Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Женские образы в произведениях русских писателей 19-20 веков

Летом я читала произведения русских писателей: повесть «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, поэму «Русские женщины» Н. А. Некрасова, повесть «Детство» М. Горького.

Я обратила внимание на то, как по-разному писатели изображают в своих произведениях женщин. Ветреная дочь станционного смотрителя Дуняша, молодая жена купца Алена Дмитриевна, отважные жены декабристов княгиня Мария Волконская и княгиня Екатерина Трубецкая, бабушка будущего писателя Акулина Ивановна. Целая галерея женских образов выстроилась перед мысленным взором. Все они такие разные и в то же время что-то их объединяет. В своей работе я попыталась исследовать, что же именно объединяет этих героинь.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Дуняша – дочь станционного смотрителя Самсона Вырина, «ею дом держался»

Автор три раза приезжает на станцию. В первый раз он видит Дуняшу, девочку лет четырнадцати. Красота её поразила Белкина. Отец говорил о ней, что она «такая он проворная, такая разумная, вся в покойницу мать».

Во второй раз Белкин приезжает на станцию с мыслью, что увидит Дуняшу снова. Но из рассказа Самсона Вырина узнаёт, что Дуняша сбежала вместе с гусаром в Петербург. Она плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. Читатель понимает, что девушка не с легким сердцем покидала родительский дом, но не подумала о чувствах отца. С Минским ей жилось счастливо, но совесть мучала ее, поэтому при появлении отца она упала в обморок.

В третий раз приезжает Белкин на станцию и узнаёт, что станционный смотритель начал пить с горя и вскоре умер. Вырин не знал, что его дочь счастлива, ведь он думал: “Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою”. Дуняша приехала и узнала, что её отец умер. Долго лежала она у могилы отца.

У читателя образ Дуняши вызывает и сочувствие, и осуждение. Неужели нельзя было подумать об отце? Но не случайно в самом начале повести, знакомясь с убранством смиренной, но опрятной обители Самсона Вырина, мы видим на стене изображение притчи о блудном сыне, который получил наследство и ушел от своего отца. Истратив все свои деньги, он возвратился домой, раскаялся, и отец простил его и был рад возвращению пропавшего сына. Дуняша – блудная дочь, которая несчастна, потому что всю жизнь будет каяться в том, что слишком поздно вспомнила о родном ей человеке, для которого она была единственным утешением. Она не получила прощения отца, тем сильнее ее горе.

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

В 16 веке существовал «Домострой» – книга, которая содержала свод правил, прописывавших нормы поведения мужа, жены, родителей, детей. Алена Дмитриевна, я уверена, жила именно по правилам «Домостроя», вобравшего в себя многовековые традиции русской семьи.

Когда полюбивший ее опричник Кирибеевич стал приставать к Алене Дмитриевне на глазах у честного народа, она приняла это как позор. Алена Дмитриевна все рассказала своему мужу, Калашников вступился за честь жены и в честном бою победил Кирибеевича. Но царь казнил Калашникова, так как Калашников убил лучшего опричника царя.

Так Алена Дмитриевна осталась вдовою с детьми, но не уронила своей чести и достоинства.

Н. А. Некрасов « Русские женщины»

14 декабря 1825 года произошло восстание декабристов. Пять декабристов были казнены, более ста отправлены на каторгу в Сибирь.

Жёны декабристов были первыми, кто стал на сторону своих мужей. Они вынуждены были оставить своих детей, родителей, так как царь разрешил ехать только жёнам. Их было 123.

В произведении «Русские женщины» представлены и описаны две героини: Екатерина Трубецкая и Мария Волконская, они были первыми, им пришлось труднее всех, они. Екатерине Трубецкой и Марии Волконской пришлось оставить своих родных. Как ни уговаривали жён декабристов остаться, они, никого не слушая, поехали за своими мужьями. Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они “другим дороги проложили” — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

В первой части поэмы рассказывается о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь, о ее противостоянии иркутскому губернатору. Из воспоминаний княгини мы узнаем о ее прошлом: блестящей светской жизни, балах, замужестве, поездке за границу в Италию. Героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили губернатора, и он помогает ей быстрее добраться до места.

Во второй части поэмы Некрасов показывает Волконскую. «Царица бала», голубоглазая красавица очень мало времени провела в браке, когда узнала об участии мужа в заговоре. Муж стал для нее героем, борцом за честь и свободу Отечества. Выдержав нелегкую борьбу с семьей, Волконская пишет царю о своем решении последовать за мужем. Царь разрешил ей ехать, но она должна была многого лишиться. Несмотря на это, Волконская решается ехать. С большой душевной болью оставляет она сына, прощается с родными. В дороге она понимает несправедливость устройства общества, а при встрече с мужем целует его оковы в знак признательности.

В произведении Екатерина Трубецкая и Мария Волконская представлены верными, преданными, мужественными, упорными, стойкими и любящими.

М. Горький «Детство»

В этом произведении говорится о детстве М. Горького. В нем есть жестокие и добрые, светлые герои. К добрым и светлым относится бабушка. Мать Горького – Варвара, хотя и любила своего сына, но не заступилась за него, когда дедушка засёк Лексея до потери сознания.

Автор с любовью описывает свою бабушку, говорит, что «до неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет» После смерти отца бабушка стала для мальчика «самым близким сердцу, самым понятным и дорогим человеком». Именно любовь бабушки к миру, ее рассказы, умение видеть красоту природы и восхищаться ею до слез внутренне обогатили Алешу, дали ему силы жить среди «свинцовых мерзостей жизни». Бабушка заметно отличается от всех домочадцев. Во время пожара она проявляет истинную смелость, решительность, не теряет самообладания. Трогательная забота и любовь к людям проявляется в хорошем отношении бабушки к слепому мастеру Григорию, к подкидышу Цыганку. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, а трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания. Не случайно, выросший в неблагополучной среде, Алеша не потерял внутреннего «стержня», который сформировался в нем под влиянием бабушки.

Итак, мы увидели героинь разного возраста: молодая Дуняша, чуть постарше ее – княгини-декабристки и Алена Дмитриевна, пожилая Акулина Ивановна, бабушка Алеши. Ни одна из них не обладает коварством, расчетливостью, хитростью. Наоборот, всех героинь объединяет способность любить и жертвовать собой ради любви. Писатели, чьи произведения мы рассмотрели, с сочувствием, с состраданием относятся к своим героиням. Значит, идеалом они считают женщину верную, преданную, любящую, готовую к самопожертвованию ради любимых.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)