел)» упоминаются смолокуренные заводы: «смолу гнали», « деготь цедили». Подробнее говорится о сборе живицы. В работе В. И. Казанцева и К. И. Осипова «Очерки истории села Шипицыно» рассказывается о выжиге угля, сообщаются сведения о первой переписи населения в Ларичихинской заимке. Технология подсочки живицы описана в книге А. М. Трейсиса «Биологические основы и техника подсочки».

Основными источниками являются упомянутые работы и воспоминания местных жителей, статьи А. Муравлева, архивные материалы.

Методика исследования. Сбор материала проводился методом анкетирования, изучения письменных и вещественных исторических источников.

Исследование проводилось в 2002-2006 годах.

До 60-70 годов 20 века на территории Ларичихинского сельского совета существовало до 80 небольших лесных поселков. Некоторые из них назывались заимками (Ларичихинская, Казанцевская), другие – кордонами (Зайцевский кордон, Фоминский кордон). Были участки – Примовский, Инской. Лесные поселки отличались по размерам и количеству населения. В некоторых из них было лишь несколько домов, в которых проживали до десятка семей (Инской, Чудовка). Другие поселки были крупнее (Клюквинка, Новая Заря). Они были своеобразными центрами. Например, в Клюквинке в 40-е годы была начальная школа, фельдшерско-акушерский пункт, контора.

Лесной поселок Ларетчиха находился на 4 км севернее современного села Ларичиха, на левом берегу реки Иня. Первое Упоминание о Ларечихинской заимке относится к 1925 году. Переписью населения в декабре 1926 года была учтена Ларичихинская заимка, возникшая в 1925 году на территории Новоеловского сельского совета. 1В проживавших там двух семьях насчитывалось 7 человек. Фамилии их выяснить не удалось, так как в архиве Тальменского района только числовые данные, а подворные книги Новоеловского сельсовета до 1952 года сгорели во время пожара. По опросам информаторов стало известно, что в 1932 году в Ларечихе проживали 6-7 семей, среди них семья Халкунова Назара Самойловича (Казанцев И. Ф. ). Поселок располагался на правом берегу ручья, впадающего в реку Иня. В середине 70-х годов эта территория была занята лесными посадками, поэтому не сохранилось ничего, что напоминало бы о поселке. Обнаружена только яма, в которой, по воспоминаниям информаторов, была землянка, называемая ими Фенькина избушка (Силиванов В. Ф. ).

Название поселка до сих пор представлено несколькими версиями, которые трудно убедительно аргументировать. Некоторые старожилы сообщают о том, что поселок был назван по фамилии первопоселенца, Ларина или Ларичева (Костицын А. Н. ) Причем многие называют его беглым человеком. По-видимому, здесь есть доля правды, так как некоторые лесные поселки действительно основывались людьми, скрывавшимися от органов Советской власти. С 1925 года до настоящего времени существовало три варианта написания названия поселка: Ларетчиха - на карте Генерального штаба, составленной в 1962 году. В подворных книгах Курочкинского сельсовета, куда поселок стал входить позже, записано – Ларечиха. В 1966 году название лесного поселка было перенесено на новое крупное село – Шелепово, возникшее в 1962 году в связи со строительством железной дороги и созданием леспромхоза. Только вариант написания стал иным – Ларичиха. Заметно в ойкониме наличие суффикса -их(а) , который является гидронимическим формантом2. Этот суффикс попадает в названия населенных пунктов через названия рек (река Повалиха – село Повалиха). Но реки с названием Ларечиха (Ларичиха) нет. Возможно, название возникло самостоятельно, без соотнесения с гидронимом – способом присоединения суффикса –их(а) к фамилии Ларин. Некоторые старожилы указывают, что местные леса издавна славились обилием ягод, грибов и дичи, поэтому название поселка могло возникнуть от слов «ларь» или «ларец» - в значении «богатое место». Следующие документальные свидетельства о существовании поселка относятся к 1952 году3. В подворных книгах Курочкинского сельского совета записано, что в1952-54 годах в поселке проживали 4 семьи: Зиберты, Засколетовы, Гаммершмидт и Сизиковы. Зиберты и Гаммершмидт репрессированы и сосланы в Алтайский край из республики немцев Поволжья. Анализ подворных списков с 1952 по 1960 год показывает, что численность хозяйств за указанный период увеличивается до 31,но из прежних жителей повторяется только фамилия Засколетов (приложение 3). Поселок перемещается на левый берег ручья, становится крупнее: здесь располагались несколько домов, многоквартирный барак, магазин, общая баня, конюшня ( приложение 4). Население поселка работало в Тальменском химлесхозе (Юзефович А. А. )С 1964 года численность населения уменьшается, при этом продолжается полная сменяемость жителей. Это объясняется тем, что большая часть жителей были репрессированными, либо сосланными на поселение. Отработав определенный срок и получив справку об освобождении, они возвращались на прежнее место жительства. В подворных книгах указаны места выбытия: Ленинград, Чувашия, Новокузнецк, Калужская область, Петропавловск, Мелитополь. Часть населения переселялась в близлежащие села: Новую Зарю, Тальменку, Сандалово, Ларичиху (Шелепово). Интересен национальный состав жителей поселка: немцы (Зиберт, Гаммершмидт), литовцы (Гедрайтис, Печулевич), белорусы (Юноцкевич), мордва, русские. Разным был и образовательный уровень: начальное образование соседствует с высшим (Гедрайтис К. И. ). Интересен такой факт – сын Юноцкевича Анатолия Дмитриевича, чья семья проживала в поселке в 1963-64 годах, студент института имени Ленсовета. В 1964 году семья выбыла в Ленинград4.

