Развлечения  ->  Знакомства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Улавливание особенностей мира другого человека через создание портрета его руки

Если глаза - зеркало души, то руки наверняка зеркало чувств. И если писать на холсте чувства, то это должен быть портрет рук.

Татьяна Леус

Зарождение идеи использования творчества для совершенствования школьных отношений

Предыстория

Мы в школе на уроках изобразительного искусства рисовали руку. Это длилось всего одно- два занятия. Но эта тема меня заинтересовала, и я начала придумывать разные положения рук и зарисовывать их. Конечно, удобнее рисовать свою руку. Поэтому я и рисовала только свои руки. И поняла, что стала их чувствовать, стала рисовать быстрее. Раньше мне требовалось минут 30, а теперь не больше 15, а то и все 10. Я научилась понимать свои руки, улавливать все их нюансы.

Мама увидела мою работу и предложила мне попробовать порисовать руки других людей. Я попробовала. И оказалось, что у каждого человека руки разные, что руки передают душу и характер людей. Мне было проще всего рисовать руку сестры, потому что её рука мне больше всего знакома. Знакомы все её тонкости, все изгибы, все особенности. Каждая её морщинка на руке мне родна, она и есть моё второе «Я».

Мамину руку мне было рисовать гораздо сложнее. Я сама удивилась, почему? Мама для меня такой же близкий человек. Потом мама посоветовалась с психологом школы, в которой я учусь, и мы решили начать исследовательскую работу в школе в сфере совершенствования отношений между школьниками. Психолог школы предложила провести дополнительно тест руки, так как он помогает определить характер поведения человека в коллективе.

Потом я заметила, что рисование руки и тест руки - это две действительно похожие друг на друга вещи. У них одинаковая цель. Только оказалось, что моя технология помогает общению, а тест руки помогает исследовать способности к общению в команде. Многие художники рисуют портреты людей. А я рисую руки и вижу в этих руках портреты самих людей. Рука- это второе лицо человека.

Мои наблюдения школьной ситуации

Я заметила, что в классе ученики разбиваются на пары. Но на этом фоне выделяются и «одиночки», ребята, которые не нашли себе друга, и пытаются подойти то к одной паре, то к другой. Но третий тут оказывается лишний. Я проверила это на своём опыте. Трудно дружить втроём. Обязательно кто-то один будет чувствовать себя ненужным.

Я тоже встретилась с этой проблемой, в результате чего я стала думать: «Почему со мной никто не хочет дружить? Может быть дело во мне? Я не крутая, не современная, мне не интересны все эти интрижки в школе? Мне не интересно гоняться за старшеклассниками?». И я стала пытаться стать такой же, как все. Пыталась стать крутой, делать вид, что мне интересны всякие модные слова, пошлые мысли и т. д. Но это только ухудшило ситуацию. Другим человеком не стать. А этим только затеняется душа, и индивидуальности каждого не видно. Видна только неудачная копия других. Такой человек уже не ценится в обществе. Может, если постараться не подстраиваться под других, то тебя поймут как настоящего человека, и тогда ты сможешь найти себе лучшего друга?

Но, к сожалению, быть самим собой очень трудно. Звучит странно, но это так. И большинство ребят теряются в школьном обществе, до тех пор, пока не поймут, как достичь самого главного: стать самим собой!

После того, как я начала рисовать руки ребят из нашей школы, я поняла, что занимаясь этой работой, можно помочь им узнать самих себя, свою индивидуальность. И это можно было бы использовать в школьном общении. Например, на уроке рисования.

3 Что по этому поводу говорят психологи

Трудности в школьном общении есть у многих. Конечно, не у всех. Некоторые преодолевают эти трудности потому, что у них особенный характер - они могут спокойно подойти к незнакомым старшеклассникам и заговорить с ними.

В каждом классе собираются совершенно разные люди. Разные и по интересам, и по воспитанию, и по каким-то привычкам, заложенным в дошкольном возрасте.

«Мозг наш оказывается органом, сохраняющим наш прежний опыт и облегчающим воспроизведение этого опыта. Однако если бы деятельность мозга ограничилась только сохранением прежнего опыта, человек был бы существом, которое могло бы приспособляться преимущественно к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. Всякие новые и неожиданные изменения в среде, которые не встречались в прежнем опыте человека, в таком случае не могли бы вызвать у человека должной приспособительной реакции».

Вывод: Значит, важно понять, как человеком осваиваются новые ситуации в коллективе с большим количеством разных по характеру и возрасту людей. А это легче будет сделать, когда каждый остаётся самим собой, и не вводит в заблуждение окружающих людей, принимая на себя театральный образ вымышленного идеала, чужую роль. И именно для этого каждый человек должен постигнуть свою индивидуальность. В своём исследовании я пытаюсь как раз найти пути достижения и сохранения индивидуальности каждым человеком в большом коллективе.

Есть мнение, что трудности в общении можно описать как уклонение и притворство.

Цитата: «Уклонение – это такое отношение, при котором ты притворяешься, что ты – это не ты; затем притворяешься, что выходишь из этого притворства, так что создаётся впечатление, что ты возвращаешься обратно в первоначальную точку. Двойное притворство симулирует отсутствие притворства. Единственный способ «поймать» своё подлинное первоначальное состояние – это отказаться от первого притворства, но стоит только усугубить его вторым притворством, и уже не видно конца последовательности возможных притворств. Я – это я. Я притворяюсь, что я – это не я. Я притворяюсь, что я – это я. Я притворяюсь, что я не притворяюсь, что притворяюсь

Уклонение – это способ закруглить конфликт без прямой конфронтации или принятия решения. Оно переигрывает ситуацию конфликта, вбрасывая в игру одну модальность опыта против другой. Спираль уклонений может уйти в бесконечность;».

