Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Изготовление плетеных поясов

Интерес к традиционной культуре нашего народа возрос и окреп за последнее десятилетие. Неотъемлемой частью традиционной культуры является пояс. Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. Образцы поясов встречены археологами в погребениях и зафиксированы памятниками изобразительного искусства. Сохранился пояс и в настоящее время, но с изменением уклада жизни, утратой знаний традиций, обрядов он утратил свое обереговое значение. В современной одежде пояс все чаще выступает в роли аксессуара, хотя и до наших дней сохранил свою основную функцию опоясывания. Этой теме, истории пояса от истоков до современности, посвящается данная исследовательская работа.

Пояс

Этимология слова

«Пояс, поясок, поясочек – обвязка, полоса вкруг чего либо; чем повязываются поперек стану, подвязывают на себе одежду; опояска; подпояска; кушак. Поясок - нитяный коим опоясываются крестьяне по рубахе. Опоясать, опоясывать - подпоясать, обвязать, повязать, повязать поясом, кушаком. Опояска – кушак, пояс по верхней одежде; поясок, шнур, тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по рубахе. Опоясочка или поясок необходимая принадлежность русской мужской одежды (и женской, по сарафану), и ходить без опояски по рубахе считают грехом. Опоясь, опоясок – самое общее выраженье для пояса, опояски, кушака, ремня, перевясла снопа»1.

«Пояс – одна из наиболее древних и важных частей женского и мужского костюма, кожаная, плетеная, тканая, витая длинная лента для подпоясывания верхней одежды». 2 Известен у всех народов с бронзового века. Кроме декоративной, несет также функциональную и смысловую нагрузку, так как не только перераспределяет вес одежды, но и является символом, выражающим различные формы морали в зависимости от эпохи

Пояс у славян

Пояс бытует с очень отдаленных времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. Образцы скифских поясов встречены археологами в погребениях и зафиксированы памятниками изобразительного искусства. На всех скифских каменных статуях - _

памятниках умершим, даже самых схематичных, непременно показан пояс. На памятнике под Днепропетровском выгравированы лук и булава, а на памятнике скифского воина, найденном на Кубани, пояс с прикрепленным к нему кинжалом. Пояс выгравирован на полутораметровой диоритовой скульптуре в Крыму и на каменном изваянии времен неолита во Франции, причем здесь концы пояса спущены спереди и даже выгравирована на концах бахрома как у мягких поясов.

Славянские женщины носили тканные и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские одежды не подпоясывались вообще.

В славянских курганах X-ХIII вв. , принадлежавших сельскому населению - «смердам», в погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой. Ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа – женщины не носили их никогда.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван « лакомка».

Обрядовое значение пояса

Весьма интересные данные о значении пояса сообщает в своей книге « По Самарканду» известный этнограф О. А. Сухарева: « Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию. Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика – ремесленника во время ритуала посвящения в мастера».

Поясу в народных обрядах отведено одно из ведущих мест, он сопровождал славянина от рождения и до кончины в разных жизненных ситуациях – трудовых и праздничных, пояс давался каждому при крещении. Родившийся человек получал талисман, с которым проходила вся его жизнь. Пояс, надетый при крещении на голое тело, носился до кончины и даже в бане не снимался. Часто новорожденного в течение первых сорока дней не подпоясывали, и лишь после шести недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. Ходить без пояса, а особенно молиться, считалось неприличным.

С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче того, кто его носит. Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины: « А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство» В быту русских крестьян он и в ХIХ в. признавался оберегом. Об отношении к поясу как к магическому предмету свидетельствует и такой факт, приведенный в статье Г. С. Масловой. Она пишет, что «по рассказам старожилов из деревни Заборье Вологодской губернии, священник у них не разрешал венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты все равно подпоясывали. »3

Вера в магическое значение пояса имела несомненное место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах.

По словам Клишиной Н. П. заведующей отделом областного центра народных ремесел: « Как предмет подарка пояс долго сохранял значение, а как оберег сохраняется и по сей день в старообрядческих селениях у пожилых людей».

4. Пояс в современной одежде

Шло время. Одно поколение сменялось другим. Менялся уклад и стиль жизни. А пояс сохранился и до наших дней. Правда, потерял свое обереговое значение. Вязаные, плетеные, тканые пояса являются достойным украшением современного костюма. Использование современных технологий, богатой цветовой гаммы, применение различных по структуре материалов, позволяет создавать разнообразные по назначению пояса. От необходимых будничных до ярких праздничных.

Технология изготовления поясов

Разновидности поясов

На всем Русском Севере (куда входят Архангельская, Вологодская, Псковская, Новгородская области), изготовляли пояса, созданные разнообразными способами: тканные на сволочке, на кружках или дощечках, бердышке, вязанные крючком и спицами, плетеные на пальцах и игле. Из всех видов поясов наиболее художественную ценность представляют пояса, тканные браным способом на сволочке, богато орнаментированные геометрическим узором. Ткать узорные пояса в прошлом должна была уметь каждая женщина. Девочку учили этому с 5-6 лет, нередко наказывая за ошибки и невнимательность. Несмотря на ограниченные возможности орнаментирования изделий, народные мастерицы добивались огромного разнообразия в декорировании поясов. В декорировке северных поясов использовались известные геометрические мотивы: прямой и косой кресты, простые и гребенчатые ромбы, квадраты.