С 1966 года поселок стали называть Старая Ларичиха. В 1967 году в новом селе

1Казанцев В. И. , Осипов К. И. , 2002, с. 36

2. Русская топонимия Алтая, 1983, с. 164-165.

3. Подворные книги Новоеловского с/совета, 1952-54 гг.

4. Подворные книги Курочкинского с/совета, 1964-66 гг.

Ларичиха был создан сельский совет и поселок вошел в его состав. Старая Ларичиха просуществовала до 1977 года. Установить состав жителей последнего 10-летия очень сложно, так как в подворных книгах население поселка отдельно не выделялось. В 1977 году последние жители выехали в село Ларичиху. Среди них были Селиванов Феоктист Дмитриевич и его жена, Мжельская Дарья Харлампьевна, Абрамовы Михаил Петрович и Анна Семеновна. Мжельская Д. Х работала продавцом, и они перевезли здание магазина, которое использовали как летнюю кухню. Это здание сохранилось и сейчас.

Население поселка занималось лесными промыслами. Главные из них – сбор сосновой смолы – живицы; выгонка дегтя, неочищенного скипидара и смолы из обгорелого леса, пней и смолья. Существовали профессии, о которых помнят лишь пожилые люди: вздымщик, сборщик живицы, смолокур.

Работа на смолокуренном заводе (смолокурне, смолокурке – так он назывался в обиходе) была очень тяжелой. Возле бывшего лесного поселка Ларетчиха сохранились развалины смолокуренного завода, который действовал в 50-60 годы прошлого века. Что представлял собой смолокуренный завод? Железный котел до 3-х метров высотой и объемом 2-3 кубических метра был обложен кирпичом – чтобы не прогорел металл. Через небольшое расстояние находилась еще одна кирпичная стенка печи. Под котлом располагалась топка. В котел на решето закладывали осмол – обгоревший лес, толстые сучья и ветви деревьев, пни, в которых содержится много смолы. Загружали котел сверху, с помощью журавца – простейшего подъемного крана, напоминающего колодец- журавль. К поперечной перекладине на толстой железной цепи подвешивался металлический крюк. После загрузки котел плотно закрывался тяжелой крышкой, и в топке разводился огонь.

Топили котел 10-12 часов, огонь поддерживали ровный, несильный, чтобы осмол в котле не загорелся. Внизу котла, под решетом, находилось специальное отверстие – от него шел желоб, соединенный с деревянными трубами. Трубы закапывали в землю или укладывали в колоду с водой: это был охладитель. Через 20-30 метров в углублении располагался приемник – место, трубы выходили на поверхность. Под трубами устанавливались деревянные бочки, в которые собирали готовую продукцию. Трубы изготавливались так: бревно распиливалось пополам, из каждой половинки выбиралась древесина. Половинки складывались, стягивались железными хомутиками и закреплялись. По мере нагревания смолья в котле из высыхающего осмола выделялся пар, он выходил по желобу в трубу, и, там, остывая, превращался в воду. Ее сливали. Затем из котла поступал неочищенный скипидар. Он не может долго храниться в деревянной посуде, поэтому его переливали в стеклянную. После скипидара в приемник поступала вытопленная смола. Ее применяли для смазывания колесных пар, или переваривали в вар. Заливали в казан 5 ведер смолы и медленно, еще 8-10 часов варили до загустения. Пробу на готовность производили так: брали смолу на палочку, окунали в холодную воду, и если смолу можно было жевать – вар был готов. После вытопки смолы котел разгружали – открывали крышку, доставали горячие угли на решете и вываливали в яму. Яму закрывали крышкой, на которую насыпали песок, чтобы не поступал воздух. Уголь «глохнул», закрытый. Через 12 часов древесный уголь был готов (Казанцев И. Ф. ).