(такую же ситуацию можно наблюдать в школе, где многие подростки притворяются «крутыми», но в душе они совсем другие; и притворяются они затем, чтобы избежать конфликта и ненависти в классе; и им нужно принять решение: бороться за себя или стать такими, как все и не быть собой. )

« Уклонение благодаря самой его природе очень трудно «прижать к стенке». Такова его характерная особенность. Оно имитирует искренность двойным притворством. »

Чем мне помогла технология рисования портрета руки

Изображение рук помогло мне реализоваться в школьном обществе. Помогло сделать шаг в будущее. Мне стало легче общаться с людьми. Рисуя их руки, я переходила от общения с рукой к общению с самим человеком, почувствовала лёгкость в общении. Хотя до этого я чувствовала некие трудности. Я не могла заговорить со взрослым, чужим человеком, с незнакомыми старшеклассниками, несмотря на то, что я сама уже в восьмом классе. Когда мне первый раз предложили нарисовать руки совершенно мне незнакомого человека, я согласилась. И мне было трудно с ним говорить. Но я заговорила, заговорила! В следующий раз мне было уже легче. В первый раз у меня тряслись руки. А потом я уже ясно поняла, что бояться и нечего. И что они все - мои клиенты, а я – их клиент, потому что тоже от этого процесса что-то для себя получаю. Я спокойно отвечала на все вопросы и задавала свои, я стала чувствовать себя увереннее. Я считаю, что рисование рук для меня стало дорогой к жизни, следующей ступенью в развитии. Таким образом, в настоящий момент тема, коснувшаяся меня в сложной школьной среде - это психология искусства, осознание реальности через искусство.

Чем технология рисования портрета руки могла бы помочь другим

Если бы мы в школе на уроках рисования могли бы рисовать друг - другу руки, то смогли бы узнать своих одноклассников лучше.

Я часто ловила себя на том, что не всегда верю людям. Мне кажется, что они притворяются, и на самом деле они изнутри совсем другие. Мне кажется, что некоторые делают вид, что со мной дружат, а на самом деле – презирают. Я чувствую себя очень неуверенно от этого. Я не знаю, верить мне им, или нет. И я теряюсь, словно в пустыне. И уже перестаю самой себе верить. Иногда, конечно, кажется, что я это просто придумываю, боясь обмана. Но, наблюдая за своими одноклассниками, я вижу, что такое настоящая, верная дружба. И вижу, что со мной что-то другое, хотя я сама не знаю: что?! И тут я подумала: «А вдруг они меня не видят, точнее, видят лишь мою «ложную тень»?». И это может быть со всеми. А что, если каждый человек дружит не с человеком, как ему кажется, а с его «ложной тенью»?

Эта работа могла бы помочь ребятам в школьной жизни. Она бы помогла им видеть людей настоящими, верить людям. И вместе с тем уметь разделять правду и ложь, настоящего человека от «ложной тени». И тогда бы изменилась вся обстановка в классе, и ребята «одиночки» смогли бы обрести друзей.

Встаёт вопрос: как же избежать этого ухода на неверную дорогу при вступление в новый коллектив?

И вот, после того, как я провела свою работу с ребятами, мне захотелось продолжить её, потому что это техника могла бы помочь не только мне, но и многим другим ребятам. И я стала разрабатывать идею проведения такой работы в школе, на уроках изобразительного искусства.

Конечно, труднее всего в школьной обстановке ребятам, лишённым внимания в семье. Ребёнок может скрывать это, но его рука ничего не скроет. Ребята в классе смогут, нарисовав его руку, понять его, и ему будет легче. Он почувствует, что он хоть кому-то нужен. У него появится стремление к жизни, утерянное за все года непонимания.

Искусство

Я рисую руки других людей для развития навыков общения с людьми. А художники, писатели и поэты рисуют для того, чтобы освободить свою душу, чтобы повторить и осознать в более спокойной среде свои переживания, свои мысли и чувства.

«Психоаналитики совершенно серьёзно утверждают, - как говорит Мюлеер-Фрейенфельс, - что Шекспир и Достоевский потому не стали преступниками, что изображали убийц в своих произведениях и таким образом изживали свои преступные наклонности. При этом искусство оказывается чем-то вроде терапевтического лечения для художника и для зрителя - средством удалить конфликт с бессознательным, не впадая в невроз».

Шекспир видит до основания душу мудреца и глупца, святого и преступника, он не только бессознательно был всем этим - таков, быть может, всякий,- но он обладал ещё отсутствующим у всех нас остальных дарованием видеть своё собственное бессознательное и из своей фантазии создавать, по-видимому, самостоятельные образы.

В этом смысле я полностью согласна с психоаналитиками. У меня никогда не было подруги, и до сих пор нет. Мне очень не хватает общения, взаимопонимания. Мне не с кем поделиться своими мыслями, переживаниями, не у кого попросить о помощи. Нет ни одного человека на свете, который бы меня понял и помог бы мне. Раньше я видела эту помощь, понимание, со стороны сестры, но теперь она выросла, и в ней что-то изменилось. А может быть, что-то изменилась во мне. Но я вижу, что когда я ей рассказываю о своих переживаниях, она выслушивает нехотя, и, как мне кажется, думая про меня что-то плохое. Это видно даже по выражению её лица. И мне становится ещё хуже. Я перестала понимать смысл жизни. Я вижу, что самые близкие мне люди меня не понимают, а может быть, просто не хотят понять. Я постоянно думаю, что дальше будет лучше, а ничего не меняется. Рисуя руки, я общаюсь. И частично удовлетворяю свои потребности. В этот момент я как художник, как поэт и как писатель. Наподобие того, как Шекспир и Достоевский не стали преступниками, потому что изображали убийц в своих произведениях и таким образом изживали свои преступные наклонности, я через рисование руки компенсирую неудовлетворенную потребность в общении.

Цитата:

«Подобно тому, как во сне пробуждаются такие желания, которых мы стыдимся, в искусстве находят своё выражение только такие желания, которые не удовлетворены прямым путём. Отсюда понятно, что искусство всегда имеет дело с преступным, стыдным, отвергнутым миром. И подобно тому, как во сне подавленные желания проявляются в сильно искажённом виде, так же точно в художественном произведении они проявляются замаскированной формой. Художник, для того, чтобы дать удовлетворение своим вытесненным желаниям, должен облечь их в художественную форму».

Точно тоже я чувствую и в себе. Я пытаюсь все свои нереализованные мечты (иметь настоящего друга) и потребность в общении выразить в искусстве, в портрете руки человека. Конечно, я выражаю это больше всего в портрете своей руки, поскольку именно в ней я вижу всё это рвение к коммуникации, все свои мысли и переживания, а в портретах рук других людей я вижу их переживания. Но иногда, рисуя руки разных людей, я встречаю немного похожие руки, которые показывают сильное рвение к общению. Это коммуникативные люди.

Отношение школьников к теме «рука» на уроках изобразительного искусства

Я была очень удивлена, когда увидела отношение ребят в классе к теме «Рука», которая бала предложена учителем на уроке рисования.