На плетеных поясах узор еще более прост и составляется из простого переплетения разноцветных нитей. Художественный эффект в них достигается благодаря избранным цветовым сочетаниям.

Материалы для изготовления поясов

Праздничные и будничные пояса отличаются не столько орнаментикой и цветом, сколько качеством и материалом. Для будничных поясов употреблялась грубая домашняя шерсть, праздничные изготавливались из цветного гаруса и льна.

Цветовая гамма

Наиболее распространенным цветом в разных поясах является сочетание всех оттенков красного и зеленого цветов по белой основе, с добавлением в кромку синей полоски. Иногда зеленый цвет заменяли синим, что встречается более редко, и еще реже – черным, красный заменялся на малиновый, что тоже встречается не часто.

Схемы и технология изготовления старинных плетеных поясов

В процессе исследования мы выяснили что существовало несколько, отличающихся друг от друга, способов изготовления старинных поясов.

ПЛЕТЕНЫЕ, ВИТЫЕ, ВЯЗАНЫЕ, ТКАНЫЕ.

В своей работе мы решили остановиться на исследовании технологии плетеных поясов.

Предлагаем несколько схем и технологий их изготовления.

СЕВЕРНЫЙ КРУЧЕНЫЙ ПОЯС «НА ИГЛЕ»

Второе название пояса – «пояс в бутылку» (встречен археологами в Архангельске, Костроме, Пскове)

Способ изготовления представляет собой плетение на основе узлов.

Пояс считался магическим: завязывали более 1000 узлов и в каждый вкладывали заклинание.

. Для плетения крученого пояса на игле понадобятся следующие материалы:

* нитки шерстяные 7 цветов

* нитки хлопчатобумажные № 10 или 0

* длинная тонкая стальная спица для вязания

* пустая бутылка с высоким горлышком, (желательно светлая), чтобы было видно готовый пояс. Отмеряем шерстяные нити в 6 раз длиннее пояса, все они должны быть одинаковой толщины.

Нити сматываются в клубки и закрепляются английскими булавками остаются лишь рабочие концы длинной 10 см. Отмеряем х/б нить-нить основы, она должна быть в 9 раз длиннее пояса. Когда все нити отмерены, концы связываются в узел, в него прокалывается спица и опускается в бутылку так, чтобы нити лежали на горлышке, а «хвостик» с узлом был опущен в горлышко бутылки

Разбираем нити по цветам и начинаем плести.

В левую руку берем нить основы, а правой – 1-ю узорную и по схеме на нити основы затягиваем петлю, продвигая шерстяную нить к спице. Все узорные нити затягиваются петлей по единой схеме. Затем ряды повторяются.

Основа проворачивается, закручиваясь по спирали вокруг спицы. Пояс по мере удлинения опускается со спицы в бутылку и сворачивается кольцами. Концы пояса украшаются кистями.

КАРПАТСКИЙ ПОЯС

Существует два способа плетения карпатского пояса: из 8 и 6 нитей. Мы рассмотрим плетение пояса из 8 нитей.

Плетение пояса из 8 нитей: общее количество нитей должно быть четным, с одинаковым числом нитей одного цвета с правой и левой стороны.

Например:

4 нити черного цвета (с левой стороны) и 4 нити белого цвета (с правой стороны). При этом нужно иметь в виду, что длина нитей должна превышать длину пояса в два раза. Подбираем нити, складываем, прикрепляем узлом к опоре (спинка стула, держатель для ниток на швейной машине и т. д. ) и приступаем к работе (см. схему).

Отделяем крайнюю левую нить (черную) и начинаем прокладывать ее к середине под тремя черными нитями и двумя белыми нитями и выводим в середину вновь к черным нитям. С правой стороны отделяем крайнюю белую нить и начинаем прокладывать ее к середине под тремя белыми нитями и двумя черными и выводим в середину вновь к белым нитям. Затем процесс работы повторяем.

Сравнительный анализ старинных и современных поясов

КРИТЕРИИ

СРАВНИТЕЛЬНОГО СТАРИННЫЕ ПОЯСА СОВРЕМЕННЫЕ ПОЯСА

АНАЛИЗА

Применялись как обереги, участвовали в ритуальных Сохранил обереговое значение в религии. В современной

Ритуальное значение действиях. жизни утратил.

Функциональное назначение Опоясывание Опоясывание, декоративное оформление одежды.

Грубые шерстяные нитки, лен, гарус. Сутаж, кожа, кожзаменитель,

Материалы для изготовления декоративные ленты, современные материалы.

Цветовая гамма Красный, зеленый, синий, белый, черный. Все цвета и оттенки

Область применения Одежда, ритуальные действия, гадания. Одежда, спорт, промышленность.