На Ларечихинском смолокуренном заводе сохранились журавец, кирпичные печи под котел, полые деревянные трубы, деревянные бочки, крышка от котла, решета, которые опускали в котел. Вокруг встречаются остатки древесного угля, оплавленные обломки кирпичей. Процесс выгонки дегтя был таким же, только в котел ставилось более мелкое решето, а на него укладывались пласты бересты. Смолокуренный завод работал зимой, а летом делали запасы смолья и бересты. Бересту заготавливали пластами высотой до двух метров, затем складывали в ящики и прессовали.

Смолокуренные заводы работали в 1932 году на Казанцевской заимке, В 50-е годы в Старой Ларечихе, а у озера Песчаное смолокурня обозначена на карте, изданной в1965 году.

Вторым главным занятием жителей лесных поселков был сбор живицы – сосновой смолы. Подсочка леса известна с древнейших времен. В нашей стране подсочка выросла в самостоятельную отрасль лишь после 1917 года. Едва закончилась гражданская война, начала развертываться опытная и промышленная подсочка. С сезона 1926 года специально созданный для этой цели трест Лесохим приступил к организации подсочки переработки живицы. Название «живица» происходит от старинных представлений о ее способности «заживлять раны». Сосновая живица представляет собой прозрачную вязкую жидкость с характерным сосновым запахом. При переработке живицы жидкая ее часть отгоняется водяным паром и образует скипидар или терпентинное масло. Оставшиеся смоляные кислоты сплавляются в твердый остаток – канифоль. Скипидар применяют для приготовления обезжиривающих составов, мастик, в текстильной и лакокрасочной промышленности. Широкое применение скипидар находит в медицинской и парфюмерной промышленности. Канифоль используется во многих отраслях хозяйства. Главные потребители канифоли – мыловаренная и бумажная промышленность, производство синтетического каучука и другие химические производства5.

Тальменский химлесхоз был создан в 1932 году. Рабочие бригады размещались в небольших лесных поселках, в том числе и в Ларечихе. Первое время подсочка живицы соседствовала со смолокуренными заводами, которые перерабатывали древесные отходы после валки леса. В среднем рабочая бригада имела бригадира, 3-7 резчиков и около 10 сборщиков. Осенью на стволах сосен делали кары: очищали участок ствола от коры металлическими стругами

Эта операция называлась подрумянивание. Весной, с наступлением

5. Трейсис А. М. , 1968, с. 7-8, 13-15.

теплых дней, в середине кары желобковым хаком вырезали ус – вертикальный желоб. К нему под углом резали желобки, по которым текла живица. Под ус устанавливали направляющее устройство – крампон, а под ним приемник в виде воронки. Человек, нарезавший усы и желобки – вздымщик. Он все лето обходил свой участок и нарезал несколько пар желобков (Вяткина Л. С. ). Собирали живицу сборщицы. В 30-40 годы живицу собирали в глиняные горшочки, которые изготавливались на участках. В 40-е годы на 61-м участке был гончарный круг. На нем лепили не только горшки, но и всю необходимую утварь: чашки, кружки, колываночки (так называли небольшие крынки). Готовые горшки сушили. Обсыпали специальным порошком и ставили в горно – печь для обжига. Горшочки под живицу были объемом 300-500 миллилитров (Волкова А. И,). Позднее появились этернитовые воронки, из материала, напоминающего шифер. Приемники устанавливались на один или два держателя - костыльки с желобком вдоль верхней грани. В 70-х - начале 80-х годов живицу собирали в металлические, а затем пластмассовые воронки. Сборщицы сборочной лопаткой снимали наполненные воронки, выковыривали смолу, сливали ее в ведра, а затем в бочки. Боразкитом же, похожим на небольшой нож, чистили бораз – засохшую живицу на усах и желобках. На каждом участке была землянка-приемник, где стояли бочки под живицу. Сборщицы ведрами носили живицу к приемнику, там по сливной доске сливали ее в бочки. До 70-х годов ведра были деревянными, с железной оковкой, очень тяжелыми. Бочки и ведра изготавливали в мастерских - «бондарках», расположенных тут же, на участках. Бревна распиливали на чурки, кололи досточки для бочек – клепки. Позже появились металлические бочки объемом 200 литров. Их крышки закрывались специальными зажимами – обжимными кольцами.