Реакция бала такова: « О», «Я не умею!». А после урока все смеялись и над своими рисунками, и над чужими. А некоторые хвастались.

Учительница предложила на выбор: или руку, или рисунок на историческую тему. Но многие все-таки предпочли рисовать руку. А самые ленивые обвели просто свою руку и сказали: «Я по-другому не умею!».

Дома я нарисовала несколько рук, и на следующий урок показала их учительнице. Оказалось, что не соблюдены пропорции. И учительница дала мне книгу, где были и руки в разном положении с соблюдёнными пропорциями. На этом уроке я уже заметила большее рвение к рисованию рук. Даже книгу стали разбирать по листочкам (особой популярностью, особенно у мальчиков, пользовался кулак).

Организация исследования

Для того, чтобы проверить как рисование руки позволяет улавливать особенности мира другого человека в условиях школы, был организован тренинг, который проводился каждую неделю по субботам. Участники тренинга выполняли тест «Руки» и участвовали в работе по созданию портрета руки. При этом моделировались различные способы общения в этом процессе, для выявления наиболее эффективного в школьных условиях. Тренинг проводился под руководством психолога.

Тест «Рука»

Когда я узнала о тесте «Рука», у меня сразу возникла ассоциация с моей работой. Этот тест даёт сведения испытуемому о том, насколько он общителен. Сведения, которые даёт этот тест, необходимы непосредственно для самого человека, а не для людей, которые хотят с ним общаться, потому что тест выявляет трудности из-за того, что у испытуемого преобладает направленность на себя, заниженная самооценка, или ещё какие-нибудь проблемы. Ведь как принято сейчас в нашем обществе: «У меня с тобой не получается общаться, ты дурак! – «Да ты не такой как все, ты идиот - я не хочу с тобой дружить». Но индивидуальность – это не плохое качество, а наоборот, а уж тем более не психическая болезнь. Я наблюдаю за своими сверстниками и понимаю, что в XXI веке люди не склонны к сохранению индивидуальности, они больше реализуют девиз жизни: «Все идут, и я пойду». Но ведь это неправильно. «Индивидуальности» очень трудно жить в «простом» обществе, на «производственной фабрике», фабрике, где производят всех одинаковых, как партия пуговиц, людей.

Так вот, в моей работе, тест «Рука» введен для того, чтобы испытуемому самому изменить что-то в себе, чтобы открыть для себя что-то новое в мире общения. А вовсе не для того, чтобы кто-то узнал сведения об этом человеке. Если тест будет использоваться в этих целях, то эффект будет не прогрессивный, а напротив – регрессивный. В группе результаты предъявлялись как обобщенные, групповые, без уточнения результатов каждого участника.

Основные сведения о тесте «Рука»

Стимульный материал теста Руки - стандартные 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать её воображаемые действия. Изображения предъявляются в определённых последовательностях и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек с такой рукой). Ответы оцениваются 11 категориям:

1)агрессия

2) указания

3)страх

4)привязанность

5)коммуникация

6)зависимость

7)эксгибиционизм

8)увечность

9)активная безличность

10)пассивная безличность

11)описание

Для вычисления открытой агрессии количество ответов, ранжированных несколькими категориями суммировалось: Открытая агрессия = (1+2)- (3+4+5+6)

Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа и в случае неопределенности эти материалы использовались для повышения адекватности результатов.

Таблица 1 Результаты проведения теста «Руки» (первое проведение теста)

Испыту-емый № Агрес-сия(1)+указания Страх(3)+ агрес-сивность = Направлен-

(2) Привязанность(4)+коммуникация(5)+з(1+2) -(3+4+5+6) ность ависимость(6) на себя (9+10)

1 - - - -

2 4 3 1 2

3 4 2 2 4

4 4 2 2 3

5 4 1 3 3

6 - - - -

7 - - - -

8 4 1 3 3

9 - - - -

10 4 4 0 1

11 5 3 2 0

М 4,1 2,3 1,9 2,3

Результаты проведения теста «Руки» (второе проведение теста)

Испыту-емый № Агрес-сия(1)+указания Страх(3)+ агрес-сивность = Направлен- Данные по пустому

(2) Привязанность(4)+коммуникация(5)+з(1+2) -(3+4+5+6) ность листу ависимость(6)+ на себя(9+10)

1 - - - - -

2 - - - - -

3 3 1 2 3 Акт. безл.

4 2 4 -2 2 Акт. безл.

5 2 3 -1 1 Коммун.

6 3 3 0 1 Коммун.

7 2 3 -1 3 Привязан.

8 - - - - -

9 - - - - Коммун.

10 2 5 -3 1 -

11 - - - - -

М 2,3 2,2 -0,7 1,8 Тенденция к общению

Результаты проведения теста «Руки» (третье проведение теста)

Испыту-емый № Агрес-сия(1)+указания Страх(3)+ агрес-сивность = Направлен- Данные по пустому

(2) Привязанность(4)+коммуникация(5)+з(1+2) -(3+4+5+6) ность листу ависимость(6)+ на себя(9+10)

1 1 3 -2 4 Коммун.

2 - - - - -

3 4 1 3 2 Коммун.

4 2 2 0 3 Коммун.

5 4 2 2 3 Коммун.

6 3 2 1 2 Акт. безл.

7 2 4 -2 2 пас. безл.

8 - - - - -

9 3 2 1 2 Коммун.

10 4 5 -1 0 Коммун.

11 - - - - -

М 2,9 2,6 0,3 2,3 Усиление тенденции к общению

Вывод по результатам проведения теста «Руки»

Анализируя данные, полученные по результатам теста «Рука», я отметила изменение данных по коммуникативности и агрессивности в ходе тренинга. Тест проводился три раза: в самом начале нашей совместной работы с ребятами ( в ходе тренинга, который проводится каждую субботу) и на второй встрече в начале тренинга и в конце. И вот какие изменения произошли в данных теста:

Сводная по тесту «Руки»

Среднее значения Агрес-сия(1)+указания Страх(3)+ агрес-сивность = Направлен- Данные по пустому показателей (2) Привязанность(4)+ (1+2) -(3+4+5+6) ность листу коммуникация(5)+ на себя(9+10)

зависимость(6)

1 проведение 4,1 2,3 1,9 2,3 -

2 проведение 2,3 2,2 -0,7 1,8 Тенденция к общению

3 проведение 2,9 2,6 0,3 2,3 Усиление тенденции к общению

1) На первом проведения теста проявления агрессии и стремление делать указания составили в среднем 4,1; на следующих - результаты показали явное улучшение коммуникативности, и агрессивность и указания уменьшилась до значения 2,3; и в третье проведение теста результаты почти не изменились, они составили 2,9.