Вид Плетение, витье, ткачество, вязание. Плетение, ткачество,

Современные промышленные технологии.

Способ изготовления Ручной Ручной, промышленный.

Изобразительные мотивы Геометрические узоры: прямой и косой кресты, ромбы, Современные мотивы, символика, реклама , логотипы.

квадраты, образные мотивы.

Использование декора Кисти Блочки, пряжки, бисер, вышивка.

Таким образом, в ходе исследования истории пояса в языческую, христианскую, современную эпохи были:

  • систематизированы материалы по разновидностям поясов;
  • изучены технологии изготовления пояса;
  • составлен сравнительный анализ по изготовлению и использованию поясов в языческую и современную эпохи;
  • изготовлено несколько образцов поясов;
  • разработано практическое пособие по изготовлению пояса для самостоятельной работы учащихся.

Так же на пути достижения цели работы, мы убедились, что, несмотря на утрату поясом значения оберега, его функция не только осталась прежней, но и приобрела новую сферу применения. Современные пояса отличаются расширенной цветовой гаммой и спектром мотивов в декорировании (появляются символика, реклама, логотипы, узоры различной тематики). Однако, наряду с современным промышленным производством плетеных поясов, не утратилась роль кустарного производства на дому, в ремесленных и бутафорских мастерских. Что, безусловно, подтверждает актуальность и способность к адаптации столь старинного предмета в современной жизни.

Исторические факты

В быту и обрядах русского народа, поясу издавна придавалось большое значение. Мужчине без пояса считалось находиться на народе (в обществе) крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина XV века), что послужило предлогом к войне. Вот как описывает этот случай Ишимова А. О. :

«Два сына Юрия Дмитриевича ( сын Дмитрия Донского), Василий Косой и Дмитрий Шемяка, остались в Москве пировать на свадьбе молодого государя – двоюродного брата своего (великий князь Василий). Косой был в это время сговорен (посватался) на внучке боярина Ивана Дмитриевича. Дедушка невесты в день сговора подарил жениху золотой пояс с цепями, осыпанный драгоценными каменьями. Зная богатство Ивана Дмитриевича, Косой не спрашивал, откуда у него этот прекрасный пояс, а только любовался его чудесной отделкой, блеском изумрудов, красотой искусно сделанных цепочек. Он очень хотел обновить дорогой подарок на каком-нибудь празднике, и вскоре случай представился. На 8 февраля 1433 года назначена была свадьба великого князя. Весело отправился во дворец Василий Юрьевич в золотом своем поясе и уже заранее предвкушал, как удивит всех гостей богатым нарядом своим. Он точно удивил, но зато и сам был удивлен. Когда молодые приехали из церкви и гости сели за пышный стол, один из бояр ростовских начал всматриваться в драгоценный пояс Косого, как будто припоминал что-то знакомое. Наконец, обратясь к матери великого князя княгине Софии, боярин тихо сказал: «Государыня, видишь ты пояс на князе Василии Юрьевиче? Он из кладовых великокняжеских. Этот пояс подарен князем Дмитрием Константиновичем Суздальским зятю его, нашему незабвенному государе Дмитрию Донскому, В день свадьбы его он затерялся: говорили, будто бы один из самых близких к великому князю бояр подменил его, но до сих пор неизвестно было, кто именно. Я удивляюсь, как мог этот драгоценный для всех нас пояс попасть к молодому Василию Юрьевичу?!» Пылкая, гордая София, имевшая причину не любить семейство Юрия Дмитриевича, обрадовалась и дорогой находке, и случаю сделать неприятность сыну врага своего. Поспешно подошла она к Василию Юрьевичу, надменно спросила, где взял он богатый пояс свой, и, не дожидаясь ответа, собственными руками сорвала его.

Удивление и гнев молодого князя были неописуемы. Не имея понятия о том, что пояс достался боярину Ивану Дмитриевичу потому, что был подменен одним из его предков, Василий Юрьевич видел в нем только подарок деда невесты своей и не хотел лишаться его. Брат его Дмитрий Шемяка держал его сторону, но спорить было нельзя: пояс был уже в руках у Софии Витовтовны, которая приказывала молчать сыновьям Юрия. И это послужило предлогом к междоусобной войне.

Технология плетения поясов

Технология плетения «Карпатского пояса» из 6 нитей

Общее количество нитей должно быть четным, с одинаковым числом нитей одного цвета с правой и левой стороны. Цвета нитей располагаются в зеркальном отражении. Например: красный- зеленый- красный и красный- зеленый – красный (3 нити с левой стороны и 3 с правой). При этом нужно иметь в виду, что длина нитей должна превышать длину изделия в два раза. Подбираем нити, складываем, прикрепляем узлом к опоре и приступаем к работе: отделяем крайнюю левую нить и начинаем прокладывать ее к середине, к левому краю правой пряди так, чтобы она проходила под второй нитью и над третьей. Затем отделяем крайнюю правую нить и начинаем прокладывать ее к середине к правому краю левой пряди, так, чтобы она проходила под пятой и над четвертой нитями. В результате крайние нити перекрещиваются.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)