Работа была очень тяжелая. Особенно для женщин, которые работали сборщицами: «Коромысло на плечи. Два ведра по 10 литров, а живица тяжелая – 15-18 кг. У каждой свой участок, размером 1 на 2 км. Изнурительная работа. Лето. Духота в бору. Мошкара. Комары»6.

Живицу отправляли в г. Барнаул на канифольный завод. После ликвидации лесного поселка Старая Ларичиха живицу заготавливали на участках, где рабочие проживали временно, только летний период. В Алтайском крае живицу собирали до 1991 года. Затем алтайские леса были переведены в I группу, и заготовка живицы стала экономически невыгодной.

В селе Ларичиха был создан сельский совет и поселок вошел в его состав.

Поселок Алтайский относился к Инскому сельскому совету Павловского района. Был расположен в 22 километрах от села Иня7. В настоящее время это территория Шелаболихинского района. Точное время возникновения поселка Алтайский установить не удалось. Опрошенные утверждают, что он образовался до Октябрьской революции (Драничникова Л. П. ). Первоначально это была заимка, где поселились братья Кайгородовы. Они построили четыре дома, один из них был двухэтажным. Затем на заимку приехали Пушкаревы. О Кайгородовых известно мало: одни старожилы говорят, что братья были раскулачены и сосланы, другие о том, что сами сдали все имущество в колхоз и уехали. Есть и версия о родстве Кайгородовых с атаманом Кайгородовым, выступавшем в гражданскую войну на стороне белой армии. До 60-х годов в поселке жила мать Кайгородовых. Старушка была известной травницей. В ее избушке везде висели пучки трав. Одна из жительниц поселка, Беспалова, в молодости работала у Кайгородовых домработницей. Поселок сначала назывался по фамилии основателей – Кайгородово (Пряхин В. Ф). Кайгородово располагалось на левом берегу реки Иня, в 22 километрах от села Иня. В 30-е годы, после коллективизации, поселок был переименован в Алтайский. Основан он был в удобном для жизни и ведения хозяйства месте: река, где у Кайгородовых была мельница, место под пахоту, сенокосы с разнотравьем, выпасы, рядом лес, охотничьи угодья, грибные и ягодные места. Бревна от мельницы сохранились до 70-х годов. Валерий Фирсович Пряхин упоминает, что в 1966 году он фотографировал их. В 70 –е годы из этих бревен сделали мост через реку. Мост разрушился от старости, сейчас на том месте новый мост, построенный летом 2006 года, после весенних пожаров. Первопоселенцы занимались хлебопашеством, сеяли пшеницу, овес, просо, гречиху, коноплю, лен. В огородах выращивали картофель, морковь, свеклу, горох, тыквы, капусту. Держали крупный рогатый скот, лошадей. Коров не пасли, просто отправляли в лес. Из птицы разводили кур, гусей, уток. Уток называли «обжорная бригада» за то, что требовалось много корма. Занимались рыболовством, пчеловодством, охотой, выращивали табак-самосад, собирали грибы и ягоды. Рыбы в Ине было очень много (щука, окунь, карась, лещ, чебак). Ловили на удочку и лучили – на лодке ночью зажигали огонь и (лучину) и били рыбу острогой. Сельскохозяйственную продукцию перерабатывали в основном для личного пользования: давили конопляное масло, сбивали в маслобойках сливочное масло. Маслобойки представляли собой узкие деревянные бочонки, в которых крестовиной сбивали сметану. В 30-е годы, после коллективизации, население поселка переходит к занятиям лесными _7. Алтайский край. Административно-территориальное деление на 1января 1973 года. Барнаул,1973. С. 47 промыслами. В 1947 году 1 октября был образован Меретский лесхоз в составе трех лесничеств: Меретское, Инское и Медведское. 8