2) Изменились данные и по коммуникативности, и тоже в лучшую сторону. На первом проведение теста результаты показали среднее значение по этому показателю 2,3; потом данные резко изменились, показав результат 3,2; на третее проведение теста данные, полученные по тесту «Рука» понизились, и показали результат 2,6

3) Направленность на себя менялась. Особенно заметно влияние тренинга по 2 и 3 проведению, которые сделаны в начале и конце одного тренинга. Видно, что тренинг соразмеряет агрессивность и направленность на себя, уравновешивает их.

Наблюдая за результатами проведения теста «Рука» в ходе работы, я заметила сильное воздействие той работы, которую мы проводили (это рисование портрета руки), на состояние ребят. И это воздействие оказалось положительным - я стала наблюдать, что наша команда стала более сплочённой и ребятам общаться стало легче, наша группа перестала разбиваться на отдельные группы мальчиков и девочек.

Общение в момент работы

Первая попытка проведения моей техники была для меня очень трудна. Главная трудность заключалась в общении. Я не знала, что я должна говорить в момент рисования, и должна ли я вообще что-то говорить. Я задумалась об этом ещё задолго до практической работы, и никак не могла найти нужного ответа. Я пыталась представить себе эту ситуацию: свои мысли, свои слова, свою работу. Но истинный ответ пришёл ко мне только во время работы.

И вот рисование рук открыло мне ещё одну свою уникальность. Я стала улавливать настроение человека, руку которого я рисую, его характер, его чувства. И это помогало мне во время работы понять, нужно говорить о чём-то с этим человеком, или он будет увереннее себя чувствовать в полной тишине. Я перед началом работы говорила всё, что требуется от пришедшего, затем пыталась уловить: нужно что-то мне говорить, или мне лучше молчать, или первым заговорит «модель». Чаще всего случалось так, что первым заговаривал участник- «модель», и я отвечала лишь на его вопросы, особенно часто это происходило со взрослыми людьми.

Когда я стала анализировать наши встречи на тренинге, у меня возник вопрос: в момент рисования руки будет эффективнее, если общение будет организовать ведущий (тренер, школьный учитель, психолог), или этот разговор должен произвольно образоваться, должен быть не навязанным, но и не отвлечённым совсем от темы. Для этого на тренинге мы решили провести несколько практических работ.

1. На одной из этих встреч общение в момент рисования рук организовывал тренер, а на другой – произвольное общение между ребятами. В большинстве случаев произвольного общения было молчание, и каждый боялся заговорить, или шли разговоры на совершенно отвлечённую тему. Но один раз состоялось такое общение, что разговор шёл на нужную тему. Хотя я ещё не поняла, тема для разговора должна быть, или нет. Разговор этот получился достаточно необычный и интересный. Я стала наблюдать за ребятами.

Сначала все молчали, и, как мне показалось, были очень напряжены. Потом стал рождаться из нескольких слов первый разговор:

У1. – участник один (человек, наблюдающий со стороны)

М1. – модель - тот, руку которого рисуют1

М2. – модель - тот, руку кого рисуют2

М3. – модель – тот, руку кого рисуют3

Х1. – художник - тот, кто рисует1

Х2. – художник - тот, кто рисует2

М1. - Как трудно позировать. Рука окоченела. Рисовать легче

Х1. -Нет, позировать легче. Сидишь себе и сидишь, а тут рисовать, выводить каждую линию!

Х2. - Да уж-ж-ж. Мне тоже кажется, что рисовать труднее.

М2. - Позировать тоже трудно

(Все замолкают. Сосредоточенно рисуют, крутят головами, пытаясь представить, что же у них получится, заглядывают в чужие листочки. )

М3. - Я всегда рисовала, а сейчас позирую. Приятно. Но это действительно очень трудно.

М2. - Да, ты теперь понимаешь, как трудно позировать? Не двигать рукой столько времени, и терпеливо ждать, чтобы увидеть конечный результат

М3. -Да.

Разговор иногда начинал выходить из колеи, и заходил на посторонние темы. Но всё равно возвращался к прежнему. Первое время ребята были сосредоточенны только на своих рисунках, пытаясь уловить живой образ руки. Мне показалось, что ребята в этот отрезок времени были напряжены. Но через некоторое время я заметила, что началось более бурное общение. Ребята стали обмениваться взглядами, заглядывать друг-другу в глаза уже спокойно, не боясь ответной реакции или неправильного понимания каких-то своих действий. Мне показалось, что ребятам после некоторого времени рисования руки захотелось что-то увидеть друг в дружке, что-то узнать нового о своём собеседнике. Они стали вглядываться в рисунок, как - будто хотели в нём что-то прочитать, а потом смотрели на своего собеседника, пытаясь сравнить, верно ли то, что они увидели в руке.

Вывод: Я думаю, что эта практическая работа подтвердила мои предположения о том, что рисование рук может помочь ребятам в школьном общение.

2. На следующей встрече мы опять работали без вмешательства тренера и ещё кого-либо.

Но я предложила работать не всем вместе, а разделиться на пары. Но не по личному предпочтению, не по личному выбору, а так, чтобы рядом оказались два совершенно не близких человека. И мы бросили жребий. Потом я предложила для того, чтобы общение было более продуктивным, задавать друг - другу какие-то вопросы и делиться друг с другом своими ощущениями. Разговор получился примерно такой:

У1. – участник один (человек, наблюдающий со стороны)

М1. – модель - тот, руку которого рисуют1

М2. – модель - тот, руку кого рисуют2

Х1. – художник - тот, кто рисует1

Х2. – художник - тот, кто рисует2

Х1. - Почему ты выбрала именно такую позу руки?

М1. - Не знаю. Нравится мне так.

У1. - Что с тобой сейчас происходит?

Х2. - Со мной? Ну Я думаю.

У1. - А с тобой?(обращаясь к М2. )

М2. - Я я не думаю.

У1. - А какие у тебя ощущение? (обращается к М1. )

М1. - Ну

У1. - А ты как думаешь, какое сейчас состояние у неё (обращается к Х1)?

Х1. - Ну. это трудно. Наверное, какого-то ожидания.

М1. - Ожидания, что же получится.