В приказе №13 по Меретскому лесхозу от14. 11. 1947 года сказано: « В целях упорядочения учета недвижимого имущества устанавливаю следующую нумерацию казенных ( неразборчиво) и их названия:

13. Алтайский 1 кв. 225

14. Алтайский 2 кв. 225

Лукьяновский кв. 211 пос. Лукьяново. »3

В отличие от колхозов, здесь можно было заработать деньги. Местные жители занимались выгонкой смолы и дегтя. Место, где в Алтайке была смолокурка, никто из опрошенных указать не смог, зато в поселке Лукьяново, что в 8 километрах к северу, остатки смолокуренного завода сохранились. Там работал смолокуром дед Кулевакиной Екатерины Петровны. В 1957 году смолокурка упоминается в приказе: « принятая временно на работу на смолзавод Казанцева Т. И. проработала всего 3 часа» Зимой валили лес, складывали его штабелями вдоль реки, весной сплавляли по Ине в Обь. Вывозили лес из делян на лошадях, по ледянкам. Чтобы бревна лучше скользили, дорогу поливали водой. После создания химлесхозов собирали живицу. Было бондарное производство. В 60-е годы известным в округе бондарем был Тагильцев Сергей. Он делал двухсотлитровые бочки под живицу, маслобойки, бочки под солонину, лагушки для кваса (квас готовили из березового сока), квашонки под тесто. В 40-е годы сами варили мыло: соединяли яйца, творог, кости, каустическую соду. Варили, затем разливали в формы, оно долго остывало. По внешнему виду напоминало кирпичи (Кулевакина Е. П. ).

Во второй половине 50-х годов велась сплошная вырубка леса под водохранилище Каменской ГЭС, которое должно было дойти до Ини. Упоминание о возведении Каменской ГЭС имелось даже в директивах XXсъезда КПСС по шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 годы: «Приступить к строительству Каменской гидроэлектростанции на Оби мощностью 500 тысяч киловатт»Площадь Каменского водохранилища должна была составлять свыше 50 миллиардов кубометров воды. На схеме будущего Каменского водохранилища видно, что в зоне затопления оказались бы значительные территории теперешних Каменского, Шелаболихинского, Тальменского, Заринского, Павловского, Первомайского Троицкого и даже Усть-Пристанского районов Алтайского края и

8 Объединенный архивный фонд Ларичихинского леспромхоза. Д. 16, л. 1

9. Там же, л. 5

Сузунского района Новосибирской области. По расчетам проектировщиков под воду должны были уйти почти 450тысяч гектаров земель. По мнению разработчика проекта, Валентина Мичкова, Каменская ГЭС позволяла бы получать энергии больше, чем на ДнепроГЭСе. Против строительства ГЭС гневно протестовал известный ленинградский археолог Михаил Грязнов, опасающийся уничтожения уникальных могильников на берегах Оби. 10 Анатолий Муравлев, корреспондент газеты «Алтайская правда» утверждает, что главным поводом к приостановке проекта стало то, что лесозаготовители попросту не успевали бы к сроку уничтожить тальменские боры. Но работавшая в те годы главным лесничим Казанцева Нина Егоровна утверждает, что лес вывалить бы успели, так как лесозаготовительная отрасль тогда стала хорошо обеспечиваться техникой. Тогда в лесхозы и леспромхозы начали поступать машины и трактора, в Алтайском появился гараж, ремонтно-механические мастерские. Действовал сплавной участок, сплавляли бревна по реке Ине до Оби. «Раньше лес такой был, что неба не видно, а потом все посрезали» (КулевакинаЕ. П. ). После отмены решения о строительстве ГЭС начались лесовосстановительные работы. В 1969 году в Инском лесничестве было высажено механизированным способом 400 га, в Меретском лесничестве 300 га, из них механизированная посадка – 50 га, остальное мечом Колесова (Зубенко А. Т. ).

В 60-е годы в поселке Алтайском был заложен сад. Высажены яблони, смородина, малина, черноплодная рябина (арония), облепиха, крыжовник. Закладывал сад лесничий Юрий Ганин и Хомякова Октябрина Никитична. Дед Драничниковой Любови Петровны, Сухомлинов Дмитрий Терентьевич, работал на закладке сада. По-видимому, сад был и раньше. В книге приказов по личному составу Меретского лесного хозяйства есть запись о приеме рабочей в сад Бойковой Анны.