У1. - Х2. , а ты что думаешь, какое сейчас состояние у М2. ?

Х2. - У М2. ?. Она думает. (смеётся) Я думаю – прекрасное. Она предвкушает, какая будет её рука.

Х1. - Как вы думаете, что труднее позировать, или рисовать?

М2. - Как сказать.

Х2. - У кого есть навык рисовать, для тех лучше рисовать.

У1. - Х2. , а какое у тебя сейчас эмоциональное отношение ко всему этому, что ты сейчас чувствуешь?

Х2. - Я сейчас ближе к сарказму, к юмору.

У1. -Х1. , а ты как, что чувствуешь.

Х1. - Хочется поскорее дорисовать.

У1. - М1. , а как ты думаешь, у Х1. получается твой образ руки?

М1. - Конечно.

У1. - Х1. , а как ты думаешь, что сейчас чувствует М1. ?

Х1. - Ничего.

У1. - А у неё как, нервозное состояние, или нет?

Х1. - Мне кажется, что она бала такая же холодная как её рука.

Наблюдая за тем, что происходило, я сделала вывод, что произвольное общение отличается от того общения, которое выглядело как навязанное и наигранное, то, которое я только что описала. Ребята задавали такие вопросы, что было видно – это не от души, а откуда-то из памяти, может быть из того, что на других встречах говорил тренер. Не знаю. Но было чётко видно, что желания отвечать на какие-то вопросы не возникало, и вообще не было желания говорить. Я сама участвовала в этом процессе и по себе заметила, что навязанное общение и такая сосредоточенная ситуация вызывает какое-то напряжение и нежелание работать. Хотелось поскорее закончить и выйти из этого состояния.

Вывод: Я думаю, что эта работа доказала не только то, что рисование рук с произвольным общением открывает нам новые способы преодоления расстояния между людьми, а навязанное общение – наоборот. Но и то, что в школе царит то же – навязанное общение, полное непонимание. И эта практическая работа доказала, что если в школе сделать ситуацию общения более свободной, то ребятам будет легче открыть свои реальные чувства, разрешить некоторые проблемы общения в произвольном разговоре.

С другой стороны – это была своеобразная тренировка, которая тоже дала материал для обсуждения на тренинге.

3. А теперь опишу ту встречу, на которой в работу был включён тренер – психолог. Но в этот раз мы уже рисовали не все вместе, а рисовала только я одна, а все остальные были наблюдателями, но могли включаться в работу, задавать какие-то вопросы. Приводится фрагмент разговора во время работы.

Т – тренер-психолог

У1. – участник один

У2. – участник два

У3. – участник три

У4. – участник четыре

М. – модель - тот, руку которого рисуют

Х. – художник - тот, кто рисует

Х. - Положи руку в такое положение, которое для тебя самое привычное.

М. - (крутит рукой, пытаясь найти подходящее положение) Кажется, так.

Х. - Так? Хорошо (начинает рисовать). А почему все молчат?

(все смеются, начинается разговор)

Т. – М. , вот ты всегда всё как-то пытаешься переложить на своего друга, мы это всегда все замечаем. А тебе не нужно помочь перейти дорогу, дорогу жизни, ты справишься?

М. – Я справлюсь.

Т. – Такой твёрдый ответ. А как у М. рука лежит? Похоже это на его ответ, что он сам справится перейти дорогу жизни?

У1. – Конечно, как прижмёшь и всё

У2 – Он просто боится её убрать, чтоб рисунок хороший получился.

Т. – У него рука напряжённая?

У1. – Мне кажется, что он только может сам определить.

Т. – У М. рука какая?

У1. – Большая!

Т. – С такой рукой можно с проблемами жизненными справляться?

У1. – Конечно, как раз, так и стукнуть

Т. – А я что-то не чувствую в ней силы, мне кажется она напряжена.

М. - Да.

Т. – Такой очень характерный изгиб я вижу в этом месте, воз здесь вот (показывает). Прогиб такой глубокий, а здесь возвышение, и здесь опять прогиб. Очень характерный такой прогиб. Вот если я положу рядом руку, у меня будет такой характерный прогиб? (кладёт руку)

У1. – Нету

У3. – Нет

Т. – Вот я говорю, у него характерная рука такая. Он потрясывает рукой этой как – будто, и той тоже.

М. - Они у меня очень напряжены, особенно когда я нервничаю.

Т. – А ты сейчас нервничаешь?

М. – Сейчас нет.

Т. – А сейчас они у тебя напряжены, нет?

М. – Наверно да.

Т. – Пальчик, смотрите, тоже изогнутый.

М. – У меня рука эта холодная.

Т. – Холодная? (трогает руку) правда холодная. А эта?

М. – Да эта нет. Этой я шевелю

Т. – Ну-ка. нет, эта тоже холодная. Подойдите, насколько холодна рука М. ? Холоднее ваших?

У3. – У меня всяко холоднее. Они у меня всегда холодные.

Т. – Холоднее?. Ну, никто не хочет сравнить его руку с теплотой своих рук? (никто не подходит, все молчат)

Х. – По-моему, у меня плохо получается.

Т. – Да что это, мне кажется, что, похоже. По крайней мере я улавливаю особенности этого характерного прогиба, особенности этого безымянного пальца. Мне кажется, что ещё большой палец у М. характерный да, особенный. И мне кажется, ты не очень его особенности уловила. Посмотрите кто-нибудь на счёт этого большого пальца.

М. - (начинаю подрисовывать) Но я же ещё не закончила.

Т. – Мне кажется, что у М. эти два пальца похожи. Они какие-то спокойные. А все остальные разные, со своими особенностями. Каждый из них индивидуальный. Это особенный, этот особенный, этот особенный. А эти два похожи.

Конечно, эта работа очень отличалась от тех двух. Когда я начинала рисовать была полная тишина. И я заметила, что мне было очень трудно рисовать. Все смотрят на тебя, словно хотят что-то прочитать, как со странички книги. Неприятно. Сразу внутри возникает напряжение, начинаешь нервничать. И рисунок сразу как-то не рисуется, постоянно в руках ластик, линии руки путаются. Хочется всё бросить и уйти, хлопнув дверью. Но когда я поделилась со всем своими чувствами, начался разговор. Тренер начал задавать разные вопросы, касающиеся рисунка и руки «модели». Сразу было заметно, что разговор начался и все были включены в него.