В поселке имелся магазин ОРСа (организации рабочего снабжения), приезжала автолавка. Характер товаров в магазине - смешанный, то есть продавали продуктовые и промышленные товары.

Была пекарня, где пекли хлеб сначала круглой формы, в виде караваев, затем продолговатой. Булки продавались на вес, пекли их в русской печи (Шалофастова Г. Ф. ).

С 30-х годов численность жителей поселка начала увеличиваться. Переезжали те, кто не хотел идти в колхозы. Филатов Петр Егорович переехал в 1929 году из Завьяловского района. Устроился на работу в Шипицинский леспромхоз, куда входило Меретское лесничество. В конце 30-х годов начали привозить депортированных литовцев, латышей, эстонцев. Урбонас Ионас-Альгирдас Ионо в возрасте семи лет был выслан из Литвы вместе с матерью, Ьортнуте

Антониной Антоновной, из Литвы на спецпоселение сначала в Гортоп, затем в Алтайский. Его родители были педагогами, отец был арестован (Романчук Д. А. ). Больше они его не видели, и о

10. М уравлев А. Каменская ГЭС. / Алтайская правда. – 2006. – 22 марта.

его судьбе детям Урбонаса известно только, что дед был выслан в Западную Сибирь. Альгирдас Ионович так и остался в Сибири, женился, вырастил троих детей, всю жизнь ходил в передовиках производства, награжден грамотой президиума Верховного Совета РСФСР «Заслуженному рационализатору РСФСР» и медалью «Ветеран труда».

В десяти километрах от поселка в годы войны жили депортированные калмыки. Жили они в землянках, очень тяжело и бедно. Работали на лесоповале, держали лошадей. Дальнейшую их судьбу никто не помнит.

В конце 40-х -начале 50-х годов в поселке было много завербованных на лесозаготовки, освободившихся заключенных. Многие переезжали из колхозов, так как в колхозах не давали паспортов и уехать было невозможно. Устроившимся на лесозаготовки паспорта выдавали. Оставались эвакуированные в войну. Сухомлинов Дмитрий Терентьевич эвакуировался со всей станицей из Днепропетровской Области. После войны остался на Алтае. Фамилия его была Сухомлынь. Затем изменили на русский манер – Сухомлинов. Когда обозначили зону затопления Каменской ГЭС, приезжали из Казахстана, Киргизии на лесозаготовки. Население поселка тогда увеличилось.

Меретское и Инское лесничества находились на территории Павловского района, но относились сначала к Шипицынскому, азатем Ларичихинскому леспромхозам. В 40-е годы главным лесничим на Ине был сын известного писателя В. Арсеньева( Казанцева Н. Е. ). Это подтверждают архивные данные: « П. 3 Бывшего зав. Инским лесоучастком Тальменского лесхоза Арсентьева Владимира Владимировича назначаю на должность старшего лесничего Меретского лесхоза с 1 октября 1947 года с окладом содержания согласно штатного расписания. »11Затем он уехал на Дальний Восток. Лесные посадки, посаженные при нем, до сих пор называют Арсентьевским лесом.

В начале 60-х, в Алтайское приезжал на охоту Юрий Сенкевич. Он был распределен в начале 1959 года в Тальменскую районную больницу хирургом. 12 Через год его перевели в участковую больницу в селе Шипицино на должность хирурга. Старожилы рассказывают, что один из местных жителей случайно прострелил себе руку и Сенкевич прооперировал его (Драничникова Л. П. ). Жители поселка в основном были атеистами, хотя пожилые люди соблюдали православные праздники. Молодежь воспитывалась в атеистическом духе. Церкви в поселке не было, бабушки ходили на моление в село Иня. Со стороны власти были притеснения.

11 Объединенный архивный фонд Ларичихинского леспромхоза. Д. 16, л. 1

12. Латышев А. Так распорядилась судьба. /Тальменская жизнь. - 2005. – 11 ноября.

Кулевакина Е. П. рассказывала о том, что ее мать и соседки были оштрафованы на 50 рублей, за то, что 1 мая, готовясь к празднику Пасхи, устроили дома стирку и уборку.