Вывод: В разговоре открывалось много нового по поводу руки. Было много интересных размышлений. Работа с тренером, хотя получается и другая, но общение в момент такой работы очень продуктивное. На обсуждение выходят разные проблемы и наблюдения, возникающие у ребят в личной жизни. Было сделано много открытий и интересных наблюдений.

4. А теперь опишу немного ещё один интересный способ общений, когда тренер выступал непосредственно в роли участника. Рисовал только один человек, а все остальные – наблюдалиРисовал тренер. Наблюдая за ними я заметила, что в основном разговор шёл о рисовании, непосредственно о самом происходящем процессе. Но разговор иногда уходил куда-то в сторону, но при этом затрагивал не посторонние вопросы, а вопросы личного характера:

Участники работы:

Т – тренер-психолог (в роли участника – художника)

М. – модель - тот, руку которого рисуют

У1. – участник один

У2. – участник два

У3. – участник три

Т. - У тебя вот эта часть удлинённая какая-то. Вот эти пальцы удлинённые. И вообще у тебя пальцы все такие удлинённые. Может ты музыкант?

У1. - В душе

М. - Нет, нет Мне все тоже говорят: тебе, говорят, на пианино хорошо играть.

Т. - Да. Ты не учился музыке?

М. - Нет. Я помню я как-то в садике был какой-то концерт, я пел там что-то.

Т. - Да, значит я не ошиблась. Мне сразу показалось, что у тебя слух хороший.

У2. - Да, вы знаете как он хорошо поёт!

М. - Когда нервничаешь, сразу всё забывается, перестаёшь соображать.

Т. - Да, я тоже заметила, что нервы очень много отнимают очень много сил, энергии. Вот если бы их не было, жить было бы легче. Гораздо больше можно было бы сделать.

М. - Да, нервы – это страшная штука.

У3. - Как ощущения?

Т. - Ой очень сложно. Очень переживательно Очень хочется, чтобы получилось. Потому что рука такая очень красивая, очень такая выразительная.

Вывод: Я думаю, что эта работа послужила образцом, и общение в этот раз было наиболее продуктивное, и более осмысленное.

5. А теперь немного о работе, проведённой на самом деле самой первой из всех. Но я говорю о ней в самом конце, потому что она получилась, как мне показалось, самой неудачной. Но «первый блин всегда комом». Процесс общения было построить очень сложно. Мы впервые увидели друг – друга, и нам было очень трудно начать разговор. Но всё же эта работа показала очень многое: во-первых, то, что если хочешь наладить нормальное общение, нужно просто отбросить все свои страхи, и чувствовать себя на равных со своим собеседником; в-третьих – общение не такая простая штука, как кажется с первого взгляда. Никогда не принижать ни себя, ни человека, находящегося рядом; во-вторых – будь самим собой, может быть тогда жизнь покажется легче?. Общения вообще как такового не было. Иногда ребята говорили:

М. – модель - тот, руку которого рисуют

Х. – художник - тот, кто рисует

М. - Ты ходишь в художественную школу?

Х. - Нет, мне просто нравится рисовать.

М. - А тебе нравится психология?

Х. - Ну да.

М. - Вот все эти тесты там?

Х. - Да. Это интересно.

Вот и всё. И дальше молчание.

Вывод: Общение было мало продуктивное, та ситуация, в которой проходила работа была для ребят неприятна, неуютна. Но всё-таки она была первым опытом, и послужила первым шагом в развитие дальнейшей работы.

Общий вывод по способам общения: Проведя несколько вариантов работ создания портрета руки, это: 1. произвольное общение (без вмешательства тренера), 2. работа с навязанным разговором (но без вмешательства тренера), 3. рисует руку только один человек, а все остальные наблюдают (с вмешательством тренера), 4. тренер – как участник процесса, 5. Руку рисует только один человек, а все остальные наблюдают (без вмешательства тренера), я пришла к выводу, что наиболее эффективный способ общения – произвольный, без вмешательства тренера, но примерно на том же уровне и общение с вмешательством тренера. Гораздо менее продуктивным получается навязанный разговор без вмешательства тренера, и ещё менее продуктивный способ – когда один человек рисует, а все остальные наблюдают, но это без вмешательства тренера.

По этому анализу и по анализу обсуждений работы участниками тренинга можно заключить, что общение получается интересным, эмоциональным, когда передает истинные переживания, состояния участников. В таком общении проясняется что-то важное для каждого. Об этом можно судить по обсуждению итогов работы участниками тренинга во время просмотра его видеозаписей. Во время просмотра работы без участия тренера все заметили, что нет активного общения во время рисования. Один из вариантов объяснения:

- мы ещё не умеем выражать своих чувств при желании их выразить.

После просмотра видеозаписи работы с участием тренера сделан следующий вывод:

Взрослому человеку удалось наладить связь со всеми участниками. Ребята высказали свои мнения по этому поводу:

- Вы высказывали свои ощущения, свои чувства, а не пытались вытянуть что-то из других, как обычно поступают остальные, а другие в свою очередь отзываются и тоже с большим интересом втягиваются в разговор.

Все ребята согласились, и решили, что так лучше, когда каждый высказывает свои чувства, свои переживания.

Творчество как попытка разрешения проблем

Мне кажется, что рисование рук - это один из методов узнавания себя и мира других людей. Вдохновение уносит какие-то мои проблемы. Это как для кого-то музыка; а для кого-то – чтение книг; для кого-то ручка и бумага. Я же прошла через всё это. Сначала я слушала музыку, потом стала читать, потом стала писать стихи. Мне это здорово помогает. Стихи- это перенесение реальности в мечты, осознание через рифму. Стихи пишутся не с желанием передать что-то другому, а с желанием выразить свои чувства и поэтому поэт не всегда понимает, какой смысл несут его стихи для других. Когда я вне себя от злости, когда непроизвольно льются слёзы, когда приходят грустные мысли и плохие воспоминания, я начинаю писать стихи. И мне это помогает. Душа наполняется вдохновением, сразу хочется жить и думать, что всё измениться в лучшую сторону. Пусть это стихи не профессиональные, не ритмичные, но не в этом их смысл. Они наполнены душой и глубоким смыслом. Этот смысл на столько глубок, что не многим он будет понятен, а возможно будет понятен только мне. Случалось даже так, что стихи пишет моё подсознательное, и я даже не улавливаю их смысла, но, когда их прочитает кто-то другой, я чувствую, что это про меня, это мои мысли, мои чувства.

И вот, когда я начала рисовать руки, меня посетило похожее чувство. Я стала опять искать успокоение, как и в стихах. Но эта идея раскрыла мне новые возможности и пути раскрыть неизвестное. Помогло мне не только уйти от проблем, но и разрешить некоторые из них. Я рисую свои руки в разном положении. И если посмотреть потом на мои рисунки, то можно понять, в каком настроении я была в тот момент, когда рисовала. Мне тяжело рисовать чужие руки, хотя это у меня и получается. Мне тяжело потому, что я в этот момент переживаю чувства (печаль и радость, боль и облегчение, ненависть и любовь) других людей. Но рисуя руки других людей, я поняла многое. Я поняла всю эту точность линий руки, всю её особенность. И то, что я не такая, как все. И вместе с тем каждый человек не похож на других людей. И все его особенности отражаются на руке.

Я научилась переживать ощущения другого человека. Противопоставлять их со своими, видеть изнутри и себя и того человека, руку которого рисую.

После работы над портретами руки я начинаю представлять, что же в думает в момент работы человек, руку которого я рисую. Поделюсь своими мыслями: « Интересно, о чём он думал, в тот момент, когда я работала с ним ? Что он вообще думает о тренинге, и о том, что я делаю? Наверное, он не видит в этом никакого смысла. Для него это глупая трата времени. А может быть. он видит в этом огромный смысл и загадочность психологии, хотя и не совсем полностью понимает всё в этой работы. А может – ему просто любопытно, а в подробности он не хочет вникать. В любом случае этот человек здесь, и он хочет от этого что-то получить или просто пообщаться». Но это всего лишь мои предположения.

Цитаты:

«Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Стрессу особенно подвержены дети, подростки, а также люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием со стороны окружающих. У лиц с ограниченными возможностями здоровья это может быть связано с осознанием дефекта. »

«Благоприятное влияние искусства на жизнь и здоровье людей известно давно, поэтому к нему стали настойчиво обращаться за помощью. Искусство помогало людям приобрести психическую устойчивость и активность. Психотерапевтические и развивающие функции искусства заключается в самой его природе. Искусство не только приносит эстетическое удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить ребёнка от того, что мешает ему нормально развиваться. Произведение искусства способно вселять надежду и укреплять уверенность в себе, будит творческий потенциал человека. »

«Занятия изобразительным искусством, как пассивные (созерцание, переживание феноменов искусства), так и активные (создание художественных произведений), помогают человеку выстроить адекватную систему психологической защиты. Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами и искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.

Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные « Восприятие произведений искусства может приносить приятные впечатления и способствует преобразованию негативных эмоций в позитивные. »

«Изобразительная деятельность позволяет человеку передать не только то, что он видит в окружающей среде, но и свои фантазии, дать волю воображению, осознать и изменить своё отношение к тем или иным явлениям или событиям, прорисовывая их. Она способствует культурному развитию личности, важна для эмоционального и интеллектуального развития человека, формированная его личностной зрелости

(Т. С. Комаров)».

Искусство занимает огромное место в психологии. Искусство – это не только красота произведения (его эстетический вид), но и духовная сторона. В каждом рисунке заложено два основных мира: внешний и внутренний. Внутренний мир произведения искусства более тесно связан с психологией. Я думаю, что каждый рисунок, пусть даже нарисованный маленьким ребёнком, был создан на основе внутренних переживаний, фантазий. Внутренний мир человека скрыт ото всех, даже от него самого. Это бессознательный мир. Но тем не менее он существует, и занимает не малую часть нашего сознания. Рука непроизвольно рисует то, что ему диктует подсознание. Занятие изобразительным искусством очень хорошо влияет на жизнь человека. Это развивает в нём не только способности к рисованию, но и раскрывает душу, то внутреннее «Я», которое в обычной жизни совсем не видно.

«В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для эмоционального положительного восприятия искусства, что способствует формированию эстетического отношения к действительности. »

«Изобразительное искусство позволяет выразить свои чувства линией, цветом, формой, рисунком, почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и взаимоотношение с миром. »

«Согласно М. Наумбург, в результате художественных занятий постепенно преодолеваются сомнения в своей способности свободно выражать страхи, потребности и фантазии в рисунках. При этом происходит соприкосновение со своим бессознательным и общение с ним на символическом языке образов. Выражение содержания собственного внутреннего мира в визуальной форме способствует продвижению к его осознанию. »

«Терапевтический эффект возникает как дополнительная функция искусства, помогающая избавиться от стрессов и других психологических проблем (И. С. Левченко). »

« Одна из существующих в философии, эстетики, психологии точек зрения на природу искусства заключается в том, что искусство представляет собой модель человеческого общения – общения творца или созданных им художественных образов с «реципиентом», а также общение творца с созданными художественными образами (М. И. Каган, 1988). »

«Занятия искусством предоставляют уникальную возможность психологического общения, что является не только самостоятельной сферой человеческой жизни, но и, безусловно, необходимым её элементом. »

« Изобразительное творчество является средством невербального выражения мыслей и чувств, способствует развитию самосознания и мобилизации творческого потенциала. Визуальные образы выступают в качестве метафор психического опыта и пережитых человеком травм. Посредством изотерапии возможно осознание смысла визуальных образов и постепенное понимание и преодоление своих внутренних конфликтов. Работа с изобразительными материалами даёт выход чувствам раздражения, гнева, фрустиции. Наряду с созданием визуальных образов можно использовать и другие формы творческой деятельности: игру, создание диалогов, ролевую импровизацию. »

Роль искусства в истории

Ещё задолго до нашей эры появилась письменность, а ещё раньше – первое проявление искусства. Ещё первобытные люди выводили на скалах первые знаки и рисунки, передающие быт и состояние человека.

Первую резьбу по камню нашли в Уэбстере, штате Айова, она принадлежит к каменному веку.

В 1874 году Фрэнк Калверт (Frank Caluert) нашёл в форлации миоцена, в Турции (в районе Дарданелл), кость дейнотериума (Deinotherium) с вырезанными на ней фигурками животных.

Это доказывает, что ещё первобытные люди осознавали видимый мир как что-то поразительное и уникальное, и уже могли построить в своём сознании образ животного и образ и быт человека (т. к. наиболее часто встречалось, сто наскальные рисунки изображали именно образ и быт человека). И вот, это уже первые ступеньки в развитии изобразительного искусства.

Но для чего же первобытным людям делать эти изображения? Только ли в каких-то религиозных целях?