Взаимоотношения в семьях, по воспоминаниям опрошенных, были уважительными. Дети много помогали родителям, поливали и пололи огороды, ухаживали за животными, помогали на сенокосе и сборке живицы. Особенно много работали в многодетных семьях. В семье конюха Боговича Фомы Константиновича было 6 детей, вырастить их было непросто. В поселке приходили на помощь соседям. Тяжелую работу делали вместе. Часто проводились субботники на производстве.

В Алтайском была начальная школа, которая располагалась в двухэтажном доме Кайгородова. После ликвидации поселка это здание было разобрано и перевезено в Курочкино. Было два клуба – в центре и на сплавном участке. По советским праздникам – 1 Мая, 7 ноября, 8 Марта проводились собрания, устраивались концерты своими силами, иногда приезжали артисты из Тальменки. Из местных жителей хорошо пела Тагильцева Галина, Сухомлинов Александр играл на гармошке, а Урбонас Альгирдас на баяне. В клубе имелась киноустановка, показывали кино. Ток вырабатывался от дизель-генератора – эта установка занимала отдельное здание. Для детей была поляна, карусель, волейбольная площадка, качели. Ученики после четвертого класса учились в интернате – сначала на Ине, затем в Шипицино. Учеников было много, возили на двух машинах.

В поселке была одна центральная улица и несколько боковых своротков. В центре находилась небольшая площадь, где располагались пекарня, магазин, клуб, колодец, школа.

К местным топонимическим названиям можно отнести название старицы Меретка ( по-видимому, название произошло от слова «мерещить» - мелькать в глазах)13. Недалеко от поселка было озеро Чертова яма. Называлось оно так за то, что расположено было в глухом, мрачном и темном месте. Вокруг озера все заросло кустарником.

Своего кладбища в поселке не было. Захоронения производились на кладбище поселка Лукьяново, который был закрыт еще в начале 60-х годов. Во время краеведческого похода в 2005 году кладбище было обследовано и записаны восемь сохранившихся фамилий. За год были выяснены фамилии 5 жителей поселка Алтайский, похороненные там.

В 1969 году в поселке проживали 32 семьи. После решения об отмене строительства

13. Учебный этимологический словарь русского языка/ Русский язык в школе. - 1990. - №6. - с. 18.

ГЭС и прекращении сплошной вырубки население стало разъезжаться. Небольшие участки ликвидировались, люди переезжали в более крупные села Сандалово, Ларичиху, Иню, Тальменку. В 1973 году поселок был ликвидирован. В истории поселка можно выделить два основных миграционных потока:

1) 50-е годы – увеличение численности населения;

2) 70-е годы – уменьшение численности населения.

Причины ликвидации поселка:

1) сворачивание лесозаготовок;

2) закрытие школы;

3) политика ликвидации неперспективных деревень;

Последним покинул поселок Бельтиков Георгий. Он уехал в Павловск.

В настоящее время территория поселка занята лесными посадками. Во время краеведческого похода удалось обнаружить погребные ямы, лестницу для погреба, остатки заборов, вагончик, разрушенный колодец. Из садовых насаждений остались ранетки, облепиха, черноплодная рябина. Обнаружена яма, обшитая брусом. В ней была расположена дизельная установка. Древесина так пропитана мазутом, что не сгнила. Найдены остатки утвари: кастрюли, форма для выпечки хлеба, чугунок. На том месте, где находился гараж, сохранилась металлическая печь для обогрева, кабина грузового автомобиля, детали от трактора.

В результате исследования частично восстановлена история возникновения поселка Алтайский, выяснено его бывшее название – Кайгородово, дана характеристика занятий населения, выяснен национальный состав жителей, традиции, быт и культурное развитие, внешний облик, составлен план поселка в конце 60-х годов, определено время и причины гибели поселка.

В результате исследования был изучен процесс сбора живицы, выгонки смолы и дегтя, выжига древесного угля. Кустарные лесные промыслы – важное звено в изучении истории, экономики и быта лесных поселков. Они свидетельствуют об уровне экономического развития поселков, помогают представить картины недавнего прошлого.

Создана картотека жителей поселка, ведется работа по созданию картотек семей, чьи потомки проживают на территории Ларичихинского сельского совета. Собранный материал передан в школьный краеведческий музей, проводятся часы общения, посвященные истории родного края.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)