Вообще же первые наскальные рисунки появились около полумиллиона лет назад. Наиболее хорошо сохранилась настенная роспись южноамериканских индейцев. Первобытные люди пытались с помощью искусства выразить свои отношения с окружающим миром. Часто изображались картины войны или охоты. Также распространенной темой был быт древнего человека.

15 тысяч лет назад наскальное искусство достигло расцвета, и было распространено почти на всех материках. Простые фигурки сменились сложными детальными образами. Сюжеты стали носить мифологический характер. Мышление человека развилось настолько, что смогло оформить то, чего в обычной жизни первобытный человек не видел. На стенах пещер стали рисовать божества и духов. Нередко злые силы изображались поверженными.

С развитием письменности настенные рисунки стали время от времени дополняться подписями. Но писать разрешалось не все. Так, например, в некоторых культурах было строго запрещено называть имя врага. Считалось, что это может навлечь беду. Поэтому для обозначения некоторых явлений появились условные знаки. Со временем часть из них стала сакральной.

Наскальные рисунки до появления более современных материалов были в первую очередь средством самовыражения. Время уничтожило многие из них. Оставшиеся представляют большую ценность для ученых. По наскальным рисункам до сих пор делают выводы о культуре исчезнувших цивилизаций. ( Из Интернета)

Актуальность темы исследования

Сегодня мы проводили тренинг, и случайно вышли на тему, которая мне очень близка. Конечно, эта тема тесно связанна со школьной жизнью. Моя работа основана на понятии «индивидуальность», именно о котором и зашёл наш разговор. Были разные мнения, но я услышала от одной девочки такие слова, которые мне бы хотелось написать крупными буквами в оглавлении своей работы. И эти слова действительно очень много для меня значат. Фраза, которую произнесла эта девочка, послужила мне ответом на многие мои вопросы: Что можно изменить, чтобы у тебя за спиной не говорили о тебе что-то плохое, что-то неприятное? Как с этим бороться самому, не отвечая тем же? Слова той девочки явились для меня ответом на эти вопросам. Не знаю, что это мистика, случайность, или закономерность, заложенная в природе: эти люди должны были встретиться, и встретились. Не знаю Но тем не менее это случилось. И вот слова этой девочки: « Мне нравится, когда обо мне за моей спиной говорят какие-то гадости. Это же здорово! Эти люди тратят на тебя своё время, обращают на тебя какое-то внимание, значит - ты чем-то выделяешься из толпы. » Многие стали возражать: «Но это же неприятно, что про тебя говорят неприятное, тем более не честно в лицо, а у тебя за спиной. Это обидно. Пусть лучше вообще на меня времени не тратят и не обращают своего внимания, чем это будет происходить так. » Но ведь действительно, какая разница, как именно на тебя обращают внимание, позитивные это эмоции или негативные. Ты чем-то отличаешься ото всех – ты индивид. И это приятно, что тебя выделили из толпы и другие ребята обсуждают именно тебя, а не кого-либо другого. Такое отношение к неприятностям помогает для жизни в тяжёлых условиях школы. И превращать негатив в позитив – способ выживания, который необходим, как мне кажется, каждому из нас. Эта девочка раньше тоже переживала, и даже плакала по этому поводу, но она нашла способ, чтобы выкарабкаться из этой ситуации и убрать из своей жизни ненужные переживания. А их всегда хватает. Мы стали размышлять об индивидуальности, и оказалось, что это понятие достаточно двусмысленно. Некоторые считают, что когда у тебя за спиной говорят о тебе какие-то плохие слова, то это не твоя индивидуальность, а просто тебя в эти люди ненавидят и терпеть просто не могут. Но я была рада, когда услышала другое мнение. Мнение, совершенно противоположное установленной тактике, которая преобладает в школьной среде. Это тактика «отмщения». Про тебя сказали плохо и ты потом про этого человека начинаешь всем без разбору тоже говорить плохое. Это, я считаю, не верная тактика. Я думаю, что каждый человек под словом «индивидуальность» подразумевает разный смысл этого слова. Я решила спросить у других, что такое индивидуальность:

– «Индивидуальность - это то, что отличает человека от других, руководит его поступками, действиями, мыслями, в независимости от окружающего мира. Быть индивидуальным с одной стороны хорошо, а с другой стороны надо уметь жить и общаться с другими людьми, очень сложно сохранить свою индивидуальность»

– «Это когда человек индивидуален сам по себе. Быть индивидуальным плохо»

– «Это что-то присущее одному человеку, что не повторяется у других»

«Индивидуальность - это неподражаемость. Это когда человек никому не подражает, остаётся самим собой в любых ситуациях. Быть индивидуальным хорошо, даже нужно»

Эти значения общеизвестны, они поверхностны, но ведь у этого слова есть и множество других смыслов, более глубоких.

Есть индивидуальность человека как представителя homo sapiens, т. е. индивидуального по морфофизиологическим особенностям. А есть ещё индивидуальные свойства психологические – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Но я думаю, что есть ещё индивидуальность души. И это самое главное в каждом человеке. И не столько важна индивидуальность физических данных, внешних, или речевых, сколько душевная индивидуальность. У каждого человека в душе рождаются разные чувства, которые не похожие на чувства других людей. Хотя и придумали такое цельное объединение некоторых чувств, из которых получились группы чувств, такие как – «любовь», «дружба», «взаимопонимание», «согласие», «ненависть» и многие другие. Но я думаю, что любовь у каждого своя, понятие о дружбе у каждого проявляется по-своему, и каждое чувство назвали только для того, чтобы его можно было выразить словами. Но эти слова выражают не точно то, что на самом деле творится в душе.

Портрет руки может передавать истинные чувства, которые испытывает человек, общение в момент рисования руки может помочь обнаруживать эти чувства и помочь в выражении их.

Целью работы стало совершенствование способности к общению внутри школы.

Было проведено исследование того, как создание портрета руки помогает уловить мир другого человека.

Тест «Рука», позволил провести параллель с портретом руки. На основании анализа протоколов общения и результатов теста руки можно сделать вывод, что создание портрета руки действительно помогает человеку уловить мир другого человека. Способности к общению в условиях тренинга у ребят улучшились. Было отмечено, что ребятам стало легче общаться. Многие учителя в школе говорили, что ребята сильно изменились после этой работы. Я считаю, что проведённые исследования доказали, что создание портрета руки действительно помогает ребятам в школьном общении.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)